Парламент
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Парламент
как высший законодательный
1.1 Порядок формирования и структура Парламента………………………….………...5
1.2
Полномочия и порядок
2 Федеральное
собрание как высший
2.1
Правовые основы деятельности
Федерального Собрания РФ………………
2.2
Законодательный процесс в РФ……
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Введение
Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов: национальное (народное) представительство учреждается конституцией; нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть; с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.; член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто его избрал, и потому не зависит от избирателей, не может быть ими отозван. [1, с. 23]
Значение парламента в современном
обществе огромно. Он является выразителем
интересов различных
Для России, парламентаризм в которой,
все же, только развивается, очень
необходимо учитывать опыт Запада,
а также самой реформировать
и развивать собственный
Цель курсовой работы: рассмотреть структуру, полномочия и порядок деятельности российского Парламента.
В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:
1 Изучить порядок формирования и структуру Парламента, а также ознакомиться с его полномочиями;
2 Изучить правовые основы деятельности Федерального Собрания РФ;
3 Исследовать законодательный процесс РФ.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.
В своей многогранной деятельности государство должно действовать не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно – правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству.
Российский парламент - Федеральное Собрание пришло на смену Съезду народных депутатов и избираемому им Верховному Совету. Съезд народных депутатов и Верховный Совет, действовавшие во многом в соответствии с прежней, хотя и обновленной, Конституцией РСФСР, не смогли возглавить назревшие общественные преобразования. На основе чрезвычайных указов Президента РФ в 1993 г. было избрано заменившее их Федеральное Собрание. Оно состояло из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В условиях переходного периода обе палаты избирались сроком на два года. В дальнейшем срок полномочий изменился, неоднократно менялся также порядок формирования Совета Федерации.[2, с. 318]
Объектом исследования является парламентаризм как явление в целом.
Предметом исследования – Федеральное Собрание Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава называется «Парламент как высший законодательный орган» и ознакомляет с понятием и историей Парламента. Вторая глава – «Федеральное Собрание как высший законодательный орган РФ», включает в себя особенности, правовые основы деятельности российского Парламента, а также знакомит с знакомит с законодательным процессом в России.
При работе над данной курсовой работой были использованы труды таких авторов как Е.И.Козлова, А.И.Абрамова, Н.И.Шаклеина, В.А.Козбаненко и других, а также были использованы федеральные конституционные законы и Конституция РФ.
1 Парламент как высший
1.1 Порядок формирования и структура Парламента
В системе разделения властей парламент
является одним из главных центров
выработки государственной
Порядок формирования парламентов
часто находится в прямой зависимости
от их структуры. Нижние палаты парламентов,
как и однопалатные парламенты, почти
всегда формируются посредством
прямых выборов. На принцип выборности
как тех, так и других не влияет
тот факт, что в отдельных случаях
некоторая часть депутатов
1 Формирование верхней палаты
посредством непрямых (многостепенных
или косвенных) выборов.
Не более 238 членов Совета штатов индийского
Парламента (12 членов этой палаты назначаются
Президентом) избираются выборными
членами законодательных
Посредством трехстепенных выборов
в основном формируется Сенат V Французской
Республики. Сенаторы избираются депутатами
Национального собрания, депутатами
генеральных советов
2 Формирование верхней палаты
посредством прямых выборов,
Верхняя палата Конгресса США - Сенат - избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены Палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования проводится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
Сенат Итальянской Республики избирается
посредством прямых выборов на базе
областей. Количество мандатов зависит
от численности населения области
(Ломбардия - 47 сенаторов, Сицилия - 27, Сардиния
- 9). Как правило, область имеет
не менее 7 сенаторов. Состав Сената формируется
на основании смешанной
Смешанная избирательная система применяется и при выборах верхней палаты японского Парламента - Палаты советников: 152 депутата этой Палаты избираются по префектурным избирательным округам (в Японии 46 префектур), а остальные 100 - от общенационального избирательного округа. [4, с. 246]
3 Чисто феодальный способ
До недавнего времени в состав палаты входили более 1200 пэров, которые подразделялись на следующие основные группы: наследственные пэры, имеющие право передавать свой титул по наследству; пожизненные пэры, не имеющие права передачи титула по наследству; ирландские и шотландские пэры (в настоящее время их в Палате лордов нет); пэры по апелляции; духовные пэры (епископы и архиепископы англиканской церкви).
4 Формирование верхней палаты
посредством назначения в
5 Формирование верхней палаты смешанным путем, при котором в разных вариантах сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Сенат Бельгии, Сенат Ирландии).
Способ формирования верхней палаты парламента можно оценить лишь с учетом того, в какой степени он влияет на фактическую роль соответствующей верхней палаты как консервативного, сдерживающего начала.
Если сопоставить метод
Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными, органическими и обычными законами, регламентами палат и обычаями.
Современная конституционно-правовая
доктрина рассматривает депутата парламента
как представителя всей нации, а
не какого-то одного избирательного округа.
Логическим следствием этой концепции
является запрещение императивного
мандата и права отзыва. Соответствующие
нормы содержатся в конституциях
почти всех стран. Так, ст. 67 Конституции
Италии гласит: «Каждый член Парламента
представляет нацию и выполняет
свои функции без императивного
мандата». С не меньшей категоричностью
говорит об этом ст. 38.1 Конституции
ФРГ: «Депутаты германского
Отсутствие императивного
Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в силу этого его мандат обладает свойством несовместимости ни с какой государственной или иной должностью. Парламентская деятельность считается единственным законным занятием депутата, за исключением права занятия министерских постов в парламентских странах.
В содержание депутатского мандата входят следующие основные компоненты:
1 Индемнитет - депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д. Чрезмерно высокий индемнитет в ряде стран превращает место в парламенте в доходную должность. В некоторых странах депутатский индемнитет приравнивается к жалованью чиновников высшего разряда (Япония, Франция, Финляндия) или составляет определенную часть министерского оклада.
2 Иммунитет - законодательство демократических государств предоставляет депутату ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. Важнейшими элементами депутатского иммунитета являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.
Свобода слова и голосования
сводится к тому, что депутат не
может быть привлечен к уголовной
ответственности за высказывания в
парламенте и за голосование, поскольку
они осуществляются в силу мандата.
Однако почти повсеместно свобода
слова и голосования
Депутатская неприкосновенность, применяемая
обычно в период сессий, как правило,
состоит в том, что парламентарий
не может быть подвергнут уголовному
преследованию или аресту без
санкции соответствующей
Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат (этот порядок применяется обычно к депутатам верхних палат, которые не обновляются целиком), вследствие смерти депутата, в результате лишения мандата или признания выборов недействительными.
Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его мандат.
В настоящий момент в развитых странах вопрос о числе палат парламента не предмет политических столкновений, вопрос иметь в парламенте одну палату или две решается, исходя из различных соображений, имеющих политическое значение в момент соответствующей конституционной реформы.
Федеративные государства
Нижние или единственные палаты
часто именуются Национальное собрание
или Национальная ассамблея (Франция,
Вьетнам, большинство стран Африки),
Национальный совет (Австрия, Швейцария,
Словакия), Палата депутатов (Италия, Бразилия,
Румыния, Чехия), Палата представителей
(США, Япония, Хорватия, Бельгия). Верхние
палаты, пожалуй, в большинстве стран,
где они существуют, именуются
Сенатами, а в некоторых федерациях
названия верхних палат отражают
либо данную форму политико-
Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.
Единственные или нижние палаты
парламентов формируются почти
исключительно путем всеобщих и
прямых выборов. Исключений из этого
правила очень немного, наиболее
серьезный пример – это Всекитайское
собрание народных представителей, которое
избирается Собраниями народных представителей
автономных областей, провинций, городов
центрального подчинения и собраниями
представителей военнослужащих. Срок
полномочий нижних или однопалатного
парламента – обычно составляет 4-5
лет с полным одновременным обновлением.
В некоторых странах
Верхняя палата формируется различными
способами: путем прямых и косвенных
выборов, назначения, занятия места
по должности и др. Прямые выборы
сенаторов гражданами предусмотрены
в США, (по два сенатора от штата),
в Бразилии (по три), в Италии (не менее
семи от области), в Японии, Румынии
и многих других странах. Путем косвенных
выборов выбирается сенат во Франции,
где избирательную коллегию в
каждом регионе (наиболее крупной административно-
Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный, чем у нижних палат, обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года). Хотя встречаются случаи (например, в Бельгии, Италии, Польше) когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.
Верхняя палата может быть либо слабой,
когда она в состоянии
Некоторые особенности имеет внутренняя
структура парламентов с
В большинстве парламентов после
их созыва создаются партийные фракции
(группы). В современный период в
ряде новых конституций, и особенно
в регламентах парламентов (палат),
получили закрепление порядок
Партийные фракции занимают важное
место в парламентском
Фракции оказывают большое влияние
на работу представительного органа.
На уровне фракций ведутся переговоры
об образовании правительства. Но значение
фракций выходит за рамки чисто
парламентской деятельности, поскольку
они активно влияют на формирование
руководящих органов своих
Ведущую роль в деятельности парламента играет его руководящий орган. В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган.[8, с. 106]
Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. Но в некоторых странах имеются свои особенности.
Пост председателя верхней палаты
замещается по-разному. В одних странах
он избирается самой палатой (Франция,
Италия, Япония). В некоторых президентских
республиках председателем
Компетенция руководящего органа распространяется на все аспекты парламентской деятельности. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит прениями, устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом.
Важной составной частью парламентов
являются их комиссии (комитеты). Они
образуются либо на весь срок парламентских
полномочий, либо на каждой сессии. Почти
во всех двухпалатных парламентах свои
комиссии создает каждая палата, хотя
могут образовываться и объединенные
комиссии. Наиболее распространенная
среди последних –
По существу постоянные комиссии являются не вспомогательными органами парламента, а органами, которые присвоили себе ряд парламентских полномочий. Их роль неодинакова в различных странах, не все они обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом.
1.2 Полномочия и порядок деятельности Парламента
Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
В Армении, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях России, Таджикистана, Туркменистана, Украины употребляется собственное наименование для обозначения парламента.
Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.
В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).
Органы народного
Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.
Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).
Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.
Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).
Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.