Оценка эффективности управления предприятием
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ (ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ) 6
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ» 6
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1 ЭТАПЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.3 КЛАССИФИКАЦИЯ
ВИДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
3.1 ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИКИ И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение
Сегодня в нашей стране мало адаптированных к российской реальности трудов по изучаемой дисциплине, которые бы в должной мере отвечали потребностям трансформируемой экономики.
Актуальность темы данной
курсовой работы определяется фундаментальными
преобразованиями во всех сферах общественной
жизни России и необходимостью коренного
переосмысления роли управленческих структур
всех уровней в современном
Анализировать проблему повышения производительности и эффективности управления, давать ей адекватную оценку – задача сложная. Этим занимаются многие ученые, используя различную терминологию и методологию, что затрудняет взаимодействие между разными научными областями и созданию единого подхода.
Анализ и оценка эффективности
управления базируется на меж предметных
связях и знании таких предметов,
как: теория управления, система государственного
и муниципального управления, стратегическое
управление, управление персоналом, основы
нормотворческой деятельности, региональная
экономика и управление, формирование
эффективной структуры
Степень научной разработанности
проблемы крайне мала. Рассматриваемые
в данной курсовой работе аспекты
в области эффективности
Объектом исследования данной курсовой работы является эффективность управления.
Предметом исследования данной курсовой работы является оценка эффективности управления.
Цель исследования проанализировать процедуру оценки эффективности управления.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- Изучить понятие «эффективность управления».
- Выявить значение оценки эффективности управления в современных условиях.
- Рассмотреть основные подходы к оценке эффективности управления.
- Выявить основные критерии оценки эффективности управления.
- Рассмотреть основные виды оценки эффективности.
- Описать основные показатели, характеризующие эффективность системы управления.
- Ознакомиться с оценкой эффективности государственного управления.
Глава 1. Эффективность процесса управления (понятие, различные подходы и виды эффективности)
1.1 Сущность понятия «эффективность управления»
В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является ее эффективность. Термин «эффективность» произошел от латинского effectivus – достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенные меры.2
В современной науке и практике существует много подходов к определению эффективности организации. Но, до сих пор, отсутствует единый методологический подход. Это связано с многомерностью рассматриваемой категории.
Эффективность – это интегральная
и структурированная
Достаточно трудно определить какой-либо единый критерий эффективности работы организации, годный для всех структур и при любых обстоятельствах. Но в общем виде выделяют четыре подхода в этом вопросе: достижение поставленных целей, использование ресурсов, оптимальность внутренних процессов и коммуникаций, удовлетворенность персонала.
Обычно выделяет несколько
компонентов эффективности, которые
можно количественно и
1) Результативность (уровень достижения поставленных целей);
2) Экономность (сокращение издержек и затрат);
3) Экономическая эффективность (соотношение результатов и издержек);
4) Степень воздействия (прямые и косвенные последствия действий).
Все подходы к определению
сущности эффективности организации
можно условно разделить на три
группы, которым соответствуют
1. Частная экономическая эффективность организации .
2. Социально-экономическая эффективность.
3. Эффективность управления.
Последний определяется путём
сопоставления результатов
Эффективность управления можно
оценить путем соизмерения
На современном этапе развития оценка эффективности управления представляет собой важную проблему. Нет такого способа, с помощью которого можно было бы решить проблему с учетом всех предложений и без некоторого ущерба для эффективности. Зачастую необходимо учитывать прямые и косвенные, материальные и нематериальные, реальные и денежные выгоды и расходы. Следует учитывать “внешние эффекты”. Необходим строгий контроль общества над государственными органами.
Существуют три измерения
эффективности в органах
1) Выполнение стратегических целей (уровень министерств и ведомств);
2) Реализация программ/проектов (уровень среднего и высшего звена руководителей).
Критерии эффективности управления включают ряд показателей:
1. Характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления.
2. Характеризующих содержание организации процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управлений. К нормативным характеристикам аппарата управления мог быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.
3. Характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К cтpyктурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости сбалансированность распределения прав и ответственности. Оценивая эффективность управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекта управления.
1.2 Критерии эффективности управления
эффективный упра
вление оценочный организационный
Такие критерии призваны отразить рациональность организационного построения управляющих подсистем. Критерии:
1. Целевая обоснованность организации и функционирование субъектов управления.
2. Затраты времени на решение управленческих вопросов.
3. Стиль функционирования субъектов управления.
4. Сложность организации субъектов управления, их подсистем и звеньев.
5. Общие (совокупные) экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления, их подсистем и звеньев.
Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности, по качеству планирования, по эффективности вложений, по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п. Самым простым примером может служить оценка эффективности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя.
Другим экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов, человеческих ресурсов, внедрение нововведений.
Эффективность управления все
чаще отождествляется с
Современная теория управления
приходит к необходимости, во-первых,
согласования показателей эффективности
управления с показателями эффективности
и производительности фирмы; во-вторых,
к необходимости учета
Таким образом, современный комплексный анализ "выхода" организации, с точки зрения ее эффективности, включает многосторонний учет социальных и экологических последствий производственной деятельности, влиянию производимой продукции или услуг на потребителя.
Глава 2. Сущность оценки эффективности управления
2.1 Этапы оценочной деятельности
Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.
Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.
Для проведения оценки управления организацией необходимо определить ее цели и задачи; использовать систематический подход к сбору и анализу информации; четко знать, какие решения руководители должны принять на основании результатов оценки. Оценки – сложное и дорогостоящее мероприятие.5
Планирование оценочной деятельности:
1. Определение цели оценки.
2. Определение уже имеющейся
в организации информации и
выявление информационных
3. Разработка вопросов, ответы
на которые предполагается
4. Определение возможных подходов к структуре (модели) оценки, сбору и анализу данных, новым источникам информации.
5. Принятие решения о
том, будет ли это внутренняя
или внешняя оценка; определение
умений и навыков, которые
6. Составление примерного графика и сметы работ.
В ходе оценки следует учитывать
принципы полезности, выполнимости, соблюдение
принципов этичности и
Общая схема методики оценки эффективности деятельности (и управления деятельностью) следующая:
ЭД = Р/Ц х ЗО/ЗП,
где Ц – цель деятельности; Р – результат деятельности; ЗО – оптимальные затраты; ЗП – производительные затраты; ЭД – показатель эффективности деятельности.
Используя методологию Р.
Акофа и Ф. Эмери, отечественные
учёные А. Д. Урсул и А. И. Дронов ещё
в середине 80-х годов предложили
формулу эффективности
ЭД = Ц/П х Р/Ц х ТО/ТД х (РП/З – РН/ЗК),
где ЭД – коэффициент
эффективности деятельности; Ц –
цель деятельности; П – потребность,
на удовлетворение которой направлена
деятельность; Р – результат деятельности;
ТО – оптимальное время для
осуществления целевого проекта; ТД
– действительно затраченное
время; З – общие затраты; РП –
общие позитивные затраты; РН – общие
негативные результаты; ЗК – величина
отражающая степень негативности результатов
и включающая затраченные усилия
и ресурсы. Данная формула может
быть в основе для подготовки методики
оценки эффективности любой
2.2 Основные
подходы к оценке эффективности
управления
Для оценки эффективности можно использовать любой из перечисленных ниже подходов в зависимости от обстоятельств.
Целевой подход. Основной критерий для оценки эффективности – достижение цели. Применение целевого подхода связано с рядом проблем:
а) Достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции.
б) Допускаются попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них затрудняет выполнение других задач.
в) Существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех членов, является спорным.
Системный подход. Предполагает
выделение основных элементов «вход
– процесс – выход» в рассматриваемой
системе и необходимость её адаптации
к условиям системы более высокого
уровня, частью которой она является.
Любая организация – это часть
отрасли, общества и всё чаще –
глобальной экономики. Все эти системы
предъявляют требования к своим
частям. Организации также обязаны
удовлетворять требованиям
Многопараметрический подход. Предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.6
Модель конкурирующих оценок подразумевает, что управляющие должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих:
1) жесткий контроль или гибкость
2) внутренние или внешние факторы
Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:
- Руководитель, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;
- Руководитель, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов;
- Руководитель, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;
- Менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.
Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что руководители должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки. Организации будут отражать приемлемость этих базовых оценок.
2.3 Классификация
видов оценки эффективности. Мониторинг
Оценка в отличие от
мониторинга позволяет
Каждая может являться полезной в зависимости от ситуации. Оценка является очень многообразной и может проводиться на различных стадиях программы или проекта, поэтому подход к оценке может быть отнесен к различным видам классификации в зависимости от конкретной ситуации.
Ф. Уортен, Дж. Сандерс предлагают следующую классификацию, которая учитывает работу предшествующих исследователей.
1. Подход, ориентированный на задачи. Оценка, направленная на выяснение четких целей и задач программы или проекта и определение, были ли эти цели и задачи выполнены.
2. Подход, ориентированный на управление. Оценка, ориентированная на удовлетворение потребностей руководителей в информации, необходимой для принятия решений.
3. Подход, ориентированный на благополучателя. Оценка, ориентированная на благополучателя, основной задачей которой является сбор информации о различных «продуктах», необходимой благополучателям для выбора между различными продуктами, услугами.
4. Подход, ориентированный на экспертное заключение. Оценка, напрямую зависящая от использования профессиональной экспертизы в той или иной области для определения качества программы или услуг.
5. Подход, ориентированный на сравнительный анализ. Оценка, построенная на сравнении оппозиционных друг другу точек зрения различных экспертов.
6. Подход, ориентированный на вовлеченность сторон. Оценка, обеспечивающая вовлечение всех сторон, заинтересованных в объекте оценки, в процесс определения потребностей и критериев данной оценки, а также информации, которую необходимо собрать.
Оценку, в задачи которой входит исследование конечных результатов и эффективности программы, называют общим термином «суммирующая оценка». «Формирующая оценка» призвана помочь руководителям организации в принятии решений о том, какие изменения необходимо внести в деятельность организации для повышения ее эффективности.
Классификация видов оценки:
Формирующая оценка:
а) оценка потребностей определяет несоответствие между желаемым и реальным положением дел относительно какой-либо ситуации, выявляет существующие потребности и располагает их в порядке приоритетности;
б) оценка процесса ставит своей целью описание того, как в действительности функционирует та или иная организация, каким образом ее деятельность приводит к достижению определенных результатов, и каковы сильные и слабые стороны организации;
в) оценка целей и задач помогает определить, достигает ли и в какой степени та или иная организация запланированных целей и задач.
Суммирующая оценка:
а) оценка результатов помогает
определить, какие виды деятельности
организации действительно
б) оценка воздействия позволяет
определить изменения в благосостоянии
людей/клиентов/
в) оценка экономической эффективности использует экономические методы для оценки соотношения затрат и результатов деятельности организации, выраженных в денежном отношении, и соотношения затрат и результатов, выраженных в затратах на единицу полученного результата.
Необходимо подбирать
тот вид оценки, который бы соответствовал
ее задачам. Кроме вышеперечисленных
методов на современных предприятиях
широкое распространение
Сущность мониторинга
заключается в том, чтобы, во-первых,
следить за выявления соответствия
плановых и фактических результатов
деятельности, промежуточных результатов
и проблем; во-вторых, осуществлять
контроль с целью предупреждения
нежелательных последствий и
своевременной корректировки
Мониторинг – процесс
регулярного сбора и анализа
информации в целях наблюдения и
контроля за ходом развития какого-либо
социального явления или
Мониторинг обеспечивает
процесс регулярного сбора и
анализа ключевых данных (индикаторов)
для определения того, какие сдвиги
или прогресс достигнуты в изученном
явлении или процессе. Главная
цель мониторинга – повышение
эффективности управления и улучшения
деятельности для выявления отклонений,
корректировки и решения
Глава 3. Эффективность государственного управления
3.1 Оценки производительности
и эффективности государственного
управления
Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление как и управление частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.
Критерии эффективности государственного управления:
- степень соответствия
содержания и результатов
- соблюдение установленных норм;
- степень влияния
- степень изменения объекта управления в позитивную или негативную сторону;
- насколько управляющая деятельность улучшает деятельность людей;
- объемы издержек управляющей деятельности с точки зрения окупаемости вкладываемых в управление ресурсов;
- авторитетность решений и другое.
Эффективность управленческого
труда оценивается путем
Свидетельства успешной реализации
проекта играют представление в
динамике количественные данные об экономии
средств, оказание дополнительных услуг,
независимые оценки качества представляемых
услуг и удовлетворенности
Для осуществления радикальных
перемен в обществе, для решительных
экономических преобразований необходима
адекватная им система управления,
которая смогла бы на базе рыночных
отношений, государственного регулирования
и новых морально-этических
Недостатком организации
исполнительной власти часто является
неупорядоченность. Наблюдаются разнобой
в статусе и уровне оплаты труда
работников аналогичных организационных
структур, отсутствие установленного
регламента в подчиненности
В целях преодоления негативных
тенденций необходимо предусмотреть
в организации исполнительной власти
приоритетное и последовательное обеспечение
социальной защиты населения, укрепление
соответствующих специальных
Как показывает мировой опыт,
страны с эффективными и четко
организованными институтами
Оценка результативности выполнения функций государственного управления производится по системе измеряемых индикаторов. Для каждого федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции государственного управления, устанавливаются определенные показатели деятельности.
Поставленная задача по повышению уровня качества управления и услуг требует выделения наиболее важных факторов, которые влияют на работу правительства и администрации, что позволяет в дальнейшем целенаправленно управлять и регулировать данный процесс. К числу таких факторов, от которых зависит качество работы государственных структур, относятся: