Парламент в России

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

  1. Федеральное Собрание России в системе разделения властей………………6
  2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России………..13
  3. Компетенция палат Федерального Собрания РФ…………………………….27

Заключение………………………………………………………………………….37

Список литературы…………………………………………..……………………..39

Приложение…………………………………………………………………………42

 

ВВЕДЕНИЕ

Российская федерация  на современном этапе развития претерпевает существенную модернизацию основополагающих государственно-правовых институтов, перестановку ценностных приоритетов в ходе конституционного строительства. За последнее двадцатилетие неоднократно менялись парадигмы формирования политической системы нашего государства: от выстраивания «вертикали власти» до суверенной демократии и консерватизма.

В рамках данной курсовой работы проводится всестороннее исследование Парламента Российской Федерации, выбранная тема занимает одно из ключевых мест в науке Конституционное право РФ. Кроме того, актуальность обусловлена грядущими выборами в Государственную Думу Российской Федерации 6-го созыва, которые пройдут 4 декабря 2011 г.

По результатам  опроса проводимого Фондом Общественного Мнения 24-25 сентября 2011 г. около 80% опрошенных респондентов пророчат победу на выборах партии «Единая Россия»; КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Справедливая Россия» - по 2 % соответственно; 11% респондентов затрудняются в ответе. В связи с этим, возникает необходимость разобраться в вопросе о деятельности Парламента РФ, выражающего волю народа РФ.

Целью данной курсовой работы становится системное рассмотрение Парламента Российской Федерации - Федерального Собрания РФ, а также анализ мнений ведущих специалистов по предмету Конституционное право РФ по данному вопросу.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи, которые формируют структуру данной курсовой работы:

- изучить хронологию формирования  парламента, понятие, принципы;

- рассмотреть конституционно-правовое  регулирование деятельности Федерального Собрания РФ;

- рассмотреть Федеральное Собрание  в системе органов государственной  власти РФ;

- дать характеристику палат  Федерального Собрания РФ и  изучить их компетенцию.

Объектом исследования является  Федеральное Собрание РФ.

Исследование данного вопроса  базировалось, в основном, на нормах Конституции РФ»1, Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»2, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»3, «О политических партиях»4, «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, которые являются предметом исследования.

Согласно Конституции РФ ст. 95, Федеральное  Собрание представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её конституционной компетенцией в сфере законодательства.

В ходе исследования изучались работы ученых в области Конституционного права РФ: М.В. Баглая, Д.Б. Каткова, О.Е. Кутафина, М.В.Золотарёвой и других, а также публикации в периодических изданиях «Конституционное и муниципальное право» В.И. Ерыгиной, Е.В. Фатьяновой, А.А. Жилина и других.

При написании работы использовались методы: системный анализ изучаемых процессов и явлений, синтез информации об объекте исследования, обработка теоретических материалов и индукция.

Данная работа имеет следующую  структуру: Введение, 3 Главы и Заключение.

В результате исследования даётся представление  о парламенте РФ как законодательного органа, со сложной внутренней структурой, различной компетенции палат, их связей с другими органами государственной власти.

Рассмотрен порядок выборов  и отражены изменения в законодательстве в преддверии выборов в Государственную  Думу 6-го созыва. Выводы проведенного исследования помещены в заключении.

 

1.ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИИ  В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Начиная с конца XIX века и начала XX одним из проблемных вопросов являлось определение сущности государственной  власти и возможности изменения  её форм, формирования и функционирования органов народного представительства, создания и деятельности политических партий и других политико-правовым проблемам.

История парламента как государственно-правового  института берет начало с ХП—XIII века и проходит эволюцию от сословно-представительного учреждения времен феодализма до общенационального представительного органа в настоящее время.

В ходе реформирования монархии европейские  народы пришли к выводу, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ, который образует выборный представительный орган, именуемый парламентом.

Прерогативой парламента является принятие законов, которые охраняют права и свободы человека, обеспечивают решение общественных проблем в  интересах всех граждан. Такая идея выборного представительного органа была принята во многих государствах, где народное представительство соединило суверенитет народа и государственную власть, что в результате позволило принять всей системе правления демократический характер.5

Исторически предшественниками органов  народного представительства считают учреждения в государствах Древней Греции и Древнем Риме, далее с XII века сословно-представительные учреждения в Англии, ограничивающие власть монарха, впоследствии парламенты США и европейских стран. В России парламент появился после издания Манифеста 17 октября 1905 г., как результат длительной борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Дж. Локком, Ш.Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо и другими выдающимися мыслителями, воспринимается как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации государственной власти, которая в разных странах воплощается в различных конституционно-правовых формах в зависимости от формы правления.

В парламентской республике и парламентской  монархии парламент формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство. Государственный строй, основанный на верховенстве парламента, называют парламентаризмом.

О.Е. Козлова и О.Е. Кутафин6  обращают внимание на то, что парламент и парламентаризм понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены, к примеру Российская Федерация. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

Заметим М.В. Баглай и В. И. Ерыгина7  замечают, что «Парламентаризм - не идеальная система управления государством, и как идейно-теоретическая концепция, и как реальный политико-правовой институт он имеет недостатки, служившие основанием для критики».

Одна из проблем парламентаризма - это взаимоотношения партийного парламента и правительства. Она  связана с вопросом о контроле парламента над политикой исполнительной власти. Так, в государствах, где правительство может существовать только при наличии в парламенте большинства поддерживающих его депутатов, легко проводит нужные ему законы и игнорирует критику оппозиции. Эта форма правления эффективна при стабильной двухпартийной политической системе, при многопартийности стабильность невозможна так как происходит частая смена правительства и трудности в принятии законов. В дуалистических формах правления возможны трудности в проведении законов, так как глава государства и формируемое им правительство не находят поддержки большинства из-за наличия оппозиционных партий.

С другой стороны, в тоталитарных государствах парламент всегда фиктивен, так как он лишь оформляет решения правящей партии. Ярким примером такого «представительства» является представительство в СССР. Верховный совет искусственно включал представителей всех слоев «трудового народа» и формально олицетворял верховенство власти. Возрождение парламента связывают с учреждением в годы перестройки двухпалатного высшего представительного органа государственной власти — Верховного Совета РСФСР. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета. Деятельность Верховного Совета завершилась с принятием Конституции РФ в 1993 г.8

Согласно статье 94 Конституции РФ9 российский парламент - Федеральное Собрание РФ - авторитетный представительный орган власти, выполняющий важные государственные функции, основную среди них занимает законотворчество. Только это общенациональное учреждение, организованное на началах выборности и представительности, может принимать поправки к Конституции РФ (за исключением глав 1, 2, 9), федеральным конституционным и федеральным законам.

Федеральное собрание основывается на принципиально новом понимании  народного представительства по сравнению с советским временем. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов. Федеральное собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения полномочий органов государственной власти.

Согласно ст. 95 Конституции РФ, Федеральное  Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума — нижняя палата - представляет всё население Российской Федерации, а Совет Федерации - именуемый верхней палатой - состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает  совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в России «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.10

Г.Н. Комкова и Е.В. Колесников отмечают, что в качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания основана на следующих принципах:

1) конституционные положения закрепляют что порядок избрания депутатов Госдумы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными законами;

2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом осуществлять государственную власть;

3) только этому органу принадлежит право принятия федерального бюджета и контроля за его исполнением;

4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

5) парламент может сдерживать деятельность Правительства РФ путём выражения недоверия ему и судебной власти путём дачи согласия на назначение судей высших федеральных судебных органов.

Последовательное осуществление  всех этих положений приводит к тому, что Федеральное Собрание не только выражает общую волю народа, но и  воплощает её в законах и иных актах, не будучи в этом отношении  никому непосредственно, кроме народа, подконтрольно.

Федеральное Собрание является высшим представительным и законодательным органом РФ. Оно действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

На наш взгляд, следует обратиться к принципу разделения властей, который закреплён в Конституции Российской Федерации в статье 1011:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти -законодательная, исполнительная и судебная, каждая из них должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг другом. Такая схема взаимоотношений часто называется «системой сдержек и противовесов». Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.12

Некоторые современные ученые считают, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Соглашаясь с О.Е. Постниковой13, в ошибочности данного суждения приведём обоснование нашей позиции. Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции Российской Федерации, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Таким образом. Федеральное Собрание РФ самостоятельно по отношению к другим органам государственной власти, обладает независимостью в выполнении своих функций, имеет финансовую независимостью. Обе палаты создают вспомогательный аппарат, сами определяют внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только положениями Конституции РФ. И самое главное, никто не имеет право вмешиваться в прерогативу парламента в принятии законов.

Вместе с тем, законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через институты: президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которое приостанавливает действие законов, право Конституционного Суда объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определённых обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов и другие ограничения, однако эти ограничения не умаляют независимость парламента, а балансируют политические силы, через которые поддерживается конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию высокий конституционно-правовой статус.

 

2.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИИ

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти, который включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;

3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания14.

 

2.1. Порядок выборов депутатов Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»15, а также ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»16.

Согласно статье 1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ» «Депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Росси Покой Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению».

В соответствии с Конституцией РФ ст. 95,96, 97 Государственная Дума состоит  из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лег. Порядок выборов депутатов  Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах  массовой информации. 4 декабря 2011г. Будут  проходить выборы в Государственную  Думу РФ со сроками осуществления  отдельных избирательных действий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва можно ознакомиться в Приложении 1.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы17.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Гражданин Российской Федерации, достигший  на день голосования 18 лет, имеет право  избирать депутатов Государственной  Думы, участвовать в выдвижении федеральных  списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

При достижении 21 года на день голосования  гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы.

Не имеет права избирать и  быть избранным, участвовать в осуществлении  других избирательных действий гражданин  Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда либо имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидаты в депутаты Государственной  Думы выдвигаются в составе федеральных  списков кандидатов. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»18 право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть  в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Федеральный список кандидатов и список кандидатов, представляются в Центральную  избирательную комиссию РФ (далее  ЦИК РФ), которая рассматривает представленные документы и выдает заверенные копии федерального списка кандидатов и списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам либо выносит мотивированное решение об отказе в выдаче таковых.

Согласно Указу Президента РФ «О назначении выборов депутатов в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва части 2 ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» постановляю назначить выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ на 4 декабря 2011 г. На основе данного указа, а также других нормативно-правовых актах о выборах в 2011г., применяемых ЦИК РФ начала свою работу. По Решениям ЦИК РФ можно ознакомиться со списком кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ 6 созыва. Согласно списку политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве избирательных объединений входят:

- Всероссийская политическая партия  «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

- Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»

- Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»

- Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

- Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

- Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

- Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО».

Со дня заверения Центральной  избирательной комиссией РФ копии  федерального списка кандидатов начинается сбор подписей в его поддержку. Избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.

При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.

Под предвыборной агитацией в настоящем  Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них).

Финансирование мероприятий, связанных  с подготовкой и проведением  выборов депутатов Государственной  Думы, осуществляется за счет средств  федерального бюджета.

Политическая партия, выдвинувшая  федеральный список кандидатов, обязана  создать собственный избирательный  фонд для финансирования своей избирательной  кампании. В случаях, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, региональное отделение политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампании политической партии.

19 октября 2011г. Был принят  федеральный закон «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты в связи со снижением  минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации»19.

Этим законом снижается для  политических партий проходной барьер с 7 до 5 процентов. Инициатива этого  новшества принадлежит Президенту РФ Дмитрию Медведеву, который внес соответствующий законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента 24 июня 2011 года. Президент РФ считает, что этот шаг приведет к усилению политической конкуренции и даст возможность быть представленными в Госдуме так называемым «малым» партиям, которые не могут преодолеть установленный ранее 7 процентный барьер, но в состоянии собрать до 5 процентов и более голосов избирателей. Таким образом, в Парламенте РФ будет представлен более широкий политический электоральный спектр.

Следует заметить, что воспользоваться  этим снижением проходного барьера  политические партии, включившиеся в  кампанию по выборам в Госдуму 4 декабря 2011 года, не смогут, так как Закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Это значит, что первые парламентские выборы по новым правилам состоятся в 2016 году.

До распределения депутатских  мандатов осуществляется передача депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов.

Федеральному списку кандидатов, получившему  менее 6, но не менее 5 процентов голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат.

Федеральному списку кандидатов, получившему  менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата. Депутатские мандаты переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.

Парламент в России