Палата налоговых консультантов

Министерство  образования и науки РФ

Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет

(ГОУ  ВПО ВСГТУ)

Кафедра «Налоги и налогообложение» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Палата налоговых консультантов 
 
 
 
 
 

Выполнила: Дамбинова Е.Н.

гр. Д 5109

                                                                  Проверила: Хантаева Н. Л. 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ

2011 
 
 

Содержание 

Введение

  1. Общая характеристика Палаты налогового консультирования……...5
    1. История создания Палаты налоговых консультантов………………..5
    2. Цели и задачи Палаты налоговых консультантов …………………...6
    3. Организационная структура Палаты налоговых консультантов……8
    4. Получение квалификации «Консультант по налогам и сборам» в Палате налоговых консультантов ……………………………………12
  2. Нормы профессиональной этики Палаты налоговых консультантов……………………………………………………………….18
    1. Основы профессиональной этики деятельности членов Палаты налоговых консультантов …………………………………………….18
    2. Нормы профессиональной этики взаимоотношений членов Палаты налоговых консультантов России …...……………………………….20
    3. Нормы профессиональной этики взаимоотношений членов Палаты налоговых консультантов России с клиентами и государственными органами …………………………...…………………………………..21
    4. Ответственность членов Палаты налоговых консультантов России за нарушение норм профессиональной этики …………………………22
  3. Современное состояние и перспективы развития налогового консультанта………………………………………………………………...24
    1. Миссия налогового консультанта или истинные качества               профессионала…………………………………………………………24
    2. Перспективы профессии налоговый консультант………….……….27

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение 

Введение 

     В 2001 году создано профессиональное сообщество - Палата налоговых консультантов. Деятельность профессионального сообщества направлена на становление и развитие профессионального налогового консультирования, обеспечение условий и содействия в осуществлении профессиональной деятельности аттестованным налоговым консультантам, проведение мониторинга действующей программы подготовки налоговых консультантов на соответствие законодательству, а также разработку новых программ в рамках дополнительного профессионального образования с учетом потребности рынка (например, программы подготовки налоговых консультантов с учетом специфики в кредитных организациях, бюджетных организациях, и т.п.).

     Развитие  рыночных отношений, возрастающая предпринимательская  активность привели к тому, что  спрос на профессиональные услуги налогового консультанта значительно превышает  предложение. В связи, с чем высшей школой все чаще начинают обсуждаться вопросы подготовки специалистов – налоговых консультантов в рамках подготовки специалистов по программе "Налоги и налогообложение", специализация – "Налоговое консультирование" как первого базового образования.

     Учитывая  значимость влияния нового вида деятельности, а также его представителей - налоговых консультантов на развитие предпринимательской активности граждан, формирование бюджета и в целом экономическое развитие страны, профессиональному сообществу Палате налоговых консультантов и высшей школе необходимо скоординировать свои действия в процессе подготовки, а также дальнейшей профессиональной поддержки специалистов новой формации – налоговых консультантов.

     На  сегодняшний день налоговый консультант выступает в роли квалифицированного посредника между налоговым органом и налогоплательщиком. Сама жизнь заставила нас учитывать интересы обеих сторон, поскольку только цивилизованные отношения, основанные на понимании друг друга, могли дать необходимый результат.

     Первая  глава работы посвящена общей  характеристике Палаты налогового консультирования, где рассматриваются вопросы истории создания, организационной структуры, также их целей и задач. Рассмотрен вопрос о получении квалификации в Палате налоговых консультантов.

     Во  второй главе рассматривается нормы  профессиональной этики налоговых консультантов.

     В третьей главе сделан упор на современное  состояние, а также перспективность  профессии налогового консультанта.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  налоговое право постоянно усложняется  и выдвигает серьезные требования к налогоплательщикам, которые должны разбираться в законодательстве и рядовой налогоплательщик нуждается в индивидуальной помощи в своих налоговых делах со стороны лиц, профессионально занимающихся налоговым консультированием, т.е. Палатой налоговых консультантов, которая участвует в формировании независимого профессионального налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности - необходимого инструмента эффективной экономической политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика Палаты налогового консультирования

1.1. История создания  Палаты налоговых  консультантов

 

     Развитие  налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных  документов, регулирующих налогообложение  юридических и физических лиц, активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения предопределили необходимость признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.

     Подготовка  специалистов в области налогового консультирования была начата по инициативе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

     В 1999 году при МНС России была создана  Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК), которая явилась  предшественницей Палаты налоговых  консультантов. Основной целью работы комиссии является становление и развитие профессионального налогового консультирования.

     История создания Палаты налоговых консультантов  – профессионального сообщества консультантов по налогам и сборам России:

     4 августа 2000 года. Постановлением  № 57 Министерство труда и социального развития РФ ввело в "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" новую квалификацию "Консультант по налогам и сборам".

     1 сентября 2000 года. Пять московских  ВУЗов начали подготовку налоговых  консультантов по программам, утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам.

     2000 — 2001 годы. Квалификационный аттестат "Консультант по налогам и  сборам" получили первые 700 специалистов. Возникла необходимость создания  профессионального сообщества налоговых  консультантов.

     9 января 2002 года. Зарегистрировано некоммерческое  партнерство "Палата налоговых  консультантов".

     С октября 2003 г. издается журнал "Налоговые  споры" — официальный печатный орган Палаты налоговых консультантов 

     14 декабря 2004 года. На Общем собрании членов Палаты утверждены "Нормы профессиональной этики налоговых консультантов".

     20 апреля 2005 года. Министерством юстиции  РФ зарегистрирована Межрегиональная  общественная организация "Палата  налоговых консультантов".

     Обучение  специалистов осуществляется в 83 аккредитованных Палатой учебно-методологических центрах, расположенных от Калининграда до Владивостока. В настоящее время по программам палаты аттестованы свыше 63 000 налоговых консультантов.

     Палата  налоговых консультантов является держателем единых реестров аттестованных налоговых консультантов и аккредитованных образовательных организаций.

     Активно формируется Единый банк данных  работников и работодателей в  сфере налогового консультирования.

     Палата  сегодня имеет статус Наблюдателя  в Европейской конфедерации налоговых консультантов.

1.2. Цели и задачи  Палаты налоговых  консультантов

     Деятельность Палаты налоговых консультантов направлена на решение следующих задач:

  • развитие профессионального налогового консультирования в России;
  • защита интересов и информационная поддержка налогоплательщиков;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов;
  • объединение налоговых консультантов и организаций, занимающихся налоговым консультированием.

     Для достижения уставных целей Палата намерена решать следующие задачи:

    • проведение научно-исследовательских работ по проблемам гармонизации налогового законодательства;
    • участие в проведении налоговой реформы в России с целью установления равновесия между фискальными интересами государства и интересами налогоплательщиков;
    • осуществление информационной поддержки процесса реформирования налоговой системы;
    • содействие созданию и развитию сети структур (учебных центров, налоговых консультаций и пр.), осуществляющих деятельность по профессиональному налоговому консультированию;
    • разработка правил, стандартов профессионального налогового консультирования;
    • участие в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов всех уровней, затрагивающих интересы налоговых консультантов и налогоплательщиков;
    • обеспечение защиты прав и интересов налогоплательщиков в различных допустимых законодательством формах;
    • осуществление образовательной деятельности, в т.ч. подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации налоговых консультантов.

1.3. Организационная  структура Палаты  налоговых консультантов

1. Президентский совет Палаты налоговых консультантов

     Президентский совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью Палаты. Избирается Общим собранием сроком на три года с правом последующего переизбрания. Члены Президентского совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

     Численный состав Президентского совета определяется Общим собранием, но не может быть менее 12 человек.

     Президентский совет избирает из числа своих  членов Президента Палаты и вице-президентов.

     Президентский совет при необходимости может  кооптировать в свой состав новых  членов, с последующим утверждением их на очередном Общем собрании, но не более 1/3 от численного состава Президентского совета, избранного Общим собранием. Кооптированные члены Президентского совета до утверждения их на очередном Общем собрании принимают участие в работе Президентского совета с правом совещательного голоса.

     Президентскому совету предоставляется право избирать Почетных вице-президентов из числа пользующихся известностью лиц, которые своим авторитетом могут оказать существенную помощь в развитии Палаты и достижении уставных целей. Почетные вице-президенты Общим собранием не утверждаются.

     Президентский совет вправе лишить Почетного вице-президента присвоенного статуса только за действия, наносящие серьезный ущерб Палате, порочащие ее имидж и деловую  репутацию. 
К исключительной компетенции Президентского совета относятся:

  • избрание из своего состава Президента Палаты и вице-президентов и освобождение их от должности;
  • определение основных направлений деятельности Палаты;
  • разработка и формирование программ (проектов) Палаты, в том числе благотворительных, а также международных;
  • разработка сроков, размеров и форм внесения целевых взносов, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий и программ;
  • утверждение по представлению Директора Положения о Дирекции;
  • назначение и освобождение от должности Директора;
  • определение принципов формирования и использования имущества Палаты;
  • разработка и осуществление контроля за финансовыми операциями и экономическими программами Палаты;
  • выработка рекомендаций и предложений по осуществлению наиболее эффективной работы комитетов (комиссий), филиалов и представительств Палаты;
  • принятие решения об учреждении Палатой хозяйственных товариществ, обществ и иных хозяйственных организаций;
  • утверждение отчетов Директора и заслушивание заключений Контрольно-ревизионной комиссии.

     Президентский совет может рассматривать и другие вопросы, связанные с деятельностью Палаты и не отнесенные настоящим Уставом к исключительной компетенции других органов Палаты. 
Президентский совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Члены Президентского совета заранее (не позднее 5 дней до начала) оповещаются о дате и повестке заседания.

     Президентский совет правомочен решать внесенные  на его рассмотрение вопросы, если в  заседании участвует более 1/2 его  членов. Решения Президентского совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании его членов.

     Президентом совета Палаты налоговых консультантов  является Черник Дмитрий Георгиевич - действительный член Российской Академии естественных наук, доктор экономических наук, профессор, государственный советник налоговой службы I-ранга.

2. Научно-экспертный совет

           Научно-экспертный совет Палаты налоговых консультантов является профессиональной площадкой для системного обсуждения ключевых проблем, обмена опытом и выработки согласованной позиции по дискуссионным вопросам налогового законодательства.

     Задачи Совета:

  • независимый профессиональный мониторинг законопроектов;
  • подготовка экспертных заключений по дискуссионным вопросам налогообложения.

     Состав Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов:

     Руководитель: Кучеров Илья Ильич, Начальник юридического управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ; Руководитель секции налогового производства и налогового контроля

     Заместитель руководителя Совета по взаимодействию с органами государственной власти: Павлова Лидия Петровна, Директор Международного центра научных исследований и консультаций по налоговым проблемам Финансовой академии при Правительстве РФ, профессор, д.э.н.;

     Заместитель руководителя Совета по общим вопросам: Гудков Федор Андреевич, Руководитель отдела юридического и налогового консалтинга ЗАО "ЦБА", советник Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР); Руководитель секции по налогообложению операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

     Ответственный секретарь: Хаванова Инна Александровна, Руководитель департамента налоговых исследований и экспертиз Палаты налоговых консультантов.

3. Учебно-методический совет

     Учебно-методический совет Палаты налоговых консультантов разрабатывает образовательные программы подготовки консультантов по налогам и сборам и других специалистов в области налогообложения, контролирует и совершенствует образовательный процесс, решает вопросы методического обеспечения.

     В настоящее время разработаны  и утверждены программы "Налоговое  консультирование" в объеме 380, 540 и 180 аудиторных часов.

     По  программе 380 и 180 аудиторных часов обучаются  претенденты, имеющие высшее экономическое  или юридическое образование.

     По  программе 540 аудиторных часов проходят переподготовку и получают дополнительную квалификацию лица, имеющие непрофильное высшее образование.

     Также разработаны и утверждены специализированные программы «Налоговое консультирование»  для работников кредитных организаций и работников фондовых рынков.

     Учитывая  современное состояние рыночной экономики страны, кадровые потребности  организаций, Учебно-методический совет  утвердил программы подготовки узкопрофильных специалистов – налоговых юристов  и специалистов по ведению налогового учета.

     Эти специализации могут получить лица, имеющие высшее (среднее специальное) юридическое или экономическое  образование, а также студенты юридических  и экономических факультетов, обучающиеся  на последнем курсе.

     Состав учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов:

     Руководитель: Павлова Лидия Петровна, Директор Международного центра научных исследований и консультаций по налоговым проблемам Финансовой академии при Правительстве РФ, профессор, д.э.н.

     Заместитель руководителя: Стырова Татьяна Васильевна

     Ответственный секретарь: Кускова Евгения Александровна

     Существуют  секции, которые сформированы в соответствии с разделами программы «Налоговое консультирование»:

    1. Секция «Налоговое право»
    2. Секция «Налогообложение юридических и физических лиц»
    3. Секция «Правовое регулирование экономической деятельности»
    4. Секция «Бухгалтерский учет и отчетность»
    5. Секция «Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования»
    6. Секция «Организация и методика налогового консультирования»

4. Дирекция

     Дирекция  Палаты налоговых консультантов  является исполнительным органом, обеспечивает ее текущую деятельность.

     Возглавляет Дирекцию и руководит ее работой  Директор Палаты, назначаемый Президентским  советом по представлению Президента.

     Директор  Палаты налоговых консультантов - Стырова  Татьяна Васильевна.

     Также в Палате налоговых консультантов  существует аккредитационная комиссия, где рассматриваются вопросы аккредитации учебных заведений и иных учебных центров на право подготовки налоговых консультантов и повышения их квалификации. 

1.4. Получение квалификации  «Консультант по  налогам и сборам»  в Палате налоговых консультантов

      Чтобы получить квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам», надо пройти подготовку по профессиональным образовательным программам Палаты налоговых консультантов и сдать экзамен.

      Лица, которые могут пройти обучение по программам должны иметь:

  • профильное высшее (экономическое или юридическое) образование и опыт работы  в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения  не менее 3 лет (из последних 5-ти).
  • профильное высшее (экономическое или юридическое) образование и не имеющие достаточного опыта работы в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения.
  • непрофильное высшее образование и опыт работы в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения не менее 5 лет (из последних 7-ми).
 
Название программы Объем академ/час Рекомендации
«Налоговое консультирование» 540 Программа рекомендована 
  • специалистам, имеющим высшее экономическое или юридическое образование и опыт работы  в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения не менее 3 из последних 5-ти

или

  • специалистам с непрофильным высшим образованием, имеющим опыт работы в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения не менее 5 из последних 7-ми
«Налоговое консультирование» 240 Программа рекомендована

специалистам  с высшим экономическим или юридическим образованием, имеющим  опыт работы  в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения менее 3 лет или не имеющим такового.

«Налоговое консультирование» 180 Программа рекомендована
  • специалистам с высшим экономическим или юридическим образованием, имеющим опыт работы   в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения не менее 7 лет из последних 10-ти
«Налоговое консультирование» 380 Программа рекомендована
  • специалистам с высшим экономическим или юридическим образованием, имеющим опыт работы  в области экономики и (или) права, и (или) налогообложения не менее 3 лет из последних 5-ти
Налоговое консультирование на фондовом рынке» 380 Программа рекомендована
  • специалистам, имеющим высшее экономическое или юридическое образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет из последних 5-ти
«Налоговое консультирование в кредитных организациях» 380 Программа рекомендована
  • специалистам, имеющих высшее экономическое или юридическое образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет из последних 5-ти
 

     Экзамен проводится в течение одного дня  непрерывно на протяжении восьми академических  часов.

     Претенденты на подтверждение квалификации «Консультант по налогам и сборам III категории» сдают экзамен по пяти дисциплинам программы Палаты (240 акад. час.).

     Претенденты на подтверждение квалификации «Консультант по налогам и сборам II категории» сдают экзамен по шести дисциплинам  программы Палаты (180, 380 или 540 акад. час.).

     Претендент  вправе пользоваться нормативными документами на бумажных и электронных носителях.

     Претендент  допускается к сдаче экзамена при обязательном предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего  личность.

     В случае опоздания претендента (независимо от причин) время окончания экзамена не изменяется.

     Ответственный за проведение экзамена:

  • вскрывает конверт с экзаменационными билетами;
  • приглашает претендентов выбрать экзаменационный билет;
  • фиксирует в экзаменационной ведомости номер экзаменационного билета претендента;
  • выдает каждому претенденту шесть бланков Палаты для оформления письменных ответов и листы для черновиков со штампом Палаты;
  • по завершении экзамена оформляет и оглашает его результаты, определяет дату выдачи квалификационных аттестатов претендентам, успешно сдавшим экзамен.

     Претендент:

  • оформляет письменный ответ на каждый вопрос экзаменационного билета на отдельном бланке с указанием количества листов по данному ответу;
  • допускает в ответе употребление только общепринятых сокращений;
  • вправе выйти в течение экзамена не более чем на 15 минут из помещения (аудитории) после передачи на проверку каждых двух письменных ответов.
  • подписывает каждую страницу письменного ответа;
  • сдает в экзаменационную (государственную аттестационную) комиссию письменные ответы и экзаменационный билет по истечении времени, отведенного на проведение экзамена.

     В процессе проверки письменных ответов  члены экзаменационной (государственной  аттестационной) комиссии вправе пригласить претендента на устное собеседование.

     По  результатам проверки члены экзаменационной (государственной аттестационной) комиссии выставляют оценки по десятибалльной системе за ответ по каждому вопросу (заданию) экзаменационного билета.

     Итоговой  оценкой является сумма набранных  баллов по каждому ответу на вопросы  экзаменационного билета.

     Претендент  считается сдавшим экзамен:

  1. на подтверждение квалификации «Консультант по налогам и сборам III категории: если он набрал не менее 35 (тридцати пяти) баллов из 50 и получил оценку не менее 5 (пяти) баллов за каждый письменный ответ по вопросам (заданиям) экзаменационного билета;
  2. на подтверждение квалификации «Консультант по налогам и сборам II категории: если он набрал не менее 45 (сорока пяти) баллов из 60 и получил оценку не менее 5 (пяти) баллов за каждый письменный ответ по вопросам (заданиям) экзаменационного билета.

     Претендент, не сдавший экзамен, вправе в день экзамена написать заявление на пересдачу  экзамена.

     Члены экзаменационной (государственной  аттестационной) комиссии рассматривают  заявление претендента и принимают  решение о пересдаче экзамена. Принятое решение фиксируется в протоколе.

     Претендент, не явившийся на экзамен по уважительным причинам, может быть допущен к  сдаче экзамена в составе другой группы по согласованию с Палатой.

     Причина считается уважительной, если она  документально подтверждена (копия  листка нетрудоспособности, командировочное  удостоверение, повестка на судебное заседание).

     Претендент, не явившийся на экзамен без уважительных причин, не допущенный к сдаче экзамена или не сдавший экзамен, может сдать экзамен в составе другой группы при условии оплаты Палате расходов по проведению экзамена.

     Претендент, не прошедший аттестацию, вправе повторно сдать экзамен в течение одного года (12 месяцев) при условии оплаты расходов Палате по проведению экзамена.

     По  результатам экзамена специалист получает:

  1. Квалификационный аттестат "Консультант по налогам и сборам" III категории (программа 240 час.); II категории (программы 180, 380, 540 час.)
  2. Диплом о профессиональной переподготовке (программа 540 ч.); свидетельство о повышении квалификации в сфере налогообложения (180 ч., 240 ч. и 380 ч.);
  3. Членский билет Палаты налоговых консультантов
Палата налоговых консультантов