Палестино - израильский конфликт

 

 

Введение

В современном мире происходит процесс формирования некого нового типа мирового сообщества всепланетарного масштаба. Наиболее зримым проявлением и показателем названного процесса является глобализация, которая предполагает, что множество политических, экономических, культурных, и иных отношений и связей приобретают всемирный характер.

Проблема отношений Израиля и Палестины с самого своего зарождения вышла далеко за пределы ближневосточного региона. В ходе ее развития на протяжении более чем 50 лет нашли отражение основные тенденций мирового развития. Палестино - израильский конфликт стал неотъемлемой частью мировой политики.

Территориальную проблему можно считать одной из первопричин конфликта. Здесь Израиль преследует вполне определенные цели. Он проводит политику, направленную на свое окончательное закрепление на оккупированном Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, а также на уже официально аннексированных Голландских высотах.

Для точного понимания всей проблемы ближневосточного конфликта необходимо рассматривать его в хронологических рамках, учитывая религию, а также экономическую и политическую сферу. Сионистская идеология государства Израиль играет немаловажную роль в конфронтации с арабским миром, где значительную роль играет культурно-религиозный фактор, что проявляется на политическом и идеологическом уровнях, но при этом нетерпимость демонстрируют обе стороны.

Основные этапы ближневосточного конфликта можно отнести к началу нескольких больших войн:

- арабо-израильская война 1948-1949 годов;

- «тройственная» агрессия Израиля  против Египта в 1956 году, предпринятая  им в союзе с Англией и  Францией;

- «шестидневная» война Израиля  против Египта, Сирии и Иордании 1967 года;

- «октябрьская» война между  Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем - с другой в 1973 году;

- широкомасштабные военные операции  Израиля в Ливане в марте 1978 года и в июне - августе 1982 года;

- интифада «Аль - Акса» 2000 года;

Цель курсовой работы состоит в выявлении причин палестино - израильского конфликта и всестороннем анализе взаимоотношений между Израилем и Палестиной.

Достижение цели предполагает решение ряда конкретных задач:

- проанализировать историю палестино - израильского конфликта, выделить основные конфликтогенные факторы и проблемы арабо-израильских отношений в контексте исторического развития;

- выявить основные этапы развития  и становления конфликта между  арабами и евреями и определить  основные структурные элементы  их противостояния;

- проанализировать пути и методы  урегулирования палестино - израильского конфликта;

Объектом исследования являются этнополитические конфликтные отношения Израиля и Палестины.Предметом исследования является историко-хронологический аспект палестино - израильского

Значительный интерес представляют работы российских исследователей: Маркаряна Р. В. «Зона Персидского залива», Медведко Л. И «Этот ближний бурлящий Восток», Кини А.Г. «Страницы из дипломатической истории Ближнего Востока», Дмитриева Е.А. «Палестинский узел». В своих монографиях эти авторы затрагивают проблемы взаимоотношений арабских государств.

Палестино - израильский конфликт, его возникновение и развитие находят широкое изучение также в книгах о видных политических и государственных деятелях Израиля и Палестины: Микаэль Бар - Захара «Бен - Гурион», Г. Концельмана «Ясир Арафат», Гольды Мейер «Моя жизнь». Заслуживают внимания также работы Моше Даяна и Шабтай Тевета, Беньямина Нетанияху, Дауда Эль-Алами.

На сегодняшний день палестино - израильское противостояние занимает первое место в списке наиболее острых конфликтов на Ближнем Востоке, причем его отголоски слышны за многие тысячи километров от собственно региональной арены. При этом, влияние «палестино - израильской составляющей» отражается не только на ближневосточных процессах, но и на системе международных отношений в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Генезис палестино-израильского конфликта

 

1.1 Взаимоотношения палестинских арабов и евреев в контексте истории

Палестина - это территория, находящаяся на Ближнем Востоке у берегов Средиземного моря, которая имеет многовековую сложную историю.

Издревле земли Восточного Средиземноморья, соединявшие Евразию с Африкой, в силу благоприятного климата и выгодного геостратегического положения были важнейшим центром обитания человека. Именно эта часть Азии уже после возникновения древнейших очагов цивилизации стала центром транзитных связей между ними и сыграла огромную роль во взаимовлиянии культур - древнеегипетской, месопотамской, древнегреческой, не говоря уже о хеттах, ассирийцах и иных представителях вторичных цивилизаций и государств ближневосточного региона. Средиземноморские земли были ареной транзитных торговых путей, что способствовало их ускоренному развитию, сложению на их основе крупных государственных комплексов. Города демонстрировали тенденцию к укреплению и расширению за счет прилегающей к ним периферии, завоевания и присоединения соседних земель 1.

Средиземноморский район Западной Азии, получивший наименование Ханаан, был одной из самых развитых в экономическом и культурном плане территорий, через неё проходили важные торговые пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление получить выгоды, связанные с возможностью контролировать торговлю региона, сталкивало державы Древнего Востока в желании установить господство над Палестиной. Она была постоянным полем сражений Древнего Египта, Финикии, Месопотамии, Ассирии, Хеттского царства.

В конце II тысячелетия до н.э. в юго-западную часть Ханаана пришли филистимляне, двигавшиеся из Малой Азии. Место их поселения, самые плодородные земли Средиземноморья, было названо Пелешет, а позже и вся земля Ханаан получила название Палестина. Почти одновременно с филистимлянами, в 1800 г. до н. э., на территории Палестины появились и древние евреи, которые представляли собой западносемитские скотоводческие племена, вытесненные из Месопотамии. Накануне переселения евреев в Палестину, она представляла собой конгломерат мелких городов и протогосударств, активно враждовавших друг с другом. А после появления на палестинских землях евреев, филистимляне начали ожесточенную борьбу против них. Все это весьма усложнило обстановку в Восточном Средиземноморье. И в 1600 г. до н. э. евреи переселяются в Египет 2.

Вернувшись в Палестину на рубеже XIII - XII вв. до н.э., евреи в длительной борьбе с местным населением завоевали себе лучшую ее часть, укрепились там и превратили древний Иерусалим в свой политический и религиозный центр, образовав племенной союз, получивший название Израиль. Превратившись в оседлых земледельцев, евреи постепенно ассимилировали значительную часть древнего населения. При этом войны с городами - государствами других жителей Палестины составляли важную часть их деятельности, в ходе которой выделились и укрепились первые цари Израиля: Саул, Давид, Соломон. Позже, в ходе борьбы с филистимлянами, в 995г. до н. э. образовалось Израильское Царство, занимавшее значительную часть палестинских территорий, и распавшееся в последствие на два отдельных царства - Израильское на севере Палестины и Иудейское с центром в Иерусалиме на юге (928г. до н. э.). Распад страны совпал с наступлением на Палестину соседних крупных держав, которое закончилось катастрофой для еврейского народа. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израиля Самарию и увёл в Ассирию значительную часть населения. Израильское Царство навсегда сошло с исторической арены, а евреи без следа растворились среди населения Ассирийской державы. Иудея долгое время сохраняла свою независимость и достигла определенного могущества. Но в 586 г. до н. э. нововавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудею и разрушил Иерусалим. Иудеи, переселенные в Вавилонию, не утратили своей национальности, как это случилось с израильтянами, прежде всего потому, что изгнание не было долгим. В 538г. до н. э. Иранский царь Кир II после взятия им Вавилона разрешил иудеям вернуться на родину 3.

Вся последующая история еврейского народа - это бесконечная ожесточенная борьба за независимость. Палестина попеременно входила в состав империи Александра Македонского, государств Ахеменидов, Птолемеев и Селевкидов, была провинцией Рима и Византии. В этот период начинается процесс рассеивания еврейского населения по другим странам Средиземноморья.

Позднее, в 638 г. Палестину завоевали арабы, она стала одной из провинций халифата под названием Фаластин (аль-Фаластын). Именно в этот период территория страны начала заселяться арабскими народами, которые в последствии составили значительную часть современной Палестины. Господство мусульман в Палестине длилось около 1000 лет. В 1260--1516 гг. Палестина -- провинция мамлюкского Египта. С 1516 г. эта территория входила в состав Османской империи, являясь частью вилайетов Дамаск, Бейрут. С 1874 г. в Османской империи выделяется область Иерусалим, управляющаяся непосредственно из Стамбула. Уже в это время в Палестине, значительно перенаселенной и испытывавшей недостаток свободных земель и водных ресурсов, стали вспыхивать конфликты между укоренившимися здесь полторы тысячи лет назад арабами и евреями 4.

Противоречия между арабами и евреями, приводившие к непосредственным столкновениям сторон, заметно обострились в конце ХIХ века, когда евреи начали реализовывать свои права на Палестину в форме сионизма - религиозно - политического движения за возрождение еврейского народа на своей исторической родине.

Первым президентом и главным теоретиком ВСО был венский журналист Теодор Герцель, сыгравший немаловажную роль в разработке программы решения еврейского вопроса. В своей книге «Государство евреев», до сих пор почитаемое как «Библия сионизма», он предложил программу территориально - политического разделения Палестины, выдвинув лозунг: «Землю без народа - народу без земли!» 5

Герцель пытался убедить мировую общественность, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и в соответствии с международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в еврейское государство.

Образование такого государства должно осуществляться по заранее продуманному плану и при использовании всех современных научных и технических достижений. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса, свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права). Для реализации этого плана Герцель считал необходимым создать два органа - политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством.

Таким образом, заслуга Герцеля заключалась в том, что он создал центральную парламентскую власть сионизма. Впервые за всю историю еврейства международное сообщество вело переговоры с представителями еврейского народа. Этим было восстановлено юридическое лицо народа и признано его существование как такового. Именно талант убеждения Герцеля и его воля к действию позволили превратить идею о создании национального государства евреев из интеллектуальной утопии, разделяемой лишь небольшим числом сторонников, в политическую платформу, с которой более невозможно было не считаться.

Впервые в истории еврейской диаспоры Герцель создал всемирное представительство еврейского народа, придал новое содержание принадлежности еврея к своей нации, вернув, таким образом, к еврейству многие круги ассимилированных евреев. Главной целью национальной деятельности он сделал не облегчение страданий еврейского народа, а улучшение положения евреев в той или иной стране и разрешение еврейской проблемы в мировом масштабе 6.

Именно политика сионистов привела к тому, что в Палестине возник конфликт, имеющий прежде всего этнотерриториальную составляющую - спор между двумя этнорелигиозными общностями по поводу владения определенной территорией, ее статуса и размеров. С притязаниями на создание независимого государства в Палестине выступили, с одной стороны, этноконфессиональная группа евреев, в основном состоявшая из иммигрантов, и местное население - палестинские арабы, с другой. Следует согласиться с Давидом Бен Гурионом, что зарождавшийся конфликт не был межнациональным. На первых этапах его развития евреи, съехавшиеся со всех концов мира, не являлись нацией в полном смысле этого слова 7.

Его нельзя рассматривать и как чисто межрелигиозный конфликт. Религиозный фактор, хотя и разделял противоборствующие стороны, однако существенного значения в возникновении и развитии конфликта, по крайней мере на первых его этапах, не имел, так как еврейская иммиграция в Палестину осуществлялась под лозунгами сионизма - светской идеологии, а палестинские арабы отличались религиозной терпимостью и в течение многих веков мирно уживались с местными евреями. Религиозная составляющая конфликта, возникшего в Палестине, проявила себя на последующих этапах его развития, начиная с 30-х годов, не без влияния, прежде всего, англичан. Зато социально-экономическая составляющая конфликта между прибывающими евреями-иммигрантами и местным населением была совершенно очевидна с самого начала. Иммигранты стремились установить свой контроль над всеми сферами экономической жизни Палестины, вытеснив из них местных арабов8.

Многие, особенно арабские исследователи, акцентируют внимание на религиозном характере арабо-израильского конфликта, представляя его как столкновение между евреями и мусульманами. Однако внимательное рассмотрение содержания данного конфликта на разных этапах его развития позволяет сделать вывод о том, что этнический момент в нем гораздо более явственен, чем религиозный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Предпосылки возникновения «Палестинской проблемы»

На начальном этапе сионистской деятельности в Палестине, то есть с момента создания Всемирной сионистской организации до окончания Первой Мировой войны происходил процесс сращивания интересов международного сионизма и британского империализма. В этот момент цели и предложения сионистов полностью соответствовали стратегическим интересам правящих кругов Англии. В меморандуме британского Генерального штаба подчеркивалось: «Создание буферного еврейского государства в Палестине, хотя само по себе это государство будет слабым, желательно для Великобритании со стратегической точки зрения» 9.

Связь Великобритании с Сионистской организацией явилась предпосылкой для Декларации Бальфура - декларации о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев. Декларация Бальфура была направлена на имя лорда Лайонеля Уолтера Ротшильда Артуром Джеймсом Бальфуром, британским министром иностранных дел, 2 ноября 1917 г. Декларация гласила: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране» 10.

Имя Бальфура тесно связано с Декларацией, поскольку он был ее горячим сторонником, но окончательное решение принадлежало военному кабинету министров, который одобрил ее как продуманный политический акт. Великобритания была единственной среди великих держав, которая еще до Первой Мировой войны на деле проявила свое сочувственное отношение к мировому еврейству. Сионисты в Англии во главе с Хаимом Вейцманом заручились при помощи лорда Герберта Сэмюэла поддержкой сэра Марка Сайкса, одного из наиболее влиятельных советников британского правительства по делам Востока. Последний считал, что для Великобритании весьма важно утвердиться в Палестине и что сотрудничество с сионистами будет способствовать укреплению позиции Великобритании на Ближнем Востоке.

Правительство Великобритании начало активно интересоваться идеей еврейского национального очага или еврейского государства в Палестине под протекторатом Великобритании. Это было вызвано не только желанием помочь евреям, но и мыслью, что настойчивое желание евреев учредить британский контроль над Эрец-Исраэль облегчит правительству Англии отказ от соглашения Сайкса - Пико и заменит предусмотренный в этом соглашении англо-французский кондоминиум другой формой британского управления.

Вопрос, который правительство Великобритании обсуждало осенью 1917 г., состоял не в том, должно ли оно способствовать удовлетворению сионистских стремлений при эвентуальном договоре о мире, теперь вопрос был поставлен в более узком плане - следует ли тут же принять на себя публичное обязательство о поддержке сионистов и таким образом сплотить евреев мира вокруг союзников. Поэтому неудивительно, что Бальфур, рекомендуя военному кабинету принять декларацию и добившись ее окончательного утверждения 31 октября 1917 г., подчеркивал главным образом ее пропагандистское значение.

24 апреля 1920 г. Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 г. включена в текст мандата Великобритании на Палестину, утвержденного Лигой Наций. Борьба за практическое осуществление декларации продолжалась на протяжении последующих 30 лет британского правления в Палестине 11.

На тот момент в стране проживали около шестисот тысяч арабов и восемьдесят тысяч евреев. Будущее этой территории было крайне туманным: подмандатная территория не колония, согласно Уставу Лиги Наций, держатель мандата не обладал безраздельной властью над вверенными ему территориями, напротив, ему вменялось в обязанность оказывать местным общинам содействие в управлении страной до тех пор, «пока они не созреют окончательно для обретения независимости» 12.

Иными словами, полномочия Великобритании носили исключительно временный характер и срок мандатного правления должен был когда-либо завершиться, однако ни в одном из постановлений не было сказано, когда именно.

Ясное понимание того, что британское правление -- явление временное и полная неопределенность относительно конца этого правления были важными факторами, которые дестабилизировали социально-политическую обстановку в Палестине. Обе общины -- и арабская, и еврейская -- знали, что настанет день, когда британцы покинут Палестину, и должны были к этому подготовиться, не имея ни малейшего представления, случится это через год, через десять лет или через полвека 13.

Вопрос о том, какая форма политического устройства возникнет в Палестине после ухода британцев, также оставался открытым. Это могло быть арабское государство, где евреям как национальному меньшинству будут гарантированы те или иные права, либо еврейское государство.

Речь могла идти также и о едином еврейско-арабском государстве, либо унитарном, либо федеративном. Подобная «размытость» представлений об окончательном статусе Палестины провоцировала каждую из сторон на действия, которые должны были бы повлечь необратимые последствия, чтобы, когда вопрос о будущем Палестины окажется на повестке дня, невозможно было с ними не считаться 14.

В Постановлении о мандатном правлении в Палестине ни разу не фигурировало понятие «еврейское государство», а лишь заимствованное из письма министра иностранных дел Великобритании Артура Дж. Бальфура лорду Л. У. Ротшильду понятие «национальный дом для еврейского народа» .

Как известно, в Декларации Бальфура ничего не говорится о том, что такое «национальный дом», каков его статус -- будет ли это еврейское государство, еврейская автономия (политическая или национально-культурная), либо речь идет о некоем «духовном центре», «очаге» развития языка иврит и национальной культуры. Эти различные пути развития страны неодинаковым образом могли затронуть палестинских арабов: если при создании еврейского государства им оставалось довольствоваться ролью национального меньшинства, то в «духовном центре» им вполне мог принадлежать и политический суверенитет. Кроме того, Декларация Бальфура никак не определяла территориальные границы будущего «национального дома для еврейского народа», и оставалось совершенно неясным, идет ли речь о всей территории Палестины или только о какой-либо ее части.

Таким образом, ни евреи, ни арабы, ни даже англичане не представляли себе в начале 1920-х гг., какое политическое будущее ждет Палестину. В этих условиях каждая из сторон прикладывала все возможные усилия для того, чтобы максимально увеличить свои шансы на обретение политического суверенитета в послемандатный период. Сами британские власти также не имели ясного и четкого видения желаемой для них будущей политической ситуации: понимая важность Палестины не только как страны на карте, но и как региона, находящегося на пересечении торговых путей между Европой, Азией и Африкой, как «ворот» от Средиземного моря к нефтяным полям Среднего Востока, британцы не знали, сколько они планируют пробыть в Палестине и на каких условиях они будут готовы уйти из нее.

Постановление о мандатном правлении в Палестине было сформулировано таким образом, что явно не предполагало межнациональную напряженность между населяющими страну общинами. Так, статья первая этого документа гласила, что «страна -- держатель мандата будет нести ответственность за создание в Палестине таких политических, административных и экономических условий, которые наилучшим образом обеспечат создание национального дома для еврейского народа», а также «обеспечит защиту гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины, независимо от расовой и религиозной принадлежности». Предполагалось, что создание «национального очага еврейского народа» совместимо с защитой прав жителей Палестины иной расовой и религиозной принадлежности. Статья третья декларировала, что администрация «будет обеспечивать наиболее благоприятные условия для еврейской иммиграции, при этом усилия будут положены на защиту прав и статуса других групп населения» 15.

На практике же британские власти почти сразу же обнаружили, что возложенные на них обязанности не совместимы между собой. Политические лидеры палестинских арабов выступали против еврейской иммиграции и создания в стране еврейского государства, рассматривая и британцев, и евреев как «крестоносцев ХХ века», которых необходимо как можно быстрее изгнать с арабского Ближнего Востока. Надежды еврейских лидеров договориться с палестинскими арабами о мирном сосуществовании и совместных действиях против британских властей оказались тщетными.

В конце 1920-30-х гг. арабы Палестины провели серию антиеврейских демонстраций, которые сопровождались многочисленными вспышками насилия. Палестинцы в речах и лозунгах выступали за арабский суверенитет и против сионизма. В 1920-е - 1930-е гг. при помощи насилия арабы добились значительных результатов в политической сфере, однако так и не смогли выработать конструктивную позицию, адекватную региональной политической ситуации 16.

Подобное антиеврейское отношение стало отчетливо проявляться и в политике Великобритании. . Так продолжалось в течение всего мандатного периода: арабские волнения приводили к созданию комиссий по расследованию, выводы которых заставляли Лондон корректировать свою палестинскую политику, все дальше и дальше отходя от принципов Декларации Бальфура.

Тем временем, среди палестинских арабов очевидно доминировала резко конфликтная идеология, подстрекавшая арабов к бунту против еврейского народа, а в более поздний период - ко всеобщей арабской мобилизации против сионизма и Государства Израиль. В конце апреля 1936 г. Верховный арабский комитет предъявил мандатным властям три требования: запрет еврейской иммиграции, запрет продажи земель евреям и создание арабского национального правительства. Для выяснения положения в Палестине английское правительство назначило комиссию во главе с лордом Пилем.

Комиссия пришла к выводу, что еврейские и арабские чаяния несовместимы, а потому порекомендовала разделить Палестину на два государства: арабское и еврейское, между которыми должна была сохраниться сравнительно небольшая, но крайне важная территория под британским контролем.

В предложениях Пиля содержались две важнейшие составляющие, десять лет спустя ставшие интегральной частью резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: в них говорилось и о невозможности арабо-еврейского сосуществования в рамках единого государства и, как следствие, о необходимости раздела Палестины, и о передаче района Иерусалима под внешний контроль. При этом предложенный план раздела до крайности сокращал территорию будущего еврейского государства, потому что предусматривал создание арабского на более чем 80 % территории Палестины. Однако, сионистские лидеры приняли этот план. Лидеры палестинских арабов заняли крайне негативную позицию по плану раздела, настаивая на передаче под свой контроль всей территории Палестины 17.

В сентябре 1937 г. в сирийском городе Блудане состоялся Панарабский конгресс, участники которого высказались за борьбу до полной ликвидации еврейского и британского присутствия в Палестине. Подобный, крайне максималистский, подход отличает руководство палестинских арабов на протяжении многих лет, очень затрудняя шансы на поиск взаимоприемлемого мирного урегулирования в ближневосточном регионе.

Во время второй мировой войны сионистские лидеры убедились, что страна - мандатарий уже не в силах держать в своих руках контроль над событиями в Палестине и ликвидировать антагонистические противоречия между арабами и евреями в пользу последних. Мировому сионизму нужен был новый союзник, который практически помог бы создать еврейское государство в Палестине. Ставка на Великобританию закончилась. Появился новый, более могущественный и перспективный союзник - Соединенные Штаты Америки. Теперь уже сионистские руководители не скрывали своих истинных намерений и открыто и настойчиво требовали создания вместо «скромного еврейского очага» еврейского государства. Нельзя сказать, что политика сионистских организаций в отношении США была односторонней. К этому времени сами американцы стали придавать большое значение Ближнему Востоку, понимая военно - стратегические возможности и учитывая там огромные запасы нефти 18.

 

 

Глава 2. Палестино - израильский конфликт в современной системе международных отношений

2.1 Национально - освободительное движение  палестинского народа под руководством  Ясира Арафата

Палестинская Автономия - административно-политическое образование арабского населения Иудеи, Самарии и сектора Газы, созданное в результате соглашения, заключенного израильской и палестинской делегациями в Осло 20 августа 1993 г. и ряда других международных соглашений. В подписанном 26 марта 1979 г. мирном договоре между Израилем и Египтом Израиль признал «законные права палестинского народа». Обе стороны согласились с тем, что арабскому населению Иудеи, Самарии и сектора Газы будет предоставлена автономия сроком на пять лет, до окончательного определения их политического статуса, но Организация освобождения Палестины отвергла этот план. 15 ноября 1988 г. на заседании в Алжире Палестинский национальный совет провозгласил создание «палестинского государства» во главе с Я. Арафатом в качестве президента. В декабре 1988 г. в Стокгольме Я. Арафат выступил с заявлением о прекращении террористической деятельности, которое не предполагало прекращения массовых беспорядков - интифады и отказа от совершения терактов за пределами Израиля19 .

30 октября 1991 г. открылась Мадридская  мирная конференция под сопредседательством США и Советского Союза (после распада Советского Союза его место на конференции заняла Россия), в которой участвовали делегации Израиля, Ливана, Сирии и совместная иордано-палестинская делегация, в которую вошли представители арабов Иудеи, Самарии и сектора Газы. В ходе переговоров израильское правительство выдвинуло программу достижения соглашения, предусматривавшую введение автономии. На Мадридской конференции соглашение заключено не было, но контакты между представителями Израиля и палестинцев активизировались.