Парламентарная монархия. Отличительные признаки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Парламентарная  монархия: отличительные  признаки.

     Характеристика  парламентарной монархии Великобритании 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………

    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ

    1. Понятие формы правления и общая характеристика парламентарной монархии ………………………………………
    2. Отличительные признаки парламентарной монархии
 

    ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

      2.1. Становление парламентарной монархии в Великобритании ……………………………………………………………….

    2.2. Особенности принципа разделения властей в Великобритании . . . . . . . ………………………………………………….

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

    
….3 
 
 

….6

….10 
 
 
 

….15 

….19

….34

….36

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие.  К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря,  форму правления.

     Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов  государственной власти страны, порядок  их образования и взаимоотношений  между собой и степень участия  населения в формировании этих органов  и влияния на принимаемые ими  решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

    Форма правления представляет собой тот  элемент формы государства, который  раскрывает организацию верховной  государственной власти,  
правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании  
этих органов.

    Различают две основные формы правления  зарубежных государств — монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет  
разновидности.

    Монархия - это такая форма правления, где  глава государства — монарх обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят  
первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и  
занимает его пожизненно.

    Республика  — это такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и  
сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением1.

    Имеется несколько разновидностей монархических  форм правления. Различают абсолютную и конституционную монархию. Конституционная  
монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции.

    В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии. Великобритания является парламентарной монархией2.

    В 8-15вв. господствующей формой государственного устройства в Европе становится сословная монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности.

    Процесс укрепления государства означал  для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий. Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и горожан.

    Становление и развитее Английского парламента происходило в период с 8-15вв., за такой длинный временной период парламент развивался, учась на своих  ошибках, благодаря ему  Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.

    Таким образом, темой нашего исследования является «Парламентарная монархия: отличительные признаки. Характеристика парламентарной монархии Великобритании».

     Объектом  исследования является особенности принципа разделения властей при парламентарной монархии.

     Предмет исследования составляет парламентарная монархия в Великобритании.

     Цель  исследования. Теоретическое осмысление особенностей реализации  парламентарной монархии.

     В соответствии с указанной целью, нужно разрешить следующие конкретные задачи:

     - изучить социально-политическую  сущность и юридическую природу  такой формы правления как парламентарная монархия;

     - раскрыть понятие парламента и парламентаризма

     - раскрыть особенности принципа разделения властей в  
Великобритании;   

     При решении исследовательских задач  опираемся на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные практикой. В ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, формально-логический, и другие методы,

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 35 наименований. Общий объем работы составил 32 страниц.     
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ

    1. Понятие формы правления и общая характеристика парламентарной монархии

     Форма правления – внешнее выражение  содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

     Под формой правления понимается организация  власти, характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

     Формы правления различаются в зависимости  от того, принадлежит ли верховная  власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических  институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

     • как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

     • как строятся взаимоотношения между высшими и другими    государственными органами;

     • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

     • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

     По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

     • монархические (абсолютные, конституционные)

     • республиканские (президентские, парламентские)3.

     В переводе с греческого (monarchía) означает единовластие, единодержавие. «В рабовладельческих государствах выступала, главным образом, как неограниченная деспотия, иногда как теократия. Однако сейчас она, как правило, существует в виде ограниченной, конституционной монархии: власть монарха ограничена на основе конституции, т.е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству», но юридически монарх считается носителем исполнительной власти.

     В современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Монарх получает «верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения».

     Из  истории известно, что феодалы  становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка  приглашения. Из этого исходит и  большинство действующих конституций  монархических государств.

     Монархия  – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей – законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу – монарху4.

     Основными признаками классической монархической  формы управления являются:

     • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

     • наследственный порядок преемственности верховной власти;    

     • представительство государства монарха по своему усмотрению;

     • юридическая безответственность монарха.

     Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

     В свою очередь монархия делится на:

     -   абсолютную;

     -   ограниченную (парламентарную, конституционную);

     -   дуалистическую;

     -   теократическую5.

     Из  сказанного выше, ясно, что одной  из разновидностей монархии является парламентская.

     Парламентарная  монархия - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство над другими органами государства. Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками: соблюдение принципа: монарх «царствует, но не правит»; правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент.

     Монарх  лишь формально утверждает его состав; лидер партии, получившей наибольшее число депутатских мест, формирует правительство и становится во главе государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.

     В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенной формой монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.

     При конституционной монархии законы принимаются  парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев  монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом  законопроектов6.

     Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др. 
 

    1. Отличительные признаки парламентарной монархии

     Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

     • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

     • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

     • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

     • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

     • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом7.

     При парламентской монархии верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей8.

     Правом  вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему  принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен  возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).

     Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено9.

     Изложенная  система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

     Напротив, в странах, где существует двухпартийная  система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма10.

     Следовательно, при одной и той же форме  правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

     Из  развивающихся стран к числу  парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

     Парламентарная  монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями11.

    ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

     2.1. Становление парламентарной  монархии в Великобритании 

     В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны - представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в.

     Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение  короной высшей знати к решению  государственных дел, восходящие к ленной монархии.   Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины 12в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда - суда пэров (равных). Во второй половине 12в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы («старшие и меньшие бароны»)12.

     В Великой хартии 1215г. была специально оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях  и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в определенное место» (ст. 14) . В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских должностей.

     Во  второй четверти 13 в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов магнатов усилилось.

     По  Вестминстерским провизиям 1258г. собрание установило даже своеобразную сословную  опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.   Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры13.

     После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт – «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины 13в.) В новый созванный де Монфором парламент - в январе 1256г. - были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии14.  

     К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю  и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в 16в.   Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты.   Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

     Ситуация  с палатой общин была иной. Как  отдельная парламентская структура  эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в. Название нижней палаты происходит от слова  commons (общины). В 14в. оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими)15.

       К концу столетия возникла  должность спикера, который избирался  депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е. коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов.

     Перечень  таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине 14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более пятисот).   Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали традиционными.   Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной.   Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства.

     Обе палаты объединялись только для участия  в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером.   С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель16.

     Так как парламент открывался по приглашению  короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство.   Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке.   В 14-15вв. в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу 15в., подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое - только на время сессии).   О высоком престиже парламента свидетельствует запись в протоколе сессии 1453г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены в грабеже и арестованы по приказу всесильного тогда герцога Йорского. Нижняя палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не удалось. Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий; в частности, он сообщил, что арест состоялся, когда в сессии был перерыв, т.е. не в «парламентское время».   Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. «Мы не смеем дать ответ», - заявили они, так как не было до сих пор случая, чтобы юристы определяли привилегии парламента.

Парламентарная монархия. Отличительные признаки.