Оценочные данные и статистика по данным переписи населения в XVIII – XIX вв

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Основные теории о происхождении татар.

     1.1. История возникновения татар и татарского этнонима.. … ….………..7

     1.2.Традиционные занятия татар и быт…………………………………….18

Глава II. Оценочные данные и статистика по данным переписи населения в XVIII – XIX вв.

2.1. Первая перепись населения у татар……………………………………22

2.2. Появление татар на территории Среднего и Южного Урала…….. ....25

Список литературы и источников…………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

   Историография: Изучению различных аспектов развития татарского народа в XVIII-XIX вв. посвящено значительное число работ - как отечественных, так и зарубежных. Среди историков, специализирующихся на теме татары южного Урала, одним из первых данной темой начал заниматься Махмуд Кашгарлы. Он был тюрк по происхождению и в своем энциклопедическом труде "Дивану лугат иттюрк" (что переводится "Сборник тюркских наречий") сделал первую попытку изучения татар. "Дивану" был написан в 466 году (по хиджри - мусульманскому летоисчислению, которое соответствует 1072 - 73 году по христианскому летоисчислению - милади) под влиянием арабской культуры для обучения арабов тюркскому языку и был написан на арабском языке. Труд М. Кашгарлы, как и многие другие достижения арабско-тюркской культуры, был утерян  и так как его обнаружили только в начале XX в., он постепенно входил в научный оборот. Так или иначе это была первая попытка определения этноса.

  Первым серьезным трудом, написанным отечественным историком, подвергающем исследованию проблемы скифов из сочинения Геродота, была «Скифская история», написанная Андреем Лызловым в 1692 году. До 1776 года она существовала лишь в рукописных списках, в 1776 г. - частично, а в 1787 году - полностью была опубликована. В этой книге автор представляет скифов предками татар и турок, доказывает свои выводы с разных сторон, используя массу литературы. Ему хорошо были известны летописи - Никоновская, Львовская, так называемый «Засекин Летописец» (не дошедший до нашего времени) и др. Использовал он и Степенную книгу, пользовался хронографами разных редакций, многочисленными повестями («Повесть о турках», «Повесть о Махмете», «Повесть о Царьграде» из хронографической редакции Нестора-Искандера, «Повесть о взятии Казани»), большей частью заимствованными им из летописной традиции. Хорошо знал А. Лызлов западные труды и труды античных авторов. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что выводы А. Лызлова о том, что татары и турки являются одними из потомков скифов, достаточно убедительны.

  Проблемами происхождения татар, тюрков и булгар в начале XVIII в. скрупулезно занимался известный русский историк Василий Никитич Татищев. В своих трудах, впоследствии выпущенных как «История Российская», он выделяет специальные главы: «Остатки скиф, турки и татара», «Татара от скиф за Имаем», «О болгарах и хвалисах, у древних аргипеи и исседони», «Болгары и хвалисы». В. Н. Татищев полагает, что раньше скифами назывались славяне, сарматы, турки, монголы, персы, китайцы и даже немцы. Когда ученые разобрались в народах, каждого из них начали обозначать своими именами. В результате в X в. общее название скифы перестало употребляться. Грекам стали известны названия сарацени и турки, а в Западной Европе с XIII века «Имя татар прославилось, и оные оба вместо скиф стали употреблять, мешая в оба разные обладанные ими народы» [7;232-233].

  Не могу не отметить такого историка, как русского ученого XVIII в. Петра Ивановича Рычкова. Слово татары он применял также в широком смысле, включая в это понятие почти все тюркские народы. «Все ученые люди согласуются в том,- пишет он,- что татарский народ, во многие места рассеявшийся, есть сущее отродие скифов, и все древние, как греческие, так и римские писатели, нынешних татар обыкновенно под именем скифов, а иногда и сарматов тут же включая, описывали» [6; 45]. Далее П. И. Рычков отмечает, что скифы жили и в Европе, и в Азии.

   Отголоски взглядов западноевропейских ученых о народах Великой Татарии, о скифах, признанных предками многих местных народов Восточной Европы и Азии, имеются еще в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

   Есть много оценочных и статистических данных о татарах XVIII-XIX вв., взятые из переписей населения за предыдущие столетия. Это, во многом, данные из разных областей (Свердловская, Пермская, Поволжье, территория Южного Урала и др.) и информационно-аналитические ежегодники, издаваемые правительственными организациями.

     Анализ источников: Для изучения проблем данной работы потребовалось рассмотрение различных исторических источников. Труд Петра Ивановича Рычкова, «Краткое известие о татарах», написанный в XVIII в., во многом поведал о расселении тюркских народов (скифов) и происхождении татар. Благодаря этому источнику с различных сторон удалось рассмотреть этнические процессы в развитии татарского народа. На основе этого труда написаны литературные очерки и исследования.

    Такой источник, как «История Российская» Василия Никитича Татищева, указал на  проблемы происхождения татар, тюрков, булгар и способствовал обозначению своими именами некоторых народов у ученых из Западной Европы. Благодаря этому труду формировались концепции (тюрко-татарская, булгаро-татарская и др.) о происхождении татарского этнонима и татар, которые затронули объект и предмет данного исследования.

   Вопросы о традиционном быте татар помог решить «Сборник летописей» Рашид-ад-дина, известного персидского ученого XIV века. Этот труд так же помог изучить этнические корни монголо-татар, что привело ко многим спорам в решении вопроса о возникновении современного этноса татар от монголо-татар XIII-XIV вв.

  Эти и некоторые  другие источники были опубликованы  гораздо позже своего возникновения,  но это никак не обесценивает  их значение. А разнородный характер  источников потребовал особого подхода к их использованию и изучению. В своей совокупности эти труды, привлеченные в данном исследовании, помогают решить поставленные задачи.

 

  

 

 

 

 

 

    Глава I: Основные теории о происхождении татар

    1. История возникновения татар и татарского этнонима

 

     Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других). Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время. Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» [38;22]. Другие - этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» [3;122].

    Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгарлы о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы [15;134].

    Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских. По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

    Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

    Изучать различные процессы в жизни татарского и многих других народов помогает такая наука, как этнология. Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. По одному из пониманий этнология - это социологическое направление антропологического исследования, включающее социальную грань в сравнение бытия, фольклора, верований, культурного и исторического развития различных этносов и обществ. Среди целей этнологии - реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», концепции, которая критиковалась с XIX столетия различными философами (Гегель, К.Маркс, и т.д.). Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология. По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании - как «социальная антропология», однако этнология - это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.

    Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХ в., а древние татаро-тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.

    Формирование булгаро - татар происходило на основе объединения местных тюркских  и тюркизированных племен, которые в составе Волжско - Булгарского государства получили общее название булгары. Немного позднее, в составе татарского государства Джучиева Улуса этот народ приобрел внешний этноним - татары. Но, несмотря на то, что другие народы называли их татарами, сами они продолжали называть себя булгарами. Затем, в середине XIX в. этноним татары стал применяться у них как самоназвание, хотя при этом в народе сохранилось и прежнее название - булгары. Следовательно, проникновение  этнонима татар в среду булгар произошло от названия монголо - татарского государства  Джучиева Улуса  и русского названия ордынского населения татарами.

     Впервые этноним «татар» упоминается в рунической надписи на памятнике, установленном в честь государственного деятеля Второго Тюркского каганата Кюль-тегина (732 г.). Эта надпись, содержащая сведения о политической истории Центральной Азии VI-VIII вв., упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

    По свидетельствам источников, в IX-XII вв. татарские племена достигают большого могущества. Они образуют в Центральной Азии несколько своих государств и подчиняют окружающие тюркские и монгольские племена. В X-XII вв. этноним «татары» был хорошо известен также в Китае, Средней Азии и Иране. Так, компетентный исследователь XI века Махмуд Кашгарлы обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном именует «Татарской степью».

     Очевидно, поэтому в начале XIII в. монголы, победившие татарские племена и захватившие их земли, в среде тюркских племен, в китайских и мусульманских источниках идентифицируются как «татары». Позднее это наименование монголов распространяется на Руси и в Европе (несмотря на то, что монгольские ханы категорически запрещали именовать себя «татарами»).

    Проникновение наименования «татар» в Волго-Уральский регион связано с монгольскими завоеваниями и их следствием - образованием на обширной территории Восточной Европы, Западной Сибири и части Центральной Азии государства Улус Джучи (более известного как Золотая Орда). Являвшаяся уделом старшего сына Чингисхана Джучи Золотая Орда до конца XIII в., в свою очередь, входила в состав обширной Монгольской империи (Йеке Монгол Улус), объединявшей уделы еще троих сыновей Чингисхана: Угедея, Чагатая и Тулуя.

     Термин «татар» получает широкое распространение и внутри самой Монгольской империи. Как свидетельствуют источники, в XIII веке этот термин начинает обозначать представителей покоренных монголами народов и племен (в значительной степени тюркоязычных), а также сами эти племена.

     Очевидно, уже к началу XIV в. термин татар на территории Улуса Джучи приобретает социально престижное значение, начиная обозначать военно-служилую аристократию, в основном ведущую кочевой образ жизни, в среде которой формируется «имперская надэтническая культура». Таким образом, термин "татар" теряет свое первоначальное, "этническое" значение и приобретает социальное звучание. Судя по источникам, постепенно термин "татар" становится названием господствующих слоев в государствах с правящей чингисидской династией (Джучиевом Улусе, Чагатайском Улусе, державе Хулагуидов, империи Юань). Как правило, эти слои были представлены тюрко-монгольской кочевой элитой.

    Однако в течение XIV века происходит падение чингисидских династий во всех созданных монголами государствах (кроме Золотой Орды). Потомки грозного завоевателя свергаются с тронов, а опора старых режимов (именуемая в источниках "татарами") уничтожается, изгоняется либо переходит на службу новым династиям. Таким образом, они теряют свою «татарскость», одним из условий которой была служба ханам из династии Чингисидов. В то же время в Улусе Джучи, несмотря на внутренние смуты, позиции господствующего класса остаются прочными.

     Известный персидский историк XIV в. Рашид-ад-дин, описывая реалии своего времени, отметил, что тюрки всех завоеванных чингиcидами стран называются татарами. Так, он пишет: «....в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Деште-Кипчаке ... у арабских племен в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называются татарами» [5;103]. В данной части своей летописи Рашид-ад-дин, рассказывая о тюрках, утверждает, что в вышеназванных странах тюрков называют татарами. Из других источников мы знаем, татарами называли не только тюрков, но и все население монгольских государств, созданных армией чингиcидов, называемой татарской.

     Далее Рашид-ад-дин описывает этнические корни монголо-татар в духе других родословных книг, т.е. этнические корни татар он связывает с пророками.

    В Европе и завоевания чингиcидов, и созданные ими государства также становятся известны как татарские. Здесь вместо этнонима татар начинают применять слово тартар «люди ада». Французскому королю Людовику IX приписывают изречение: «Если татары придут, мы их прогоним в Тартар [1;271]. Действительно, в Западной Европе татар часто называли тартарами, т.е. выходцами из Тартара - Ада.

   В связи с национальными вопросами, касающимися татар, появилось несколько концепций и альтернативных точек зрения по поводу возникновения этого народа. Это такие, как булгаро-татарская, татаро-монгольская и тюрко-татарская концепции.

    Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. н. э. (в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относить появление тюрко-булгарских племен к VIII-VII вв. до н. э. и ранее). Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII вв.), а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре. Княжества (султанаты) волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры (в частности, литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы («булгаро-буртасы» Улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанского ханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться (включая и самоназвание «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда ему татарскими буржуазными националистами и советской властью был насильственно навязан этноним «татары». До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади, Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

   Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских (центральноазиатских) этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи (Золотой Орды) ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингисхане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее. В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа. Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингисхана. Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям. Татаро - монгольская теория возникла в начале XX в. (Н.И. Ашмарин, В.Ф.Смолин) и активно развивалась в трудах татарских (З. Валиди, Р. Рахмати, М.И. Ахметзянов, в последнее время Р.Г. Фахрутдинов), чувашских (В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, Н.И. Егоров, М.Р. Федотов) и башкирских (Н.А. Мажитов) историков, археологов и лингвистов.

    Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.

    Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г.С. Губайдуллина, А.Н. Курата, Н.А. Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, М.А. Усманова, Р.Г. Фахрутдинова, А.Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д.М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса. Отмечается важная роль Волжской Булгарии, Хазарского Каганата и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после Х века), сменившая наиболее древнюю письменность - тюркскую рунику. Булгары привязывали себя к территории - к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом.

   Все три теории на данный момент тесно связаны друг с другом и часто сталкиваются на основе конфликтов и разногласий. Это часто связано с тем, что к татарам относили все народы тех территорий, которые были завоеваны монголо-татарами, а именно народы всех монгольских государств чингисидов, а именно Монгольской феодальной империи и созданных после ее развала четырех империй чингисидов: Хубилая (Китай и др. страны), Чагатая (Средняя Азия, Афганистан и др.), Хулагу (Иран, арабские страны и др.), Джучи (Россия, Волжская Булгария, Казахстан и др.). Например, в сборниках Софийской библиотеки под номерами 1464 и 1465 находится статья, датируемая первой третью XVI в., начинающаяся словами «Татарским землям имена». Вот ее текст: «Татарским землям имена: Самарханд, Чагадаие, Хорусани, Голустани, Китаи, Синяя орда, Шираз, Испаган, Орначь, Гилян, Сизь, Шарбан, Шамахии, Савас, Арзуноум, Телфизи, Тевризи, Гурзистани, Обези, Гоурзии, Багдат, Темирькабы, рекше Железная врата, Орда большая, Крым, Васьторокань, Сараи, Азов, Калмакы, Ногаи, Шибаны, Казань» [26;253]. Автор исследования Н. А. Казаков искаженным названиям дает следующие объяснения: Орначь - Ургенч, Сизь - Сиз в Килийской Армении, Савас - Севастия, Арзуноум - Эрзерум, Телфизи - Тбилиси, Обези - Абхазия, Шибаны - земля шибанских татар (узбеков) [26;154].

    Татары относятся к числу, немногих народов Евразии, создавших самостоятельную тюрко-мусульманскую цивилизацию. Они прошли ряд этапов государственного развития, начиная с раннего (Волжская Булгария) и до позднего средневековья (Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское и другие ханства). Наиболее древняя письменность - тюркская руника. С Х в. по 1927 г. письменность функционировала на основе арабской графики, с 1928 по 1939 гг. - на латинской графике, затем - на кириллице. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском литературном языке (поэма Кул Гали "Кыйсаи Йосыф") написан в ХIII в. С началом книгоиздания на татарском языке (конец XVIII в.) до 1917 г. было издано 15 тыс. наименований книг общим тиражом около 50 млн. экз. (на арабской графике). До начала советского периода в России выходило (с 1905 г.) до 100 татарских периодических изданий. Со второй половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский.

    Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации. Народноразговорный татарский язык (состоящий из нескольких диалектов) является в основе единым. С XVIII - по начало XX вв. сложилась общенациональная (так называемая "высокая") культура с развитым литературным языком. Этот слой культуры, создаваемый весьма разветвленными институциональными механизмами (СМИ, школа, театры, ансамбли, научные учреждения, издательства и т.д.) обслуживает всех татар.

  На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Так, к началу XX в. 1/3 астраханских татар состояла из переселенцев, причем многие из них были перемешаны (через браки) с местными татарами. Такое же положение наблюдалось и в Западной Сибири, где уже к концу XIX в. около 1/5 татар были выходцами из Поволжья и Приуралья, также интенсивно смешивавшихся с коренными сибирскими татарами. Поэтому сегодня выделение "чистых" сибирских или астраханских татар практически невозможно. К тому же зачастую переселенцы усвоили региональное татарское самосознание (как русские в Сибири, называющие себя "сибиряками"), которое трудноотличимо от собственно татарского этнического самосознания (определение "я - сибирский татарин" имеет весьма расплывчатый смысл - не столько этнический, сколько территориальный).

     Кряшены (крещенные) выделяются своей религиозной принадлежностью - они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Основные элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар. Кроме того, кряшены весь советский период усваивали не только фольклорный, но и общенациональный слой культуры (в т.ч. и через школу, СМИ). Это, естественно, является фактором, усиливающим единство всех татар, независимо от конфессиональной принадлежности. Татарские идеологи уже во второй половине XIX в. отделили религию от этничности, создавая тем самым основу формирования современной секулярной нации. В условиях усиления религиозного сознания (в настоящее время до 3/5 татар считают себя верующими) попытка сделать религию основой для сравнения способна привести к "боснизации" ситуации (конфликт между народами), что крайне опасно.

     Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Традиционные занятия татар и быт

 

    По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков. В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками. Современный татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

   Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.

    Традиционные занятия татар - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиционным для волго-уральских татар было пчеловодство: прежде бортевое, в XIX - XX веках пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота.

    Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи ("казанский сафьян", "болгарская юфть"), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в XVIII - XIX веках возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX веке - кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).

    Исконными для татар были торговля и торгово-посредническую деятельность. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татары. С XVIII века крупные торговцы у татар главенствовали в операциях со Средней Азией и Казахстаном.

    У Татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения татар Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до конца XIX - начала XX века сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д.

Оценочные данные и статистика по данным переписи населения в XVIII – XIX вв