Оценка эффективности управления муниципальным образованием

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы муниципального управления…………….......5

    1. Цели и задачи муниципального управления………………………………5
    2. Принципы муниципального управления.……………………………..….15

Глава 2. Анализ эффективности управления муниципальным образованием…………………………………………………………………….31

2.1. Управленческое решение как основа эффективности управления ……..31

2.2. Субъектно-объектные отношения в управлении и эффективность……..39

Заключение………………………………………………………………………56

Глоссарий………………………………………………………………………...60

Список  использованной литературы…………………………………………...62 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Актуальность  курсовой работы заключается в том, что управленческая деятельность выступает с современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития общества, промышленного производства и общественных процессов управления экономикой социальной сферы территорий.

     Муниципальное управление должно соответствовать  характеру решаемых задач, каковыми являются: создание социальной инфраструктуры муниципального образования; стабилизация экономики муниципального образования; развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей; поддержание экологической обстановки; сохранение единого экономического пространства.

     В решении этих задач комплексность – обязательное условие повышения эффективности воздействия на социально-экономические процессы.

     Система муниципального управления формируется  на основе принципа самоуправления, который  состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления (муниципального образования и муниципального хозяйства). Принцип самоуправления – это правило, которым необходимо руководствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельную и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.

     Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических основ эффективности управления муниципальным образованием.

     Исходя  из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:

  • изучение целей и задач муниципального управления;
  • изучение принципов муниципального управления;
  • изучение управленческого решения как основы эффективности управления;
  • рассмотрение разновидностей эффективности;
  • рассмотрение субъектно-объектных отношений в управлении.

     Объектом  исследования курсовой работы являются социально-экономические отношения в муниципальном образовании.

     Предметом исследования является определение  целей, задач и принципов муниципального управления и эффективности в управлении муниципальным образованием.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы. Первая часть курсовой работы посвящена теоретическим  аспектам муниципального управления. Здесь приводится краткая характеристика целей, задач и принципов муниципального управления.

     Во  второй главе рассматриваются проблемы эффективных управленческих решений и субъектно-объектных отношений в управлении. В заключение курсовой работы сделаны выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. Теоретические основы муниципального управления. 

     1.1. Цели и задачи муниципального управления 

     Центральное место в системе муниципального управления занимает формирование комплекса  целей и задач, обеспечивающих их достижение.

     Цели  и задачи муниципального управления определяются научно обоснованными перспективами социально-экономического развития муниципального образования на основе главной цели муниципального управления.

     Главная цель муниципального управления –  является  причиной возникновения и деятельности органов муниципального управления.

     Значение  главной цели, которая объективно существует и адекватно воспринята муниципальным служащим, имеет большое  значение. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если должностные лица и муниципальные служащие не воспринимают главную цель муниципального управления, то у них отсутствует ориентир для принятия оптимальных решений.

     Главная цель определяет положение муниципального управления в системе местного самоуправления и обеспечивает направление и ориентиры для определения последующих целей и задач на различных уровнях всех муниципальных структур.

     Рассматривая  главную цель муниципального управления с точки зрения определения основных потребностей населения и их эффективного удовлетворения, должностные лица местного самоуправления фактически создают базу для своей поддержки населением в будущем.

     Главная цель любой социально-экономической  системы и муниципального управления в том числе, определяется в первую очередь потребностями населения. Если эта система в основном выступает как система, предназначенная для наиболее полного удовлетворения каких-либо потребностей населения, то ее главной целью должен быть уровень и  качество обслуживания населения. Определение потребностей и их удовлетворение входит в круг обязанностей структурных подразделений органов местного самоуправления.

     Следовательно, можно утверждать, что главной  целью муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

     Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.).

     Для оценки уровня жизни используют такие  показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, доля в структуре потребляемых продуктов питания биологически ценных продуктов).

     Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку  отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благ и  услуг, обеспечивающий определенный уровень  потребления. В этой связи выделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный уровень потребления”. Под первым понимается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая “черта бедности”. При этом не следует путать “ минимальный уровень потребления” с “физиологическим минимумом потребления”, ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за “чертой бедности”, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни на данной территории. По этому показателю можно сравнивать любые территории между собой.

     “Рациональный уровень потребления” отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для человека. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет динамика приближения к такому потреблению [22].

     Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идет о таких сложных для  количественных оценок показателях, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическая и имущественная безопасность граждан и т.п. Здесь требуются интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определенность.

     Качество  жизни – понятие, выделяющее  и характеризующее посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. В современной социологии с его помощью принято обозначать те стороны общественной и индивидуальной жизни, которые не поддаются чисто количественным характеристикам.

     Возникнув в связи с вопросами охраны окружающей среды, здоровья людей и  обновления городов, проблема качества жизни приобрела затем более общее смысловое значение. Понятие качества жизни акцентирует внимание на ценностно-смысловой стороне образа жизни общества и человека, анализирует социальное, человеческое измерение роста эффективности новых технологий, новых возможностей потребления, суммирует эффект технического, экономического и политического процессов, происходящих на данной территории.

     Оценки  уровня и качества жизни населения  изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня лишь слегка превышает “черту бедности”. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни должны непременно учитывать эти обстоятельства.

     Цели  муниципального управления.

     Следует отличать цели науки муниципального управления от целей муниципального управления. Цель теории муниципального управления – исследование и выявление объективных законов, объясняющих процессы муниципального управления и позволяющих предвидеть их развитие и более эффективно управлять муниципальным образованием.

     Формирование  “древа” целей муниципального управления[13, c.53].

     Цель  в управлении вообще, а в муниципальном  управлении в частности, принадлежит к числу  важных элементов теории и практики муниципального управления.

     Выдвижение  целей перед муниципальным управлением, с одной стороны, касающихся всего муниципального образования, а с другой – опирающихся на муниципальную власть, – это определенный интеллектуальный процесс. В нем важны следующие моменты.

     Во-первых, источники возникновения и фиксирования целей муниципального управления. Можно твердо утверждать, что в отличие от сложившихся стереотипов, по которым считается, что сверху виднее, объективно цели муниципального управления рождаются внизу – идут от потребностей и интересов населения, объединенных в территориальный коллектив - муниципальное образование.

     Смысл и цель деятельности органов местного самоуправления состоят только в  том, чтобы благоприятствовать материальному  и духовному развитию населения муниципального образования. Именно внутреннее состояние населения и волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником формирования целей муниципального управления. Необходимо изучение объективных условий, которые складываются вокруг муниципального образования и внутри его, реальное определение возможностей и силы субъективного фактора, четкое знание потребностей и интересов конкретных управляемых объектов в управляющих воздействиях, достоверная оценка потенциала муниципального управления для управленческих действий, способных привести в итоге к объективной практической целенаправленности муниципального управления. Целеполагание в муниципальном управлении должно быть четко связанным с объектом.

     Во-вторых, субъективная сторона целеполагания  и открытость сформулированных целей муниципального управления. Сама сущность управления состоит из определенной последовательности (механизма) целеполагания, от прогнозирования к программированию, а далее к планированию – принятию решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать.

     Планирование  – это мост между нынешним и  желаемым будущим положением.

     Игнорирование планирования означает отказ от целеполагания  в муниципальном управлении, а следовательно, и от самого управления как такового, тогда начинают проявлять себя стихийные процессы с непредсказуемостью их последствий.

     В-третьих, иерархия целей муниципального управления строится на приоритете потребностей и интересов населения. Основные виды  целей муниципального управления образуют следующую структуру:

     - социальные, отражающие взаимоотношения элементов социальных структур сообщества, к примеру, уровень и качество жизни населения муниципального образования;

     - культурные, связанные как с восприятием культурных ценностей, которыми руководствуется сообщество, так и с влиянием духовного потенциала сообщества на реализацию социальных целей, к примеру, уровень образования;

     - экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации социальных и культурных  целей муниципального управления, к примеру, размер бюджета муниципального образования;

     - производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех экономических объектов, которые соответствуют перечисленным целям и способствуют их реализации, к примеру, предприятий и организаций оказывающих различные услуги;

     - организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объекте муниципального управления и построение функциональных и организационных структур для реализации вышеперечисленных целей.

     В-четвертых, построение, самого “древа” целей  муниципального управления. Основой  “древа” целей муниципального управления являются стратегические цели, связанные  с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения  муниципального образования. Стратегические цели развертываются  в тактические, определяющие направления действий по достижению первых, а тактические – в оперативные, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Стратегические цели являются – главными, а цели, способствующие их достижению – обеспечивающими (цели-средства). Цели муниципального управления также подразделяются на: общие (для всего муниципального управления) и частные (для отдельных сфер, органов и  структурных подразделений), конечные (по результатам) и промежуточные, по времени – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, официальные (цели-декларации о намерениях или направлениях деятельности) и побочные (могущие носить негативный, противоположный смысл) и производные (могущие увести систему и ее отдельные элементы в сторону).

     Построение  “древа” целей муниципального управления на базе и с учетом их иерархии является непростой процедурой, причем применительно как муниципальному управлению в целом, так и к его отдельным частям. Необходимо четкое выделение главной (стратегической) цели, ради достижения которой и создаются органы местного самоуправления, а затем произвести “разветвление” этих целей по всем другим их видам. Важное значение имеет согласование целей так, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга. Необходима обоснованная субординация целей, чтобы они работали друг на друга и, реализация одной цели становилась источником для другой. Субординация целей усиливает механизм целеполагания в муниципальном управлении.

     И, конечно, первостепенная проблема заключается  в достижении адекватности целей муниципального управления потребностям и интересам населения, а также тем целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами.

     К целям муниципального управления, как и ко всем прочим, предъявляются определенные требования:

     - достижимость и реалистичность;

     - понятность исполнителям;

     - качественную и (возможно) количественную описанность;

     - мотивирующую силу;

     - взаимную совместимость;

     - возможность проверки достижения и корректировки”[19]

     - объективную обусловленность и обоснованность;

     - социальную мотивированность;

     - обеспеченность в ресурсном отношении;

     - системную организованность”.[20]

     Наличие стратегических, тактических и оперативных, главных и обеспечивающих, общих и частных, конечных и промежуточных, долго-, средне-, краткосрочных, официальных и побочных потенциально содержит в себе возможность конфликта. Особенно это касается тактических и оперативных целей, поскольку:

     - они появляются спонтанно, изменчивы и адаптивны (т.к. изменчива сама организационная среда);

     - их много, поэтому возможна их несовместимость;

     - различия могут порождаться особенностями оргструктуры.

     Цели  необходимо согласовывать по горизонтали  и по вертикали. По горизонтали:

     а) руководитель может установить место каждого (структурного подразделения, группы, отдельного работника) в достижение общей цели;

     б) может использовать эффективные  мотивирующие механизмы горизонтальных связей (сквозные проекты, целевые группы, целевые комплексные программы, консультирующие и координирующие комитеты и советы и т.п.).

     При согласовании целей по вертикали  важно учесть интересы всех заинтересованных организаций и групп (органов власти всех уровней, общественных организаций, предприятий, инвесторов, СМИ и т.д.).

     Соблюдение  этих требований превращает цели муниципального управления в мощную движущую силу функционирования и социально-экономического развития муниципального образования.

     Для большинства муниципальных образований  выбор целей деятельности представляет сложную проблему, требующую серьезных подходов и исследований. При выборе целей следует принимать во внимание тенденции и факторы внешней среды, такие, как общее состояние экономики в стране, возможные меры правительственного регулирования экономики, изменения социальных, политических, демографических, экологических и других условий, могущих оказать влияние на функционирование муниципального образования. Необходимо также учитывать тенденции и планы развития промышленности, сельского хозяйства характер возможных структурных сдвигов, которые повлекут за собой изменения объемов, уровня зарплаты и занятости и т.п.

     И, наконец, необходимы тщательное изучение и оценка состояния и возможностей самого муниципального образования:

     - его финансового и ресурсного потенциала;

     - демографического состава населения;

     - возможностей по сохранению и наращиванию товарооборота, производственных и сельскохозяйственных мощностей;

     - его репутации для инвесторов (инвестиционной привлекательности);

     - его маркетинговых возможностей;

     - наличия и эффективного использования научно–технического потенциала новых производств, технологий, ноу-хау и др.;

     - компетентности, как муниципальных органов, так и отдельных должностных лиц.

     Задачи  муниципального управления

     Цель  предопределяет задачи муниципального управления в реализации интересов муниципального образования. Задача управления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных данных или параметров этого результата. Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач. Можно сказать, что цель становится задачей, если указан срок ее достижения и конкретизированы количественные и качественные характеристики желаемого результата. Короче говоря, цель достигается в результате решения задач.

     Распределение целей во времени и пространстве в соответствии с организационной структурой муниципальной системы образует иерархическую систему задач, последовательное и параллельное решение которых должно приводить к достижению поставленных целей. В иерархии управления задачи вышестоящего звена управления могут рассматриваться как цели нижестоящих звеньев.

     В муниципальном управлении можно  выделить три уровня задач:

     1 – стабилизация управляющих параметров и поддержание их на заданном уровне, контроль состояния муниципальных объектов;

     2 – управление сферами жизнедеятельности   муниципального образования с целью обеспечения населения услугами;

     3 – оптимизация функционирования  всего муниципального образования, исходя из заданного критерия качества функционирования с выдачей соответствующих данных о деятельности органов местного самоуправления в органы государственной власти и населению.

     К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся:

     - удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);

     - реализация социально-экономического потенциала муниципального образования;

     - оптимальное сочетание местных и государственных интересов;

     - распределение социальных благ гарантированных государством (минимальный государственный социальный стандарт, обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.);

     - поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования (пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.);

     - обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт (МГСС).

     Следует отметить, что возможности решения  тех или иных задач муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Принципы муниципального управления 

     На  любом объекте муниципального управления непрерывно возникают ситуации, требующие  от муниципальных органов и должностных  лиц принятия тех или иных управленческих решений. Действовать правильно в таких ситуациях, обеспечивая наиболее эффективное функционирование муниципального образования, возможно лишь руководствуясь существующими принципами муниципального управления. Принципы – важнейшая категория теории муниципального управления, одно из ее основополагающих начал. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Поэтому они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.

     Принципы  муниципального управления – это  важнейшие руководящие правила, которым должны соответствовать организация, функционирование и развитие системы муниципального управления. Они определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, направления и условия  принятия решений; они  относятся и ко всей системе местного самоуправления в целом. Принципы, в соответствии с которыми должна формироваться, функционировать и развиваться система муниципального управления, называется общими или основными принципами муниципальными управления. Принципы управления отдельными подсистемами, элементами или сферами управления называются частными, или локальными, принципами управления.  Все подсистемы муниципального управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, но и частными принципами. Частных принципов много. Все частные принципы формулируются в виде правил или требований. Например, к муниципальным служащим.

     Принципы  отличаются стабильностью, но вместе с  тем они и динамичны в зависимости от организационно-политических и социально-экономических условий. Какие-то принципы управления со временем становятся важнее и необходимее, а какие-то проявляют себя в меньшей степени на том или ином этапе развития муниципального образования. Учет этого динамизма в изменении значимости отдельных принципов муниципального управления – важнейший показатель экономической культуры, эрудиции и квалификации муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления.

     В принципах муниципального управления раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм и методов осуществления управленческого воздействия субъекта на объект муниципального управления.

     Принципы  муниципального управления – это  обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие  в основе организации и деятельности органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.[11, c.42]

     В принципах муниципального управления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

     1. принципы предопределяют построение  и функционирование муниципальной власти;

     2. выступая теоретической основой  муниципального строительства, принципы  помогают уяснить сущность муниципального  управления, его отличительные черты и признаки;

Оценка эффективности управления муниципальным образованием