Парламентская республика. 2

Прикамский Социальный Институт

юридический факультет

кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему: «Парламентская республика»

по дисциплине: «Теория государства и права» 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент

                  1 курса очной формы обучения

                  Окунев  Артём Александрович  

                  Руководитель:

                  Травников Григорий Николаевич

                  к.п.н. 
                   
                   
                   
                   

Пермь 2011. 

Содержание 

Введение 3

ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4

1.1. Понятие формы государства 4

1.2. Признаки и общая характеристика формы государства 8

1.3. Форма правления: понятие и сущность формы правления 12

ГЛАВА II. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 17

2.1. Парламентская республика: понятие и сущность 17

2.2. Характеристика парламентской республики 19

ГЛАВА III. ПАРЛАМЕНТСКАЯ  РЕСПУБЛИКА В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ 23

3.1. История и развитие парламентской республики 23

3.2. Страны с парламентской формой правления 23 

 

 

     Введение

 

     

ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

  1. Понятие формы государства

     Форма государства — это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между  людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов  государственной власти и в административно-территориальном  делении государства.

     Категория «форма государства» показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру  органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с  другом и с населением, а также  те методы, которые используются ими  для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными  словами, форма государства —  это устройство государственной  власти и ее организация.

     Форма государства — это организация  государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное  устройство, которые отражают особенности  развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения, т. е. форма государства никогда не оставалась и не остается раз и  навсегда установленной, неизменной. Под  влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивается и изменяется.1

     Государство как политическая организация, как  властная система, пронизывающая все  общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом  организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его  зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь  и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.

     Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии "форма государства". Нужно отметить, что в философии  и юриспруденции того времени  категории "форма" вообще придавалось  большое значение. Римские юристы говорили: "форма дает бытие вещи".

     Существует  три основных смысла философской категории "форма":

    • как разновидность чего-либо ("формы диктатуры пролетариата");
    • как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
    • как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).

     Когда речь идет о форме государства, имеется  в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы  как способа выражения вовне (внешней  формы) за "формой" всегда стоит  какое-либо целостное явление (при  этом данное явление в одном отношении  может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А  вот за "формой государства" никакого целостного явления нет. То, что обозначается как "форма государства", представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна  для характеристики государства  представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.

     Доказательством изложенного тезиса является то, что  применительно к форме государства  не могут быть выделены ее виды, ибо  о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным  образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о  видах формы правления, о видах  формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.

     В этой связи безосновательно форму  правления, форму государственного устройства и политический режим  именовать "элементами" формы  государства. Ибо элемент - это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления  представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства  существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы  государства. И надо заметить, что такой подход к истине ближе.

     "Форма  государства", как уже замечалось, - это достаточно древняя категория  государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что "политический режим" характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же "форма правления" и "форма государственного устройства" имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

     Традиционно на основе понятия "форма правления" проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет  две стороны: состав (совокупность необходимых  и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами).

     Наряду  с анализом состава органов верховной  государственной власти и их взаимоотношений  друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно  предполагает и характеристику порядка  формирования этих органов, степени  участия населения в этом процессе.

     Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация  государства, характер взаимоотношений  между частями государства, а  также между центральными и местными органами.

     На  форму государства влияют разнообразные  факторы: тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

     Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма  правления, а буржуазному - республиканская. Или, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

     Понятие "политический режим" можно трактовать в узком и широком смысле. В  узком смысле под "политическим режимом" имеется в виду государственный  режим - совокупность приемов и методов  осуществления государственной  власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю  ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием  государственной власти с другими  политическими силами и институтами  общества. Политический режим в зависимости  от политической ситуации в стране может;

     а) почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать  с государственным режимом;

     б) в основном быть обусловленным деятельностью  институтов гражданского общества.

     Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в  практическом отношении характеристикой  государства, ибо для человека, в  конечном счете, не столь важно к  каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы  правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое  и правовое положение.

     Один  и тот же режим может быть при  разных формах правления. Так, по форме  правления Англия - конституционная  монархия, ФРГ и Италия -парламентские республики, США и Франция - президентские республики, но политический режим в этих странах один и тот же - буржуазная демократия. Или, например, в 1930-е годы республиками официально именовались и Германия, и Франция, и Советский Союз, но государственный режим у них был разным.

     В то же время прослеживаются и такие  зависимости, что изменение политического  режима влечет изменение формы государства  и наоборот - реорганизация государства  с точки зрения формы правления  и государственного устройства влечет изменение режима функционирования государственной власти.

     Видимо, для того, чтобы понять закономерности этих взаимосвязей, нужно не просто рассматривать соотношение формы  правления, формы государственного устройства и политического режима, а принимать во внимание всю политическую ситуацию в стране, учитывать мощное влияние на политический режим институтов гражданского общества.

     С этой точки зрения политический режим может быть демократическим и недемократическим (авторитарным и тоталитарным).2

  1. Признаки  и общая характеристика формы государства

     Существует  два подхода к форме государства:

  1. Элементный подход

    Форма государства — это единство трех ее основных элементов:

     — формы правления,

     — формы государственного устройства,

     — политического режима.

     Однако  такой подход не дает синтезированного представления о форме государства  в целом. 

  1. Системный подход

     Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные  элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

     В науке форма государства анализируется  по преимуществу как внешняя форма  сущности, содержания и явления государства. В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. На форму государства серьезно влияют культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику  формы государства определяет также  характер взаимоотношений государства  и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и  другими организациями.

     Форма государства индивидуализирует  каждое конкретное государство, которое  существует в пространстве и времени  в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и  как таковая непосредственно  и органически связана с сущностью  государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма  государства изменчива, она соответствует  изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического  периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

     Общепризнанная  классификация форм государства  отсутствует. Однако наиболее распространенной его формой является демократическая  федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

     В последние годы, в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:

    1. Монократическая (единовластная) форма государства. Главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определенной группы (партии, военно-революционного совета и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует.

     Выделяют  следующие подвиды монократической формы государства:

     — теократическая (Саудовская Аравия).

     — экстремистская (фашистская).

     — милитаристская (правление военного центра).

     — монократическая в условиях тоталитарного социализма.

    1. Поликратическая (многовластная) форма государства. Главным признаком является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют.

     Выделяют  следующие подвиды поликратической формы государства:

     — традиционная (США, Англия).

     — постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).

    1. Сегментарная (смешанная) форма государства. Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

     Рассмотренные три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся  к одному явлению, обладают внутренним единством, органически связаны  между собой, взаимообусловлены  в своих признаках.

     Таким образом, взятые в единстве три организации  государственной власти образуют форму  государства. В процессе развития государства  имеется диалектическая взаимозависимость  всех сторон его проявления, устройства и организации.

     Исторически сложилось так, что сначала появились  государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления. Более того, таких форм, как форма правления государственного устройства или политический режим не существовало. Необходимость в классификации по форме государственного устройства появилась в XVII—XVIII вв. Категория же «политический режим» возникла и вовсе в начале XX в.

     Таким образом, в древности и в средние  века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире. Так, в некоторых  государствах Древнего мира существовали институты демократии, хотя чаще встречались  авторитарные или вовсе тоталитарные режимы.

     С появлением федераций положение  изменилось. И хотя в форме правления  монархия продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным и достигает современного уровня.

     В ходе исторического развития государства  содержание его меняется быстрее, чем  форма, которая, несмотря на ее активную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное  противоречие между новым содержанием  и старой формой государства. В результате форма претерпевает изменения в  соответствии с новыми потребностями  действительности.3

  1. Форма правления: понятие  и сущность формы  правления

     Форма правления представляет собой структуру  высших органов государственной  власти, порядок их образования и  распределения компетенции между  ними.

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

     - как создаются высшие органы  государства и каково их строение;

     - какой принцип лежит в основе  взаимоотношений между высшими  и другими государственными органами;

     - как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

     - в какой мере организация высших  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина. По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на монархические  (единоличные, наследственные) и  республиканские (коллегиальные,  выборные).

     Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень  участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

     В свое время Аристотель разграничивал  формы правления в зависимости  от того, осуществляется ли верховная  власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

     Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются  в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом  или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские  формы правления.4

     При монархической форме правления, носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный орган.

     На  современном этапе развития общества и государства существуют монархии двух видов - дуалистические и парламентарные.

     Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в  руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

     Парламентарная  монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления  государственной власти. Законодательная  власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое  несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.

     Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков.

     Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную  структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые  высшими органами власти – законодательными, представительными, – в большинстве  случаев длительно готовятся, обсуждаются  по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в  экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается  принятым, если за него проголосовало  квалифицированное или простое  большинство.

     Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

     Это означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам – осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

     Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Теоретически это также означает, что работники разных органов государства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществляют разделение труда по управлению государством.

     Надо  обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной  власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» и  соответствующих сферах государственной  жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все  республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно  единую государственную власть и  не могут функционировать друг без  друга. Например, исполнительная власть зачастую готовит и передаст парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая  нарушение законов.

     Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей  зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви  власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной  власти. Этот процесс в отечественной  истории метафорически называют «перетягиванием одеяла», но он в  целом может стать весьма грозным  политико-правовым событием. При таком  способе борьба подчас приобретает  весьма острые, даже ожесточенные формы, персонифицируется. Под угрозой  оказываются сами республиканские  формы правления. Определенные политические силы начинают противопоставлять республиканским  формам правления монархические, в  том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определенных политических сил, в этих условиях могут  быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские  способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или  иного единоличного правителя или  в руках нескольких лиц, например, военной хунты.5