Парикмахерское искусство. 8

ВВЕДЕНИЕ

 

Написание дипломного проекта  предполагает разработку моделей причесок, костюма, а так же историю развития парикмахерского искусства. Работа над дипломным проектом достаточно сложна и интересна.

Дипломный проект – это  заключительная работа учащегося, в которой проявляется степень его теоретической и практической подготовленности.

Основными целями выполнения дипломного проекта являются:

1 систематизация, расширение  и углубление теоретических знаний  учащегося – будущего специалиста;

2 развитие навыков самостоятельной работы, проведение исследований и экспериментов при решении конкретных практических задач.

При этом перед учащимися  ставится задача не только овладеть существующей системой и методами проектирования, но и внести, по возможности, свой творческий вклад в решение, если не всей задачи вцелом, то отдельных ее частей, учитывая общие направления в развитии науки и техники.

Парикмахерское искусство  в настоящее время находится  на достаточно высоком уровне, с  каждым годом изменяется и совершенствуется. Изменения обусловлены модой, с появлением новых форм причесок, окрасок, стрижек и конечно обусловлено с появлением более нового и усовершенствованного оборудования. Оборудование позволяет мастеру выполнять операции качественно и быстро.

С течением времени мода меняет свои направления и этому способствует работа модельеров, при этом модельеру следует следить за модными тенденциями, за всеми видами искусства, так как развитие искусства отражает процесс развития общества.

Каждое новое направление  в моде несет необходимую новизну, иногда полную противоречий по отношению к предыдущему направлению в моде. Парикмахер-модельер должен пытаться выявлять суть новых тенденций в развитии моды, общую идею, определяющую весь строй моды. Это дает возможность работать над новыми моделями причесок, стрижек, покрасок, являющимися необходимыми элементами единого ансамбля с костюмом, с создающимися художественными образами, отвечающим эстетическому идеалу, вкусу.

Вместе с различными формами причесок, стрижек идут в  ногу со временем новейшие разработки индустрии красоты. Это такие как наращивание ногтей, наращивание волос, наращивание ресниц, коррекция фигуры и т.д. Все эти новинки доступны в сфере обслуживания населения по самым доступным критериям моды.

Промышленные процессы не уступают, создаются новые виды современной аппаратуры, которая позволяет создавать что-то интересное и необычное. Постижерное искусство не уступает, промышленные процессы достаточно усовершенствованы, создаются новые виды искусственных волос, практически имитирующие натуральные. Парики, накладки, шиньоны окрашивают во всевозможные цвета, придают различные формы, выполняют стрижки, химические завивки и т.д.

Работа для дипломного проекта тесно связана с постижерными изделиями, из которых в основном состоит фантазийная прическа на тему «Беларусь православная», которая объединяет в себе различные стили, порой абсолютно не совместимые. Наиболее важным этапом создания прически является стилизация. В данной работе необходимо стилизовать некоторые элементы прически, что позволит придать прическе и образу неповторимость.

Данная дипломная работа весьма актуальна в парикмахерском искусстве, так как сегодня парикмахерское искусство не имеет границ и постоянно  развивается и совершенствуется, порой даже шокируя нас необычностью форм и красок. Подобные работы можно выполнять для различных конкурсов, так как по сложности выполнения они не уступают наиболее сложным и трудоемким работам, но при этом весьма интересны и очень разнообразны по исполнению. Также можно просто демонстрировать в профессиональной педагогической деятельности.

Фантазийные прически являются разнообразными и в их форму могут  входить следующие компоненты: архитектура, природа, музыка, Вселенная, искусство, история и все то, что окружает нас, создавая все разнообразие форм.

Сегодня мир парикмахерского  искусства двигается постоянно  вперед. Проводятся международные конкурсы, чемпионаты, семинары, мастер-класс, показы причесок сменяют друг друга с  такой скоростью, что уследить за всеми событиями в мире причесок весьма трудно.

Существуют различные  организации, которые проводят мероприятия  по парикмахерскому искусству. Одной  из них является Всемирный Конгресс – Intereoiffure Mondial, который считается  элитной международной организацией. На протяжении 80-и лет организация объединяет в своих рядах самых талантливых стилистов и руководителей изо всех лучших салонов планеты. Конкурс, проводимый Всемирным Конгрессом, организовывается один раз в четыре года в различных странах мира. В 2012 году состоится следующий конгресс парикмахеров и стилистов, где соберутся лучшие специалисты и профессионалы парикмахерского искусства.

В настоящее время  создается огромная помощь молодым  специалистам. Проводятся различные  конкурсы, где принимают участие  молодые специалисты. Постоянно выявляются таланты. Залог успеха в парикмахерском искусстве – это постоянное развитие и совершенствование.

Каждый мастер должен помнить, что его задача – создание гармоничного образа – состоит не только в реализации своих идей, но и в направлении моды.

Таким образом, можно сказать, парикмахерское искусство развивается и идет в ногу с модой.

 

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИЧЕСКИ И КОСТЮМА

 

История возникновения  парикмахерского искусства начинается еще с древних времен, ведь известно, что уже в 5 – 4 веках до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание.

Каждая эпоха вносила  в развитие парикмахерского искусства  новые формы, детали, силуэты причесок, отражая национальные черты, сословную  принадлежность, исторические события  и индивидуальный вкус человека.

Сначала прически были очень просты, например, спадавшие волосы перевязывали ремешком, а со временем, и так же с развитием общества прически усложнялись, где применялись различные украшения, постиж.

Каждая эпоха вносила  новые виды и формы причесок, которые  отличались друг от друга сложностью и необыкновенностью.

Фантазийные прически появились  примерно в первой половине 17 – 18 века, но украшения, которые применялись, в фантазийных прическах появились  из более древних времен, так же как и постиж в основном, из которого состояла фантазийная прическа.

В Древнем Египте, как  женщины, так и мужчины носили парики различных форм, которые украшались различными гребешками, лентами. Так же носили кольца, серьги, браслеты, амулеты. Украшения были различны и необыкновенны. Ношение украшений требовало чувства меры, так же и в ношении косметики.

Парикмахерское искусство  у древних римлян, так же как  у древних греков, пользовалось особым вниманием. Носили парики различных  цветов.

Для украшения причесок применяли различные украшения, застежки, пряжки, булавки, сеточки. Украшения выполнялись из золота, серебра. Гребни вырезались из дорогих пород дерева.

Украшения в эпоху  Возрождения делались по рисункам известных  мастеров – художников, скульпторов. Особенно разнообразны были изящные головные украшения – шпильки, гребни, веточки, нити жемчуга, блестки, налобные цепочки с камнями.

Косметика, так же как  и украшения дополняла образ. В каждом обществе женщины так  и мужчины красились, использовали краски.

Женские прически первой половины 16 века во Франции стали делать высокими, использовали каркас, который со временем стал изменяться – появились прически в форме «груши», «яблока», «летучей мыши».

В середине 16 века широко стали применять парики разного  цвета, при этом волосы посыпали пудрой.

В этом веке украшения  носили так много, что королям  приходилось издавать указы, в которых  запрещались те или иные виды украшений. Носили массивные золотые шейные цепи, ожерелья, серьги из драгоценных  камней.

В Английских прическах 6 века с появлением высоких воротников прически стали «расти вверх». Носили парики разных цветов. Прически на париках были различны, некоторые – в форме конуса, другие – ТВ форме груши. Прически обильно посыпались пудрой, украшались шпильками с алмазными навершиями, серебряными сетками, перьями.

Модно было носить на дорогих  мехах украшения в виде головок  зверей, выполненных из дорогого хрусталя и оправленные в золото.

В Англии 16 века среди  аристократов косметика была сильно распространена. Мужчины и женщины  сильно румянились, подкрашивали ресницы, брови, губы. Белилам покрывали не только лицо, но и руки.

Парики очень распространены, так же как и хвосты, накладные  волосы.

Парики 70 – х годов  делали из различных материалов –  натуральных волос, волос из шерсти животных, морской травы, волокон кукурузы и проса.

Как ранее уже говорилось, фантазийные прически появились  в 17 – 18 веках, которые можно отнести  к стилям барокко и рококо, так  как в эти периоды прически были высокие, громоздкие, которые выполнялись  на основе каркаса и постижа.

В 17 веке Франция переживает подъем культуры и искусства. В это  время за ней закрепляется приоритет  в области моды. Распространение  моды происходило тогда весьма оригинальным способом. Рассылали восковых кукол, одетых по последней моде, в другие государства.

На французскую моду влияет испанская мода. В моду входит пышный завитый парик. Искусство парикмахеров позволило усовершенствовать громоздкие, неудобные волосяные изделия. Королевский лейб – медик Эрве нашел способ прикреплять волосы к маленьким шапочкам, обтянутым шелковой тонкой сеткой. Парики приобретают формы естественных причесок и прочно входят в жизнь всех слоев населения. Прически на париках постепенно изменились. Завивка осуществлялась горячим способом, при помощи пара, что было большим новшеством. Это были локоны, завитые и уложенные горизонтальными рядами, с плотной челкой надо лбом и глубоким продольным пробором.

Парикмахерское дело во второй половине 17 века достигает  расцвета. Искусство изготовления париков  стало так совершенно и накладные шевелюры так великолепны. Парики стали предметом коммерции, экспорта. Парик алонжевый, то есть удлиненный, был очень знаменит и дорог.

В 80 –х годах в прическе на парике стали делать пробор между  тупеями, которые стали увеличиваться  в высоту.

Женщины некоторое время продолжали носить высокие прически на каркасах различных форм.

Но происходят изменения, и взбитые прически уступают место  естественным, упрощенным прическам.

В прическах используют различные химические завивки, например, типа «Мадам Севинье».

В стиле барокко прически были разнообразны. Увлечение драгоценностями  при королевском дворе заставляет ювелиров изобретать все новые и  новые украшения для причесок и костюмов. Впервые появляются бриллианты, которыми украшают воротники, прически, костюмы, шляпы.[3; ст. 135]

Многообразие мужского и женского гардероба предполагало наличие всех видов одежд: накладных, распашных, драпирующихся.

Текстиль этого времени  – это атлас, тафта, муар, газ, бархат, сукно, а так же тонкая шерсть.

В первой половине 17 века мужчины носили сорочку, короткую куртку пурпуэн, неширокие штаны разной длины и плащ. Мужской костюм испытал влияние одежды мушкетеров и сочетал в себе военизированный стиль с обилием лент, кружев, пуговиц и бантов.

Модны воротники «а –  ля Ван Дейк» и шляпы «а – ля Рубенс».

Среди военных была популярна  одежда казак – гибрид куртки и  плаща с огромным числом пуговиц. Короткий прямой казак носили мушкетеры.

Обязательной деталью  дворянского костюма была шпала. К 30 – м годам появился новый  вид штанов – панталоны. Это были прямые ниже колена штаны, низ которых был отделан петлями из лент.

Во второй половине 17 века мужчины в качестве верхней  одежды начали носить жюстокор, напоминающий мундир.

В 80 – х годах в  моду вошли муфты. Большую муфту  на шнуре носил Людовик 14.

Женская одежда была очень  разнообразна. В начале века женщины  носили распашное платье роб, под  ним котт с веерообразным каркасным  воротником, отделанным кружевом. Платье роб имело широкие рукава с  манжетами. Платье котт было на каркасной  основе, которая надевалась поверх рубашки, с завышенной талией.

В целом для женского костюма первой половины века характерны большие объемы. Женская обувь  на каблуке способствовала вытягиванию  силуэта по вертикали. Поверх роб  и котт надевалось широкое и длинное  манто с капюшоном либо легкая пелерина в зависимости от сезона.

К середине века линия  талии возвратилась на место. Каркасная  основа сохранилась, но приобрела другую форму. Лиф узкий остался с  треугольным мысом, а юбка приобрела  воронкообразный каркас на китовом усе. Рукава пышные, с разрезами и бантами. Декольте широкое, но неглубокое, отделано полосой ткани или кружев.

Модест и фрипот будут  присутствовать в костюме женщин до конца столетия.

К концу столетия женский  костюм и прическа приняли четко  выраженный профильный силуэт. Котт приобрела глубокое квадратное декольте и узкие рукава с кружевами и оборками по низу.

Муфты, палантины и  перчатки, усовершенствованные в  крое, стали очень популярны.

Женские платья были роскошны, украшались лентами, бантами, кружевами [10; ст. 111 - 120]

В искусстве на смену  стилю барокко в 18 веке приходит более изящный, декоративный стиль  рококо. Этот стиль получил развитие в первой половине 18 века. Под влиянием нового стиля изменился эстетический идеал. Если груженности, утяжеленности, что отражалось в костюмах и прическах, то стиль рококо принес воздушность, изящество и легкость, утонченную хрупкость и изнеженность. И мужчины и женщины напоминают кукол, разодетых в шелка, без возраста и индивидуальности. Светлые парики, белила, и румяна скрывали возраст. Парики постепенно уменьшаются. Алонжевые парики заменяются более короткими.

Парикмахерское дело в 18 веке продолжает быстро развиваться, и при этом появляются все новые  и интересные формы причесок.

Французский журнал «Галерей причесок» писал, что в 1779году парики и приставные шевелюры, выйдут из моды и их, будут носить лица отдельных профессий. Несмотря на такое пророчество, с париками расставались очень медленно. Парики имели свои преимущества, скрывали появившиеся лысины, парики придавали более респектабельный вид.

Женские прически во Франции  в первой половине 18 века продолжали оставаться громоздкими и тяжеловесными.

В 60 – 70 – е годы прически представляют собой целые волосяные  сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами – куаферами в течение нескольких часов.

В Париже готовили специальных  куаферов в Академии парикмахерского  искусства.

В 1780 году куафер Леонар придумал для королевы Марии –  Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями, драгоценностями. Для того, чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов, прикрепляя их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Прически украшались не только лентами и перьями, но и бутафорскими изделиями. Дамы наверху прически укрепляли фигурки людей, чучела животных, цветы, плоды. Появляется очень сложная прическа, которая получила название «фрегат». В 1775 году тупей увеличился, но через год его величина удвоилась.

Верхняя часть прически состояла из корабля, который был  украшен перьями, бусами, лентами.

Прическа требовала  большого количества шпилек, помады, пудры, поэтому сохранить ее старались  как можно дольше, не разбирая несколько дней, даже недель. Во время сна пользовались специальными подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу.

К костюму и к прическе уделялось большое внимание.

В первой половине 18 века мужчины носили жюстокор, весту, сорочку и кюлоты. У жюстокора покатая линия плеч, узкие рукава и отрезная нижняя часть, состоящая из клиньев на полотняной или волосяной прокладке. Талия была подчеркнута.

Отделкой по-прежнему служили вышивка и кружева. Полочки  аби и весты по борту, клапаны прорезных карманов и отвороты рукавов отделывались вышивкой серебряными, золотыми или шелковыми нитями и другими декоративными элементами.

Во второй половине 18 века во Франции полностью сформировался  стиль рококо. Изменился вкус, и  появилось стремление к простоте и элегантности. Но в придворной одежде по–прежнему широко применялась вышивка золотом и серебром. Под аби еще некоторое время носили длинную весту, которую сменил жилет без рукавов, со спинкой из другой ткани. Вместо галстука стали носить черную ленту из тафты. Обувь была с низким каблуком и пряжкой.

В 70 – е годы из Англии приходила другая мода. Стали популярными  фрак, надетый на жилет, и верхняя  одежда редингот, полностью вытеснившая  плащ.

Практичная и удобная  одежда англичан привлекла внимание французов уставших от помпезности и мишуры. Жюстокор и камзол, отстали от моды. Итак, на смену жюстокору и камзолу пришли фрак и жилет. Фрак был более удобен и практичней.

Верхней одеждой стал сюртук прямого покроя с прорезными боковыми карманам, воротником, разрезом на спинке и однобортной застежкой спереди.

Редингот с воротником был основной верхней теплой зимней одеждой.

В 18 веке в женской  одежде вновь появился каркас (панье). Широкие юбки платьев располагались  поверх панье. Оно представляло собой куполообразный полотняный чехол на обручах из металла, китового уса, лозы и пристегивалось к корсету.

Платье на таком каркасе  и узком корсете имели глубокое декольте в виде каре, узкий лиф  с мысом и очень широкую  пышную двойную юбку, состоявшую из Модеста и фрипона. Низ фрипона и края Модеста богато декорировались вышивкой шелком, золотом, серебром. Цвета юбок были различные, но не яркие, насыщенные, а нежные, постельные (тона и полутона).

Часто лиф платья украшали одним атласным бантом. Узкий до локтя рукав украшался по низу воланами.

В качестве теплой зимней одежды служила длинная накладка, подбитая мехом. Она имела капюшон, воротник – пелерину и застежку спереди. С накладкой носили меховую  муфту.

В первой половине века вошло  в моду платье коншут, широкое, неотрезное, с драпировкой на спине, состоящей из крупных складок. Контуш имело узкий до локтя рукав и глубокое декольте.

Дамы носили также  платье полонез. Оно состояло из юбки и лифа, поверх которых надевалось распашное платье. Юбка Модест в  нем была задрапирована в виде полукружий как спереди, так и сзади. Вообще обилие рельефного декора придавало особый шик дамскому платью этого периода.

Некоторое время проявлялся интерес к картушкам, которые  носили не только девушки, но и зрелые дамы.

Происходит упрощение одежды, и это из–за влияния английской моды.[10; ст. 127 - 133]

Нельзя назвать другого  стиля, который больше бы украсил  бы прическу, чем стиль рококо. Золотые  шпильки, гребни из опала, оникса, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, шпильки десятками, а иногда и сотнями использовались в прическе. Любили украшать прическу живыми цветами. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми перьями.

В каждой эпохе была своя мода, свой, идеал красоты к, которому стремилось общество.

Во Франции моду диктует  король и приближенные. В стиле  барокко существует свой идеал красоты.

Идеал мужчины – мужественный, галантный придворный с величественной осанкой. Он умелый танцор, хороший  стрелок и наездник, внимательный кавалер. Идеал красоты – Людовик 14, который был высокого роста, с правильными чертами лица, пышными длинными волосами. «Король - Солнце», как называли его современники, был образцом величия и монументальности.

Женщины воплощали в  себе величие, парадность, жеманство, грациозность, кокетливость. Но четко выраженного идеала женской красоты не было. Он зависел от вкусов короля и внешности, сменяющих друг друга фавориток. Однако всегда оставались в цене тонкая талия, широкие бедра и пышные волосы.

Французское искусство, являвшееся эталоном для всех, породило декоративный стиль рококо.

Идеал красоты. Величие, помпезность, перегруженность костюма барокко сменились утонченной грациозностью, легкостью, хрупкостью костюма рококо. Сблизились внешние черты мужского и женского облика: кукольность лица, походка, жесты, позы и частично одеяние.

Красивой считалась  дама с небольшой изящной головкой, узкими покатыми плечами, тонкой талией, широкими бедрами, маленькими изящными ручками, тонкими лодыжками, белым  кукольным нарумяненным лицом.

При женственной внешности мужчин их привилегий и обязанностью оставались галантность и готовность угождать прихотям и капризам дам.

Все белили лица, пудрили  прически и ходили в обуви на каблуках. Мужчины носили тонкое белье, редко  надевали шпалу, на их пальцах было обилие перстней, а карманы полны безделушек.[10; ст. 125]

Темпы смены одного стиля  другим в прическах все время  ускоряются, что, безусловно, связано  в первую очередь с развитием  науки и техники. В дальнейшем, с развитием последних, будет  интенсивнее развиваться и парикмахерское искусство. Это непреложная и непременная закономерность.

Об истории парикмахерского  искусства можно рассказывать много, ведь его развитие было связано с  эволюцией человеческого общества, с изменениями условий быта, с  повышением культуры. В наши дни парикмахерское искусство продолжает развиваться и совершенствоваться в соответствии с современными тенденциями, технологиями и направлениями. Однако прежний опыт не остается невостребованным. Каждое десятилетие мы «переводим» старые идеи на «новые рельсы».

 

 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Прическа появилась  в первобытном обществе значительно  раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого  общества.

Прическа часто изменялась в зависимости от климатических  условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов. [3; ст. 7]

Процесс возникновения  и прически и художественного  образа очень сложен, чаще всего  это связано с появлением ни одного, а сразу нескольких образов, возникающих  один за одним, близких или различных.

Творческий процесс  создания прически находиться в близком  родстве с творчеством в любом  другом виде человеческой деятельности. Прическа так же, как скульптура участвует в оформлении образа, она  способствует созданию художественного  образа.

С позиции высокого искусства, в этом соображении можно усмотреть некоторую натяжку, но, тем не менее, наше утверждение не должно казаться ни дерзким, ни странным – нет никаких оснований так думать.

Выражая конкретный художественный образ, прическа может иметь либо главенствующее значение, когда человек должен перевоплотиться, либо подчеркивать индивидуальность конкретного человека.

Развитие причесок, их изменения обусловлены, с одной  стороны, общим стилем эпохи, с другой – модой.

Стиль в искусстве  – Это устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства.[1; ст. 3]

В пределах одного стиля  прически появляются различные видоизменения, называемые модой, под которой понимается непродолжительное господство определенного вкуса в какой – либо сфере жизни или культуры.

Каждая новая мода несет необходимую новизну, иногда полную противоречий по отношению к  предыдущей моде.

При индивидуальном моделировании  причесок происходит так называемая интерпретация моды. Модель может претерпевать различные изменения. Следует сказать, что великое множество различных, часто непредсказуемых факторов влияет на изменение моделей причесок, вследствие чего возникают новые.[2; ст. 30 - 31]

Наличие стилевых особенностей, разнообразие форм позволяют продлить и расширить влияние моды и таким образом удовлетворить число людей.

В зависимости от назначения прически делятся на 8 видов:

1. Повседневная прическа  должна быть не только модной  и красивой, но так же удобной и практичной, не требующей больших затрат времени для ее воспроизведения. Кроме этого она должна соответствовать роду занятий человека.

2. Вечерние прически  сложны по замыслу, исполнений  и композиции. Форма, цвет волос,  украшения должны быть тщательно продуманы, Прическа нарядная, техничная. Украшения с камнями, постиж 25 – 30% .

3. Модельные прически  сложны по исполнению, должны  соответствовать направлению моды, дополнять целостность образа. Макияж  яркий. Украшения- отдельные прядки  постижа. Окраска волос не менее 2 – х цветов.

4. Стилизованные прически  выполняются на основе национального  мотива с применением современных  элементов, украшений, дополнений  для подчеркивания национального  колорита в прическе, цвет волос,  костюм должны соответствовать  национальным мотивам.

5. Авангардные прически  – вид позволяет мастеру выразить  свои самые неординарные идеи. Прически подразумевают что–то  новое, неизвестное. Применяются  неординарные цвета волос, элементы, линии силуэта, применяются украшения  и постиж в неограниченном количестве.

6. Фольклорные прически  применяются для показа каких  либо сцен, историй из народной  жизни. Должно быть соответствие  костюма, украшений, макияжа, прически.

7. Исторические прически  применяются как показательные  на сцене, в спектаклях.

Должны соответствовать стилю, эпохе, определенному периоду, наличие определенных украшений, костюма, применение постижа.

8. Фантазийные прически  – находят свое выражение в  новых линиях, формах, макияж. Соответствует  идеи мастера. Разрешаются неординарные  дополнения, множества украшений.[4; ст. 148]

В фантазийных прическах  можно применять 70 – 90 % постижа, украшения  и т. д., что позволяет создать  интересную форму прически.

Фантазийные прически могут  выполняться на основе: архитектура, музыка, природа, искусство, Вселенная.