Память (11)

Министерство образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение

Институт сферы социальных отношений

НОУ ИССО

Курсовая работа

На тему: «Память»

Факультет: «Психология»

Выполнила: студентка Землянская Ю.В.

Группа 06-08 П

Проверил: ст. преп. Тарнопольский А.А.

Москва 2009г.

Оглавление

Введение…………………………………………………...3

Глава I Классификация видов памяти…………………….4

1.1. Виды памяти………………….……………………...4

Глава II Теории памяти..…………………………………..11

    1. .Монистическая и множественная теории трактовки памяти…………..……………………………………..11
    2. .Модель Аткинсона и Шиффрина…………………...11

Глава III Три стадии функционирования памяти………..15

3.1.Запечатление (кодирование)……………………….. 15

3.2.Хранение………..…………………………………… 16

3.3.Воспроизведение.…………………………………… 18

3.4.Забывание. Теории забывания...…………………… 22

Заключение……………………………….……………….. 24

Литература………………………………….………........... 25

Введение

Память, на мой взгляд, одно из удивительных явлений, позволяющее существовать и человеку, и человечеству. Испокон века люди знали, что они могут запечатлевать события своей жизни и полученную от других людей информацию, хранить всё это и при необходимости извлекать из глубин своего сознания.

И сегодня довольно глубоко и полно исследованный психический процесс, состоящий из запечатления, хранения и воспроизведения информации и опыта, преподносит учёным множество сюрпризов.

До сих пор отсутствуют глубокие обобщения, касающиеся памяти в целом. В основе сложившейся ситуации лежать две фундаментальные причины. Во-первых, чтобы описать память в целом, необходимо затронуть и другие психические процессы, свойства и состояния. При запоминании и воспроизведении участвуют различные психические образования: внимание, мышление, личностные установки, эмоции и другие, к тому же нельзя запомнить что-либо, не восприняв это. Складывается впечатление, что, характеризуя память, описывается психика в целом.

Во-вторых, память человека изначально не может быть одномерным образованием, ибо человек, как биосоциальное существо является одновременно индивидом, субъектом деятельности, личностью и индивидуальностью.

Память как психический процесс характеризуется мнемическими действиями и операциями, этапами запоминания и воспроизведения и т.д. Она может быть описана с помощью пяти основных видов мнемических процессов: запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения.

В своей работе я рассмотрю перечисленные выше мнемические процессы, с помощью которых описывается память, а так же классификацию и виды памяти, основные теории памяти.

Глава I

1.1.Виды памяти.

В деятельности человека, управляющего людьми и техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. Если классифицировать память по времени

Память – сложный и многозначный процесс. Существуют следующие виды памяти: генетическая память, прижизненная память и импринтинг.

Генетическая память – память на анатомическое, физиологическое строение организма и инстинкты. Эта информация хранится в ДНК в каждой клетке организма. Это самая прочная память, обеспечивающая сохранение человечества как вида. При сбоях в работе генетической памяти наблюдаются мутации.

Прижизненная память – память на всю ту информацию, которую человек получает из окружающего мира посредством использования познавательных психических процессов (ощущений, восприятия, внимания, мышления, воображения, речи) с момента рождения до смерти. Это менее прочная память, по сравнению с генетической, ей свойственен процесс забывания. Однако многие учёные считают, что информация из прижизненной памяти полностью не исчезает, проблема состоит лишь в трудности доступа к некоторым хранящимся данным.

Импринтинг (запечатление) – память, присущая птенцам, детёнышам млекопитающих и человеческим детям. Эта память даётся им на короткий промежуток времени (сенситивный период): птенцам – на несколько часов после рождения, млекопитающим – на несколько недель, человеку – на срок до полугода. Импринтинг можно назвать промежуточной формой памяти, так как по прочности запечатления импринтинг похож на генетическую память, а по форме функционирования – на прижизненную. Импринтинг представляет собой одномоментное установление очень прочной связи новорожденного с воспринятым им первым конкретным объектом внешней среды, проявляющееся, например у птенцов, в следовании за этим объектом. В экспериментах (К. Лоренц, Д. Сполдинг) этим объектом могли быть любые увиденные птенцами в первые часы после рождения движущиеся предметы: мяч, игрушка, полосатые брюки Лоренца и т.д. Однако в реальной жизни человека или в реальной жизни диких животных и птиц таким объектом чаще всего выступает их мать. И именно прочное запечатлевание образа матери с последующим переводом запечатлённой информации в долговременную память позволяет новорожденному выжить, обеспечивая ему физическую (в случае с птицами и животными) или физическую и психологическую (у человека) защиту. Так, утёнок, двигаясь за матерью, придёт к пруду, к пище и будет спасён при угрозе внешнего нападения. Так, импринтированный на мать (или человека, заменившего её) ребёнок получит защиту, психологический комфорт и соответствующий специфический опыт в подходящее для этого время. Обратной же стороной в целом положительной функции импринтинга являются подмеченные английским психиатром Боулби необратимые изменения, происходящие с детьми в случае «материнской депривации» - отчуждения детей от матери (или другого человека, на которого ребёнок импринтировался) как физической и психологической защиты в возрасте до трёх лет на срок более трёх месяцев. Эти изменения иногда касаются интеллектуальной сферы, но чаще приводят к тяжёлым необратимым нарушениям поведения: девиантному и деликвентному поведению, повышенной уязвимости, агрессивности и т.д.[3]

Существуют различные виды прижизненной памяти. Одну из классификаций предложил отечественный психолог Павел Петрович Блонский. Он считал, что так или иначе в онтогенетическом развитии раньше всего выступает моторная память и, может быть, затем, но вскоре – аффективная память, несколько позже – образная память и гораздо позже – логическая память и приблизительно ту же последовательность в развитии памяти даёт рассмотрение её филогенеза. [2]

Моторная, или двигательная, память – это память на положение тела в пространстве. Она лежит в основе двигательных навыков, к которым, в частности, относятся автоматические действия, трудовые навыки, спортивные умения, танцы, письмо и т.д. Моторная память проявляет себя раньше всех других видов памяти. Примером может служить память новорожденного ребёнка на позу, в которой его кормят. В этом положении он начинает проявлять комплекс пищевых реакций даже на руках у мужчины, тогда как в вертикальном положении тела ребёнок не реагирует ни на вид обнажённой груди, ни на запах молока (реальные критерии начала кормления).

Аффективная, или эмоциональная, память – память на переживания. Особенность этой памяти состоит в том, что она очень прочная и непроизвольная. Чаще всего воспроизведение пережитых эмоций происходит при повторении (или воспоминании) ситуации, при которой они впервые возникли. Аффективная память, по наблюдениям П.П. Блонского фиксируется уже у шестимесячного ребёнка: «Если ребёнок плачет или испугался после чего-нибудь, то здесь его плач – непосредственный результат данного стимула. Но если он плачет или испугался перед чем-нибудь, только от одного вида его, причём нет оснований предполагать здесь унаследованной инстинктивной реакции, то, пожалуй, наиболее правдоподобно предположить, что вид данного стимула оживил его прежнее чувство, т.е. что здесь имеет место аффективная память». Эмоциональная память не только прочна сама по себе, испытываемые человеком эмоции влияют и на процесс запоминания им информации. [2]

В.Н. Мясищев своими экспериментами показал, что лучше всего запоминается положительно окрашенная информация, затем следует отрицательно окрашенная информация, а информация, не вызывающая никаких эмоций, запоминается значительно хуже.

Несмотря на прочность эмоциональной памяти, известно, что накал воспроизводимых эмоций с течением времени слабеет. Это свойство эмоциональной памяти позволяет человеку переживать горе, личностные и житейские потрясения.

Необходимо также упомянуть интересный факт, связанный с влиянием эмоций на сопровождаемую ими информацию. Оказывается, под действием сильных эмоций запечатлеваемая информация искажается. Знание этой закономерности всегда учитывается при опросе свидетелей трагических происшествий. [4]

Образная память – память на образы различной модальности. Подразделяется, как и анализаторы, на зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную.

Субъект деятельности получает информацию так же благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Соотношение перечисленных видов памяти в реальной деятельности зависит от характера деятельности и от индивидуальных особенностей работника, который будет опираться на более развитый вид памяти.

Зрительная память запечатлевает, хранит и воспроизводит зрительные образы. Преобладает над остальными видами образной памяти почти у шестидесяти процентов людей. Зрительный образ хорошо хранится и воспроизводится, однако при хранении он претерпевает некоторые изменения: упрощается (опускаются детали), преувеличиваются некоторые (яркие или значимые) детали, образ преобразовывается в более симметричный, приукрашивается позитивный образ, и наоборот. Зрительная память особенно важна для некоторых профессий, таких, например, как художник, охранник, инженер, водитель.

Слуховая память – память на образы слуховой модальности: мелодии, отдельные звуки, произнесённые слова, крики и т.д. Особое значение имеет для музыкантов, акустиков, синхронных переводчиков и т.д.

Обонятельная, вкусовая и осязательная памяти – необходимы соответственно: парфюмерам, поварам и кондитерам, хирургам и др. Эти виды памяти играют важную роль в удовлетворении биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением. [11]

Логическая память (словесно-логическая) – память на слова, мысли, логические построения. Это самый продуктивный – прочный и точный и зависящий от волевых усилий вид памяти. Это вид памяти, формирующийся позднее всех остальных и достигающий своего пика у индивида примерно к 12 годам. Некоторые учёные даже считают, что первые года своей жизни человек не запоминает потому, что происходившие тогда события не были облечены в слова. Поскольку все психические процессы тесно связаны между собой и их деление довольно условно, можно говорить о тесной связи словесно-логической памяти как самого совершенного вида памяти с мышлением. П.П. Блонский считал, что память, поднимаясь в связи с развитием на всё более и более высокую ступень сознания, тем самым всё более и более приближается к мышлению, настолько близко, что даже в повседневной речи в этих случаях без различения употребляются слова «вспомнил» и «подумал».[2]

Логическая память проявляет свои свойства прежде всего при запоминании текстов. Причём запомненный материал может точно передавать содержание, будучи совершенно не похожим по форме на исходный текст. Многие мнемические приёмы опираются на логическую память. При этом запоминающий либо отыскивает логику в предложенном для запоминания материале, либо искусственно привносит логику в несвязанный материал.

Память также можно классифицировать:

  • По включённости волевых процессов в процесс запечатления: непроизвольная и произвольная. Непроизвольным запоминанием называют запоминание без стремления запомнить. Произвольным – запоминание с участием волевого акта;
  • По способам запоминания и уровням обработки информации: непосредственная и опосредованная. Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемой информации. В этих случаях субъект просто заучивает материал, многократно повторяя его, зазубривает или стремится запечатлеть информацию. Такого рода запоминание и называется памятью без средств, т.е. без обработки запоминаемого материала. В тех случаях, когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал и т.д., речь идёт о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом, опосредованном, т.е. с помощью каких-либо средств.
  • По продолжительности хранения: кратковременная, долговременная и оперативная. Кратковременная хранит информацию в течение нескольких секунд, в долговременной информация может храниться в течение всей жизни человека. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 с. В дальнейшем информация преобразуется, анализируется, обрабатывается субъектом, такого рода память уже ближе к долговременной. Можно сказать, что кратковременная память – это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия, и время хранения этой информации определяется только временем данного действия. Простейший пример оперативной памяти – сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит её селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Долговременная память хранит информация впрок, для предстоящей деятельности. При переводе информации из кратковременной в долговременную происходит её дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Информация приобретает форму, в которой она может быть успешно «присвоена» субъектом деятельности. Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других – долговременной.

Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь проявляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности. [5]

Глава II

2.1.Монистическая и множественная теории трактовки памяти.

Монистическая позиция состоит в том, что при большой количестве существующих видов памяти они все являются разными сторонами одного явления, одного процесса. Монистическая теория разрабатывается в основном в бихевиоризме.

Множественная трактовка памяти предполагала, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Множественная (двойственная) теория памяти была разработана Уильямом Джеймсом в рамках психологии сознания. Он выделил первичную и вторичную память. Первичную составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании (содержание их быстро стирается). Вторичную – наши постоянные знания. Таким образом, информация первичной памяти – психологическое настоящее. Информация вторичной памяти – психологическое прошлое. В настоящее время первичную память называют кратковременной, вторичную долговременной. [8]

2.2.Модель Аткинсона и Шифрина.

Дальнейшим развитием теории множественности памяти явилась модель памяти, разработанная Аткинсоном и Шиффрином в рамках когнитивной психологии в 1968 году.

В основу этой модели легла гипотеза о наличии трёх разных типов памяти:

  • Сенсорные регистры: для каждой сенсорной модальности (например, для зрения, слуха) имеется отдельный вид памяти, и каждая из них удерживает информацию на очень короткий срок, оставляя её практически неинтерпретированной (иконическая и эхоическая память);
  • Кратковременная память обладает очень ограниченным объёмом и удерживает информация только на несколько секунд благодаря повторению (человек при этом повторяет слово или другие вербальные сигналы самому себе). Кратковременная память проявляется в двух аспектах. В одних случаях её определяют как набор элементов, составляющих поле нашего внимания. В других – информацию из долговременной памяти, которая активна в данный момент;
  • Долговременная память: её объём очень велик, она сохраняет информацию на длительные периоды, возможно, на всю жизнь.

Сенсорная память в своей наиболее изученной части представлена иконической и эхоической памятью.

Иконическая память удерживает зрительную информацию на короткий промежуток времени: по данным экспериментов Сперлинга в течение 500 мс.

Эхоическая память удерживает слуховую информацию на короткий промежуток времени: по данным экспериментов Трейсман в течение приблизительно 2 с. Распад информации в иконической и эхоической памяти происходит очень быстро.

Кратковременная и долговременная память. Для подтверждения теории множественной памяти необходимо доказать существенные, принципиальные различия между этими видами памяти. И на сегодняшний день существует достаточно таких доказательств.

Так, например, у больных локальными повреждениями мозга, страдающих амнезией, может быть очень плохая долговременная память, но нормальная кратковременная. Это было продемонстрировано на примере эксперимента с запоминанием этими больными списка слов. Они хорошо воспроизводят конец списка (за это отвечает кратковременная память), а начало воспроизвести не могут (это функция долговременной памяти).\

Согласно модели Аткинсона и Шиффрина главным способом передачи информации из кратковременного отдела в долговременный является повторение. Это хорошо демонстрирует эксперимент по устранению проявлений закона «крайних рядов» (преимущественное запоминание начала и конца заучиваемых слов) с помощью дополнительных повторений средней части списка.

Сам закон «крайних рядов» можно также объяснить с помощью двойственной природы памяти. Начало запоминаемой информации запоминается лучше из-за её «первичности» и последующего поступления для хранения в долговременную память, а конец информации – из-за её «недавности» - нахождения ещё в кратковременной памяти.

Ещё одно различие трёх видов памяти заключается в функционировании механизма забывания. Забывание в кратковременной памяти вызывается отвлечением от информации или из-за интерференции другой поступающей информации. Забывание в долговременной памяти выглядит иначе. Забытая информация в этом случае не исчезает совсем, а дальние отделы памяти. При необходимости (с помощью «суфлёра», например) она может быть оттуда извлечена. Так, проверка знаний с помощью тестирования рассчитана на проверку знаний, хранящихся именно в долговременной памяти.

Итак, основным подтверждением теории множественности отделов хранения информации выступает доказанное многочисленными экспериментами различие между сенсорной, долговременной и кратковременной памятью по ряду важных параметров:

  • Временная протяжённость: информация находится в сенсорной памяти в течение доли секунды (иконическая), 2-3 секунды (эхоическая); в кратковременной – несколько секунд, в долговременной – месяцы и годы;
  • Объём памяти: сенсорная – весьма ограниченный объём, кратковременная – приблизительно 7 единиц информации (7 коротких отрезков информации: слова, цифры, буквы), долговременная – неограниченный объём;
  • Процесс ввода: информация вводится в сенсорную память непосредственно с сенсорных входов и не перерабатывается; в кратковременную память информация поступает через фильтры внимания; в долговременную посредством повторения;
  • Механизм забывания: из сенсорной памяти информация исчезает из-за затухания, из кратковременной – путём отвлечения внимания и из-за интерференции, из долговременной – по причине утраты доступности. [8]

Глава III

3.1.Запечатление (кодирование)

Стадия запечатления (кодирования) – стадия, во время которой информация, подлежащая усвоению, подвергается переработке разными способами (например, по смыслу).

Кратковременная память. Для запечатление в кратковременной памяти какой-либо информации необходимо сконцентрировать на ней внимание. При запечатлении какой-либо информации она подвергается кодированию. Этот код может быть зрительным (что-то вроде фотографического отпечатка в памяти) или акустическим (проговаривание удерживаемой информации). Некоторые психофизиологические исследования показывают, что зрительная и акустическая информация вызывают активизацию разных мозговых структур: зрительно-пространственный буфер и акустический буфер. Психологические эксперименты показывают, что чаще для кодирования информации в кратковременной памяти используется акустическое кодирование (так, пытаясь запомнить телефоны номер, мы кодируем его в виде звучащих названий цифр – повторяя их про себя, пока не наберём номер). [7]

Долговременная память. В долговременной памяти запечатление также происходит через кодирование. Однако здесь основное кодирование не зрительно-пространственное и не акустическое. Основное кодирование в долговременной памяти – семантическое, то есть основанное на значениях. Значение – основной, но не единственный способ представления информации в долговременной памяти. Наряду со смыслами мы длительно храним в памяти и легко узнаём голоса, запахи, вкусы, зрительные и тактильные впечатления. Однако для запечатления вербальной информации в долговременной памяти предпочтительный код – значение, смысл.

С понятием «значение» и «смысл» тесно связана Теория уровней переработки. Её авторы, Крейк и Локарт, считали, что продуктивность запоминания зависит от процессов переработки:

  • Низший уровень – неглубокая переработка физических характеристик раздражителей (например, решается – печатными или письменными буквами написан текст);
  • Высший уровень – глубокая переработка, включающая извлечение значения, смысла информации, которую несёт в себе раздражитель.

Ключевое теоретическое предположение Крейка и Локарта: глубокая переработка даёт более устойчивый и прочный след в памяти, чем переработка поверхностная. Иными словами – лучше понимание, тем лучше запоминание. Чем лучше человек понимает требующий запоминания материал, тем больше связей он видит между частями материала. Эти связи позднее будут служить звеньями в цепочке воспроизведения. [9]

3.2.Хранение.

Хранение – активное или пассивное (произвольное и непроизвольное) преобразование (трансформация) запомненной информации.

Кратковременная память. Важной отличительной характеристикой кратковременной памяти является её ограниченный объём – 7+(-)2 элемента. Постоянство этого количества хранящейся в кратковременной памяти информации поражало всех исследователей – от Эббингауза до Миллера. Последний даже назвал эту константу «магической семёркой». Сегодня известно, что объём кратковременной памяти сохраняет то же значение и в разных культурах. Ограниченность объёма кратковременной памяти отчасти объясняется тем, что в короткий промежуток действия этой памяти информация не успевает соотнестись с информацией, хранящейся в долговременной памяти, что значительно увеличило бы число элементов сохраняемого материала.

Забывание в кратковременной памяти происходит потому, что элементы (те самые 7+(-)2) угасают со временем или вытесняются новыми элементами (интерференция). [1]

Долговременная память. Проблемы с памятью у людей возникают, как правило, не на этапе первоначального заучивания материала (когда осуществляется кодирование), а лишь тогда, когда им надо воспользоваться. Забывание можно объяснить двумя причинами:

  1. Информация в памяти присутствует, но мы не можем извлечь её оттуда (затруднён или невозможен доступ к информации);
  2. Информация утрачена (страдает хранение).

Исследования в направлении доказательства первой причины проводились, например, Пенфилдом. Определяя функции различных частей мозга путём их электрической стимуляции, Пенфилд обнаружил, что искусственная активизация височных долей (гиппокамп) приводила к возникновению у испытуемых воспоминаний, которые в нормальном состоянии были скрыты от них. К таким воспоминаниям, например, относились события далёкого детства. [10]

Другой подтверждающий неутрачиваемость информации из памяти эксперимент был проведён Нельсоном. Нельсон предлагал испытуемым заучивать пары «число-существительное», например «43-дом» (20 пар). Заучивание заканчивалось тогда, когда испытуемые могли безошибочно при предъявлении стимула (один член пары, обычно число) назвать другой. Проверка через две недели показывала, что 25% стимулов было утеряно. Испытуемые снова заучивали пары, среди которых были прежние числа. Одни из прежних чисел были в паре с прежними словами, другие – с новыми. Если бы информация полностью исчезала из памяти, то при воспроизведении не было бы различий между количеством запомненных прежних и новых стимулов (слов). Однако эксперимент показал, что новых слов было запомнено 43%, прежних – 78%. Это свидетельствует о том, что испытуемым помогла информация, хранившаяся со времени первого эксперимента. [5]

Приведённые выше эксперименты могут служить доказательством того, что хотя иногда и кажется, что информация прочно забыта, однако чувствительные тесты могут найти факты, подтверждающие существование этой информации в памяти.

С другой стороны, существует большая вероятность (и доказательства) того, что не только неудачное воспроизведение может быть причиной забывания. Ряд психологов справедливо считают, что почти наверняка некоторая информация теряется из своего хранилища – памяти. Как известно, основными структурами, ответственными за процессы памяти, являются: гиппокамп и окружающая его кора. Роль гиппокампа связана с переводом информации из кратковременной памяти в область устойчивого хранения в долговременной памяти. Для изучения этого утверждения была использована группа обезьян, которых обучили различать 100 пар предметов. В каждой паре под одним из предметов была пища, которую обезьяна получала, подняв предмет (по сути, выбрав его из пары). Каждый правильный выбор – правильное решение одной из 100 задач. Обезьян обучали решению задач сериями, по 20 задач в каждой серии. Затем у них удаляли гиппокамп. Суть эксперимента заключалась в том, что обезьяны обучались решению каждой серии задач в разные промежутки времени: за 16, 12, 8, 4 и 2 недели до удаления гиппокампа. Через две недели после операции обезьянам было предложено решать задачи из разных временных серий. И вот что было обнаружено: решения задач, которые обезьяны запоминали за 16, 12 и 8 недель до операции, они помнили лучше, чем те, что решались ими за 2 и 4 недели. Эти эксперименты демонстрируют, что информация, поступающая в долговременную память, проходит обработку в гиппокампе на протяжении нескольких недель, а если этого не происходит, то нарушается хранение, а следовательно, и воспроизведение – информация теряется. [10]

3.3.Воспроизведение.

Воспроизведение – восстановление (реконструкция) ранее запомненного материала. Процесс воспроизведения включает в себя процессы припоминания и воспоминания. Припоминание – произвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого. Воспоминание – непроизвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого. Узнавание – идентификация (опознание) объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.

Кратковременная память. Содержание кратковременной памяти – активная часть сознания. Поэтому не нужно никаких ухищрений, чтобы извлечь эту информацию. Однако замечено и показано экспериментально, что чем больше элементов находится в кратковременной памяти, тем хуже происходит воспроизведение.

Долговременная память. Забывание как феномен памяти во многом зависит от потери доступа к хранящейся в памяти информации, то есть сама информация из долговременной памяти не исчезает, просто теряются пути доступа к ней. Способами проверки качества доступа человека к информации, хранящейся в его долговременной памяти, являются припоминание и узнавание. Память узнавания лучше, чем память припоминания.

Этот феномен принято объяснять с помощью двухпроцессорной теории. Двухпроцессорная теория заключается в следующем: припоминание состоит из двух отдельных процессов. Первый процесс (припоминание) – воспроизведение, то есть извлечение необходимых элементов из долговременной памяти; второй (узнавание) – принятие решений, или распознавание того, является ли извлечённая информация правильной. [4]

Большинство учёных согласны с положениями двухпроцессорной теории, однако некоторые её прогнозы подвергаются значительным сомнениям.

Так, важнейшим прогнозом данной теории выступает следующее: память узнавания лучше, чем память припоминания, так как при этом процессе нет необходимости доставать информацию из долговременной памяти. В доказательство этого Барик проводил следующие эксперименты. Испытуемым предлагался список слов для запоминания. Затем они воспроизводят слова из списка путём свободного припоминания. Воспроизведённые слова фиксируются. Затем испытуемому предъявляются признаки невоспроизведённых слов, после чего он пытается воспроизвести исходные слова. По гипотезе Барика, качество слов, воспроизводящихся с помощью памяти узнавания, должно значительно превысить количество слов, воспроизведённых с помощью памяти припоминания. Именно это и произошло.

То же самое положение было проверено Уоткинсом с помощью предъявления испытуемым парных сочетаний слов. В результате он получил совершенно ошеломляющие, противоположные результаты: количество слов, восстановленных путём припоминания, составило 67%, а с помощью узнавания – 9%. [7]

По результатам анализов приведённых выше исследований можно сделать следующий вывод: двухпроцессорная теория применима к воспроизведению лишь в сложных случаях. В простых же случаях, то есть для процесса воспроизведения актуальной, часто используемой информации (например, в случае воспроизведения автоматический действия, имён хороших знакомых, телефонов, профессиональных знаний и т.д.), прогноз о преимуществах памяти узнавания перед памятью припоминания не подтверждается.

Дальнейшие попытки изучения процесса воспроизведения привели к созданию Энделом Тулвингом принципа специфичности кодирования: «Подлежащий запоминанию элемент (ПЗЭ) кодируется с учётом контекста, в котором он изучается, что составляет неповторимый след, включающий информацию о запоминаемом объекте, и о контексте. Чтоб ПЗЭ был воспроизведён, требуется должным образом подобрать признаковую информацию к следу конкретного элемента в контексте». Этот принцип даёт возможность по-новому взглянуть на то, почему память узнавания зачастую бывает лучше памяти припоминания. А именно: для воспроизведения в форме узнавания человеку предоставляется материал, несущий в себе больший масштаб совпадения с информацией, хранимой в следе памяти. Существование этих закономерностей работы памяти подтверждается серией экспериментов. В исследованиях Голдена и Бэддели испытуемые при заучивании одних списков слов располагались на суше, при заучивании других списков – под водой. Оказалось, что и свободное припоминание в большой мере зависело от того, в какой среде происходило воспроизведение слов – в той же или в иной. Принцип специфичности кодирования в этом эксперименте проявил себя в следующем: информация об окружавшей человека в момент запоминания среде хранилась в следах памяти, поэтому воспроизведение в той же среде давало лучший результат. Суша, вода – это внешний контекст в данном эксперименте. Контекст, помогающий воспроизведению, может быть и внутренним. Внутренним контекстом может выступить, например. Настроение в момент запоминания. Причём хорошее настроение даст больший эффект воспроизведения, чем плохое, а личностно значимый материал вспомнится лучше, чем незначимый. [6]

Основными претензиями исследователей к принципу специфичности кодирования являются то, что:

- этот принцип трудно проверить (так как он исходит из того, что эффективность воспроизведения зависит от совпадения информации в следе памяти с информацией в следе воспроизведения, однако не известно доподлинно, какая информация о контексте запоминания содержится в следе памяти);

- этот принцип не разводит процессы, ответственные за припоминание и узнавание (не разграничивается влияние внешнего и внутреннего контекста на запоминание и воспроизведение);

- этот принцип учитывает лишь прямые пути припоминания, не замечая косвенные (косвенные пути включаются тогда, когда признаки среды воспроизведения не согласуются с информацией, хранимой в памяти, и дают результат, превышающий результаты прямого пути);

- этот принцип не учитывает, что воспроизведение – более сложный процесс, нежели простое сличение информации из среды воспроизведения с информацией из следа памяти.

3.4.Забывание. Теории забывания.

Забывание – процесс, обратный хранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал.

К известным современным теориям забывания относятся:

  • Теория неиспользования или распада;
  • Теория интерференции;
  • Теория вытеснения.

Теория неиспользования. По аналогии с тем, как материальные объекты со временем могут ржаветь,- события далёкого прошлого со временем становятся смутными, бледными и человек всё меньше помнит о них. Согласно этой теории время с момента запечатления имеет первостепенное значение для забывания по сравнению со всем остальным, что происходило в том период.

Теория интерференции. Эта теория предполагает, что если что-либо выучено в той или иной степени, то это можно припомнить в той же степени, если только в процесс не вмешивается нечто выученное ранее или позже. В противном случае наблюдается ретроактивное или проактивное торможения.

Ретроактивное и проактивное торможения возникают в ситуации, в которой два набора материалов или навыков для запоминания обладают потенциалом для интерференции (то есть сходством).

  • Ретроактивное торможение. Если группой испытуемых заучивается сначала материал А, затем материал В, а другой группой только материал А, то вторая группа воспроизводит материал А лучше, чем первая.
  • Проактивное торможение. Если группой испытуемых заучивается материал А, затем материал В, а другой группой только материал В, то воспроизведение материала В у второй группы лучше.

Теория вытеснения, выдвинутая З. Фрейдом. Он считал, что забывается (вытесняется в подсознание) информация, связанная с угрозой, опасностью, тяжёлой психической травмой, или даже не сама информация, а связанная с ней эмоция. [7]

Заключение

Память многолика. Существует определенный запас сведений, слов, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале всю жизнь. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная, или оперативная память. Как существуют различные виды памяти, так существуют и различные пути и способы ее «подкармливания». В «кладовую» памяти информация может попадать через зрение (образы, картины), слух (музыка, устная речь), язык (вкус), кончики пальцев (осязание). Мозг работает и как современный магнитофон, и как ультрасовременный киноаппарат, и как обыкновенная зарубка, сделанная для напоминания об определенном факте. Разные ученые с различных позиций исследуют возможности памяти и функции мозга. Но всех одинаково интересует, что происходит в мозге, когда он получает новые сведения. В каком виде хранит он формулы органической химии и в каком яркие метафоры Пушкина. Каким образом всё это «пускает в оборот» в случае необходимости.

Наука, в том числе наука о мозге не стоит на месте, знания о структуре и функциях мозга, о памяти постепенно умножаются. Вся деятельность человека в изменяющейся окружающей среде и особенно в среде социальной определяется с помощью не мгновенной, но более или менее быстрой памяти. Скорость ее образования в каждом случае зависит от окружающей обстановки. Такое несрочное запоминание в процессе обучения биологически выгодно. И не только потому, что поступающая информация фильтруется и отбирается, но и потому, что в мозге она упорядочивается и накапливается в определенных «полях мышления». Благодаря этому облегаются ассоциативные поиски нужной информации в мозге.

В своей работе я рассмотрела классификацию видов памяти, теории памяти, а так же стадии её функционирования, что, по моему мнению, может помочь будущим психологам оказывать наиболее эффективную помощь, воспитателям, родителям и самим детям улучшить и развить свою память.

Литература

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. 2002г.
  2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. 1964г.
  3. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу: Лишённые родительского попечения. 1991г.
  4. Веккер Л.М. Психические процессы. 1974г.
  5. Голубева А.И. Индивидуальные особенности памяти человека. 1980г.
  6. Каменская Б.И., Венн А.М. Память человека. 1973г.
  7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. 1989г.
  8. Лядиус А.Р. Память в процессе развития. 1990г.
  9. Немов Р.С. Психология. 1999г.
  10. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. 1966г.
  11. Солсо Р. Когнитивная психология. 2002г.