Память. Способы запоминания информации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

 

Филологический факультет

Кафедра педагогики

Специальность: русский язык и русский язык как иностранный.

 

Курсовая работа

Память. Способы запоминания информации.

 

Выполнила:

студентка 2 курса

дневного отделения

группы ФЛ-23

«     »                   2015г. Раскостова Е.В..

 

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент

«     »                   2015г. Маслова Т. А.

 

 

 

 

                                        Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3

2. Глава1. Общая характеристика памяти основные законы запоминания…....6

 

§1. Память как основа психической деятельности человека………..…..…..6

§2. Основные законы запоминания…………………………………………….………..14

 

3. Глава2. Мнемоника: способы запоминания информации…………...…………...21

 

§1. Мнемоника: краткая характеристика………………………………………..…… 21

§2.Некоторые способы запоминания информации……………………………..23

 

4. Заключение………………………………………………………………………………………..………...31

5. Список литературы…………………………………………………………..…………………………..34

 
 

 

 

 

Введение.

Известно, что всякая наша эмоция , переживание или передвижение оставляют некий отпечаток, который будет храниться довольно продолжительный  период времени, и при  подобающих обстоятельствах выражаться снова и становиться объектом  нашего сознания. Вот почему  под памятью понимают  запечатление, хранение и последующее узнавание и воссоздание следов прошлого опыта, позволяющее копить информацию, не лишаясь при этом старого запаса знаний, сведений, умений. На протяжении всей своей истории человечество пыталось разработать методы, с содействием которых можно было бы  по возможности хорошо усвоить какие-либо знания. С давних времён тема и техника запоминания занимала любопытные умы, рассматривалась и классифицировалась великими людьми былых времен.

Объектом данной работы является память, как многогранный  психический процесс, который состоит из некоторых  общих процессов, объединенных друг с другом. Человеку необходима память. Она дает ему возможность копить ,хранить  и в дальнейшем  применить  свой собственный жизненный опыт. Всякое закрепление умений и знаний касается  работоспособности памяти. В соответствии  с этим  наука определяет пласт непростых вопросов, которые входят в область изучения процессов памяти. Наука  ставит перед собой проблему  исследования того, как запоминаются отпечатки былого времени, что представляют собой  физиологические устройства данного процесса, какие обстоятельства помогают   такому запечатлению, каковы его границы, какие методы могут помочь увеличить  объем запоминаемого материала. Предметом курсовой работы является  изучение и применение определённых методик, приёмов и методов запоминания,   существенно содействующих количественному и качественному улучшению запоминания и удержания в памяти нужной информации. 

 По сравнению с предыдущими  столетиями, за прошлый век количество  общих и профессиональных знаний  в обществе выросло во много  раз. При том отмечается их  постоянный рост и регулярное  пополнение все большим числом свежих сведений. Вот почему формирование памяти, улучшение хода запоминания, хранения и воспроизведения информации -  одна из актуальнейших задач индивида в нынешнем обществе. Это определяет актуальность моей работы. Я неслучайно выбрала данную тему, так как в особенности значимо знание таких приёмов для студентов и школьников, потому что постижение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации – это основной  вид  их занятий. И без умения обработки, рассмотрения, изучения, систематизации и прочного запоминания изученного материала процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Усвоение методов запоминания информации входит в ряд проблем ознакомления с формами и приемами научной организации обучения студентов, формирует их умение работать с учебными и научными источниками, способствует удачному усвоению знаний, нужных для учебной и учебно-исследовательской работы. 
    Исследование памяти устанавливает перед собой задачу ответить на вопросы,  в течение какого времени могут сохраняться следы запоминания, что представляют из себя способы хранения следов на кратковременные и продолжительные отрезки времени, каковы  изменения, которым подвергаются следы памяти, находящиеся в скрытом  состоянии и какое влияние они оказывают на протекание когнитивных  процессов человека. В отрасль изучения памяти входит еще  описание разных форм процессов  памяти, начиная с самых простых видов непроизвольного запечатления, заканчивая сложными формами мнемической деятельности, позволяющих индивиду самостоятельно возвращаться к прошлому опыту, пользуясь некоторыми специальных приемов, значительно увеличивать объем запоминаемой информации и сроки ее удержания.  
     Изучение памяти было одним из первых областей науки, где был использован экспериментальный метод: были совершены попытки измерять  осваиваемые процессы и описывать законы, которым они повинуются. Уже в 80- годах прошлого века  немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, при помощи которого, по его мнению, стало возможным  вывести законы чистой памяти автономно, независимо  от мыслительной деятельности– это заучивание бессмысленных слогов, в результате чего он вывел основные кривые заучивания (запоминания материала).  
     Таким образом, процесс запоминания  - одна из характеристик памяти. Изучение процесса запоминания и применение его методов на практике дает возможность лучше  понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания становится очень острой при изучении памяти. 

 

Целью данной работы является рассмотрение памяти, как психической деятельности человека, некоторых законов памяти и запоминания.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

- определение памяти как  сложного психического процесса 
-       определение запоминания, как свойства памяти

-      рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

 

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов, философов.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие теоретические  методы исследования: 
 
- теоретический анализ психолого-педагогической, методической, философской, литературы и различных научных изданий.

- анализ эффективности  методов запоминания

- анализ работы  различных законов памяти

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Общая характеристика памяти. Основные законы запоминания. 

§1.Память, как основа психической деятельности человека. 
 
        Память — основа психической деятельности. Без нее нельзя понять основы развития поведения мышления, сознания, подсознания. Потому для большего понимания индивида  нужно как можно больше знать о понятии  памяти.

Память – мыслительный процесс, который состоит  в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании полученного  опыта. Это цельный процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. Цельный не просто  потому, что мы что-то запоминаем, для того чтобы это потом воспроизвести, но и потому, что о том, что запечатлелось, мы можем судить по тому, что так или иначе может быть воспроизведено. Памятью обладают не только люди и животные, но и их сообщества, а также технические приборы. Объем использования понятия "память" требует от нас, главным образом, выделения характерных признаков, которыми обладает память как, психическая функция, как свойство психики [16].

Память как психическая функция может  не только запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию о внешних действиях на носителя психической действительности, но она имеет способность к запечатлению, хранению и воспроизведению своих внутренних состояний. С этой точки зрения, память является  непросто обособленной  психической функцией , как другие, но носит сквозной характер, является свойством психики в целом. Можно заявлять о памяти не только в ряду когнитивных функций (очевидно, что познание невозможно без памяти), но и об эмоциональной памяти, о памяти волевого стремления, о памяти созидательного озарения. [19]

В работах В.П. Зинченко и его коллег было представлено, что процесс создания перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая построением образа, который осуществляет  оперативную функцию, включающую  в себя в том числе и управление отдельным исполнительным действием. [29, С. 147]

   

Память как психическая деятельность разделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание- это установка связи нового с тем, что уже имеется в подсознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия" [2; 133].

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание разделяется по степени точности будущего воссоздания материала. Иногда запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть размышлений. В других случаях нужно запоминать и воспроизводить точное, дословное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла- это запоминание совокупных и значительных сторон учебного материала и абстрагирование от неважных деталей и признаков. Обозначение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее значимое, а что второстепенное. Это  близко связано с процессами мышления, с умственным формированием человека, с резервом его знаний. Заучивание- вариант высокой точности воспроизведения при произвольном запоминании - в учебном процессе применяется  очень часто. Оно предполагает "систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов" [2; 133].

Воспроизведение словесного материала без постижения его смысла- нелогическое, а механическое заучивание, запоминание некоторых частей информации без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию" [2; 147]. "Осмысленное(смысловое) запоминание сформировано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями" [2; 142].

         Историки полагают, что персидский  царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих служащих и солдат, а количество солдат у каждого превосходило 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл1, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч обитателей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффепо знал наизусть таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе– академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, без ошибки назвать номер телефона, по которому он звонил несколько лет назад. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы -  на протяжении  многих веков все передавалось устно, хранясь только  в памяти индейцев. Жрецы и сегодня помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры отлично демонстрируют бескрайние возможности памяти.     
        Значение памяти в жизни человечества неоспоримо. Абсолютно все, что люди  знают и умеют – это следствие умения мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, испытанные чувства и процессы. Человек, обделенный памятью, как указывал И. М. Сеченов2, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, неспособным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память формирует, хранит и пополняет наши знания, умения, навыки, без которых  невозможны ни успешное обучение, ни продуктивная деятельность. Человек запоминает лучше  те факты, события и явления, которые представляют для него, для его жизнедеятельности особо важное значение. И наоборот, все то, что для индивида менее значимо, запоминается намного  хуже и быстрее забывается. Огромное  значение при запоминании имеют неизменные интересы, которые характеризуют личность. Все, что в окружающей жизни связано с такими  интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

 
Структура памяти.

         Большая часть психологов признает  существование трех уровней памяти, которые различаются по тому, как долго на каждом из них  может храниться информация. Согласно  этому различают непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память. 

Сенсорная память.

Как вытекает  из ее названия, сенсорная память - это элементарный процесс, который осуществляется на уровне рецепторов. Было выяснено, что отпечатки в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами.

Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы, возникают при воздействии на сетчатку  глаза мощного или продолжительного раздражителя.

 

Кратковременная память.

Когда, информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может за небольшой промежуток  времени сохраниться, и за это время мозг ее обработает и истолкует. При этом поднимается вопрос о том, довольно ли важна эта информация для того, чтобы передаваться на долговременное сохранение. 
Кратковременную память характеризует  не только определенная длительность удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью разом сохранять определенное число неоднородных элементов информации.

Длительность. Было выяснено , что кратковременная память действует около  20 секунд, за это время успевает сохраниться очень мало информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае если информация не повторяется еще раз или не осмысливается в памяти, она по истечении этого времени исчезает, не оставляя зримых следов. 

Емкость. С 1885 года Эббингауз3 ставил  над собой эксперименты с задачей понять, сколько информации он может сразу запомнить без каких-либо специальных приемов запоминания. Выяснилось, что емкость памяти ограничивается семью цифрами, семью буквами или же обозначениями семи предметов. Это «волшебное число» семь, которое служит в некотором роде меркой памяти, проверил Миллер4. Он обнаружил, что память на самом деле в среднем не может хранить одновременно больше семи элементов: в зависимости от простоты элементов это число может изменяться в пределах от 5 до 9.  
Если нужно в течение недолгого времени сохранить материал, включающий более  семи элементов, мозг практически неосознанно классифицирует этот материал так, чтобы число запоминаемых элементов не превышало максимально допустимого. На пример номер банковского счета 30637402710, который состоит  из одиннадцати элементов, будет, вероятнее  всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, то есть как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот сорок, двадцать семь, десять).

Нужно  отметить, что если в похожих случаях действует обычно механизм слухового запоминания, то вероятна и зрительная память - скажем, когда необходимо запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В различных методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут  быть использованы оба эти механизма. 
Отличным  примером того, каким образом емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножить 12 на 32 относительно легко, но многие не могут сделать этого без ручки и листа бумаги. Часто всего такие люди оправдываются, ссылаясь на то, что они «несильны в математике».  В действительности же им, скорее просто мешает накапливание промежуточных операций и данных, которые быстро перегружают кратковременную память. 

 

 

Долговременная память.

Собственно из тех нескольких элементов, задерживающихся в кратковременной памяти на малый срок, мозг выбирает то, что будет храниться в долговременной памяти.. Кратковременную память можно уподобить  стеллажам в огромной библиотеке: книги то снимают с них, то ставят обратно в зависимости от возникающей надобности. Долговременная же память более походит на архив: в ней отдельные элементы, отобранные  из кратковременной памяти, разделяются на массы разделов, после чего  хранятся достаточно длительное время. 
Емкость и длительность долговременной памяти практически  безграничны. Они зависят от роли запоминаемой человеком  информации и от метода ее кодирования, классификации и, наконец, воспроизведения.

Роль некоторых факторов. Привычность материала. Если некоторое событие происходит  много раз, то оно  гораздо легче и на более длительное время запомнится, чем случайное происшествие. Отличным примером будет служить дорога, по которой мы ходим каждый день, таблицу умножения и вообще все , что было в большей или меньшей степени добровольно выучено в детском возрасте  или в течение жизни. Первые песенки или стишки, выученные нами   в детском саду, которые  и на радость всей семье мы  пели или читали множество раз, запоминаются нам навсегда, как и другие похожие события

Так же можно объяснить и поразительную точность многих воспоминаний пожилых людей. Мы часто удивляемся долговременной памяти наших бабушек.  Но  в действительности же то, что они  говорят - это, чаще всего, какие-то знаменательные  события, зачастую с достаточно глубоким эмоциональным подтекстом. Подобные истории  множество раз пересказываются самим человеком и  его близкими, поэтому навсегда остаются в памяти. Фактически же они представляют собой лишь малую часть тех неисчисляемых  ситуаций, которыми была наполнена долголетняя жизнь человека, и которые в большинстве своем, к сожалению, были забыты. 

Контекст. Контекст, в котором происходит какое-либо действие, часто оказывается более значимым  для запоминания, чем само это действие. Одна и та же информация, будь то политология или педагогика легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.  Тульвинг5 и его саратники рассмотрели  принцип специфичности кодирования, по которому то, что остается в памяти, всегда близко связано с событиями, при которых оно запомнилось. Вот почему извлекать что-то из памяти всегда легче в том контексте, в котором происходило запоминание. Это явление надлежит объединять с тем, что учение очень часто зависит от состояния сознания или эмоционального состояния на момент, когда это учение проходило. Важно  помнить, что иногда под действием сильных эмоций отдельные события могут запомниться  на всю жизнь, даже если в будущем они уже никогда не повторятся.

Мотивация. Всегда лучше запоминается то, что хочется выучить, чем те вещи, которые не представляют ни малейшего  интереса. Человек, который увлекается спортом, нередко может назвать фамилии  всех футболистов в любимых  командах, но иногда не может запомнить имена трех знаменитых ученых. Подобно этому, любители, скажем, музыки помнят наизусть творения многих композиторов, но не  в состоянии воспроизвести мелодию последней модной песни и даже вспомнить, кто ее исполняет. По этой же причине в процессе различных споров или, например, дебатов легче запоминаются аргументы, утверждающие наши собственные домыслы, чем противоположные доводы.. 
Мотивация играет в запоминании еще одну роль. Зейгарник6 доказала, что мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.[18]

Углубление в изучаемый предмет. Информация откладывается в памяти тем лучше, чем больше она связана с какими-либо иными фактами в разных контекстах и под разными точками зрения. Вот в чем  состоит смысл примеров - как в учебниках, так и в  лекциях. Но подобного рода углубление не может сравниваться с тем, когда студент самостоятельно изучает  предмет, определяет связи между разнообразными его аспектами или стремится проиллюстрировать какие-либо  случайности и взгляды с помощью фактов из будничной жизни. 
Мнемотехнические приемы являются некой «гимнастикой для ума», которая позволяет запомнить списки дисциплин или положения будущего выступления. Тем не менее не  бывает  никаких «фокусов» для формирования хорошей памяти. Лучший способ улучшить ее - это научиться правильно  организовывать информацию на момент запоминания. 
Что касается обучения, то здесь, как минимум, одно предельно понятно: заучивание перед самым зачетом или экзаменом - труд достаточно бессмысленный с точки зрения получения знаний. Большая часть студентов садятся за учебники исключительно в сессию и только  для того, чтобы получить нормальную оценку. Этот подход, которому, кстати, очень способствует традиционная система обучения, достаточно   вредоносен для накопления  и   тем более систематизации знаний. Только организация учебного процесса, при которой  информация  для запоминания предоставляется в разных контекстах и на различных этапах проработки, может гарантировать прочное закрепление знаний и быстрое извлечение их из  долговременной памяти.

 

§2.Основные законы запоминания.

«Запоминать могут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторых законах запоминания. Уже одно знание законов, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит результаты. И что немаловажно — поможет избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению, утомлению и плохим результатам», - Васильева Е.Е7.

Несоблюдение самых простых  законов запоминания значительно усложняет процесс запоминания. Есть вещи, которые  наша память любит и  которые помогают ей функционировать, и те, которые , что она не любит, которые заставляют ее работать «на износ». Это понимание облегчает труд по усвоению какого- либо материала даже без использования специальных методик запоминания. 
 
1. Закон ярких впечатлений

Наша память прежде всего  дает реакцию на сильные впечатления. То, что красочно, странно, чем-то отличается, откладывается в памяти самостоятельно, без особых усилий со стороны человека. Удостовериться в этом можно, попробовав вспомнить какие-то события минувших дней. Первым делом в голову лезут различные  празднования, дни рождения, увлекательные развлечения, путешествия. Данные  события вспоминаются нетрудно, без труда, несмотря на то что могли происходить достаточно давно. Насыщенные  впечатлениями события вспомнить гораздо проще, чем типичные, пусть даже происходили они не так давно. На действии данного  закона организованы и рекламные ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама— чем информация красочнее и страннее, тем больше вероятность того, что она отложится  у людей в сознании.

Материал, подвергаемый запоминанию, надо предоставлять нашей памяти в крайне удобном и подходящем  для нее виде. В процессе запоминания нужно обработать информацию так, чтобы она стала яркой и необычной, — в таком случае мозг с большей вероятностью и с меньшими стараниями запомнит ее. Собственно, как раз на этом свойстве памяти основывается  большинство различных техник эффективного запоминания.

 
2. Закон значимости  информации

Одну информацию наш разум помнит  несмотря ни на что, а другую забывает, несмотря на все усилия, которые  мы прилагаем к ее запоминанию. Что  определяет успешность запоминания? Разумеется, вид информации, которая подлежит запоминанию.

А) К значимой информации относится все, что касается   непосредственного существования человека  и  то, что связано с удовлетворением первичных жизненных потребностей. Это информация, касающаяся питания, ключевых умений, правил жизни в социальной среде и тому подобное. С запоминанием информации такого рода у большинства людей, обычно, не возникает трудностей.

Б) Следующей по значимости является информация, связанная с собственной личностью: все, что так или иначе относится к интересам индивида, его привязанностям, жизненным ориентирам, специальности, чувствам и переживаниям, самоутверждению, личным победам. Этот род информации тоже мало подвержен забыванию, а само запоминание не вызывает проблем.

В) Еще одним видом информации,  хоть и наименее важным  для выживания, является общеобразовательная информация, или информация «для кругозора». Без такого материала человек может обходиться, существовать, выполняя свой профессиональный долг. Именно с запоминанием этого вида информации человек чаще всего имеет затруднения. Большинство учебного материала как раз и принадлежит к этой группе. Но  иногда она может оказаться и во второй группе, что значительно повышает ее шансы быть хорошо усвоенной.

Итак, прочность запоминания зависит от того, к информации какого вида относится тот материал, который человек запоминает. Чтобы гарантировать лучшее усвоение нужной  информации, надо стараться перед ее запоминанием продумать, какую позитивную роль она сможет сыграть. Можно предположить  обстоятельство, при котором, благодаря обладанию данным материалом, можно извлечь из него  пользу, добиться  успеха в глазах окружающих и тому подобное. Если основательно  обдумать это, то  увеличивается вероятность того, что информация из группы «общеобразовательных» знаний переместится во вторую группу и будет усвоена  гораздо лучше и быстрее без использования специальных попыток.

 
3. Закон мотивации

Если у человека есть большая побуждающая сила или желание к запоминанию некой информации, то ее постижение происходит без каких-либо проблем, потому что  информация, к запоминанию которой имеется сильная мотивация, тоже на некоторое  время попадает во вторую группу.

Умение использовать закон мотивации состоит  в создании дополнительной, пусть даже ненастоящей мотивации. Создать искусственную мотивацию гораздо легче, чем искусственный интерес. Так, для некоторых людей отличной мотивацией является дискуссия или конкуренция Для других сильной мотивацией будет ожидаемая награда— в конкурсе, состязании, которые могут пройти спустя какое-то время. Что именно станет для человека сильнейшей мотивацией — зависит от системы приоритетов  и предпочтений человека. Так или иначе, чтобы  себя «замотивировать», необходимо постараться найти связь материала с предстоящей  деятельностью. Педагоги и психологи отмечают, что школьникам хуже всего удаются дисциплины, которые, по их мнению, никак не пригодятся им в дальнейшем.

 
4. Закон деятельности

Чем значительнее информация входит в деятельность человека, тем стремительнее и крепче она запоминается. Закон деятельности имеет двойственное значение. С одной стороны, если знания вводятся в какую-либо деятельность, они гораздо быстрее постигаются, а с другой стороны, мы достаточно хорошо помним ту информацию, которую используем в своей деятельности, и понемногу забываем ту, которая нами не используется.

Для того чтобы лучше и быстрее запомнить какой –либо материал, нужно попробовать совершить над ней какую-нибудь операцию: что-то в ней вычислить, сравнить, определить, заменить. Иными словами, 
поработать с информацией. Следовательно,  пусть искусственно, но совершается введение информации в деятельность, произведение с ней действия, что существенно улучшает ее запоминание.

 
5. Закон настроек  и установок

На запоминание, как и на всякий иной вид деятельности, нужно настраиваться, к нему важно подготовиться, хотя бы несколько минут. Этап подготовки может значимо повысить качество запоминания. Когда человек принимается за запоминание, он почти не осмысливает предстоящую деятельность. Между тем всякое запоминание призывает к отдельному подходу. От этого зависит не просто качество исходного результата, но и целесообразное применение ресурсов мозга.

Предполагаемое время хранения информации. Когда нужно запомнить на долгое время, необходимо дать себе внутреннюю установку: помнить долго. Этот закон доказывают масса экспериментов. Например, если двум, подобным по всем параметрам (пол, возраст, способности и т. д.) группам,  предоставить для запоминания одинаковую информацию, но одну из групп  предупредить, что вспоминать ее нужно будет через небольшой промежуток времени, а второй группе сказать, что помнить эту информацию нужно будет в течение длительного времени, то результаты второй группы будут значительно выше результатов первой. Значит материал будет усвоен лучше.

Установка на сложность материала. Перед запоминанием сложного материала действительно следует подготовиться. Настроить себя  на сложность информации можно при помощи ее 
предварительного просмотра. Он состоит  в мимолетном просмотре материала (3-5 секунд на страницу), который следует изучить. В течение  
предварительного просмотра мозг успевает составить достаточно важных характеристик информации, что является    бесценным при последующей работе.

Настройка на условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если предстоит применять запоминаемую информацию на экзамене, докладе, презентации и т.д., можно смоделировать, как предстоит излагать данную информацию. Представить лица и реакции слушателей; опробовать, возможно ли продолжать свой ответ, если вас все время обрывают; возможно излагать его в быстром темпе; и т. п.

Память. Способы запоминания информации