Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Памятники архитектуры как  объект гражданских прав

Содержание

    Введение……………………………………………………………………….3

1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5

1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7

1.2  Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

 
1.3  Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

 
1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия. 
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение

объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

 
2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

 
2.1 Право собственности на памятники истории и культуры. 
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

 
2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

 
2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников

архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

 
3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников

истории и культуры…………………………………………………………….54

 
4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника. 
Лицензирование…………………………………………………………………62

 
5. Возможность использования архитектурного памятника

в коммерческих целях………………………………………………………….76

 

    Заключение…………………………………………………………………...90

 

    Список используемой  литературы………………………………………….91

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Памятники архитектуры - наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал памятников архитектуры, необходимость их сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты памятников архитектуры невосполнимы и необратимы.

Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся  под охраной государства памятников истории и культуры продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

В последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются памятники архитектуры как объекты гражданских прав.

Предметом исследования являются современное состояние памятников архитектуры, законодательство в области сохранения памятников архитектуры России, программы по их сохранению и законы Российской Федерации в этой области, а также сделки с архитектурными памятниками. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры и возможность использования архитектурных памятников в коммерческих целях.

 

 

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.

Задачи:

- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;

- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;

- изучение памятников  архитектуры в качестве объектов  гражданских правоотношений.

Любые потери памятников культурного  наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение памятников истории и культуры - основа развития цивилизации.

           Данная курсовая работа состоит из введения, пяти глав, семи подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Архитектурный  памятник как объект культурного  наследия

 

Существующий объём памятников истории и культуры, подлежащих государственной  охране, составляет в настоящее время  около 140 тысяч объектов, 25 тысяч  из которых памятники истории  и культуры федерального значения, остальные - памятники истории и культуры регионального и местного (муниципального) значения.

Основной объём памятников истории и культуры федерального значения сформирован к середине 1990-х годов из объектов, поставленных на государственную охрану постановлениями Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327, от 04.12.1974 № 624, от 07.09.1976 № 495, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176. Другими постановлениями Совета Министров РСФСР, Правительства Российской Федерации в период после 1976 г в Список памятников государственного (республиканского) значения, Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения включены отдельные объекты.

Изменение количества объектов культурного наследия происходило  и происходит и в связи с  исключением объектов из Списка памятников государственного (республиканского) значения, Перечня объектов исторического  и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, единого  государственного реестра объектов культурного наследия.

Основополагающим направлением в сфере охраны памятников истории  и культуры является государственный  учёт объектов культурного наследия. Основные правила государственной  охраны и принципы государственного учёта памятников истории и культуры, порядок отнесения недвижимых объектов к памятникам истории и культуры, категории историко-культурного  значения и виды памятников истории  и культуры в систематизированном виде впервые были изложены в Законе СССР 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В более развернутом виде данные понятия получили развитие в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Важнейшим этапом в сфере  государственной охраны памятников истории и культуры стало принятие в 2002 г. Федерального закона № 73-ФЗ «Об  объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Принципиально новым  стало законодательное определение  памятников истории и культуры как  особого вида недвижимого имущества, введён ряд новых понятий - таких, как предмет охраны, территория объекта культурного наследия, государственная историко-культурная экспертиза. Понятие государственных списков памятников истории и культуры заменено на понятие единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________

     1 Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ. Объекты культурного наследия // ФГУП ГИВЦ Минкультуры России. - М., 2011.

 

 

1.1 Понятие памятника  архитектуры, его признаки

 

ПАМЯТНИК, 1) в широком смысле - объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность памятников истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые памятники.

По типологическим признакам  памятники могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, памятник истории, памятник  архитектуры и памятник монументального искусства.

К памятникам  относят  также памятники  письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существующую  часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле - произведение  искусства, созданное для увековечения  памяти о людях и событиях. Для памятника, обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения памятника, как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства - необходимая черта художественного памятника независимо от его типа.

Прототипами памятников были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ - мегалиты и курганы, а также обелиски , пирамиды и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятниками в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

 
           Как видно из предшествующего изложения, содержание понятий «памятник архитектуры» и «реставрация» менялось во времени. Понятия эти, возникнув сравнительно поздно, трактовались по-разному в зависимости от философских, художественных и иных представлений каждого отдельного периода. При этом они имели тенденцию становиться более сложными, обогащаться за счет все более и более многостороннего учета связей, возникающих между архитектурным произведением прошлого и миром человека нового времени. 
           В разных европейских странах для обозначения того, что мы называем памятником архитектуры, применяются термины «памятник», «исторический памятник», «архитектурный памятник». В прошлом использовался термин «памятники старины и искусства», а в настоящее время понятие «памятника архитектуры» включено в более общее понятие «памятников истории и культуры», или, еще шире, «культурного наследия». Эти термины отражают двоякую ценность сооружений, относимых нами к разряду памятников, - историческую и художественную. Чтобы представить себе всю полноту значения памятников для современного человека, такого разделения еще недостаточно, поскольку каждая из этих двух основных сторон ценности памятников далеко не элементарна, представляя весьма сложное сочетание различных аспектов. 
           Так, историческая ценность проявляется не только в познавательном плане, но и в плане эмоциональном. То, что данная постройка - свидетель событий либо очень отдаленных, либо значительных для истории и культуры данной местности, страны или человечества в целом, придает ей особое значение в глазах современников. Эта сторона ценности старых сооружений отражена в признании существующим законодательством особой категории памятников - так называемых «памятников истории».

 

 

 К памятникам истории могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес  только как напоминание об определенных исторических событиях или лицах. Однако эта особая ценность не менее часто  распространяется и на художественно  ценные здания, внесенные в государственные  списки под рубрикой «памятников  архитектуры».

Особую категорию представляют сооружения, возведенные в память определенного события (триумфальные арки, обелиски, храмы-памятники и  т.п.). 
           В познавательном плане историческая ценность памятника выражается, прежде всего, в том, что он служит носителем информации о прошлом, т.е. историческим источником. Эта информация обладает многосторонностью и проявляется в различных сферах, что позволяет рассматривать памятник как специфический и комплексный исторический источник. С точки зрения историков, первостепенный интерес представляет прямое свидетельство памятников о социальной структуре общества.

Специфика архитектуры как  искусства, включающего в себя инженерно-технические  аспекты, позволяет видеть в произведениях  зодчества непосредственное отражение  уровня развития производственных сил: воплощение инженерных знаний, продукт  материального производства. Типологические особенности сохранившихся построек прошлого несут в себе драгоценную  информацию о бытовом укладе отдаленных эпох. С этой точки зрения древнее  сооружение рассматривается как  памятник материальной культуры. Но поскольку  архитектура является в той же мере искусством, оперирующим идейно-образным языком, памятники служат важнейшими историческими свидетельствами идеологии и духовной культуры различных эпох.

 

 

 
           Не будучи искусством изобразительным, архитектура выражает идеи не в столь непосредственной форме, как живопись или скульптура, поэтому в памятниках зодчества по большей части можно найти отражение наиболее общих черт мировоззрения какого-либо исторического периода.

Достаточно ясно, что все  перечисленные стороны значения памятника как исторического  источника действительны при  рассмотрении не только частей памятника, относящихся ко времени его возникновения, но и ко всем позднейшим наслоениям, каждое из которых многосторонне  отражает особенности своей исторической эпохи. 
           Памятник не только входит в контекст современной культуры.

Реально существующий ныне памятник со всеми изменениями и  дополнениями, накопленными в течение  его многовековой жизни, сам может  рассматриваться как контекст, в  котором сочетаются разновременные художественные элементы. Перестройки, достройки и даже утраты далеко не всегда приводят к разрушению памятника  как художественного целого, порой  видоизменяя его, создавая новое  целое, обладающее новыми эстетическими  качествами.

Московский Кремль с башнями, увенчанными через 200 лет после  их возведения высокими каменными шатрами, - это уже не произведение зодчества XV в., равно как и не произведение зодчества XVII в., а неповторимый сплав художественных элементов того и другого столетий, а в отдельных частях и более позднего времени. Зимний дворец Растрелли с позднейшими интерьерами эпохи классицизма, несмотря на утрату авторской внутренней отделки, несмотря на разницу стилей, представляет собой художественно цельное сооружение, образ которого строится на сложной системе взаимодействия разновременных элементов. Приведенные примеры - наиболее очевидные, но и во множестве других зданий, подвергшихся тем или иным изменениям в позднейшие годы своего существования,

 

 

разновременные и разностильные  части вступают между собой в  те или иные соотношения, определяющие в конечном счете неповторимую индивидуальность каждого памятника 1.

Итак , памятник архитектуры - архитектурный объект (или его остатки, фрагменты) с характерными признаками стиля эпохи, имеющие чрезвычайное национальное, культурное, духовное, художественное значение. Выдающиеся национальные сооружения превосходят значение местных или национальных и имеют международное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________

     1 Усатова Т.А. Основы современных понятий «памятник архитектуры». - М., 2011.

 

1.2  Государственная  охрана памятников истории и  культуры

 

Государственная охрана памятников истории и культуры - система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, популяризацию и обеспечение  режима использования памятников истории  и культуры, в том числе их общественной доступности 1.

Международное право и  российское законодательство дают несколько  определений понятия «культурные  ценности». Впервые определение  «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».      Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

        - «ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес , произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

        - здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

_____________________________________________________________

     1 Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // «РГ» от 29 июня 2002 г.

         - центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей».

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия  «культурная ценность» было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г.

«О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного  вывоза, ввоза и передачи права  собственности на культурные ценности».

С точки зрения этой Рекомендации, «культурными ценностями считается  движимое и недвижимое имущество, имеющее  большое значение для культурного  достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и  архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с  точки зрения искусства, истории  или археологии, этнологические документы , типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы». Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Охрана памятников истории  и культуры - комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника - включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году. В России признанные памятниками истории и культуры объекты получают статус памятника и находятся под защитой государства , уполномоченный в этой сфере федеральный орган исполнительной власти - Росохранкультура - с 2011 Указом президента полномочия переданы Министерству Культуры РФ. Однако этот статус не всегда спасает их от упадка и даже сноса.

В разных регионах России создаются  общественные структуры, призванные способствовать сохранению историко-культурного наследия, в т. ч. памятников архитектуры. Самым  известным в этом ряду является движение «Архнадзор» - добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы. Движение образовано 7 февраля 2009 года представителями общественных организаций и проектов, действующих в сфере охраны культурно-исторических памятников: Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS), «Москва, которой нет», «Архнадзор», «Против лома», «Соварх», Архи. ру.

В Санкт-Петербурге 1 ноября 2006 года создано общественное движение за сохранение культурного наследия «Живой город». Своей целью активисты движения ставят сохранение уникального архитектурного облика города, его историко-архитектурной среды. В качестве методов работы используются публикации в СМИ, митинги, пикеты, шествия, письма в международные организации и органы власти, сборы подписей, оперативный сбор информации по уничтожению культурного наследия города, выставки фотографий, экскурсии, маскарады, концерты. «Живой город» собирает реестр - список памятников культурного наследия, уничтоженных в Санкт-Петербурге или находящихся под угрозой, вскоре этот архив будет доступен всем желающим на сайте общественной организации.

В июле 2007 года активистами движения «Живой город» было собрано почти 11 тысяч подписей против строительства небоскреба Охта-центр напротив Смольного собора.

 

 

 

 

 

 
1.3  Процедура получения статуса  архитектурного памятника

 

Памятник архитектуры - всегда имеет уникальные качества за наличия  особых форм объемов, инженерную конструкцию, обработку строительных материалов, их комбинации или использования, декор  ( мозаика, рельеф, фреска, лепка и т.д.).

Статус памятника архитектуры  получают сооружения как седой древности  ( Акрополь, Теотиуакан, Боробудур ), так и нестарые сооружения

( Нотр-Дам-дю-О или часовня Роншан Ле Корбюзье ) в зависимости от уникальности и влияния на художественную ситуацию. 
          Памятники архитектуры распределяют на:

- местного значения;

- национального значения;

- международного значения;

- не выявленные , но достойны статуса памятника.

Три первые категории подлежат учету и государственной охране. Не выявленные, но достойны статуса памятника - постоянно пополняют списки (перечни) первых трех категорий.

Статус памятника архитектуры  может получить объект, независимо он предварительной функции (сакральной, военно-оборонной или гражданской, жилой, торговой).

Как правило, термин «памятник  архитектуры» расшифровывается россиянами как исключительно нежилое и даже музейное пространство, но на самом деле в домах с подобным статусом зачастую живут обычные люди. Каким же образом можно добиться для дома статуса «объекта культурного наследия», что он дает и к чему обязывает своих обитателей?    
           Не следует путать понятие «красивый старый дом» и официальный термин «памятник архитектуры». Первые не охраняются законом от перестройки, надстройки и сноса, в отличие от вторых.

Поэтому если вы предполагаете  спасти свой красивый старый дом от сноса или спасти свой вид из окна от застройки многоэтажками, вам надо придать нужным домам некий охранный статус.  
           К сожалению, сейчас процедура придания статуса усложнилась для граждан: жильцы вправе только рекомендовать органам охраны культурного наследия - например, в Москве это департамент культурного наследия (Мосгорнаследия) - провести государственную экспертизу (ГИКЭ). При этом дом может годами ее ждать и разрушаться. Тем не менее, с момента согласия органов охраны культурного наследия на проведение экспертизы у дома появляется статус «заявленного памятника». Теперь его нельзя снести без согласования с ведомством, отвечающим в регионе за охрану объектов культурного наследия. Чтобы выяснить все детали процесса можно обратиться за помощью в территориальные органы Федеральной службы

по надзору за соблюдением  законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). После проведения экспертизы объекту либо присваивается статус «объекта культурного наследия» (ОКН), либо его переводят в разряд «ценных градоформирующих» (ЦГФО) или прочих объектов. Оспорить решение ГИКЭ нельзя, подавать заявку на повторную экспертизу - бессмысленно.  
           Как правило, с момента подачи первого заявления до получения результата проходит пара лет. За это время может произойти все, что угодно, но тот факт, что заявление на проведение экспертизы подано и взято в работу, обычно вселяет надежду и служит небольшим щитом и средством обороны в неприятных ситуациях.  
           Заявления о возможности проведения экспертизы подаются гражданами в Москве в службу «одного окна» Департамента культурного наследия. В других регионах России это может быть управление по государственной охране объектов культурного наследия (как, например, в Твери) или агентство по сохранению историко-культурного наследия области (как, например, в Самаре).

С собой надо иметь паспорт  и копию заявления (для себя). На вашу копию чиновники поставят печать, что будет означать, что заявление принято.  
           В шапке заявления обязательно указывается почтовый адрес заявителя. Не забудьте четко обозначить цель своего обращения: лучше всего тут подойдет фраза «по адресу … мною было обнаружено здание, обладающее признаками объекта культурного наследия».  
           Далее нужно приложить краткую историческую справку по дому, с упоминанием всех знаменитых людей, бывавших в его стенах, фильмов, в которых он снимался; литературных произведений и исторических событий, в которых играл какую-то роль.  
           Если с историческими фактами по этому дому у вас плохо, а времени для посещения архива нет, уделите особенное внимание внешнему убранству, подробно описывая необычную форму наличников, медальонов, форму окон. Тут вам поможет самый элементарный словарь архитектурных терминов: правильные термины в нужном месте и в подходящем контексте сделают вашу заявку более весомой. Можно упомянуть, что все дома на вашей улице построены в едином стиле и выглядят как гармоничный ансамбль, разбивать который неправильно.  
           Пройдитесь по всем помещениям в поисках интересных деталей интерьера: старинной метлахской плитки, чугунных перил, аутентичных дверей и оконных рам. Расспросите соседей, какие перепланировки пережили их квартиры в советскую эпоху: возможно, какая- то из квартир вполне претендует на звание «Музея коммунального быта».  
           Завершая свой рассказ о доме в заявлении, еще раз повторите о необходимости проведения ГИКЭ и не забудьте написать, что вы «ожидаете письменного ответа по указанному в шапке адресу в установленные законом сроки». Вам должны ответить в течение месяца. Если не отвечают - берите копию с печатью и идите в службу «одного окна» за ответом сами. 

 

 
           Стоит обратить внимание на то, что статус «памятник архитектуры»

не только защищает дом  от сноса или каких-либо незаконных перестроек, но и накладывает на его жильцов определенные обязательства. Отныне они уже не имеют право  своевольничать в плане ремонта  такого здания: как его фасадной части, так и деталей интерьеров.  
           Прежде чем производить существенные ремонтные работы, жильцам или организациям, которые и хотят осуществить перестройку, нужно предоставлять проекты ремонтных и реставрационных работ на согласование в органы наследия. И только после одобрения проекта можно приступать к работам.  
           Кстати, каждый ОКН имеет свой «предмет охраны». Это может быть уникальный внешний или внутренний декор здания (лепнина, аутентичные двери, уникальные оконные переплеты) или другие детали, благодаря которым дом получил статус ОКН. При утверждении проекта реставрации чиновники обращают особенное внимание именно на сохранность «предмета охраны». Существует и «цветовой паспорт» дома, где обозначен нужный оттенок краски в случае ремонта фасада.  
           В случае , если охраняемые части «памятника архитектуры» нуждаются в обновлении или ремонте, то его жильцам нужно обращаться за помощью или разрешением в те же органы охраны культурного наследия 1.

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________

     1 Аладжалова А. Охраняется государством: как добиться для дома статуса памятника культуры? // ЖКХ прим. № 11. 2012.

 
1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия. 
Государственная историко-культурная экспертиза. 
Исключение объекта культурного наследия из реестра

 

 

До принятия ФЗ «Об объектах культурного наследия» в законодательстве использовался термин «государственные списки памятников истории и культуры». Учет памятников и ведение указанных списков осуществлялись согласно постановлению Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры». При этом согласно ФЗ

«Об объектах культурного наследия» правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ , установленные указанным Положением, сохраняются и применяются в части, не противоречащей упомянутому закону, до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов (в частности, Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия), но не позднее 31 декабря 2010 г.

Порядок ведения этих списков  был установлен в инструкции о  порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации  недвижимых памятников истории и  культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. № 203. Согласно ст. 21 инструкции государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников, а включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Памятники архитектуры как объект гражданских прав