Оценка эффективности управления предприятием

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ (ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ  ПОДХОДЫ И ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ) 6

1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ  «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ» 6

1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ 9

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 11

2.1 ЭТАПЫ ОЦЕНОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11

2.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ  К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 13

2.3 КЛАССИФИКАЦИЯ  ВИДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МОНИТОРИНГ 14

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18

3.1 ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ  И ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ 18

3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Введение

Сегодня в нашей стране мало адаптированных к российской реальности трудов по изучаемой дисциплине, которые  бы в должной мере отвечали потребностям трансформируемой экономики.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного  переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.

Анализировать проблему повышения  производительности и эффективности  управления, давать ей адекватную оценку – задача сложная. Этим занимаются многие ученые, используя различную  терминологию и методологию, что  затрудняет взаимодействие между разными  научными областями и созданию единого  подхода.

Анализ и оценка эффективности  управления базируется на меж предметных связях и знании таких предметов, как: теория управления, система государственного и муниципального управления, стратегическое управление, управление персоналом, основы нормотворческой деятельности, региональная экономика и управление, формирование эффективной структуры организации  и т.д.1

Степень научной разработанности  проблемы крайне мала. Рассматриваемые  в данной курсовой работе аспекты  в области эффективности управления, особенностей оценки эффективности  управления и видов такой оценки нашли свое отражение в работах  отечественных и зарубежных специалистов. Следует отметить работы Р. Акофа, Ф. Эмери, А. Д. Урсула, А. И. Дронова, Ф. Уортена, Дж. Сандерса, О.В.Симагиной.

Объектом исследования данной курсовой работы является эффективность  управления.

Предметом исследования данной курсовой работы является оценка эффективности  управления.

Цель исследования проанализировать процедуру оценки эффективности  управления.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «эффективность управления».
  2. Выявить значение оценки эффективности управления в современных условиях.
  3. Рассмотреть основные подходы к оценке эффективности управления.
  4. Выявить основные критерии оценки эффективности управления.
  5. Рассмотреть основные виды оценки эффективности.
  6. Описать основные показатели, характеризующие эффективность системы управления.
  7. Ознакомиться с оценкой эффективности государственного управления.

 

 

Глава 1. Эффективность процесса управления (понятие, различные подходы и  виды эффективности)

1.1 Сущность понятия  «эффективность управления»

 

В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является ее эффективность. Термин «эффективность»  произошел от латинского effectivus – достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенные меры.2

В современной науке и  практике существует много подходов к определению эффективности  организации. Но, до сих пор, отсутствует  единый методологический подход. Это  связано с многомерностью рассматриваемой  категории.

Эффективность – это интегральная и структурированная характеристика деятельности организации, комплексно отражающая успешность этой деятельности, её в соответствии миссии, целям  и задачам организации.3

Достаточно трудно определить какой-либо единый критерий эффективности  работы организации, годный для всех структур и при любых обстоятельствах. Но в общем виде выделяют четыре подхода в этом вопросе: достижение поставленных целей, использование  ресурсов, оптимальность внутренних процессов и коммуникаций, удовлетворенность  персонала.

Обычно выделяет несколько  компонентов эффективности, которые  можно количественно и качественно  оценить:

1) Результативность (уровень достижения поставленных целей);

2) Экономность (сокращение издержек и затрат);

3) Экономическая эффективность (соотношение результатов и издержек);

4) Степень воздействия (прямые и косвенные последствия действий).

Все подходы к определению  сущности эффективности организации  можно условно разделить на три  группы, которым соответствуют определённые виды эффективности:

1. Частная экономическая эффективность организации .

2. Социально-экономическая  эффективность.

3. Эффективность управления.

Последний определяется путём  сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на процесс  управления. С конца 19 века производительность стала наиболее приемлемой мерой  для описания эффективности организации. Наблюдается тенденция и отождествление этих двух понятий. С начала 20 века американская нация “заболела тейлоризмом”, во многих городах действовали комитеты эффективности. Понадобилось время, чтобы  тейлоризм воплотился в законы. В 1928 году в США разработаны способы  оценки эффективности работы государственных  служб. В 80-е годы, в период неконсервативной волны, в индустриально развитых странах Запада появились убеждения  в необходимости сокращать издержки в государственном секторе.

Эффективность управления можно  оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Эффективность воспринимается как  само содержание управления организацией: «вся наука и все искусство  управления как раз и состоит  в эффективном использовании  ресурсов административными организациями».4

На современном этапе  развития оценка эффективности управления представляет собой важную проблему. Нет такого способа, с помощью  которого можно было бы решить проблему с учетом всех предложений и без  некоторого ущерба для эффективности. Зачастую необходимо учитывать прямые и косвенные, материальные и нематериальные, реальные и денежные выгоды и расходы. Следует учитывать “внешние эффекты”. Необходим строгий контроль общества над государственными органами.

Существуют три измерения  эффективности в органах государственного управления и власти:

1) Выполнение стратегических целей (уровень министерств и ведомств);

2)  Реализация программ/проектов (уровень среднего и высшего звена руководителей).

Критерии эффективности  управления включают ряд показателей:

          1. Характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления.

          2.      Характеризующих содержание организации процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управлений. К нормативным характеристикам аппарата управления мог быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

3.    Характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К cтpyктурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости сбалансированность распределения прав и ответственности. Оценивая эффективность управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекта управления.

1.2 Критерии  эффективности управления

эффективный упра

вление оценочный  организационный

Такие критерии призваны отразить рациональность организационного построения управляющих подсистем. Критерии:

1. Целевая обоснованность организации и функционирование субъектов управления.

2. Затраты времени на решение управленческих вопросов.

3. Стиль функционирования субъектов управления.

4. Сложность организации субъектов управления, их подсистем и звеньев.

5. Общие (совокупные) экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления, их подсистем и звеньев.

Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие  на управляемый объект для обеспечения  достижения поставленных целей, эффективность  управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности, по качеству планирования, по эффективности  вложений, по увеличению скорости оборачиваемости  капитала и т.п. Самым простым  примером может служить оценка эффективности  управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя.

Другим экономическим  критерием эффективности, подчиненным  критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся  показатели использования материальных ресурсов, человеческих ресурсов, внедрение  нововведений.

Эффективность управления все  чаще отождествляется с экономичностью: полезный результат сравнивается с  затратами деятельности, причем среди  последних различаются затраты, действительно влияющие на получение  полезного результата, а также  неизбежные и неоправданные потери.

Современная теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей эффективности  управления с показателями эффективности  и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего  воздействия управления на фирму, используя  набор дополнительных критериев.

Таким образом, современный  комплексный анализ "выхода" организации, с точки зрения ее эффективности, включает многосторонний учет социальных и экологических последствий  производственной деятельности, влиянию  производимой продукции или услуг  на потребителя.

 

 

Глава 2. Сущность оценки эффективности управления

2.1 Этапы оценочной  деятельности

 

Оценка эффективности  управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных  результатов и какие изменения  необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более  эффективной.

Информация, полученная в  ходе оценки, позволяет принимать  взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может  быть полезной на различных стадиях  функционировании организации.

Для проведения оценки управления организацией необходимо определить ее цели и задачи; использовать систематический  подход к сбору и анализу информации; четко знать, какие решения руководители должны принять на основании результатов  оценки. Оценки – сложное и дорогостоящее  мероприятие.5

Планирование оценочной  деятельности:

1. Определение цели оценки.

2. Определение уже имеющейся  в организации информации и  выявление информационных пробелов.

3. Разработка вопросов, ответы  на которые предполагается получить  в ходе оценки.

4. Определение возможных  подходов к структуре (модели) оценки, сбору и анализу данных, новым источникам информации.

5. Принятие решения о  том, будет ли это внутренняя  или внешняя оценка; определение  умений и навыков, которые необходимы  отдельному эксперту или команде  для проведения оценки.

6. Составление примерного  графика и сметы работ.

В ходе оценки следует учитывать  принципы полезности, выполнимости, соблюдение принципов этичности и законности, точности и достоверности информации.

Общая схема методики оценки эффективности деятельности (и управления деятельностью) следующая:

 

ЭД = Р/Ц х ЗО/ЗП,

 

где Ц – цель деятельности; Р – результат деятельности; ЗО – оптимальные затраты; ЗП – производительные затраты; ЭД – показатель эффективности  деятельности.

Используя методологию Р. Акофа и Ф. Эмери, отечественные  учёные А. Д. Урсул и А. И. Дронов ещё  в середине 80-х годов предложили формулу эффективности деятельности, основанную на учёте четырёх основных параметров деятельности: результативности, целеосуществлённости, объективной  значимости и оперативности.

 

ЭД = Ц/П х Р/Ц х ТО/ТД х (РП/З – РН/ЗК),

 

где ЭД – коэффициент  эффективности деятельности; Ц –  цель деятельности; П – потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность; Р – результат деятельности; ТО – оптимальное время для  осуществления целевого проекта; ТД – действительно затраченное  время; З – общие затраты; РП –  общие позитивные затраты; РН – общие  негативные результаты; ЗК – величина отражающая степень негативности результатов  и включающая затраченные усилия и ресурсы. Данная формула может  быть в основе для подготовки методики оценки эффективности любой деятельности.

 

 

2.2 Основные  подходы к оценке эффективности  управления

 

 

Для оценки эффективности  можно использовать любой из перечисленных  ниже подходов в зависимости от обстоятельств.

Целевой подход. Основной критерий для оценки эффективности – достижение цели. Применение целевого подхода  связано с рядом проблем:

а) Достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции.

б) Допускаются попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них затрудняет выполнение других задач.

в) Существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех членов, является спорным.

Системный подход. Предполагает выделение основных элементов «вход  – процесс – выход» в рассматриваемой  системе и необходимость её адаптации  к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. Любая организация – это часть  отрасли, общества и всё чаще –  глобальной экономики. Все эти системы  предъявляют требования к своим  частям. Организации также обязаны  удовлетворять требованиям относительно чистоты окружающей среды, обеспечения  внутренней стабильности. Организация  не может просто ограничится производством  продукции и услуг, удовлетворяющих  её покупателей. Она обязана действовать  таким образом, чтобы были удовлетворены  другие важные элементы более крупных  систем.

Многопараметрический подход. Предполагает удовлетворение всех тех  работников и их групп, которые участвуют  в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных  групповых и индивидуальных интересов  в организации.6

Модель конкурирующих  оценок подразумевает, что управляющие  должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих:

1) жесткий контроль или гибкость

2) внутренние или внешние факторы

Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:

- Руководитель, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;

- Руководитель, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов;

- Руководитель, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;

- Менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.

Согласно модели конкурирующих  оценок парадокс заключается в том, что руководители должны производить  выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки. Организации  будут отражать приемлемость этих базовых  оценок.

2.3 Классификация  видов оценки эффективности. Мониторинг

 

Оценка в отличие от мониторинга позволяет определить широкое долгосрочное воздействие  организации и помогает выявить  причинно-следственные связи между  деятельностью и результатами. Мониторинг позволяет определить, выполняются  ли организационные задачи и достигаются  ли запланированные результаты деятельности. Оценка и мониторинг являются инструментами  контроля. В ходе анализа состояния  организации необходимо определиться с тем, чем отличается оценка от мониторинга.

Каждая может являться полезной в зависимости от ситуации. Оценка является очень многообразной  и может проводиться на различных  стадиях программы или проекта, поэтому подход к оценке может  быть отнесен к различным видам  классификации в зависимости  от конкретной ситуации.

Ф. Уортен, Дж. Сандерс предлагают следующую классификацию, которая  учитывает работу предшествующих исследователей.

1. Подход, ориентированный на задачи. Оценка, направленная на выяснение четких целей и задач программы или проекта и определение, были ли эти цели и задачи выполнены.

2. Подход, ориентированный на управление. Оценка, ориентированная на удовлетворение потребностей руководителей в информации, необходимой для принятия решений.

3. Подход, ориентированный на благополучателя. Оценка, ориентированная на благополучателя, основной задачей которой является сбор информации о различных «продуктах», необходимой благополучателям для выбора между различными продуктами, услугами.

4. Подход, ориентированный на экспертное заключение. Оценка, напрямую зависящая от использования профессиональной экспертизы в той или иной области для определения качества программы или услуг.

5. Подход, ориентированный на сравнительный анализ. Оценка, построенная на сравнении оппозиционных друг другу точек зрения различных экспертов.

6. Подход, ориентированный на вовлеченность сторон. Оценка, обеспечивающая вовлечение всех сторон, заинтересованных в объекте оценки, в процесс определения потребностей и критериев данной оценки, а также информации, которую необходимо собрать.

Оценку, в задачи которой  входит исследование конечных результатов  и эффективности программы, называют общим термином «суммирующая оценка». «Формирующая оценка» призвана помочь руководителям организации в  принятии решений о том, какие  изменения необходимо внести в деятельность организации для повышения ее эффективности.

 

Классификация видов оценки:

 

Формирующая оценка:

а) оценка потребностей определяет несоответствие между желаемым и  реальным положением дел относительно какой-либо ситуации, выявляет существующие потребности и располагает их в порядке приоритетности;

б) оценка процесса ставит своей  целью описание того, как в действительности функционирует та или иная организация, каким образом ее деятельность приводит к достижению определенных результатов, и каковы сильные и слабые стороны  организации;

в) оценка целей и задач  помогает определить, достигает ли и в какой степени та или  иная организация запланированных  целей и задач.

 

Суммирующая оценка:

а) оценка результатов помогает определить, какие виды деятельности организации действительно приводят к достижению результатов, необходимых  получателям услуг, и позволяет  избежать видов деятельности, которые  кажутся важными на определенном этапе работы, но не приносят желаемых результатов;

б) оценка воздействия позволяет  определить изменения в благосостоянии людей/клиентов/благополучателей, которые  могут быть отнесены на счет деятельности организации;

в) оценка экономической  эффективности использует экономические  методы для оценки соотношения затрат и результатов деятельности организации, выраженных в денежном отношении, и  соотношения затрат и результатов, выраженных в затратах на единицу  полученного результата.

 

Необходимо подбирать  тот вид оценки, который бы соответствовал ее задачам. Кроме вышеперечисленных  методов на современных предприятиях широкое распространение приобрел метод мониторинга.

Сущность мониторинга  заключается в том, чтобы, во-первых, следить за выявления соответствия плановых и фактических результатов  деятельности, промежуточных результатов  и проблем; во-вторых, осуществлять контроль с целью предупреждения нежелательных последствий и  своевременной корректировки политики. Отметим одну важную предпосылку  эффективного мониторинга – ясность  целей, задач, принципов и политики деятельности организации.7

Мониторинг – процесс  регулярного сбора и анализа  информации в целях наблюдения и  контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса. Это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации. Это своего рода политика и одновременно система безопасности в организации.

Мониторинг обеспечивает процесс регулярного сбора и  анализа ключевых данных (индикаторов) для определения того, какие сдвиги или прогресс достигнуты в изученном  явлении или процессе. Главная  цель мониторинга – повышение  эффективности управления и улучшения  деятельности для выявления отклонений, корректировки и решения проблем.

 

 

Глава 3. Эффективность государственного управления

3.1 Оценки производительности  и эффективности государственного  управления

 

Государство как главный  субъект власти тесно связано  со всеми сферами общественной жизни  и представляют собой главный  инструмент реализации интересов всего  общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как  управляющей системы. Государственное  управление как и управление частным  предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.

Критерии эффективности  государственного управления:

- степень соответствия  содержания и результатов деятельности  управленческих структур и работников  параметрами, определенные вышестоящим  руководством;

-     соблюдение установленных норм;

- степень влияния управленческой  деятельности на развитие управленческих  объектов;

-     степень изменения объекта управления в позитивную или негативную сторону;

-     насколько управляющая деятельность улучшает деятельность людей;

- объемы издержек управляющей деятельности с точки зрения окупаемости вкладываемых в управление ресурсов;

-    авторитетность решений и другое.

Эффективность управленческого  труда оценивается путем определения  соотношения между полученными  результатами и затраченными ресурсами. Применительно к государственным  службам многие исследователи считают, что следует включать еще и  эффективность и качество услуг, способность последних удовлетворять  потребителей.

Свидетельства успешной реализации проекта играют представление в  динамике количественные данные об экономии средств, оказание дополнительных услуг, независимые оценки качества представляемых услуг и удовлетворенности потребителей.

Для осуществления радикальных  перемен в обществе, для решительных  экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования  и новых морально-этических позиций  обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения.8

Недостатком организации  исполнительной власти часто является неупорядоченность. Наблюдаются разнобой в статусе и уровне оплаты труда  работников аналогичных организационных  структур, отсутствие установленного регламента в подчиненности организационных  звеньев.

В целях преодоления негативных тенденций необходимо предусмотреть  в организации исполнительной власти приоритетное и последовательное обеспечение  социальной защиты населения, укрепление соответствующих специальных структур, повышение статуса социальных критериев  в деятельности правительственных  органов. Должно быть налажено постоянное и эффективное организационное  взаимодействие федеральных, региональных и местных органов управления, неукоснительное выполнение принимаемых  решений. Следует упорядочить состав и организационно-правовой статус коллегиальных, консультативных, экспертных и других органов.

Как показывает мировой опыт, страны с эффективными и четко  организованными институтами власти и контроля характеризуются высоким  уровнем доходов населения и  большим национальным богатством. Профессионализм  правительства служит основой для  безусловного влияния исполнительной власти на процессы, протекающие в  обществе. Все больше пробивает себе дорогу подход, согласно которому реформы  в разных сферах государственного управления взаимодополняют друг друга.

Оценка результативности выполнения функций государственного управления производится по системе  измеряемых индикаторов. Для каждого  федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции  государственного управления, устанавливаются  определенные показатели деятельности.

Поставленная задача по повышению  уровня качества управления и услуг  требует выделения наиболее важных факторов, которые влияют на работу правительства и администрации, что позволяет в дальнейшем целенаправленно  управлять и регулировать данный процесс. К числу таких факторов, от которых зависит качество работы государственных структур, относятся:

Оценка эффективности управления предприятием