Палитико - правовой режим

ВВЕДЕНИЕ 

    Темой данной курсовой работы является «Политико-правовой режим».

В теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной – после формы  правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти.

    Всякие  изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления  и форму государственного устройства.

    Политический  режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы.

    Политический  режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического  осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

    Целью курсового проекта является рассмотрение политико-правового режима как структурного элемента формы государства.

    Достижение  поставленной цели возможно путем решения  следующих задач: 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

    1. Общая характеристика политико-правового режима

    Понятие "политический режим" обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления власть - отношений в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают государство, общество, отдельные индивиды.

    Как и другие составные части формы  государства – форма правления  и форма государственного устройства, государственный режим имеет  непосредственную связь с властью. Однако от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно - оформленной власти, как процесс ее функционирования.

    Политический  режим обеспечивает стабильность и  определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

    Политический  режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

    Понятие "политический режим" включает в  себя следующие параметры (признаки):

    - степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    - соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

    - характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

    - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

    - место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

    - тип политического поведения; характер политического лидерства;

    - доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

    - политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

    - меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

    В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический [1, с. ].

    В современном мире существуют следующие виды политических режимов:

  1. Либеральный;
  2. Либерально – демократический, или конституционный;
  3. Бонапортистский;
  4. Военно-полицейский;
  5. Фашистский или «фашизмоподобный» (например, корпоративный или расистско-националистический);
  6. Диктаторско – монополистический;
  7. Марионеточный;
  8. Клерикально – фундаменталистский (в некоторых исламских странах) [4, с.68].
 
 
 
 

 

     ГЛАВА 2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ

    Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ  осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

    Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

    - провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

    - решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

    - предполагается существование правового государства и гражданского общества;

    - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

    - силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

    - доминируют методы убеждения, компромисса;

    - политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

    - гласность;

    - средства массовой информации свободны от цензуры;

    - реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

    Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

    Прямая  демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты  прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

    Одни  из них - выборы, референдумы - четко  регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

    К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению  с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

    Недостатки  прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

    Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

    Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она  дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

    К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

    Таковы  существенные черты демократического политического режима, отличающие его  от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

    Функции  демократии  -  основные   направления   ее   воздействия   на

общественные  отношения,  целью  которых   является   повышение   социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

    Поскольку  демократия  -  не  статическое,  а  динамическое  состояние

общества,  ее  функции  в   различные   исторические   периоды   изменялись,

    обогащались, углублялись.

          Функции демократии можно разделить  на две группы:

             - раскрывающие связь с общественными отношениями;

           - выражающие внутренние функции деятельности государства;

 К  числу наиболее общих функций  демократии можно отнести следующие:

          1. Организационно-политическая —  организация  политической  власти  на демократических началах. Она  включает  в  себя  подфункцию  самоорганизации народа  (самоуправление)  в качестве  источника государственной власти  и выражается в наличии организационных  связей  между  субъектами  демократии: органами   государства,   государственными   организациями,    общественными объединениями, трудовыми коллективами;

          2. Регулятивно - компромиссная  -  обеспечение  плюрализма  деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества  и  компромисса, концентрации  и  консолидации  разных  политических  сил  вокруг   интересов гражданского общества и государства. Правовым средством  обеспечения  данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

          3.  Общественно - стимулирующая  —  обеспечение  оптимального   служения государства обществу, стимулирование,  учет  и  использование  общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов,  наказов,  писем заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

          4. Учредительная  —  формирование  органов  государственной  власти  и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

          5.  Контрольная  —  обеспечение   деятельности  органов  государства   в пределах их компетенции в соответствии с  предписаниями  нормативно-правовых актов;  подконтрольность  и  подотчётность  всех  звеньев   государственного аппарата (например, контроль представительных  органов  над  исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

          6. Охранительная — обеспечение  государственными органами безопасности, чести и  достоинства  каждого  человека,  охраны  и  защиты  прав  и  свобод личности,  меньшинства,  форм  собственности,  предупреждение  и  пресечение правонарушений.

    Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

          Принципы  демократии  -  непререкаемые   исходные  требования,  которые предъявляются  ко  всем  участникам  политической   деятельности,   т.е.   к субъектам демократии.

          Признание  международным   сообществом  основных  принципов  демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

          Основными принципами демократии  являются:

          1) политическая свобода - свобода  выбора общественного строя   и  формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй первичное  назначение  -  на  ее  основе  может   возникнуть   равенство   и неравенство, но она предполагает равноправие;

          2) равноправие граждан - означает  равенство всех перед законом,  равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту  перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может  быть  привилегий  или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и  иных убеждений, пола, этнического  и  социального  происхождения,  имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший  аспект равноправия — равенство прав и  свобод  мужчины  и  женщины,  которые  имеют одинаковые возможности для их реализации;

          3)  выборность  органов  государства  и  постоянный  контакт  с   ними населения  -   предполагает   формирование   органов   власти   и   местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их  сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную  возможность  каждого  реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и  те  же  люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах  власти: это  вызывает  недоверие  граждан,  приводит  к  утрате  легитимности   этих органов;

          4)  разделение  властей -  означает  взаимозависимость   и   взаимное

ограничение   разных   ветвей   власти:   законодательной,   исполнительной,

судебной,  что  служит  препятствием  для  превращения  власти  в   средство

подавления  свободы и равенства;

          5) принятие решений по воле  большинства  при  обязательном  соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли  большинства  с  гарантиями  прав личности,   находящейся   в   меньшинстве   -    этническом,    религиозном, политическом;  отсутствие  дискриминации,  подавления  прав   личности,   не состоящей в большинстве при принятии решений;

          6) плюрализм - означает многообразие  общественных  явлений,  расширяет круг политического выбора, предполагает не только  плюрализм  мнений,  но  и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений  и т.п.  с  различными  программами   и   уставами,   действующими   в   рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее  основе  находится принцип  плюрализма,  однако  не  всякий  плюрализм   является   обязательно демократическим.  Только  в  совокупности  с  другими  принципами  плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

    Под непосредственной демократией понимается прямое участие населения в решении вопросов государственной и общественной жизни (референдум, манифестации, забастовки, петиции и др.). Представительная демократия означает передачу народом части принадлежащей ему власти формируемым им органам государственной власти (парламентам, президентам, учредительным собраниям и т.д.). Даже самое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

    История знает различные формы демократических  режимов, различающихся по степени  участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия – политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов (по принципу раб – говорящее орудие). Такой режим называется аристократическим (гр. aristokratia – власть лучших в смысле "знати"). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический (гр. oligarchic – власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия. Отличие ее состоит в том, что аристократы обладали властью по наследству, в зависимости от знатности рода, а финансовая олигархия была властью денег, наиболее богатых людей. С развитием общества эти политические режимы были вытеснены более демократическими. Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberate – свободный). Особенность его состоит в том, что для него характерны развитие частного предпринимательства, ограничения вмешательства государства в частную жизнь человека, становление гражданского общества.

    Таким образом 
 
 
 

      2.1. Непосредственная  демократия

      Непосредственная  демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

      Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

      Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

      Варианты  и направления для инициирования  вопросов могут исходить как от отдельных  граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

      Преимуществом непосредственной демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

      Недостатком непосредственной демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

      Наиболее  распространёнными методами непосредственной демократии являются:

      - референдум — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;

      - законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;

      - встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума.

      - к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

      К непосредственной демократии тесно  примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

      Часто высказывается мнение, что процедура  общенародного голосования, которая  может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

      Элементы  непосредственной демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. 

      2.2. Представительная  демократия

      Представительная  демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

      Представительная  демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

      Принципиальным  недостатком представительной демократии является формирование властных органов  посредством выборов, во время которых  избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения. 
 

      2.3. Античная демократия 
 

      ГЛАВА 3. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Палитико - правовой режим