Параметры макроэкономического развития в 2008году

 

 1. Теоретические  аспекты денежно-кредитной политики

1.1 Методы и  типы монетарного регулирования      

Механизм  денежно-кредитного регулирования  во многом зависит от форм организации  банковской деятельности в стране и  полномочий Национального банка. Государство может использовать как прямые (административные),так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.[2]     

К административным методам относятся  прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Национальным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).    

К экономическим методам регулирования  совокупного денежного оборота  относятся мероприятия, использование  которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения,принимаемые  хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и корректирующие методы.    

К нормативным методам относятся  все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива.  Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.    

Корректирующее  воздействие осуществляется путем  проведения кредитных операций Национальным банком (когда Национальный банк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Национального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.    

Экономические методы в наибольшей степени присущи  экономике рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. Например в США: Федеральная Резервная  Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, практически не использует административных методов.[6]    

В большинстве стран в целях  управления и регулирования госу-    

дарство ориентируется в основном на использование  экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Национальный банк делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.    

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная  политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.    

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом  количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.    

Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может  иметь тотальный либо селективный  характер. При тотальной монетарной политике мероприятия Национального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Национальному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.[6]     

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики      

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Национальным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.     

Основными инструментами денежно-кредитной  политики - средствами, при помощи которых  государство планирует достичь поставленных целей являются:

  1. политика обязательных резервов
  2. рефинансирование коммерческих банков
  3. операции на открытом рынке
  4. некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
 

  
    

1.2.1 Политика обязательных резервов      

В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в Национальным банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых Национальным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.[17]     

Минимальные резервы выполняют две основные функции.      

Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.     

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Национальным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  Национальный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Национальном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Национальный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".  

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.     

Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.    

В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам  депозитов.    

Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а  следовательно, увеличит объем  той денежной массы, которую может  поддерживать некоторое количество резервов. Если  Национальный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному  уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень  быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных  норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих  ценных  бумаг и потребует возвращения  ссуд.     

Этот  инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют  раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.[17]     

1.2.2 Рефинансирование коммерческих  банков     

Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от Национального банка. Национальный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).     

Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.    

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Национальный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.    

В случае повышения Национальным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики Национального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.[17]     

Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Национальном банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.     

Также изменение официальной ставки Национального  банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.    

Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Национальном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.     

Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Национальный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".    

Национальный  банк  проводит  политику учетной  ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Республиканская  резервная система (РРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть  ссуды  мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются  банкам, оказавшимся в сложном  финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок  своего баланса.     

 Когда банк берет ссуду, он  переводит РРС выписанное на  себя долговое обязательство,  обычно обеспеченное государственными  ценными бумагами. При возвращении  ссуды РРС взыскивает процентные  платежи, размер которых определяется  процентной ставкой.     

Давая ссуду, РРС увеличивает резервы  коммерческого банка, причем для  ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его способность  к кредитованию.    

Если  РРС уменьшает учетную ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования  у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать  увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует  стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение  денег.[8]     

Но  и только. Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков.  Нельзя заставить  банки взять кредит на сумму, необходимую  государству.  В своей дисконтной политике национальный банк  может  играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке  национальный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя  ее,  национальный банк имеет большую  силу для того,  чтобы оказать  ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после  операций на открытом рынке.     

1.2.3 Операции на открытом рынке      

Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции национального  банка, получившие название операций на открытом рынке.    

Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.[8]    

Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.    

По  форме проведения рыночные операции национального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Национальный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.[14]    

Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики национального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.     

1.2.4 Некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы     

Наряду  с экономическими методами, посредством  которых национальный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.     

К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.     

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.[6]    

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.    

Также национальный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также национальный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.    

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов национальный банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.    

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны национального  банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.     

Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен  при покупке либо наличными либо,  ценными бумагами, в то время как  на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.    

Если  государство  хочет  не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный  вклад в национальный банк при  покупке  кредитной карточки.    

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов ведь банкиры столь  же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.   

2. Анализ денежно-кредитной  политики

2.1 Оценка достижения  целей по инфляции     

По официальным  данным Агентства Республики Казахстан  по статистике инфляция по итогам 2008 года составила 18,8% (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года), что на 10,4 п.п. выше по сравнению  с показателями 2007 года. Продовольственные  товары стали дороже на 26,6%, непродовольственные  – на 10,5%, платные услуги – на 15,4%.    

Базовая инфляция (инфляция без учета роста цен на фрукты и овощи, бензин и уголь), которая  отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов, в годовом  выражении выросла до 17,3% по итогам ноября 2008 года (в 2007 году – 7,3%).    

В 2008 году инфляционные процессы носили разнонаправленный  характер.    

В начале года отмечалось некоторое снижение темпов роста  инфляции: годовая инфляция снизилась  с 8,4% по итогам декабря 2007 года до 7,6% по итогам мая 2008 года.    

Во втором полугодии 2008 года инфляционные процессы в экономике  Республики Казахстан усилились. Только в сентябре-ноябре 2008 года рост цен  достиг 9,7%, что составляет более 50% общего роста цен за 2008 год.[3]    

В результате годовой  уровень инфляции по итогам 2008 года достиг своего максимального значения за последние 7 лет (18,8%), а среднегодовая  инфляция составила 10,8%.    

Усиление инфляционного  давления в 2008 году было вызвано не столько влиянием фундаментальных  факторов, действие которых продолжается на протяжении ряда лет, сколько воздействием внешних факторов, имевших шоковый  характер.    

Фундаментальными  факторами инфляции в 2008 году оставались приток иностранной валюты, высокие  темпы роста совокупного спроса, увеличение денежного предложения  в 2007 году, низкая производительность труда, недостаточный уровень конкуренции  на отдельных рынках товаров и  услуг.    

Как было отмечено выше, в августе 2008 года на мировых рынках произошло резкое повышение цен  на ряд продовольственных товаров (пшеница, растительные масла). С некоторым  запаздыванием это отразилось на ценах на соответствующие товары и товары их переработки внутри Республики Казахстан. В частности, значительными  темпами в сентябре-ноябре 2008 года росли цены на такие продукты, как  хлеб, мука и масло подсолнечное.     

Учитывая, что рост цен на данные продукты оказал мультипликативное  влияние и на другие продовольственные  товары, то, по оценке Национального  Банка, годовая инфляция в 2008 году без  учета роста цен на продовольственные  товары в период с сентября по ноябрь сложилась бы на уровне 14,8% вместо фактических 18,8%.[10]    

Таким образом, в результате действия указанных факторов прогноз  Национального Банка Республики Казахстан по инфляции на 2008 год  не был выдержан.    

В соответствии с  Основными направлениями денежно-кредитной  политики на 2007-2009 годы прогноз по инфляции на 2008 год был определен по 3 сценариям  развития экономики («умеренные цены на нефть при умеренном притоке  капитала», «умеренные    

цены на нефть при  высоком притоке капитала» и  «высокие цены на нефть»).    

Итоги 2008 года демонстрируют, что реализовался сценарий «высокие цены на нефть», при котором прогноз  среднегодовой инфляции был определен  в пределах 8,2%-9,2%. Средняя цена на нефть сорта Brent в 2008 году составила 72,7 долл. США за баррель.[10] 

2.2 Меры Национального  Банка Республики Казахстан по  поддержанию стабильности цен     

В первом полугодии 2008 года денежно-кредитная политика Национального  Банка Республики Казахстан была направлена на проведение политики по повышению ставок по операциям денежно-кредитной  политики, а также принятие мер  по абсорбированию избыточной ликвидности банков.    

Регулированию избыточной ликвидности в иностранной валюте способствовала либерализация валютного  режима. С 1 января 2008 года Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании  и валютном контроле» были полностью  отменены ограничения по капитальным  операциям между резидентами  и нерезидентами.    

Основным инструментом денежно-кредитной политики первой половине 2008 года был выпуск краткосрочных  нот. В январе-июле объем выпущенных краткосрочных нот составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем в соответствующем  периоде 2007 года). Средневзвешенная доходность по нотам возросла с 4,69% в декабре 2007 года до 5,64% в декабре 2008 года.    

Начиная с 1 марта 2008 года, Национальный Банк Республики Казахстан  приступил к выпуску нот со сроками обращения до 1 года (до 1 марта выпускались ноты со сроком только 28 дней). Выпуск нот осуществлялся  со сроками обращения 28 дней (1 месяц), 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.    

В январе-июле 2008 года от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что  на 34,5% меньше, чем в соответствующем  периоде 2007 года. Остатки по депозитам  банков в Национальном Банке Республики Казахстан снизились на 86,2% до 18,2 млрд. тенге на конец июля 2008 года. Снижение объемов депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан было обусловлено снижением  их привлекательности по сравнению  с краткосрочными нотами.    

Параметры макроэкономического развития в 2008году