Парламент Великобритании. 3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по теме: «Парламент Великобритании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 00 - Ю (ОФО)

Левчук Олесь Владиславович

 

 

Проверил: Марутин А. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение                                                                                                          стр.2

Глава I. Общие особенности организации системы высшей

государственной власти в Великобритании                                                 стр.4

 

Глава II. Британский парламент                                                                    стр.7

 

Глава III. Палата общин;

Формирование  и состав членов              стр.9

 

Глава IV. Парламентская процедура и внутренняя               стр.16

организация палаты общин

 

Глава V. Законодательные и контрольные               стр.22

полномочия палаты общин

 

Глава VI. Палата лордов                                                                                  стр.26

 

Заключение                                                                                                      стр.29

 

Библиография                                                                                                  стр.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Англии, например, существует черновой вариант конституции, который должен заменить существующий свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей "неписаной" конституции и о том, надо ли ее изменять. Сказанное выше говорит о том, насколько сложна и, тем более, интересна в изучении эта страна.

Цель данной работы состоит в том, чтобы максимально широко и объективно изучить высший орган власти Великобритании - его парламент.

Задачи рассмотреть общие особенности организации системы высшей      государственной власти в Великобритании, охарактеризовать британский парламент с применением исторической ретроспективы, указанием на его роли в политической сфере, его особенности, разобрать его внутреннюю структуру являются необходимыми для осуществления цели. Однако, формат курсовой работы становится препятствием для качественного раскрытия предмета исследования, и стало необходимым пропустить или рассмотреть не полностью, разбирая важнейшие общие или частные аспекты следующих вопросов: правовой статус члена парламента, контроль над правительством, палата общин, формирование  и состав членов,              парламентская процедура и внутренняя организация палаты общин, законодательные и контрольные               полномочия палаты общин, палата лордов и др.

              Принимая во внимание интерес этого вопроса, можно с уверенностью говорить, что охватить весь материал ему посвящённый является сложнейшей задачей. Свои труды  о высших органах власти Великобритании посвятили к. д. н. Миронов В. Г. и Банников Р.В. Огромный вклад в изучение данного вопроса внесли Решенников Ф.И. «Правовые системы стран мира», Галанза П.Н. «История государства и права зарубежных стран» и др., а также масса материала посвящена ему на ресурсе www.ovsem.com.                                                                                                                 

Существующая система выборов на общих выборах 1 мая 1997 года дала следующие результаты: лейбористы получили практически две трети всех мест в Палате Общин, получив лишь 43% голосов. Консерваторы получили 30,7% голосов, но только 255 мест в нижней палате парламента. Либеральные демократы получили 16,8% голосов и 7% мест. Кроме того, консерваторы не получили ни одного места в парламентах Уэльса и Шотландии, где у них было 17,5 % голосов.

Лейбористское правительство во главе с Тони Блэйром пытается провести конституционные реформы, в ходе которых они хотят провести реструктуризацию Палаты Лордов, создание законодательных собраний от Шотландии и Уэльса, вдохнуть новую жизнь в систему местного управления, провести закон о свободе информации, интегрировать Европейскую конвенцию о правах человека в законодательную систему Великобритании, реформировать Палату Общин и провести референдум об изменении системы выборов.

Как говорилось выше, официальной конституции в Великобритании нет, ее можно собрать по кусочкам из конвенций и законодательных актов. В акте, известном под именем "Билль о правах" (1686 г.), идет речь о монарших привилегиях и правах наследования престола. Законы, конечно, покрывают большую часть прав человека, но парламент имеет право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Нет четко ограниченной разницы между "частным" и "общественным" правом. Любой человек может подать в суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои законные права и получить компенсацию за причиненный ущерб. Законы не кодифицированы, и суды придерживаются их буквального толкования во время судебных разбирательств. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции.

Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства. Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общие особенности организации системы высшей

государственной власти в Великобритании

 

Орган высшей законодательной власти Великобритании – Парламент - состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (5 лет) без согласия народа. Однако на практике парламент так не поступает. Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в 20 веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента - 5 лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - в Первую и Вторую Мировую Войны.

   Чиновники

Чиновниками Палаты Общин являются Спикер и три его Заместителя. Также в парламенте постоянно работают клерки, сержанты полиции, библиотека, администрация и др.

   Выборы

Британия разделена на 659 избирательных округов, каждый из которых выбирает одного члена Палаты Общин. Каждый избиратель может проголосовать один раз, обычно в избирательном участке. Участие в выборах не обязательно. Система голосования едина: кандидат выбирается, если он набрал больше голосов, чем любой другой кандидат по этому избирательному округу.

   Кандидаты

Граждане Великобритании и граждане других стран Содружества, а также граждане Ирландской республики могут принять участие в выборах по достижении 21 года, с условием, если они не дисквалифицированы по каким-либо причинам. Кандидат также обязан положить в банк 500 фунтов стерлингов, которые ему вернут, если он наберет более 5% голосов. Максимальная сумма денег, которые кандидат может истратить на предвыборную кампанию - 4330 фунтов стерлингов плюс 3,7 пенсов за каждого члена электората в городском избирательном округе или 4,9 пенсов за каждого члена электората в сельском избирательном округе.

   Партии

Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий. На общих выборах в 1997 году лейбористы получили 43% голосов, консерваторы 30,7% голосов, а либеральные демократы - 16,8% голосов. С 1945 года власть попеременно переходит из рук Консервативной партии, которая была создана в восемнадцатом веке, в руки Лейбористской партии, которая появилась в последнем десятилетии девятнадцатого века. Новая партия - Либерально-демократическая - была создана в 1988 году, когда Либеральная партия, которая, как и партия Консерваторов, сформировалась в восемнадцатом веке, слилась с Социал-демократической партией, созданной в 1981 году.

Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них. Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии. Годовое содержание из средств бюджета помогает оппозиционным партиям выполнять свою работу в парламенте. Оно выплачивается только тем партиям, члены которых получили по крайней мере два места в парламенте или одно место и 150 тысяч голосов избирателей. Сумма дотаций - 2250 фунтов стерлингов за каждое полученное место, плюс 5,1 фунтов стерлингов за каждые 200 голосов.

              Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы. Предложения по изменению законов публикуются в правительственной "Белой бумаге". Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента. Билли должны быть приняты в обеих палатах. После принятия закона обеими палатами он поступает на одобрение королеве. На практике это формальность.

    Комитеты

Постоянные комитеты обсуждают и изучают изменения в Биллях на стадии комитета и, в определенных случаях, обсуждают их во втором чтении. Обычные постоянные комитеты не имеют названий и называются обычно Постоянный комитет А, В, С и т.д.; для обсуждения каждого нового Билля в них назначаются новые члены нижней палаты парламента. Каждый комитет насчитывает от 16 до 50 членов, причем в их составе по возможности соблюдается соотношение партий в парламенте. Выборные комитеты назначаются, обычно на срок действия парламента, чтобы изучить те или иные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации. Выборные комитеты включают в себя Комитет по Европейскому Праву, Комитет по Науке и Технике и Комитет по Интересам Членов Парламента. В дополнение к официальным комитетам двух палат парламента, существуют неофициальные партийные комитеты. Комитет Консерваторов и Унионистов, созданный в 1922 году, состоит из членов Консерваторской партии, заседающих в парламенте. Когда страной правят консерваторы, министры могут посещать заседания Комитета только по приглашению, а когда консерваторы в оппозиции, все члены партии могут посещать заседания.

    Формирование правительства

Премьер-министр назначается королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.

По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в д.10 на Даунинг Стрит (10 Downing Street) в центре Лондона.

Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случае, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.

    Тайный Совет (Privy Council)

Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.

    Суды в целом

Судебная и исполнительная власть независимы друг от друга; решения суда направляются или контролируются министрами. Премьер-министр рекомендует королеве кандидатов на высшие судебные чины.

Лорд-канцлер - председатель судебного ведомства и глава Верховного суда везде, кроме Шотландии. В его обязанности входит работа судов и управление ими.

 

     Краткая биография премьер-министра

Тони Блэйр родился 6 мая 1953 года в Эдинбурге, Шотландия. Воспитывался в высокоинтеллигентной семье - его отец читал право в университете, а образование получил в элитном Феттс Колледже (Fettes College) в Эдинбурге, после чего продолжил изучение права в Оксфорде в 1972 году. В 1975 году он вступил в партию лейбористов и получил место в парламенте в 1983 году, будучи всего 30 лет от роду. Нейл Киннок, лидер партии в 80-х годах, продвигал Блэйра вверх по политической лестнице. Блэйр прорвался на верхушку, став лидером партии, когда преемник Нейла Киннока, Джон Смит, умер.

Вместе с Джоном Прескоттом он старался сделать лейбористов самой массовой партией, и к 1997 году в партии насчитывалось более 400 тысяч членов, что сделало ее самой быстрорастущей партией в Европе.

1 мая 1997 года лейбористская партия победила на выборах в парламент в Великобритании. Тони Блэйр является действующим премьер-министром страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Глава II. Британский парламент

 

Британский парламент — один из старейших парла­ментов мира (часто его называют “праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламен­тов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемствен­ность. Британский парламент — удивительный пример соче­тания старых и новых форм, их напластований, сосущество­вания. Эта особенность находит отражение во многих сторо­нах его организации и деятельности.

Само понятие “парламент” употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном законо­дательном органе, имеют в виду не только обе палаты пар­ламента — палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин “парламент” употребляют для обозначения обеих па­лат парламента, но чаще всего под парламентом подразуме­вают его основную часть — палату общин. Члены палаты общин именуются “членами парламента”. Правительство не­сет ответственность только перед палатой общин, и эта от­ветственность именуется “парламентской”. Именно палата общин осуществляет то, что называют “парламентским кон­тролем над финансами”[2].

Своеобразие британского парламента — весьма современ­ного по самой своей сути учреждения - проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют раз­личного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблю­дением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо пала­ты лордов — герольдмейстер приглашает членов палаты об­щин в палату лордов, чтобы заслушать тронную речь коро­левы. Должностные лица палат проводят заседания, обла­ченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы — черный жезл и булаву. С глубокими исто­рическими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания. Вестминстерский дворец, возведен­ный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. В 1941 г. по­мещение, где заседала палата общин, было разрушено не­мецкой бомбой. Позднее его восстановили в прежних разме­рах, хотя мест на депутатских скамьях не хватало для всех членов палаты.

Особенностью британского парламента является  то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящи­еся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нор­мах конституции, конституционных соглашениях. Положе­ние парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правле­ния. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартий­ной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса — начиная от выдвижения канди­датов, деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает оп­ределяющее воздействие на внутреннюю организацию и де­ятельность парламента. Под ее влиянием сложились наибо­лее существенные конституционные соглашения, обусловли­вающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.[3]

При двухпартийной системе обе партии попеременно сме­няются у власти. В таких условиях правительство, как пра­вило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции в парламенте. Фак­тором усиления роли правительства стало также необычайное возрастание значения в государственном управлении по­стоянного, профессионального чиновничества. Оба назван­ных фактора содействовали вытеснению классической моде­ли парламентарного правления, названной “вестминстер­ской” (по месту расположения парламента), новой — “моделью Уайтхолла”, названной так по месту расположения правительства.

Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству весьма остро поставил вопрос о самом пред­назначении представительного органа, его реальном положе­нии в конституционной системе. В последние два десятиле­тия в Англии были проведены серьезные реформы, общий смысл которых сводился к тому, чтобы повысить эффектив­ность деятельности парламента, обеспечить парламентариям более широкие возможности для участия в осуществлении основных функций представительного органа. Была реорга­низована система парламентских комитетов, создана долж­ность омбудсмена, приняты меры по повышению професси­онализма депутатов и пр. При этом “праотец” парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и часто заимст­вовал ту практику, которую считал для себя выгодной и по­лезной (американская система комитетов по расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за недолжными действиями государственных орга­нов и должностных лиц и пр.).

Британский парламент — чрезвычайно активное пред­ставительное учреждение. Он имеет длительные политиче­ские традиции и накопил богатый опыт ведения публич­ных дебатов и дискуссий. Его действительная роль опреде­ляется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве форума, на котором публично и гласно обсуждаются воп­росы внутренней и внешней политики, важные обществен­ные и политические дела, волнующие население страны. Эта роль парламента со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится центром политических дискуссий, фо­кусом всей политической жизни. Парламент способен вли­ять на ход событий, общественное мнение, политику пра­вительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Палата общин;

Формирование и состав членов

 

Порядок формирования

Одна из важнейших особенностей парламента (собствен­но, его основной части — палаты общин) — выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.

Правила, определяющие проведение выборов, имеют чрезвычайно большое значение для политической жизни страны. В конце концов именно в процессе парламентских выборов решается вопрос о том, какая из двух главных пар­тий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной. Обычно основные правила, относящиеся к избира­тельной системе, содержатся в конституции. В Великобрита­нии порядок проведения выборов определяется парламент­ским законодательством.

Парламентские выборы здесь имеют глубокие историче­ские корни и традиции, и нормы избирательного права скла­дывались в ходе длительной эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющи­ми двухпартийную систему.

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.

Право участия в голосовании принадлежит всем бри­танским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Закон предоставляет также право участвовать в парламентских вы­борах гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Однако од­ного этого недостаточно, чтобы принимать участие в голосо­вании. Для этого необходимо проживать в избирательном округе на момент определенной даты, установленной для со­ставления регистрационного списка (10 октября), и быть внесенным в регистрационный список.

Регистрация — необходимое условие для осуществления права голоса. Список составляется ежегодно чиновником ме­стного совета по регистрации на основании данных, сообща­емых домовладельцами. Он заполняется каждый год к 10 ок­тября. К 29 ноября временный список вывешивается для все­общего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Гражданин может возразить против включения или исключения его имени из списка до 16 декабря. Регистрационный чиновник обязан выслушать возражения и вынести решение. Соответственно он может исправить список. На его решение может быть принесена жалоба в суд графства с последующим обжалованием в Апелляционный суд. Список вступает в силу 16 февраля. Он является действительным для любых выборов, которые про­водятся в течение следующих 12 месяцев.

Военнослужащие, должностные лица государства и дол­жностные лица Британского совета, находящиеся за гра­ницей, их супруги, проживающие за границей вместе с ними, и моряки торгового флота рассматриваются как ли­ца, проживающие в избирательном округе поскольку они являлись бы таковыми, если бы не их служба в другом месте.

С 1985 г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за границей на дату, установленную для составления регист­рационного списка, и подавшим соответствующее заявле­ние. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были прежде зарегистрированы. Это право продолжает действовать в течение пяти лет после того, как британский гражданин перестал проживать в Великобри­тании.

Существует голосование по почте и по доверенности. Это право предоставляется больным; тем, кто проживает за границей или находится там в отпуске; а также гражда­нам, место работы которых находится далеко от их дома.

Не могут принимать участия в выборах: 1) иностранцы (aliens); 2) лица, не достигшие 18-летнего возраста к момен­ту выборов; 3) душевнобольные; 4) пэры и пэрессы (за иск­лючением пэров Ирландии); 5) лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания под стражей); 6) лица, осужденные за совершение правонаруше­ний, входящих в категорию “бесчестных и незаконных при­емов на выборах”.[4]

Пассивное избирательное право. В английском праве от­сутствует перечень основных условий, которым должен от­вечать член палаты общин. Имеется перечень условий, ли­шающих права быть членом палаты общин, а следовательно,

и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содер­жатся в парламентских законах и нормах общего права.

Пассивным избирательным правом наделен любой бри­танский гражданин, достигший 21 года. Членами палаты об­щин не могут быть иностранцы (это не относится к гражда­нам Ирландской республики). Лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государствен­ные должности. К их числу принадлежат профессиональные оплачиваемые судьи высших и низших судов (судьи Высоко­го суда, окружные судьи, оплачиваемые магистраты). Уста­новленное законом правило не относится к неоплачиваемым магистратам. Не могут быть членами палаты общин граж­данские служащие, то есть профессиональные кадровые слу­жащие министерств и центральных ведомств. Сюда же включаются лица, находящиеся на дипломатической службе. Гражданский служащий, желающий выдвинуть свою канди­датуру на парламентских выборах, должен подать в отставку еще до выдвижения кандидатуры (это правило предусмотре­но специальным правительственным постановлением о вы­движении гражданскими служащими кандидатур на парла­ментских выборах). Исключаются из числа членов палаты общин лица, находящиеся на службе в вооруженных силах. Это правило не относится к офицерам вооруженных сил, на­ходящимся в отставке. Военнослужащие (так же как и граж­данские служащие) должны подать в отставку прежде, чем стать кандидатами на парламентских выборах.

Парламент Великобритании. 3