Парламентская республика. 5

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: теории государства  и права

На тему: Парламентская  республика

 

 

 

 

Выполнила:

Студент группы  ЮФ-11-03

Решетникова Сахаайа Павловна

Проверил:

Старший преподаватель Кочмар А.Н.

 

 

 

 

 

г. Якутск 2012

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Республика как форма правления 6

1.1. Форма правления понятие и сущность формы правления 6

1.2. Понятие республики 9

Глава II. Парламентская республика как форма правления 15

2.1. История  развития парламентской республики 15

2.2. Парламентская республика понятие и сущность 19

2.3. Характеристика парламентской республики 20

Заключение 24

Список использованной литературы: 27

 

 

 

Введение

Форма государства – это  реальное выражение сущности государства, а также его функций. Форма  государства фактически и является государством, так как именно в  форме проявляется существование  государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую  форму оно принимает, как оно  «выглядит». Надо отметить, что государство  обретает форму, строго отвечающую его  сущности.

В процессе развития юридической  науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. В рамках данной работы наибольшее внимание будет уделено парламентской республике.

Республика (от лат. Res publica – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определённый срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: “Respublica set res populi” (Республика – дело народа).

Существенное значение в  условиях республики имеет избирательное  законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и  порядок доступа населения к  выборам и т.д.) зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру  республики могут быть аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.1

Данная тема является актуальной, потому что в настоящее время большинство стран мира являются республиками - из 190 государств мира более 140 являются республиками. Но парламентскими же республиками являются всего около 1/15 современных государств.

Однако тема парламентской  республики широко обсуждается в  трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как К.В. Аграновский, О.Н. Булаков, И.В. Гранкин, И.П. Ильинский, К. Маркс, А.А. Мишин, Ш. Монтескье, Ж.И. Овсепян, А.С. Пиголкина, Л.И. Спиридонов, В.М. Сырых, В.Е. Чиркин, Ф. Энгельс,  Л.М. Энтин и другие.

Необходимо отметить, что  большинство работ, посвященных  парламентской республике как форме  правления, раскрывают только отдельные  аспекты изучаемого вопроса, без  исследования общих закономерностей. Это обстоятельство определило темы и постановку цели работы.                          

Целью работы является выявление  сущности парламентской республики как формы правления и анализ ее особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• раскрытие понятия формы правления как одного из основополагающих компонентов понятия формы государства;

• анализ содержания понятия республиканской формы правления и выявление её видов;

• выявление особенностей парламентской республики и их обобщение;

Для написания курсовой работы была использована учебная и методическая литература: работы таких авторов, как  Арбузкин А.М., Чиркин В.Е., Чудаков М.Ф. и другие, которые рассматривали в своих работах республиканскую форму правления.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают  в ходе осуществления республиканской  формы правления.

Предметом в соответствии с поставленной целью предметом  курсовой работы является понятие парламентской  республики, и ее отличительные признаки.

В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод  обработки информации.

 

Глава I. Республика как форма правления

    1. Форма правления понятие и сущность формы правления

Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень  участия последнего их формировании.2 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

Форма правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти, порядок  их образования и распределение  компетенции между ними.

Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:

— как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

— как строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными органами;

— как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

— в какой мере организация  высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.

Таким образом, во-первых форма  правления — это организация  государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней; а, во-вторых, форма  правления — это комплексный  конституционно-правовой институт, организация  власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок  взаимоотношений между ними.

Основным в понятии  формы правления является организация  верховной власти государства и  порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый  в республике, наследственный —  в монархическом государстве).

В обществах, не связанных  экономическими узами обмена и вынужденных  объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена  с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным  собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для  обществ основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами — собственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается  также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между  ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные  периоды, доказательством чего может  быть падение монархических режимов  в результате Великой французской  революции 1789 г. или Февральской  революции 1917 г. в России); историческими  особенностями отдельных стран (вне  исторического контекста невозможно объяснить существование в современной  Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

Наука, фиксируя реально  возникающие в истории формы  правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них — это деление форм правления  по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному — монархия, если многим — аристократия, если всем — демократия, или республика. Существование  такой классификации отмечено еще  Геродотом в его повествовании  о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй — в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными — те, в которых преобладает личный интерес.

Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал  внимание на различные принципы —  силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал. что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность — в аристократии, честь — в монархии, страх — в деспотии.

Деление форм правления зафиксировал Геродот. Оно дошло до наших дней.

Современная юридическая  наука различает две формы  правления: монархию и республику.

Монархия - это такая форма  правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме  правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат  монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству. Иногда монарх может избираться. За свою государственную  деятельность монарх ни перед кем  не отчитывается и не несет юридической  ответственности. Как правило, такие  монархи несут ответственность  только перед Бог. Но нас интересует республика как форма правления.

Следует отметить, что форма  правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства.3  Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства, словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

    1. Понятие республики

Республиканская форма правления  является наиболее распространенной в  современном мире.

 Республика (лат. respublica от rex - дело, publicus - общественный, т.е. "общее дело" или "общественное дело") - форма правления, при которой главой государства является единоличный (крайне редко коллегиальный) президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.). Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военным или революционным советом после государственного переворота или провозглашается пожизненным президентом.4

Под высшими выборными  органами государственной власти понимаются парламент, правительство, глава правительства  и глава государства - премьер-министр  и президент. Так как мы будем  часто встречаться с этими  понятиям в нашей работе, дадим  им четкие и ясные определения:

Президент - выборная должность  главы государства или территориально-административного  образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения  или коммерческой организации, а  в некоторых странах (например, в  США) - также пожизненный титул  лица, занимавшего такую должность  в прошлом. В государствах с президентской  формой правления президент является главой исполнительной власти, с парламентской - лишь главой государства .

Премьер-министр - (от фр. le premier - первый) - первый, главный министр, глава правительства в странах, где эта должность отделена от поста главы государства. Во многих странах избирается в ходе всеобщего голосования; в иных утверждается парламентом по представлению главы государства; либо назначается главой государства (Соединённое Королевство). В России должность премьер-министра с 1993 года официально именуется Председатель правительства Российской Федерации; в Латвии - президент министров; в Германии - канцлер; в Болгарии - министр-председатель5.

Парламент - общее название высшего представительного и  законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется  в конституциях Украины, России, Таджикистана, Туркменистана. Собственное наименование для обозначения высшего представительного  органа. Применяется в Молдове, Беларуси, Грузии, Бельгии, Казахстане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии и других странах. Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путем всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).6

Правительство – высший коллегиальный исполнительный орган  государства. В разных странах правительство  может иметь различное название: Совет Министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет Министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (КНР) и т.п. Правительство может быть беспартийным, партийным и коалиционным. Порядок формирования зависит от формы правления.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

• существование единоличного и коллегиального главы государства;

• выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

• осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

• юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

• обязательность решений верховной государственной власти.

Исторически республика как  форма правления сложилась еще  в Древнем мире. Примером тому могут  служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие  республики существовали в форме  аристократических и демократических  республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной  власти допускались широкие слои населения7.

Однако в то время институты  демократии были еще неразвиты, а  рабовладельческие отношения и  связанные с ними научные представления  и знания не создавали предпосылок  для возникновения гуманизма  и связанных с ним современных  принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные  для эпохи Возрождения, появления  идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала  в Европе, затем в Америке, а  потом и во всем мире республиканская  форма правления завоевывает  позиции и становится наиболее характерной  формой правления в современной  мировой цивилизации.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Современные республики бывают трех видов:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- парламентско-президентская  (смешанная) республика.

Классификация республик  связана с тем, каким именно образом  осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

как избирается парламент, как  формируется правительство, какой  объём правомочий принадлежит президенту.

Кратко можно рассказать о президентской республике.

Президентская республика характеризуется  значительной ролью президента в  системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы  правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной  — в руках парламента.8

Высшим должностным лицом  в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы  государства и главы правительства. Основные признаки президентской республики:

- президент избирается  не парламентом, а в результате  референдума или коллегиями выборщиков;

- президент назначает  правительство, перемещает и отстраняет  от должности его членов;

- президент имеет право  вето на законы, принимаемые парламентом; 

- президент является главнокомандующим  вооруженными силами страны.

Также существует в некоторых  странах смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.9

 

Глава II. Парламентская республика как форма правления

2.1. История развития парламентской  республики

Сегодня большинство стран  мира являются республиками. Хотя республика считается современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное  мнение, основанное на том, что исторически  было больше государственных образований  с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

В прошлом формы республики были весьма разнообразны, так что  охватить их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский  строй от первобытного анархического  состояния при родовом быте, где  нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и республики. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, и т. д. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в ранних Греции и Риме — республики (см. «Афинская демократия» и «Римская республика»).10

Древние республики (греческие  и римская) были двух видов, настолько отличных друг от друга, что создатель первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы — аристократия и демократия; рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия, по Аристотелю — выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между республикой и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово республика означала просто государство.

В демократических республиках  суверенитет принадлежал народу, то есть всем свободным взрослым гражданам  мужского пола, пользовавшимся правами  гражданства; верховная законодательная  и контролирующая власть была в руках  всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в  государстве; фактически при таких  условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической республик не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской республик шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе всё большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от республик нового и новейшего времени:

  • Все древние республики были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении.
  • Интересы государства стояли выше прав отдельной личности. Даже в наиболее свободных и демократических республиках личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами.
  • Древние республики были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), то есть государственные дела решались на собраниях всех граждан.

После гибели древних республик  в культурной Европе установился  строго монархический режим, но в  средние века вновь возникли довольно многочисленные республики, как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии (Гамбург, Бремен, Любек); к ним можно причислить итальянские  государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими республиками были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих республик до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в Швейцарскую конфедерацию, и две совершенно незначительные по территории и значению республики — Андорра и Сан-Марино (с 301 года). Город-государство Дубровницкая республика, онованная в XIV веке сохраняло суверенитет до 1808 года. В Средневековье на территории современной России долгое время существовали Новгородская феодальная республика, Псковская феодальная республика и Вятская земля, где основным органом власти являлось вече, а вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.11

В Новое время возникло много новых республик; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер республики ещё при английском господстве, а в XVIII ваке отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов Америки. После Великой революции, Франция впервые обратилась в республику, после чего на некоторое время произошло восстановление монархической формы правления. Россия окончательно стала республикой в 1917 году. В течение XIX века вся Южная и Центральная Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд республик, на протяжении второй половины XX века республиками стали бывшие африканские колонии европейских государств.

Первые же парламенты в  их нынешнем понимании появились  в Европе (в Испании, Скандинавии,  Исландии) в ХI-ХП  веках.  Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на  рубеже  ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам.  Как США стали образцом для формирования  и развития систем президентского правления,  так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики.12

Классическим  примером политического  устройства парламентской  республики является государственный строй  Великобритании. В настоящее время  форма парламентской  республики явилась достоянием европейских  стран. Ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Мальта, Финляндия, ФРГ и  др. За пределами Европы данная форма  правления существует  в Индии  и Израиле.13

2.2. Парламентская республика понятие и сущность

Парламентская республика - разновидность республиканской  формы правления, характеризуется  тем, что парламент, являясь полновластным  органом, формирует политически  ответственное перед ним правительство  и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных  органов достаточно скромное место.14 Основными признаками парламентской республики являются:

президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит  главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все  необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной  политики;

президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его власть производна от парламента;

президент назначает главу  правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров  партии или коалиции партий, располагающих  большинством мест в парламенте или  его нижней палате. В противном  случае правительство может не получить вотум доверия в парламенте (это  необходимая процедура для парламентской  республики) и не будет сформирована. Члены правительства назначаются  президентом по рекомендации главы  правительства;

ключевой признак парламентской  республики - политическая ответственность  правительства перед парламентом, а не перед президентом. Ответственность  эта чаще всего солидарная: недоверие  главе правительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения  вотума недоверия или отказа в  доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить  досрочные выборы;

Парламентская республика. 5