Памятники природы Челябинской области

Введение.

           В Российской Федерации взяты под охрану разнообразные памятники природы. Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья, кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты (водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение.

           В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. 
     Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов  и объектов.  

      Эта категория особо охраняемых  природных территорий наиболее  распространена на региональном  уровне, памятников природы федерального значения в России всего 28 общей площадью 19,351 тыс. га.  

       Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Памятниками природы федерального значения объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.

              Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

                Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

  1. участки живописных местностей;
  2. эталонные участки нетронутой природы;

    3. участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);

    4.   места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

    5. лесные  массивы и участки леса, особо  ценные по своим характеристикам  (породный состав, продуктивность, генетические  качества, строение насаждений и  т.п.), а также образцы выдающихся  достижений

    6.  лесохозяйственной науки и практики;

    7. небольшие дендрологические парки;

    8. природные объекты, играющие важную роль в поддержании;

    9. гидрологического режима;

    10.  уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

    11.  геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);

    12. геолого-географические  полигоны, в том числе классические  участки с особенно выразительными  следами сейсмических явлений,  а также  обнаружения разрывных  и складчатых нарушений залегания  горных пород;

    13.  местонахождения редких или особо ценных палеонтологических      объектов; 
    14.  участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; 
    15.   природные гидроминеральные комплексы;

    16.  термальные источники, месторождения лечебных грязей;

    17.  береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);

    18. отдельные  объекты живой и неживой природы  (места гнездования птиц, деревья-долгожители  и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).

     Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.  

     По состоянию на 1 января 1999 г. под охраной органов лесного хозяйства находилось 2920 памятников природы и заказников. Памятники природы выделены на площади 1058 тыс. га, заказники – на площади 9691 тыс. га.

     Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

      Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей, но допускается и с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.

       В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

          В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

           Распределение памятников природы и заказников в лесном фонде по профилю представляются в следующем виде: памятники природы биологические – 40%, гидрологические – 25%, геологические – 4%, комплексные – 31%, заказники биологические – 14%, гидрологические – 8%, комплексные – 78%. 

            В памятниках природы и заказниках, находящихся под охраной органов лесного хозяйства, установлен и поддерживается режим невмешательства в процессы естественного развития природных сообществ, исключающий проведение рубок главного пользования, а в отдельных случаях и рубок ухода.

            На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. В частности, запрещается:

  1. предоставление садоводческих и дачных участков; 
  2. строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
  3. движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
  4. иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
 

    На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый в установленном порядке. 
                В паспорте памятника природы указываются:

- наименование  памятника природы;

- местонахождение  памятника природы; 

- краткое  описание памятника природы;

- описание границ памятника природы и его охранной зоны;

- площадь,  занимаемая памятником природы  и его охранной зоной (раздельно);

- режим  охраны, установленный для памятника  природы;

-   допустимые виды использования памятников природы;

-   установленный режим охранной зоны памятников природы;

-   наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.

                Кроме того, паспорт памятника  природы включает: 
- фотографии размером не менее 9 х 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

- карту-схему,  позволяющую ясно представить  границы и местонахождение памятника  природы и его охранной зоны;

                Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. 
      Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

              Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

          Использование памятников природы допускается в следующих целях: 
- научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);

-   эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);

- реакреационных (транзитные прогулки);

- природоохранных  (сохранение геофонда видов живых  организмов, обеспечение условий  обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);

- иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам  объявления данных природных  объектов и комплексов памятниками  природы и установленному в  их отношении режиму охраны.

        Сами цели создания памятников природы являются особенностью правового режима памятников природы, так как они представляют собой внутреннюю направленность и обусловлены самим существованием памятника природы, а никак не желанием создать такой памятник.

        Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

         Особенности правового режима земель, занятых памятниками природы, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.).

          В обязательном порядке ведется государственный кадастр особо охраняемых территорий. государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

         Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

                 Кадастр ведется:

    1. по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории;
    2. по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
 

   Все вышесказанное  касается установленных законодательством  Российской Федерации правил. Но помимо внутригосударственных, есть и международные нормы права, касающиеся памятников природы. Это Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.). В соответствии со статьей 2 Конвенции памятники природы относятся к природному наследию, а под памятниками природы понимаются памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки.  

   Все присоединившиеся страны принимают на себя обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории. С этой целью они стремятся действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми они могут пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях. 
     Государства - стороны настоящей Конвенции, по возможности, стремятся, с тем чтобы обеспечить возможно более эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране:

   а) проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования;

   б) учреждать, если они еще не созданы, на своей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи;

   в) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию;

   г) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения популяризации и восстановления этого наследия;

    д) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области.  

   В последнее время в России многие территории были признаны памятниками природы и поставлены под особую защиту государства. Среди них можно отметить озера Светлояр, которое по предложению администрации Нижегородской области, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, было признано памтяником природы Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1626 "Об объявлении озера Светлояр памятником природы федерального значения". 

    Таким образом, можно сказать, что в России достаточно успешно осуществляется и признание территорий, имеющих особое значение в жизни страны, памятниками природы, и защита таких территорий от антропогенного воздействия.

 
  Памятники природы  Челябинской области.

         Дата образования области — 17 января 1934 г. Центр — г. Челябинск (1111,0 тыс. жителей), основан в 1736 г. Расстояние от Москвы до Челябинска 1919 км. Территория — 87,9 тыс. кв. км.

         Географическое положение. Челябинская область занимает, в основном, восточный склон Южного урала и прилегающие к нему части Зауральской равнины и Западно-Сибирской низменности. И только небольшая часть территории на северо-западе заходит на западные склоны Южного Урала. Граничит: на юге — с Оренбургской областью, на юго-западе, западе и северо-западе — с Республикой Башкортостан, на севере — со Свердловской областью, на северо-востоке и востоке — с Курганской областью, на востоке и юго-востоке — с Казахстаном.

Челябинская область — южная часть Урала. Условная граница между Европой  и Азией проводится в основном по водораздельным хребтам Уральских  гор. Недалеко от станции Уржумка  ЮУЖД (8 км от Златоуста), на перевале Уралтау, стоит каменный столб. На одной из его сторон написано «Европа», на другой — «Азия». Города Златоуст, Катав-Ивановск, Сатка находятся в Европе. Челябинск, Троицк, Миасс — в Азии, Магнитогорск — в обеих частях света.

        На территории Южного Урала расположено два государственных заповедника (Ильменский с филиалом Аркаим и Восточно-Уральский) общей площадью 48,8 тыс. гектаров; один национальный природный парк (Таганай) площадью 56 тыс. гектаров; двадцать два государственных охотничьих (зоологических) заказника общей площадью 573 тыс. гектаров; один ботанический заказник площадью 1,2 тыс. гектаров.

          В Челябинской области сегодня насчитывается 182 памятника природы регионального значения. Все эти объекты очень разные – от небольшой скалы, рощи деревьев, пещеры или заброшенного родника до огромных озер Тургояк и Увильды или горных хребтов: 
   - 38 ботанических, в том числе 20 островных боров, площадью 184,6 тыс. гектаров;   

 - 69 гидрологических, в том числе 36 озер площадью 38,9 тыс. гектаров;  
   - 73 геологических;   

- 2 природно-исторических.

        Охрану памятников природы осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, специально созданное Областное государственное учреждение «Особо охраняемые природные территории Челябинской области». Контроль за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области.

 
     Гидрологические памятники.

   Водные ресурсы Челябинской области крайне невелики, хотя при первом взгляде на карту кажется, что воды здесь должно быть достаточно. Ведь область славится разнообразными и красивыми озерами, количество которых превышает три тысячи (общая площадь озер составляет примерно 2100 км2, или 2,4% площади области). Озера здесь тянутся с севера на юг почти сплошной полосой. Немало их в северных и восточных районах области.   

     Большинство озер отличается малыми размерами и незначительными запасами воды. Примерно 80 процентов из них имеют площадь зеркала менее 0,5 квадратных километра. Только у 98 озер она превышает пять квадратных километров. Наиболее крупные из них: Увильды, Иртяш, Тургояк, Зюраткуль. В области есть как глубокие водоемы (30-40м), так и мелкие, глубина которых достигает всего несколько десятков сантиметров. К самым глубоким относятся Увильды, Тургояк, Б. Кисегач.

         Характерной особенностью озер Южного Урала являются резкие колебания уровня воды, которые повторяются с определенной цикличностью (в среднем через 20-25 лет). Многолетняя амплитуда колебания достигает двух-трех метров.

          Многие озера области обладают бальнеологическими ресурсами, в том числе лечебными грязями. По их разнообразию Зауралье занимает одно из первых мест в нашей стране. Здесь распространены все типы грязевых образований: от чистых органических сапропелей до минеральных.   

    Не меньшее лечебное значение имеют минеральные грязи, которыми очень богаты озера Зауральской лесостепи (Таузаткуль, Горькое и Подборное - в Увельском районе, Соленое, Сладкое - в Октябрьском, Шантропай - в Еткульском).   

    Бальнеологические ресурсы области представляют мощную базу для санаторно-курортного и оздоровительного использования. На берегах озер функционируют санатории, дома и базы отдыха, туристические базы, пионерские лагеря.

         Не менее ценны и живописны реки, особенно горные. Они имеют не только водохозяйственное значение, но и служат интересными объектами для туризма.

         Одним из путей сбережения ценных водных объектов является возведение их в ранг памятников природы. Реки Ай, Бирюза, Куштумга, Шумга, Б. Калагоза, Атлян, Б. Киалим, Юрюзань, озера Тургояк, Уайльды, Аракуль, Зюраткуль, Б. Кисегач, Еловое, Светленькое и еще целый ряд озер, рек, водных источников и водохранилищ обрели этот статус. Озера Карагуз, Б. Ирдяги, Чебаркуль, Узункуль, Урефты, Мисяш, Курочкино, Кундравинское, Б. Дуванукуль, Деньгино, имеющие исключительно благоприятные условия для выращивания ценных пород рыб, отнесены к особо охраняемым природным территориям, не подлежащим промышленному освоению.  

    Одно из самых живописных озер, возведенных в ранг памятников природы, — Тургояк. Не зря его называют жемчужиной Урала. Озеро глубокое (более 30 м), с лабиринтами подводных скал и хребтов, высокими скалистыми берегами, поросшими сосновыми лесами с примесью ели, пихты и лиственных пород. У пониженных берегов раскинулись прекрасные песчаные пляжи. Тургояк — хранилище чистейшей воды, по качеству близкой к байкальской. Вода слабоминерализированная, очень вкусная, богатая кислородом, с прозрачностью более 20 м. Горные ландшафты и кристально чистая, зеркальная поверхность воды придают озеру неповторимую красоту.

         Здоровый, чистый воздух, высокие качества озерной воды, живописные ландшафты способствовали превращению озера Тургояк в одну из самых популярных бальнеологических и рекреационных баз области. Через него проходят туристические маршруты международного значения. Озеро Тургояк вместе с озером Увильды внесено Международной лимнологической ассоциацией в список 100 ценнейших водоемов мира. В нашей стране эти озера включены в картотеку примечательных ландшафтов страны. 
         В последние десятилетия на озере Тургояк усиливаются антропогенные воздействия. Большие заборы воды для водоснабжения Миасского промузла, а также увеличение рекреационных нагрузок приводят к негативным явлениям в режиме озера. Озеро дарит нам здоровье, бодрость, вдохновение, но требует к себе бережного отношения.

         Увильды – крупное и глубокое озеро в области. Площадь водного зеркала составляет 68 км2, максимальная глубина превышает 40 м. Объем водной массы при высоком уровне воды примерно 1 км3. Увильды из российских озер по этому показателю ближе всего к озеру Селигер. Чистота озерной воды, прозрачность, изрезанность береговой линии с многочисленными заливами и курьями, обилие островов и живописность ландшафтов сделали Увильды одним из любимейших и красивейших мест отдыха. Наличие на водосборной площади озера источников радона и сапропелевых грязей послужило развитию курортов всероссийского значения — «Увильды» и «Лесное озеро». Водоем служит также источником водоснабжения для более чем 80 баз и домов отдыха, расположенных в прибрежной полосе. При этом питьевая вода не требует дорогостоящих очистных сооружений. Даже хлорированию вода подвергается только в летнее время.

         Уникальным памятником природы служит и озеро Зюраткуль. Это чудесное творение уральской природы находится в горной части области, в 25 км от города Сатки, на территории Зюраткульского национального парка. Это самое высокогорное озеро на Урале — 724 м над уровнем моря. Зеркальную водную гладь озера окружают горные хребты, покрытые темнохвойными лесами.

Памятники природы Челябинской области