Памятники и архитектура Тулы

Оглавление 

Введение 3

1 Цели  экскурсии 3

2 Методические рекомендации по проведению экскурсии 2

     2.2 Комплектование «портфеля экскурсовода» 2

     2.3 Определение методических приемов проведения экскурсии 3

3 Основная часть 5

Заключение 14

Список использованных источников 15 
 

 

Введение

 

     Данное  методическое пособие предназначено  для проведения экскурсии ознакомительного плана, включающую разнообразную познавательную информацию об памятниках и архитектуры Тулы, которые связаны с промыслами, которые прославили Тулу на всю Россию. Экскурсия сформирована при помощи исторического и современного материала. Экскурсия рассчитана на приезжих экскурсантов. Количество человек в группе - 14.

1 Цели  экскурсии

 

     Работа  над любой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники  истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той  же конечной цели. Для данной работы можно выделить следующие цели:

  • сформировать ясное представление памятниках и заводах Тулы;
  • рассказать о людях, связанных с Тулой- родиной мастеров;
  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине;
  • эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях культуры.

     Задачи  экскурсии – достижение целей  путем раскрытия ее темы.  

 

     

2 Методические рекомендации  по проведению  экскурсии

 

     В данной работе исследуется культурно-исторический потенциал Тулы как города мастеров. Большое количество оригинальных и интересных памятников и заводов с богатой историей дает возможность разрабатывать разнообразные экскурсионные маршруты. Это могут быть маршруты как автобусные, так и пешеходные; связанные с историческими и культурными событиями Тулы, или с именами, составляющими гордость нашего Отечества.

     Главным для экскурсовода является понимание  сущности методики, ее назначения и  механизма действия при раскрытии  темы экскурсии. Это понимание должно сочетаться с определенными знаниями и навыками, которые дают возможность  приводить в действие механизмы  методики.

     Методика  охватывает ряд проблем, связанных  с разработкой новой темы экскурсии, в том числе отбор объектов для наблюдения, структура экскурсии, соотношение показа и рассказа, взаимообусловленность  методики и техники ведения, связь  методики с психологией и педагогикой. Особенно важно тщательно продумать  все этапы разработки экскурсии.

2.2 Комплектование «портфеля экскурсовода»

 

     «Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти  пособия обычно помещаются в папке  или небольшом портфеле.

В данной экскурсии экскурсовод использует для первого объекта – фотографии различных образцов оружия, старые фотографии завода.

Для второго  объекта -  иллюстрации Левши.

Для четвертого– фотографии мастеров баянной фабрики, образцов баянов и гармоний.

2.3 Определение методических приемов проведения экскурсии

 

     Для данной экскурсии выбраны следующие  методические приемы проведения экскурсии:

     1 объект - Приеме предварительного осмотра. Он используется, когда экскурсанты находятся у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет памятник. Он как бы приглашает экскурсантов быстро окинуть взглядом объект, познакомиться с его общим видом, выявить нам более запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятник впервые, прием предварительного осмотра дает возможность совместить свое представление о памятнике, составленное на основе изображений его на иллюстрациях, в книгах или на открытках, с тем, что он наблюдает перед собой. Предварительный осмотр даже в тех случаях, когда это экскурсионный объект, занимающий значительную площадь, продолжается не более полутора-двух минут. Перед его началом экскурсантам могут быть даны советы, которые направят их внимание на те или иные детали объекта.

     Прием индукции в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.

     2 объект- Показ наглядных пособий из «портфеля экскурсовода» это методический прием, с помощью которого происходит восполнение в экскурсиях недостающего зрительного ряда. Наглядные пособия не подменяют экскурсионные объекты, а являются дополнительным источником знаний, помогающим воссоздать эпоху, историческую обстановку, конкретное событие.

     Экскурсионная справка представляет собой сжатую характеристику объектов показа, лаконичное описание фактов. В справке сообщаются только основные данные об объекте: название, дата постройки, авторы, размеры и т.п.

     3 объект- Приеме предварительного осмотра.

     Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

     4 объект - Показ наглядных пособий .

       Описание – это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, описание основных событий, связанных с данным объектом. 

 

3 Основная часть

 

     Экскурсия по памятникам мастеров Тулы включает осмотр следующих строений:

  • ул. Советская д.1а – памятник Петру I, Тульского оружейного завода,
  • ул. Мосина д.2 – памятник Левше, Тульский машиностроительный завод ;
  • ул. Демидовская д.9 – памятник Никите Демидову,;
  • ул. Марата д.100 – здание музобъединения «Тульская Гармонь» (бывшая баянная фабрика).

     Продолжительность экскурсии составляет 2,5 часа. На каждый объект отводится по 15-20 минут. Маршрут предполагает трансфер с ул. Советская до ул. Марата (20 мин.).

     Экскурсовод встречает группу приезжих туристов на улице Советской, откуда начинается экскурсия. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с туристами, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, т.е. начинает экскурсию вступлением.

     Важно, чтобы с самого начала экскурсовод  подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает  пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты  постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсоводаДалее экскурсовод сообщает тему и продолжительность экскурсии (2,5 часа), называет объекты, с которыми экскурсантам предстоит ознакомиться, сообщает о количестве остановок на маршруте. Экскурсовод должен попросить экскурсантов быть внимательнее, не отставать от своей группы, уважительно относиться друг к другу.

     На  остановках экскурсовод выходит  первым, показывая пример группе и  определяя ее движение к объекту. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту.

     Выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу. Он дает возможность  большинству экскурсантов выйти  из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе  группы направляется к объекту. Подойдя  к строению, нужно правильно расставить экскурсантов. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам был хорошо виден как объект, так и экскурсовод. Наиболее удобным является расположение группы полукольцом. Экскурсовод занимает место с краю и стоит в полуоборот к экскурсантам. Такая позиция позволяет, с одной стороны, самому видеть экскурсионный объект, а с другой - держать в поле зрения группу.

     Подведя группу к первому объекту, экскурсовод  начинает рассказ. Во время рассказа важно, чтобы экскурсовод все  время был обращен лицом к  группе и поворачивался вполоборота  только тогда, когда он непосредственно  и наглядно хочет представить  экскурсантам какие-либо элементы или  составляющие объекта, о которых  он рассказывает в данное время.

     Речь  экскурсовода должна быть достаточно громкой, четкой и понятной всем экскурсантам.

     Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между  отдельными частями рассказа, рассказом  и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом  об объекте и событиях, с ним  связанных, должны быть небольшие перерывы.

     Группа  подходит к первому объекту экскурсии  (памятника Петру I и здания оружейного завода). Экскурсовод расставляет группу полукругом, сам становится спиной к объекту и начинает рассказ. Сначала просит обратить внимание на памятник использую прием предварительного просмотра, что позволит группе сделать свои выводы об увиденном памятники. Дальше использует прием индукции в рассказе, и повествует об истории создания завода, в каком году основан и при каких обстоятельствах и об оружие прославившим завод. Дальше он просит обратить внимание на памятник Петру I,стоящему перед проходной оружейного завода и начинает рассказ о годе создания памятника, его скульпторе. 

     После ознакомления с первой частью экскурсии (памятника Петру I и здания оружейного завода).

     Справка. Перед проходной оружейного завода в небольшом сквере возвышается памятник Петру I. Он создан скульптором Р. Р. Бахом (1859-1934) на средства, собранные рабочими и служащими оружейного завода (об этом гласит и надпись на постаменте) в ознаменование его 200-летия в 1912 г.

     От  многих памятников, представляющих Петра I в царственном  величии, этот отличается тем, что скульптор  создал образ царя-работника. Петр здесь стоит  с молотом у  наковальни. Памятник выразительно показывает характерные черты  личности Петра I и  возвеличивает труд на благо Отечества.

     Фигура  Петра I обращена к  Заречью, к Оружейной  слободе, которая  была поселена там  с 1595 г. и сохраняла  свою самостоятельность  до 1864 г. Жившие там  искусные мастера-оружейники наряду с казенной работой делали по своим домам и  «всякое иное изделье», давшее Туле известность  и славу.

     Памятник  стоит перед зданием  заводоуправления. Тульский оружейный завод  был основан в  феврале 1712 года по указу  Петра I. Завод в  течение всей истории  снабжал русскую  армию первоклассным  оружием. С тульскими  ружьями сражались  суворовские чудо-богатыри и солдаты Кутузова. На заводе после гладкоствольных  ружей стали выпускать  нарезное оружие —  винтовки Бердана, трехлинейные винтовки образца 1891 года конструкции С. И. Мосина, пулеметы и револьверы. В советские годы -у пистолет ТТ, самозарядные винтовки Ф. В. Токарева, авиационные пулеметы «ШКАШ карабины. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Урал и там продолжал выпускать оружие для фронта. А в Туле был налажен ремонт стрелкового вооружения) затем восстановлен производство. После войны завод широко освоил производство охотничьего и спортивного оружия. Тульский оружейный завод награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Завод прославил Тулу, а славу заводу принесли его замечательные конструкторы, инженеры, техники, мастера и рабочие.

     Далее группа направляется к пешеходному  переходу, перейдя улицу останавливается у памятника Левше, экскурсовод использует прием показа наглядных пособий (демонстрируя портрет автора рассказа, иллюстрации к книге. При рассказывает использует прием экскурсионной справки, дает информацию  о персонаже Левши и об истории создания памятника. После чего он просит посмотреть на здание завода, попутно рассказывая о специализации завода и его продукции. 

     Справка. Единственный в Туле памятник народному умельцу был изготовлен на Тульском машиностроительном заводе в июле 1989 года к 50-летнему юбилею предприятия и с тех пор стоял на площади Трудовой Славы завода, теперь передан в дар городу.

     Памятник  изготовлен из бронзы по проекту, победившему  в конкурсе на лучшую скульптуру. Автор  памятника – бывший начальник отдела связи завода Б.И.Кривохин.

     Левша выполнен в полный рост, в рабочей  одежде русского мастерового-оружейника, любующегося на свое только что законченное  изделие.

     Памятник  установлен на двухметровом шестиграннике, облицованном красным мрамором. На гранях – цитаты из произведений великих  писателей. Открыт 28 мая 2009года. На площади рядом с въездными воротами в ОАО «АК «Туламашзавод».

     Тульский  машиностроительный завод (сокращенное название – ОАО АК «Туламашзавод») – ведущее предприятие Российского военно-промышленного комплекса. Завод изготавливает вооружение для армии России. Сухопутные войска и Военно-Морской Флот страны оснащены качественной, надежной продукцией Туламашзавода. На заводе выпускаются артиллерийские комплексы, пушки и автоматы. Большой популярностью у потребителя пользуются малокалиберные 3-миллиметровые артиллерийские комплексы. Они устанавливаются на кораблях, катерах патрульных служб, крейсерах-авианосцах и т.д. Кроме этого, завод производит оборудование для медицины, для нефте-угле-горнодобывающей промышленности страны.

     Далее группа переходит по мосту через  реку Упа и направляется к памятнику Демидову. Подойдя к Демидовском мемориальном комплексе, экскурсовод расставив группу полукругом и заняв позицию, спиной к памятнику, использует прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: "А это памятник Никите Демидову, ознакомьтесь с ним". Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на табличку расположенную на памятнике, где указывается дата создания памятника и кому воздвигнут памятник. После этого экскурсовод рассказывает об семье Демодовых, об их достижениях, об их роли в жите Тулы и России в целом. После этого он переводит внимание группы на усыпальницу Демидовых, рассказов об истории создания церкви. После этого он обращает внимание на мемориальную доску в честь строителя храма Акинфия Никитича Демидова и его сына Григория Акинфиевича Демидова.

     Справка. История земли Тульской неразделима с именем Демидовых. Именно в Туле разворачивалась история первых поколений этого рода. Отсюда ведут свое началоНикита и Акинфий Демидовы - крупнейшие фигуры в истории отечественного промышленного предпринимательства XVIII века. Здесь, на реке Тулице, в 1695 г. Никита Демидов пустил свой первый железоделательный завод. C именем Никиты Демидова связано и начало казенного оружейного производства в Туле, и история самой Оружейной слободы.

     Знаменательным  событием в жизни Тулы и набирающего силу демидовского движения стало торжественное открытие 12 октября 1996 г. в бывшей Оружейной слободе Демидовского мемориального комплекса - восстановленной из руин Демидовской Николо-Зарецкой церкви с родовой усыпальницей Демидовых - и памятника родоначальнику династии Демидовых Никите Демидову, ставшее актом высшей справедливости и признания подлинных заслуг перед Отечеством этого уникального тульского самородка, прошедшего путь от кузнеца-оружейника до создателя мощной промышленной империи на Урале.

     Помимо  Николо-Зарецкой церкви и памятника Никите Демидову, в открывшийся  мемориальный комплекс вошел и впервые  созданный в Туле в преддверии праздничных  мероприятий музей  «Некрополь Демидовых», где экспонируются  не только документы, повествующие о жизни  и деятельности различных  представителей рода Демидовых, но и относящиеся  к XVII в. изразцы, лампады, найденные при  археологических  раскопках Демидовского храма, старинные  церковные книги, пушка, ядра, алебарды.

     На  одной из стен Николо-Зарецкой церкви были установлены  мемориальная доска  в честь строителя  храма Акинфия Никитича Демидова и его сына Григория Акинфиевича Демидова, создателя первого в России ботанического сада, а на месте бывшего кладбища оружейников, где похоронен и Никита Демидов, - памятный крест с начертанными на нем словами: «Поставлен сей крест в память о Демидовых, Баташевых, Мосоловых, Красильниковых и других мастерах и промышленниках тульской оружейной слободы XVII-XVIII вв., прах которых покоится в этой земле».

     После ознакомления с первой частью экскурсии (осмотров памятников Петру I, Левше и мемориального комплекса Демидовых) группа садится в автобус. При посадке группы в автобус экскурсовод стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

     Далее группа направляется на ул. Марата 100 для  осмотра здания бывшей баянной фабрике. После прибытия группы, экскурсовод выводит их из автобуса. Подойдя к зданию экскурсовод расставляет группу таким образом, чтобы каждому из экскурсантов было видно объект, из-за не богатого визуального ряда экскурсовод при показе объекта использует прием показа наглядных пособий (иллюстрации и фотографии выпускаемой продукции, портреты мастеров). После этого он рассказывает об истории эволюции гармоники в Туле, об Белобородове и о истории баянного дела в Туле с 1830-х годов до наших дней, о признание тульской гармони во всем мире, при рассказе экскурсовод использует прием описания.

     Справка. За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Но как же все это начиналось? Самые первые образцы ручных гармоник в своей мастерской были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми. Примерно с 1820 года, производство простых ручных гармоник наладил оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики. Следующим этапом была привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник. Наиболее крупным в тот период предприятием по изготовлению гармоней была фабрика братьев Киселевых. Она специализировалась на выпуске двухрядных и трехрядных венских гармоней. Среди гармонных мастеров нужно отметить Леонтия Алексеевича Чулкова. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую. В 1907 году Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй. Создание гармоники без этого изъяна было важным шагом на пути совершенствования инструмента. Н.И.Белобородов. В 70-е годы Х1Х века предложил мастеру Л.А.Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной. Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Кальбе - от имени австрийской фирмы уговаривал Н.И.Белобородова продать патент на свое изобретение. Но, будучи подлинным патриотом России, тот наотрез отказался это сделать, даже, несмотря на тяжелое материальное положение. Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский музыкант А.Ф.Орлеанский-Титаренко назвал "баяном". По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. В 1930 году со строительством гармонной фабрики началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. В результате было кооперировано порядка шести тысяч человек. В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония" было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок. Спустя полгода число учащихся удвоилось. Ребятам необходимо было освоить профессии сборщиков, наклепщиков, настройщиков музыкальных инструментов, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла. Тульские баяны зарекомендовали себя прекрасными инструментами. Много внимания уделялось и их внешней отделке. Корпуса то обклеивались шпоном в виде набора из разных пород дерева, то покрывались, как панцирем, металлическим орнаментом. Складки мехов переливались у одних то темно-синим, то фиолетовым или малиновым атласом. В руках музыканта такие инструменты смотрелись особенно ярко и выразительно. Однако вплоть до 60-х годов производство баянов и гармоней носило разрозненный характер. В то же время в Туле находился завод по изготовлению металлоизделий для различных музыкальных инструментов. Вполне естественно произошло объединение этих предприятий. В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения "Мелодия". Коллектив предприятия стремился удовлетворять самые взыскательные вкусы не только любителей, но и музыкантов-профессионалов. За высокое качество музыкальных инструментов выставочный комитет ВДНХ отметил его изделия серебряными и бронзовыми медалями. Новые экономические отношения в стране в начале 90-х годов сказались на деятельности уникального предприятия. К 1993 году выпуск баянов и гармоник здесь фактически прекратился. Но трудовой коллектив нашел силы возродить традиционный промысел. Пройдя в 1998 году через процедуру банкротства, восстановив платежеспособность и вернув себе историческое название "Тульская гармонь", предприятие приступило к восстановлению систем жизнеобеспечения. С этой целью пришлось заново создавать все коммуникации. Однако самым сложным оказалось вновь собрать мастеров и привлечь молодежь для освоения редких профессий, которых не готовят практически нигде. Сегодня "Тульская гармонь" не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки. Преемственность в сохранении народных традиций позволила создать уникальный музыкальный инструмент - баян новой конструкции "Русь", на который в 2001 году получен патент. После окончания экскурсии экскурсовод выводит экскурсантов к автобусу, где те занимают свои места 

Заключение

 

     Экскурсовод подводит итоги о проведенной  экскурсии, напомнив осмотренные объекты, делает выводы о великих мастерах Тулы. Экскурсовод интересуется, есть ли у экскурсантов какие-нибудь вопросы  к нему, возможно для кого-то какие-то моменты из хода всей сегодняшней  экскурсии остались неясными. Затем  экскурсовод спрашивает, какое общее  впечатление произвела на них  поездка, понравилась ли им экскурсия. Выслушав все мнения и предложения, экскурсовод прощается с экскурсантами, благодарит их за внимание, может пожелать им еще раз обязательно вернуться  в Тулу и покидает автобус.

 

Список  использованных источников

 
     
  1. Куликов В.В. , Кирюхин Н.К. Край наш тульский Тула. Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2002. с.416.
  2. Галиченко И.М., Криворучко М.Г. Методика подготовки и проведения экскурсий по городу // Экскурсоведение: сетевой журн. 2009. URL: http://www.skitalets.ru/books/metod/excursion/
  3. Методические приемы рассказа во время проведения экскурсии//  Экскурсионное дело: сетевой журн. 2009. URL: http://tour-cn.com.ua/publ/74-1-0-310
Памятники и архитектура Тулы