Оценка эффективности труда работников торговли
Оглавление:
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования показателей эффективности труда.
1.1 Социально-экономические аспекты определения понятия «труд» и методические подходы к оценке 10 его эффективности.
1.2 Подходы к оценке эффективности труда работников торговли потребительской кооперации и их особенности.
Глава 2. Анализ эффективности труда работников торговли. 48'
2.1 Тенденции изменения качественного состава работников торговли потребительской кооперации
2.2 Оценка эффективности
труда работников в
Глава 3. Совершенствование оценки результатов труда как и фактор повышения эффективности деятельности торговых организаций.
3.1 Оценка конкурентоспособности
работников торговли и
3.2 Использование результатов
оценки труда в системе
Введение:
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ главной задачей современного этапа хозяйственного развития названо обеспечение высоких темпов роста экономики. В свою очередь экономический рост может быть достигнут на основе сочетания накопления и эффективного использования капитальных и интеллектуальных ресурсов. Особая роль в условиях радикальных преобразований общественной жизни и фундаментальной трансформации основ хозяйствования в стране отводится трудовым ресурсам.
Проблема заинтересованности работников в улучшении результатов хозяйственной деятельности остается злободневной. Она особенно актуальна для нашей страны, переживающей исторический перелом, экономическую перестройку и переход от централизованного планирования к практически полной самостоятельности деятельности организаций в условиях рынка, особенно в оплате труда. Но развивающиеся рыночные процессы не решили, а скорее обострили все проблемы, в том числе социальные.
Сегодняшняя ситуация характеризуется рядом моментов:
• Работать приходится в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция, борьба за качество и высокий уровень профессионализма персонала.
• Условия деятельности
любого предприятия диктуются рынком,
а конъюнктура рынка
• Динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться о своей квалификации, а учеба персонала требует финансирования.
• Значительно усложняется
система мотивации и
Эффективность хозяйствования
достигается при условии
Необходима разработка действенной
стратегии и тактики
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается историческими и экономическими предпосылками. Разрабатываются новые подходы к оценке эффективности труда. Наряду с экономическим особое значение приобретает социальный аспект эффективности труда.
Недостаточная изученность и разработанность данной проблемы определяет актуальность и обоснованность выбора темы диссертационной работы, ее цели и задачи.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является комплексное рассмотрение тенденций и закономерностей использования труда работников торговли потребительской кооперации и разработка рекомендаций по повышению его эффективности.
Для достижения этой цели в диссертации поставлены следующие задачи:
• уточнить понятийный аппарат категорий, характеризующих лиц, занятых трудовой деятельностью и «эффективность труда работников торговли»;
• рассмотреть методические подходы к оценке эффективности труда работников торговли;
• систематизировать показатели оценки экономической и социальной эффективности труда работников торговли потребительской кооперации;
• выявить основные тенденции
изменения качественного
• проанализировать основные факторы, определяющие эффективность труда работников торговли организаций потребительской кооперации;
• разработать подходы к оценке конкурентоспособности работников торговли и эффективности их труда;
• отработать механизм использования показателей оценки эффективности труда в системе стимулирования.
Предмет и объект исследования
Предметом исследования являются трудовые отношения, возникающие в сфере товарного обращения в условиях рыночной трансформации экономики.
Объектом исследования выбраны предприятия торговли системы потребительской кооперации Российской Федерации.
Теоретические и методологические основы диссертационного исследования
Теоретической и методологической
основой работы явились диалектический
и системный подходы, объективные
экономические законы, методы дедукции
и индукции. Информационной основой
послужили исследования отечественных
и зарубежных специалистов в области
труда, законодательные и нормативные
акты Российской Федерации, материалы
собраний представителей, решения Совета
и Правления Центросоюза
Исследованию отношений
в сфере труда посвящены
Различные аспекты эффективности труда работников торговли нашли отражение в работах И.А. Агаркова, И.Т. Абдукаримова, И.А. Бланка, Е.И. Данилова, М.М. Дарбиняна, В.Т. Жигалова, В.И. Иваницкого, Р.А. Максименко, М.К. Пардаева, А.И. Покровского, К.А. Раицкого, И.Н. Ушакова, Л.П. Федоровой, A.M. Фридмана и др. ученых.
Теоретические исследования и основные положения диссертации опирались на статистические данные Госкомстата Российской Федерации и Чувашской Республики, статистическую и бухгалтерскую отчетность (4 исследуемых организаций, а также результаты специальных обследований, проведенных автором в процессе выполнения научного исследования.
В процессе работы применялись
методы системного, корреляционно-регрессионного
анализа, группировок, средних и
предельных величин. Для выявления
основных тенденций изменения
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании рекомендаций по оценке эффективности труда работников торговли потребительской кооперации как социально ориентированной системы. К числу результатов, характеризуемых научной новизной, относятся следующие положения:
• уточнено содержание понятия «эффективность труда работников торговли»;
• на основе анализа существующих
методик систематизированы
• на основе исследования количественных
и качественных характеристик человеческих
ресурсов организаций потребительской
кооперации выявлены факторы, определяющие
эффективность труда работников
торговли, оценена степень их влияния
на финансово-хозяйственные
• предложена методика оценки уровня конкурентоспособности работников предприятий торговли, учитывающая такие параметры (признаки) как: квалификация, стаж, образование, качество выполняемых работ;
• разработана методика
определения комплексного показателя
социально-экономической
• обоснованы и предложены
рекомендации по использованию показателей
оценки эффективности труда в
системе материального
Практическая значимость результатов диссертационного исследования
Практическая значимость
результатов исследования заключается
в разработке конкретных предложений
по повышению эффективности труда
работников кооперативной торговли.
Реализация содержащихся в диссертации
предложений и рекомендаций позволит
руководителям организаций
Предложенная методика оценки
социально-экономической
Показатель интенсификации труда с развитием НТП станет еще актуальнее и найдет практическое применение в предприятиях потребительской кооперации при автоматизации процесса управления трудом.
Использование методики распределения
расходов на оплату труда между розничными
торговыми предприятиями
Апробация и внедрение результатов исследования
Апробация и внедрение результатов исследования проведены:
• на ряде предприятий и организаций, о чем свидетельствуют акты об экспериментальном внедрении: Уляновского потребсоюза акт о внедрении от 15.07.2001г.; Марийского потребсоюза акт о внедрении от 20.05.2001г.; Янтиковского райпо акт о внедрении от 17.12.2001г.; ПО УЗМВ «Волжанка» акт о внедрении от 24.06.2001г.;
• в обсуждениях на научно-практических конференциях: «Чувашская Республика на рубеже тысячелетий: история, экономика, культура»,
Чебоксары, 2000. (междунар.); «Научно-технический прогресс и социально-экономические правовые аспекты потребительской кооперации в современных условиях».- Чебоксары: ЧКИ МУПК, 1998. (межвуз.); «Социально-экономические, правовые проблемы и основные направления развития потребительской кооперации».- Чебоксары: ЧКИ МУПК, 1999. (межвуз.); «Потребительская кооперация - социально ориентированная система».-Чебоксары: ЧКИ МУПК, 2000. (межвуз.); «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии».-Чебоксары: ЧКИ МУПК, 2001. (межвуз.); «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».- Чебоксары: ЧКИ МУПК, 2002 (межвуз.); «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».- Москва: МУПК, 2002 (межвуз.);
• при проведении методических
семинаров для руководящих
• в учебно-методической работе и учебном процессе по дисциплине «Экономика предприятия» (по отраслям), «Менеджмент» и др., о чем свидетельствует акт о внедрении результатов исследования в учебно-методический процесс Чебоксарского кооперативного института МУПК от 24 апреля 2002 г.
Публикации
Автором опубликовано 52 работы общим объемом 15,66 печатных листа, в том числе по теме диссертационного исследования опубликовано 36 наименований работ объемом 9,95 п.л.
Объем и структура диссертационного исследования
Диссертация изложена на 167
страницах машинописного
Заключение:
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. - Труд - это деятельность,
направленная на развитие
2. Носителем трудовых
отношений в обществе
Наряду с понятием «трудовые ресурсы» в научном обороте применяются категории «рабочая сила», «трудовой потенциал», «человеческий фактор», «кадры», «персонал». Некоторые из этих терминов имеют принципиальные различия. Необходимы конкретизация и приведение к единообразию понятий, характеризующих трудовые отношения и субъекты, участвующие в них.
3. Социально-экономическая
эффективность труда
Эффективность труда работников
торговли потребительской кооперации
имеет особенности по сравнению
с другими сферами
4. Исследование системы
показателей и факторов
• значительный отток трудовых ресурсов из предприятий сферы торгового обслуживания на фоне общего сокращения численности работников потребительской кооперации в период адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Численность работников потребительской кооперации за анализируемый период уменьшилась на 73,9 %, а в торговле и общественном питании'"- на 78,1 %; только за последние 2 года - на 5,1 % и 4,1 %, соответственно.
• существенное изменение в структуре занятости: в торговле трудится более 64 % всех работников потребительской кооперации. С развитием промышленности и прочих отраслей произошло перемещение кадров в эти отрасли, их доля стала составлять 17,9 % и 7,2 % трудовых ресурсов потребительской кооперации (13,5 % и 5,2 %, соответственно, в 1990 г.);
• активизация движения
кадров, в том числе их выбытие
и текучесть. Только за 2001 г. число
уволившихся работников составило
около 132 тыс. человек или 32,4 % от общей
среднесписочной численности
• отток молодежи. По состоянию на 01.01.1992 г. в целом по Центросоюзу удельный вес молодых людей в списочной численности работников превышал 26 %. За десять лет этот показатель снизился на 6,1 п.п. и по состоянию на 1.01.2002 г. составил 19,9 %;
• снижение удельного веса
женщин в общей численности работников
предприятий потребительской
• сохранение высокого профессионально-
5. Показатели эффективности
труда подвержены влиянию
6. Конкурентоспособность
работников характеризуется
7. Эффективность труда возможно оценивать с позиций интересов: работников; потребителей (пайщиков); предприятия; общества. Разработанная модель эффективности труда включает показатели удовлетворения результатами их использования работниками, потребителями (пайщиками), предприятием и обществом в целом. Согласно управленческой «теории ожиданий» удовлетворенность является конечным результатом повышения эффективности. При разработке критериев оценки эффективности труда для организаций потребительской кооперации необходимо учитывать их специфику. В большинстве своем работники кооперативных организаций являются пайщиками. В силу выполнения потребительской кооперацией социальной миссии 2 и 4 элементы можно совместить. Это позволит упростить модель и представить ее в 3-х мерном виде, т.е. в виде «куба». Расчет эффективности труда может производиться как произведение показателя, характеризующего экономическую эффективность труда (оценка удовлетворенности предприятия результатами труда), индекса удовлетворенности работников и индекса удовлетворенности потребителей (пайщиков).
8. В условиях проводимой
государственной политики
Адаптация формализованного
расчета производилась на примере
предприятий и организаций
Данная методика позволяет
оценить использование
9. Стимулирование выступает
важным фактором повышения
10. В качестве одного
из подходов, позволяющих оценить
эффективность использования
Внедрение в практическую деятельность предложенных автором результатов исследования и разработанных методик оценки эффективности труда позволят повысить эффективность деятельности торговых организаций. т т т
Список литературы:
1. Конституция Российской
Федерации: Принята
2. Гражданский кодекс РФ. Часть I, II.- М.: ИНФРА-М, 1995,- 240 е.; 211 с.
3. Трудовой кодекс РФ: Утв. Федеральным законом от 30 дек. 2001г. № 197-ФЗ // Справочник кадровика.- 2002.-№1.- С. 7-118.
4. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». № 97-ФЗ.-М.: Б.и., 1997.-38 с.
5. О внесении изменений
и дополнений в Закон
6. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года: Подгот. Центром стратегических разработок // Коммерсантъ.- 2000.-12 мая.- С. 7.
7. Концепция развития
потребительской кооперации
8. О повышении роли
потребительской кооперации в
обеспечении населения
9. Постановление 122-го
общего Собрания
10. Программа стабилизации
и развития потребительской
11. Рекомендации Российской
научно-практической
12. Агарков И.А., Щенков В.В. Совершенствование организации труда в розничной торговле.-М.: Экономика, 1979.- 96 с.
13. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник / Под ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999.- 431 с.
14. Адамчук В.В., Романов О.В. Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1999.- 407 с.
15. Адлер Ю. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество.-2001.-№5/6.-С. 49-60.
16. Алавердов А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке.- М.: СОМЖТЭК, 1997.- 255 с.
17. Алехина О. Стимулирующий
эффект гибких систем
18. Алехина О., Павлуцкий А. Служба персонала: мифы и реалии // Управление персоналом 2000,- № 10.- С. 53-55.