Палестино-израильский конфликт, динамика развития

                                           

 

 

 

 

 

Палестино-израильский конфликт, динамика развития

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. История конфликта……………………………………………………………6

2.Современность……………………………………………………………..…..11

3.Способы разрешения конфликта…………………………………….………14

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

В современном мире наблюдается процесс формирования особого нового типа мирового сообщества всепланетарного масштаба. Самое видимое проявление и основная черта названного процесса - это глобализация, предполагающая, что ряд политических, экономических, культурных, и других отношений и связей приобретут всемирный характер.

Глобализация охватывает весь мир, все страны, при этом глобализированными становятся не только лишь позитивные факторы, но и столь негативные события в развитии мирового сообщества как конфликты, которые затрагивают безопасность огромного количества стран. Примером может послужить палестино - израильский конфликт, который можно отнести к ряду локальных, но все же сложно указать государство, интересы которого прямо или косвенно не были бы им затронуты.

Проблема взаимоотношений Израиля и Палестины с самого начала выходила далеко за пределы ближневосточного региона. По мере ее нарастания в течение более чем 50 лет начали отражаться важнейшие тенденции мирового развития. Палестино - израильский конфликт превратился неотъемлемую часть политики в мире.

В данный момент времени по логике исторического развития нужны новые подходы в оценке событий, которые происходят на Ближнем Востоке в из-за палестино - израильского противостояния на рубеже XX и ХХI веков. Особо интересно это становится в процессе образования новой системы международных отношений, которая характеризуется относительной неустойчивостью и нестабильностью связей между государствами. Ближний Восток – это один из самых неспокойных регионов мира. Это зависит во многом от того, что практически столетие евреи и арабы противостояли друг другу. Их конфликт был одним из самых долгих и сложных по своей структуре, имел ярко отраженную тенденцию к росту, что вызвало высокую степень конфликтогенности всего ближневосточного региона.

Сущность палестино - израильского конфликта можно свести к решению его основных проблем. Это вопрос о территориях и границах палестинского государства в будущем, гарантии безопасной жизни обоих государств, планирование будущего еврейских поселений, судьба беженцев в палестине и их потомков, проблема религиозных святынь иудаизма, христианства и ислама, вопрос о статусе Иерусалима.

Территориальная проблема может считаться одной из главных причин конфликта. Здесь Израилем преследуются вполне конкретные цели. Им проводится политика, направленная на свое полное закрепление на оккупированном Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, а также на уже официально аннексированных Голландских высотах.

Стержень палестино - израильского конфликта - это вопрос о национальных правах более чем четырехмиллионного народа и, самое главное, его праве на самоопределение и создание своего государства.

Для полного осознания самой проблемы ближневосточного конфликта нужно изучать его в хронологических рамках, при этом учитывать религию, и, кроме того, экономическую и политическую сферу. Сионистская идеология государства Израиль сыграла довольно важную роль в конфронтации с арабским миром, в которой значительную роль играет культурно-религиозный фактор, и это проявляется на политическом и идеологическом уровнях, но при этом нетерпимость характеризует обе стороны.

Цель работы заключается в определении причин палестино - израильского конфликта и анализе отношений между Израилем и Палестиной.

Реализация названных целей исследования будет происходить путем решения нескольких конкретных задач:

- анализ истории палестино - израильского конфликта, выделение основных конфликтогенных факторов и проблем арабо-израильских отношений в историческом развитии;

- анализ современного состояния конфликтной ситуации;

- анализ путей и методов урегулирования палестино - израильского конфликта;

Объект исследования - этнополитические конфликтные отношения Израиля и Палестины, предстающие в историческом развитии и современном состоянии сложным и специфическим феноменом региональной и мировой политики.

Предмет исследования - историко-хронологический аспект палестино - израильского конфликта, являющийся существенным фактором его исторической природы и состояния в настоящее время. Это определяет специфику современного состояния и противоречия его развития.

Научная новизна исследования состоит в подробном изучении палестино - израильских отношений, в четком анализе предпосылок его возникновения, развития и способов возможного предотвращения. Кроме того, практическая ценность имеется в рассмотрении отношений Палестины и Государства Израиль в современной геополитической ситуации на Ближнем Востоке.

Есть разная научная и методическая литература, учебные пособия по различным аспектам палестино - израильского конфликта. Работы исследуют предпосылки противостояния, исторические аспекты, развитие и институциализация, способы регулирования конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                1. История конфликта

Палестина - это территория, которая находится на Ближнем Востоке у берегов Средиземного моря, имеющая многовековую сложно сложившуюся историю.

С древних времен территории Восточного Средиземноморья, которые соединяли Евразию с Африкой, из-за благоприятного климата и выгодного геостратегического положения стали самым важным центром обитания человека. Как раз эта часть Азии уже после появления самых древних очагов цивилизации была центром транзитных взаимоотношений между ними и играла важную роль во взаимовлиянии культур - древнеегипетской, месопотамской, древнегреческой, не считая уже о хеттов, ассирийцев и других представителей вторичных цивилизаций и государств ближневосточного региона. Средиземноморские территории стали ареной торговли, что помогало их быстрому развитию, сложению на их основе больших государственных комплексов. Города отличались тенденцией к укреплению и расширению с помощью прилегающей к ним периферии, отвоевания и включения соседних земель [1, с. 129].

Район Средиземноморья в Западной Азии, которому дано название Ханаан, был одной из наиболее развитых по экономическому и культурному уровню территорий, через эту территорию прошли значимые торговые пути, которые соединяют древние цивилизации. Стремление получить выгоду, связанное с возможностью держать под контролем торговлю в регионе, столкнуло державы Древнего Востока, желавшие получить господство над Палестиной. Она постоянно была территорией для сражений Древнего Египта, Финикии, Месопотамии, Ассирии, Хеттского царства.

В конце II тысячелетия до н.э. в юго-западные территории  Ханаана пришли филистимляне, которые двигались из Малой Азии. Место, где они были поселены, наиболее плодородные земли Средиземноморья, были названы Пелешет, а позже и полностью земля Ханаан была названа Палестиной. Почти в одно время с филистимлянами, в 1800 г. до н. э., в Палестине образовались и древние евреи, которые были западносемитскими скотоводческими племенами, которые были вытеснены из Месопотамии. Перед переселением евреев в Палестину, Месопотамия была конгломератом небольших городов и протогосударств, которые активно враждовали друг с другом. А когда появились на палестинских землях евреи, филистимляне стали жестоко бороться против них. Все это сильно накалило положение в Восточном Средиземноморье. И в 1600 г. до н. э. евреи переселились в Египет [2, с. 48].

Придя в Палестину около XIII - XII вв. до н.э., евреи долго борясь с местным населением отвоевали себе лучшую ее часть, закрепились там и сделали древний Иерусалим своим политическим и религиозным центром, образовали племенной союз, который получил именование Израиль. Став оседлыми земледельцами, евреи со временем ассимилировали огромную часть древнего населения. В данном случае войны с городами - государствами других жителей Палестины являлись важной частью их работы, во время которой были выделены и укреплены первейшие цари Израиля: Саул, Давид, Соломон. Позже, во время борьбы с филистимлянами, в 995г. до н. э. появилось Израильское Царство, которое занимало большую часть палестинских территорий, и которое распалось в итоге на два самостоятельных царства - Израильское на севере Палестины и Иудейское с центром в Иерусалиме на юге (928г. до н. э.). Распад страны пришелся на наступление на Палестину больших держав по соседству, которое окончилось плохо для евреев. В 722 г. до н. э. ассирийским царем Саргон II была захвачена столица Израиля Самария и он увёл в Ассирию огромную часть населения. Израильское Царство навсегда ушло с арены истории, а евреи абсолютно растворились в населенив Ассирии. Иудея долго была независимой и получила определенное могущество. Но в 586 г. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносор II была завоевана Иудея и разрушен Иерусалим. Иудеи, которые были переселены в Вавилонию, не потеряли своей национальности, как это произошло с израильтянами, в-первых потому, что изгнание не стало длительным. В 538г. до н. э. Иранский царь Кир II после того, как взял Вавилон, позволил иудеям уйти обратно на родину [3 с. 347].

Вся дальнейшая история еврейского народа - это долгая жестокая борьба за свободу. Палестина время от времени входила в состав империи Александра Македонского, государств Ахеменидов, Птолемеев и Селевкидов, являлась и провинцией Рима и Византии. В данный период начался процесс рассеивания еврейского населения по иным странам в Средиземноморье. Большие поселения евреев находились в Вавилоне, Египте, Александрии, Риме; диаспорой ббыла охвачена и Греция, Киренаика и Македония. Национальные и религиозные чувства, которые обострились трагической судьбой их родины, связали евреев прочными узами и не позволяли раствориться в народах, к которым бросала их жизнь.

Позднее, в 638 г. Палестина была завоевана арабами, она стала одной из провинций халифата, которая называется Фаластин (аль-Фаластын). Именно в то время территория страны стала населяться арабами, а в последствии они составляли огромную часть современной Палестины. Господство мусульман в Палестине проходило около 1000 лет. В 1260--1516 гг. Палестина была провинцией мамлюкского Египта. С 1516 г. эта территория начала входить в состав Османской империи, она являлась частью вилайетов Дамаск, Бейрут. С 1874 г. в Османской империи стала выделяться область Иерусалим, которая управлялась именно из Стамбула. Уже в те времена в Палестине, которая была значительно перенаселена и испытывала недостаток свободных земель и водных ресурсов, начали разгораться конфликты между укоренившимися здесь полторы тысячи лет назад арабами и евреями [4, с. 235].

Его невозможно считать и лишь межрелигиозным конфликтом. Религиозный фактор, который и разделял противоборствующие стороны, существенного влияния в возникновении и развитии конфликта, по крайней мере на первых его этапах, не оказывал, так как еврейская иммиграция в Палестину происходила под лозунгами сионизма - светской идеологии, а палестинских арабов отличала религиозная терпимостью и на протяжении ряда веков мирно уживались с местными евреями. Религиозная составляющая конфликта, который возник в Палестине, показала себя на следующих этапах его развития, начиная с 30-х годов, не без влияния и англичан. Но социально-экономическая составляющая конфликта прибывающих евреев-иммигрантов и местного населения была абсолютно ясна с самого начала. Иммигранты старались контролировать над все сферы экономической жизни Палестины, вытесняя местных арабов [7, с. 401].

Многие, в особенности арабские исследователи, обращают особое внимание на религиозный характер арабо-израильского конфликта, представляют его как вражду между евреями и мусульманами. Но внимательное рассмотрение содержания этого конфликта на различных этапах его развития дает основания сделать вывод о том, что этнический момент в нем намного более явственен, чем момент религиозный.

Хоть и арабы, и евреи являются семитами, этнический характер конфликту между ними дает в первую очередь сионистская идеология, исходящая из идеи национального первенства евреев над иными народностями, их богоизбранности, проповедуется непримиримость с другими народами и арабам, в частности. С иной стороны, у части арабской политической элиты, особенно у той, которая стоит на позициях крайней идеологии, один из аргументов непримиримости к Израилю - это утверждение, что он создан "чужаками, которые прибыли из множества стран мира" [4, с. 161].

Таким образом, на политику правительства Израиля по отношению к арабским странам, на его положение в ближневосточном мирном процессе особое влияние оказывают радикальные еврейские религиозные организации и движения. Поэтому, важно заметить, что арабо-израильский конфликт имеет особый этнорелигиозный оттенок, который усиленно эксплуатирует пропаганда сторон. Следует заметить, что арабский национализм и сионизм, которые возникли в конце ХIХ века, с самого начала не имели направленности друг против друга. Лишь после того, как ликвидация долго существовавшего османского господства освободила путь британскому мандату и возникли перспективы самоопределения Палестины, арабы и евреи, многие поколения которых жили друг с другом в мире, стали бороться не на жизнь, а на смерть за политическое будущее данной земли. Конфликт был, в первую очередь, политическим отношением двух или нескольких сторон, он воспроизводил в острой форме лежащие в основе этого отношения экономические, политические, идеологические, территориальные, национальные, религиозные или другие противоречия между его участниками. Именно этими противоречиями и составляется в самом общем виде содержание столкновения евреев и палестинских арабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

                                        2. Современность

Палестинская Автономия - административно-политическое образование арабского населения Иудеи, Самарии и сектора Газы, которое было создано в результате соглашения, которое заключили израильская и палестинская делегации в Осло 20 августа 1993 г. И в результате нескольких иных международных соглашений. В подписанном 26 марта 1979 г. мирном договоре между Израилем и Египтом Израиль признал «законные права палестинского народа». Обе стороны выразили согласие с тем, что арабскому населению Иудеи, Самарии и сектора Газы предоставится автономия сроком на пять лет, до полного определения их политического статуса, но Организация освобождения Палестины была против этого плана. 15 ноября 1988 г. на заседании в Алжире Палестинский национальный совет объявил создание «палестинского государства» во главе с Я. Арафатом как президентом. В декабре 1988 г. в Стокгольме Я. Арафат заявил о приостановлении террористической деятельности, которое не обещало избавления от массовых беспорядков - интифады и отказа от совершения терактов за пределами Израиля [2, с. 84].

30 октября 1991 г. была открыта Мадридская мирная конференция, где под сопредседательствовали США и Советский Союз (после распада Советского Союза его место на конференции было занято Россией), там принимали участие делегации Израиля, Ливана, Сирии и совместная иордано-палестинская делегация, куда входили представители арабов Иудеи, Самарии и сектора Газы. Во время переговоров израильское правительство предложило программу достижения соглашения, которая предусматривала введение автономии. На Мадридской конференции соглашение не заключили, но контакты между представителями Израиля и палестинцев стали активизироваться.

20 августа 1993 г. после тайных переговоров между делегацией Израиля во главе с Ш. Пересом и делегацией ООП во главе с Ахмадом Кариа (Абу-Алой), которые прошли в Осло при посредничестве министра иностранных дел Норвегии, достигли соглашения - Декларации о принципах [21, с. 45].

13 сентября 1993 г. в Вашингтоне И. Рабино, Я. Арафат и президент США Б. Клинтон подписали соглашение между ООП и Израилем. В нем предусмотрено, что палестинское самоуправление установится на пятилетний срок, а по прошествии трех лет стороны возобновят переговоры об окончательном урегулировании.

В мае 1994 г. в Табе (в Египте) проходили израильско-палестинские переговоры, во время которых окончательно определились полномочия палестинской администрации в секторе Газы и Иерихоне.

Со времени возникновения правительства национального единства во главе с А. Шароном в феврале 2001 г. Израилем была занята жесткая позиция по отношению к Палестинской автономии и ее главе, выставлено требование полной остановки террора как необходимого условия возобновления мирных переговоров. Израиль принимал различные меры в борьбе с усилением террора и все время искал возможности урегулирования палестино - израильского конфликта мирно.

Новое палестинское «правительство национального единства», возглавляемое Исмаилом Ханией из ХАМАСа окончательно сформировалось 17 марта 2006 г. По ходу договоренностей, которые заключались 8 февраля в Мекке между председателем Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом и главой Политбюро ХАМАСа Халедом Машалем. Приняли палестинскую политическую программу [22, с. 14].

Важно отметить, что после победы «ХАМАС» на выборах в законодательное собрание ПНА и формирования нового правительства из его представителей, президентом США был подписан Палестинский антитеррористический закон 2006 г., который запрещал содействие правительству ХАМАС. Действие этого закона предполагалось до тех пор, пока ХАМАС не откажется от террора и не признает появление государства Израиль и ранее принятые палестино-израильские соглашения. Таким образом, США продолжили действие предусмотренных американским законодательством санкций. При этом в сложившейся ситуации были активизированы и ограничения, связанные с антитеррористической деятельностью, так и ограничения, которые предусмотрены в контексте усилий по сохранению мира на Ближнем Востоке [17].

В итоге была не только остановлена помощь Америки палестинцам, но и помощь ПНА от иных государств и международных финансовых институтов, которые опасаются, что придругом раскладе в силу будут вступать санкции, которые предусматривает американское законодательство в отношении «спонсоров терроризма». По этой причине санкции Америки явились одной из причин того, что ПНА была близка к банкротству.

Таким образом, у американского законодательства есть ряд ограничений относительно финансовой помощи. При этом в случае с палестинцами можно применить ограничения двух уровней: касающиеся с характера и деятельности разных общественных институтов и движений (например, ООП или ХАМАС) и касающихся внутри и внешнеполитического курса конкретного правительства (ПНА). Подобное положение дел дает возможность активного вмешательства США в ыормульрование позиции ПНА относительно конкретных вопросов, так как палестинская администрация зависима от международной финансовой помощи [17].

Нерешенность важнейших проблем и отсутствие реальных подвижек в палестино - израильском урегулировании приводят к быстрому обострению конфликта Палестины и Израиля. Переговорный процесс сторон зашел в тупик и почти прервался.

Израильское правительство не пошло в дальнейшем на территориальные и политические уступки палестинцам, сказав, что и так сделало их уже слишком много. Эта позиция руководства была понята и поддержана большинством еврейского населения Израиля, которое во время непрекращающейся террористической активности палестинских экстремистов все более выступает против политики уступок, не соглашается на продолжение диалога с настоящим правительством Палестинской национальной администрации (ПНА) и не хочет реализации ранее принятых с палестинцами соглашений [21, с. 94]

В то самое время, палестинцы просят создания своего независимого государства на границе территории, оккупированной израильской армией в ходе войны 1967 г. - это сектор Газа, часть Западного берега реки Иордан (ЗБРИ), которой управляла Иордания, Восточный Иерусалим. Здесь, вероятно, сторонам удастся достичь соглашения. Палестинцы требуют также признать права беженцев вернуться или получить материальную компенсацию, но Израиль это в корне отвергает. Восточный Иерусалим они хотят видеть в будущем столицей своего государства. В данном деле позиции сторон в настоящем сильно расходятся, но не исключено, что со временем они придут к соглашению. Сложна до сих пор проблема будущего еврейских поселений на месте ПНА. Палестинская сторона не хочет их видеть на своих землях, а Израиль желает их сохранения. Возможность компромисса сейчас еще просматривается [12].

Бесполезность переговорного процесса и повторяющееся откладывание сроков провозглашения независимости Палестины вызывают все большее недовольство и раздражение большей части населения ПНА. Повлияла и большая разница в уровне жизни между Израилем и Автономией, экономические и социальные сложности в ПНА (большинство данных трудностей просто не были решены коррумпированной администрацией Палестины), зависимость экономики автономии от израильской. Все это привело к скорому росту количества сторонников радикальных мер в делах Израиля. Начавшаяся осенью 2000 г. новая “интифада Аль - Акса” очень быстро превратилась в крупные террористические акты, жертвами их были в основном мирные граждане. Широко распространились действия террористов-смертников. В палестинском населении шахиды (мученики, павшие за веру) стали очень популярны и уважаемы, а их семьи получали большие суммы за умерших родственников [14, с. 297].

Из-за усиления террора палестинских экстремистов правительством Израиля был осуществлен ряд крупных военных акций борьбы с терроризмом. Одновременно израильтянами открыта активная и целенаправленная кампанию по дискредитации руководства ПНА и конкретно ее прошлого руководителя Ясира Арафата. А израильские власти в корне отказываются вести какие-либо переговоры с лидерами в Палестине, ссылаясь на то, что «палестинских политиков, способных вести конструктивный диалог, не существует» [13].

В таких условиях в Израиле укореняются сильные антипалестинские настроения. Большая часть израильтян и далее поддерживает линию силового решения вопросов безопасности, выступает против появления даже “урезанного”, но независимого палестинского государства, боясь, что оно будет распространять терроризм и нестабильность в регионе. В то самое время израильские левые желают вывода частей АОИ с территории ПНА и даже ликвидации поселений евреев в секторе Газа [5].

Среди палестинцев число сторонников продолжения терактов за последние времена становится меньше, но до сих пор является очень большим. По результатам опросов (март, 2008 г.), большая часть населения ПНА не желает прекращать вооруженные акции против израильтян. До 80% респондентов абсолютно против того, чтобы арестовывать организаторов терактов, а более 2/3 думают, что вооруженная конфронтация с Израилем намного более полезна для национальных целей, чем мир и переговоры, которые до чего не довели. Отмечено возрастание влияния экстремистских организаций ХАМАС и “Исламский джихад”, и это в большой степени обусловлено дальнейшими израильскими военными операциями на местности автономии. В то же время заметно снижение популярности Я. Арафата, но он до сих пор остаелся признанным лидером и национальным героем Палестины [6].

Во время продолжения израильской оккупации руководство ПНА теряет свои полномочия, а палестинским силовым структурам не удается контролировать действия террористов. В настоящее время все действия Израиля являются фактической ликвидацией соглашений с палестинцами, которые подписывали в 1993-1994 гг. Со своей стороны, израильтяне думают, что нет другого решения, чем перенести фронт борьбы с терроризмом на территорию Палестины, не принимая во внимание ничто, даже большие издержки такого решения.

Продолжительные во времени крупномасштабные силовые акции, призывы в армию резервистов стали тяжелым бременем на израильской экономике, которой сложно справиться с возрастающими военными расходами. Сокращают внешние и внутренние инвестиции. Правительству приходится идти на крайние меры по большому уменьшению расходов на социальные нужды. В связи с этим министр обороны Б. Бен-Злиэзер сказал, что нельзя бороться с терроризмом только военными методами, а нужно срочно начинать искать политическое решение проблемы. Но на соглашение с террористами Израиль не пойдет [6].

Но продолжение израильтянами действий по борьбе с терроризмом, в результате которых умирают и мирные жители, будет только вызывать усиление радикальных настроений у жителей ПНА и увеличению числа сторонников группировок экстремистов. Эти действия израильтян в значительной степени содействуют в том числе и поднятию авторитета и укреплению позиций Я. Арафата [15, с. 428].

В целом нет серьезных перспектив по возобновлению официального палестино - израильского диалога в ближайшее время, наоборот, события развиты таким образом, что ситуация в зоне конфликта накалена.

Главный, но не единственный вопрос представляют собой соображения, которые связаны с безопасностью. Нужно помнить, что расстояние от Телль - Авива до реки Иордан даже в самой большой части составляет всего 75 километров, и при этом большая часть израильской равнинной территории на участке от «зеленой черты» до моря занимает только 16 километров.

Именно в той равнинной части располагаются самые крупные израильские города, а это означает, что механическое возвращение к границе 1949 г. будет символизировать доминирование палестинских населенных пунктов, которые расположены на возвышенностях, над израильскими и постоянную угрозу их безопасности [9].

Вторая, нотоже представляющая собой особую важность проблема кроется не только в палестино-израильских взаимоотношениях, но и в целом в регионе - это тема водных ресурсов. На территории Израиля расположены всего три больших водоносных горизонта, два из которых находятся на территории Иудеи и Самарии. 80% осадков выпадает на восточных склонах, а это означает, что наиболее значительные водоносные горизонты располагаются по ту сторону «зеленой черты».

Третий и, можно сказать, самый важный фактор, который будет приниматься во внимание при определении восточной границы, - это месторасположение еврейских поселений. Можно разным образом относиться к идее, что лежит в основании поселенческого движения, и к тому, как ее осуществляют на практике, но одно является все же справедливым для ближневосточного региона: настоящие действия на проблемных территориях, будь то сохранение поселений или возведение защитной стены, шаг за шагом приводят к появлению новой реальности, которая потом с неизбежностью закрепится на картах полного урегулирования.

Существование еврейских поселений в Иудеи и Самарии дает возможность Израилю корректировать «зеленую черту» 1949 г., а значит, их сохранение удовлетворяет стратегические интересы еврейского государства. В результате этого, чтобы каким - либо образом прийти к решению данных вопросов, касающиеся обеих сторон конфликта, причем, исключительно в пользу себя, Израиль выдвинул план построения «разделительной защитной стены безопасности», которая должна была разделить территорию страны от палестинских районнов Западного берега реки Иордан [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

Палестино-израильский конфликт, динамика развития