Парижская мирная конференция

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………….……...3

1 Итоги Первой мировой войны …………………………………...………..4

2 Созыв Парижской мирной конференции …………………………………8

3 Создание Лиги наций ……………………………………………….…… 11

4 Решения и итоги Парижской мирной конференции…………………. 13

Заключение ……………………………………………………….………….24

Список использованных источников ………………………...…………….25

 

ВВЕДЕНИЕ 
1 ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

 

Первая мировая война, которая началась между европейскими великими державами: Великобританией, Францией и Россией, с одной стороны, Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и азиатской Турцией, с другой, означала коренное изменение сложившейся системы международных отношений. Война началась между странами Антанты и Четверным согласием, но по мере ее развития к воюющим коалициям присоединялись другие, в том числе и неевропейские страны (Китай, Япония, Латинская Америка). Война окончилась, когда в ней участвовали 33 государства (более 1,5 млрд. человек, это составляло около 90 % населения Земли). Это была первая глобальная война и по количеству погибших в ней (10 млн. убитых и 20 млн. раненых) и по масштабам разрушений.

Война привела к невиданному до тех пор перемещению населения: территорию военных действий покидали мирные жители, граждане колоний великих держав были призваны в армию и перевезены в Европу, хотя, например, индуистская религия запрещает пересекать море. Появилась масса военнопленных на территориях воюющих стран.

Военные планы обеих коалиций были схожими. Обе коалиции вели борьбу за передел мира. Для Германии важно было установить полную экономическую и политическую гегемонию в Европе, получить колонии в Азии и Африке, потому что, когда произошло объединение Германии и началось быстрое развитие ее экономики и военное строительство, наиболее богатые колонии уже были захвачены странами противоположного блока. Австро-Венгрия боролась за сохранение своего влияния на Балканах, где она надеялась подавить национально-освободительное движение народов своей огромной империи. Турция и Болгария тоже вели борьбу за укрепление и расширение своих позиций за счет сопредельных стран.

Страны Антанты преследовали свои цели. Прежде всего, они рассчитывали ликвидировать экономически быстро развивавшуюся Германию, устранить ее как военного конкурента. Колонии Германии не представляли для них большого интереса, так как Того и Камерун были слаборазвитыми регионами, а тихоокеанские острова и полуостров Шаньдун в Китае имели более стратегическое, нежели экономическое значение. Гораздо больший интерес представляли для них вассальные территории Османской империи. На севере Африки уже с конца XIX в. сталкивались интересы Англии и Франции, а на проливы Босфор и Дарданеллы претендовали Англия и Россия. В 1915-1916 гг. Великобритания и Франция признали право России на зону проливов, а в 1916 г. договорились о примерном разделе арабских территорий, подписав так называемые «тайные « договоры 1915-1916 гг.

Что касается конечных целей, то было ясно, что все участники войны имели намерение основательно перекроить карту Европы: освободить народы Австро-Венгрии, ослабить Германию. Франция пыталась взять реванш за поражение в Франко-Прусской войне 1870-1871 гг., вернув область Эльзас – Лотарингии, отторгнуть у Германии левый берег Рейна. Россия пыталась укрепить свое влияние на Балканах, завладеть Черноморскими проливами. Англия стремилась закрепить за собой африканские колонии Германии и остановить угрожающий ее позициям на мировых торговых путях рост германского флота. Япония, захватив важные в стратегическом отношении германские колониальные владения в Тихом океане и на Азиатском континенте, становилась влиятельной силой в регионе Дальнего Востока.

Предложение М. Баденского, главы германского правительства, в ночь с 3 на 4 октября 1918 г. начать переговоры о перемирии на основе «14 пунктов « президента Вильсона было неожиданным для стран Антанты, считавшим, что война продлится, по крайней мере, до 1920 г. Военная машина США, вступивших в войну в апреле 1917 г., только разворачивалась: в армию было мобилизовано 5 млн. человек, к отправке в Европу готовилось 1,5 млн. солдат, 2 млн. были уже перевезены, отмечался быстрый рост американской промышленности. Страны Антанты, истощенные войной, мечтали о полной капитуляции Германии и ее последующей оккупации. Кроме того, у них были серьезные сомнения в том, что мир на основе «14 пунктов « Вильсона обеспечит осуществление их целей. Но просьба Германии о перемирии вызвала у них чувство облегчения, так как продолжение военных действий могло привести к полному истощению обеих коалиций.

Возникшее в 1916 г. во всех странах движение за окончание войны, к которому особенно активно призывал Папа Римский, истощение военного потенциала воюющих стран, радикализация общественного движения во всех странах, включая колонии, требовали немедленного прекращения военных действий.

После полуторамесячных переговоров стран Антанты со странами противоположного блока 29 сентября 1918 г. капитулировала Болгария, 30 октября подписала перемирие в Мудросе Турция, 3 ноября из войны вышла Австро-Венгрия, Германия была вынуждена принять все условия стран-победительниц, включая их требование об отречении от власти кайзера Фридриха-Вильгельма II. Помимо развала фронта, в Германии в начале ноября 1918 г. вспыхнула революция, был низложен император. Учитывая то, что до этого война шла на территории Франции и в Восточной Европе, а сейчас приблизилась к территории Германии и угрожала ей оккупацией, не желавшие этого США и Великобритания 11 ноября 1918 г. подписали с нею Компьенское перемирие. По нему Германия выводила войска из всех оккупированных стран Европы, включая Эльзас и Лотарингию, обязалась отвести войска за Рейн, образовав на его правом берегу 50-тикилометровую нейтральную зону, Германия передавала странам Антанты военное снаряжение (тяжелые орудия, пулеметы, надводные суда, подводные лодки, аэропланы, подвижной состав, автомобили). По статье 19 соглашения о перемирии, Германия обязана была возместить убытки стран-победительниц.

Прямым следствием войны было возникновение в странах Антанты либеральных, пацифистских, интеграционистских идей устройства будущего мира. Мировая война была объявлена «войной, которая покончит со всеми войнами «. B большинстве стран возникло стремление создать такой орган, который бы обеспечил коллективную безопасность и нес бы ответственность за разрешение споров с целью недопущения новой мировой войны.

 

2 СОЗЫВ ПАРИЖСКОЙ  МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 

 

 

Основная задача стран Антанты – победа над Германией и ее союзниками была выполнена. Предстояло подписать с ними мирные договоры, зафиксировав в них новый баланс сил. Крушение Германии, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй, образование новых государств должно было определить их место в системе международных отношений, сложившееся в результате войны. Но возникшая в Европе и мире обстановка во многом осложнялась революционным и национально-освободительным движением, а также разным подходом стран-победительниц к проблемам мирного урегулирования.

В течение полутора месяцев после подписания Компьенского перемирия и до открытия мирной конференции в лагере стран-победительниц обнаружились серьезные разногласия по вопросам содержания мирного договора и послевоенного устройства Европы. Прибытие на мирную конференцию огромной американской делегации, насчитывавшей 1300 человек, возглавлявшейся президентом Вильсоном, рассматривалось европейской общественностью, как благоприятный фактор заключения мира на основе либеральных идей, содержавшихся в его «14 пунктах «. Только что пережившая ужасы войны Европа устроила Вильсону восторженную встречу, провозгласив его чуть ли не единственным победителем. Проехав по городам Европы, Вильсон везде встречал взрыв эмоций людей, уцелевших после кровавой бойни и надеявшихся, что она больше никогда не повторится. Тщеславный американский президент надеялся, что на предстоявшей мирной конференции Соединенным Штатам удастся навязать свое лидерство странам Европы, тем более, что за годы войны США не только погасили свои финансовые долги европейским странам, но и сосредоточили у себя большую часть их золотого запаса и предоставили им в долг около 10 млрд. дол. Военная задолженность европейских стран рассматривалась Соединенными Штатами, как важный рычаг давления при подготовке мирного договора с Германией. Но в самих США позиции Вильсона оказались не так уж прочны. Прошедшие в ноябре 1918 г. промежуточные выборы в конгресс привели к тому, что там было сформировано республиканское большинство. Дебаты в конгрессе во время обсуждения условий перемирия и будущего мира показали, что не все депутаты обеих палат разделяют идею Вильсона относительно создания надправительственной организации, которая должна была защищать национальные интересы, не допустить возникновения новой мировой войны и т.д. Противники обвиняли Вильсона в «идеализме «, «морализме «и предсказывали провал этой идеи.

Изменились и позиции стран Европы. Франция гораздо решительнее требовала установления границ Германии по Рейну с демилитаризацией ее. Она надеялась на расчленение Германии и создании на ее территории нескольких государств, в том числе Рейнской республики. Французская делегация требовала огромных репараций, которые значительно превышали размер контрибуций Франции, уплаченных Германии после Франко-Прусской войны. В интересах Франции было также разоружить Германию, чтобы навсегда лишить ее возможности противодействовать французам.

Но многое из того, что предлагала Франция не разделяла Великобритания. Стоявший у власти в военные и первые послевоенные годы премьер-министр Д. Ллойд-Джордж был по убеждению либералом и считал, что с Германией не следует поступать жестко, чтобы не усиливать в германском народе чувство реванша. Он считал также, что Германия, как морская держава, перестала угрожать английским позициям.

Великобритания захватила германские колонии, ввела свои войска в Черноморские проливы и захватила бывшие турецкие вассальные владения в Африке и на Ближнем и Среднем Востоке. Значительное укрепление позиций Франции в Европе, особенно во вновь образованных странах, не входило в ее расчет. Кроме того, использование побежденной Германии в качестве рынка сбыта английских товаров и в борьбе против России отвечало интересам Великобритании и США и требовало от них умеренной политики в отношении образовавшейся в Германии Веймарской республики.

На конференцию приехали со своими предложениями почти все воевавшие на стороне Антанты страны. Германия и Австро-Венгрия не были приглашены к участию при разработке мирного договора и были вызваны на конференцию для получения готового договора.

Парижская мирная конференция открылась 18 января 1919 г. В ней участвовали, как страны непосредственно воевавшие с Германией (США, Великобритания, Франция, Италия, так и присоединившиеся к ним страны, имевшие интересы частного характера: британские доминионы и колонии, страны Центральной и Южной Америки, некоторые государства Европы. Помимо этого, выделялась категория стран, объявивших войну Германии, но не принимавших в ней участие, например, Китай и Япония.

Все рабочие органы конференции составляли «Совет десяти «: президент Вильсон и государственный секретарь США Р. Лансинг, премьер Великобритании Ллойд-Джордж и министр иностранных дел А. Бальфур, от Франции премьер-министр Ж. Клемансо и министр иностранных дел Пишон, от Италии премьер Орландо и министр иностранных дел Соннино, от Японии барон Макино и виконт Шинда. «Совет пяти « должен был состоять из глав правительств и собираться для решения наиболее острых вопросов, но поскольку Япония заявила о своей незаинтересованности в делах Европы, он сократился до четырех, а после ухода с конференции Италии, по сути, все вопросы решали Вильсон, Клемансо и Ллойд-Джордж. 
3 СОЗДАНИЕ ЛИГИ НАЦИЙ

 

 

Мирная конференция, едва открывшись, столкнулась с рядом проблем. Одной из них стал вопрос о языке конференции и протоколов ее заседаний. До сих пор все международные конференции проходили на французском, но поскольку в войне участвовали две крупные англо-саксонские державы, решено было вести протоколы на английском и французском языке, но часто заседания, например, «Cовета четырех « велись без протокола. Другим важным вопросом, вставшим перед конференцией, были разногласия президента Вильсона со своими коллегами по поводу Лиги наций. Вильсон настаивал на том, чтобы Устав Лиги наций был включен в текст мирного договора. Великобритания и Франция предлагали отложить или вообще не обсуждать этот вопрос.

Угроза срыва конференции заставила ее участников пойти на компромисс и 14 февраля 1919 г. Устав Лиги наций был принят в качестве первых 26 статей мирного договора. Для США это означало намерение через Лигу наций приобрести лидерство во всем мире, Англия и Франция, принимая Устав, преследовали свои цели: Англия хотела использовать его для сохранения своей колониальной империи, а Франция – для будущей гегемонии в Европе.

В Уставе Лиги наций говорилось, что все страны будут строить свои отношения, основываясь на международном праве, не будут прибегать к войне. В статье 8 говорилось об обязательстве всех стран сократить вооружения, статья 10 провозглашала принцип гарантии территориальной целостности и признание суверенитета всех членов Лиги наций. Статья 11 предусматривала меры, к которым Лига могла прибегнуть в случае объявления ее членам войны или в случае угрозы войны.

Устав Лиги наций предусматривал разрешение всех споров Международным трибуналом в Гааге. Важное значение имела статья 16, которая предусматривала совместные выступления членов Лиги против агрессора и применение к нему их вооруженных сил в случае, если его действия переставали отвечать современным международным отношениям и могли стать угрозой миру. Статья 22 передавала бывшие германские колонии, вассальные владения Османской империи в качестве подмандатных территорий великим державам, которые должны были подготовить народы этих стран к самоуправлению. Долгое время мандатная система односторонне осуждалась, преподносилась как расширение колониализма. Но практика показала, что получившая мандат на Сирию Франция или на Ирак Англия смогли довести их до независимости и приема в Лигу наций. Создание Лиги наций и мандатная система были первым пробным шагом отхода от сложившейся к этому периоду системы классического колониализма и попыткой заменить ее иными формами управления слаборазвитыми странами.

Высшими органами Лиги наций была Генеральная ассамблея, собиравшаяся раз в год и Совет Лиги, состоявший из пяти стран. Лига наций должна была работать в Женеве. Она была открытой организацией, в которую могли вступить любые страны по рекомендации членов Лиги.

Создание Лиги наций было первым шагом в образовании международной организации по поддержке мира и безопасности, новым этапом в развитии международных отношений. Образование первой в мире международной организации по обеспечению мира и безопасности имело большое значение, хотя многие формулировки Устава содержали неконкретные положения. Но принцип правового регулирования спорных вопросов, открытость для вступления в нее независимых государств, разделявших ее принципы, все это могло превратить Лигу наций в значительную силу, регулирующую международные отношения.

  
4 РЕШЕНИЯ И ИТОГИ ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 

 

После принятия Устава Лиги наций началось обсуждение конкретных вопросов мирного урегулирования с Германией и ее союзниками проблем послевоенного устройства Европы, где в годы войны появилось сильное движение за независимость и образование новых государств, особенно после краха Австро-Венгрии. Что касается Германии, то эта проблема с самого начала вызывала серьезные разногласия среди великих держав, связанные с их целями. Европейские державы сходились во мнении о необходимости сокрушения Германии, ликвидации ее военной мощи и промышленного превосходства, но подход разных стран к этому вопросу был различным и вызывал острую борьбу между ними.

С крайне жесткой позиции выступала Франция, стремившаяся к реваншу за поражение во Франко-Прусской войне, расчленению Германии, отторжению у нее ряда территорий. Она поддерживала сепаратистские движения в Рейнской области, поощряя создание там независимой республики и настаивая на передаче германских территорий на Востоке в пользу только что образованной Польши. Франция также требовала огромную сумму репараций, возмещения всех военных расходов стран-победительниц. Все это должно было подорвать экономическую мощь Германии.

Французские представители горячо поддерживали американскую идею о необходимости побежденной Германии возместить убытки стран, явившихся объектом германской агрессии, выдвигала принцип единоличной ответственности Германии за войну, впоследствии положенный в основание ст. 231 Версальского договора. Кроме того Франция была заинтересована в ослаблении германской армии, запрещении ей иметь современные средства вооружения (авиацию: цепеллины, самолеты, флот, особенно подводный), установить контроль над ее химической промышленностью.

C более умеренных позиций выступала Англия. Забрав германские колонии в Африке, и, передав германские владения в Тихом океане своему партнеру по англо-японскому союзу Японии, она не была заинтересована в значительном ослаблении Германии. Это автоматически означало усиление позиций Франции на Европейском континенте. Англия проявляла более умеренный подход и в подсчете репараций, хотя в декабре 1918 г. премьер-министр Великобритании Ллойд-Джордж заявил, что его страна намерена взять с немцев все «до последнего фартинга «, чтобы возместить хотя бы потери военно-морского флота Англии. Но ко времени конференции английские эксперты премьер-министр Австралии Юз и министр финансов Канады Фостер подсчитали, что Германия должна уплатить репарации на сумму 24 млрд. фунтов стерлингов (более 100 млрд. дол.). Соединенные Штаты Америки, создавшие специальную комиссию по подсчету убытков сразу, как только они вступили в войну, располагали наиболее точной суммой размера репарации, определяя ее в 25 млрд. дол. Позднее на конференции они предложили ограничить сумму репараций 15-20 млрд. дол., хотя в американском конгрессе сторонники «жесткого «мира с Германией требовали возмещения всех военных расходов, «хотя бы на это потребовалось 500 лет «.

Сторонники «жесткого « мира, включая государственного секретаря Р. Лансинга и командующего американскими войсками в Европе генерала Першинга, настаивали на расчленении Германии и создании на ее территории небольших государств – «лимитрофов «.

В целом, США поддерживали более умеренный подход к будущему устройству Германии, видя в ней поле для вложения своих капиталов после войны. Для них было важно устранить Германию, как своего конкурента, каким она была для них до войны, и сохранить ее в качестве своего партнера, особенно в таких отраслях, как химическая, военная, электротехническая промышленность, строительстве военно-морского и торгового флота, пассажирских перевозках.

США горячо поддерживали образование в Европе новых государств, возникших на развалинах Габсбургской империи, считая их, как и возникшую в Германии Веймарскую республику, объектом деятельности американской демократии и насаждения там американских принципов либерализма и свободы.

Многие проблемы, обсуждаемые на конференции, в Париже, из-за острой борьбы между ее участниками, не были разрешены полностью. Так, не удалось решить, какие категории убытков подлежат возмещению (оплата пенсий родственникам убитых на войне и пропавших без вести, ущерб гражданскому населению, пенсии раненым).

Кроме того, американские советники и эксперты, среди которых важную роль играл будущий государственный секретарь США Дж. Ф. Даллес, предлагали при этом учитывать платежеспособность Германии. Но в этом случае получатели репараций не смогли определить их общую сумму платежей, срок их внесения, размер ежегодных платежей по репарационным обязательствам. Решено было считать, что все эти вопросы разрешит специально созданная Репарационная комиссия, которая соберется 1 мая 1921 г., а до ее открытия Германия уплатит странам-победительницам 20 млрд. марок (5 млрд. дол.). Не был решен вопрос о процентном распределении репараций. Английский премьер Ллойд-Джордж считал, что Франции нужно дать 50 % репараций (она настаивала на 58 %), Англии – 25 % (сама она просила 30 %). США считали, что доля репараций для Франции не должна превышать 56 %, для Великобритании она должна быть вдвое меньше, и только Бельгии, по мнению всех стран, Германия должна уплатить репарации полностью.

На Парижской мирной конференции репарационный вопрос так и не был разрешен. Дискуссия о функциях будущей Репарационной комиссии тоже не привела к какому-либо результату. Франция боялась, что в лице этой комиссии она столкнется с противодействием своим планам по проблеме репараций и настаивала, чтобы ей были предоставлены самые широкие полномочия, вплоть до применения экономических санкции и оккупации территории Германии в случае невыполнения ею репарационных обязательств.

Военные статьи мирного договора были составлены более последовательно, но содержали положения, не менее унизительные для Германии. В конце 1918 – начале 1919 гг. США направили в Германию несколько миссий, которые должны были изучить ее вооруженные силы и возможности применения этих сил для борьбы с революционным движением в Европе.

На заседаниях Парижской мирной конференции обсуждение военных статей договора с Германией встретило разный подход к этой проблеме. C крайне экстремистской позиции выступала Франция. Она требовала установить союзнический контроль над германскими фабриками и заводами, полной демобилизации германской армии. США и Великобритания были против этого считая, что демобилизация армии Германии вызовет резкий рост безработицы, а контроль над ее районами потребует введения туда дополнительных контингентов войск, это вызовет увеличение оккупационных расходов, а, следовательно, и репараций. Что касалось численности германской армии, то Клемансо предлагал ограничить ее силами 140 тыс., командующий союзническими силами в Европе маршал Ф. Фош считал, что Германии нужно оставить армию не более 100 тыс. человек. Делегации США и Великобритании предлагали неменее 200 тыс., заявляя, что только для поддержки «внутреннего порядка « (то есть, для борьбы с революцией) Германии потребуется 140 тыс. солдат.

Обсуждение статей мирного договора, касавшихся военно-морских сил Германии, было не менее бурным. Здесь крайнюю позицию заняли США, только что начавшие строить свой военно-морской флот, и Великобритания, потерявшая большую часть своих военно-морских сил. Обе англо-саксонские державы были едины во мнении исключить Германию из числа главных морских держав, запретив ей иметь современные корабли. На заседании «Совета десяти « 6 марта 1919 г. адмиралы, входившие в специальную военно-морскую комиссию, предложили ограничить военно-морские силы Германии 15 тыс. человек, оставив ей по 6 броненосцев и легких крейсеров, по 12 торпедных лодок и

контрминоносцев. Они потребовали запретить Германии строить подводные лодки, на германских судоверфях должны были строиться военно-морские корабли с последующей передачей их победителям. Предложено было запретить Германии производить отравляющие газы.

Одним из самых трудных вопросов конференции оказался территориальный, переустройство Германии и ее союзницы Австро-Венгрии, что было связано с национально-освободительным движением в Европе. Эти проблемы были разрешены наиболее непоследовательно, что наложило свой отпечаток на международные отношения вплоть до настоящего времени. Особенно это касалось народов Восточной и Юго-Восточной Европы, немецкого населения, проживавшего во многих странах Европы.

Возникли и другие, вызвавшие разногласия вопросы. Вынесшая на своих плечах тяжесть войны против Австро-Венгрии, принимавшая активное участие в разгроме Германии, Россия, по праву, должна была принимать участие в переговорах. Октябрьская революция и смена власти не должны были лишать представителей русского народа участвовать в конференции. Но выход России из войны в результате подписания Брестского мира послужил причиной, в силу которой Советская Россия рассматривалась странами Антанты, как предательница общих интересов, против которой была организована и продолжалась интервенция. Отсутствие России на мирных переговорах выглядело столь противоестественно, что многие ее участники отмечали в своих мемуарах, как им представлялось, что за столом переговоров, наряду с Вильсоном, Ллойд-Джорджем и Клемансо, неизменно присутствовал Ленин.

Поскольку на конференции судьбу Европы вершили такие либералы, как Вильсон и Ллойд-Джордж, они хотели хотя бы внешне создать видимость объективного отношения к русскому народу¸ учитывая к тому же популярность идей революционного и национально-освободительного движения. Поэтому, по инициативе Ллойд-Джорджа и подержавшего его Вильсона, решено было пригласить на конференцию представителей всех воюющих в России правительств. 22 января 1919 г. было опубликовано специальное послание президента Вильсона к этим группам, которые приглашались принять участие в переговорах. Предложения Вильсона и Ллойд-Джорджа были продиктованы желанием осуществить компромисс большевистских сил с их противниками (Колчак, Деникин и др.). При этом антибольшевистские правительства должны были сохранять контроль над теми территориями, где они находились на момент переговоров. Учитывая, что в этот период Красная Армия вела на Юге и Востоке успешные операции, приглашение на мирную конференцию всех воюющих между собой групп означало желание стран Антанты сорвать это наступление. Советское же правительство согласилось на участие в этой конференции. Оно даже приняло 7-9 марта 1919 г. специального представителя стран Антанты У. Буллита и рассмотрело привезенные им условия участия Советской России в переговорах с враждебными ему группировками, но выдвигало свои условия. С ними Буллит возвратился в Париж, где они не были даже рассмотрены теми, кто их предлагал, потому что на конференции развернулась борьба по другим вопросам и союзникам стало совсем не до советских предложений. Германская делегация на Парижской мирной конференции

После длительной борьбы с трудом составленный договор был подготовлен к вручению его германской делегации, которая была вызвана в Париж, где 7 мая ей был вручен проект мирного договора. Германскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Веймарской республики граф Брокдорф-Ранцау. В своей речи на первом заседании конференции, на которое была приглашена германская делегация, Брокдорф-Ранцау сосредоточил внимание на критике статей мирного договора, возлагавших на Германию ответственность за развязывание войны, репарационных, военных, территориальных и прочих пунктах договора. Он предупредил, что разорение и гибель Германии может ввергнуть Европу в экономический хаос и вызвать у немецкого народа идею реванша. 28 мая Германия передала председателю конференции Клемансо свои контрпредложения. Немцы соглашались со многими территориальными и военными вопросами, но категорически отказывались признавать статью 231, обвинявшую Германию в развязывании войны и предлагали ограничить репарации 100 млрд. марок (20 млрд. дол.). После этого в английской и особенно в американской делегации началось движение за пересмотр мирного договора. Но начинать его новое обсуждение после почти полугода переговоров никому не хотелось. В Европе продолжало нарастать революционное движение и чтобы покончить с ним и успокоить германский народ, страны-победительницы решили навязать Германии компромиссный договор, пригрозив оккупировать ее территорию, если она не примет его.

28 июня 1919 г. в Версальском дворце германская делегация подписала мирный договор. Этот договор был составлен таким образом, что восстанавливал баланс сил, нарушенный победой англо-французской Антанты над вырвавшейся вперед Германией.

Последняя передавала часть захваченных территорий Польше (Познань, часть Восточной Силезии и Пруссии), возвращала Франции Эльзас и Лотарингию. Франция получала также право на эксплуатацию угольных копей Саарской области, которая на 15 лет передавалась под контроль Лиги наций с последующим проведением там плебисцита. Граница между Францией и Германией проводилась по Рейну, но на левом берегу Рейна и на правом в 50 километровой полосе Германия не имела права строить военные укрепления, сама

Рейнская зона оккупировалась войсками союзников и на 15 лет передавалась Лиге наций. Статьей 80 Германии запрещалось всякое объединение с Австрией. Германия отказывалась от области Мемель, которая впоследствии была передана Литве и стала называться Клайпедой, а также от города Данциг, который становился  «вольным городом «, но был включен в таможенную границу Польши. Германия уступала область Шлезвиг Дании, передавала странам-победительницам все свои колонии. Таким образом, она лишалась почти 13,5 % своей территории в Европе, теряла колонии.

По военным статьям мирного договора, до 31 марта 1920 г. Германия должна была сократить свою армию до 100 тыс. человек, 4 тыс. человек должен был начитывать ее офицерский корпус, В Германии отменялась воинская повинность, армия набиралась на добровольческой основе. Германский флот ограничивался, шестью броненосцами и шестью крейсерами, 12 истребителями и 12 миноносцами. Германия могла оставить 15 тыс. моряков и 1500 морских офицеров. Ей было запрещено иметь подводные лодки и авиацию. Особое значение имела статья 231, в которой была зафиксирована единоличная ответственность Германии за войну и на основании которой на нее возлагались репарации.

Мирный договор являлся компромиссом¸ который с трудом выработали державы. В какой-то мере он разрешил противоречия, возникшие к началу войны. Положительным было то, что, в соответствии с ним, создавались органы, призванные разрешать спорные вопросы (Лига наций, Репарационная комиссия, Контрольная комиссия для Рейнской области, Международный суд). Вместе с тем многие положения договора свидетельствовали о его временности. Решение о передаче под контроль Лиги наций сроком на 15 лет таких важных и спорных областей, как Саарская или Рейнская, невольно порождали у Германии сомнения в правильности такого решения и подталкивали ее к решению провести там плебисцит в свою пользу. Неопределенность касалась размера репараций, которые превратились в предмет торга между победителями и побежденными в первые послевоенные годы. Но, несмотря на это, подписание мирного договора положительно сказалось на международных отношениях.