Память и ее значение в развитии личности

Федеральное агентство по образованию 

Институт  экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал 
 

Психологический факультет 
 

Кафедра "Общая психология" 
 

Память  и ее значение в  развитии личности

(курсовая  работа) 
 
 
 

Исполнитель: студент 1 курса   ________________ Шайхенурова Э.А.

Научный руководитель: к. псх. н., доцент __________  Терещенко Н.Г.  
 
 
 
 

Набережные  Челны – 2010 
 
 
 
 

Содержание  

Введение    3

1.Общая характеристика  памяти.    5

   1.1. Сущность  памяти как психического процесса. Классификация

          видов памяти.                                                                                              5

   1.2. Основные  процессы и механизмы памяти.                                             13

2. Развитие памяти. 19

   2.1. Значение  памяти для человеческой жизнедеятельности.                      19

   2.2. Формирование  и развитие памяти.                                                          20

Заключение.                                                                                                         24

Список литературы.                                                                                            25 

ВВЕДЕНИЕ

    Каждый  день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в кладовых его мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.

    Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства. Память сохраняет наши знания, и без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести.

    Память  считается одним из основных познавательных процессов. Но можно сказать и  больше: она основа всякого познания.

    Благодаря памяти, человек имеет представление  о воспринятых ранее видах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, а включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.

    Без памяти ощущения и восприятия каждый раз переживались бы человеком как впервые испытываемые, сколько бы раз они не повторялись. Такими были бы и действия человека: он ограничивался бы в них лишь реакциями на непосредственные раздражения, был бы лишен возможности планировать свою работу на основе предшествующего опыта. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного материала. Поэтому важно развивать у них хорошую память. Память человека считается хорошей, если он быстро запоминает необходимый материал, долго сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

    Память, как и все другие психические  процессы, носит характер деятельности. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо,      воспроизводит либо узнает – всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

    Человек сознательно регулирует процессы своей  памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые  он ставит в своей деятельности.

    Родоначальником научной психологии памяти по праву считается Г.Эббингауз. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемонических процессов и в своих экспериментах установил ряд важных закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

    П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека. Он считал, что мнемонические задачи могут  возникнуть только в человеческом обществе в связи с целями передачи сообщения  от одного человека к другому.

    Целью данной работы является рассмотрение памяти и её значение в развитии личности.

    Задачи  работы сводятся к следующему:

    1. рассмотреть сущность памяти как психического процесса

    2. представить характеристику видов памяти

    3. определить значение памяти для человеческой жизнедеятельности

    4. изучить условия формирования и развития памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ
 
    1. Сущность  памяти как психического процесса. Классификация  видов памяти

    Наш психический мир разнообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь психическое развитие возможно, потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания. Всё, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Современные психологические источники предлагают следующие трактовки понятия памяти:

    Память  – процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [2, с. 420].

    Память  – запоминание, сохранение, воспроизведение  индивидом его опыта [7, с. 168].

    Сравнительный анализ показал, что под памятью  в нашем исследовании, мы понимаем запечатление, сохранение, последующее  узнавание и воспроизведение  следов прошлого опыта. Именно благодаря  памяти человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

    Процессы  памяти проявляются на всех уровнях  жизни, поэтому память также называют «Общеорганической функцией» (Геринг, Р. Земон): она включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Формы памяти многообразны: запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание.

    Узнавание – это сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление  воспринимались в прошлом.

    Однако  мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс – процесс воссоздания образа предмета воспринимаемого нами раньше, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли переживания, желания, фантазии и т.д. Сохранение, как отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением информации, но представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определённым образом организованного усвоения, переработки материала, его систематизации. Сокращение может выражаться не только в забывании – в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и точными.

    Таким образом, память – это сложный  психический процесс, состоящий  из нескольких процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

    Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает ни одно живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путём из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме

способности к научению, приобретению опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

    У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения, способ хранения информации в виде текстов разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

    Существует  несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычисляются в соответствии с тремя основными критериями:

    1) По характеру психической активности  преобладающей в деятельности  память делят на двигательную, эмоциональную, образную и сословно-логическую;

    2) По характеру целей деятельности  – на произвольную и непроизвольную;

       3) По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную;

    4) По использованию специальных  средств запоминания – не непосредственное  и опосредствованное. (Рис. 1) [13, стр. 255]

    Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно - логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

    Рассмотрим  характеристики этих четырёх видов  памяти.

    Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сокращение и воспроизведение различных  движений [5, стр. 123]. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

    Эмоциональная память – память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень высокое значение в жизни и деятельности человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания [16, стр. 516].

    Первые проявления памяти у ребёнка наблюдается к концу первого полугода жизни. Но начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличается от более поздних. Это заключается в том, что если на ранних этапах жизни ребёнка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то позже эмоциональная память является сознательной.

    Образная  память – это память на представления, картины природы, а так же на звуки, знаки, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что  воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений

    Следует отметить, что многие исследователи  разделяют образную память на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую [13, стр. 259]. Уровень их развития у каждого  человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов. Слуховая память – это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков. Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, а так же к обеспечению безопасности и самосохранения организма. Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т.е. в полтора-два года.

    Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

     Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

    а) запоминается и воспроизводится  только смысл данного материала, а точнее сохранение подлинных выражений не требуется.

    б) запоминается не только смысл, но и  буквальное словесное выражение  мыслей.

    Мы  уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и  не существуют независимо друг от друга. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны. Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную [3, стр. 356]. В первом случае имеется ввиду

запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны  сознания. При этом отсутствует специальная  цель кого-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Это первоначальная, биологически исходная форма запоминания, присуща как животным, так и человеку. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, однако и этому виду памяти свойственна избирательность – лучше закрепляется то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью, интересами, потребностями человека, а так же с целями и задачами его деятельности. Во втором случае мнемическая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия. Произвольное запоминание представляет собой особую и достаточно сложную умственную деятельность, включает в себя разнообразные мнемотехнические действия. Является специфическим человеческим видом памяти, который возникает на основе произвольной памяти и развивается совместно с мышлением и другими высшими психическими функциями.

    Существует  деление памяти на виды, которыми человек  пользуется в повседневной жизни: кратковременную  и долговременную. Кратковременная  память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания предпринимаются некоторые волевые усилия.

    Проявлением кратковременной памяти является тот  случай, когда испытуемых просят прочитать  слова или предоставляют для  запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объёмом кратковременной памяти.

    Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объём информации, сразу же отсеивается ненужная и остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями.

    Понятием  оперативная память обозначают мнемические  процессы, обслуживающие непосредственно  осуществляемые человеком действия, операции. Когда мы выполняем сложное  действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При  этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребёнок начинает читать со складывания букв) Объём этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти [14, стр.220].

    Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти, которую может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

    Долговременная  память начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово [6, стр. 183].

    В соответствии с теорией названных  авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объёму, но обладает ограниченными возможностями припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определённая работа ещё в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека.

    Также существует ещё одно деление памяти: на непосредственную и опосредствованную. Непосредственная память – память, когда не используются специальные средства для запоминания, а опосредствованная – когда используются эти средства.

    1. Основные процессы и механизмы памяти

    Память  обладает определёнными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохранённой информации [1, стр. 193].

    Объём памяти – это интегральная характеристика памяти, характеризующая возможности  запоминания и сохранения информации. В качестве показателя используют количество запомненных единиц информации. Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в своей деятельности имеющуюся у него информацию.

    Другой  характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может её сохранить в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось её воспроизвести, то он не смог этого сделать, однако, спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит всё, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти – готовностью воспроизвести запечатлённую в памяти информацию. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие «память». Знакомство с основными механизмами и процессами памяти мы начнём с запоминания.

    Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого  процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное и (или  непроизвольное) и преднамеренное (или  произвольное) [20, стр.202].

    Непреднамеренное  запоминание – это запоминание  без заранее поставленной цели, без  использования каких-либо приёмов  и проявления волевых усилий. Это  простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый  след от возбуждения в коре головного мозга.

    В отличие от непроизвольного запоминания  произвольное запоминание характеризуется  тем, что человек ставит перед  собой определённую цель и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные  действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание

    Таким образом, постановка специальных задач  играет существенную роль в запоминании. Под её влиянием может меняться процесс  запоминания. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, запоминание очень сильно зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. С.Л. Рубинштейн полагал, что нельзя делать выводы о большей эффективности произвольного запоминания или непроизвольного запоминания. Исследования П.И. Зинченко доказали, что установка на запоминание не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определённых случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

    Посвященное той же проблеме исследование А.А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запомнили непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнилось лучше, чем то, что они старались запомнить специально.

    Другой  характеристикой процесса запоминания  является степень осмысления запоминаемого  материала. Поэтому принято выделить осмысленное и механическое запоминание [15,стр.106].

    Механическое  запоминание – это запоминание  без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т.д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

    В отличие от этого осмысленное  запоминание основано на понимании  внутренних логических связей между  отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминается не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщённые связи между частями материала на основе второй сигнальной системы.

    Осмысление  материала достигается разными  приёмами, и, прежде всего выделением в изучаемом материале главных  мыслей и группированием их в виде плана. При использовании данного приёма мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы. В каждую группу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему.

    Полезным  приёмом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями.

    Важнейшим методом осмысленного запоминания  материала и достижения его сохранения является метод повторения. Повторение – важнейшее условие овладения  знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определённым требованиям. Исследования позволили выявить некоторые закономерности в использовании метода повторений. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъёмом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение.

    Во-вторых, заучивание идёт скачками. Иногда несколько  повторений подряд не дают прироста в  припоминании, но затем, при последующих  повторениях, происходит резкое увеличение объёма запомненного материала.

    В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение даёт весьма незначительное увеличение объёма запомненного материала.

    В-четвёртых, если материал труден, то запоминание идёт сначала медленно, а потом быстро.

    В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда  мы учим материал, но и тогда, когда  надо закрепить в памяти то, что  мы уже выучили.

    Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределённое. При первом способе материал заучивается в один приём, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.

Память и ее значение в развитии личности