Парламент Республики Башкортостан

Содержание 

Введение  3

Глава 1. Структура  Парламента Республики Башкортостан  8

    1.1. Деятельность  Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 8

    1.2. Деятельность  Заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан  11

    1.3 Президиум Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан  11

    1.4 Полномочия  Президиума Государственного Собрания   12

    1.5 Порядок  организации и деятельности Государственного  Собрания, его постоянных комитетов,  комиссий  14

    1.6 Права депутатов  Государственного Собрания  16

    1.7 Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан  17

Глава 2. Деятельность Парламента Республики Башкортостан  22

Заключение  30

Список используемой литературы  33 

 

Введение 

      Актуальность  данной курсовой работы. Парламентаризм в Республике Башкортостан имеет богатую историю, пройденный путь его становления извилист и труден. Опыт представительной и законодательной деятельности в республике, вне сомнения, заслуживает глубокого изучения и практического применения. Парламентаризм — это индикатор демократии.

     История парламентаризма в Башкортостане  уходит корнями в глубь веков. Она зарождается с незапамятных времен, когда народ начинает осознавать сам себя, сообща решать насущные вопросы, касающиеся его жизнедеятельности. Общественная жизнь башкир, их деятельность непосредственно связаны с реализацией демократического принципа решения приоритетных общественных вопросов на народном собрании –  курултае, где обсуждались вопросы войны и мира, формирования союзов племен, общественного управления, владения земельными наделами и иные важные вопросы. Традиционным демократическим институтом народного представительства всего башкирского народа стали все башкирские йыйыны, где каждый совершеннолетний мужчина имел право голоса. Они традиционно проводились на горе Сиснактау, расположенной несколько южнее от г. Уфы – столицы Республики Башкортостан.

     Другой  важной формой проявления парламентаризма  в общественной жизни башкир стал совет аксакалов, который включал представителей племени, имеющих несомненный авторитет, пользующихся уважением сородичей. Совет аксакалов на основе соблюдения народных традиций и обычаев, а также обмена мнениями и внимательного изучения сущности и содержания вопроса выносил решения, которые являлись обязательными для всех членов рода. Эти и иные формы реализации представительской функции, выражения и соблюдения интересов населения, являясь неформальными, сохранились в общественной жизни вплоть до конца XVII в., когда начинает внедряться кантонная система осуществления государственной власти.

     Становление современной парламентской системы  Башкортостана начинается с начала 90-х годов XX в., когда в общественной жизни большую роль начинают играть принципы плюрализма, многопартийной системы, свободы слова, печати, собраний и др. Представительство в органах законодательной власти основывалось на принципе конкурентности, когда депутаты для избрания в парламентский орган вынуждены были бороться за голоса избирателей на основе выдвижения привлекательных проектов общественного устройства, решения приоритетных задач, соблюдения интересов населения и принципа законности. О начале реализации этих основных принципов парламентаризма наглядно свидетельствует избрание, организация и деятельность Верховного Совета Республики Башкортостан XII созыва. В его работе четко проявился учет и соблюдение им интересов населения, что является одним из основных характеристик парламентаризма.

      Дальнейшее  его развитие в России и в Башкортостане  должно способствовать укреплению демократии, усилению результативности государственного механизма в обеспечении прав и свобод народов, каждого человека.

      Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

      Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной  власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

      Высшим  и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное  Собрание - Курултай - Республики Башкортостан.

      2 марта 2008 года состоялись выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва, которые проводились по смешанной системе в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и Кодексом Республики Башкортостан о выборах по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам. В результате которых избраны 120 депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, в том числе по единому республиканскому округу – 60 депутатов: из них от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» избраны – 55, от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 5 депутатов и по одномандатным избирательным округам - 60 депутатов. Из них 59 представлены «Единой Россией» и 1 – КПРФ.

      В составе Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва – 6 женщин, 114 мужчин. В состав парламента из представителей исполнительных органов государственной власти вошли 2 человека, правоохранительных органов – 1, экономики – 70, здравоохранения – 7, образования, науки – 15, культуры, искусства, спорта – 2, средств массовой информации – 1, других сфер деятельности – 16 человек. 119 депутатов имеют высшее образование, из них юридическое образование имеют – 12, экономическое образование – 7 человек. Ученые степени имеют 29 депутатов, из них докторов наук – 16, кандидатов наук – 13 человек.

      Главой  и высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.

      В настоящее время в республике зарегистрировано около 33 региональных отделений политических партий, более 600 общественных объединений. Представители многих из них входит в состав активно действующего Общественного совещания при Президенте Республики Башкортостан. Республика входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.

      Объект  курсовой работы – парламент Республики Башкортостан, как орган, осуществляющий законодательную власть.

      Предмет курсовой работы – структура и деятельность парламента Республики Башкортостан, как его составляющие.

      Цель  курсовой работы - исследование основных аспектов в деятельности парламента Республики Башкортостан.

      В данной курсовой работе можно поставить  следующие задачи:

      1. раскрыть функции Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

      2. раскрыть функции заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

      3. охарактеризовать деятельность Президиума Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

      4. рассмотреть порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий;

      5. также охарактеризовать права депутатов Государственного Собрания;

      6. определить сущность и структуру Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

      7. выявить основные аспекты в деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

      С практической точки зрения имеются  видимые проблемы по той причине, что Государственное Собрание Республики Башкортостан не занимает пока того места в жизни общества, которое должно было бы в принципе иметь. Основное назначение парламентского контроля состоит в том, чтобы парламент от имени, избравшего его народа обеспечивал надлежащий контроль за деятельностью исполнительной власти.

      Теоретическое значение состоит в том, что происходит совершенствование законодательства, так как оно не идеально и может иметь место пробел в праве, который необходимо ликвидировать.

      Нормативно-правовую базу данной курсовой работы составляют:

      - Конституция Российской Федерации.  Принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г. с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 25 июня 2003г. №-841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ.

       - Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом республики Башкортостан 24 декабря 1993г. № ВС-22/15, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан от 03.11.2000г. № 94-З, Законом Республики Башкортостан от 03.12.2002г. № 369-З, Законом Республики Башкортостан то 15.06.2006г. № 322-З, введена в действие Законом Республики Башкортостан от 24.12.1993г.№ВС-22/16;

      - Закон Республики Башкортостан «О государственном собрании – Курултае – Республики Башкортостан» от 30.12.2002г., с изменениями от 27.05.2003г., 01.06.2003г.,04.11.2003г;

      Теоретическую основу составляют работы:

Еникеева  З.И., Еникеева А.З., Азнагулова В.Г., Хамитоваа  З.Г., Маликова М.Ф., Искужина Т.С., в которых дана характеристика и общие положения о деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан.

      Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах, таких как  описательный, аналитический, функциональный и частнонаучном методе – формально-юридическом.  

 

Глава 1. Структура Парламента Республики Башкортостан 

1.1. Деятельность Председателя Государственного Собрания - Курултая

Республики  Башкортостан 

      Высшим  и единственным - законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное  Собрание - Курултай - Республики Башкортостан (далее - Государственное Собрание).

      Государственное Собрание является постоянно действующим  органом законодательной власти Республики Башкортостан.

      Государственное Собрание состоит из 120 депутатов.

      Государственное Собрание избирается сроком на пять лет.

      Государственное Собрание является правомочным, если в  его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов  Государственного Собрания.

      Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается  в количестве 25 человек.1

      Особенностью  Государственного Собрания Республики Башкортостан является то, что здесь  предусмотрена должность Председателя Государственного Собрания, который ведет заседания Государственного Собрания и ведает его внутренним распорядком.2

      Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан избирается из числа депутатов Государственного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

      Председатель  Государственного Собрания Республики Башкортостан:

      1) ведет заседания Государственного Собрания Республики Башкортостан;

      2) ведает вопросами внутреннего  распорядка деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан;

      3) организует работу Президиума Государственного Собрания Республики Башкортостан;

      4) осуществляет, общее руководство  деятельностью секретариата Государственного  Собрания Республики Башкортостан;

      5) назначает соответствующий постоянный  комитет Государственного Собрания ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственное Собрание субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственным Собранием, а в случае, если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого постоянного комитета Государственного Собрания, назначает данный постоянный комитет Государственного Собрания соисполнителем по законопроекту, направляет законопроект для рассмотрения в постоянные комитеты Государственного Собрания, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

      6) по заключению постоянного комитета  Государственного Собрания, ответственного  за подготовку законопроекта,  возвращает законопроект субъекту права законодательной инициативы в случаях, установленных Регламентом Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан;

      7) представляет Государственное Собрание  в отношениях с федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами;

      8) направляет для подписания Президенту  Республики Башкортостан законы, принятые Государственным Собранием;

      9) издает распоряжения и дает  поручения по вопросам, отнесенным  к его компетенции;

      10) представляет Государственному  Собранию кандидатуры для избрания  представителей Государственного  Собрания в квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Башкортостан;

      11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.3

      Председатель  Государственного Собрания может быть досрочно освобожден от должности:

      а) по личной просьбе;

      б) по предложению одной трети от установленного числа депутатов Государственного Собрания, если за это предложение

      проголосовало большинство от установленного числа  депутатов Государственного Собрания.

      Решение об освобождении Председателя Государственного Собрания от должности оформляется постановлением Государственного Собрания.

      Председатель  Государственного Собрания представляет Государственному Собранию доклад о  деятельности Государственного Собрания за истекшую сессию и программу законопроектной  работы на очередную сессию.4 
 
 

1.2. Деятельность Заместителя Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 

      Заместитель Председателя Государственного Собрания осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

      Заместитель Председателя Государственного Собрания избирается тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

      Порядок избрания заместителя Председателя Государственного Собрания и осуществления  им полномочий определяется Регламентом Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан.

      Заместитель Председателя Государственного Собрания выполняет по поручению Председателя Государственного Собрания отдельные  его полномочия и замещает Председателя Государственного Собрания в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. 

1.3 Президиум Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 

      Государственное Собрание формирует Президиум Государственного Собрания - постоянно действующий  орган Государственного Собрания, подотчетный ему в своей деятельности.

      Президиум Государственного Собрания создается  для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственного Собрания и осуществления иных полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом.

      В состав Президиума Государственного Собрания входят Председатель Государственного Собрания, заместитель Председателя Государственного Собрания, председатели постоянных комитетов Государственного Собрания.5

      Председательствуют  на заседаниях Президиума Государственного Собрания Председатель Государственного Собрания или его заместитель.

      В заседаниях Президиума Государственного Собрания вправе участвовать:

      1) полномочный представитель Президента Республики Башкортостан в Государственном Собрании;

      2) полномочный представитель Правительства  Республики Башкортостан в Государственном  Собрании;

      3) представители субъектов права  законодательной инициативы, если  на заседании Президиума Государственного Собрания рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.

      В работе Президиума Государственного Собрания могут принимать участие иные должностные лица органов государственной  власти Республики Башкортостан. 

1.4 Полномочия Президиума Государственного Собрания 

      Президиум Государственного Собрания:

      1) формирует проект примерной программы  законопроектной работы Государственного  Собрания на текущую сессию;

      2) принимает решение о включении  законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственного Собрания на текущую сессию;

      3) формирует проект календарного  плана рассмотрения Государственным  Собранием вопросов на очередной  месяц по постоянным комитетам  Государственного Собрания;

      4) формирует повестку дня Государственного Собрания на очередное заседание;

      5) созывает заседания Государственного  Собрания, определяет даты их проведения;

      6) созывает по предложению Президента  Республики Башкортостан, по требованию  не менее чем одной пятой  голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания или по предложению Председателя Государственного Собрания внеочередные заседания Государственного Собрания и определяет даты их проведения;

      7) направляет законопроект, подготовленный ответственным постоянным комитетом Государственного Собрания к рассмотрению Государственным Собранием, и материалы к нему субъектам права законодательной инициативы;

      8) организует проведение парламентских слушаний и парламентских расследований;

      9) координирует деятельность постоянных комитетов Государственного Собрания;

      10) организует взаимодействие постоянных комитетов Государственного Собрания с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

      11) регистрирует депутатские объединения (фракции и депутатские группы).

      Решения Президиума Государственного Собрания оформляются в виде выписок из протокола заседания Президиума Государственного Собрания, который подписывается председательствующим на заседании Президиума Государственного Собрания.6 

1.5 Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий 

      Основной  формой работы Государственного Собрания являются заседания.

      Очередные заседания Государственного Собрания созываются Президиумом Государственного Собрания, как правило, не реже одного раза в месяц.

      Внеочередные  заседания Государственного Собрания созываются по инициативе Президиума Государственного Собрания, Председателя Государственного Собрания, Президента Республики Башкортостан, а также по требованию не менее одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

      Заседания Государственного Собрания проводятся открыто. Государственное Собрание вправе проводить закрытые заседания в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Башкортостан, а также Регламентом Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан.

      Государственное Собрание, его постоянные комитеты, комиссии вправе приглашать на свои заседания членов Правительства Республики Башкортостан и руководителей органов исполнительной власти Республики Башкортостан, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в утверждении или согласовании назначения, на должность которых принимало участие Государственное Собрание.

      Члены Правительства Республики Башкортостан и иные руководители органов исполнительной власти, а также их представители  имеют право участвовать и  выступать на заседаниях Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий.

      Порядок формирования постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания и осуществления  ими своих полномочий определяется Регламентом Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан и положениями

      Постоянные  комитеты, комиссии Государственного Собрания

      Государственное Собрание из числа депутатов Государственного Собрания образует постоянные комитеты, комиссии Государственного Собрания.

      Комиссии  Государственного Собрания создаются на определенный срок в соответствии с предоставленными им полномочиями.

      Образование постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания, изменения в их составе оформляются постановлениями Государственного Собрания.

      Постоянные  комитеты Государственного Собрания:

      1) разрабатывают и предварительно  рассматривают внесенные законопроекты  по предметам своего ведения;

      2) составляют заключения по законопроектам, внесенным субъектами права законодательной  инициативы, по предметам ведения  комитетов;

      3) участвуют в проведении парламентских  слушаний и парламентских расследований в соответствии с Регламентом Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан;

      4) проводят аналитическую работу  по контролю за исполнением законов и иных актов;

      5) рассматривают вопросы организации  своей деятельности;

      6) рассматривают иные вопросы, отнесенные  к их ведению положением о  постоянных комитетах Государственного  Собрания.7 

1.6 Права депутатов Государственного Собрания 

      Депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом.

      Выборы  проводятся на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Порядок  подготовки и проведения выборов регулируется законом Республики Башкортостан, принятым в соответствии с федеральным законом.

     Депутатам Государственного Собрания, работающим как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности, гарантируются равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в течение всего срока полномочий.

      Депутаты  Государственного Собрания имеют право:

      1) вносить законопроекты и предложения  об их разработке;

      2) обращаться с запросом;

      3) выступать на заседаниях Государственного Собрания и его постоянных комитетов, комиссий;

      4) выдвигать кандидатуры на выборные  должности Государственного Собрания;

      5) ставить вопрос о приглашении  должностных лиц органов государственной  власти Республики Башкортостан  на заседания Государственного Собрания, постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания;

      6) участвовать в образовании и  деятельности фракций и групп;

Парламент Республики Башкортостан