П. А. Столыпин и государственная дума в 1906 - 1911 гг

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 
 
 

+++++++

+++++++++++++++

 
 

П.А. СТОЛЫПИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДУМА

В 1906-1911гг.

 

История гоcударственного управления

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

доц. В.П. Яренгина

 

Поток +++i

 
 

Санкт - Петербург

2009

 

    

Оглавление

 

Введение 3

Цель исследования 5

Задачи исследования 5

Экономическая и политическая обстановка в Российской империи                 в начале ХХ века 6

Социально-экономическое развитие России к 1906 году 6

Кризис государственной власти и управления начала ХХ века. 7

Манифест 17 октября 1905 г. 8

Изменения в государственном управлении в 1905-1906г 10

Основные государственные законы 23 апреля 1906. 11

Структура и деятельность Государственной Думы в период                                с 1906 по 1911 годы 12

Формирование Государственной Думы 12

Первая и вторая Государственные Думы 13

Третья Государственная Дума 15

П.А.Столыпин и его правительственная программа 17

Цели и задачи реформ 18

Аграрная реформа П.А. Столыпина 19

Сопротивление реформам Столыпина 21

Взаимоотношения между партиями в Государственной Думе                             и  Правительством 23

«Союз 17 октября» 24

П. А. Столыпин и «правые» 26

Государственная дума и правительство — два центра управления? 28

Заключение 33

Выводы 34

 

     Введение

    C именем П.А. Столыпина связана последняя попытка российских правящих кругов вывести страну на путь эволюционного развития, избежать нового революционного взрыва. Проблеме внутренней политики правительства во время столыпинского премьерства (8 июля 1906 г. — 1 сентября 1911 г.) исследователи уделяли немало внимания. Имеется достаточно обширная литература, так или иначе затрагивающая эти вопросы. Однако большая ее часть посвящена изучению столыпинской аграрной реформы. Значительно меньше внимания уделяется проблемам расстановки и противоборства политических сил в рамках так называемого третьеиюньского режима, анализу общей политической программы столыпинского кабинета, рассчитанной на модернизацию государственного строя России, вывод его из глубокого политического кризиса.

     "Преобразованное по воле монарха  отечество наше должно превратиться  в государство правовое", —  так определил конечную цель  преобразований глава правительства (Столыпин, 2006). Таким образом, П.А. Столыпин безоговорочно признал важнейшие государственно-политические реалии, связанные с принятием новой редакции Основных законов, с учреждением Государственной Думы и реорганизованного Государственного Совета, на усмотрение и одобрение которых и предлагалась правительственная программа.

    Первоочередной  задачей была признана разработка правовых норм для реализации гражданских и политических свобод, провозглашенных в Манифесте 17 октября 1905 г., — свобода слова, собраний, печати, союзов, вероисповеданий, неприкосновенность личности и жилища, тайна корреспонденции и т.п. Этот комплекс законов, определявших права и обязанности граждан, должен был составить правовую базу общества. Другой комплекс должны были составить законопроекты по реорганизации и усовершенствованию системы органов местного управления, суда и самоуправления. В сфере местного управления предполагалось прежде всего укрепить губернское и уездное административное звено — расширить полномочия губернаторов, заменить уездных предводителей дворянства, фактически возглавлявших уездную администрацию, коронными начальниками уездов, ликвидировать окончательно скомпрометировавший себя институт земских начальников и заменить их участковыми комиссарами. Последние меры были рассчитаны не только на усиление государственных структур, но и на полное упразднение остатков сословности в местном управлении и восстановление разделения административной и судебной властей на местах (Бородин, 2004).

    Особый  комплекс составляли законопроекты  социального характера, носившие вместе с тем отчетливо выраженную политическую направленность. Здесь на первом месте, несомненно, были указы от 5 октября и 9 ноября 1906 г., сближавшие в правовом отношении крестьян с остальным населением империи, предоставлявшие им свободный выход из общины и закрепление за ними надельных земель в личную собственность. Новый курс аграрной политики должен был подвести экономическую базу под процесс обретения крестьянством гражданских и политических прав. "Пока крестьянин беден, пока он не обладает личною земельной собственностью, — убеждал депутатов Столыпин, — он остается рабом, и никакой писанный закон не даст ему блага гражданской свободы".

    Вместе  с тем насаждение мелких зажиточных крестьян-собственников должно было привести к созданию консервативного "среднего класса", новой социальной опоры власти, укрепить на несколько подновленной основе политический режим, снять социальную напряженность в деревне, отвлечь крестьян от помещичьих земель. Представляя указ 9 ноября 1906 г. на утверждение Думы, а затем и Государственного Совета, П.А.Столыпин вновь и вновь подчеркивал, что насаждение "крепкого личного собственника" в деревне необходимо "для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях", для создания преграды развитию революционного движения (Бородин, 2004).

    Несомненную политическую направленность имели  и разрабатывавшиеся правительством законопроекты, предполагавшие введение новых принципов взаимоотношений труда и капитала, отношения власти к рабочему движению (свобода экономических стачек, примирительные камеры, профсоюзы, страховые законы и т.п.).

    Такова  была в общих чертах политическая программа П.А.Столыпина — достаточно обширная, с претензией на весьма крупные структурные преобразования и в целом, несомненно, прогрессивная, несмотря на некоторую ограниченность и противоречивость. Ее характер отразил то соотношение сил, которое сложилось в тот момент между властью и обществом. В ней нашли отражение прежде всего умеренные пожелания и требования либеральной оппозиции, уже давно выдвигавшиеся ею перед властью. Большая часть мер давно, порой десятилетиями, разрабатывалась ведомствами, и лишь революция заставила власть активизироваться. Если быть справедливыми, основные законодательные пакеты готовились ещё правительством Витте к открытию Государственной Думы.

    Однако  именно П.А. Столыпин впервые представил правительственную программу в обобщенном виде и предложил ее законодательным палатам, при участии которых и предполагалось ее реализовать.

    Как правовые, так и экономические  реформы не были полностью реализованы в том виде, как их задумывал П.А. Столыпин, в частности, из-за противостояния между Правительством и Государственной Думой.

    Данные  обстоятельства побудили нас изучить экономическую и политическую обстановку в Российской империи в начале ХХ века, деятельность Государственной думы и П.А. Столыпина в период с 1906 по 1911 гг, их взаимоотношения, оценить результаты их совместной деятельности.

    Цель  исследования

    Представить анализ деятельности П.А. Столыпина в должности премьер-министра и Государственной Думы 1906-1911 годов.

    Задачи  исследования

  1. Охарактеризовать  экономическую и политическую обстановку в Российской империи в начале ХХ века;
  2. Изучить структуру и деятельность Государственной думы в период с 1906 по 1911 гг;
  3. Рассмотреть деятельность П.А. Столыпина в должности премьер- министра.
  4. Проанализировать характер взаимоотношений между партиями в Государственной Думе и Правительством;
  5. Оценить результаты деятельности П.А. Столыпина и Государственной Думы в 1906 -1911 гг.

    Экономическая и политическая обстановка в Российской империи  в начале ХХ века

    Социально-экономическое развитие России к 1906 году

    В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности  Россия  вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет (Тери, 2008).

 

 Основной причиной промышленного подъема в XIX веке стала экономическая политика правительства, одной из составных частей которой было установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги.

    В экономической политике царизма  конца XIX – начала XX века было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников.

    Однако  социально-экономическое развитие России было и весьма противоречивым. Ее население насчитывало около 130 миллионов человек, но размещено  по территории страны было крайне неравномерно. Почти 90 процентов населения проживало  в европейской части, За Уралом проживало  всего 13,5 миллионов человек, из них 7 миллионов в Казахстане и Средней Азии. Страна оставалась преимущественно аграрной. В городах проживало всего 14,7 миллиона человек.  
Крестьянство составляло 4/5 населения страны и продолжало расти, прирост населения составлял во второй половине XIX века 1,8%.

    К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось  в глубоком кризисе. Экономическое  положение русского крестьянина  после 1861 года резко ухудшилось и  в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800 году. Причин у этого кризиса  было множество. Прежде всего, крестьяне  с большим трудом справлялись  с выплатой выкупных платежей. Для  покупки или аренды земли им приходилось  занимать у ростовщиков, а после  в Крестьянском банке, задолженности  росли и, в конце концов, после  революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена  отменить в 1907 г. выкупные платежи и  простить недоимки. Но нанесенного  ущерба было уже не исправить (Могилевский, 2007).

    Несбалансированность  сельского хозяйства стала одной  из причин   экономического кризиса в начале XX столетия, который затем сменился  длительной  «депрессией»  1904-1908 годов. 

    Кризис  государственной  власти и управления начала ХХ века.

          Помимо  обострения “вечных” проблем нашего отечества — аграрной, национальной, геополитической, предпосылками преобразования государственного управления в 1905—1907 гг. стали следующие обстоятельства: назрела необходимость допущения выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности. Реформаторы видели объективную необходимость преобразований, отсталость России от стран Западной Европы, где почти все монархии были конституционными, действовали представительные органы.

    Варианты решения актуальных проблем государственного управления предлагались различными политическими партиями. В период нарастания революционных событий 1904—1905 гг. возникли конституционные проекты, вышедшие из недр “Союза освобождения” — предтечи партии конституционных демократов (кадетов). “Проект Основного закона Российской империи” уже в первой статье декларировал принципы конституционной монархии в России: “Верховная власть Российской империи осуществляется императором при участии Государственной Думы”. “Проект Основного закона” провозглашал: “Все русские граждане равны перед законом”, “Свобода каждого обеспечена законом”. Декларировалась неприкосновенность жилища, право для всех “русских граждан”, достигших совершеннолетия, свободно избирать и быть избранными, свободно выбирать и менять место жительства, приобретать недвижимое имущество, перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы. Личность человека впервые в русской истории решительно встала в центр интересов законодательства.

    До  декабря 1905 г. революционными силами использовались исключительно мирные средства борьбы (митинг, демонстрация, манифестация, стачка). Основным вопросом начавшейся революции стал вопрос о власти. Революция показала, что без изменения государственного управления страной не был возможен выход из кризиса.

    Манифест 17 октября 1905 г.

    Торжественное обращение императора Николая II к  народу, фактически объявившее о предстоящем  переходе России от абсолютной монархии к конституционной, был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.

    Непосредственным  инициатором преобразования был  пред. Комитета министров гр. С.Ю. Витте. 9.10.1905 он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 о создании совещательной Гос. думы не удовлетворили даже умеренные  круги. Доказывалось, что общество стремится  к гражданской свободе, торжество  которой неизбежно. Поэтому "лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной  деятельности. Другого исхода для  спасения государства нет". Если правительство не станет во главе  освободительного движения, то "казни  и потоки крови только ускорят  взрыв. За ним последует дикий  разгул низменных человеческих страстей" (Ганелин, 1991). Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.

    Рядом сановников по поручению императора были составлены другие проекты (не упоминавшие  правительство и в большинстве менее радикальные). Витте объявил одобрение своего текста обязательным условием принятия должности главы правительства. Других приемлемых кандидатов на этот пост не было и Николай II был вынужден утвердить проект Витте.

    В манифесте говорилось о скорби императора из-за смуты и волнений. Сообщалось о повелении "принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка" и "умиротворению государственной жизни". Для их успешности признавалось необходимым объединение деятельности "высшего правительства". Император повелевал ему, во-первых, ввести основы гражданской свободы, т.е. неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, во-вторых, привлечь к выборам в Думу "те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав", в третьих, "установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы", а также обеспечить выборным от народа "возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей". Говорилось о "дальнейшем развитии начала общего избирательного права" в новом законодательном порядке. В заключении "все верные сыны России" призывались помочь прекращению смуты.

    Манифест  был поддержан либеральными консерваторами и правыми либералами. Однако создававшаяся конституционно-демократическая партия, а также крайне левые сочли его недостаточным и продолжали антиправительственную борьбу. Сторонники абсолютной монархии впоследствии осуждали манифест, считая, что Витте "вырвал" его у Николая II.

    Манифест  воодушевил часть революционеров и  дезориентировал местные власти, что привело к массовым революционным  демонстрациям и митингам во многих городах, а также ответным контрреволюционным и еврейским погромам октября 1905 г. (в Киеве, Томске и др. местах), устроенным монархически настроенным населением при содействии администрации. Манифест привел также к прекращению всеобщей забастовки и расколу антиправительственного движения, что в итоге позволило  подавить революцию 1905-07 гг.

    На  основании манифеста была проведена  частичная политическая амнистия 21.10.1905, отменена общая цензура, расширено  избирательное право (см. Положение  о выборах 1906), проведена реформа  Гос. совета, изданы Временные правила  о печати, собраниях, обществах и  союзах 1906, Основные гос. законы 23.4.1906 и  др. правовые акты (Соловьёв, 1990).

    Изменения в государственном управлении  в 1905-1906г

    Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы — неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в  Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

    Была  проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. В  высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. “Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной  думы” расширялись права законодательной  деятельности названных государственных  учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями.

    Государственный совет де-факто превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

    Согласно  Указу “О переустройстве учреждения Государственного Совета” от 20 февраля 1906 г. преобразованный Госсовет состоял  из двух категорий членов: назначаемых  монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом  от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого  губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов).

    Был принят новый демократический избирательный  Закон от 11 декабря 1905 г. “Об изменении  Положения о выборах в Государственную  думу”. Он содержал нововведение: к  существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухстепенные выборы для крупных землевладельцев, четырехстепенные — для крестьян и трехстепенные — для рабочих (2006).

    Основные  государственные  законы 23 апреля 1906.

    Законодательные акты, ставшие конституцией Российской империи на последнем этапе ее существования, были изданы взамен Основных законов 1832 для закрепления результатов преобразований.

    Совет министров восстановил определение  власти императора как "самодержавной", предоставил ему право издавать указы не только "для приведения законов в исполнение" но и "для  устройства частей государственного управления, для ограждения государственной  и общественной безопасности и порядка, а также для обеспечения народного  благосостояния", и объявлять "общее  прощение" преступников. Была подчеркнута  роль монарха как руководителя внешней  политики и обороны, появились статьи об издании им без участия Думы нормативных актов по вооруженным  силам, об ответственности правительства  перед императором, его праве  вводить чрезвычайное и военное  положения и увольнять судей. Было изъято положение о необходимости  согласия палат на изменение границ (2006).

    Для окончательного рассмотрения проекта  в апреле было созвано третье Царскосельское совещание под председательством императора Николая II с участием великих князей, министров, нескольких членов Гос. совета и сенаторов. Оно в общем одобрило проект Совета министров, восстановив несменяемость судей и отклонив несколько предложений, направленных на сохранение за императором неограниченной власти.

    К этому времени стала ясной  победа партии народной свободы на выборах в I Гос. думу. Поэтому проект был передан группе кадетских  лидеров во главе с С.А. Муромцевым. Их поправки более определенно провозглашали политические свободы, устанавливали подзаконность чрезвычайных указов императора, расширяли финансовые права Думы за счет Гос. совета, предоставляли палатам права инициативы пересмотра Основных законов и предъявления запросов министрам о нецелесообразных действиях, вводили судебную (а составленный той же группой проект тронной речи - и политическую) ответственность министров перед Думой.

    Таким образом, в  1906 г. Российская империя стала представлять собой конституционную монархию, в которой законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная — императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контрольная — Правительствующему сенату (под общей ред. П.А. Пожигайло, 2002).

    Россия  обладала сегментарной государственной  формой, которая предполагает определенное разделение ролей между различными государственными институтами при  осуществлении политической власти, но при отсутствии системы сдержек  и противовесов и доминировании  одного из органов власти (императора), жесткой централизацией и преобладанием  авторитарных методов управления при  наличии ограниченных демократических  свобод и самостоятельного местного самоуправления.

    Структура и деятельность Государственной Думы в период с 1906 по 1911 годы

    Формирование Государственной Думы

    Официально  народное представительство в России было учреждено Манифестом 6 августа 1905 года под давлением либерального крыла правительства, которое решило не накалять обстановку в России, дав  понять подданным о намерении  учесть общественную потребность в  наличии представительного органа власти.

    Об  этом прямо говорилось в Манифесте: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей  от всей земли Русской к постоянному  и деятельному участию в составлении  законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов» (Ганелин, 1991).

    Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был  считаться с подъемом революционных  настроений в обществе. При этом контроль над Думой было решено осуществлять через избирательное законодательство.

    Однако  в основных законах предусматривался ряд ограничений деятельности российского парламента. Главным из них было то, что вся исполнительная власть в стране принадлежала царю. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени.

    Согласно  закону о выборах, изданному в декабре 1905 года учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Сами выборы нельзя было считать всеобщими равными и прямыми:

  • не имели избирательных прав женщины, учащаяся молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
  • один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей курии — на 90 тысяч избирателей;
  • для рабочих и крестьян устанавливалась трех и четырехстепенная система выборов.

    Общее число избранных депутатов Государственной  Думы в разных созывах колебалось от 480 до 525 человек.

    Первая и вторая Государственные Думы

    Первая  «всенародно» избранная Государственная  Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года, состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители  разных политических партий. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

    Самой многочисленной фракцией были кадеты — 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы — 18. От так называемых национальных меньшинств в работе Думы участвовали 63 представителя, от беспартийных — 105 представителей.

    Внушительную  фракцию составляли представители  аграрной трудовой партии России, или, как они тогда назывались, «трудовики». Фракция насчитывала в своих  рядах 97 депутатов и эту квоту  практически сохраняла все созывы.

    Председателем Первой Государственной Думы был  избран кадет С.А. Муромцев, профессор  Московского университета, публицист, земский деятель. С самого начала своей работы Государственная Дума приняла адрес, в котором потребовала  амнистии политическим заключенным, реального  осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель.

    Через восемь дней Председатель Совета министров  И.Л. Горемыкин решительно отверг все  требования Государственной Думы, которая  в свою очередь провела резолюцию  о полном недоверии правительству  и потребовала его отставки. Министры объявили Думе бойкот и демонстративно внесли в Думу свой первый законопроект — об ассигновании 40 029 рублей 49 копеек на постройку пальмовой оранжереи  и сооружение прачечной при Юрьевском  университете. Дума ответила градом запросов.

П. А. Столыпин и государственная дума в 1906 - 1911 гг