Парфюмерная косметика и ее товароведная характеристика

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………4

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

  1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ……………………………………………6
    1. Сырье и материалы, используемые для изготовления парфюмерно-косметических товаров……………………………………………………….6
    2. Упаковке и маркировке парфюмерно-косметических товаров…………..14
    3. Транспортирования и хранения парфюмерно-косметических товаров….18
  2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ…………………………………………………………………….19
    1. Экспертиза качества парфюмерной воды………………………………..19
    2. Контроль качества и правила продажи парфюмерно-косметических товаров…………………………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

В нашей  жизни нас окружает огромное разнообразие ароматов, будь то стиральный порошок  или средство для снятия лака, не говоря уже об элитной парфюмерии.

     Парфюмерия (франц. parfumerie, от parfum - приятный запах, духи) – это изделия, применяемые для ароматизации кожи, волос, одежды, а также как гигиенические освежающие средства.

     Сегодня многие женщины, даже самые богатые  и знаменитые, предпочтут появиться  на светском рауте без бриллиантов, но укутавшись... в аромат обворожительного парфюма. Доказывать окружающим свою финансовую состоятельность с помощью дорогих украшений давно уже стало моветоном.

     В большом разнообразии парфюмерных  товаров легко можно запутаться, существует возможность нарваться  на подделку или имитацию качественных или элитных духов.

     Именно  поэтому свою курсовую работу я хочу посвятить ассортименту и экспертизе качества парфюмерной воды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТОВАРОВЕДНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ТУАЛЕТНОЙ ВОДЫ.

     1.1 Сырье и материалы, используемые для изготовления парфюмерных товаров

Состав  всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата (парфюмерной композиции), спирта и воды, разница в пропорциях.

     Самыми  дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 90% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.

     Парфюмированная вода - дневные духи, "дух духов", следующий по концентрации вид парфюмерной продукции -5-25% концентрата растворенные в 90% спирте.

     Туалетная вода - 6-15% концентрата и 85% спирт.

     Одеколон - 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.

     Создание  запахов, как и любая творческая деятельность, - плод вдохновения и  множества впечатлений. Музыкант играет по нотам, художник пишет красками, парфюмер ("нос") составляет свое творение из запахов. За всю историю парфюмерное дело из семейного преобразовалось в поле деятельности финансовых групп, фирм. Теперь парфюмер создает композиции для фирмы, на которую работает и следовательно должен вдохновляться ее идеалами и имиджем.

     Одна  парфюмерная формула содержит, в  среднем, порядка сотни элементов  как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.

     Качество  парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции "масс-маркет", где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены.

  • Критерии запаха:
  • Стойкость;
  • Крепость;
  • Шлейф;
  • Узнаваемость, возможность распознать;
  • Возможность ассоциировать запах с фирмой;
  • Со стилем.

     Крепость  запаха определяется % содержанием  парфюмерной композиции. Об этом речь шла выше.

     Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.

     Свежие, цитрусовые, травяные и цветочные  ароматы менее стойкие по сравнению  с восточными, ванильными, амбровыми и мускусными. Чтобы усилить любимый запах надо использовать изделия одной парфюмерно-косметической серии.

     Характер  духов проявляется медленно, в  несколько этапов.

     Термины: "НАЧАЛЬНАЯ (головная) нота", нота "СЕРДЦА (средняя)", "КОНЕЧНАЯ (базисная) нота" - означают фазы раскрытия букета.

     Начальная нота проявляется в течение первых 15 мин. испарения. Она создает первое, спонтанное впечатление о духах. Создается она наиболее летучими компонентами композиции: цитрусовыми, травяными, альдегидными, зелеными, озоновыми ароматами.

     Нота "сердца" - ядро духов, определяет тип запаха. Она раскрывается вслед  за начальной нотой и держится в течение 3-4 часов. В это время  проявляются все основные ароматы  композиции: фруктовые, цветочные, пряные, древесные, животные и др.

     Конечная  нота ощущается в завершающей  стадии испарения и держится 4-5 часов. В ней проявляются животные, мускусные, ванильные, янтарные запахи, они обеспечивают силу и стойкость духов. Визуально  аромат можно представить себе в  форме треугольника и таким образом  увидеть, какую роль играют те или  иные ноты на каждой стадии раскрытия  аромата.

     Виды  запахов:

  • ГОРЬКИЕ: герань, лимон, мандарин, пион, сирень, флердоранж (цветок апельсина).
  • ТОНКИЕ: акация, гелиотроп, ирис, левкой, магнолия, мимоза, настурция, пион, роза.
  • СЛАДКОВАТЫЕ: акация, мандарин, тубероза, ваниль.
  • ЗЕЛЕНЫЕ: гвоздика, фиалка (листья), нарцисс, гальбанум (смола), мирра.
  • ТЕПЛЫЕ: акация, душистый горошек, персик, сандал, тубероза, жимолость, животные запахи.
  • ГУСТЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ: гвоздика, ладан, лилия, пачули, тубероза, ладан.
  • ПРЯНЫЕ: жасмин, пачули, цикламен, корица, гвоздика, ветивер (корни), ладан.
  • ЗАПАХ КОЖИ, ТАБАКА получают из бессмертника.
  • ЖИВОТНЫЕ запахи: Серая амбра-железа кашалота выделяет секрет, который дает живой, теплый аромат, с нотами морского побережья, с оттенками запаха чая. Применяется для придания стойкости, в качестве фиксатора.

     Чтобы получить тот или иной вид запаха в парфюмерной промышленности используют следующие душистые вещества:

     Натуральные душистые вещества. Они делятся по происхождению на вещества растительного  и животного происхождения.

     К растительным душистым веществам относятся  эфирные и экстрактные масла, смолы, бальзамы и растения, применяемые для спиртовых настоев.

     К душистым веществам животного происхождения  относятся мускус, амбра, бобровая струя, цибет и др.

     Эфирные масла — это легколетучие маслянистые  жидкости, добываемые из цветов (розы, жасмина и др.), цветочных почек (гвоздики), плодов (аниса), кожуры плодов (лимона, апельсина), листьев (мяты), древесины (сандалового дерева) и др. Эфирные  масла получают из свежих или высушенных эфиромасличных растений путем перегонки  водяными парами (например, розовое, гераниевое, мятное и некоторые другие), путем выжимания их из корки (цитрусовое), путем экстракции при помощи летучих растворителей.

     Экстрактные масла считаются наиболее качественными  и применяются для изготовления духов высшего сорта:

     абсолю, или абсолютное масло - высококонцентрированное натуральное душистое вещество с сильным и стойким запахом, получаемое из экстрактовых эфирных масел. Летучими и нелетучими растворителями из цветочного сырья извлекают экстрактовое масло, а затем конкрет , из которого путем обработки спиртом с последующей его отгонкой получают абсолю.

     Азалии  масло - эфирное масло из верхушечных  соцветий азалии Azalea pontica, называемой на Кавказе и в Житомирской области желтым рододендроном Rhododendron luteum. Абсолютное масло представляет собой вязкую массу желто-коричневого или зеленоватого цвета со стойким цветочным запахом. Содержит гексиловый, гептиловый, коричный спирты, терпинеол, линалоол, сесквитерпеноиды (кариофиллен, кадинен, неролидол и др.), метиловые эфиры эвгенола и изоэвгенола, а также бензиловые эфиры бензойной, салициловой и антраниловой кислот. Применяется в композициях высших сортов парфюмерии.

     Аира  масло - эфирное масло из сухих  корней аира болотного Acorus calamus. Вязкая жидкость желто-коричневого цвета со своеобразным пряным запахом. Масло содержит b-азарон в качестве основного компонента, а также (Z,Z)-4,7-декадиеналь, ряд сесквитерпеноидов, которые и определяют запах аирного масла. Используется в парфюмерных композициях

     Акации  масло - эфирное масло из цветов деревьев (Acacia farnesiana и Acacia dealbata). Абсолютное масло акации получают из конкрета акации. Темно-желтая или коричневая жидкость с сильным стойким пряно-травянистым запахом. В состав абсолютного масла входят метилсалицилат, гераниол, фарнезол, бензиловый спирт. Высокая цена конкрета, и тем более самого абсолютного масла привела к замене его в парфюмерии на композиции из недорогих синтетических душистых веществ.

     Альдегид  анисовый, или обепин, пара-метоксибензальдегид - жидкость с приятным запахом мимозы, боярышника. Содержится в анисовом, фенхельном и многих других эфирных маслах. Чаще всего анисовый альдегид получают окислением метилового эфира пара-крезола. Хорошие результаты дает способ метилирования пара-гидроксибензальдегида. Используется во многих парфюмерных композициях и отдушках при дозировке до 5%.

     Альдегид  дециловый, или деканаль жидкость с сильным альдегидным запахом, при разбавлении проявляются ноты апельсиновой корки. Содержится в цитрусовых, хвойных и многих цветочных эфирных маслах. Получают дегидрированием децилового спирта на специальных катализаторах. Используется в малых дозах (до 2%) в парфюмерных композициях и отдушках различного назначения.

     Ацетат  спирта листьев, или цис-3-гексенилацетат - жидкость с очень сильным запахом  свежескошенной травы, листьев, недозрелых фруктов. Получают ацетилированием цис-3-гексенола.

     Пара-ацетиланизол, или пара-метоксиацетофенон - кетон, продукт взаимодействия уксусной кислоты и анизола. Кристаллическая масса с сильным стойким запахом сена и цветочными нотами мимозы, боярышника. Компонент эфирных масел. Используется в парфюмерных композициях.

     Сухое растительное сырье — это высушенные душистые части растений (семена, кора и др.), применяемые в виде спиртовых настоев. Они представляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.

     Смолы представляют собой выделения из надрезов некоторых деревьев, произрастающих в районах с жарким климатом. Чаще всего применяют стиракс (из надрезанного молодого дерева — ликвидамбра), бензойную смолу (из деревьев семейства стираксовых) и ладан (из веток кустарника цистус).

     Бальзамы  — это полужидкие вещества —  растворы древесных смол в эфирных  маслах. Наибольшее применение имеет толуанский бальзам, обладающий ванильным запахом.

     Смолы и бальзамы ценны не только тем, что  имеют свой собственный запах, но и тем, что являются отличными  фиксаторами, повышающими стойкость  запаха духов.

     Мускус  — это зернистое вещество темно-коричневого  цвета, получаемое из высушенных желез внутренней секреции мускусного оленя — кабарги.

     Амбра — жирная восковидная масса серо-зеленого цвета, добываемая из пищеварительного тракта кашалотов и состоящее на 80% из холестерина. Амбру находят также в виде кусков, плавающих на поверхности моря у тропиков. В парфюмерии применяют настой амбры, способный фиксировать запах. Его разновидностью является – амброксид –один из важнейших компонентов натуральной серой амбры. Кристаллическая масса с сильным амбровым запахом и легким древесным оттенком. Промышленное производство основано на окислении склареола либо на циклизации фарнезилкарбоновой кислоты до получения склареолида; последний затем восстанавливается и дегидратируется. Используется в парфюмерных композициях и отдушках высших сортов.

     Бобровая  струя — продукт выделения  парных желез речного самца бобра, встречающегося в Сибири.

     Цибет — мазеподобное выделение желез внутренней секреции цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке и Азии.

     Душистые  вещества животного происхождения  применяются в парфюмерии в виде настоев и значение их очень велико: они облагораживают и обогащают  запахи и увеличивают время восприятия их. Кроме того, они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека.

     Синтетические душистые вещества. Это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древесины и эфирных масел, из которых выделяют отдельные составные  части и перерабатывают в душистые вещества. В связи с непостоянством качества и некоторой дефицитностью натуральных душистых веществ проблема создания синтетических душистых веществ привлекает особое внимание парфюмеров всех стран. В настоящее время синтезировано значительное количество душистых веществ: терпиневое — с запахом сирени, ванилин — с запахом ванили, кумарин — с запахом сена и др.

     Синтетические душистые вещества могут иметь не только запахи, соответствующие запаху цветов или свежей зелени, но и такие, которые не встречаются в природе, благодаря чему возможно создание духов  и других парфюмерных товаров с различными фантазийными запахами, что позволяет значительно расширить ассортимент парфюмерных товаров, например:

     аббаверт [2-(1-этилпентил)-1,3-диоксалан] – душистое вещество широкого применения для различных сред, за исключением продуктов с низким значением рН (2–6), в которых оно неустойчиво. Обладает мощным запахом зелени, напоминающим листву, но с фруктовой и древесной нотами. Хорошо вписывается в композиции цветочного направления, добавляя к современным композициям направления зелени интересные ноты.

     Abbavert — продукт компании “Bush Boak Allen”.

     Спирт применяют в парфюмерии как растворитель для душистых веществ и как  дезинфицирующее и освежающее средство в одеколонах и душистых водах. Для производства парфюмерных товаров применяют этиловый спирт-ректификат высшей очистки, крепостью 96,2°.

     Вода  применяется главным образом  для разведения спирта до нужной концентрации и должна соответствовать показателям  стандарта для питьевой воды.

     Красители применяются в тех случаях, когда  парфюмерной жидкости нужно придать  определенный цвет. Для этой цели используются органические красители, растворимые  в спирте и воде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Упаковка и маркировка парфюмерной воды 

     ГОСТ 27429-87 Изделия парфмерно-косметические жидкие. «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение»

     Упаковка  любого товара, а духов особенно – высочайшее искусство. Оболочка, как и сами духи, создается на долгие годы. Перевести язык запахов  в зрительный ряд, передать первое представление  об идее запаха стараются художники  и дизайнеры. Еще в гробницах  фараонов древнего мира были найдены  сосуды со следами благовоний. Греки  и римляне оставили замечательные  образцы флаконов в виде миниатюрных  амфор. Древнерусские красавицы  пользовались специальными восточными украшениями – подвесками, в которые  вкладывали ароматические вещества. При ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся аромат. В настоящее время широко распространен  прием оформления флакона – в  виде женской фигуры. Упаковка духов  – это часть аромата. Сегодня  законодатель моды в мире флаконов – фирма Баккара (фр.). Она основана в 1764г. Ее услугами пользуются ведущие  Парфюмерные дома мира.

     Духи  расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или керамические флаконы емкостью не более 65 мл с плотно притертыми пробками из стекла или стекла с полиэтиленовым покрытием или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пластмассы или металла.

     Одеколоны и душистые воды расфасовывают в  стеклянные флаконы емкостью не более 250 мл. Флаконы с плечиками заполняются  парфюмерной жидкостью до уровня плечиков; флаконы без плечиков должны иметь воздушное пространство не более 4% емкости флаконов.

     Горлышки  флаконов с притертыми пробками должны быть отделаны бодрюшом (пленка из говяжьих или бараньих кишок), лайкой или прозрачной пленкой; обвязаны канителью, шелковой или вискозной ниткой или ленточкой.

     Выпускаются парфюмерные товары (одеколоны и  душистые воды) и в аэрозольной  упаковке.

     Флаконы с духами и одеколонами могут  быть уложены в художественно  оформленные футляры или коробки или могут быть без футляров и коробок. Такие флаконы завертывают в оберточную бумагу и укладывают в сшивные или складные упаковочные картонные коробки. Парфюмерные наборы упаковывают в отдельные упаковочные коробки комплектно, причем флаконы, входящие в наборы групп А и экстра, предварительно обертывают бумагой.

     На  флаконы с парфюмерными товарами наклеивается художественно оформленная  этикетка с указанием на лицевой  стороне этикетки наименования изделия; на обратной стороне — наименования предприятия, его местонахождения  или его товарного знака, месяца и года выработки, розничной цены, обозначения стандарта, наименования группы изделия.

     При выпуске парфюмерных изделий  в футлярах с флаконами без  этикеток всю маркировку размещают на футляре.

     На  бумажных клеевых лентах, которыми оклеивают коробки, типографским способом или штемпельной краской должны быть указаны наименование изделия  и номер артикула; наименование предприятия  и его местонахождение; количество единиц изделия, упакованного в коробки; дата выработки, номер бригады; наименование группы изделия; обозначение стандарта.

     На  ящиках с парфюмерными товарами должны быть указаны наименование изделия  и номер артикула; наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение или  наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя; порядковый номер  ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.

     На  крышках ящиков должны быть надписи: «Верх», «Не бросать!», «Стекло».

     Проверка  качества товара (на примере парфюмерных жидкостей)

     Проверка  качества партии ПКТ состоит из двух этапов:

     на 1-ом этапе проверяется качество упаковки и маркировки;

     на 2-ом – качество самого товара (содержимого) по органолептическим и физико-химическим свойствам.

     Проверка  качества упаковки.

     Составление случайной выборки. Согласно НД проводят отбор проб: выбирают 3% упаковочных единиц из разных мест партии (составляют случайную выборку), что должно составлять не менее чем три упаковочные единицы. Если в выборке более 3% изделий не соответствуют по упаковке и маркировке требованиям ГОСТ, проводят повторную проверку на удвоенной выборке. По результатам повторной проверки партию бракуют, если в выборке более 3% изделий не соответствуют требованиям стандартов (хотя бы по одному из показателей). При наличии менее 3% изделий, не соответствующих требованиям стандартов, партию принимают, бракуя только фактически обнаруженное количество дефектных изделий.

     Проверку  качества начинают с установления соответствия вида и типа упаковки образцу –  эталону, техническому документу изготовителя на конкретное наименование изделия.

     Тара  и упаковочные средства должны быть изготовлены из материалов, разрешенных  органами государственного санитарно- эпидемиологического надзора России.

     Флаконы, используемые для фасовки парфюмерных  жидкостей, должны иметь правильную форму, устойчиво стоять на горизонтальной поверхности. Согласно ГОСТ Р 51578-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. ГОСТУ объем используемых флаконов должен быть не более 255 куб. см.

     Стеклянные  флаконы не должны иметь критических  дефектов; допускается присутствие  нормированных дефектов. Такие дефекты, как царапины, заусенцы, неравномерная толщина стенок, матовость, мелкий пузырь – мошка (диаметр не более 1мм), ухудшают внешний вид флакона; не допускаются – трещины, сколы, открытый пузырь, расположенный вблизи поверхности флакона.

     В соответствии с НД проверяют заполнение флакона парфюмерной жидкостью. Допустимое отклонение по объему не должно превышать ± 5%.

     Требование  к заполнению флаконов парфюмерном  жидкостью: флаконы с плечиками  заполняют до уровня плечиков, а  флаконы без плечиков имеют воздушное  пространство ,занимающее не более 4% емкости флакона; флаконы с пульверизатором заполняют по объему, указанному на этикетке.

     Основным  требованием, предъявляемым к укупорочным  средствам, является полная герметизация горловины флакона при хранении и при многократном использовании  содержимого флакона. Стеклянные пробки должны быть хорошо притерты к горлышку флакона, а пластмассовые и комбинированные  колпачки должны легко навинчиваться  до отказа. Наружная поверхность колпачков  гладкая, ее цвет и внешний вид  не должны изменяться под действием  содержимого флакона.

     Футляры должны быть художественно оформлены, с четким рисунком, выполненным яркими красками. Декоративный металлизированный  рисунок («золото», «серебро») не должен темнеть и осыпаться при хранении.

     Фиксаторы, находящиеся в фулярах, д.б. целостными, без видимых дефектов и выполнять свою основную функцию фиксировать флакон внутри футляра.

     Этикетка  должна быть без загрязнений, с четким шрифтом, художественно оформлена  и плотно, без перекосов и морщин наклеена на флакон. Допускается смещение этикетки не более чем на 2 мм с сохранением товарного вида изделия. Цвет, размер и рисунок этикеток должны соответствовать утвержденным образцам.  

     1.3 Транспортирование и хранение парфюмерной воды 

     Парфюмерные изделия транспортируют всеми видами транспорта: в крытых транспортных средствах, универсальных контейнерах, в соответствии с правилами перевозок  грузов, действующими на данном виде транспорта.

     Согласно  ГОСТ 27429 – 87 при хранении в складских  помещениях коробки и ящики с  парфюмерной продукцией должны быть установлены крышками вверх. Коробки  хранят в штабелях на стеллажах или  деревянных настилах. Высота штабеля  должна быть не более 1,5 м.

     Флаконы с парфюмерными жидкостями при хранении не должны подвергаться непосредственному  воздействию солнечного света. Хранят парфюмерные жидкости в крытых складских  помещениях при температуре от + 5 до + 25 °С.

     Срок  годности для каждого конкретного  наименования жидких парфюмерных изделий  устанавливает предприятие-изготовитель, и он составляет 3-5 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНОЙ ВОДЫ.

2.1ЭКСПЕРТИЗА  КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНОЙ ВОДЫ.

Парфюмерная косметика и ее товароведная характеристика