Парфюмерная косметика и ее товароведная характеристика
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
- ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ……………………………………………6
- Сырье и материалы, используемые для изготовления парфюмерно-косметических товаров……………………………………………………….6
- Упаковке и маркировке парфюмерно-косметических товаров…………..14
- Транспортирования и хранения парфюмерно-косметических товаров….18
- ЭКСПЕРТИЗА
КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ……………………………………………………………
……….19 - Экспертиза качества парфюмерной воды………………………………..19
- Контроль
качества и правила продажи парфюмерно-косметических
товаров……………………………………………………………
……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………34
ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни нас окружает огромное разнообразие ароматов, будь то стиральный порошок или средство для снятия лака, не говоря уже об элитной парфюмерии.
Парфюмерия (франц. parfumerie, от parfum - приятный запах, духи) – это изделия, применяемые для ароматизации кожи, волос, одежды, а также как гигиенические освежающие средства.
Сегодня многие женщины, даже самые богатые и знаменитые, предпочтут появиться на светском рауте без бриллиантов, но укутавшись... в аромат обворожительного парфюма. Доказывать окружающим свою финансовую состоятельность с помощью дорогих украшений давно уже стало моветоном.
В
большом разнообразии парфюмерных
товаров легко можно
Именно
поэтому свою курсовую работу я хочу
посвятить ассортименту и экспертизе
качества парфюмерной воды.
- ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУАЛЕТНОЙ ВОДЫ.
1.1 Сырье и материалы, используемые для изготовления парфюмерных товаров
Состав всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата (парфюмерной композиции), спирта и воды, разница в пропорциях.
Самыми дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 90% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.
Парфюмированная вода - дневные духи, "дух духов", следующий по концентрации вид парфюмерной продукции -5-25% концентрата растворенные в 90% спирте.
Туалетная вода - 6-15% концентрата и 85% спирт.
Одеколон - 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.
Создание запахов, как и любая творческая деятельность, - плод вдохновения и множества впечатлений. Музыкант играет по нотам, художник пишет красками, парфюмер ("нос") составляет свое творение из запахов. За всю историю парфюмерное дело из семейного преобразовалось в поле деятельности финансовых групп, фирм. Теперь парфюмер создает композиции для фирмы, на которую работает и следовательно должен вдохновляться ее идеалами и имиджем.
Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.
Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции "масс-маркет", где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены.
- Критерии запаха:
- Стойкость;
- Крепость;
- Шлейф;
- Узнаваемость, возможность распознать;
- Возможность ассоциировать запах с фирмой;
- Со стилем.
Крепость запаха определяется % содержанием парфюмерной композиции. Об этом речь шла выше.
Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.
Свежие, цитрусовые, травяные и цветочные ароматы менее стойкие по сравнению с восточными, ванильными, амбровыми и мускусными. Чтобы усилить любимый запах надо использовать изделия одной парфюмерно-косметической серии.
Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов.
Термины: "НАЧАЛЬНАЯ (головная) нота", нота "СЕРДЦА (средняя)", "КОНЕЧНАЯ (базисная) нота" - означают фазы раскрытия букета.
Начальная нота проявляется в течение первых 15 мин. испарения. Она создает первое, спонтанное впечатление о духах. Создается она наиболее летучими компонентами композиции: цитрусовыми, травяными, альдегидными, зелеными, озоновыми ароматами.
Нота "сердца" - ядро духов, определяет тип запаха. Она раскрывается вслед за начальной нотой и держится в течение 3-4 часов. В это время проявляются все основные ароматы композиции: фруктовые, цветочные, пряные, древесные, животные и др.
Конечная нота ощущается в завершающей стадии испарения и держится 4-5 часов. В ней проявляются животные, мускусные, ванильные, янтарные запахи, они обеспечивают силу и стойкость духов. Визуально аромат можно представить себе в форме треугольника и таким образом увидеть, какую роль играют те или иные ноты на каждой стадии раскрытия аромата.
Виды запахов:
- ГОРЬКИЕ: герань, лимон, мандарин, пион, сирень, флердоранж (цветок апельсина).
- ТОНКИЕ: акация, гелиотроп, ирис, левкой, магнолия, мимоза, настурция, пион, роза.
- СЛАДКОВАТЫЕ: акация, мандарин, тубероза, ваниль.
- ЗЕЛЕНЫЕ: гвоздика, фиалка (листья), нарцисс, гальбанум (смола), мирра.
- ТЕПЛЫЕ: акация, душистый горошек, персик, сандал, тубероза, жимолость, животные запахи.
- ГУСТЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ: гвоздика, ладан, лилия, пачули, тубероза, ладан.
- ПРЯНЫЕ: жасмин, пачули, цикламен, корица, гвоздика, ветивер (корни), ладан.
- ЗАПАХ КОЖИ, ТАБАКА получают из бессмертника.
- ЖИВОТНЫЕ запахи: Серая амбра-железа кашалота выделяет секрет, который дает живой, теплый аромат, с нотами морского побережья, с оттенками запаха чая. Применяется для придания стойкости, в качестве фиксатора.
Чтобы получить тот или иной вид запаха в парфюмерной промышленности используют следующие душистые вещества:
Натуральные душистые вещества. Они делятся по происхождению на вещества растительного и животного происхождения.
К растительным душистым веществам относятся эфирные и экстрактные масла, смолы, бальзамы и растения, применяемые для спиртовых настоев.
К
душистым веществам животного
Эфирные масла — это легколетучие маслянистые жидкости, добываемые из цветов (розы, жасмина и др.), цветочных почек (гвоздики), плодов (аниса), кожуры плодов (лимона, апельсина), листьев (мяты), древесины (сандалового дерева) и др. Эфирные масла получают из свежих или высушенных эфиромасличных растений путем перегонки водяными парами (например, розовое, гераниевое, мятное и некоторые другие), путем выжимания их из корки (цитрусовое), путем экстракции при помощи летучих растворителей.
Экстрактные масла считаются наиболее качественными и применяются для изготовления духов высшего сорта:
абсолю, или абсолютное масло - высококонцентрированное натуральное душистое вещество с сильным и стойким запахом, получаемое из экстрактовых эфирных масел. Летучими и нелетучими растворителями из цветочного сырья извлекают экстрактовое масло, а затем конкрет , из которого путем обработки спиртом с последующей его отгонкой получают абсолю.
Азалии масло - эфирное масло из верхушечных соцветий азалии Azalea pontica, называемой на Кавказе и в Житомирской области желтым рододендроном Rhododendron luteum. Абсолютное масло представляет собой вязкую массу желто-коричневого или зеленоватого цвета со стойким цветочным запахом. Содержит гексиловый, гептиловый, коричный спирты, терпинеол, линалоол, сесквитерпеноиды (кариофиллен, кадинен, неролидол и др.), метиловые эфиры эвгенола и изоэвгенола, а также бензиловые эфиры бензойной, салициловой и антраниловой кислот. Применяется в композициях высших сортов парфюмерии.
Аира масло - эфирное масло из сухих корней аира болотного Acorus calamus. Вязкая жидкость желто-коричневого цвета со своеобразным пряным запахом. Масло содержит b-азарон в качестве основного компонента, а также (Z,Z)-4,7-декадиеналь, ряд сесквитерпеноидов, которые и определяют запах аирного масла. Используется в парфюмерных композициях
Акации масло - эфирное масло из цветов деревьев (Acacia farnesiana и Acacia dealbata). Абсолютное масло акации получают из конкрета акации. Темно-желтая или коричневая жидкость с сильным стойким пряно-травянистым запахом. В состав абсолютного масла входят метилсалицилат, гераниол, фарнезол, бензиловый спирт. Высокая цена конкрета, и тем более самого абсолютного масла привела к замене его в парфюмерии на композиции из недорогих синтетических душистых веществ.
Альдегид анисовый, или обепин, пара-метоксибензальдегид - жидкость с приятным запахом мимозы, боярышника. Содержится в анисовом, фенхельном и многих других эфирных маслах. Чаще всего анисовый альдегид получают окислением метилового эфира пара-крезола. Хорошие результаты дает способ метилирования пара-гидроксибензальдегида. Используется во многих парфюмерных композициях и отдушках при дозировке до 5%.
Альдегид дециловый, или деканаль жидкость с сильным альдегидным запахом, при разбавлении проявляются ноты апельсиновой корки. Содержится в цитрусовых, хвойных и многих цветочных эфирных маслах. Получают дегидрированием децилового спирта на специальных катализаторах. Используется в малых дозах (до 2%) в парфюмерных композициях и отдушках различного назначения.
Ацетат спирта листьев, или цис-3-гексенилацетат - жидкость с очень сильным запахом свежескошенной травы, листьев, недозрелых фруктов. Получают ацетилированием цис-3-гексенола.
Пара-ацетиланизол, или пара-метоксиацетофенон - кетон, продукт взаимодействия уксусной кислоты и анизола. Кристаллическая масса с сильным стойким запахом сена и цветочными нотами мимозы, боярышника. Компонент эфирных масел. Используется в парфюмерных композициях.
Сухое растительное сырье — это высушенные душистые части растений (семена, кора и др.), применяемые в виде спиртовых настоев. Они представляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.
Смолы представляют собой выделения из надрезов некоторых деревьев, произрастающих в районах с жарким климатом. Чаще всего применяют стиракс (из надрезанного молодого дерева — ликвидамбра), бензойную смолу (из деревьев семейства стираксовых) и ладан (из веток кустарника цистус).
Бальзамы — это полужидкие вещества — растворы древесных смол в эфирных маслах. Наибольшее применение имеет толуанский бальзам, обладающий ванильным запахом.
Смолы и бальзамы ценны не только тем, что имеют свой собственный запах, но и тем, что являются отличными фиксаторами, повышающими стойкость запаха духов.
Мускус — это зернистое вещество темно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней секреции мускусного оленя — кабарги.
Амбра
— жирная восковидная масса серо-
Бобровая струя — продукт выделения парных желез речного самца бобра, встречающегося в Сибири.
Цибет — мазеподобное выделение желез внутренней секреции цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке и Азии.
Душистые вещества животного происхождения применяются в парфюмерии в виде настоев и значение их очень велико: они облагораживают и обогащают запахи и увеличивают время восприятия их. Кроме того, они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека.
Синтетические душистые вещества. Это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древесины и эфирных масел, из которых выделяют отдельные составные части и перерабатывают в душистые вещества. В связи с непостоянством качества и некоторой дефицитностью натуральных душистых веществ проблема создания синтетических душистых веществ привлекает особое внимание парфюмеров всех стран. В настоящее время синтезировано значительное количество душистых веществ: терпиневое — с запахом сирени, ванилин — с запахом ванили, кумарин — с запахом сена и др.
Синтетические душистые вещества могут иметь не только запахи, соответствующие запаху цветов или свежей зелени, но и такие, которые не встречаются в природе, благодаря чему возможно создание духов и других парфюмерных товаров с различными фантазийными запахами, что позволяет значительно расширить ассортимент парфюмерных товаров, например:
аббаверт
[2-(1-этилпентил)-1,3-
Abbavert — продукт компании “Bush Boak Allen”.
Спирт применяют в парфюмерии как растворитель для душистых веществ и как дезинфицирующее и освежающее средство в одеколонах и душистых водах. Для производства парфюмерных товаров применяют этиловый спирт-ректификат высшей очистки, крепостью 96,2°.
Вода применяется главным образом для разведения спирта до нужной концентрации и должна соответствовать показателям стандарта для питьевой воды.
Красители
применяются в тех случаях, когда
парфюмерной жидкости нужно придать
определенный цвет. Для этой цели используются
органические красители, растворимые
в спирте и воде.
1.2
Упаковка и маркировка парфюмерной воды
ГОСТ
27429-87 Изделия парфмерно-
Упаковка любого товара, а духов особенно – высочайшее искусство. Оболочка, как и сами духи, создается на долгие годы. Перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее запаха стараются художники и дизайнеры. Еще в гробницах фараонов древнего мира были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы пользовались специальными восточными украшениями – подвесками, в которые вкладывали ароматические вещества. При ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся аромат. В настоящее время широко распространен прием оформления флакона – в виде женской фигуры. Упаковка духов – это часть аромата. Сегодня законодатель моды в мире флаконов – фирма Баккара (фр.). Она основана в 1764г. Ее услугами пользуются ведущие Парфюмерные дома мира.
Духи расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или керамические флаконы емкостью не более 65 мл с плотно притертыми пробками из стекла или стекла с полиэтиленовым покрытием или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пластмассы или металла.
Одеколоны
и душистые воды расфасовывают в
стеклянные флаконы емкостью не более
250 мл. Флаконы с плечиками
Горлышки флаконов с притертыми пробками должны быть отделаны бодрюшом (пленка из говяжьих или бараньих кишок), лайкой или прозрачной пленкой; обвязаны канителью, шелковой или вискозной ниткой или ленточкой.
Выпускаются парфюмерные товары (одеколоны и душистые воды) и в аэрозольной упаковке.
Флаконы с духами и одеколонами могут быть уложены в художественно оформленные футляры или коробки или могут быть без футляров и коробок. Такие флаконы завертывают в оберточную бумагу и укладывают в сшивные или складные упаковочные картонные коробки. Парфюмерные наборы упаковывают в отдельные упаковочные коробки комплектно, причем флаконы, входящие в наборы групп А и экстра, предварительно обертывают бумагой.
На флаконы с парфюмерными товарами наклеивается художественно оформленная этикетка с указанием на лицевой стороне этикетки наименования изделия; на обратной стороне — наименования предприятия, его местонахождения или его товарного знака, месяца и года выработки, розничной цены, обозначения стандарта, наименования группы изделия.
При выпуске парфюмерных изделий в футлярах с флаконами без этикеток всю маркировку размещают на футляре.
На бумажных клеевых лентах, которыми оклеивают коробки, типографским способом или штемпельной краской должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия и его местонахождение; количество единиц изделия, упакованного в коробки; дата выработки, номер бригады; наименование группы изделия; обозначение стандарта.
На ящиках с парфюмерными товарами должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение или наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя; порядковый номер ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.
На крышках ящиков должны быть надписи: «Верх», «Не бросать!», «Стекло».
Проверка качества товара (на примере парфюмерных жидкостей)
Проверка качества партии ПКТ состоит из двух этапов:
на 1-ом этапе проверяется качество упаковки и маркировки;
на
2-ом – качество самого товара (содержимого)
по органолептическим и физико-
Проверка качества упаковки.
Составление случайной выборки. Согласно НД проводят отбор проб: выбирают 3% упаковочных единиц из разных мест партии (составляют случайную выборку), что должно составлять не менее чем три упаковочные единицы. Если в выборке более 3% изделий не соответствуют по упаковке и маркировке требованиям ГОСТ, проводят повторную проверку на удвоенной выборке. По результатам повторной проверки партию бракуют, если в выборке более 3% изделий не соответствуют требованиям стандартов (хотя бы по одному из показателей). При наличии менее 3% изделий, не соответствующих требованиям стандартов, партию принимают, бракуя только фактически обнаруженное количество дефектных изделий.
Проверку качества начинают с установления соответствия вида и типа упаковки образцу – эталону, техническому документу изготовителя на конкретное наименование изделия.
Тара
и упаковочные средства должны быть
изготовлены из материалов, разрешенных
органами государственного санитарно-
эпидемиологического надзора
Флаконы, используемые для фасовки парфюмерных жидкостей, должны иметь правильную форму, устойчиво стоять на горизонтальной поверхности. Согласно ГОСТ Р 51578-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. ГОСТУ объем используемых флаконов должен быть не более 255 куб. см.
Стеклянные флаконы не должны иметь критических дефектов; допускается присутствие нормированных дефектов. Такие дефекты, как царапины, заусенцы, неравномерная толщина стенок, матовость, мелкий пузырь – мошка (диаметр не более 1мм), ухудшают внешний вид флакона; не допускаются – трещины, сколы, открытый пузырь, расположенный вблизи поверхности флакона.
В соответствии с НД проверяют заполнение флакона парфюмерной жидкостью. Допустимое отклонение по объему не должно превышать ± 5%.
Требование к заполнению флаконов парфюмерном жидкостью: флаконы с плечиками заполняют до уровня плечиков, а флаконы без плечиков имеют воздушное пространство ,занимающее не более 4% емкости флакона; флаконы с пульверизатором заполняют по объему, указанному на этикетке.
Основным
требованием, предъявляемым к укупорочным
средствам, является полная герметизация
горловины флакона при хранении
и при многократном использовании
содержимого флакона. Стеклянные пробки
должны быть хорошо притерты к горлышку
флакона, а пластмассовые и
Футляры
должны быть художественно оформлены,
с четким рисунком, выполненным яркими
красками. Декоративный металлизированный
рисунок («золото», «серебро») не должен
темнеть и осыпаться при
Фиксаторы, находящиеся в фулярах, д.б. целостными, без видимых дефектов и выполнять свою основную функцию фиксировать флакон внутри футляра.
Этикетка
должна быть без загрязнений, с четким
шрифтом, художественно оформлена
и плотно, без перекосов и морщин
наклеена на флакон. Допускается смещение
этикетки не более чем на 2 мм с сохранением
товарного вида изделия. Цвет, размер и
рисунок этикеток должны соответствовать
утвержденным образцам.
1.3
Транспортирование и хранение парфюмерной
воды
Парфюмерные изделия транспортируют всеми видами транспорта: в крытых транспортных средствах, универсальных контейнерах, в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта.
Согласно ГОСТ 27429 – 87 при хранении в складских помещениях коробки и ящики с парфюмерной продукцией должны быть установлены крышками вверх. Коробки хранят в штабелях на стеллажах или деревянных настилах. Высота штабеля должна быть не более 1,5 м.
Флаконы с парфюмерными жидкостями при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света. Хранят парфюмерные жидкости в крытых складских помещениях при температуре от + 5 до + 25 °С.
Срок
годности для каждого конкретного
наименования жидких парфюмерных изделий
устанавливает предприятие-
2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНОЙ ВОДЫ.
2.1ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПАРФЮМЕРНОЙ ВОДЫ.