Парламент Великобритании

Содержание

 
 

Введение…………………………………………………………………………...3                                                                                                         

Глава I. Система государственной власти в Великобритании………………5                                            

Глава II. Британский парламент………………………………………………….7                                                        

Глава III. Палата общин.

3.1 Формирование  и состав членов ……………………………………………..9

3.2 Парламентская процедура и внутренняя организация палаты общин…..15

3.3 Законодательные и контрольные полномочия палаты общин……………21

Глава  IV. Палата лордов………………………………………………………..26                                                                            

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...31                                                                                       

                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В данной работе речь пойдет о Парламенте Англии. Отметим, что эта страна имеет  глубокие и крепкие корни парламентаризма, что делает изучение данной темы чрезвычайно  интересной для исследования. Начнем с определения базового понятия. Итак, Парламент Великобритании - это орган законодательной власти, включающий монарха и две палаты - Палату общин и Палату лордов. Палата общин, хотя и считается нижней, в действительности играет главную или исключительную роль в осуществлении функций Парламента. Поэтому термином “парламент” в Великобритании часть обозначают только Палату общин.

     Основными функциями парламента, как и в  других странах, являются представительство  нации, законодательство, принятие бюджета (старейшая функция британского  парламента) и контроль за деятельностью Правительства.

     Английский Парламент существует с 1265 года, когда впервые было созвано собрание, ограничившее власть короля и достаточно широко представлявшее интересы страны (наряду с баронами в нем заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города). Поэтому английский Парламент называют праматерью парламентов.

     В современных условиях Парламент  Великобритании действует на основе двух уравновешивающих друг друга начал. С одной стороны, это доктринальный  принцип парламентского верховенства и ответственного правления, с другой - сложившаяся практика двухпартийной системы и обусловленный ею государственный режим министериализма. “Функционирование Парламента в условиях действия указанных факторов обеспечивает разумное сочетание элементов демократизма и рационализма британской парламентской системы и государственного механизма в целом” Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Актуальность темы. Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Центральное же место в политической системе Великобритании занимает парламент. Сказанное выше говорит о том, насколько актуальна и сложна в изучении данная тема.

     Цель  данной работы состоит в том, чтобы максимально широко и объективно изучить высший орган власти Великобритании - его парламент. В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы: правовой статус члена парламента, контроль над правительством, палата общин, формирование  и состав членов, парламентская процедура и внутренняя организация палаты общин, законодательные и контрольные  полномочия палаты общин, палата лордов и др.

     Задачи  данной работы: рассмотреть особенности организации системы высшей государственной власти в Великобритании, охарактеризовать британский парламент с применением исторической ретроспективы, указать его роль в политической сфере, его особенности, разобрать его внутреннюю структуру.

     Проблематика данной работы. Как говорилось выше, в Великобритании нет писаной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента, а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.). Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов (законов), судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников. Законы, конечно, покрывают большую часть прав человека, но парламент имеет право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции. [5 , с. 57]

     Структура данной работы. Работа состоит из введения, трех глав, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы (Огромный вклад в изучение данного вопроса внесли Решетников Ф. И. «Правовые системы стран мира», Чиркин В. Е. “Конституционное право зарубежных государств” и др.). Общий объём составляет 30 страниц машинописного текста. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Система государственной власти в Великобритании

     Великобритания  – островное государство, большая  часть территории которого расположена  на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря.

     Официально  страна называется Объединенное Королевство  Великобритании и Северной Ирландии. В его состав  входят четыре страны: Англия, Шотландия,  Уэльс и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. [11, с. 1]

     Орган высшей законодательной власти Великобритании – Парламент. Он состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Парламент может продлить свой срок действия за пределы обычного (5 лет) без согласия народа. Однако на практике парламент так не поступает. Срок действия парламента был продлен лишь дважды – в Первую и Вторую Мировую Войны.

     В Великобритании выборы проходят по мажоритарной системе относительного большинства. Избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины. [1, с. 36]

     Партии  не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий.

     Премьер-министр  назначается королевой, а все  остальные министры назначаются  королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться. По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в д.10 на Даунинг Стрит (10 Downing Street) в центре Лондона.

     Министерства  выполняют работу с помощью разветвленной  системы комитетов, которые несут  на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности  означает, что кабинет министров  действует согласованно даже в том  случае, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.

        Тайный Совет (Privy Council). Его главное назначение - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.

     Судебная  и исполнительная власть независимы друг от друга; решения суда направляются или контролируются министрами. Премьер-министр  рекомендует королеве кандидатов на высшие судебные чины. Лорд-канцлер - председатель судебного ведомства и глава Верховного суда везде, кроме Шотландии. В его обязанности входит работа судов и управление ими. [8, c. 53] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Британский парламент

     Британский  парламент — один из старейших  парламентов мира (часто его называют праматерью”— точнее было бы говорить “праотцом” — парламентов). Обратившись к истории этой страны, мы узнаем о том, что английский Парламент существует с 1265 года, когда впервые было созвано собрание, ограничившее власть короля и достаточно широко представлявшее интересы страны (наряду с баронами в нем заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города).  Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент — удивительный пример сочетания старых и новых форм, их сосуществования.

     Само  понятие “парламент” употребляется  здесь в разных смыслах. Когда  говорят о парламенте как верховном  законодательном органе, имеют в виду не только обе палаты парламента — палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин “парламент” употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть — палату общин. [9, с. 69]

     Своеобразие британского парламента, весьма современного по самой своей сути учреждения, проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо палаты лордов — герольдмейстер приглашает членов палаты общин в палату лордов, чтобы заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания, облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы — черный жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания. Вестминстерский дворец, возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. В 1941 г. помещение, где заседала палата общин, было разрушено немецкой бомбой. Позднее его восстановили в прежних размерах, хотя мест на депутатских скамьях не хватало для всех членов палаты.

     Особенностью  британского парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной  конституции. Положение парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса — начиная от выдвижения кандидатов, деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.[1, с. 203 - 204]

     При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции в парламенте. Фактором усиления роли правительства стало также необычайное возрастание значения в государственном управлении постоянного, профессионального чиновничества. Оба названных фактора содействовали вытеснению классической модели парламентарного правления, названной “вестминстерской” (по месту расположения парламента), новой — “моделью Уайтхолла”, названной так по месту расположения правительства. [9, c. 57] 
 
 

     Глава 3. Палата общин.

     3.1 Формирование  и состав членов

     Одна  из важнейших особенностей парламента (собственно, его основной части — палаты общин) — выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.  Порядок проведения выборов определяется парламентским законодательством.

     Палата  общин в составе 651 члена избирается сроком на пять лет. Активное избирательное право принадлежит всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. Акт о народном представительстве 1983 г. расширил состав избирательного корпуса применительно к парламентским выборам, предоставив право избирать гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Военнослужащие, должностные лица государства и должностные лица Британского совета, находящиеся за границей, их супруги, проживающие за границей вместе с ними, и моряки торгового флота рассматриваются как лица, проживающие в избирательном округе поскольку они являлись бы таковыми, если бы не их служба в другом месте. С 1985 г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за границей на дату, установленную для составления регистрационного списка, и подавшим соответствующее заявление. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были прежде зарегистрированы. Это право продолжает действовать в течение пяти лет после того, как британский гражданин перестал проживать в Великобритании. Существует голосование по почте и по доверенности. Это право предоставляется больным; тем, кто проживает за границей или находится в отпуске; а также гражданам, место работы которых находится далеко от их дома.

     Не  могут принимать участия в  выборах:

     1) иностранцы (aliens);

     2) лица, не достигшие 18-летнего возраста  к моменту выборов;

      3) душевнобольные;

     4) пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии);

     5) лица, осужденные за тяжкие уголовные  преступления (в течение срока  содержания под стражей);

      6) лица, осужденные за совершение  правонарушений, входящих в категорию “бесчестных и незаконных приемов на выборах”.[1, с. 205 - 206]

     В английском праве имеется перечень условий, лишающих права быть членом палаты общин, а, следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего права. Пассивным избирательным правом наделен любой британский гражданин, достигший 21 года. Членами палаты общин не могут быть иностранцы (это не относится к гражданам Ирландской республики), лица, занимающие некоторые государственные должности, профессиональные кадровые служащие министерств и центральных ведомств, а так же лица, находящиеся на дипломатической службе. Гражданский служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, должен подать в отставку еще до выдвижения кандидатуры (это правило предусмотрено специальным правительственным постановлением о выдвижении гражданскими служащими кандидатур на парламентских выборах). Исключаются из числа членов палаты общин лица, находящиеся на службе в вооруженных силах. Это правило не относится к офицерам вооруженных сил, находящимся в отставке. Военнослужащие (так же как и гражданские служащие) должны подать в отставку прежде, чем стать кандидатами на парламентских выборах. Принцип несовместимости распространяется на лиц, занимающих должности в целом ряде других государственных учреждений. Перечень должностей содержится в специальном приложении к закону. В обоснование существующих ограничений приводится тот довод, что пребывание на указанных должностях требует политической беспристрастности, судейской сдержанности и иных качеств, несовместимых с членством в палате общин. Некоторые ограничения пассивного избирательного права предусмотрены законами, принятыми в прошлом веке и действующими до сих пор. В частности, лишаются права быть членами палаты общин представители духовенства английской, шотландской, ирландской и римской католической церквей, пэров и пэресс (за исключением пэров Ирландии, которые не могут быть членами палаты лордов). Ограничения распространяются также на лиц, отбывающих срок наказания за государственную измену; банкротов; лиц, страдающих некоторыми тяжелыми психическими заболеваниями; лиц, признанных виновными в применении “бесчестных и незаконных приемов на выборах”. В последнем случае срок лишения права быть членом палаты общин может составлять 5—10 лет в зависимости от нарушений, допущенных на выборах. Лишение права может касаться отдельного избирательного округа или быть универсальным. В случае избрания в палату общин лица, не отвечающего требованиям, предъявляемым к членам палаты, выборы объявляются недействительными, а место — вакантным. Назначаются новые выборы. Правда, палата общин может издать постановление о том, что дисквалификация, существовавшая в тот момент, не принимается во внимание, если препятствия к занятию места в палате устранены (например, избранный депутат ушел в отставку с должности). В этом случае новые выборы становятся ненужными. [6, c. 134 - 136]

     Общие выборы в стране проводятся после  досрочного роспуска парламента или  истечения максимального срока его полномочий. Помимо общих выборов в палату общин, проводящихся одновременно на территории всей страны, возможны так называемые “промежуточные” (или дополнительные) выборы, которые проводятся в отдельных избирательных округах в связи с вакансией, открывшейся в результате смерти или отставки депутата от данного округа.

     В соответствии с законом 2000 г. создана  общегосударственная избирательная  комиссия, формируемая спикером нижней палаты парламента (многие лица входят туда в соответствии с занимаемой государственной должностью, другие — от партий), свои избирательные комиссии созданы в Англии, а также во всех трех автономиях (Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии). На местах обязанности по организации выборов возлагаются на шерифов графств — должностных лиц, ответственных за общественный порядок (они поручают организовать выборы чиновнику по регистрации избирателей), либо на председателей местных советов; им помогают муниципальные чиновники и неоплачиваемые активисты партий. На избирательных участках создаются избирательные комиссии. [11, c. 1]

     Избирательная кампания начинается вручением приказа  о выборах чиновникам по выборам. Изданию приказа предшествует сложная правовая процедура. О предстоящем очередном или внеочередном роспуске парламента и новых выборах объявляется за 10 дней до даты роспуска, о чем издается королевская прокламация, в которой указана дата созыва нового парламента. Согласно парламентским правилам о выборах, созыв нового парламента должен быть произведен по истечении 20 дней после роспуска старого. Это значит, что выборы, как правило, должны состояться примерно через 30 дней после объявления премьер-министром о предстоящем роспуске парламента. [8, с. 109]

     С целью проведения выборов в палату общин страна разделена на 651 избирательный округ. Из 651 члена палаты общин 523 избираются от Англии, 73 — от Шотландии, 38 — от Уэльса, 17 — от Северной Ирландии. Принципы деления страны на избирательные округа и соответственно распределения мест в палате общин определяются Законом о перераспределении мест в палате общин 1983 г.

     Пересмотром границ избирательных округов занимаются учрежденные на основе названных  законов постоянно действующие комиссии по пересмотру границ избирательных округов (соответственно по одной для Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии). Не менее чем один раз в 10 лет комиссии должны представлять министру внутренних дел доклады, либо рекомендующие корректировку, либо обосновывающие целесообразность сохранения существующих избирательных округов. Министр должен представить соответствующий доклад парламенту.

     В Великобритании не существует какого-либо ограничения числа кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен представить чиновнику по выборам так называемый “документ о номинации”. Этот документ заполняется кандидатом и подписывается десятью гражданами. Требуется также вручить чиновнику по выборам заявление о согласии на номинацию и внести избирательный залог. Документ вручается в течение определенного срока: с 10 ч утра до 15 ч дня, следующего за опубликованием уведомления о выборах, но не позднее, чем через восемь дней после издания прокламации о созыве нового парламента.

     Практически кандидаты выдвигаются политическими партиями. Отбор кандидатов осуществляется партийными организациями в избирательных округах, обычно в сотрудничестве с центральными органами партий. Кандидат подбирается из претендентов, предварительно одобренных центральным руководством из внесенных в соответствующий список.

       Выборы проводятся по мажоритарной  системе относительного большинства.  Этот метод основан на избрании  одного кандидата от округа. Избранным  считается кандидат, собравший большее  число голосов избирателей по  сравнению с каждым из других кандидатов.

     Партийная структура — основа всей организации  и деятельности палаты общин. Две главные партии образуют официально признанные стороны в палате общин — правительственное большинство и “официальную оппозицию Ее величества”. Партия, победившая на выборах, располагает большинством и в силу этого формирует правительство. Лидер этой партии становится премьер-министром. Сторонники победившей партии образуют в палате правительственное большинство. Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией, а ее лидер — лидером оппозиции. Должность лидера оппозиции получила законодательное закрепление в 1937 г. Для оппозиции характерно состояние готовности принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов фракции “теневой кабинет” и назначает “министров-теней”,   которым   поручается   выступать   в парламенте по определенным вопросам государственной политики. [10, c. 99 - 101]

     Даже  само расположение депутатов в палате общин отражает ее разделение на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева — оппозиции.

     Отношения между партиями в палате общин  подчиняются некоторому неписаному кодексу, или правилам “честной игры” (“fair play”). Правительство, руководящее большинством, должно действовать в соответствии с принципом ответственного правления. Оппозиция должна быть ответственной и конструктивной. [10, c. 122]

     Каждая  парламентская фракция имеет в палате свои партийные комитеты. Их организация и деятельность не регулируются какими-либо документами, а определяются нормами, сложившимися в ходе деятельности фракций.

     Партийные фракции имеют особых должностных  лиц в палате, роль которых чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий, официально именуемые “кнутами”. Должность “кнута” не предусмотрена правилами парламентской процедуры. Она появилась в ходе эволюции партийной организации в палате общин.

     В консервативной партии “кнуты” назначаются  лидером партии; в лейбористской  — избираются собранием парламентской фракции путем тайного голосования.

     Правительственное большинство имеет главного “кнута”  правительства, его заместителей и младших “кнутов”. “Кнуты” правительства являются министрами и получают жалованье из государственной казны. Оппозиция имеет главного “кнута”, его заместителей и помощников.

     Главная обязанность “кнутов” — налаживать сотрудничество фракций так, чтобы она шла без эксцессов и неожиданностей, при взаимной координации деятельности. Главный “кнут” правительства должен также следить за тем, чтобы все намеченные правительством к рассмотрению законопроекты прошли через палату к концу сессии. “Кнуты” правительства и оппозиции находятся в тесном контакте друг с другом и образуют те обычные каналы, через которые достигается компромиссное урегулирование спорных вопросов между правительством и оппозицией. Консультации между “кнутами” правительства и оппозиции стали обычной практикой, хотя они нигде не регламентированы. [5, c. 88 - 89] 

     3.2 Парламентская процедура и внутренняя организация палаты общин.

     Основной  источник парламентской процедуры  в настоящее время — постоянные правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в обычном порядке. Их действие продолжается и после окончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством голосов.

     Помимо  постоянных палата принимает сессионные правила, срок действия которых ограничен временем сессии, на которой они были приняты. Цель сессионных правил обычно состоит в том, чтобы предоставить преимущество какому-либо делу, подлежащему обсуждению и решению на данной сессии. Палата может также принять правило ad hoc в связи с рассмотрением какого-либо отдельного дела.

     Авторитетным  сборником правил парламентской  процедуры является “Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях парламента” (сокращенно его называют “Эрскин Мэй”). Систематическое издание правил началось в прошлом веке, и с тех пор работа выдержала 20 изданий.

     Сессия  парламента начинается осенью (обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый  год. В течение сессии до летних каникул парламент прерывает заседания в связи с рождеством, пасхой и троицей. В августе сессия прерывается на летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной сессии, неодинаково (в среднем — 160—190 дней). Заседания палаты происходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Заседания палаты общин, как правило, являются открытыми. Однако спикер вправе отдать распоряжение о выводе посторонних, и в этом случае заседание идет при закрытых дверях. Язык парламентского производства — английский, и выступления на других языках не допускаются.[2, c. 95 - 96]

     Стенографический  отчет о заседаниях палаты публикуется с 1803 г. в официальных сборниках “Парламентские дебаты. Официальный отчет (Ханзард)” (имя первого издателя). Ныне отчеты составляются персоналом палаты, но старое название “Ханзард” сохранилось и стало официальным.

     Деятельность  парламента широко освещается прессой. Существует так называемая “галерея прессы”, в которую входят парламентские  корреспонденты газет. Сложилась особая система журналистского “лобби”. В него включено около 100 журналистов (их список составляется одним из клерков палаты по поручению спикера).

     Входящие  в “лобби” журналисты имеют право  доступа в холл для членов палаты, расположенный возле зала ее заседаний (так называемое “лобби членов палаты”), куда обычная публика не допускается. Здесь происходят неофициальные встречи с членами палаты и министрами.

     В прессе печатаются отчеты о заседаниях не только палат парламента, но и  специальных комитетов, создаваемых для рассмотрения отдельных вопросов. С 1978 г. проводятся постоянные радиопередачи с заседаний палат и комитетов. Ведутся прямые телевизионные передачи (палата лордов начала их в 1968 г., палата общин — в ноябре 1989 г.).

Парламент Великобритании