Памятники французской готики. 4

ТЕМА: «Памятники французской  готики»

Руководитель  – 

Санкт-Петербург

2010 
Содержание

 

Введение

      Цель  данной работы – анализ особенностей готической архитектуры Франции.

        Для достижения поставленной  цели необходимо выполнить ряд  задач:

      1. рассмотреть понятие и особенности готического стиля в архитектуре;
      2. проанализировать особенности готического стиля во Франции;
      3. проанализировать особенности архитектурных памятников эпохи готики во Франции.

        На мой взгляд, выбранная мной тема является актуальной, так как популярность готического стиля архитектуры является неоспоримой как в 20 веке, так и в наше время. Следует поэтому обратить внимание на сущность готического стиля архитектуры.

      Собственно, название стиля происходит от итальянского «маниера готика», то есть «готский стиль», как в Италии эпохи Ренессанса называли искусство средневековой Северной Европы (с 12 по 15 век). 

      Для готики характеризующим архитектурным  сооружением стал собор, возвышающийся  над всем массивом застройки города, и чрезвычайно вместительный. Огромные сооружения создавались с помощью каркасной системы, которая позволила не только возводить потрясающе высокие здания, но и прорезать стены витражными окнами поразительной красоты.

      Вытянутость соборов к небу подчеркивается ажурными легкими башнями, арками со стрельчатым  устройством, окнами и порталами, резными  и стрельчатыми, а также многочисленным декором (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).

      Витражные окна обеспечивают особый эффект: свет окрашивается в различные цвета, что создает ощущение бесконечности пространства, постоянного движения в интерьере. Основой конструкции в готическом сооружении является каркас из столбов, на который опираются стрельчатые арки.

      Крестовый свод создается с помощью нервюр – перекрещивающихся ребер, а боковой распор свода собора – косыми аркбутанами, которые передают тяжесть на контрфорсы.

      Готическая  архитектура отличается внесением  элементов конструкции наружу, что  создает внутри собора ощущение свободы  и облегченности. Важным декором  собора становятся статуи и пластические группы, которые становятся средоточием духовности, драматизма христианской веры, что подчеркивается позами, складками одежд, указывает на подвижность и устремленность к духовному. Особенно популярными стали аллегорические фигуры и статуи святых на фасадах и химеры и сцены из светской жизни на других частях собора. Главным видом готической живописи становится витраж, яркий и цветной1.

      Надо  отметить, что арка и свод, как  основные элементы готической архитектуры  были изобретены задолго до появления готического стиля – в Иране, который «подглядел» их в Двуречье. Но позднее средневековье не подвергало сомнению тот факт, что именно французские зодчие изобрели готическую систему, ее даже называли французской. Именно во Франции впервые готическая архитектура стала теснить романскую – уже к концу первой половины 12 века2.

      Исследователи отмечают, что готика во Франции  имела самую долгую жизнь. Готический период в архитектуре Франции  делится на три периода:

      - последняя треть XII и первая  четверть XIII в; — ранняя готика;

      - с 20-х гг. до конца XIII в. —  зрелая, или высокая готика;

      - XIV — XV вв. — поздняя готика, которую называли еще «лучистой», чрезвычайно ярко декорированной.

      Чтобы понять нововведение и оригинальность готической системы архитектуры, необходимо обратиться к сущности романского стиля, базой которого служит массивная стена, каменная масса с глухими стенами, которая поддерживается арками, столбами, несущими опорную функцию. Для того, чтобы придать зданию устойчивость, архитектор романского стиля утолщал стены, укреплял их3.

      Готический  зодчий сосредоточил внимание именно на совершенствовании системы опоры.

      Важнейшими  средствами совершенствования стиля  стали следующие элементы: высочайшие крестовые своды на стрельчатых нервюрах, которые полностью принимают на себя тяжесть перекрытий; увеличение количества нервюр, которые выходят из каждого столба, созданного из пучка собранных вместе колонн; создание арок-акрбутанов, которые забирают давление со среднего нефа собора и переносят его а контрфорсы боковых нефов здания. Все это создало самостоятельную опорную систему готической архитектуры. 

      Стена готического сооружения лишилась толщины  романского здания, она была богато украшена прорезями окон, застекленных витражами и украшенных богатым  резным декором, и стала невидимой, что сделало здание состоящим словно бы из каркаса, остова, скелета, богато декорированного и вознесшегося ввысь.

      Объект  работы - история зарубежного искусства и архитектуры.

      Предмет работы – готическая архитектура  Франции.

      В своей работе я использовала достаточно обширный список литературы, который условно можно разделить на несколько групп.

      К первой мы отнесем общие исследования и монографии о культуре, искусстве  и философии средневековья. Это такие источники как:

      Всеобщая  история искусств, Т.2.  - М., "Искусство", 1960.

      Гуревич Л. Я. Категории средневековой культуры.—  М.. 1984.

      Гуревич Л. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990. – 304 с.

        Петров М. К. Перед «Книгой природы». Духовные леса и предпосылки научной революции XVII веки // Природа. — 1978. №8.

      Петров  М. К. Социально-культурные основания  развития современной науки. — М., 1992. – 217 с.

      Вторая  группа – монографии и альбомы  по архитектуре – как романского, так и готического стиля. В  этих источникам мы почерпнули массу важных для нашей работы сведений по истории архитектуре вообще и по особенностям готического стиля архитектуры и его принципиального отличия от других стилей, в частности. Это такие источники как:

        Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002.

      Искусство Средних веков. Искусство готики. - М., 2008.

      Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чешск. В.К.Иванова; Под ред. В.Л.Глазычева. – М.: Стройиздат, 1987. – С. 94.

      Томан Р. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. - Konemann, 1998. – С. 124 – 143.

      Томан Р. Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. - Konemann, 1996. – С. 57 – 72.

      И, наконец, третья группа – это узкоспециализированные исследования и монографии, в которых искусство готики рассматривается с различных позиций – костюма, архитектурных сооружений конкретной страны (в нашем случае – Франции), философии. Эти исследования чрезвычайно важны для нашей работы, так как конкретизируют, уточняют картину средневековой готики и помогают понять особенности ее развития во Франции. К таким источникам мы относим следующие:

      Мерцалова М. Костюм разных времён и народов. Т.1.  - М.: Академия моды, 1993.

      Муратова  К.М. Мастера французской готики 12-13 вв. - М,."Искусство", 1988.

      Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. – СПб., 2004. – 415 с.

      Савицкая  В. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995, С. С. 11 — 12.

        Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. История готического стиля

    1. Готический  стиль в архитектуре  Франции – общие замечания
 

      Как я уже говорила выше, готика зародилась в Северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 века и к расцвету пришла в начале 13 века. Именно во Франции каменные соборы получили классическую готическую форму. Рассмотрим ее подробнее (рис 1):

         
 

      Итак, как правило, готический храм представляет из себя 3-5 - нефную базилику с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Высокий интерьер храма просторен и мерцает цветным светом витражей.  Особое впечатление движения, неудержимого стремления ввысь создается рядами столбов, стрельчатостью арок, ритмом аркад в верхних галереях. Особый контраст создается и сочетанием высокого светлого главного нефа и полутьмой боковых нефов4.

      Фасады  собора щедро декорированы архитектурно-пластическими  деталями (вимпергами, фиалами, крабами) и стрельчатыми арками, целые композиции создают статуи на консолях в порталах и арочной галере вверху, рельефы, которые зачастую складываются в самостоятельные сюжеты, обладают системой персонажей.

      Готический  стиль обогащает и сюжетную систему  искусства, делает скульптуру важнейшим  из искусств, которое получает широкое  развитие и создает собственную  систему пластических форм. На смену застывшим, замкнутым романским скульптурам приходят подвижные, эмоциональные скульптуры готического стиля, обращенные друг к другу и к зрителю, вступающие с ним в диалог. Постепенно именно готика обращается в природе, к реальным формам природы, к красоте человека и его чувственной жизни. Новое воплощение стали получать такие уже известные темы, как материнство, нравственная боль, мученическая смерть, жертвенность человека.

      Именно  французская готика стала сочетать в себе лирические и трагические  аффекты, возвышенность и духовность скульптуры и архитектуры и гротеск, сатиру, фольклорные традиции.

      В позднеготический период во Франции получили особое распространение скульптурные алтари в интерьерах соборов, в которых объединялись крашеная деревянная скульптура и позолоченная скульптура с темперной живописью. Создан был новый стиль создания образов – драматизм, экзальтация, экспрессия, что особенно остро отразилось в изображении сцен распятия Христа и страданий святых.

      Интересен стиль поздней (пламенеющей) готики и тем, что появился особый узор на оконных проемах, напоминающий язычки пламени, а также росписи на витражах на вполне светские сюжеты – сцены работы ремесленников, крестьян, сатирические картины.

      Гуревич отмечает, что в конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности5.

      Станькова и Пехар замечают, что «старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пятинефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре»6.

 

1.2. Готика в европейских странах

 

      С середины 13 в. величественные соборы строились  в древних европейских странах  — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское  аббатство в Лондоне), Швеции (в  Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

      Р. Томан отмечает, что «в конце 13 — начале 14 вв. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан»7.

      В Германии, отмечает Томан, расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Немаловажные сведения дает также и Гуревич, упоминая, что «скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14—начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне)»8.

      Славу нидерландской готике принесли башни  соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).

      Интересно отметить, что в Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие, постоянно прерывалось внутренними потрясениями, в связи с чем крайне замедлилось. Гуревич пишет, что «английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. По формам декора различают стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" готике (собор в Эксетере, между 1275—1375) и "перпендикулярный", отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515)»9.

      В Испании, как отмечает Томан, «обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325—1607). Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке»10.

      В Италии в 13—14 вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру  храмов. Стрельчатые готические своды  и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции). Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве — ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра. В изобразительном искусстве Италии развитие готики было ограничено ранним сложением культуры Возрождения. Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов11. В Венгрии готика распространилась в конце 13—15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14—15 вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии). Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В Польше готика развивалась в 13—15 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве. Ягеллонский университет в Кракове). На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в 13—14 вв. (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, 13—16 вв.). В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик Таллина определился в 14—15 вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте). К 14—15 вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе12.

      В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в 14—нач. 16 вв. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой, чешской. польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В 15— 16 вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой13.

 

Глава 2. Готические соборы Франции

 

      Для того, чтобы полноценно представлять себе особенности готической архитектуры Франции, я хотела бы рассмотреть наиболее интересные соборы подробнее.

      Шартрский собор чудесным образом сохранился после второй мировой войны, причем сохранились как готические, так  и романские части – Королевский  портал с висячими фигурами. Именно Шартрский собор был первым, где зодчий предусмотрел установку аркбутанов. Чем облегчил конструкцию, из-за чего внутренняя часть собора кажется необыкновенно легкой и воздушной, свободной: центральный неф опоясывают две полосы: тёмная — трифория — и светлая — даже сверкающая — оконных проёмов. Особенно хороши витражи Шартрского собора, в которых самое большое место занимают крупные розовые кусты в сдвоенных окнах. Надо отметить, что витражи Шартрского собора сохранились полностью до наших дней, и они подобраны таким образом, что в нём царит особая цветовая и световая атмосфера, меняющая в зависимости от погоды, времени года и часа дня. Розы трансепта ещё больше — их диаметр 13 м 35 см. Стёкла в них значительно крупнее, а узор крайне разнообразен14.

      К 1220 г. весь храм был покрыт сводами, возведены были трансепт, хор с галереей и капеллами, но затянутое строительство не помешало архитекторам создать единый комплекс, придать внешнему и внутреннему облику собора законченность, монолитность.

      Материалом  для постройки Шартрского собора был выбран песчаник, из которого делали огромные, порой до 2-3- метров в длину и и 1 метра в высоту, камни.

      Интересную  информацию дает по поводу собора Томан: «западный фасад начал строиться в XII в. Роза — относится к началу XIII в. Центральную часть фасада венчает галерея королей начала XIV в. Северная башня построена немного раньше южной, а стрела над ней относится к началу XVI в. Очень интересна облицовка стен верхнего этажа южного портала поставленными близко одна к другой колонками, создающими впечатление вибрирующей поверхности».

      К шедевральным творениям раннеготического периода можно отнести и Собор Парижской Богоматери, который был замыслен зодчими как грандиознейшее здание Парижа. Он действительно огромен – его пятинефное здание вмещает 9 тысяч прихожан. Храм заложили в 1163 году и закончили в первых десятилетиях 13 века. Наиболее красивой частью собора является западный фасад, гармоничный и пропорциональный, спокойно уравновешенный. Он отличается от зрелой готической манеры только более массивными формами: здесь нет кружевной резьбы по камню, и тяжелые своды лежат на достаточно толстых столбах в центральном нефе15.

      При этом можно отметить, что башни западного фасада достаточно массивны, а декор в виде скульптур четко распределен по фасаду. От витражей 13 века сохранилась только роза фасада, скорее всего постройки 1220-х годов. Скульптура Собора также уникальна – вместо пальметок и акантов здесь используются листья каштана и дуба, что придает большую массивность и мрачность зданию16.

      Удивительным сооружением является также и Реймский собор, начатый в 1211 г. и законченный в XV в., ставший памятником расцвета готики во Франции. Позднейшими пристройками являются башенки собора, высокие и мощные, но вместе с тем простые и изящные, кубической формы, прорезанные вертикальными пролетами, они смягчают резкие контуры собора.

      В архитектуре Реймского собора можно  обнаружить новшества готической архитектуры  периода расцвета: пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов.

      Одной из признанных вершин готической французской  архитектуры зрелого периода  является верхняя церковь Сент-Шапеля в Париже (1245-1248), служившая дворцовой церковью французских королевских династий. Святая капелла была построена для тернового венца, хранившегося прежде в Константинополе и проданного византийским императором Болдуином II Людовику IX. К венцу были присоединены и другие реликвии, приобретённые на Востоке. Как хранилище величайшей реликвии, капелла должна была быть исключительно прочной и простоять века. Материалом для неё послужил особенно ценившийся твёрдый песчаник, кладки камней были скреплены железными креплениями17.

      Нижняя  капелла похожа по форме на крипту. Она как бы поддерживает верхнюю капеллу, общее впечатление от неё причудливо и фантастично, что создается с помощью низко опущенных сводов, испещренных нервюрами и множеству колонн. Внутри собора поражает его убранство, гармонически решенное широкими, замыкающимися в нервюрах арками, отгороженное от мира тонкими витражами. Окна собора чрезвычайно высоки – они начинаются на высоте около 2 метров от пола и  доходят до самых сводов собора. Эти окна сплошь заняты витражами, что превращает капеллу в подобие драгоценного ларца. Роль камня сведена к минимуму. Стройная и полновесная форма внешнего вида капеллы сочетается с иллюзорной легкостью её внутреннего облика. Здание величайшей роскоши, Святая капелла является законченным образцом элегантной сдержанности позднего готического периода.

 

Заключение

      Итак, в данной работе я сделала следующие выводы:

      Собственно, название стиля происходит от итальянского «маниера готика», то есть «готский стиль», как в Италии эпохи Ренессанса называли искусство средневековой Северной Европы (с 12 по 15 век). 

      Для готики характеризующим архитектурным  сооружением стал собор, возвышающийся  над всем массивом застройки города, и чрезвычайно вместительный. Огромные сооружения создавались с помощью  каркасной системы, которая позволила не только возводить потрясающе высокие здания, но и прорезать стены витражными окнами поразительной красоты.

      Вытянутость соборов к небу подчеркивается ажурными легкими башнями, арками со стрельчатым  устройством, окнами и порталами, резными и стрельчатыми, а также многочисленным декором (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).

      Важнейшими  средствами совершенствования стиля  стали следующие элементы: высочайшие крестовые своды на стрельчатых нервюрах, которые полностью принимают на себя тяжесть перекрытий; увеличение количества нервюр, которые выходят из каждого столба, созданного из пучка собранных вместе колонн; создание арок-акрбутанов, которые забирают давление со среднего нефа собора и переносят его а контрфорсы боковых нефов здания. Все это создало самостоятельную опорную систему готической архитектуры. 

      Именно  французская готика стала сочетать в себе лирические и трагические  аффекты, возвышенность и духовность скульптуры и архитектуры и гротеск, сатиру, фольклорные традиции.

      В позднеготический период во Франции  получили особое распространение скульптурные алтари в интерьерах соборов, в которых  объединялись крашеная деревянная скульптура и позолоченная скульптура с темперной живописью. Создан был новый стиль создания образов – драматизм, экзальтация, экспрессия, что особенно остро отразилось в изображении сцен распятия Христа и страданий святых.

      Интересен стиль поздней (пламенеющей) готики и тем, что появился особый узор на оконных проемах, напоминающий язычки пламени, а также росписи на витражах на вполне светские сюжеты – сцены работы ремесленников, крестьян, сатирические картины.

 

Список литературы

Памятники французской готики. 4