Памятники французской готики. 3

__________________________________________________________________

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

КАФЕДРА  ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ДИЗАЙНА

                                                                                         И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

 

Курсовая работа студента I курса группы 1-СД-47

 

Кравченко Анжела Максимовна

 

 

ТЕМА:

Памятники французской готики

 

 

 

 

Руководитель – Махо Петр Георгиевич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

Приложение………………………………………………………………………………………………………..29

 

АННОТАЦИЯ

 

     Курсовая работа Кравченко Анжелы Максимовны на тему «Памятники французской готики» посвящена:

  • анализу особенностей архитектуры французской готики: раннего, высокого и позднего периода
  • истории возникновения готики во Франции.

     В основной части рассматриваются:

  • памятники готики Франции
  • выявление особенностей данного стиля.

     Для того чтобы достичь данной цели, потребуется несколько задач:

 Во-первых, описание общей характеристики  искусства готики.

 Во-вторых, подробное изучение  готики в архитектуре Франции.

 В-третьих, рассмотреть наиболее  выдающиеся памятники французской готики.

Список использованной литературы  насчитывает восемь наименований.

В приложении содержатся иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена теме «Памятники французской готики». Актуальность данной темы, заключается в том, что интерес людей к такой масштабной, великолепной, красоте не проходит с векам и остаётся актуальной и в наши дни. Жители нашей планеты не перестают и не перестанут восхищаться искусством готики. Архитекторы, искусствоведы, художники и многие другие, так же заинтересованы данным искусством. Цель работы состоит в анализе особенностей архитектуры французской готики: раннего, высокого и позднего периода, а также дать определение термину «Готика». Этот стиль считается одним из самых необычных, нестандартных, противоречивых и оригинальных стилей. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и вырастало постепенно из романского стиля, преобразуя его почти незаметными на первый взгляд новшествами, однако какое впечатление производили сооружения на людей привыкшие к тяжеловесности, грузности и массивности. Этот стройный и высоко возводящийся над головою лес сводов, огромные окна, с бесчисленными переплётами, присоединение к этой ужасающей массе самых мелких, пестрых украшений создавали и создают колоссальное впечатление. В строительство соборов вкладывалось совершенно иное видение мира. Цель данной курсовой работы является рассмотрению и изучению памятников готической Франции. Так же выявление особенностей данного стиля. Для того, что бы достичь данной цели имеются несколько задач. Первая задача заключается в описании общей характеристики искусства готики, когда о ней впервые было упомянуто, как она развивалась в разных отраслях искусства. Вторая задача более подробно изучить, как готика развивалась именно в архитектуре Франции. И третья задача состоит в том, чтобы рассмотреть наиболее выдающиеся памятники архитектуры французской готики. Объектом исследования данной курсовой является искусство французской готики. Предметом исследования является непосредственно памятники этого стиля. Такие как: Собор в Лане, Амьенский собор, Реймский и Руанский соборы. И в соответствии с задачами и целью построена и структура моей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Готика. Общая характеристика.

Готика - (от итал. gotico, от названия германского племени готов), готический стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Термин «Готика» был введён в эпоху Возрождения. Есть предположение, что слово «Готика» впервые употребил великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль Санти в докладе Папе римскому Льву Х о ходе строительства собора Св. Петра. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. С начала XIX в., когда для искусства X-XII вв. был принят термин, романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики. В ней выделяли:

1. Ранняя готика (последняя треть XII и первая четверть XIII в.)

2. Зрелая или Высокая «лучистая» готика (с 20-х. гг. до конца XIII в.)

3. Поздняя «пламенеющая» готика (XIV – XV вв.) Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Основным стимулом формирования искусства готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Развитие искусства готики отражало серьёзные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания эстетического осмысления реального мира; зарождались новые архитектурные типы и тектонические системы. Быстро развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто застраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-х, реже 3-х этажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов понемногу превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Готический собор.

Обычно в центре города, находился замок или собор, становившийся центром городской жизни. В нём совершались не только богослужения, но и читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления (мистерии) и даже заседал парламент. Собор считался своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива.  Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. [7,с 177-179] Готический собор, по сравнению с романским - новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все э элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих выложенных из камня ребер-нервюр , внутренние и внешние контрфорсы. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. Главный неф делился на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные тонкими, чем прежде, оболочками свода. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.

1.2 Cкульптуры.

Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Взаимодействие скульптуры с архитектурой порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора . Большую эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть. Глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появилась человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, конкретными. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями. Готический художник передавал тонкие душевные движения, тревогу и радость, гнев, сострадание, страстную взволнованность, томительное раздумье.

1.3 Витражи

Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора. Окно-роза, ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленников корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать световое и цветовое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность.

Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета.

Делая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. Разные, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными – это усиливало художественный эффект, производимый витражом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился и играл. В XII-XIII вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремлённость в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, даже уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование готики в архитектуре. Обзор памятников французской готики.

Родиной Готики считается Франция. Именно экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань, сыграли важнейшую роль в формировании готического искусства. После подчинения Нормандии власти короля особенно возросло значение главного города Иль де Франса, затем столицы Франции — Парижа. Так как устье Сены оказалось в пределах королевского домена, что дало выход к морю. Расширились не только междугородняя, но и международная торговля Парижа, которая целиком находилась в руках горожан. Совершенствовались городские ремесла, причем ремесленники объединялись в цехи.

В Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики. Каменщики были не только исполнителями смелых проектов выдающихся зодчих своего времени, но и сотрудниками, вносившими в общее дело свое умение, творческий опыт и художественное чувство. Поэтому, французские соборы богаче, чем любые другие, украшены скульптурой и размещение её более продумано. Витражи её церквей не только больше, но и роль их несравнима с витражами в других странах: они последовательно развивали дидактическую программу и были органической составной украшения храма. В XIII в. никто не сомневался в том, что готическая система разработана во Франции, и называли ее «строительством на французский манер».

Главными заказчиками стали города и отчасти король. Основным типом сооружений — городской собор вместо господствовавшей ранее монастырской церкви. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и деамбулаторием (полукруговым обходом хора), к которому примыкают венец капелл (радиальные капеллы).

Их простой, и высокий интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом трифорий (аркад верхней галереи).

Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок.

Структура здания складывается из травей (прямоугольных ячеек), ограниченных четырьмя столбами и четырьмя арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью аркбутанов (опорных арок) на контрфорсы (наружные столбы).

Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. Две башенные западные фасады французских соборов с тремя "перспективными" порталами и узорной "розой" (круглым окном) в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений.

На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали: узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.

Лучшие произведения готические пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене,Руане, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств.

Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения).

Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.  В конце XIII— начале XIV вв. строительство соборов во Франции переживало кризис. Архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С XIV в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане).

В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.

      В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV— XV вв.).

В миниатюрах наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат: мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. [2]

Всегда присутствуют свои особые трудности в изучении средневековой архитектуры.

Сохранившиеся или полуразрушенные здания Древнего Египта, Греции и Рима всегда говорят о времени своего возникновения. Почти все готические храмы, напротив, несут в себе наслоение трёх или четырёх веков. При этом единство стиля создаёт новое, иногда причудливое, но всегда органичное целое. Поэтому и незавершённость многих готических зданий не бросается в глаза и кажется оправданной. Но эта особенность готики чрезвычайно затрудняет возникновение живых образов одной определённое эпохи, затрудняет понимание задачи, решённой тем или другим зодчим. И тем не менее, ограничив тему временем расцвета готической архитектуры во Франции, поставлена цель восстановить по мере возможностей облик лучших образов зодчества именно в этот период времени во всей их целостности, то есть включая не только архитектурные их освоенности, но и скульптуру и витражи. [4,с.21] Обратимся теперь к конкретному рассмотрению некоторых лучших соборов французской соборной готики.

 

 

 

 

 

2.1 Собор в Лане

Собор ранней готики. Ланский собор – своеобразие и оригинальное влияние ранней готики, (Приложение 1). и хотя его влияние было очень значительным, невозможно назвать близких ему по существу памятников. Строительство собора в Лане заняло как раз всю вторую половину ХII века , он был начат в середине 50-х годов и в основном завершён вместе с двумя фасадами , западным и крыльев трансепта , к 1200 году. Только башня фасадов достраивалась в первые десятилетия ХIII века , да между 1205 и 1215 годами был перестроен хор. Собор отличается от большинства других французских соборов, тем, что он стоит не внутри города ,в окружении домов ,а отдельно , на холме, подобно замку или монастырю. Архитектор, спроектировавший собор в середине   ХII века , не был свободен в выборе места. Новое здание должно было заменить ранее существовавшее , разрушенное здание во время городского восстания 1111 года .[9,с.204-205] И он как бы остался свидетельством бурной эпохи, битв побед граждан Лана и их поражений. В нём нет ничего от ясности и спокойствия Парижской Богоматери. Возвышался на холме, он как бы ершится своими семью башнями, глубокими проёмами и движением архитектурного образа на вершинах его башен стоят на страже волны, которых много; они как бы выходят из-за колонн и смотрят вниз на поднимающиеся амфитеатром городские здания. Маль с присущей ему точностью наблюдения так характеризовал впечатления, производимое Ланским собором: «Собор в Лане, который вздымает свои семь башен на вершине горы, обладает грандиозной поэзией, где смешиваются горизонты, ветер и облака.

  «Нигде старая Франция не предстаёт перед нами в таком величии». В другой своей работе Маль отмечает, что ни один из французских соборов не отразил так сильно воззрение учёных клириков. Он указывает на то, что на фасаде собора находится скульптуры, символизирующие философию и свободные искусств; подобные изображения мы видим на одной из роз. Его проект был составлен около 1160 г. К 1174 г. были закончены хор и восточные части трансепта; главный корпус и западный фасад — в первые годы XIII в.

Тогда же был значительно расширен хор, получивший взамен полукруглой абсиды прямоугольное завершение, во Франции нигде больше не встречающееся. В плане Ланский собор связан с романской традицией: это трехнефное продольное помещение, пересеченное трехнефным трансептом с широко раздвинутыми рукавами. Особенностью внутреннего пространства является изящный трифорий, расположенный между пролетами Эмпор и ярусом верхних окон. Такое четырёхчастное построение необычайно ясно и логично. Опорами служат массивные колонны, а служебные полуколонки над их капителями поднимаются мощными пучками так, что каждая из них составляет опору для одной нервюры — мотив, получивший в дальнейшем широкое распространение в архитектуре зрелой, или высокой, готики. Фасад собора решён своеобразно.

Его центром, как и в соборе Парижской богоматери, является роза. (Приложение 2). Справа и слева от неё по одному окну. Все они глубоко вдвинуты в толщу стены и потому надёжно защищены полукруглыми навесами от непогоды. Ниже, под карнизом, пробиты маленькие полуциркульные окна; перед ними выступаю впереди три портала с полукруглыми завершениями, увенчанные остроконечными крышами.

Тимпаны украшены скульптурными изображениями. Высоко поднятое обрамление розы заставило приподнять центральную часть галереи, украшенной аркатурой на стройных колоннах. Две башни имеют два этажа и очень сложны по своей конструкции. В нижнем этаже два спаренных окна фланкированы маленькими четырехгранными беседками; во втором этаже одно центральное окно обрамлено по краям двухъярусными различной формой павильонами. Все эти сложные, наложенные один на другой объёмы продолжают игру тени и света. В настоящее время обе башни лишены своих стрел. Интерьер собора также оригинален. Необычна длина его хора: он насчитывает десять аркад, в то время как в нефе их одиннадцать.

В этом усматривают влияние английской архитектуры, что подтверждается завершением абсиды плоской стеной, украшенной витражами, характерной для английской школы. Особенности в архитектуре собора были уже отклонением от первоначального замысла. Неф Ланского собора напоминает собор Парижской богоматери. В нём такую же большую роль играет обширные эмпоры. Но над ними протягивается отсутствующий в Париже трифорий. Все арки имеют стрельчатую форму. Интересна тщательная обработка поверхности свода. Нервюры размыкаются изумительным замком в виде цветка, напоминающего опрокинутую вниз чашечку примулы. Хороши и поразительны разнообразные капители Ланского собора. [ 4, с.27-28]Так же Фасад собора в Лане представляет собой формирующийся на глазах у зрителя , утверждающий себя с неистовой , почти варварской силой принципиально антиклассический архитектурный образ готики.[9 ,с. 209]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Собор высокой готики

Собор высокой готики. Третьим в ряду знаменитейших соборов Франции считается Амьянский собор в нём наиболее полно и ясно выразился расцвет готической архитектуры во Франции. (Приложение 3). Возведённый на берегу Соммы в средоточии оживлённого города, он возвышался над ним, как бы вбирая в себя шумную жизнь, проходившую у его подножия . Начало строительных работ датируются обычно 1218 годом, когда старый собор был уничтожен пожаром.

В 1220 году произошла церемония закладки нового храма. Работы были начаты со строительства нефа и шли, по-видимому, параллельно с возведением фасада. В 1238 году приступили к постройке нижнего этажа хора с венцом капелл, законченных около 1258 года, который не причинил зданию большого вреда. С этого времени достраиваются верхние этажи хора и трансепта. В 1366 году было начато завершение южной башни, доведённой до нынешней высоты.

Северная башня достроена лишь в начале XV века. Северная роза поставлена в XIV веке, западная и южная в их настоящем виде лишь в XVI. Фасад Амьенского собора кажется вычеканенным, как драгоценный ларец. (Приложение 4).Все скульптурные украшения имеют точно определённые места.

Если внутренность собора, корме опоясывающей её гирлянды и капителей, не имела скульптурных украшений, то его убранство с наружи было чрезвычайно богатым.

Фланкирующий фасад контрофорсы не выдаются вперёд; они прислонены к боковой стене. Нижний этаж представляет собой стену с углубленными тремя порталами. Их стрельчатая, но мягкая в своём изгибе арка увенчивается невысоким наличником, украшенным фестонами. Их основания заканчиваются полуфигурами химер.

По цоколю проложены широкие полосы, богато орнаментированные; верхняя, покрытая двумя рядами барельефов, заключенных в четырёхлистники, и нижняя, наиболее тёмная, покрытая лишь узором. Над ними – обрамляющие врата фигуры святых и апостолов. Их отделяет от покрытой горельефами вогнутой поверхности свода невысокая аркатура. Тимпаны покрыты рельефами, наиболее выпуклыми в их верхней части. Врата разделены центральным столбом, украшенным монументальной скульптурой.

Средний портал отделён от более низких боковых довольно широкими проёмами, отмеченными двумя арочками. К центральной колонке прислонена статуя, отделённая гладью стены от тесно сближенных фигур вогнутой поверхности порталов.

Подобными же арочкам и так же расположенными статуями оформлены углы фасада. Арки порталов, помимо обычных тяг, украшены фестонами, а выше надо плоской лентой гладкой каменной кладки пробегает гирлянда, описывающая все три портала. Второй этаж отделён от нижнего наклонённым карнизом.

На нём покоятся четырёхгарновые выступы, увенчанные остроконечными башенками. За средним порталом видится гладь стены, а за боковыми – проёмы, повторяющие форму порталов. Третий этаж представляет собой нарядную аркаду, украшенную прорезными четырёхлистниками с орнаментированным арочным их обрамлением.

Четвёртый этаж занимает «галерея королей».

Этажи разделены орнаментированными тягами. В целом убранство фасада строго симметрично. Верхняя часть фасада, начиная с «галереи королей», была отреставрирована Виолле де Дюком несколько произвольно. Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на почти плоскую конструкцию фасада, он весь наполнен игрой света и тени благодаря прекрасно обозримым углублениям порталов с их скульптурным убранством, сложной форме башенок и кружевной прорези аркатуры третьего этажа. Обдуманно различие в высоте рельефов на всей его поверхности. Храм разделён почти пополам широким трансептом из центрального и боковых нефов, слегка выступающих за пределы хора, который немного шире отведённого молящимся зала. Центральный неф трансепта значительно шире боковых. Апсида увенчана семью капеллами; шести из них широко раскрыты, являясь полукапеллами. Они освещаются лишь тремя окнами. Только центральная капелла углублена и освещена семью окнами.

В целом весь корпус здания, более удлинённый, сразу производит впечатление большой лёгкости и изящества. И это впечатление не обманчиво, если обратиться к внутренности собора. Длина его равна 145 метрам. Ширина его цельного нефа равна 14 метрам 60 сантиметрам. Высота аркад – 18 метров. Стройные, не массивные устои позволили дать аркадам гармоничную форму, с достаточно широким пролётом, которая соответствует общему впечатлению просмотра, свободного пространства, наполненного воздухом и светом. Высота храма и его ширина гармонично согласованы друг с другом, чему способствует и широкое пространство трансепта.

Ширина и высота боковых нефов равна половине ширины и высоты центрального нефа; высота его арок равна высоте трифория и окон, вместе взятых; высота среднего нефа в три с половиной раза превышает его ширину. Скульптурное убранство собора является образцом точного следования каноническим правилам. В центре фасада, у середины столба главных врат, поставлена статуя Христа; по вогнутым косякам расположены фигуры апостолов.

В тимпане изображены сцены смерти богоматрие и её коронование. На северном портале у столба находится статуя епископа Фирмена. По сторонам – фигуры особо почитаемых святы. В тимпане – шесте епископов и сцены из легендарного рассказа о том, как было наедено тело святого.

Статуи Амьенского собора, несмотря на их близость к скульптурной мастерской Шартра, имеют определённо выраженный местный характер. Они чрезвычайно просты, полнокровны и совсем утеряли связь с былым понятием статуи-столба. Они подчиняются архитектуре потому, что место каждой из них твёрдо определено. Пропорции правильны, драпировки естественно облегают фигуры. Выражение лиц никогда не бывает столь одухотворённым и нервным, как в скульптурах шартской мастерской. Вот таким предстаёт перед нами Амьенский собор. [4, с.43-48] Время строительства Амьенского собора близко к срокам Реймского собора и я бы хотела рассмотреть ещё один собор высокой готики. Центральное положение во французской готике занимает Реймсский собор , по праву относимый к величайшим созданиям художественного гения человечества. (Приложение 5) Строительство, которого, начавшееся в 1211 году. В большей мере, чем все другие создания готики, он выражает существо эпохи и демонстрирует наивысшие возможности её творческого потенциала , органически соединяя в себе типизированные ,вошедшие в широкий обиход формы творческого претворения и, одновременно ,глубоко индивидуальные художественные решения, присущие только этому памятнику . [ 8, с. 73].

Если в Амьенском соборе зодчий охватил каменной оболочкой внутреннее его пространство, подчинив архитектурным формам как скульптурное его убранство, так и витражи, то Реймский собор стал царством скульптуры. Скульпторы реймского собора придали своим работам такую глубину содержания, что даже как бы заслонили его частичный замысел. Кажется, что мастера-каменотёсы искали в Реймсе последнего прибежища, что бы выразить в своих образах ещё нерастраченные духовные силы, как бы предчувствуя, что скоро место высокого искусства займёт либо изящная поверхностная манерность, либо скучный «готический академизм». Реймский собор населяют тысячи скульптур. На его аркбутанах в лёгких беседках как бы нашли приют от дождя ангел не опустившие распростёртых крыльев, чтобы в любую минуту приподнять их ещё повыше и снова взлететь. На балюстраде, венчающей капеллы апсиды, расположились разные животные. Живые головы появились на консолях в потаённых уголках. Реймский собор полон неожиданностей. Зодчие Реймского собора, так расчленили и украсили наружную сторону апсиды и боковых фасадов, что сеть каменных арок, галерей, пилястр, населённая скульптурами, эстетически закономерно окружила основную форму здания, замкнув его просвечивающим, но чётко очерченным овальным кольцом. Сам каменный массив собора похож на мощную пирамиду, которая, покоясь на широком основании, кверху сужается. План Реймского собора действительно показывает нам необычно массивный, тяжелый его остов.

Памятники французской готики. 3