Папство в XIV-XV веках. Великая схизма 1378 – 1414 годов

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Хакасский государственный  университет имени Н.Ф. Катанова»

Институт истории и  права

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

ПАПСТВО В XIV-XV ВЕКАХ. ВЕЛИКАЯ СХИЗМА 1378 – 1414 ГОДОВ.

(Курсовая работа)

 

 

 

Выполнил: студент II курса, группы БИ-111

Шишовский Андрей Александрович

Научный руководитель:

Мансурова Валентина  Викторовна

 

 

Дата сдачи:

Дата защиты:

Оценка:

 

 

 

 

 

 

Абакан – 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ РАСКОЛА 1378 – 1414 гг…………...7
  2. 1.1. Возвышение папства в XIII в……………………………………………7
  3. 1.2. Авиньонский плен 1309 – 1367 гг………………………………………17
  4. РАСКОЛ 1378 – 1414 гг…………………………………………………22
  5. 2.1. Начало великого раскола. Пизанский собор 1409 г…………………...22

    2.2. Борьба трёх пап. Констанцский собор 1414 – 1418г………………….27

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

История папства – это история интриг, коварства, борьбы за власть и превосходство над светскими правителями. Создаваемое как орган регулирования внутрицерковных отношений, папство давно утратило свою христианскую сущность, и нередко папы римские получали прозвище  «святой сатана».

Вопрос о власти папы всегда беспокоил умы людей. Постоянно  возникали споры насколько законен  папский примат и почему их действия, и поступки часто полностью противоречат христианскому вероучению. Подобные споры ведутся, и по сей день, делая тему папства актуальной и востребованной.

Очень примечателен в  истории папства период XIV – XV вв., поскольку в это время в верхах католической церкви происходили события, не имеющие себе аналога в других конфессиях. Пережив в XIII в. пик своего могущества, в XIV в. папство попадает в, так называемый, «Авиньонский плен» к французским королям, после которого произошёл Великий западный раскол 1378 г. На протяжении 36 лет католическая церковь не могла справиться с этой схизмой, и только усилием светских правителей в 1414 г. на Констанцском соборе Западная церковь была вновь объединена.

Те процессы, которые  происходили внутри католической церкви, на протяжении XIII – XIV вв. являются объектом данной работы. А эволюция папства, как одного из институтов католической церкви, приведшая к великому расколу – предметом.

Целью работы является изучение того, как эволюционировало папство на протяжении XIII – XIV вв., поскольку это поможет понять, почему же на свете появлялось два, а то и три папы.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. Выяснить причины и предпосылки раскола 1378 г.
    2. Рассмотреть основные события 1378 – 1414 г.
    3. Узнать последствия раскола 1378 г.

Данная работа охватывает хронологические рамки с XIII по XV вв. Это связано с тем, что в XIII в. папство сформировалось как отдельный институт в церковном управлении. В это же время Папы Римские обладают невероятным могуществом, как в светском, так и в духовном мире. XV в. ярко отличается тем, что за 200 лет папы невероятно быстро утратили свои позиции и стали просто игрушкой на политической арене. Описываемые события происходили преимущественно в Западной и Южной Европе, поскольку именно эти страны были наиболее подвержены влиянию Папы Римского.

При написании работы возникла проблема подбора источников. К сожалению, в открытом доступе имеются только немногочисленные папские буллы XIV – XV веков. Они показывают то состояние, в котором папство оказалось в период Авиньонского. Остальные сведения, имеющиеся в источника, черпались по обрывкам, имеющихся в научной литературе.

Говоря о научной  литературе, следует отметить труд Ёне Гергея «История папства»1. В нём венгерский историк подробно описывает события которые совершались в папской курии с момента появления христианства. Автор работал в многочисленных библиотеках и привлёк много источников, стараясь сделать работу более объективной.

Также использовалась книга  отечественного историка М. Карелина «Важнейшие моменты в истории средневекового папства»2. Работа обширная и охватывает хронологический период с момента образования папства, до современного времени автора.  Однако текст несёт в себе субъективный характер, как будто бы автор имел целью опорочить папство. Поэтому к суждениям автора следует относиться осторожно.

Также привлечён труд «Папство и его борьба с православием»3. Автор С. Носов провёл колоссальный труд по изучению основных догм папства, а также показал, как они формировались в ходе истории.

Историография вопроса  папства не менее интересна, чем его история. Многие столетия истинная политика папской курии тщательно скрывалась. Активно популяризировались труды угодные папе, остальные попадали в список неугодных. Ситуация изменилась с началом реформации. Многие деятели реформации, чтобы доказать неправомерность папской власти и лживость официальных церковных догм, начинали изучать историю церкви.

В 1564 – 1565 гг. был издан  учебник истории. В нём особенно подчёркивалось то, что за последние 500 лет нарастали взаимосвязанные  явления – тирания пап и  упадок благочестия. Вместе с этим пришло в упадок изучение истории. За такое состояние науки винили порчу церкви по вине папства, схоластики и невежества монахов. Этот учебник более чем на сто лет стал основным учебным пособием по истории в Германии.

Самым масштабным историческим трудом протестантских авторов стало издание в 13 томах «Церковной истории, по столетиям». В данном труде каждому веку, начиная с Рождества Христова до XII в., был посвящён отдельный том. Издание вышло в 1559 – 1574 гг.  и стало первым коллективным трудом в исторической науке. Однако радикальные настроения авторов превратили весь труд в антикатолическую пропаганду.

Католическая сторона  не осталась в долгу. Было издано множество  яростных полемических сочинений. Одной из таких работ стала книга  Иоганна Кохлея «Комментарии о деяниях и сочинениях Мартина Лютера». Эта книга получила европейский резонанс.  Автор, используя отрывки из цитат и сочинений, показал, что волнения и восстания 1517 – 1547 гг. имеют в основе учение  Лютера.

Российские историки также пытались изучать историю папства. Однако вся их работа была подчинена одной цели – защита основного оплота царизма -  православия.  Папство изучалось в неразрывной связи с такими проблемами истории России как черноморская и панславянская.

Признанным главой католической историографии был выходец из немцев иезуит П. Пиринг. Своими трудами он пытался отстоять интересы папства в России, где под властью царей находились населенные католиками земли Польши и Прибалтики.

Больших успехов в  изучении истории папства достигла и марксистская школа. Её историография по проблемам  политики и истории папства включает исследования прогрессивных историков разных стран, не связанными никакими конфессиональными рамками.

В современное время  история папство также изучается  многими историками, а полученный доступ ко многим архивам и библиотекам позволяет делать новые открытия и создавать новую, более точную картину истории папства.

При написании работы использовался аналитический и сравнительный методы, для сопоставления информации из различных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАСКОЛА 1378 – 1414

 

 

      1.  Возвышение папства в 13 веке.

 

На протяжении многих веков сложилась закономерность, характерная  для любой организации. Любому крупному падению предшествует небывалый взлёт, а на самой большой высоте кроются причины падения.

В истории папства  этот взлёт пришёлся на первую половину XIII в. и связано с именем Иннокентия III, «которого история церкви считает самым выдающимся папой средневековья»4.

Иннокентий III был сыном графа Трайсмундского, из древнего рола Конти, по образованию теологом и юристом. В возрасте 29 лет стал кардиналом, при помощи своего дяди папы Климента III. Однако сменивший его Целестин III не был расположен к племяннику своего предшественника, и последнему пришлось бежать.  Но ситуация изменилась со смертью Целестина III, когда кардиналы единогласно избрали Иннокентия III папой. На тот момент, 1198 г., ему не было 38 лет.

Со времён папы Григория VII  курия мечтала о мировом папском господстве. Иннокентий III смог максимально осуществить эту мечту. Став папой, он понимал, что для достижения цели действовать надо постепенно, но решительно. Первой задачей Иннокентий III поставил полное подчинение Рима и церковного государства. Для этого он полностью реформировал папский двор и создал чётко работающую, обладающую широким кругозором бюрократическую систему делопроизводства, «которой могли позавидовать современные ей чиновничьи  государства»5

Очень быстро Иннокентий III упрочил своё положение в Риме. Императорского перфекта он заставил сложить полномочия, которые вернул ему их, когда тот принёс ленную присягу. Также папа поменял сенатора на более   послушного ему человека. Удалось добиться и вассальной клятвы от верхушки папского государства.

В 1197 г. умер император Генрих VI и германское владычество в Италии рухнуло. Это открывало широкие возможности для расширения папского государства, которыми поспешил воспользоваться Иннокентий III. Ему удалось вернуть многие церковные земли, а также присоединить немало других земель.6

Иннокентий III считал себя не только наследником Христа, но и главой всего христианского мира. «С Иннокентия III у пап появляется новый титул – наместник Бога»7. «Он вмешивался в каждое важное событие своей эпохи, брал на себя роль всемогущего арбитра по сохранению или восстановлению Богом данного строя»8

Иннокентий III вёл усиленную борьбу с ересью, а поскольку многие из них основывались на развитии науки, то папа стал вести и активную борьбу с наукой. Это вызывало возмущение духовных и светских лиц, которым развитие науки было на руку.  А когда папа заявил, что над каждой странной стоит король,  над королём святой Пётр и его наместник папа – вся европейская монархия возмутилась. Но авторитет Иннокентия III был очень велик и открыто выступать никто не решался, да и не мог на тот момент.

В Германии, например, бушевала гражданская война. Это событие  Иннокентий III  использовал для подчинения императора папе. Он активно поддерживал Оттона IV, давшего папе много обещаний уважать папские привилегии. Но когда Оттона короновали, он отказался выполнять свои обещания. Через год Иннокентий III отлучил его от церкви, а ещё через два года наёмные папские убийцы ликвидировали непокорного императора.

Иннокентий III вмешивался и в политику других государств. Успешно ему удалось установить связи с Англией. Взамен на помощь папы в борьбе с французами, король Иоанн Безземельный в 1213 г. объявил свою страну папским ленном и выплачивал налог в 1000 марок в год. С таким же успехом папа распространял свою власть в Арагоне, Португалии, Польше, Чехословакии, Венгрии9.

Своё верховенство над  Европой папа обосновывал необходимостью объединения, для освобождения святой земли. Но IV крестовый поход, организованный Иннокентием III, был направлен не против язычников, а против христиан «раскольников». В 1204 г., после длительной осады, был захвачен и разграблен Константинополь.  Этот крестовый поход показал, насколько была искажена идея, некогда мотивированная искренне религиозными чувствами.

IV Лагеронский собор стал наглядным примером неограниченности папской власти в церковной администрации. Собор проходил под руководством папы, его решения не обсуждались и не оспаривались.

В целом понтификат Иннокентия III поднял папство на весьма высокий уровень, как в глазах монархов, так и в глазах церковных владык. Однако его приемникам оказалось не под силу поддерживать такой уровень папского авторитета. Со смертью Иннокентия III папство постепенно стало приходить в упадок. Монархи стали поднимать головы и заявлять о своих правах, а авторитет папы значительно падал.

Наглядно это показано правлением Фридриха II в Германии. В это папой был приемник Иннокентия III Гонорий III. Он был старым и немощным, поэтому даже не пытался руководствовать молодого короля. Курия также ничего не предпринимала, поскольку свежо ещё было воспоминание о понтификате Иннокентия III.

Гонорий III короновал Фридриха II на условии, что тот организует крестовый поход. Однако получив корону в 1220 г., Германский король даже и не думал выполнять обещание, а занялся усилением своих позиций в Италии.

Прямое столкновение между папой и королём произошло  в понтификат Григория IX. Став папой восьмидесятилетним старцем, он 14 лет занимал это место.

Григорий IX был настроен продолжать политику Иннокентия III. Однако это требовало больших усилий, поскольку в годы понтификата Гонория III папство сильно упало в глазах европейских монархов. Однако попытки восстановить авторитет папства дали прямо противоположный результат. Это стало следствие борьбы Григория IX с Фридрихом II.

Вначале папе удалось  повлиять на императора. Под угрозой отлучения Фридрих II собрал крестовый поход (1228 – 1229 гг.). Однако папа использовал отъезд короля для вторжения в Неаполь. Но Фридрих II, неожиданно появившись в Италии, разбил папские войска и Григорий IX был вынужден признать власть императора. Взамен этого Фридрих II обещал суверенитет папского государства.

Однако ж ни тот  ни другой условия договора соблюдать  не собирались. Григорий XI писал: «Короли и князья склоняются к ногам священников и христианский император должен подчиняться не только римскому епископу, но и другим духовным лицам»10.

В 1239 г. Фридрих II вторгся в папское государство, за что был отлучен от церкви. Однако папские анафемы уже мало кого пугали и в ответ германский император, занял всё папское государство. Также Фридрих II насильственно арестовал всех иерархов, сорвав тем самым вселенский собор, и обезоружил папу. Папе пришлось идти на уступки.

Через некоторое время, в силу ряда причин папа вновь отлучает Фридриха II от церкви. «В ответ император обратился ко всем европейски монархам с манифестом, в котором доказывает свою невиновность и деспотизм папы. Однако Григорий IX пустил ужасную клевету об императоре, называя его автором памфлета De tribus impoctoribus, в котором Магомет, Моисей и Христос объявлены лжецами.»11. На тот момент были те, кто верили святому престолу, и поэтому ложь была воспринята как правда.

До конца своей жизни  Григорий IX был занят борьбой с германский императором, и поэтому совсем не замечал, как стали поднимать головы другие монархи, в частности Французский. Также наука, с которой боролся Иннокентий III, стала возрождаться и ставать в оппозицию папской власти.

При избрании приемника  Григория IX, Фридрих II приложил все усилия, что бы был избран «свой» человек, который был бы послушен трону. Поэтому в курии была сформирована так называемая императорская партия, благодаря которой папой стал Иннокентий IV (1243 – 1254 гг.). Однако здесь Фридрих II прогадал, избранный папа был самый ярым ненавистником Гогенштауфенов.

Император сразу попытался ликвидировать папу, однако тот бежал во Францию. Такая пощёчина не могла быть прощена. Поэтому все последующие попытки Фридриха II наладить мирные отношения с Иннокентием IV провалились. Даже обещание подчиниться папской власти не помогло. «Папа уже не скрывал, что желает уничтожить династию Гогенштауфенов»12.  Фридрих II ещё раз обратился к европейским монархам призывая вернуться к простоте церкви. За это папа объявил его лишённым трона.

После смерти Фридриха II позиции папства несколько укрепились. Вернувшись в Рим в 1251 г., Иннокентий IV окончательно вытеснил германские войска. А в годы «великого междуцарствия» в Германии (1254 – 2173 гг.) папство прилагало много усилий для раздела империи. Однако ни Иннокентий IV, ни его приемники не понимали, что уничтожают единственный оплот папства, единственного своего защитника.

Затянувшись в борьбу с Германской империей, папство перестало  обращать внимание на другие государства.  И когда Германия была сокрушена, папы лицом к лицу столкнулись  с целой коалицией государств, во главе которых стояла Франция. Кроме того наука также поворачивается против пап, обнажая все их гнусные дела.

Вторую половину XIII в. в истории папства можно назвать «прямой дорогой в Авиньон» События, которые происходили, поставили пап в самую безысходную точку.

Увлечённые борьбой  с Гогенштауфенами, папы собственноручно  воздвигли себе нового противника –  династию Анжуйскую, которая явно желал  повернуть руководство церкви в  сторону Франции13. И даже смогла создать «Анжуйскую партию» в коллегии кардиналов.

Со смертью Иннокентия IV падением Гогенштауфенов папский престо оказался беззащитным. Новый папа Урбан IV умер, так и не побывав в Риме, который изгнал его. А его приемниками Александром IV и Урбаном V Карл Анжуйский управлял, как хотел. Папство всё сильнее и сильнее стало попадать в зависимость от Франции. С гибелью Германской империи сильно была подорвана папская казна. Климент IV писал французскому королю: « Моя казна совершенно пуста. Англия противится, Германия не хочет повиноваться, у Испании у самой довольно дел, Италия не платит, а поглощает деньги»14.

После смерти Климента IV более 2 лет пустовал папский престол. Сторонники императора и «Анжуйская партия» никак не могли придти к единству. Только вмешательство испанского короля Филиппа III разрешило ситуацию. 1 сентября 1271 г. папой был избран Григорий X .

Целью нового папы было достижение унии с восточной церковью, укрепление церковной дисциплины, и, как сложившаяся традиция, освобождение святой земли.

Папская программа была одобрена на II Лионском соборе в мае 1274 г. Здесь же состоялась уния с Восточной церковью, которая осталась только на бумаге15.

Стоит заметить, что программа  Григория X. Если Иннокентий III ставил целью подчинение Рима, увеличение церковных земель и влияния папы, то Григорий X мог только «укреплять» церковную дисциплину. Папство было крайне подорвано, и папский приказ всё больше и больше становился пустым звуком. Общее положение папства оставалось плачевным.

Династия Анжу оказывала  на пап сильное давление, желая  манипулировать действиями Святого  престола. С целью обороны папство  способствует объединений, разделённой ими Германии. Вскоре германским королём стал Рудольф Габсбургский. Ему-то Григорий X писал: «Священство и империя различны по характеру, но их связывает тождество цели. Что их единство необходимо, видно из того бедствия, которое возникает при отсутствии того или другого»16. На самом же деле папство искало нового союзника и покровителя.

Рудольф понимал это, однако ж, понимал и престижность связей с папой, поэтому давал ему многие обещания, который не думал выполнять.

«После смерти Григория X папы меняли один другого, не представляя никакого интереса для истории»17. Единственно, что им удалось, так это стать ещё более зависимыми от Франции, разорить церковную казну и понизить авторитет папства. Это время ожесточённой борьбы в курии между анжуйской партией и её оппонентами.

В понтификат Мартина IV пришёл конец унии с греческой церковью, а папа был послушной игрушкой в руках Карла Анжуйского. Понтификат Николая IV  ознаменовался падением последних христианских крепостей в Палестине и Сирии. Созвать крестовый поход не удалось, по той причине, что папа уже не был столь могущественным, да и средства не позволяли этого сделать.

После смерти Николая IV папский престол пустовал два года. В курии велись ожесточённые споры, но не один кандидат так и не получил необходимых 2/3 голосов. В конце концов, благодаря авантюре Карла Анжуйского папой стал Целестин V. Но бывший монах отшельник не мог вынести тяжесть папских обязанностей. Кроме того, видя, что анжуйский король пытается им манипулировать, Целестин через год отрёкся от папского трона. Вновь созванный конклав избрал папой  кардинала Каэтани,  взявшего имя Бонифаций VIII (1294 – 1303 гг.). Своим избранием он обязан неополитской партии в курии.

Современники вспоминали о Бонифации VIII как о личности весьма порочной, «к людям он чувствовал глубокое призрение, а неумолимая злоба, насилие и бессовестное вероломство составляли отличительные черты его политики».18

В годы его понтификата  у пап появился последний мощный противник – Франция. 

В начале своего правления Бонифаций VIII навёл порядок в делах святого престола и на ключевые посты поставил членов своей фамилии. Этим самым он нажил в курии врагов в лице семьи Колонна.  Распря приобрела такой размах, что в 1297 г. папа отлучает двух кардиналов из семьи Колонна. Потерпевшие нашли убежище во Франции у короля Филиппа IV.  Это была одна из причин для столкновения французских королей и пап.

В это время во Франции  королю удалось подчинить себе церковь. Король сам учреждал духовные должности, распоряжался церковными доходами. Когда Филипп IV конфисковал церковную десятину для борьбы с Англией, папа выступил с протестом, поскольку решение IV Латеранского собора запрещало облагать церковь налогами.19  Однако король уже не терпел вмешательство в дела своей страны и в ответ на папскую буллу «Clericos laicos», запрещающую собирать налоги с духовных лиц, запретил вывоз благородных металлов из Франции. Это весьма чувствительно ударило по папской казне. Бонифаций VIII был вынужден уступить королю.

Однако папа не ограничивал внешнюю политику только Францией. С большим успехом он вмешивался в дела Венгрии, стремился восстановить авторитет папства в Италии.

В самом начале XIV в. вновь обострилась борьба с Французским королём. Папа пытался доказать, что духовная власть выше светской. В ответ французский король утверждал, что королевская власть исходит непосредственно от Бога и не признаёт над собой никакой другой власти20. Оскорблённый таким ответом, папа готовился предать Филиппа IV анафеме. Однако за день до провозглашения проклятия королевский канцлер Гильом Ногаре захватил папу. На помощь пришли римляне, которые освободили Бонифация и торжественно ввели в Рим.

И тем не менее папе была нанесена смертельная пощёчина, а его авторитет рухнул как  карточный домик.

В целом VIII за годы своего понтификата смог повысить как авторитет папства, так и его казну. Это был последний пап, чьё имя в Европе не было пустым звуком.  Однако последнее столкновение с Французским королём стало причиной сумасшествия папы. Так окончилась «эра победоносных пап»

Итак, весь XIII в. в истории папства можно изобразить, как резкую наклонную вниз. Если Иннокентия III боялись и уважали во всей Европе, то на Бонифация VIII французский король не побоялся поднять руку. Это явно показывает небывалое падение авторитета пап. С чем это связано? Почему папство так быстро и стремительно катилось вниз?

Основной предпосылкой стало то, что папская программа вызывала недовольство как светских, так и духовных владык. Иннокентий III основывал свой авторитет на страхе, а такой авторитет долго не продержится.  Светские правители очень желали подчинить себе папу, а продажа духовных должностей упростили эту задачу как никогда.

Это стало причиной того, что в  курию стали попадать ставленники королей, которые всячески пытались ослабить папскую власть. Со временем курия и папа стали диаметрально расходиться в интересах, да и в самой курии нет единства, поскольку там собраны представители разных королей. Таким образом, погоня за богатством для пап стала роковой.

Не маловажно и то, что папы всячески стремились запретить развитие науки. «Наука не старалась отыскивать новые истины, а лишь пыталась объяснить разумом те, которые давались церковной догмой»21 Но в своих стараниях защитить папство, наука лишь обнажала папский деспотизм, что ни как не было на руку святому престолу. Возникающие философские течения объявлялись ересью и уничтожались.  «Средневековый католицизм не признавал за философией права на самостоятельное существование, требовали, что бы она служила богословию»22. И тем не менее наука конспиративно развивалась, и вскоре стала серьёзным оппозиционером для пап и основой для реформаторов.

Также в причины падения  пап можно выделить и то, что  наследники Иннокентия III были несостоятельны поддержать авторитет папства. Монархи перестали бояться пап, и смело противостояли им. А поскольку большинство пап всё внимание сосредотачивали на борьбе с Германией, то не заметили, как на арене появились новые, грозные противники. В частности Франция, которая, воспользовавшись беспорядками в Риме, «пленит пап» в Авиньоне.

 

 

 

  • 1.2. Авиньонский плен 1309 – 1367 гг.
  •  

  • «Падение Бонифация VIII увлекло за собой и средневековое папство»23. После смерти папы, в Риме вновь начались беспорядки, и развязалась борьба между кланами Орсини и Колонна. Новый папа Бенедикт XI (1303 – 1304 гг.) будучи не в состоянии навести порядок, сняв анафему с Филиппа IV, попросил покровительства Франции. Но в Риме такой разворот событий никому не понравился, и папа был изгнан из города24. Свою резиденцию Бенедикт XI перенёс в Перуджу.  Ослаблением пап поспешил воспользоваться французский король, тем более, что папа сам просил покровительства.
  • В 1305 году папой стал Климент V (1305 – 1314 гг.). Своим избранием он был во многом обязан французскому королю и, как бы в знак благодарности, в 1309 г. папа перенёс свою резиденцию в Авиньон. Папе поступали просьбы вернуться в Рим, но он, сославшись на анархию, в городе отклонил предложение.  Так папство оказалось в долгом 70-летнем авиньонском плену. Он станет причиной церковного раскола, а Авиньон резиденцией антипапы.
  • «Климент V, будучи по характеру ипохондриком и беспредельным неопотистом, открыто и однозначно встал на сторону французского короля»25. Папство стало не только экономически, но и политически зависеть от Франции. В курии теперь абсолютное большинство кардиналов были французами. Это вызывало недовольство у итальянских кардиналов. Напряжение в курии постепенно росло и со временем она, как и папство разделится.
  • Первый Авиньонский папа Климент V был послушной игрушкой в руках Филиппа VI. Он отменял буллы Бонифация VIII, проводил реабилитацию опальных, и всё по приказу короля. Планировался даже заочный судебный процесс над Бонифацием VIII, но противоставшая курия не дала этого сделать.
  • В 1307 г. папа помогал Филиппу IV уничтожать орден Тамплиеров, которые обладали огромными богатсвами и большим политическим влиянием. Климент V в своей булле "Ad Providam" писал так:    «Некоторое время назад, мы окончательно и безвозвратно распустили орден рыцарей тамплиеров из-за отвратительных деяний его магистра и членов ордена во всех частях мира. Эти люди были связаны с неприличными ошибками и преступлениями, с развращенностью - они были нечисты и порочны»26. После бесчестного суда инквизиции тамплиеров разогнали по тюрьмам, а кого то и казнили. Участие в этом процессе отнюдь не прибавило популярности папе.
  • Папство в XIV-XV веках. Великая схизма 1378 – 1414 годов