Паратарифные меры (налоги и сборы) регулирования ВЭД

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Пензенский  Государственный Университет»

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

курсовая работа

по дисциплине : «Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности»

на тему:

«Паратарифные меры (налоги и сборы) регулирования ВЭД»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 10ЭД1

Бородина К.В.

Проверил: 
Нилов – Неловко В. Б.

 

 

 

Пенза 2013г

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 . Общие положения  о таможенных платежах…………………...6

    1.1.Сущность и  виды таможенных платежей………………………….6

    1.2. Плательщики  таможенных платежей……………………………...7

Глава 2. Паратарифные меры (налоги и сборы) регулирования ВЭД…11

    2.1. Паратарифные (сверхтарифные) меры регулирования ВЭД…...11

    2.2. Виды паратарифных мер регулирования ВЭД. …………………12

    2.3. Налоги и  сборы, взимаемые с импортера  в связи с таможенным оформлением  и перемещением товаров через Границу. ……………………..15

    2.4. Таможенные платежи,взимаемые в связи с перемещением товаров через границу…………………………………………………………...17

    2.5. Сроки уплаты таможенных платежей в ТС…. ………………….21

Заключение………………………………………………………………..23

Список использованных источников……………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой  которого служит научно-технический  прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все  национальные экономики интегрированы  в международное разделение труда  и связанные с ним экономические  отношения.

Некоторые страны влились  во всемирное хозяйство в связи  с 
потребностями их собственного развития, другие же были включены в 
международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков. Естественно, что эти обстоятельства обусловили специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае, но, несмотря на наличие характерных черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло на сегодняшний день стороной, вероятно, ни одно государство в мире, - международная торговля товарами и услугами. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию государств Таможенного Союза (далее ТС).

Таможенная политика государств (ТС) играет важную роль в развитии экономических  отношений с другими странами. Грамотно построенная налоговая  система в области внешнеэкономической  деятельности, ее структура, цели налоговой  политики оказывают огромное влияние  и на функционирование экономики  в целом, и на все макроэкономические показатели развития государств (ТС), и  на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким  образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государств (ТС).

Таможенная политика –  это мощный рычаг, при помощи которого государства (ТС) могут стимулировать  рост производства и ввоз импортных  товаров, призывая тем самым производителей к конкурентной борьбе. 

Основная задача государств (ТС) в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти  как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентноспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.

Средства регулирования  внешней торговли могут принимать  различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными  средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков или защита национальных производителей. Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин.

Цель курсовой работы - изучить  сущность и виды таможенных платежей, особенности их взимания в Таможенном Союзе. 

Для реализации цели курсовой работы необходимо поставить следующие  задачи:

- плательщики таможенных  платежей

- сроки уплаты таможенных  платежей

- ответственность за неуплату  таможенных платежей

- способы обеспечения  уплаты таможенных платежей

Предметом данной курсовой работы являются таможенные платежи  и сопутствующие цели, которые  неразрывно связаны с ними.

Актуальность темы определена непосредственным изучением вопросов данной курсовой работы, рассмотрением  правовых аспектов в области таможенных платежей, определение плательщиков таможенных платежей и так далее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения о таможенных платежах .

1.1.Сущность и виды таможенных платежей.

 

   Таможенные  платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Уплата таможенных платежей является одним из условий осуществления операций связанных с внешней торговлей.  

В ст.70 Таможенного Кодекса Таможенного  Союза (ТКТС)

установлены следующие  виды платежей:

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина; 
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  4. акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  5. таможенные сборы.
  6. Для расчета величины таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные  Единым таможенным тарифом Таможенного союза (ТС).[1]

     Особые  виды пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТКТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТКТС.     

 Согласно  ст.79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТКТС, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. 
 
      Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей являются:

-таможенная стоимость  товаров;

-количество товаров;

-таможенная стоимость  и количество товаров.     

 Согласно  ст.72 ТКТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТКТС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

      Виды  и ставки таможенных сборов устанавливаются  законодательством государств-членов таможенного союза. Плательщики  таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а  также случаи, когда таможенные сборы  не подлежат уплате, определяются ТКТС и (или) законодательством государств-членов таможенного союза. 

 

1.2. Плательщики  таможенных платежей.

В таможенном правоотношении, как правило, задействованы две  стороны, одной из которых всегда выступает орган публичной власти. Участник внешнеэкономической деятельности (индивидуальный или коллективный субъект) и таможенный орган являются сторонами  таможенного правоотношения в части  обложения таможенными платежами.

Плательщики таможенных пошлин и налогов - декларанты и иные лица, ответственные за уплату. В их числе  таможенный перевозчик, таможенный брокер, а также владельцы таможенного  склада, магазина беспошлинной торговли, склада временного хранения. Вместе с  тем любое лицо вправе внести таможенные платежи за перемещаемые через границу товары.

Таможенные органы не высказывают  заинтересованности в установлении конкретного плательщика таможенных платежей. Эта обязанность может быть возложена в принципе на любое лицо. С одной стороны, такой порядок нарушает принцип самостоятельного, личного исполнения обязанности уплаты налога, установленный ст. 45 НК РФ. Хотя есть мнение, что "кредитор в частноправовом обязательстве вправе дать указание своему должнику в счет исполнения обязанности уплаты денег перечислить определенную сумму на счет финансового, налогового или иного органа" с целью уплаты таможенных платежей. Этим одновременно прекращается гражданско-правовой договор и исполняется налоговая обязанность в таможенной сфере. Следовательно, возможность уплаты таможенных платежей лицом, не являющимся субъектом таможенных правоотношений, должна рассматриваться как исключение из общего правила.[2]

Учитывая, что "важнейшим  критерием определения налогоплательщика  является наличие у лица самостоятельного источника дохода или определенного  имущества", в области таможенного  дела в качестве такого лица может  выступать как субъект, обладающий правом собственности на перемещаемый через границу товар (экспортер, импортер), так и другой участник таможенных правоотношений (например, таможенный представитель) при условии  наличия дохода. Основная цель операций по таможенной "очистке" товара - его растаможивание, т.е. полная уплата таможенных платежей. А наименование субъекта, проводящего такую уплату, значения не имеет. При этом лицо, уплатившее таможенные платежи, признается таможенным органом плательщиком таможенных пошлин и налогов.[3]

На наш взгляд, в таможенном правоотношении финансового характера  элементы субъекта и объекта тесно  взаимосвязаны. Представим ситуацию, когда совершенно постороннее лицо, внеся таможенные платежи, становится их плательщиком, но при этом нарушает срок их уплаты. В принципе оно должно быть привлечено к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ. Однако такое лицо не имеет объекта обложения и, соответственно, налоговой базы. Налог же, как отмечает Д.В. Винницкий, должен касаться всех субъектов, у которых может появиться соответствующий объект налогообложения. Полагаем, что таких лиц можно назвать плательщиками условно. С одной стороны, на них не лежит бремя внесения таможенных платежей, а с другой - они ответственны за их уплату.

Итак, при уплате таможенных платежей в качестве одной из сторон могут выступать как сами плательщики, так и их представители или  условные плательщики. Однако ответственность  должны нести лица, обладающие объектом обложения, т.е. товаром, перемещаемым через таможенную границу. 

Немалое значение для субъекта внешнеэкономической деятельности имеет время, в течение которого ему надлежит исполнить обязанность  внесения необходимых платежей.

Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать время, в  течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся  сумму. Статьей 82 ТК ТС установлены  различные сроки такой уплаты. 

Допускается и досрочная  уплата таможенных платежей - авансом. В соответствии с частью 1 ст.73 ТК ТС авансовыми платежами считаются  денежные средства, внесенные на счет таможенного органа, не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Перечисленные таким образом  средства являются имуществом субъекта внешнеэкономической деятельности, и таможенный орган не вправе их расходовать самостоятельно.

По требованию плательщика  таможенный орган обязан представить  ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В необходимом случае проводится совместная проверка расходования денежных средств. Ее результаты оформляются актом, который составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком.

Таможенные пошлины и  налоги подлежат уплате в кассу или  на счет таможенного органа. По требованию плательщика таможенные органы обязаны  выдать подтверждение такой уплаты в письменной форме. 

Обязанность уплаты таможенных пошлин и налогов прекращается, согласно ч. 3 ст. 44 НК РФ, в случае:

- уплаты таможенных платежей;

- возникновения обстоятельств,  с которыми законодательство  о налогах и сборах связывает  прекращение такой обязанности  (например, отмена налога или сбора;  введение льготы, освобождающей  от уплаты платежа)

- смерти плательщика или  признания его умершим в установленном  порядке;

- ликвидации организации-плательщика  после проведения ликвидационной  комиссией всех расчетов с  бюджетами (внебюджетными фондами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Паратарифные меры( налоги и сборы) регулирования ВЭД.

2.1.Паратарифные (сверхтарифные) меры регулирования ВЭД.

 

Паратарифные (сверхтарифные) меры - это платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара).

По мере снижения ставок таможенных пошлин и связанного с  этим падения фискальных таможенных доходов государство стремится  все шире использовать паратарифные меры для пополнения своих финансовых поступлений. Эти налоги и сборы оплачивает обычно импортер (лицо, подписавшее таможенную декларацию), но учитываются обоими партнерами при заключении контракта купли-продажи .

Импортные налоги и сборы - довольно объемная группа инструментов, основной характеристикой которых  является экономической воздействие  на импорт. Однако, в отличие от таможенных пошлин они воздействуют на импорт косвенным образом. Не являясь предметом международного регулирования, они находятся целиком в компетенции национальных органов власти, подчас даже местных. Им свойственна фискальная функция - пополнение бюджета государства с целью дальнейшего финансирования, в том числе и государственных органов, отвечающих за регулирование, контролирование и наблюдение за внешнеторговой деятельностью.

В число паратарифных мер входят:

  • внутренние (уравнительные) налоги и сборы;
  • налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу;
  • таможенные доплаты;
  • декретированная таможенная оценка

 

2.2. Виды паратарифных мер регулирования ВЭД.

Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта.

К таким инструментам относятся прежде всего косвенные налоги, которые включаются в цену товара:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на продажу (налог с оборота);
  • налог на потребление.

Цель уравнительных налогов  и сборов - создание единого налогового режима для иностранных и отечественных  товаров. Согласно правилам ГАТТ, импортные  налоги не должны превышать размера  налогообложения аналогичных товаров  внутреннего производства, не должны создавать дополнительного барьера, защищающего товары отечественного производства. Однако на практике налоговая  система в большинстве государств построена таким образом, что  фактическое налогообложение импортных  товаров завышается по сравнению  с отечественными. Применяемые по отношению к импортным товарам налоги и сборы оказываются более высокими, так как они взимаются со стоимости импортного товара СИФ (т.е. включающими в себя кроме стоимости самого товара еще и стоимость транспортировки и страхования) плюс сумма уплаченных таможенных пошлин и сборов. На товары же внутреннего производства налоги начисляются исходя из оптовой цены промышленности. Иными словами, существующая налоговая практика объективно приводит к налоговой дискриминации в результате неодинаковой исходной базы для подсчета налогов.[4]

Воздействие указанных налоговых  инструментов на импорт может проявляться  по нескольким направлениям в зависимости  от целей и особенностей их использования. Во-первых, в возможном общем повышении цен на внутреннем рынке по сравнению с уровнем мировых цен, что является весьма значительным фактором, сдерживающим внутренний спрос в целом. Во-вторых, налоговые инструменты используются в качестве компенсирующей меры для выравнивания условиий реализации импортных и отечественных товаров, т.е. внутренние налоги применяются к импортируемым товарам при их ввозе. Прежде всего это касается акцизов и налогов на добавленную стоимость. Применение данных мер создает дополнительный барьер на пути импортных товаров, однако, они необходимы с точки зрения обеспечения условий для справедливой конкуренции отечественных и иностранных товаров. В-третьих, использование налоговых инструментов по отношению к импортным товарам может привести к ослаблению конкурентоспособности импортных товаров. Хотя в большинстве стран налоги применяются на недискриминационной по отношению к импорту основе, в некоторых случаях они могут ухудшать условия реализации импортных товаров на внутреннем рынке. Наиболее типичным примером в данной области является установление различных ставок налогообложения для автомобилей в зависимости от мощности или объема двигателя. Такая практика широко применяется в странах, специализирующихся в основном на производстве малолитражных автомобилей. При этом на автомобили с большим объемом двигателя, которые преимущественно импортируются, устанавливаются более высокие ставки налога. Это ставит в заведомо невыгодные условия более мощные импортные автомобили. Тем самым производители автомобилей внутри страны получают дополнительные преимущества. С ростом мощности двигателя увеличивается также торговый налог и дорожный сбор

Большую роль во многих странах  играет акцизный сбор - косвенный налог, которым товар облагается при  продаже. Облагаемые им товары не могут быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом особых марок. Первоначально акцизы являлись налогами на предметы роскоши. Сейчас же большинство облагаемых ими товаров - это предметы повседневного спроса. Их сохранение определяется фискальными и торгово-политическими целями. Теоретически, акцизы, как и другие налоги, взимаются как с национальных, так и с импортных товаров. На практике же они часто применяются к товарам, которые в данной стране не производятся (кофе, чай, табак и др.). Кроме того, внутренний производитель имеет возможность получить отсрочку платежа этого вида налогов, а импортер обязан платить сразу, в момент оформления товара на таможне. Имеется существенное различие и в базе платежа, о чем уже говорилось.[5]

В основу налогообложения  товаров при экспорте и импорте  положен один из двух принципов: товары облагаются налогами либо в стране происхождения, либо в стране потребления (назначения). Цель такой практики - избежать налогообложения в стране экспортера и в стране импортера. Для этого между странами заключаются  специальные межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения товаров, в соответствии с которыми налоги взимаются лишь в одной из стран.

Наиболее распространенным является принцип страны потребления. В соответствии с ним все потребляемые в данной стране товары облагаются одинаковыми налогами вне зависимости от того, являются ли они импортными или произведены внутри страны. При этом с импортных товаров налог взимается при пересечении границы, а с товаров национального производства - при продаже. Такого рода разрыв во времени уплаты налогов дает значительные преимущества национальным производителям.

 

2.3. Налоги и сборы взимаемые с импортера в связи с таможенным перемещением товара через границу.

 

К импортным товарам, пересекающим границу, применяются также дополнительные налоги и сборы.

Дополнительные  сборы - это платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем они не имеют внутреннего аналога.

Они предназначены для  финансирования определенных видов  деятельности, связанных с внешней  торговлей, и имеют целевой характер. В число налогов и сборов, связанных с оформлением грузов на таможне, входят: 

  • сборы в связи с таможенным оформлением грузов (налог на таможенную очистку товара);
  • гербовый сбор;
  • статистический сбор;
  • консульский сбор;
  • муниципальный сбор;
  • фрахтовый сбор;
  • портовый сбор (сбор на развитие портового хозяйства);
  • сбор на развитие экспорта;
  • налог на переводы иностранной валюты;
  • сбор за импортную лицензию;
  • налог на транспортные средства;
  • сбор на благотворительные цели.

Сборы в связи с таможенным оформлением грузов направляются на развитие таможенной службы. Формально  такого рода налоги взимаются для  покрытия расходов, связанных с таможенной очисткой товара, у них нет эквивалента  среди внутренних налогов, поэтому  они носят вполне определенный протекционистский характер. В США, например, сбор за таможенное оформление товара составляет 0,17% его стоимости (но не менее 21 и не более 400 долл.)[6]

Перечисленные сборы и  налоги уплачиваются лицом, подписывающим  таможенную декларацию, в момент импорта. Величина этих сборов относительно невелика и не превышает, как правило, 1-2% от стоимости товара.[7] 

Таможенные доплаты

На виды продукции, к которым  применяются компенсационные сборы, в начале каждого хозяйственного года устанавливаются справочные (контрольные) цены на основе цен производителей ЕС. Импортная цена, исчисляемая как цена продажи импортных товаров на рынке ЕС минус таможенные сборы, не должна падать ниже справочной. Если импортная цена на определенный продукт, ввозимый из определенной страны, держится на более низком уровне в течение двух дней подряд, то вводится компенсационный сбор, равный разнице между справочной и фактической ценой с поправками на транспортные расходы и качество товара. Комиссия европейских сообществ ежедневно публикует размеры компенсационных сборов.[8]

В числе паратарифных мер выделяют также декретированную таможенную оценку, представляющую собой практику административного установления таможенной стоимости (стоимости ввоза товара на рынок) для исчисления таможенных пошлин и сборов. Она будет рассмотрена в параграфе 8 данной темы - "Таможенные процедуры".

В настоящее время в  Российской Федерации применяются  следующие паратарифные платежи [10]

  • сборы за таможенное оформление, за хранение и за таможенное сопровождение товаров;
  • внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров (НДС и акцизы);
  • декретированная таможенная стоимость (применяется в РФ в отношении подакцизных товаров);
  • паратарифный сбор в отношении транзитных товаров.

 

2.4.Таможенные платежи, взимаемые в РФ, в связи с перемещением товаров через границу.

 Виды таможенных сборов 

1. Таможенными сборами являются  обязательные платежи, взимаемые  таможенными органами за совершение  ими действий, связанных с выпуском  товаров, таможенным сопровождением  товаров, хранением товаров. 

2. К таможенным сборам относятся: 

1) таможенные сборы за совершение  действий, связанных с выпуском  товаров (далее - таможенные сборы  за таможенные операции); 

2) таможенные сборы за таможенное  сопровождение; 

3) таможенные сборы за хранение.   

Плательщики таможенных сборов  

1. Плательщиками  таможенных сборов за таможенные  операции и таможенных сборов  за таможенное сопровождение  являются лица, указанные в статье 114 настоящего Федерального закона. 

2. Плательщиками таможенных сборов  за хранение являются лица, поместившие  товары на склад временного  хранения таможенного органа.  

Порядок исчисления таможенных сборов  

1. Таможенные  сборы исчисляются плательщиками,  за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. 

2. Таможенные сборы исчисляются  таможенными органами при выставлении  требований об уплате таможенных  платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования. 

3. Исчисление сумм подлежащих  уплате таможенных сборов производится  в валюте Российской Федерации.  В случаях, если для целей  исчисления сумм таможенных сборов  требуется произвести пересчет  иностранной валюты, применяется  курс иностранной валюты к  валюте Российской Федерации,  устанавливаемый Центральным банком  Российской Федерации и действующий  на день регистрации таможенной  декларации таможенным органом.  

Применение  ставок таможенных сборов  

1. Для целей  исчисления сумм таможенных сборов  за таможенные операции применяются  ставки, действующие на день регистрации  таможенной декларации таможенным  органом. 

2. Для целей исчисления сумм  таможенных сборов за таможенное  сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации  транзитной декларации таможенным  органом. 

3. Для целей исчисления сумм  таможенных сборов за хранение  применяются ставки, действующие  в период хранения товаров  на складе временного хранения  таможенного органа.  

Сроки уплаты таможенных сборов 

1. Таможенные  сборы за таможенные операции  должны быть уплачены одновременно  с подачей таможенной декларации. 

2. Таможенные сборы за таможенное  сопровождение должны быть уплачены  до начала фактического осуществления  таможенного сопровождения. 

3. Таможенные сборы за хранение  должны быть уплачены до фактической  выдачи товаров со склада временного  хранения таможенного органа.  

Порядок и формы уплаты таможенных сборов   

Таможенные  сборы уплачиваются: 

1) за таможенные операции - при  декларировании товаров, в том  числе при подаче в таможенный  орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации; 

Паратарифные меры (налоги и сборы) регулирования ВЭД