Парламентская республика, как форма правления. 4

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
  
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
  
 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ  
 
Юридический факультет 
  
Кафедра теории и истории государства  и права.  
  
  
 
Курсовая  работа на тему:  
 
«Парламентская республика, как форма правления»  
  
  
  
  
 
                                                                       Выполнила:  
                                                                               Москалюк Анна 
Зачетная  книжка  № Ю-097015  
 
                                                                                                       __________________________ 
   
  
 
                                                                     Проверил:  
 
                                                              
                                                                                                   Зуев Андрей Вячеславович 
___________________________  
  
  
  
  
  
 
Санкт-Петербург 
2010 год 
Содержание                                          
Введение…………………………………………………………………….3 
Глава I. Понятие и сущность  республиканской формы правления 

Понятие формы правления……………………………………....5 
Республиканская форма правления……………………………..9

Глава II.Парламентская республика 
           2.1 Сущность парламентской республики………………………..16 
Заключение………………………………………………………………..24 
Список  использованной литературы………………………………….26  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
     
 
Введение. 
     Республика  – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление. Известно, крылатое выражение Цицерона: “Respublica set res populi” (Республика - дело народа).          Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V - I вв. до н.э.). Известны также и феодальные республики (города-республики Генуя, Венеция, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России).    Существенное значение в условиях республики имеет избирательное законодательство, от содержания которого зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру республики могут быть аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.       Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:          

-   парламентарные; 
-   президентские ; 
-   смешанные (полупрезидентские).            

Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей  в правовом государстве.  
     Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Парламентская республика» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
       Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления в современном мире.            Задачами данной работы являются:  

Раскрыть понятие парламентской республики как одной из форм правления;  
Показать основные типы существующих видов парламентской республики;  
Раскрыть сущность парламентской республики в Швейцарии.      

Объектом исследования являются общественные отношения, которые  возникают в ходе осуществления  республиканской формы правления. Предметом исследования являются понятие и сущность формы правления республики и парламентской республики.     В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод обработки информации.     Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.  
  
  
  
  
 
Глава I. Понятие и сущность республиканской формы правления. 
     1.1 Понятия формы  правления. 
     Форма государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества  экономических, социально-политических, идеологических и других факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение  понятия  государства».1     Чтобы убедиться в  этом, достаточно сказать, что за историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных суждений и мыслей по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древнем Риме и Греции философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.         Один  из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «незаконная» - олигархия и «законная монархия»- царская власть.           Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм.   Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому 
учению, не вечны. Государство может деградировать  и, соответственно, в этом же направлении  изменять свои формы.       Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.            В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.  
     Форма государственного правления дает возможность понять:  

как создаются высшие органы государства, и каково их строение; 
какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; 
как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; 
в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные). 2     

Под формой правления  подразумевают организацию верховной  государственной власти, в особенности  высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень  участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим  элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.       В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).           Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.3            В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.          Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи). Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.    Таким образом, пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.4  
  
  
  
  
 
1.2. Республиканская  форма правления. 
      Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков:  
•   существование единоличного и коллегиального главы государства;  
•   выборность на определенный срок главы  государства и других верховных  органов государственной власти;  
•   осуществление государственной  власти не по своему велению, а по поручению  народа;  
• юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 
•    обязательность решений верховной  государственной власти. 5 
     Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти - разного рода собрания, советы - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти - законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль над исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение. 6      Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Теоретически это также означает, что работники разных органов государства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществляют разделение труда по управлению государством.             Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» и соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть зачастую готовит и передаст парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.      Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти. Этот процесс в отечественной истории метафорически называют «перетягиванием одеяла», но он в целом может стать весьма грозным политико-правовым событием. При таком способе борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточенные формы, персонифицируется. Под угрозой оказываются сами республиканские формы правления. Определенные политические силы начинают противопоставлять республиканским формам правления монархические, в том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определенных политических сил, в этих условиях могут быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного единоличного правителя или в руках нескольких лиц.7    В отличие от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа». В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Известны парламентарные республики и республики президентские.           На выбор правления оказывает влияние ряд факторов, но определяющими здесь должны быть долговременные интересы стабильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил. Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.8  Недостатки парламентарной республики сводятся:      Во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже малочисленные партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.   Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.9         Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить. Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х гг. XX в.)  подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией.     Президентская форма правления, в свою очередь, не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего, особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.        Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения влияния парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.10  В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточные (между президентской республикой и парламентской республикой) формы государственного правления.        Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов. Однако похвальное стремление сосредоточить в «гибридной», смешанной форме только положительные черты традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентарной республики - ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления. 11       В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что постоянное внимание к формам правления государства, стремление эти формы рационализировать свойственно теоретической мысли и юридической практике с глубокой древности. Однако механический перебор вариантов, волюнтаристское «скрещивание» тех или иных классических государственных форм, особенно если это делается «под личность» действующего должностного лица, едва ли оправдано.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
Глава II. Парламентарная республика 
2.1 Сущность парламентарной  республики 
     Парламентская республика – это разновидность  современной формы государственного правления, при которой верховная  роль в организации государственной  жизни принадлежит парламенту.  
      Главной отличительной особенностью парламентской  республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами: 

верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением; 
президент является главой государства, но не главой правительства; 
правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к 

партийной коалиции;

правительство ответственно перед парламентом; 
президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;  
наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции; 
правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов; 
президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.12          

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.     В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.13              Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.              Глава правительства это может быть премьер-министр, председатель совета министров, канцлер и он  назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. 
  Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, которое основанное на началах правовой законности. 14          Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.      Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.        В современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу.15    Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.       Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.  
       Рассмотрим пример парламентской республики на Швейцарии. Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3).16 
     Ныне  действующая Конституция принята  референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное  устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в  новый текст. Из последнего были удалены  анахронизмы и внесены некоторые  новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон  вошли статьи, закрепляющие права  детей, молодежи, право на забастовку. 
     По  форме правления Швейцария - парламентская  республика оригинального типа. Политический режим - демократический. 
     Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное  собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального  представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть  назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.17 
     Помимо  законодательной деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению  федерации", Федеральное собрание наделено рядом других функций, определенных Конституцией. Оно избирает правительство, Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять  войну и заключать мир. В его  компетенцию входит одобрение конституций  кантонов и принятие решений о  мерах, обеспечивающих выполнение кантонами  своих федеральных обязанностей. Федеральное собрание также правомочно решать вопросы о мерах по охране "внутреннего порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме того, контролирует федеральную  администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования. Контроль за деятельностью  правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства  о своей деятельности. Однако парламент  не вправе потребовать отставки правительства  или отдельных его членов. 
     Высшую  исполнительную власть осуществляет Федеральный  совет - правительство Швейцарии. В  его состав входят 7 человек, избираемых Федеральным собранием. Правительство  формируется из представителей коалиционных партий, обладающих большинством в  парламенте. Во главе Федерального совета стоит Президент, ему помогает Вице-президент. И тот и другой ежегодно избираются Федеральным собранием  из числа членов правительства. Один и тот же человек не может быть избран Президентом или Вице-президентом 2 раза подряд. Президент председательствует в Федеральном совете и выступает  от имени федерации в отношениях с другими государствами. Иных прерогатив по сравнению с остальными членами  правительства он не имеет. 
     Выборы  членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания Национального  совета. Члены парламента, избранные  в Федеральный совет, уже не могут  осуществлять депутатские полномочия, а также состоять на службе федерации  или кантонов. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его  ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы  федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит  внешней политикой, решает споры  между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним  закреплено право принятия чрезвычайных мер. 
     Определенные  полномочия возложены на Федеральный  совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной  инициативы, рассматривает законопроекты, внесенные палатами Федерального собрания или кантонами, и дает по ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные нормативные  акты, а при осуществлении им чрезвычайных полномочий - общеобязательные постановления. Заседания правительства проводятся каждую неделю, решения принимаются  единогласно. Руководство различными сферами государственной жизни  распределено в правительстве между департаментами (внутренних дел, иностранных дел, финансов и таможен и др.).18 
     Из приведенных примеров нетрудно отметить, что форма правления государством - республика – является лишь «точкой отправления». Если же посмотреть объективно, то становится ясно, что каждое государство является особенным, с индивидуальными тонкостями всего государственного  
устройства. В основном эти особенности являются исторически-сложившимися.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
Заключение. 
     Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.). 
     Вместе  с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести  к исполнительной или законодательной  власти. Это подчас самостоятельная  власть, вытекающая из статуса главы  государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом  и парламентом, между президентом  и правительством, но и созданием  при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих  президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу. 
     Стабильность  и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы  на почве конституционализма и в  рамках парламентской борьбы за власть. 
     Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между  органами власти. Но исторически сложилось  так, что вначале возникает форма  правления, а потом эта форма  правления составляет конституцию, в которой, прежде всего, выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.  
     Вокруг  вопроса о роли государства, характере, формах и степени его воздействия  на экономические и социальные процессы не утихают острые споры, ведется  политическая борьба. По мере развития общества меняются и функции государства, его роль в процессах социального  регулирования. Искусственное сдерживание  этого процесса может привести лишь к  усилению трений между обществом  и государством, их взаимному отчуждению друг от друга.  
     Само  по себе государство как средство политического управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. Его форма, характер деятельности, средства и методы, которые оно использует для выполнения  своих функций, зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, преобладающих философско-религиозных воззрений, потребностей экономического развития и многих других факторов. 

Список  использованной литературы

Учебная литература: 
1. Венгеров  А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов, 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000 . 
2. Гущин  В.В. Теория государства и права. - М.: Право и закон, 1999 . 
3. М.Н.  Марченко, О.Э. Лейст , Б.Д. Попков. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999 . 
4. Общая теория государства и права: Учебник  под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., - М., 2001  
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999   
 
6.  Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997.  
 
7. Ю.В.  
и т.д.................


Парламентская республика, как форма правления. 4