Оценочная деятельность в РБ

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ          3

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ           5

1.1 Законодательное  регулирование       5

1.2 Содержательное  регулирование        7

1.3 Профессиональные  нормы и правила        9

2. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ           12

3. РАЗРАБОТКА  ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ  ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ»       17

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ          27

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    28 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Оценка  как новое направление рыночной инфраструктуры возникла в связи с необходимостью разрешения имущественных споров, в которых стороны для определения объективной стоимости того или иного имущества были вынуждены прибегать к услугам независимых ценовых арбитров.

     С распадом в конце прошлого столетия социалистической системы на территории вновь образовавшихся независимых государств начали формироваться элементы рыночной экономики, в частности институт независимой оценки собственности. С переходом к рыночной системе хозяйствования появился рынок собственности, что повлекло за собой потребность в профессионалах, способных произвести оценку на рыночной основе. С развитием рынка роль независимой оценки возрастает, как возрастает и понимание значимости этого вида деятельности для всех субъектов хозяйствования, от частных лиц до государства. Поэтому вопрос о регулировании оценочной деятельности является актуальным во всех странах переходной экономикой.

     Проект  закона Республики Беларусь «Об оценке стоимости объектов гражданских прав» более двух лет разрабатывался специалистами и экспертами и был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 мая 2005 года. Однако Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь данный законопроект был отклонен и отправлен на доработку в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

    13 октября 2006 года был издан Указ Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь». Он определил правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих государству, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях перехода нашей  республики к цивилизованным рыночным отношениям как никогда остро стоит проблема оценочной деятельности. Ни одно предприятие не сможет полноценно развиваться, обновлять основные фонды не прибегая к услугам независимых оценщиков.

     Основной  целью данной курсовой работы является характеристика экономических и правовых условий осуществления оценочной деятельности в Республике Беларусь, выявление основных ее элементов.

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

     1. Изучить сущность лизинга и  предпосылки развития лизинговых  операций.

     2. Рассмотреть виды и формы лизинга  и правовое регулирование лизинговых  операций в Республике Беларусь.

     3. Проанализировать состояние и  перспективы развития лизинга  в Республике Беларусь. 

 

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     1.1 Законодательное регулирование

     Оценочная деятельность, как и любая другая, регулируется двумя способами: внешними рамками законодательства и внутрипрофессионально. Основой внешнего регулирования являются соответствующие кодексы и законы, а также законодательные акты органов государственного управления. В нашей стране это Конституция, Гражданский кодекс, Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Указ Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13 октября 2006 г. № 615, а также ежегодные постановления Совета Министров Республики Беларусь о переоценке. Во многих странах существует специальный закон об оценочной деятельности. Готовится проект закона об оценке и в нашей стране. При этом отдельные проблемы законодательного регулирования оценки в разных странах решаются по-разному. Можно использовать лицензирование, сертификацию и аттестацию.

     На начальном этапе становления рыночных отношений государство как главный участник рынка пыталось подчинить себе остальных участников путем создания системы жесткого государственного контроля, практически выхолащивая принцип независимости оценки. Экспертное заключение

     по  оценке в таком случае могло быть выполнено лишь при наличии специального разрешения (лицензии). Эта система в несколько этапов реализовалась в России. Иногда, как до сих пор в Беларуси, лицензирование касается отдельных видов оценки или оценки отдельных видов собственности. Промежуточным является положение Украины и Кыргызстана, в которых государство и общество оценщиков совместно лицензируют специалистов по оценке. Однако со временем практика показала ущербность подобного регулирования. Наглядно это наблюдается и на примере Беларуси, где наиболее коррумпированными оценщиками судебные органы признали оценщиков автотранспорта – отрасли, на которую приходится более половины всех выданных в стране лицензий на оценку. Рекомендации международных организаций сводятся к ограничению видов деятельности, подлежащих лицензированию, теми, которые могут нанести вред здоровью людей или же относятся к неопределенно большому их числу. Исходя из этих критериев, оценочная деятельность не подлежит лицензированию. Поэтому не предполагает лицензирования ни закон (проект) о лицензировании, ни проект закона об оценке стоимости. На заседаниях Рабочей группы по подготовке проекта этого закона Белорусское общество оценщиков последовательно разъясняло нецелесообразность лицензирования оценочной деятельности в Республике Беларусь. [3. c. 47]

     Вместо лицензирования наиболее целесообразно применять сертификацию, т. е. проверку на соответствие стандартам. Но, очевидно, для подобной процедуры необходимо иметь национальную систему стандартов оценки, отсутствующую в настоящее время в нашей стране. Поэтому как временный, переходный способ регулирования оценочной деятельности можно использовать аттестацию, т. е. проверку оценщиков на соответствие квалификационным требованиям. Общепринято, что оценочная деятельность требует высшего образования. Через несколько лет первые дипломированные оценщики появятся и в нашей стране. В целом можно отметить, что процесс создания квалификационных требований на основе будущих образовательных программ вряд ли менее трудоемкий, чем процесс создания стандартов.

     Отдельно  следует отметить практически нигде не применяемое, но законодательно закрепленное в России обязательное страхование гражданской ответственности оценщика. Пролоббированное страховыми организациями положение ни разу не использовалось за несколько лет действия закона и на практике доказало свою несостоятельность.

     Интересен вопрос и об органе, осуществляющем тот или иной вид регулирования. Для лицензирования обычно создается специальный или уполномочивается действующий орган государственного регулирования. При сертифицировании регулирование осуществляет национальный комитет по стандартизации. В случае применения аттестации необходимо сочетание отраслевых знаний и единого подхода к процедуре, что обеспечивается совместной работой отраслевых министерств и ведомств вместе с национальной организацией оценщиков.  

     1.2 Содержательное регулирование 

     Содержательная  часть оценочной деятельности регулируется стандартами. В мире сложилась система профессиональных стандартов оценки, в основе которых лежат Международные стандарты оценки, которые разрабатываются Международным комитетом по стандартам оценки в сотрудничестве с Международным комитетом по стандартам финансовой отчетности, а также Международным объединением организаций по ценным бумагам и периодически обновляются. На их основе с учетом региональной специфики Европейской группой ассоциаций оценщиков разрабатываются Европейские стандарты оценки. Так они называются лишь с 2000 г. (ранее – Европейские стандарты оценки имущества). Изменение связано с тем, что эти же стандарты (в частности, в переходной экономике) применяются для оценки не только имущества, но и имущественных прав, например, задолженности, а также ущерба, услуг. тем не менее, особенности методологии оценки в странах с переходной экономикой так велики, что прямое применение международных и европейских стандартов на территории стран Восточной и Центральной Европы следует признать преждевременным явлением. Кроме того, существующие противоречия между европейскими и международными стандартами усложняют положение. Наконец, важно иметь стандарты на языке выполнения оценочных работ. [7. c. 83]

     Поэтому одной из важных сторон деятельности международной ассоциации «Совет объединений оценщиков СНГ», исполнительная дирекция которой находится в Минске, является создание русскоязычных стандартов оценки СНГ, в первую очередь включающих в себя стандарты, которые отсутствуют в европейских и международных стандартах оценки, и отражающих специфику переходной экономики.

     В отдельных странах многие профессиональные сообщества оценщиков прямо применяют международные и европейские стандарты, не разрабатывая собственных. В то же время чрезвычайно важно именно на уровне содержательного регулирования оценочной деятельности отразить специфику экономики конкретного государства. Российское общество оценщиков, Украинское общество оценщиков, Объединение киргизских оценщиков разработали системы своих национальных стандартов оценки.

     По  этому пути пошла и Республика Беларусь. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь приказом от 27 декабря 2002 г. согласился с предложением БОО об образовании Национального технического комитета по стандартизации «Оценка стоимости». Ведение секретариата нового технического комитета поручено БОО. В состав комитета также вошли известные оценочные организации. К работе в техническом комитете приглашаются все белорусские юридические лица, заинтересованные в создании национальных стандартов оценки.

     То, что государство стало передавать функции стандартизации профессиональному сообществу, оставляя за собой в лице Госстандарта лишь контроль, является в мире обычной практикой. При этом с государства снимается проблема финансирования, а заинтересованность в конечном результате позволяет разрабатывать высококачественные стандарты. Следует отметить, что первый национальный стандарт в области оценки СУ 1144–99 «Оценка объектов интеллектуальной собственности. Общие положения» был разработан специалистами Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) именно с привлечением широкой оценочной общественности.

     Перед новым техническим комитетом  стоит задача создания системы стандартизации оценочной деятельности в нашей стране. Эта система включает в себя несколько групп стандартов, посвященных: общим организационно-методическим положениям; оценке недвижимого имущества; оценке движимого имущества; оценке нематериальных благ; оценке имущественных прав; оценке имущественных комплексов; оценке ущерба и услуг.  

     1.3 Профессиональные  нормы и правила 

     Этические нормы оценочной деятельности регулируются профессиональным кодексом чести. При этом этические нормы и правила часто выступают как часть стандартов оценки. Поддерживают нормы и правила на уровне отдельной страны национальные объединения оценщиков. Итак, перед обществом встает проблема создания и поддержания этических норм профессии оценщика. Механизм этого был известен со времен средневековья – это профессиональное сообщество, общественные организации профессионалов. В последний период подобные общества оценщиков в большинстве стран СНГ были созданы. Цели их хорошо известны: поддержка активности специалистов по оценке всех видов собственности; сотрудничество с государством для установления института независимой оценки; представление профессиональных интересов общества и его членов перед государственными, международными и иными структурами; консультационная, информационная и юридическая поддержка участников рынка оценки; разработка юридической и нормативной документации, регулирующей оценочную деятельность; организация обучения оценщиков; контроль деятельности членов общества в сфере этических правил оценки. [4. c. 129]

     Примером подобной саморегулируемой организации является Белорусское общество оценщиков. Оно объединяет более 100 наиболее квалифицированных оценщиков республики. К своим оценкам они прикладывают свидетельство действительного члена БОО, а также подтверждение того, что проходили повышение квалификации в течение последнего года. При этом существует механизм Суда чести, позволяющий клиенту, если необходимо, проверить справедливость проведенной оценки. В случае неэтичности поведения или сознательного искажения результатов оценки член общества может быть исключен из его состава, а значит, и из профессии. БОО осуществляет функции рецензирования работ по оценке, независимо от того, является ли исполнитель работы членом общества или нет.

     Конечно, важно защитить участников рынка  от ошибочных оценок, сделанных недобросовестными  оценщиками. Но на мой взгляд, более важно защитить оценщиков от необоснованных действий других участников рынка, и в первую очередь наиболее сильного его участника – государства.

     Именно  под их влиянием оценщик, если он не силен в этических принципах  или не принадлежит к мощному профессиональному сообществу, может поступиться своей профессиональной этикой.

     Механизм защиты участников рынка от ошибочных или необоснованных оценок и оценщиков широко известен в условиях стандартной рыночной экономики, использующей оценку как один из элементов обслуживания рынка. Суть его в том, что оценка должна быть независимой от участников рынка.

     Разумеется, оценщик, как эксперт, дает свои заключения за деньги. Но при этом его ответы принципиально не связаны с размером гонорара. Он действует в рамках этических норм своей профессии, которая регулируется внутренним образом.

 

2. ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     Наболевших  проблем у относительно молодого направления - профессиональной оценочной  деятельности - в современных условиях немало. Главным образом все они  порождены длительным забвением  оценки как таковой. Плановая экономика не могла вместить в себя право частной собственности, что повлекло отсутствие понятия рыночной стоимости в чистом виде. А именно за счет этого понятия и родилась потребность в специалистах умеющих грамотно ее (стоимость) определить.

     Институт независимой оценки является необходимым элементом экономики, ориентированной на наиболее полное и качественное удовлетворение человеческих потребностей на основе эффективного использования дефицитных ресурсов.

     По  мере вступления на путь цивилизованного рынка в Республике Беларусь все острее встает проблема грамотного определения стоимости. Прежде всего, это касается предприятий, правильного налогоисчисления, кредитных организаций и многих других.

     Ключевым  из факторов отрицательно сказавшихся  на профессиональном развитии оценки является малая информированность предприятий и населения о необходимости и случаях, когда грамотная экспертиза стоимости позволяет решить многие насущные проблемы. Например, различного вида споры, купля-продажа, оценка материального ущерба и многое другое. Ограниченность элементарных знаний о принципах оценки у потребителей этого рода услуг влекло безнаказанные нарушения со стороны недобросовестных оценщиков, что, в конечном счете, подрывало доверие к специалистам оценщикам.

     Выход Указа Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» частично снял проблемы касающиеся ответственности оценщиков. В обязательном порядке предусмотрено страхование ответственности и лицензирование деятельности. Но не определен сам порядок лицензирования. Выработка положения о лицензировании подразумевает разработку единой информационной и методологической базы, позволяющей определить соответствие образовательного уровня эксперта. В этом же контексте необходимо разработать и практически воплотить в жизнь разумную и эффективную систему контроля за качеством оказываемых оценщиками услуг. Здесь представляется необходимым расширение «Белорусского общество оценщиков» с развитой сетью филиалов. Одним из ключевых направлений деятельности такой структуры и могло бы служить решение вопросов контроля за качеством осуществляемой оценочной деятельности, а также осуществление мероприятий по повышению эффективности работы независимых оценщиков. Это сложная и кропотливая работа. И пока она не будет решена окончательно, в стране так и будут существовать различные, зачастую противоречащие “школы оценки”. [9]

     В настоящее время оценочная деятельность в Республике Беларусь находится  в стадии становления - вырабатываются механизмы правового регулирования, унифицируются стандарты оценки, решаются другие вопросы, связанные с оценочной деятельностью. Среди них немаловажным является вопрос ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке, так как риск совершения оценщиком ошибки или упущения при осуществлении своих профессиональных обязанностей является достаточно высоким. А ущерб, нанесенный оценщиком своим клиентам, может исчисляться миллиардами рублей.

     При этом оценщик или оценочная фирма, в отличие, например, от банков или  страховых компаний, не имеют установленных законодательством специальных резервных фондов и других механизмов, обеспечивающих возможность компенсации нанесенного ущерба.

     В случае причинения оценщиком или  оценочной фирмой ущерба клиенту  в результате ошибок или упущений при проведении оценки клиент имеет право требовать и будет требовать от оценщика возмещения причиненного ущерба. И оценщик обязан возместить причиненный ущерб. Однако, необходимых для этого финансовых средств или имущества он может не иметь. В случае отказа от возмещения ущерба причиненный вред может быть взыскан клиентом через хозяйственный суд или суд общей юрисдикции. Что в итоге приводит к убыткам и для клиента и для оценщика, а в ряде случаев и к банкротству. Все это будет подрывать авторитет оценочной деятельности в целом.

     Однако, существует и отработан механизм, обеспечивающий защиту имущественных  интересов и оценщиков, и их клиентов. Этим механизмом является страхование  профессиональной и гражданской  ответственности. И важной частью этого  механизма является обязанность носителя той или иной профессии, в данном случае оценщика, или юридического лица (оценочной фирмы) заключить договор страхования гражданской (профессиональной) ответственности.

     Еще одним важным моментом, является вопрос интеграции оценочной деятельности как и всей экономики Республике Беларусь, в мировую систему рыночных отношений. Другими словами, белорусская система оценки должна давать результаты, понятные в плане методологии и терминологии потенциальным зарубежным инвесторам. И наоборот, оценки, выполненные зарубежными оценщиками, должны адекватно восприниматься в Республике Беларусь.

     Проблемы  безопасности участников рынка оценочной  деятельности носят комплексный  и взаимосвязанный характер. И  механизмы их решения хорошо известны из опыта стран с традиционно рыночной экономикой. Безопасность оценочной деятельности должна быть обеспечена, во-первых, на уровне законодательства. Во-вторых, на уровне стандартизации, в-третьих, на уровне профессионального сообщества. При этом специфические особенности обеспечения безопасности, связанные именно с оценочной деятельностью, увеличиваются в значении их от первого базового уровня, характерного для любой деятельности, например, по оказанию услуг, ко второму, содержащему требования к оценочной деятельности и, наконец, к верхнему, формулирующему этические нормы профессиональной оценочной деятельности и дающие механизмы по их поддержанию.

     Главный механизм обеспечения безопасности оценочной деятельности для всех ее участников, заключается в том, что оценка должна быть независимой от заказчика. А исполнители оценки объединены в профессиональное общественное объединение, которое должно быть саморегулируемым, поддерживать стандарты и этические нормы профессии. Разумеется, никто не должен запрещать клиенту обращаться к другим организациям, оценщикам и т.д., не входящим в национальную саморегулируемую организацию, но тогда такие заказчики должны сознавать, что проблемы качества и работы оценщиков становятся их собственной проблемой.

     Отсутствие  национальных стандартов оценки повышает роль обеспечения безопасности оценочной деятельности на уровне профессионального объединения, отметил выступающий. Причем, в состав такого объединения должны входить не просто специалисты, а специалисты-эксперты, независимые от заказчика исполнители экспертизы, обладающие специальными знаниями, работающие в рамках этических норм, сложившихся для данной профессии. [11, c. 18]

     Законодательное обеспечение оценочной деятельности у нас в республике достаточно разработано и включает в себя Конституцию Республики Беларусь, содержащую необходимые положения о собственности, закон о бухгалтерском учете  и отчетности, ежегодные постановления Совета министров Республики Беларусь о переоценке, Гражданский кодекс и др. И этот блок полностью решает проблему безопасности оценочной деятельности на законодательном уровне. В то же время вовлечение в оборот оценочной деятельности государственной собственности поставил на повестку дня задачу выработать дополнительные гарантии безопасности для участников этого процесса, и в первую очередь со стороны государства. Сегодня многие чиновники, отвечающие за собственность, просто не могут принять решения, потому что оно неоднозначно. И взять на себя ответственность – это значит почти наверняка ошибиться. И это вполне естественно, так как государство своим правом собственника по отношению к какому-то объекту распределяет функции между различными министерствами, ведомствами, организациями и т.д. Большая цепочка, которая зачастую затрудняет принятие решения». [11, с.19] 

 

3. РАЗРАБОТКА ЗАКОНОПРОЕКТА  «ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ  ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ  ПРАВ»

     Развитие  гражданско-правовых отношений (прежде всего отношений собственности) в Республике Беларусь, объективные потребности рыночных механизмов экономики опережали процесс законодательного регулирования оценочной деятельности. В этом плане ярким примером неповоротливости законодательного механизма служит история с процессом разработки и органами государственной власти законопроекта «Об оценке стоимости объектов гражданских прав».

     Такой законопроект был принят Палатой  представителей Национального собрания Республики Беларусь во втором чтении. Однако с рядом положений законопроекта не согласился Совет Республики. После доработки документа и согласования позиций обеих палат парламента остался неурегулированным только один вопрос, касающийся проведения обязательной оценки объектов гражданских прав - могут ли осуществлять ее негосударственные организации? В настоящее время эта проблема разрешается парламентариями с тем, чтобы вынести законопроект на весеннюю сессию Палаты представителей. [10, с. 34]

     Следует отметить, что во всем мире оценка стоимости  объектов гражданских прав используется при определении инвестором реальной стоимости приобретаемого им имущества и предприятий как имущественных комплексов, внесении неденежного вклада в уставные фонды коммерческих организаций, страховании имущества, кредитовании под залог имущества, разделе имущества между супругами при расторжении брака, определении денежного размера нанесенного ущерба и т.д. В Республике Беларусь в настоящее время насчитывается около 1 тыс. оценщиков (для сравнения: в Польше более 10 тыс. таких специалистов), что свидетельствует о начальном периоде развития оценочной деятельности.

     Разработанный депутатами законопроект содержит наиболее важные нормы и положения. В нем  определяются правовые основы проведения оценки стоимости объектов гражданских  прав, регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления этой деятельности.

     В проекте даны определения таким  основным терминам и понятиям, как  внутренняя, кадастровая, независимая, обязательная оценка, исполнитель и  метод оценки, орган по аттестации.

     Определены  полномочия правительства, которое реализует государственную политику в области оценки стоимости объектов гражданских прав и устанавливает полномочия соответствующих республиканских органов государственного управления в этой сфере.

     Отдельная статья посвящена объединениям оценщиков, исполнителей оценки, которые создаются для координации своей деятельности, а также защиты общих имущественных интересов.

     Вводится  обязательная независимая оценка. Ее целью является определение стоимости  имущества при совершении юридически значимых действий. Так, проект Закона вводит обязательность независимой оценки при определении начальной продажной цены на публичных торгах при принудительной продаже имущества лица, признанного банкротом (этим обеспечивается защита прав кредиторов, поскольку устраняется возможность умышленного занижения продажной цены имущества банкрота). Оценка обязательна также при заключении договора банковского кредита, выдаваемого под залог имущества (этим обеспечивается устойчивость банков, поскольку исключается возможность умышленного завышения стоимости предмета залога). Не менее важна оценка государственного имущества при его приватизации, а также оценка неденежного вклада перед внесением его в уставный фонд юридического лица.

     Вводится  обязательность оценки при возмездном приобретении государством, административно-территориальной единицей Республики Беларусь, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества, акций, долей в уставных фондах юридических лиц. Оценивается стоимость имущества, которому причинен вред по состоянию до и после причинения вреда, а также стоимость работ по восстановлению имущества, если иное не установлено законодательством.

     В случаях продажи имущества в  процессе конкурсного производства, при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица и наступлении страхового случая обязательная оценка может быть только независимой.

Оценочная деятельность в РБ