Парламентаризм в России в начале XXвека

  Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

1.Политические  и социально-экономические причины  становления 

российского парламентаризма в начале XXвека……………………………………………...4 

1.1Политические  причины становления парламентаризма  в начале XX века……………...4 

1.2Социально-экономические  причины становления парламентаризма  в

начале XX века…………………………………………………………………………………...6 

2.Функционирование  парламентаризма в России в  начале XXвека…………………………7 

2.1Понятие  парламентаризма, нормативно –  правовое регулирование 

деятельности  государственной Думы начала XX века………………………………………..7 

2.2Социальный  состав и вопросы I Государственной Думы………………………………....8 

2.3Деятельность  II Государственной Думы…………………………………………………...11 

2.4Результаты  деятельности III Государственной Думы…………………………………….13 

2.5Вопросы  Четвертой Государственной Думы……………………………………………...15 

3.Итоги  и уроки парламентаризма в  РФ в начале XXвека……………………………..........17

 
3.1Итоги деятельности Государственной  Думы четырех созывов………………………….17

 
3.2Уроки и проблема преемственности  идей парламентаризма в России…………………20

Заключение …………22

Библиографический список 23

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ  А" Первая Государственная Дума. 1906 год. "……………………………25

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б " Выборы в Государственную Думу "…………………………………...26

ПРИЛОЖЕНИЕ  В " Партийный состав I Государственной Думы "……………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г " Партийный состав II Государственной Думы  "……………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ  Д "Партийный состав III Государственной Думы "……………………...29

ПРИЛОЖЕНИЕ  Е " Партийный состав IV Государственной Думы "…………………........30 
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж " Подчинение Государственной Думы правительству "………………31
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы и исследования. Современная Россия находится в постоянных поисках оптимальных путей демократического развития и совершенствования парламентской системы. Но осмысление современного государственно-правового развития, его прогнозирование невозможно без изучения отечественных государственных традиций, их исторического фона, а также правовой эволюции. Искать решения для тех или иных поставленных задач необходимо путем анализа своей собственной истории. Одним из инструментов национальной правовой политики должно стать сравнительное право. Парламентаризм представляет собой единственный в своем роде феномен, понять который можно только через анализ его исторического становления. Анализ истории функционирования парламента необходим для научного осмысления общих проблем современной политической истории, он важен при определении дальнейшего пути демократического развития, для исключения повторения ошибок и остановок в развитии народовластия. Важнейший урок мировой истории состоит в том, что парламентаризм способен обеспечить мирную, эволюционную модернизацию государства и общества. Исторический опыт показал: без органа государственной власти, в составе которого выборные представители от всех социальных групп населения страны, невозможно подлинное развитие гражданского общества. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Российский парламентаризм в начале XX века (историческое исследование)" в современной науке. С другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом  данного исследования является политическая история России начала XXвека. 
Предметом исследования является
Российский парламентаризм как политико – правовое и социальное явление.

Целью исследования является анализ причин генезиса парламентаризма в начале XXвека, исследования процесса эволюции парламентаризма и его исторической роли в судьбе России. 
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать политические причины становления парламентаризма в начале XX века.

- проанализировать социально-экономические причины становления парламентаризма в начале XX века.

- изучить понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование деятельности государственной Думы начала XX века.

- обозначить социальный состав и вопросы I Государственной Думы.

- проанализировать деятельность II Государственной Думы.

- дать  оценку результатам деятельности  III Государственной Думы.

- осветить  вопросы IV Государственной Думы.

- охарактеризовать  итоги деятельности Государственной  Думы четырех созывов.

- выявить  уроки и проблемы преемственности  идей парламентаризма в России.

- Проанализировать  итоги и уроки парламентаризма  в РФ в начале XXвека.

Методологическая  основа работы представлена системой различных общенаучных методов исследования, такими, как анализ, синтез, сравнения, классификация, а также диалектический метод. Специальные методы истории. Хронологии, анализа исторических источников.

Структура работы определяется целью и задачами исследования; состоит из трех разделов, логическим образом разбитых на пункты, заключения, библиографического списка и приложений.

    Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

    В первом разделе раскрывается сущность, общие вопросы, раскрываются исторические аспекты причины "Российского парламентаризма в начале XX века ". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов " Парламентаризма в России в начале  XX века". 
    Во втором разделе освещается более подробно содержание и функционирование "Парламентаризма в России в начале  XX века ". 
    В третьем разделе, выявляются практический характер, и на основе отдельных данных делается анализ, а также выясняются итоги деятельности Государственных Дум.  
Общее число страниц курсовой работы составляет: 23 страницы, не включая приложений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Политические  и социально-экономические  причины становления  российского парламентаризма  в начале XXвека. 

1.1Политические  причины становления  парламентаризма  в начале XX века. 

    Первым подобием парламента в России были законосовещательные орган - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

    В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия. 
   Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

    Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

    Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с  целью укрепления самодержавия.

    Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца. 
Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

   Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

    Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

    Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

    В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

    Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданные в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и другие.

    Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

Итак, содержание парламентаризма в значительной мере определяется не столько нормативно закрепленным местом парламента в системе органов государственной власти и его ролью в решении социально значимых вопросов, сколько уровнем народного самосознания. Как нам представляется, уровень политического и правового сознания является критерием развитости парламентаризма. Поэтому парламентаризм в России будет развиваться по мере роста правосознания и политической активности народа. В связи с тем что такое развитие носит объективный характер, Российская Федерация в перспективе должна двигаться к парламентскому правлению. При его наличии максимально полно реализуется принцип народовластия, максимально широко внедряются идеи народного представительства. Движению российского общества в этом направлении следует придать необратимый характер. Решению этой задачи мог бы способствовать специальный закон о гарантиях народовластия.

1.2Социально-экономические  причины становления  парламентаризма  в начале XX века.

     Парламентаризм как явление социально-политическое и культурно-правовое не может возникнуть вне условий, при которых должны быть нормой конституционное закрепление и эффективное функционирование принципа разделения властей, верховенство права, обеспечение гражданских, политических, социально-экономических и иных прав и свобод. Иными словами, парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде и является закономерным этапом в развитии государства, индикатором демократии, о чем свидетельствует мировой опыт. Анализ теории и практики представительной демократии (парламентаризма) на современном этапе показывает, что все государства, как правило, движутся в едином направлении, проходят по одному пути с небольшими отличиями и особенностями. Пожалуй, одним из наиважнейших достижений всей истории человечества, практически воплощенным в сфере государственного строительства, обеспечивающим стабильность общества, его развитие и процветание, является парламентаризм. Именно с парламентаризмом напрямую связаны представительная демократия, конституционализм, разделение властей и, что самое главное, права человека. Примечательно в этой связи положение ст. 16 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». 
     Как показывает история, демократический, парламентский путь развития с разделением властей, обеспечением прав человека характеризуется государственной стабильностью, преемственностью и одновременно прогрессом. В то же время в государствах, где не приняты указанные атрибуты демократии, смена власти, как правило, сопровождается революциями, потрясениями и прочими состояниями нестабильности. Не является исключением в этом плане и история российской государственности. Поскольку одна из важнейших функций парламента — обеспечение представительства народа в публичной власти, парламентаризм как явление общественное способствует снижению социальной напряженности, а саму власть делает легитимной. Вместе с тем, являясь определенной системой организации государственной власти, для которой характерно разделение властей, верховенство закона, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.
 
 
 

2.Функционирование  парламентаризма  в России в начале  XXвека. 

2.1Понятие  парламентаризма,  нормативно –  правовое регулирование  деятельности государственной  Думы начала XX века.

Парламентаризм, являясь фундаментальным понятием в государство ведении и политологии, представляет собой одно из сложнейших явлений общественно-политической жизни, научное изучение, которого обусловлено тем, что становление института парламентаризма является важным условием политического режима .В политической и юридической науке существует множество определений, в той или иной степени отражающих сущность последнего.  Так, в научной литературе  часто констатируется, что пока не сложилось достаточно четкого, развернутого, общепринятого и вполне устоявшегося представления о парламентаризме как существующей во многих странах государственно-правовой реальности и не сформировалась единая точка зрения относительно истолкования, содержательного наполнения, определения данного понятия.

Понадобилось  несколько столетий, чтобы замысел  и традиции западноевропейского  парламентаризма начали свое становление  в России.

18 февраля  1905 г., когда в стране уже разрастался  острейший социальный конфликт, Николай II издал рескрипт, в котором  объявил о намерении привлечь  достойнейших, доверием народа облаченных, избранных от населения людей  к участию в предварительной  разработке и обсуждению законодательных  предложений "при условии непременного  сохранения монархией всей полноты  власти". 
Созданное для реализации этого установления монарха Особое совещание под председательством министра внутренних дел А. Булыгина разработало проект учреждения Государственной думы с законосовещательным статусом. После почти шестимесячных сложных дебатов, в ходе которых многие ближайшие приближенные царя стремились, как можно более урезать думские права, а сам Николай II даже предложил назвать Думу "Государевой", 6 августа 1905 г., наконец, царем был издан Манифест об учреждении Государственной думы. По этому манифесту Государственная дума учреждалась как "законосовещательное установление", избравшееся на основе цензового представительства от трех курий. Развитие демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления как парламентаризм - неотъемлемого элемента российской политической и правовой действительности. Данный процесс, представляется весьма логичным, так как любая область исследований рано или поздно встает перед проблемой систематизации ранее накопленных знаний1.
 

2.2Социальный  состав и вопросы  I Государственной Думы.

Выборы  в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля 1906 г. В них приняло  участие лишь около 50 % избирателей, что не свидетельствовало о безусловной  популярности в стране типичных для  Европы форм парламентаризма.  
    Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических 
избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством, 
провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести 
законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических 
свобод. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они располагали 153 мандатами в начале работы Думы (в конце 161) или 1/3 от общего числа депутатов. Главным статистиком первой Думы считается ее депутат Н.А.Бородин. Проанализировав данные о 448 депутатах, он пришел к выводу, что первая Дума на ⅔ состояла из интеллигентов и на оставшуюся треть – из крестьян и рабочих. Иначе выглядел сословный состав депутатов: «45,5% - крестьяне, 36,7% - дворяне, доля других социальных групп не превышала 5%…..По профессиональной деятельности 109 депутатов были землевладельцами (21,9%), 120 – земледельцами (24%). Под понятие «интеллигенция» попадало 153 депутата ( 30,7%), рабочие составили всего 5% (25 человек)». Интересно, что, судя по данным, приведенным Н.А.Бородиным, из депутатов первой Думы 189 человек получили высшее образование, 62 – среднее. Рассмотрев профессиональную составляющую депутатов, Н.А.Бородин делает вывод: «…наличность в Думе талантливых юристов, специалистов по всем отделам юриспруденции, и создает ту спокойную и полную достоинства умелую защиту народных прав и конституционных начал, которая особенно ценна для нашего молодого парламента, явившегося одновременно и законодательным учреждением, и высшей практической политической школой для вновь нарождающихся граждан земли русской»2. Появление первого законодательного представительного учреждения в России, за что боролись десятки лет лучшие представители русского общества, вызвало подлинный шквал приветствий от групп россиян, ученых советов университетов, городских дум и земств. Новый парламент приветствовали парламенты других стран. Так, 30 июня 1906 г. в I Думе была оглашена телеграмма от членов старейшего парламента – лондонского. От российской Думы была даже выбрана делегация для посылки в Лондон, но она не успела туда отбыть, так как I Дума была распущена царем.

Событием  огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г.  
I Государственной Думы. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических представителей из многих стран. Прибыл царь и произнес речь по случаю открытия Думы. Речь эта, по словам очевидца, "произвела  на всех тягостное впечатление"3
. «Выступление царя разительно отличалось от предложенных ему текстов….Николай поступил парадоксально: вместо того, чтобы в такой       день обнародовать декларацию о намерениях власти по отношению к Думе, чего ждали от него многие, он втайне подготовил другую речь….Его речь не была политической программой, в ней содержалось лишь приветствие в адрес «лучших людей» России.»4 I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня. Все это 
время она находилась под обстрелом различных сил, и, прежде всего - 
консерваторов. В «Правительственном вестнике» из номера в номер 
печатались довольно однотипные письма, подписанные 
группами лиц, в которых Дума называлась «инородной выдумкой», «чужеродным изобретением», которому не суждено «привиться на истинно 
русской почве», доказывалось, что она всегда будет вредным учреждением. 
При этом предлагалось «пока не поздно» Думу разогнать. Дума даже сделала специальный запрос, на каком основании в официальном органе 
правительства ведется антидумская пропаганда. Однако тогдашний министр внутренних дел П.А. Столыпин ответил довольно однозначно: подданные монарха вправе печатать свои письма где угодно.

Дума  была распущена, но ошеломленные депутаты не сдались без боя. Около 200 депутатов, и среди них кадеты, трудовики  и социал-демократы 
собрались в Выборге, где после бурных сетований и обсуждений приняли 
воззвание – “Народу от народных представителей”. В нем говорилось, что 
правительство сопротивляется наделению крестьян землей, что оно не имеет 
права без народного представительства собирать налоги и призывать солдат 
на военную службу, делать займы. Воззвание призывало к сопротивлению 
такими, например, действиями, как отказ давать деньги в казну, 
саботирование призыва в армию. Эпоха I Думы закончилась. Она вошла в историю как Дума неоправданных и неоправдавшихся надежд, реальных и мнимых шансов выдержать экзамен на государственную зрелость, способность закрепить в общественном сознании идею парламентаризма. Деятельность I Государственной Думы в целом способствовала разрушению  «конституционных иллюзий» демократической интеллигенции, однако она  не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.  

Тем не менее распрощаться с Государственной Думой окончательно  не входило в планы царя и правительства. В манифесте о роспуске Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений», и на этом основании началась подготовка к новой кампании, теперь уже по выборам во II Государственную Думу. 
 

2.3Деятельность  II Государственной Думы.

    Революция еще продолжалась, “беспорядки на аграрной почве” в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. Крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.  
         В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу. Путем 
всевозможных уловок правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и так далее.

Сама  атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной 
кампании, которая сопровождалась широким разливом по стране эйфорических ожиданий, что Дума явится панацеей от всех российских бед и усобиц.  
    Опыт перводумья, по сути, для всех печальный, был и учтен всеми. 
П Государственная Дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. Председателем Думы, стал правый кадет Ф.А. Головин. II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности и, по возможности, избегать конфликтов.  В ней по-прежнему преобладали оппозиционные течения, включая отказавшихся от бойкота социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеров). Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест (им принадлежало 98 мандатов).  Народнические партии получили 157 мест (трудовики – 104, эсеры – 37, народные социалисты – 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%). Подобный состав II Думы, свидетельствовал о большей поляризации депутатского корпуса, об усилении в ней обоих флангов: и левого и правого. П.Н. Милюков считал, что история "второй избирательной кампании есть история грандиозной попытки заставить население сказать то, что нужно правительству. Ее исход есть громкое и торжественное подтверждение того положения, что страна хорошо знает, чего она хочет, - и что от того, чего она хочет, она будет добиваться самым настойчивым образом".

Такое положение явно не устраивало царское  правительство, ибо ждать от Думы конструктивной работы в пользу государства  не приходилось. Сразу после созыва II Государственной Думы правительству  стало ясно, что ее придется вскоре распустить.  Царское правительство решило распустить II Государственную Думу, обвинив социал-демократическую фракцию в подготовке заговора для низвержения самодержавия и установления демократической республики. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы прокурор Петербургской судебной палаты зачитал постановление о привлечении к суду 55 членов социал-демократической фракции и немедленном заключении под стражу 16 наиболее активных ее членов. Большинство депутатов Думы (социал-демократы, трудовики, эсеры, народные социалисты и кадеты) отказались лишить депутатских полномочий социал-демократов. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала большую часть депутатов социал-демократической фракции II Государственной Думы, а утром 3 июня был опубликован Высочайший Манифест «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу». Депутаты восприняли это спокойно и разъехались по домам. Как и ожидал Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. В целом, население отнеслось к разгону Думы индифферентно: была без радости любовь, прощанье было без печали.

Одновременно  появилось новое Положение о  выборах, изданное Николаем II с явным  нарушением Основных государственных  законов – без рассмотрения в  Государственной Думе и Государственном Совете. Поэтому в литературе принято говорить о третьеиюньском государственном перевороте, причем такое отношение к указанному акту сложилось с первых же дней после его издания.  

2.4Результаты  деятельности III Государственной Думы.

Третья  государственная дума  Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы.  
III Государственная дума была создана как заранее запланированный результат государственного переворота, совершенного Верховной властью 3 июня 1907 г. 
    Выборы в Думу проходили на основе нового избирательного закона, который ужесточал избирательный ценз основных избирателей, сокращал представительство крестьян и национальных меньшинств, увеличивал неравенство в представительстве различных социальных категорий. Курия помещиков и первая городская курия, то есть менее 1% населения объединяли 65% избирателей. В результате выборов в III Думу, сопровождавшихся, в свою очередь, разнообразным давлением на избирателей, правительство получило, наконец, послушную, "лакейскую" Думу, вполне пригодную для той декоративной роли, какую оно с самого начала назначало для этого учреждения. 
    Всего в III Думу было избрано 442 депутата (в I и II Думы предусматривалось избрание 524 депутатов). Таким образом, в III Думе преобладали те партии, которые твердо встали на путь сотрудничества с правительством. Главная масса депутатских полномочий досталась на долю октябристов, которым удалось провести 155 депутатов, то есть на 113 больше, чем в предыдущую Думу. Пост председателя III Думы последовательно занимали видные деятели: Н.А.Хомяков (до марта 1910 г.), А.И.Гучков (до марта 1911 г.), М.В.Родзянко. Для каждого из них главной целью было упрочение конституционной системы и достижение стабильности. Члены Думы могли заниматься утверждением государственной росписи доходов и расходов и контролировать ее исполнение, рассматривать вопросы, связанные с отчуждением части государственных доходов или имущества, обсуждать вопросы о постройке железных дорог за счет казны. Государственная дума имела право ставить вопрос об отмене или изменении действующих и издании новых законов.

В итоге  Государственная дума была наделена минимальными правами. Вместе с тем, члены Думы имели право свободы  суждений и не обязаны были отвечать перед избирателями. 
    Смысл третьеиюньской системы заключался в попытке "сверху" решить объективные исторические задачи. III Государственная дума была призвана стать инструментом реформирования страны "сверху". Ей предстояло принять целую серию законов, обеспечивающих проведение таких масштабных реформ, как аграрная, военная, судебная, реформы местных органов управления, народного образования. Нужны были новые законы, касавшиеся положения нерусских национальностей, рабочего класса.  
Третьеиюньская политическая система, включавшая наряду с Думой Государственный Совет и верховную власть монарха, по своему социальному и партийному составу должна была обеспечить тот объем, глубину и темп реформирования, который могли допустить верхние слои общества.

Результаты  деятельности III Думы неоднозначны и  противоречивы.

Новое избирательное законодательство 1907 года позволило выбрать такую  Думу, которая была способна конструктивно  работать с правительством; но в  то же время, Дума уже практически  не представляла широкие массы населения, депутаты III Думы перестали восприниматься народом как народные избранники. Дума успешно справлялась с принятием  бюджета и мелких технических  законов, но политически значимые и  спорные законы застревали в ней  на долгие годы. Октябристское большинство  Думы имело, в целом, проправительственную ориентацию; однако же, октябристы считали  себя не разновидностью государственных  служащих, а совершенно независимыми политическими деятелями. Они не имели достаточных личных связей и контактов в правительственных  кругах, держались отчужденно от правительственных  чиновников, что порождало борьбу самолюбий и столкновение амбиций  даже в тех случаях, когда взгляды  Думы и правительства по существу совпадали. Безобразное, агрессивное  поведение левых и, в особенности, ультраправых депутатов омрачало работу Думы. Руководство Думы, озабоченное  сохранением ее репутации, уворачивалось от скандалов, изымая из повестки все острые вопросы; но уровень внутренних противоречий в стране был настолько высок, что все значимые вопросы уже стали острыми. Как результат, III Дума справилась лишь с рутинной частью своей работы. Она не была, подобно I и II Думе, источником непрерывного и неразрешимого конфликта. Текущая законодательная работа шла своим чередом, но более важная задача — выразить политическую волю населения в форме законодательства — не была выполнена.

Парламентаризм в России в начале XXвека