Паломничество как специфическая форма развития туризма

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

Школа экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

Кафедра сервиса и туризма

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине: География

тема:

 

 

 

"Паломничество как  специфическая форма развития  туризма"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка 2 курса гр. С1220з -Тр.

 

Косолапова Евгения Валерьевна

 

Специальность:  Туризм

 

Проверил:

 

Работа принята с оценкой

 

 

 

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................................3

 

Глава 1. Формирование, развитие и структура паломнического туризма..............5

 

Глава 2 .Особенности организации паломнического туризма...............................17

 

Заключение..................................................................................................................28

 

Список используемой литературы............................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. В связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие.

Паломничество (pilgrimage) — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в святые обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Актуальность выбранной темы в том ,что паломничество в современном мире обретает все более значительные масштабы. Цель написания данной работы охарактеризовать паломничество как специфическую форму развития туризма. Поставленные задачи:

1.Расскрыть понятие паломнического  туризма.

2.Указать главные центры паломнического поклонения.

3.Подчеркнуть специфические особенности организации паломнического туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование, развитие и структура паломнического туризма

 

Паломничество - путешествие к известным культовым местам с целью поклонения и участия в религиозных церемониях. Паломничество - древнейший вид культовых действий. Как правило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных культовых святынях (храмах).

Термин «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» – ветви именно этого дерева привозили первые паломники-христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье».

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды, на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным (паломническим) туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

          Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Массовым паломничество стало в эпоху средних веков. Сотни тысяч людей отправлялись на Ближний Восток, чтобы прикоснуться к христианским святыням. По сути дела крестовые походы были направлены на освобождение христианских святынь от мусульман, для того, чтобы сделать их более доступными паломникам. Поездки паломников совершались из портов Франции и Италии и были достаточно хорошо организованы. С развитием процесса секуляризации (потерей влияния церкви на общество) интенсивность паломничества стала падать, и к началу XX столетия массовое паломничество прекратилось. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты. Но в современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви.

При Московской Патриархии была организована паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю.

Для католиков Святая Земля - Израиль, католические святыни расположены так же в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и других странах Западной Европы. Святые места для посещений иудаизма сосредоточены в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине.

Для последователей ислама - суннитов священными городами являются Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Местом паломничества шиитов являются в первую очередь города Эн-Наджарф и Кербела в Ираке.

Основные святыни буддистов расположены в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан - Удэ (Бурятия)[12,с.135].

Паломничество известно практически всем современным религиям. Его история уходит в глубокую древность. Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые паломники. Выдающиеся храмы, священные природные ландшафты (горы, рощи) Дальнего Востока, Центральной Азии, Ближнего Востока, Древней Греции привлекали к себе десятки тысяч людей. Греческие историки Геродот и Павсаний, литератор Лукиан оставили нам описания крупнейших культовых центров древности. Оракул в греческих Дельфах привлекал внимание известных людей древности, которые хотели получить пророчество в отношении своей судьбы.

В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шри-Ланки. Паломники из Англии в XIV-XV веках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года, английские пилигримы, по приказу короля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя - Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение самого короля.

Целью паломничества является выполнение религиозного долга верующим, получение особой благодати за предоставление тех трудностей, которые препятствуют паломничеству, а также участие в культовых действиях, имеющих наиболее благодатный, освященный характер.

Смысл паломничества определяется характером религиозного сознания. Верующий рассматривает Бога в качестве некоторого потустороннего начала, находящегося в совершенно другой реальности, чем верующий. Но объектом поклонения он может быть только в том случае, если дан верующему, в привычных ему условиях жизни. Это соединение потусторонности и посюсторонности и предстает как освященное место, место, наделенное благодатью, место наибольшего пребывания божества. Оно и становится объектом поклонения верующих.

Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости. Он участвует в религиозных обрядах и церемониях, получает наставление от священников и монахов, которые находятся в этом святом месте. Иногда паломничество совершается с целью получить уверенность в правильности принятого важного решения, с целью получения исцеления (телесного и душевного), с целью преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за произошедшее выздоровление. Паломничество может иметь и политические цели, если, совершая его, политический деятель приобретает больший политический вес. Так, Николай Второй совершил в начале XX века поездку в Саров Нижегородской губернии, где находится обитель одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского. В июле 1903 года в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского участвовали до 500 тысяч паломников. И участие в этом торжестве российского императора укрепляло веру людей в близость самодержца к народу и возвышало его авторитет.

Непосредственным побудительным мотивом паломничества может явиться личное убеждение в необходимости приобщения к благодати и святости, пример единоверцев, религиозная норма или же совет духовного лица.

Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиозного долга верующего. Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Паломники в той или иной степени знакомятся с культовыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом. Кроме того, нередко современный паломник - человек, совершающий путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные[2].

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и переходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.

         В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной  принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

2) по продолжительности - длительные  и кратковременные паломничества (раньше по русским православным  канонам паломничеством считалась  поездка продолжительностью более 10 дней);

3) по сезонности - круглогодичные  паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;

4) по объектам посещения - посещения  конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также  природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);

5) по местоположению объекта  паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные  паломнические туры (например, в  исламе паломничество хадж является  обязательным для каждого правоверного).

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местно чтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.

В настоящее время паломничество выступает в качестве важнейшего культового действия в буддизме, индуизме, сикхизме, исламе и христианстве.

Паломничество издревле поощрялось в буддизме, культура которого распространено на восток, север и юг во многом благодаря монахам-миссионерам. Северный буддизм сохраняет традиции паломничества до настоящих дней. Притягательными целями для буддистов Махаяны являются места пребывания основателя буддизма Будды, отмеченные ступами, куполообразными строениями без внутренних помещений. Кроме того, буддисты стремятся побывать в известных монастырях. Резиденцию Далай-ламы в Индии также посещают десятки тысяч людей. В России центром паломничества буддистов является Иволгинский дацан под Улан-Удэ.

Миллионы людей совершают паломнические поездки в современной Индии. Среди центров паломничества следует отметить город Варанаси, крупнейший религиозный центр, город сотни храмов. По преданию, именно около этого города Будда произнес свою первую проповедь. Свои святые места есть у шивиатов и внушитов, представляющих два основных направления индуизма. Священным действием для каждого индуса является омовение в водах реки Ганг. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан - Удэ (Бурятия)[12,с.135].

Следует отметить, что одна мировая религия - ислам - рассматривает паломничество в качестве обязательного требования для каждого мусульманина. Правда, с тех пор, как мусульмане расселились по всему свету, это требование не является безусловно необходимым. Все же паломничество в Мекку остается весьма желательным и очень почетным предприятием. Вторым по значимости местом паломничества служит Медина, город пророка, где находится его могила. Священным городом для каждого мусульманина является Иерусалим. Отсюда, со Святой скалы на горе Мориа, по легенде, пророк Муохаммад поднялся к аллаху и лицезрел его (по-арабски мирадж - вознесение пророка). Исторические мусульманские мечети созданы на месте нахождения Иерусалимского храма - на Храмовой горе. Это Куббат ас-Сахра (купол на Скале, мечеть Омара, VII век) и Аль-Акса. Мечеть Аль-Акса расположена на южной стороне храмовой площади и считается третьей по значимости (после святынь Мекки и Медины) святыней мусульманского мира. Это исторически первая мечеть Иерусалима, которая неоднократно перестраивалась.

Кроме святых мест в Саудовской Аравии (могила прока в Медине и Кааба в Мекке), являющихся святынями мусульман всего мира, существуют места поклонения мусульман отдельных течений. Так, мусульмане-шииты поклоняются внуку пророка, имаму Хусейну, могила которого находятся в иракском городе Кербеле. Свои места поклонения, связанные с деятельностью известных деятелей ислама на Кавказе, есть и у многих народов Северного Кавказа.

Сильны традиции паломничества и среди последователей иудаизма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться богослужение - Иерусалимский храм. Он является объектом паломничества всех евреев древнего мира. После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предположительно созданная из каменных блоков древнего храма. В течение почти двух тысячелетий эта Стена является местом оплакивания евреями былого величия Израиля, Иерусалима и его храма. Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весовым символом их единства и связи с исторической родиной.

Кроме священного города Иерусалима верующих евреев привлекают и другие города мира, связанные с известными религиозными деятелями. Так, последователи одного из течений иудаизма - хасидизма - поклоняются обожествляемым лидерам своего движения - ребе. В начале 20-х годов пятый ребе проживал в Ростове-на-Дону и похоронен на еврейском кладбище города. В настоящее время дом ребе (в пер. Братском) и его место захоронения стали местом паломничества хасидов со всего мира, прежде всего из Израиля.

Христианство включает в себя пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофиситство и несторианство; многочисленные религиозные течения, движения и деноминации. Представители христианских направлений и течений также имеют свои собственные святые места. В них совершают религиозные паломничества адепты соответствующей церкви или организации.

В христианстве паломничество утверждается как особый вид культового поведения с IV в. Этому способствовало появление монашества и культа святых. Паломничество для христиан - посещение религиозных святынь с целью молитвенного обещания, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. Одной из важных паломнических миссий для христиан является поездка на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которое организовывало Российско-Палестинское общество. Храм Гроба Господня располагается на горе легендарного распятия Иисуса Христа в месте предполагаемого нахождения его гроба. В храме находится ряд часовен, связанных с эпизодами мучений и кончины Иисуса Христа и принадлежащих различным христианским церквям. Самые волнующие и торжественные для верующих службы здесь совершаются в канун Пасхи, праздника воскресения Христа.

Кроме Иерусалима, интерес вызывают места рождения и деятельности Иисуса Христа - Вифлеем и Назарет[11,с.17]. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

Паломнические поездки занимают у христиан значительное место в потоке религиозного туризма. Это обусловлено тем, что в христианстве существует многовековая традиция паломничества, популярны посещения религиозных объектов экскурсантами. Но эти традиции существуют и в других религиях. Дело также в том, что христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая почти 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Специфику христианских паломничеств во многом определяют особенности религиозного сознания верующих, которые, в свою очередь, тесно связаны с характером вероучения и культовой практикой христианства. Мотивами паломничества, могут быть желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме (монастыре), исповедоваться в месте, сильном в духовном плане и (или) у известного религиозного деятеля (священника, монаха, старца), выполнить богоугодные работы по строительству, уборке и т.д. храма или монастыря, сделать пожертвования, приобщиться к благодати и т.д. Это также желание излечиться от болезни, выполнить данное ранее обещание совершить паломничество в случае успеха в каком-нибудь деле, выздоровления родных и самого себя и т.д. Верующие Русской православной церкви  во время паломничества по монастырям по зову своего сердца совершают духовные послушания. Настоятель благословляет послушание, и человеку даются определенный вид работ и их сроки.

Особенности паломничества, могут различаться в разных направлениях христианства, в разных течениях, церквах одного и того же направления (например, в Русской и Греческой православной церквах), в разных частях территорий проживания верующих. На характер этих поездок, их интенсивность влияют также особенности экономического и политического положения в той или иной стране (странах - в случае международного туризма), уровень материального благосостояния граждан, их социальное и профессиональное положение (возможно, их принадлежность к религиозным меньшинствам). Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет история стран и народов, то, как складывались отношения между религиозными организациями (церквами) и государствами, между представителями различных религий. Также важную роль играют географическое положение, характер погоды в местах поездок.

В настоящее время большое значение как центры паломничества католиков имеют культовые места в Западной Европе. Величайшее место притяжения католиков - Ватикан. Это не только культовый и административный центр мирового католицизма, но и художественный ансамбль мирового значения. Собор святого Петра и ватиканские музеи являются выдающимися памятниками искусства Возрождения. Собор св. Петра строился около ста лет и был завершен в начале XVII столетия. Он может вмещать до 10 тыс. человек. Здесь находится могила св. Петра, а также многие памятники религиозного искусства работ выдающихся художников. Рядом с собором находится Ватиканский дворец, местопребывание римских пап.

Притягательны для католиков и национальные культовые памятники в Италии, Испании, Франции. Среди них следует отметить не только действующие католические соборы, но и аббатства, монастырские комплексы. Всемирную известность приобрел французский город Лурд, который привлекает тысячи людей, надеющихся получить выздоровление от тяжких недугов.

В католицизме сохранился такой своеобразный вид паломничества, как перевоз группой верующих изваяния Девы Марии из одного прихода в другой для поклонения. Такого рода паломничество организовывалось и немногочисленными католическими общинами Ростовской области в последние годы. Следует отметить, что в области находится древнейший на юге России костел, являющийся сейчас памятником истории и искусства.

Паломничество - излюбленная форма культового служения в православии. После принятия христианства в X в. русские люди по примеру христиан Запада и Востока стали совершать посещение святынь Константинополя и Палестины. Кроме того, на Руси издревле не только крестьяне, но и представители других сословий совершали посещение самых известных национальных православных святынь - храмов, лавр, монастырей.

Паломничество в Палестину вначале осуществлялось духовными лицами, а также представителями правящего сословия. В основном оно совершалось пешком. Это были настоящие хождения, полные опасности. После захвата турками Константинополя в 1453 г. традиции хождений в Палестину практически прервались. Они возродились только в XIX столетии. Для помощи паломникам в Иерусалиме создается русская духовная миссия. В 1882 г. организуется Палестинское общество, которое специально занималось отправкой русских паломников на Святую землю. Путешествие совершалось, как правило, морским путем. Хотя в конце позапрошлого века русские крестьяне ходили в Иерусалим и пешком.

Наряду с посещением Палестины и Афона приобретали значение местные национальные святыни. Хождение по монастырям становится настоящей национальной традицией. Жесткая система экономической зависимости, централизм и бюрократия политической и общественной жизни становились причиной поисков людьми неформальных душевных отношений, правды жизни, утешения, которые искали у монахов и отшельников. Русские люди, искали в ходе паломничества избавления от серьезных недугов, освобождения от тяжкого сознания своих ошибочных поступков, стремились принести телесное и душевное облегчения своим близким.

В процессе паломничества совершается поклонение местам, связанным с жизнью крупнейших религиозных деятелей.

Важнейшими местами паломничества на протяжении столетий оставались Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры.

В настоящее время все больше паломников посещают города Саров и Козельск. Первый город известен обителью Серафима Саровского, наиболее известного русского святого первой половины XIX столетия. Посещение богослужения в монастыре в церкви во имя преподобного Серафима Саровского, купание в источнике являются наиболее важными делами, совершаемыми паломниками.

Свои места паломничества существуют и в Ростовской области. Два года назад канонизирован первый местно чтимый святой - Павел Таганрогский. Поездки к его мощам собирают многих верующих. Как объект посещения привлекателен и Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. После постройки дороги в Старочеркасск его регулярно посещают паломники из Ростовской области и соседних епархий.

Паломничество направляется верой в то, что молитва более действенна в святых местах. Стремясь туда, паломники полагают, что дух нетленен, и что они получат от мощей святых праведников такую же благодать, как получили бы от живых праведников. Мощи святых нетленны после смерти, к ним прикладываются (целуют) и получают исцеление от болезней и избавление от бед. Паломники со смирением принимают лишения и тяготы пути, желая тем достойно послужить Богу. На совершение паломничества они должны получить благословение духовника и не могут ехать только по своей воле. Богомольцы предпочитают поездки, организуемые монастырями и церковными приходами с участием священнослужителя.

Паломничество - поездка глубоко верующих людей к святыням своего культа. Целью паломничества является поклонение святым местам, молитва, покаяние, реже - исполнение обета, данного во время тяжкой болезни или смертельной опасности, и благодарение Господа за избавление от них. Довольно часто целью паломничества бывает исцеление от тяжких недугов, получаемое от чудотворных икон, святых мощей, источников.

Таким образом прикосновение к истории и современности паломнического туризма позволяет сделать данный вывод, что религиозное мировосприятие добавляет иную грань в картину мира и устанавливает другие причинно-следственные связи, не зависимо от веры исповедания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Особенности организации паломнического туризма

 

Паломничество - особый вид туризма, он возлагает большую ответственность не только на участников, но и на организаторов данного процесса.

Принадлежность к какой-либо религиозной конфессии не является препятствием для осуществления паломнического туризма. Турист должен быть ознакомлен и уважать местные законы и обычаи. Это положение не обязывает его исполнять обряд, следовать, приобщаться к той или иной религии или культу, за исключением случаев, когда таковое является целью путешествия, то есть, паломничество. Если духовных сил по религиозным соображениям для уважения не хватает, то туристу следует отказаться от посещения культового объекта данной местности или страны.

Паломничество как специфическая форма развития туризма