Память. 4

 

      Содержание 

      Введение           3

      1. Определение памяти         5

      2. Виды памяти и их способности       7

      3. Индивидуальные различия памяти             12

      4. Теория памяти                                                                                          14

      5. Законы памяти                 18

      6. Развитие памяти                23

      Заключение                 28

      Список  использованной литературы             30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Психология  в России за последние полтора-два  десятилетия стала популярна, широко востребованной областью знаний: ею интересуются широкие слои населения, специалисты самых разных профилей. [2. с. 8]

     Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. [3.]

     Память  имеет огромное значение в жизни  людей, и его трудно переоценить. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было мертво для будущего.  Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлое». Память лежит в основе всей жизни человека, его развитие и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. [2. с. 197.]

     Память  – запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами  прежнего опыта после того, как  вызвавшие  их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащие в основе развития и обучения. [1. с. 114.]

     Память  связывает прошлое человека с  настоящим. Это способ существование  психики во времени, необходимое  условие ее единства, психологической идентичности личности. Именно память позволяет человеку быть тем, кем он является, действовать в окружающем мире, осознавать  свое собственное «Я». Память лежит в основе способностей человека, является условием его научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

     Человеческую  память можно определить как форму психического отражения, заключающуюся в накоплении, закреплении, сохранении и последующим воспроизведением индивидов своего опыта. Таким образом, память представляет собой целостное функциональное образование, которое функционирует на основе взаимодействия трех интересов: запоминания, сохранения и воспроизведение информации. Между этими процессами существует не только тесное взаимодействие, но и взаимная обусловленность. Каждый последующий процесс в полной мере зависят от предшествующего. Сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести, то, что сохранил в памяти. Рассмотрим же конкретно каждый из этих процессов. [4. с. 156-157.]

     Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и  животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. [3.]

     Объектом  изучения психологии является человек.

     Цель  данной работы изучение памяти.

     Для выполнения цели в работе решаются следующие задачи:

     - рассмотреть виды памяти и их особенности;

     - рассмотреть вопрос о теории памяти;

     - рассмотреть индивидуальные различия памяти;

     - изучить вопрос о развитии  памяти;

     - изучить законы памяти.

     Для работы использован метод анализа литературы и теоретических источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Определение памяти. 

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

     Данные  процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:

     - эти процессы играют в жизни человека различную роль;

     - они в своем функционировании и развитии подчиняются разным законам;

     - одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;

     - на анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.

     Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

     Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному  совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.

     Дальнейший  прогресс человечества без постоянного  улучшения его памяти так же немыслим, как и развитие человека в прошлом, поскольку память включает не только указанные выше процессы, но и их динамические характеристики, например скорость доступа к нужной информации.

     В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме того, сразу же и безвозвратно бы утрачивалось.

     Память  имеется у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У животных есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических и поведенчёских свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, т.е. к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с уходом соответствующего животного из жизни. Возможности для запоминания у животных весьма ограничены: они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно приобретено только ими самими. Человек же, благодаря своей уникальной памяти, может пользоваться и тем опытом, который приобрели другие люди, его современники, и тем опытом, который накопили люди предшествующих поколений.

     У человека, в отличие от животных, имеется речь и другие знаковые системы, которые выступают как мощное средство улучшения памяти: запоминания, сохранения и припоминания информации. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности как на главные средства хранения информации. Он в состоянии не только пользоваться множеством мнемотехнических средств, но и постоянно их совершенствовать, расширяя тем самым возможности своей памяти и не меняя собственную биологическую природу.

     Сравнительные антропологические данные показывают, что за последние несколько сотен  тысяч лет строение организма  человека, в том числе его мозга, практически не изменилось. В то же самое время в памяти людей только за последние 50-60 тыс. лет произошли радикальные, ни с чем не сравнимые изменения. Они проявились в том, что на порядок увеличились такие показатели, как объем памяти, скорость запоминания или припоминания информации, время ее хранения и доступа к необходимым сведениям, хранящимся практически в любой точке земного шара.

     У человека есть, кроме того, множество  таких видов памяти, которых нет  у животных. Это произвольная, опосредствованная, логическая и другие виды памяти.

     Процессы  запоминания, сохранения и воспроизведения  являются основными процессами памяти, поэтому, рассматривая далее виды памяти и их особенности, а также развитие памяти, мы в основном будем иметь  в виду эти процессы. [2. с. 197-199.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Виды памяти и  их особенности 

     У человека существует много разных видов  и, соответственно, несколько оснований для классификации памяти. Одно из этих оснований деление видов памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье - по использованию мнемотехнических средств, четвертое - по участию воли в процессах памяти, пятое - по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп.

     В классификации видов памяти по первому  критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. При делении  видов памяти по второму критерию различают зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти. По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти. В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая. Дадим определения каждому из названных видов памяти.

     Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия

     Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Кратковременной называют такую память, которая способна сохранять информацию на протяжении 15- 30 с после прекращения ее восприятия человеком.

     В кратковременной памяти в отличие от иконической сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память, как и иконическая, работает автоматически, без предварительной настройки человека на запоминание, но зато с установкой на последующее быстрое воспроизведение запомненного материала.

     Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т.п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести, спустя несколько десятков секунд после запоминания или одно кратного предъявления ему соответствующего материала. Данный объем численно равен от 5 до 9 единиц информации. Кратковременная память связана с сознанием человека. Из иконической памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека индивидуален. Он обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни человека. [2. с. 200-201.]

     Оперативной называют память, рассчитанную на сохранение информации в течение заранее определенного, известного срока времени, с последующим забыванием соответствующей информации. Этот срок зависит от задачи, для решения которой требуется информация, хранящаяся в оперативной памяти, и может варьироваться в широких пределах - от нескольких минут до нескольких дней.

     Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение длительного, практически не ограниченного срока (этот срок ограничен только временем жизни человека). Информация, оказавшаяся в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, причем без ее забывания. Более того, многократное и систематическое использование (воспроизведение) данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

     Долговременная память допускает способность человека в любой момент припомнить то, что ему нужно. При использовании долговременной памяти для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование в практике обычно связано с двумя этими процессами. Долговременная память - это основной вид памяти человека, где хранятся наиболее важные в чаще всего используемые в процессе его жизни сведения.

     Долговременная память человека обычно начинает работать не сразу после того, как он воспринял новый материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, что бы человек мог перевести вновь воспринятый материал из кратковременной в оперативную и далее в долговременную память. Кроме того, необходимо время для переключения внимания и внутренней психической активности человека с процесса восприятия на процессы запоминания и воспроизведения. Запоминание и воспроизведение информации одновременно происходить не могут, поскольку эти два процесса несовместимы друг с другом, а в известном смысле слова и противоположны друг другу по используемым в них психофизиологическим процессам, связанным с памятью. Акустическое кодирование, т.е. перевод информации, воспринятой с помощью органов чувств, в слова, характерно для перехода информации из кратковременной в долговременную память, где она хранится не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово, а это разные психологические процессы. [2. с. 202-203.]

     В генетической памяти информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, автоматически, в следующих поколениях. В связи с множеством до сих пор, не разгаданных тайн, которые хранит в себе генотип, ученые пока еще не могут определенно сказать о том, что представляет собой генетическая память человека по своему содержанию и механизмам функционирования.

     Рассмотрим  теперь виды памяти, выделяемые по второму критерию - органу чувств, с которым связаны процессы памяти. Зрительная память включает в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Она важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди, способные в течение продолжительного времени «видеть» воспринятую ими картину после того, как она фактически перестала ими восприниматься (воздействовать на орган зрения). Данный вид зрительной памяти именуют эйдетической памятью.

     Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Это происходит и в том случае, когда зрительно воспринятая информация переводится в слуховую, двигательную или иной вид памяти.

     Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима людям, изучающим языки, музыкантам, акустикам. Особую разновидность слуховой памяти представляет словесно-логическая память, в которой запоминание на слух теснейшим образом связано с запоминанием материала по смыслу. Данный вид памяти отличается тем, что человек, обладающий им, быстро и точно может запомнить смысл чего- либо и затем передать его подходящими словами. Этим типом памяти обладают, например, лекторы, ученые, писатели, журналисты и другие люди, которым часто приходится публично выступать или писать разного рода тексты.

     Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением с достаточной степенью точности разно образных движений. Этот вид памяти помогает в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека обусловлено именно с данным видом памяти. Она же принимает участие в функционировании устной и письменной речи (движения рук при письме и голосовых связок при говорении). Отдельно от других видов памяти данный вид памяти работает сравнительно редко; гораздо чаще он сочетается с такими видами памяти, как зрительная или слуховая. Например, человек может наблюдать и одновременно с этим воспроизводить зрительно воспринимаемые движения другого человека, следить с помощью органа зрения за теми движениями, которые он совершает сам.

     Осязательная  память - это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. Так, мы можем сохранить в своей памяти следы от прикосновения чем-либо к определенному участку поверхности кожи, помнить о полученных ранее ощущениях тепла, холода или боли, связанных с кожной чувствительностью. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, создаваемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства. Для людей, лишенных зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.

     Обонятельной называют память на запахи. В элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения. Однако когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше. Между людьми имеются большие индивидуальные различия по развитию у них памяти на запахи: одни люди лучше запоминают запахи и гораздо чаще используют эту память в своей жизни, чем другие. Имеются некоторые данные о том, что у женщин соответствующий вид памяти развит лучше, чем у мужчин.

     Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого). Что касается множества других, более сложных вкусовых ощущений, которые в процессе своей жизни получает человек, то связанная с ними память образуется прижизненно и представляет собой различные комбинации простейших вкусовых ощущений. Вкусовая и обонятельная память часто работают так же согласованно, как зрительная и двигательная память; особенно это касается запоминания человеком вкусов и запахов, используемых им продуктов питания. Доказано, что вкусы на продукты питания формируются с раннего детства и зависят от национальных или региональных особенностей продуктов, используемых в пищу.

     Эмоциональную память можно определить как память на разнообразные приятные и неприятные эмоциональные (чувственные) переживания. На эмоциональной памяти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запоминается им лучше, чем-то, что такой реакции не вызывает.

     Произвольная память отличается тем, что при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку не редко приходится прилагать определенные усилия и включать в соответствующие процессы свое мышление. Произвольная память связана со всеми видами научения человека, и научение имеет место в основном именно потому, что человек может заставлять себя что-то произвольно запомнить, припомнить и в состоянии сознательно контролировать этот процесс.

     Однако не только произвольная, но и непроизвольная память играет в жизни людей большую роль, особенно в детстве, когда ребенок еще не способен с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека. [2. с. 206-207.]

     Рассмотрим  теперь особенности непосредственной и опосредствованной видов памяти, выделяемых по следующему критерию классификации.

     Непосредственная память - это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо Дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциаций - связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств. Правда, вся эта информация механически не запоминается, и в непосредственной памяти человека может оказаться лишь тот материал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вниманием.

     Опосредствованная память предполагает использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.

     Механическая память связана с запоминанием материала путем его многократного и бессмысленного (механического) повторения. Она вместе с тем функционально связана с непосредственной и непроизвольной памятью. Если два последних вида памяти сохранились и работают у человека хорошо, то он будет обладать и неплохой механической памятью. Этот вид памяти преобладает у детей старшего дошкольного и школьного возраста, которые сравнительно быстро я легко могут запоминать материал путем его простого, многократного повторения. Людям, которым больше 15-20 лет, для запоминания материала требуется обычно уже не только его многократное повторение, но и осмысление. Поэтому у старших школьников, студентов и взрослых людей чисто механической памяти практически не существует, во всяком случае, она для них является малопродуктивной. Если механическое повторение дополняется обдумыванием или осмыслением запоминаемого материала, то в данном случае процессы памяти работают намного продуктивнее. [2. с. 208-209.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Индивидуальные различия  памяти 

     Память  людей различается по многим признакам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти.

     Но  существуют и качественные индивидуальные различия памяти. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной и др., так и их функционирования.

     В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют в процессах памяти, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную и их различные сочетания. Один человек, для того чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительные образы. У другого человека преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий хорошо запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать запоминаемый материал или сопровождать его запоминание какими-либо ассоциированными с ним движениями.

     «Чистые»  виды памяти - в смысле безусловного доминирования только одного из перечисленных видов памяти - встречаются крайне редко. Чаще всего мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной и других видов памяти. Типичными их соединениями друг с другом являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же преобладающей является зрительная память.

     Наибольшего развития у человека обычно достигают  те виды памяти, которые им чаще всего  используются. Большое влияние на этот процесс оказывает профессиональная деятельность человека. Например, у ученых отмечается хорошая смысловая и логическая, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита образная память на лица, у математиков - память на числа, у инженеров - память на формы деталей машин и т.д.

     Процессы  памяти также тесным образом связаны  с особенностями личности человека, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Последние  определяют то, что и как человек  запоминает, хранит или припоминает информацию.

     Запоминание также зависит от отношения человека к запоминаемому материалу. Отношение, в свою очередь, определяет избирательный характер памяти. Мы обычно хорошо и легко запоминаем то, что для нас интересно и

Память. 4