Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв

 


 


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность: Вот уже более пятидесяти лет Ближний Восток считается одной из самых «горячих точек» нашей планеты. И действительно, здесь сохраняется очаг международной напряженности, таящий в себе постоянную угрозу миру и безопасности на Ближнем Востоке.

Ближневосточный конфликт отличает острота и многообразие противоречий между вовлечёнными сторонами: национальные, территориальные, идеологические, а также религиозные. Конфликт периодически перерастает в кризисные стадии и вооруженную борьбу, серьёзно дестабилизируя международную обстановку. Пять раз на Ближнем Востоке вспыхивали кровопролитные войны между Израилем и арабскими странами. Гонка вооружений на Ближнем Востоке, наличие у некоторых стран региона оружия массового поражения и средств его доставки усиливают угрозу выхода конфронтации за региональные рамки. Политическое урегулирование ближневосточного конфликта отвечает коренным интересам, как народов Ближнего Востока, так и всего человечества.

Проблема взаимоотношений европейской и арабской цивилизации одна из главных проблем современного мирового сообщества. Для выявления истинных причин арабо-израильского конфликта необходимо изучение роли важнейших факторов оказавших влияние на ход данного конфликта

Хронологические рамки данной работы охватывают период с 1947 по 2002 год. Выбор хронологических рамок обусловлен спецификой изучаемых событий и явлений. Начало периода связано с осложнением отношений между арабским и еврейским населением Палестины, образованием независимого государства Израиль, а также первой арабо-израильской войной. Конец данного периода характеризуется новой стадией эскалации конфликта.

Предметом данной работы являются взаимоотношения между арабским населением Палестины и государством Израиль. Объектом является развитие арабо-израильского конфликта, а также роль исламского фактора в данном конфликте.

Цель данной работы заключается в рассмотрении и анализе процессов происходящих на Ближнем Востоке, под углом влияния на него ислама. Цель работы обусловила необходимость постановки решения следующих задач: определить характер арабо-израильского конфликта, выделить причины, вызвавшие данный конфликт, показать роль исламского фактора в ближневосточном конфликте.

Для изучения сферы религии и культуры, их взаимосвязи с общественно-политической сферой необходимо использовать цивилизационный подход, вследствие его гибкости и обладании широким выбором методов. Этот подход не ограничивает исследователя рамками понятий, лишь одной из сфер жизни общества. Применение категорий цивилизация приводит к успеху в исследовании истории культуры, религии, психологии народов, их ментальности, а также этнических процессов.

Методологической основой дипломной работы послужили несколько методологических принципов, среди которых ведущее место занимает сравнительно-исторический метод, в частности принцип историзма, в соответствии с которым автор излагает сущность событий и явлений последовательно, в соответствии с логикой, пространством и временем. Принцип объективности, соблюдаемый в работе, обеспечивает разностороннее, многоплановое рассмотрение фактов и событий, позволяющая наиболее адекватно  реконструировать историческую реальность арабо-израильского конфликта. Также использовались общенаучные методы.

Научная новизна заключается в том, что результаты данной работы могут стать основой для новых исследовании в данной области, так как способствуют выработке новых подходов к дальнейшему специальному изучению роли исламского фактора в арабо-израильском конфликте.

Практическая значимость заключается в возможности использования данной работы для рассмотрения на лекционных и  семинарских занятиях по истории ближневосточных отношении.

Историография: Научный труд двух признанных специалистов по Ближнему Востоку Е. Дмириева и В. Ладейкина «Путь к миру на Ближнем Востоке» содержит всесторонний анализ современной ближневосточной ситуации. Опираясь на факты и документы, авторы воссоздают подлинную картину происходящего на Ближнем Востоке, прослеживают истоки и развитие кризиса, рассматривают вопросы, связанные с дальнейшим ходом событий. Аргументирование и наглядно раскрывается несостоятельность основных тезисов сионистской теории о сущности ближневосточного конфликта. Работа базируется на малоизвестных и не публиковавшихся ранее материалах.

  Монография В.И. Киселева «Палестинская  проблема и ближневосточный кризис» знакомит читателя с одной из наиболее актуальных проблем Ближнего Востока, привлекающей внимание широкой международной общественности. В ней исследуются исторические корни палестинского вопроса и арабо-израильского конфликта, его сущность и место в ближневосточном кризисе, разоблачается агрессивная политика Израиля, показывается освободительная борьба арабского народа Палестины за свою свободу и независимость.

В монографии Е. Дмитриева «Палестинская трагедия» исследуется история и современное состояние палестинской проблемы как комплекса вопросов политического, юридического, территориального и экономического характера, нерешенность которых ведет к усилению  международной напряженности на Ближнем Востоке. Вскрывается ответственность правящих кругов Израиля, международного сионизма и США за страдания арабского народа Палестины.

В книге А.А Игнатенко «Халифы без халифата» рассматриваются   исламские  неправительственные религиозно-политические организации, такие, как «Братья-мусульмане», Исламская партия освобождения, Исламский джихад и им подобные — всего» около 100 организаций. Освещаются организационная структура этих организаций, формы и методы деятельности, идеология, программные цели и взаимоотношения с правящими режимами разной политической ориентации, использование этих организаций силами, прибегающими к международному терроризму. Показано отрицательное воздействие этих организаций на внутриполитическую ситуацию в странах Ближнего Востока, на борьбу за национальное и социальное освобождение арабских народов.

Также неоценимую помощь оказал справочник о современном исламе, подготовленный коллективом советских востоковедов. В книге более двухсот статей, посвященных отдельным понятиям, видным деятелям ислама, направлениям и течениям в исламе, сектам, школам мусульманского права, современным мусульманским организациям и учреждениям международного характера.

Книга М.Е. Хазанова «ООН и ближневосточный кризис» посвящена комплексному исследованию ближневосточного конфликта. При этом анализируется его новый аспект — деятельность ООН по урегулированию составляющих конфликт проблем. В работе рассматриваются вопросы межгосударственных отношений на Ближнем Востоке, а также политика США, являющаяся важным фактором, оказывающим негативное воздействие на процесс урегулирования. Большое место отводится показу деятельности СССР по обеспечению в регионе прочного мира.

Новейшая история арабских стран Африки. (1917—1987). В разделах по странам освещаются история политического и социально-экономического развития, борьба за национальное освобождение, против империализма и сионизма, деятельность политических партий и общественных организаций Особое внимание уделено истории арабских стран после 1967 г.

В учебнике «Религия. История и современность» обобщены историко-социологические исследования, проведенные в последние годы. Представлены различные научные концепции понимания сущности, структуры и функций религии, ее роли в жизни общества и отдельного человека.

Монография известного российского востоковеда Е.Д. Пырлина «Сто лет противоборства» посвящена изучению ближневосточной тематики. Палестинская проблема, была за последние десятилетия в центре внимания средств массовой информации мира, в том числе и России. Название книги действительно отражает суть ее содержания. В книге подробно рассматриваются все этапы развития и различные аспекты палестинской проблемы с конца XIX в. до наших дней в контексте эволюции общей ближневосточной ситуации. Отдельно анализируются острейшие вопросы, связанные с историей и современностью палестинского народа, такие как вопрос беженцев, вопрос самоопределения и суверенитета, исламский фактор и др. Автор цитирует уникальные документы при рассмотрении истоков возникновения палестинской проблемы, приводя объективные цифры, доказывающие наличие процесса насильственной иммиграции евреев в Палестину, что привело к созданию государства Израиль. Исследование демонстрирует, что палестинская проблема была и остается стержнем ближневосточного урегулирования.

«Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки». Открывают книгу статьи, вводящие читателя в круг основных идеологических проблем освободившихся стран, соотношения национального и интернационального, национального и классового в теоретических платформах политических партий, различных организаций и групп. Авторы книги не ограничиваются констатацией того положения, что и в современных условиях национальные чувства и идеи могут оказывать непосредственное влияние на идейно-политическую борьбу в освободившихся странах. Важное значение для исследования проблемы традиций имеет изучение роли религии в идейно-теоретической и общественно-политической жизни освободившихся стран, поскольку религия, прежде всего и в наибольшей степени основывается на традиционном наследии. Рецензируемая книга вносит, на наш взгляд, серьезный вклад в изучение роли ислама, в понимание особенностей идейно-теоретических представлений и политического поведения различных социальных слоев освободившихся стран.

Кроме монографий также использовалось большое количество журнальных статей, в которых авторы отстаивали свои точки зрения  на сущность процессов происходящих на Ближнем Востоке.1

Статья Георгия Луки «Палестина сегодня» посвящена политической ситуации в Палестине, воссозданию её национального хозяйства и трудностям экономического развития. Особо рассматриваются проблемы военно-политического противостояния с Израилем, последствия интифады и перспективы урегулирования ближневосточного конфликта.

Источниковедение: Белая книга: Новые факты, свидетельства, документы. Книга подготовлена Антисионистским комитетом советской общественности совместно с Ассоциацией советских юристов. И несмотря на то, что книга имеет ярко выраженный антисионистский характер, в ней приводятся новые документы и свидетельства о подрывной деятельности Израиля в отношении арабского населения Палестины.

Книга журналиста и ученного-востоковеда Алексея Васильева «Трудный перевал», это публицистический рассказ о странах Ближнего Востока на переломном историческом рубеже. Автор был свидетелем таких острых и важных событий как арабо-израильская война 1973 года, кипрский кризис 1974 года, партизанская борьба в Омане.

Книга ученого и журналиста-международника Л. И. Медведко «Мины под оливами», которая вышла в 1974 году, в публицистической  форме с использованием фактического материала, рассказывает о политической обстановке на Ближнем Востоке в 60-70-е годы прошлого века, свидетелем которых он являлся. В ней рассматриваются эволюция методов и средств, используемых США и другими западными державами для сохранения своих позиций в этом регионе, деятельность египетского президента Садата, влияние иранской революции на расстановку сил на Ближнем и среднем Востоке.

В статье М. Соколовского  «Дилемма Ясира Арафата», приведено интервью с лидером Палестинской автономии. В данной статье Ясир Арафат выражает свою точку зрения на ход палестинской интифады, а также  на возможные пути урегулирования ближневосточного конфликта.

В хрестоматии «Документальная история арабо-израильского конфликта» приводятся основные документы которые были подписаны на различных мирных конференциях и саммитах по Ближнему Востоку, а также резолюции ООН по палестинской проблеме.

Анализ исторической литературы показывает, что для исследователей ближневосточного конфликта существует широкое поле деятельности, не смотря на то, что основные причины, ход и движущие факторы достаточно хорошо изучены, не достаточно отражено влияние религиозного фактора на данный конфликт.

 

 

Глава I. Начало и развитие Ближневосточного конфликта (1947-1967)

 

1.1.  Истоки конфликта.

 

Палестина  — страна с многовековой, богатой яркими событиями историей. Расположенная на перекрестке трех континентов — Азии, Африки и Европы, она с незапамятных времен служила как бы естественным «мостом» между Западом и Востоком, центром средоточения многочисленных уникальных памятников материальной и духовной культуры древних народов. На палестинской земле, омываемой с востока рекой Иордан и Мертвым морем, а с запада — Средиземным морем, находятся такие города, как Иерусалим, Наблус, Назарет, Вифлеем, с которыми связаны важнейшие события в истории христианской религии. Поэтому приверженцы христианства нередко называют Палестину «святой землей». Она почитается как «священная земля» также приверженцами иудаизма и ислама. Для сотен миллионов мусульман, живущих в различных странах Азии и Африки, Палестина, наряду с родиной и колыбелью ислама - Аравией, служит хранилищем священных преданий и реликвий.

Географическое положение Палестины, ее связь с возникновением трех упомянутых религий прошлого и настоящего во многом предопределили место и значение этой страны в мировой истории.

Исторические корни палестинской проблемы восходят к концу XIX века. В то время Палестина представляла собой арабскую страну, в национально-этническом и культурно-языковом отношении весьма похожую на соседние с ней Сирию, Ливан и другие страны Арабского Востока. Ее население говорило на одном и том же диалекте литературного арабского языка и в своем большинстве исповедывало ислам, лишь часть палестинских арабов оставалась приверженцами христианства.  Помимо  арабов-мусульман и христиан — в стране жили также армяне, ассирийцы, курды, евреи. Еврейская община насчитывала в то время около 20 тысяч человек, что составляло примерно четыре процента от общего населения страны2.

Определенную специфику Палестина приобретала в качестве крупного религиозного центра. Длительное сосуществование на палестинской земле приверженцев самых различных религиозных вероисповеданий и общин способствовало формированию таких черт национального характера палестинцев, как веротерпимость, открытость и доброжелательность по отношению к представителям других народов и религий.

Самым важным результатом начавшегося с середины прошлого века культурного подъема арабов было постепенное ослабление доминировавшего ранее влияния ислама на развитие арабского общества и зарождение «гражданского» арабского национализма с его центральной идеей создания национального государства. Так, одновременно с экономическими предпосылками, побуждавшими нарождающуюся национальную буржуазию вступить в борьбу с иностранным капиталом, возникло «движение умов», направленное на осуществление идеала арабской независимости, утраченной еще в далекие времена турецкого завоевания.

Однако «собственная нормальная эволюция» Палестины в огромной степени была осложнена и, по существу, нарушена вмешательством европейских колонизаторов, начавшимся с экономического проникновения. Палестина привлекала европейские державы главным образом как выгодный  плацдарм для утверждения своего господства на всем Арабском Востоке и над путями к богатым источникам сырья и рынкам сбыта стран Ближнего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии и Африки.

В отличие от других стран Арабского Востока Палестина оказалась объектом колониальной экспансии не только со стороны крупнейших европейских держав — Англии, Германии, Франции. С притязаниями на нее выступили также сторонники возникшего в конце прошлого века в Европе сионизма — еврейского буржуазно-националистического течения, провозгласившего своей официальной целью создание в Палестине еврейского государства и переселение в него евреев из так называемых «стран рассеяния», или диаспоры.

Лидеры сионизма понимали невозможность осуществления планов захвата Палестины самостоятельно, своими силами. Поэтому с самого начала они возлагали надежды на помощь «великих» держав. Эти надежды имели определенные основания, ибо сионистский призыв «Евреи, к Сиону!» совпадал с намерениями европейских государств использовать еврейских поселенцев в качестве опоры своего влияния в Палестине.

Идеи лидеров сионизма о создании в Палестине еврейского государства явились идеологической основой для практической деятельности сионистских организаций по еврейской колонизации Палестины. Началом этой колонизации можно считать 1882 год, когда «Палестинское еврейское колонизационное общество», принадлежавшее крупнейшей в Европе банковской группировке еврейского монополистического капитала Ротшильда, организовало на палестинской земле первые сионистские поселения из числа еврейских иммигрантов, прибывших из России3.

В начале XX века для осуществления проектов расширения еврейской иммиграции в Палестину при Всемирной сионистской организации в качестве ее специальных органов были образованы экономические и финансовые учреждения: «Еврейский национальный фонд», «Еврейский колонизационный банк» и такие его отделения, как «Англо-Палестинский банк» и «Англо-Левантийский банк». В результате колониальной деятельности сионистских организаций к концу 1914 года число еврейских поселений в Палестине возросло до 47, а общая численность еврейского населения — до 56,7 тысячи человек, что составляло около 8 процентов от общего числа жителей этой страны. Евреи владели к этому времени 2,5 процента общей площади Палестины4.

В начале 1917 года, готовясь к захвату Палестины, английское правительство вспомнило о притязаниях сионистов и решило воспользоваться их услугами, чтобы оправдать захват Палестины. 2 ноября 1917 г. английское правительство опубликовало декларацию о политике в Палестине. Она была опубликована в форме письма английского министра иностранных дел Бальфура на имя англо-еврейского банкира Ротшильда. «Правительство его величества, - говорилось в декларации Бальфута, - относиться благосклонно к установлению в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия, чтобы облегчить достижение этой цели»5.   

Переселение евреев в Палестину под руководством ВСО сопровождалось вытеснением коренного населения. Создание еврейских поселений происходило за счет лишения прав арабского населения и захвата его земельной собственности. За счет средств сионистских колонизационных фондов скупались земли у арабских и турецких феодалов-помещиков. Арабских крестьян  сгоняли с земельных участков, арендовавшихся ими ранее у этих помещиков, и поселяли на них еврейских иммигрантов-колонистов. Развернутая сионистами практическая деятельность по еврейской колонизации Палестины с целью подготовки необходимых условий для образования еврейского государства не могла не вступить в неизбежное противоречие с тенденцией арабского народа Палестины к свободному и независимому развитию. Эта колониальная, захватническая политика сионистов, явилась одной из причин, породившей палестинскую проблему, источником трагедии арабского палестинского народа.

 

 

1.2. Первая, вторая и третья  арабо-израильские войны.

 

Еще в конце 30-х годов сионистские вооруженные формирования начали «очищение» от арабов тех участков Палестины, на которые сионисты претендовали как на ядро будущего еврейского государства в Палестине. Однако до войны и особенно в период Второй мировой войны такие меры не имели широкого размаха; более того, во время войны руководством «ишува» было принято решение, разрешавшее евреям служить в британской армии.

После окончания Второй мировой войны, когда дело шло к образованию государства палестинских евреев и палестинских арабов, практика «очищения» от арабов в сочетании с усилением еврейской эмиграцией в Палестину оставалась главным методам действий сионистов, стремившихся к созданию еврейского государства во всей Палестине. После принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции (181/11 от 29 ноября 1947 г.) о разделе Палестины на два независимых государства – арабское и еврейское (Приложение 1), в Палестине уже началась по сути дела необъявленная арабо-евреиская война6.

Непосредственной причиной первой арабо-израильской войны, вспыхнувшей в мае 1948 года, были агрессивные действия штурмовых отрядов «Хаганы», «Иргуна» и других против арабского населения Палестины с целью его изгнания за пределы страны. Сионисты стремились еще до прекращения официального срока действия Британского мандата захватить как можно больше земли Палестины. Начав с операций по «очистке» от арабов земель, отведенных ООН для еврейского государства, они постепенно распространили свои операции на районы, предназначавшиеся арабскому палестинскому государству. Так, на протяжении апреля 1948 года 8 из 13 военных нападений сионистских отрядов на палестинцев произошли на территории, предоставленной ООН арабскому палестинскому государству.

Еще в конце марта 1947 г. командование «Хаганы» пришло к выводу, что «единственное решение заключается в том, чтобы взять инициативу в свои руки и попытаться осуществить военное решение, перейдя в наступление»7.

В соответствии с этим решением руководством «Хаганы» был разработан «план Д». На основании этого плана перед сионистскими вооруженными формированиями ставилась задача «добиться контроля над районами, которые должны отойти к еврейскому государству»8. Уже ни о каком сосуществовании с арабами речи не шло. Они назывались врагами, и с ними поступали соответственно. Широко известна расправа над арабами — жителями деревни Дейр-Яссин, когда боевики из «Эцел» и «Штерн» убили 259 мирных жителей. Но такие факты отнюдь не единичны: в декабре 1947 г. была проведена «операция» против населения деревни Квазза, в марте 1948 г. против населения деревни Салама9.

В соответствии с положениями «плана Д» отряды Хаганы фактически оккупировали западную часть Иерусалима, вступили в Западную Галилею, а также установили контроль над коридором между Тель-Авивом и Иерусалимом.

Палестинцы боролись с сионистским нашествием небольшими партизанскими отрядами деревенских ополченцев, а также в рядах «Армии спасения», состоявшей из нескольких тысяч слабо вооруженных бойцов и добровольцев из других арабских стран. Но им не удалось тогда сдержать натиск армии «Хаганы» и отрядов «Иргуна».

В полночь 14 мая 1948 закончился срок действия британского мандата на Палестину. Сразу же после того как Бэн-Гурион 14 мая 1948 объявил о создании государства Израиль, войска стран арабской лиги: Египта, Иордании, Сирии и Ливана  начинают военные действия против Израиля.  Войну Израилю так же объявили Саудовская Аравия и Йемен.

Сорокатысячным войскам арабской лиги, которые формально возглавлял король Иордании, противостояла тридцатитысячные вооруженные силы организации «Хагана»10.

Несмотря на то, что на начальном этапе военные действия развивались в пользу арабов, ситуация вскоре изменилась. Армии арабских стран, за исключением Иордании, имели на вооружении преимущественно стрелковое и легкое оружие, они не располагали опытными кадрами и, по существу, не были готовы к войне.

Ход войны изменился в июле 1948, когда десятидневное наступление евреев  нейтрализовало наступательные силы арабов, а заключительное наступление  в октябре привело к тому, что к началу 1949, израильтяне смогли занять всю территорию Палестины.

Палестинская война 1948 года продолжалась с перерывами до января—февраля 1949 года (дважды по требованию Совета Безопасности объявлялось перемирие). Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности не смогли установить действенного контроля над событиями. Мир между воюющими сторонами так и не был достигнут. Произошло лишь примирение: в период с января по июль 1949 года на греческом острове Родос были заключены временные соглашения о перемирии Израиля с Египтом (24 февраля 1949 г.), с Ливаном (23 марта 1949 г.), с Иорданией (3 апреля 1949 г.) и с Сирией (20 июля 1949 г.). По этим соглашениям между территорией Израиля и соседних с ним арабских государств устанавливались временные линии перемирия и демилитаризованные зоны. Тогда же была создана Комиссия ООН по наблюдению за перемирием.

Война закончилась фактически новым разделом Палестины, 80 процентов всей территории Палестины оказалось под властью Израиля, захватившего 6,7 тысячи квадратных километров площади, предназначавшейся ООН для арабского палестинского государства. Иордания заняла Западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, а Египет - сектор Газа. (Приложение 2).

Если до 15 мая 1948 года в общей сложности около 400 тысяч палестинцев, были вынуждены покинуть районы, захваченные сионистами, то после войны 1948—1949 годов такая же судьба постигла ещё 500 тысяч. В большинстве случаев эти люди не могли вернуться обратно к своим родным очагам, так как их жилища оказались разрушенными в ходе боев или были преднамеренно уничтожены сионистами11.

Судьба этих людей явилась одной из первопричин постоянной напряженности в арабо-израильских отношениях. Однако решающей причиной неуклонного обострения конфликта явился экспансионистский курс израильского правительства в отношении соседних с Израилем арабских государств. Едва были подписаны Родосские соглашения о перемирии, как Израиль начал совершать акты агрессии против соседних арабских государств: Египта, Сирии, Иордании и Ливана.

Официальные представители израильского правительства и сионистские органы пропаганды неизменно оправдывали захватнические действия Израиля якобы намерениями арабов уничтожить государство Израиль. В качестве доказательства таких намерений они ссылались на отказ арабских стран признать существование государства Израиль, экономическую блокаду и запрещение израильским судам использовать Суэцкий канал и арабские порты.

Палестинская война и поражение в ней арабов, равно как и само создание государства Израиль, имели еще одну, весьма негативную сторону для судеб арабского национально-освободительного движения в целом. В результате событий 1948—1949 годов революционный потенциал арабского мира был переведён в чисто националистическое русло. Теория панарабизма стала ведущей политической доктриной арабского мира того периода.

С приходом, в результате революции 1952 года, в Египте к власти Насера и ростом его авторитета в арабском мире ситуация в регионе снова обострилась. Насер, стремясь воплотить в жизнь панарабскую идею, предполагал вытеснить англичан с региона, уничтожить Израиль и восстановить господство и былое великолепие ислама в регионе.

Против него были настроены англичане, а так же и французы, которые в это время боролись с арабским национализмом в Марокко, Алжире и Тунисе. Связи Насера с Москвой, его бескомпромиссная позиция по отношению к Израилю оттолкнули от него и США. Отказ Запада финансировать строительство Асуанской плотины подтолкнули Насера к решению национализировать «Всеобщую компанию морского Суэцкого канала». 26 июля 1956 выступая на митинге по случаю годовщины египетской революции, он объявил о национализации компании, что привело к возникновению международного кризиса12. Консервативные кабинеты Лондона, Парижа и Израиля, стремясь вернуть контроль над этим стратегически важным объектом, решили свергнуть режим Насера и заменить его правительством прозападной ориентации, и нанести тем самым удар по всему арабскому национально-освободительному движению.

Согласно принятому в конце июля 1956 решению, Великобритания и Франция развернули подготовку к интервенции. Израиль имел свои интересы в данном регионе. Прежде всего уничтожить базы палестинских отрядов на Синайском полуострове и тем самым ликвидировать палестинское движение сопротивления.

Вечером 29 октября 1956 года подразделения израильской армии, пересекли египетскую границу в южной части Синайского полуострова и овладели Эль-Кунтиллой. На центральном направлении две израильские пехотные бригады, перейдя границу, глубокой ночью устремились к Эль-Кусейме. Встретив упорное сопротивление египетских войск, они были вынуждены остановиться. Только к исходу 30 октября, после продолжительной артиллерийской и авиационной подготовки с применением напалма, израильтянам удалось овладеть Эль-Кусеймой. На приморском направлении наступление израильских войск было вообще остановлено в районах Газа, Рафах. Действия сухопутных войск поддерживались с воздуха самолётами, управляемыми не только израильскими, но и французскими лётчиками13.     

Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв