Оценка эффективности управления организацией
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра
общего менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему:
«Оценка эффективности
управления организацией»
Выполнила студентка
очной формы обучения
специальности «Менеджмент организации»
третьего
курса 32 группы
Руководитель работы
преподаватель кафедры менеджмента ________ Л. Н. Катаева
Оренбург
2010
Задание на курсовую работу
по дисциплине «Основы менеджмента»
Тема:
______________________________
______________________________
Исходные
данные к работе: ______________________________
______________________________
Перечень подлежащих к разработке в работе вопросов: ____________________
______________________________
Перечень внетекстовых элементов (таблиц, рисунков): ____________________
______________________________
Дата выдачи задания «___» __________ 20___ г.
Руководитель
____________________
Срок сдачи студентом законченной работы «___» __________ 20___ г.
Исполнитель
Студентка
группы МО-32 ______________
Гнездилова Е.С.
Аннотация
на курсовую работу Гнездиловой Елены Сергеевны
на тему:
______________________________
______________________________
Курсовая работа изложена на ___ страницах, включает ___ рисунка(ков), ____ таблиц(ы), ____ приложение(й). Для ее написания использовано _____ источника(ов).
Работа
состоит из ______________________________
Цель
курсовой работы – ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Исполнитель
студент (ка) группы МО-32 ______________ Е.С.Гнездилова
Оглавление
Введение
..............................
1 Теоретические основы эффективности управления…………………………….5
- Факторы эффективности
управления ..............................
..........................9
1.2 Методы
и показатели оценки экономической и социальной
эффективности управления ..............................
2 Анализ
эффективности управления ООО«
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ОренПроф» 24
2.2 Анализ эффективности управления в
ООО «ОренПроф»……………..27 3 Разработка
предложений по повышению эффективности
управления в
ООО «ОренПроф»....................
Заключение
..............................
Библиографический
список ..............................
Приложение
1.............................
Приложение
2.............................
1
Введение
Вся целесообразная деятельность человека, так или иначе, связана с проблемой эффективности. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов, желание экономить время, получать как можно больше продукции из доступных ресурсов.
Проблема эффективности - это всегда проблема выбора. Выбор касается того, что производить, какие виды продукции, каким способом, как их распределить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления .
Уровень
эффективности оказывает
Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития экономических отношений одним из важнейших условий осуществления стабильной деятельности организаций является наличие в них высокоорганизованной системы управления, отличающейся адаптивностью, гибкостью, результативностью. В теории и практике существует целый ряд направлений повышения эффективности деятельности организаций. Однако, несмотря на многообразие этих направлений, современный уровень развития экономики сдерживается, в том числе отсутствием такой методики для оценки эффективности системы управления, которая позволила бы посредством всестороннего анализа активно воздействовать на текущее состояние организации, а также служила основой для дальнейшего совершенствования функционирования ее системы управления.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области практического и теоретического стратегического менеджмента, методические рекомендации по структуре курсовой работы, материалы периодической печати.
Цель данной работы – оценить
эффективность управления
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение эффективности управления и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- выделить главные и наиболее важные критерии эффективности управленческой деятельности;
- проанализировать эффективность управления ООО «ОренПроф»;
Объектом данной работы является ООО «ОренПроф».
Предмет исследования является эффективность управления предприятием ООО«ОренПроф».
В работе использованы следующие методы:
- анализ;
- синтез;
- наблюдение;
Информационной
базой исследования являются нормативно-справочные
материалы, наблюдения, результаты экспертного
опроса.
1
Теоретические основы
эффективности управления
Экономическая
эффективность - важнейшая социально-
"Эффективность"
как экономическая категория
определяет, при помощи комбинации
каких ресурсов получен
Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной. Приблизительно эффективность может быть определена еще до начала самой деятельности как потенциальная эффективность, реальная же зависит от степени достижения самих целей, то есть от полученных на практике результатов. [14, с.45]
Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро - и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.
Сравнительная
эффективность рассчитывается и
анализируется при обосновании
принимаемых производственно-
Сущность
экономической эффективности
Оценка деятельности предприятия производится на основе комплексного анализа конечных итогов его эффективности. Экономическая суть эффективности предприятия состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться существенного увеличения прибыли. Количественно она измеряется сопоставлением двух величин: полученного в процессе производства результата и затрат живого и овеществленного труда на его достижение.
Понятие «эффективность» предполагает сопоставление затрат и результатов. Повысить эффективность означает с меньшими затратами получить большие и лучшие результаты.
Эффективность управления выступает как некая условность, символ, результат функционирования системы менеджмента, к которому необходимо стремиться.
Отправным
моментом исследования и проблемы эффективности
менеджмента является эффективность
общественного производства. Социально-экономическая
природа управленческой деятельности
обусловливает правомерность
При выявлении содержания эффективности управления исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель – результат – эффективность, т.е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективности – с позиций самого процесса. Сюда следует относить использование ресурсов производства (коммерции) и менеджмента, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т.е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) – результат – эффективность.
Таким
образом, эффективность производства
(коммерции) служит критерием эффективности
менеджмента, а повышение эффективности
менеджмента – один из решающих
факторов и резервов роста эффективности
производства (коммерции). Следовательно,
более эффективное управление, при
прочих равных условиях, обеспечивает
и более высокий уровень
Эффективность
управления – сложная, многогранная
категория. Она отражает характерные
особенности экономических, социальных
и иных явлений. Многогранность эффективности
менеджмента обусловливает
Эффект управления складывается из трех составляющих:
- экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
- социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
- социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.
Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.
Помимо
понятия эффекта используют понятие
эффективности. Эффективность –
результат, выраженный стоимостными показателями,
является экономическим эффектом, характеризующимся
приростом дохода, увеличением прибыли.
Эффективность представляет собой
соотношение эффекта или
Эффективность = Эффект/Затраты
При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму).
Обычно затраты подразделяют на:
- материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
- трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
- финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).
Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно уменьшить трудовые ресурсы и более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены.
Итак,
эффективность менеджмента
- в управлении трудовыми ресурсами;
- в управлении производством или создании операционной системы;
- при определении методов и структур управления.
На
эффективность деятельности менеджера
влияет ряд факторов: потенциал сотрудника,
его способность выполнять
Таким
образом, эффективность управления
— один из основных показателей
совершенствования управления, определяемый
сопоставлением результатов управления
и ресурсов, затраченных на их достижение.
Оценить эффективность
- Факторы эффективности управления
Высокие
темпы роста эффективности
Это
актуально особенно сейчас, когда
многие российские фирмы, в первую очередь
мелкие и средние, испытывают сегодня
немалые затруднения
Большое
значение имеет вопрос о правильной
классификации факторов влияющих на
эффективность управления персоналом.
При составлении такой
Теоретическое значение классификации факторов эффективности управления персоналом заключается в том, что она позволяет более полно раскрыть природу производительности труда, определить соотношение между факторами, выявить особенности в действии отдельных факторов с учетом специфики каждого конкретного направления деятельности фирмы.
Использование такой классификации позволяет определить влияние каждого фактора в отдельности, устранив тем самым повторный счет, а также учесть результативность факторов роста производительности труда, что дает возможность правильно выявить и использовать резервы роста эффективности управления персоналом в целом. [8, с.63]
Повышение эффективности управления зависит от ряда факторов, которые могут быть систематизированы по различным признакам.
По содержанию:
- организационные факторы
- экономические факторы
- технические факторы
- физиологические факторы
- социально-психологические факторы
Организационные факторы – это рациональная структура аппарата управления, четкое функциональное разделение труда и правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;
Экономические факторы – включают систему материального поощрения и материальной ответственности;
Технические
факторы – характеризуются
Физиологические факторы – это, прежде всего санитарно-гигиенические условия;
Социально-
По форме воздействия различают:
- факторы прямого воздействия,
- факторы косвенного воздействия.
Факторы
прямого воздействия –
Факторы косвенного воздействия – оказывают опосредованное влияние на работу организации. Это психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и др.
По продолжительности воздействия:
- факторы кратковременного воздействия,
- факторы длительного воздействия.
Например,
кратковременное воздействие
По степени формализации – факторы, влияющие на эффективность управления, могут быть подразделены на:
- факторы, количественно измеримые;
- факторы, количественно неизмеримые.
Количественно измерить можно, например, уровень механизации управленческого труда, интенсивность информационных потоков и т.п. В то же время такие факторы, как удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат и ряд других, не поддаются количественному измерению и не могут быть формализованы.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном – снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
По степени управляемости
- нерегулируемые,
- слаборегулируемые,
- регулируемые.
Нерегулируемые
факторы не зависят от управленческих
решений, к ним относятся факторы,
характеризующие
Под слаборегулируемыми чаще всего понимают факторы, обладающие большой инертностью, изменение которых за определенный период времени мало зависит от управленческих решений. К таким факторам можно отнести: размер представительств фирмы, объем и структуру основных фондов, характеристики технического уровня производства (мощность машин, степень механизации и автоматизации производства и др.).
К регулируемым относятся факторы, характеризующие качество управления персоналом, уровень организации производства и труда, степень использования ресурсов и др. Именно эта группа факторов и формирующих их исходные показатели необходима нам для дальнейшего исследования.
Предложенная
классификация показателей
Существующая
теория и практика изучения факторов
роста производительности труда
позволяют построить утонченную
общую классификацию в
Таблица 1.1.1 - Содержание некоторых факторов, влияющих на эффективность управления персоналом
Факторы | Содержание факторов | |
Физиологические |
| |
Технические и технологические |
| |
Структурно-организационные |
| |
Социально-экономические |
| |
Социально-психологические |
| |
Территориально-ситуационные |
|