Парламентский финансовый контроль
Содержание.
Введение.
Глава 1. Понятие и структура парламентского финансового контроля.
- Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.
- Правовые основы парламентского финансового контроля.
- Субъекты и объекты парламентского финансового контроля.
Глава 2. Оценка деятельности органов осуществляющих финансовый контроль.
2.1. Характеристика органов
осуществляющих финансовый
2.2. Оценка эффективности
парламентского финансового
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.
Под парламентским контролем понимается одна из основных функций парламента, направленная на осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти в области государственного строительства, государственных финансов и собственности, а также в других сферах. Такой контроль парламентом обеспечивается с помощью различных методов и способов: постановка вопроса о доверии правительству, резолюция порицания, интерпелляция, письменные и устные вопросы правительству, парламентские и депутатские запросы, парламентские расследования и др.
Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый контроль. Он осуществляется как самим законодательным органом путем заслушивания отчетов об исполнении бюджета, внесения парламентских запросов, направления депутатских запросов и вопросов правительству или отдельным его членам, так и через специальные органы парламента, создаваемые для осуществления финансового контроля: счетные палаты, счетные суды, аудиторские суды, национальные офисы аудита и т.п. Объем контрольных полномочий парламента в финансовой сфере в большей степени зависит от формы правления государства, а также от сложившихся в данной стране традиций.
Предназначение финансового контроля заключается в успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности общества. Роль финансового контроля в современных условиях огромна.
Парламентский финансовый контроль
призван содействовать успешной
реализации финансовой политики государства
во всех сферах социального и экономического
развития страны. Общеизвестно, что
без наведения должного порядка
в бюджетно-финансовой сфере, без
стабильной системы государственного
финансового контроля невозможно продуктивно
решать как общегосударственные
вопросы, так и конкретные социально-экономические
проблемы. В связи с этим встает
справедливый вопрос: каким образом
можно повысить эффективность функционирования
системы государственного финансового
контроля и какие отводятся место
и роль в этой системе законодательным
органам государственной
Вполне логично, что парламентский финансовый контроль должен быть наиболее эффективным и действенным в государствах, как было уже отмечено, имеющих парламентскую форму правления. Здесь высший законодательный орган страны формирует правительство, и оно подотчетно ему по всем направлениям своей деятельности. Безусловно, данный фактор имеет большое значение, но, наверное, не всегда является решающим.
Эти, а так же другие вопросы, в своей совокупности послужили причиной выбора данной темы исследования.
Глава 1. Понятие и структура парламентского финансового контроля.
- Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.
Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.
В настоящее время вопросы
организации парламентского контроля
достаточно подробно и всесторонне
рассмотрены рядом современных
российских исследователей, таких как
С.А. Авакьян[1], А.С. Автономов[2], М.В. Баглай[3]
и др. Они раскрывают формы и
содержание такого контроля. Так, С.А. Авакьян,
определяя основные функции парламента
Российской Федерации, отмечает, что
он должен "в пределах своих полномочий
и присущими ему формами
Другой исследователь - М.В. Баглай парламентский контроль представляет прежде всего в виде права "представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной"[5].
Таким образом, следует согласиться с тем, что под парламентским контролем понимается одна из основных функций парламента, направленная на осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти в области государственного строительства, государственных финансов и собственности, а также в других сферах. Такой контроль парламентом обеспечивается с помощью различных методов и способов: постановка вопроса о доверии правительству, резолюция порицания, интерпелляция, письменные и устные вопросы правительству, парламентские и депутатские запросы, парламентские расследования и др.
Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый контроль. Он осуществляется как самим законодательным органом путем заслушивания отчетов об исполнении бюджета, внесения парламентских запросов, направления депутатских запросов и вопросов правительству или отдельным его членам, так и через специальные органы парламента, создаваемые для осуществления финансового контроля: счетные палаты, счетные суды, аудиторские суды, национальные офисы аудита и т.п. Объем контрольных полномочий парламента в финансовой сфере в большей степени зависит от формы правления государства, а также от сложившихся в данной стране традиций.
Предназначение финансового контроля заключается в успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности общества. Роль финансового контроля в современных условиях огромна.
Контроль, осуществляемый государством в области финансов, имеет свою специфику, к которой относятся обязательность для всех субъектов хозяйствования и строгая нормативно-правовая обоснованность. С точки зрения современного российского законодательства государственный финансовый контроль, в том числе и парламентский, включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственных внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ[6]. Он в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, территориальные органы финансового бюджетного надзора, органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и территориальных внебюджетных фондов.
Парламентский финансовый контроль
призван содействовать успешной
реализации финансовой политики государства
во всех сферах социального и экономического
развития страны. Общеизвестно, что
без наведения должного порядка
в бюджетно-финансовой сфере, без
стабильной системы государственного
финансового контроля невозможно продуктивно
решать как общегосударственные
вопросы, так и конкретные социально-экономические
проблемы. В связи с этим встает
справедливый вопрос: каким образом
можно повысить эффективность функционирования
системы государственного финансового
контроля и какие отводятся место
и роль в этой системе законодательным
органам государственной
Вполне логично, что парламентский финансовый контроль должен быть наиболее эффективным и действенным в государствах, как было уже отмечено, имеющих парламентскую форму правления. Здесь высший законодательный орган страны формирует правительство, и оно подотчетно ему по всем направлениям своей деятельности. Безусловно, данный фактор имеет большое значение, но, наверное, не всегда является решающим.
По моему мнению, на уровень
действенности парламентского финансового
контроля в не меньшей степени
влияет, а в отдельных случаях
имеет и определяющее значение, действующий
в стране государственный (политический)
режим. Наглядный тому пример - советский
период развития российского государства,
когда законодательные органы практически
выполняли второстепенные функции
и являлись орудием реализации решений
партийно-государственной
В государствах с развитым
гражданским обществом желание
и стремление держать под постоянным
контролем процессы того, куда и
как расходуются бюджетные
Эффективность парламентского финансового контроля напрямую зависит и от ряда других факторов, которые определяют его действенность. К числу таких наиболее важных, на мой взгляд, можно отнести решимость и стремление парламентского большинства обеспечить всесторонний и эффективный контроль за расходованием финансовых ресурсов государства и распоряжением его собственностью.
По итогам прошедших в
декабре прошлого года выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации абсолютное
большинство депутатских
Постоянный и тщательный контроль за финансовой деятельностью Правительства и других органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность за счет привлечения бюджетных средств, в правовых демократических государствах составляет одну из основных функций парламента как высшего законодательного органа власти. В Российской Федерации формально функции такого контроля принадлежат обеим палатам Федерального Собрания. Однако, как уже нам приходилось отмечать ранее, в Конституции Российской Федерации отсутствуют нормы, прямо указывающие на контрольные функции самого парламента России[7].
Отсутствие конституционного
механизма взаимоотношений
Полномочия Совета Федерации
по контролю за использованием средств
федерального бюджета практически
нигде законодательно не закреплены.
Они косвенно проявляются лишь при
его участии в механизме
Незаметна роль Совета Федерации
и при процессе формирования федерального
бюджета. Хотя ст.164 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и включает
его в число участников бюджетного
процесса наряду с Президентом Российской
Федерации, Государственной Думой
и другими, но реальное его участие
в осуществлении
Основное место в процессе
рассмотрения и утверждения федерального
бюджета отводится
Также за ней закреплено
право (ст. 203) не принимать решения
по основным характеристикам федерального
бюджета по итогам работы согласительной
комиссии. В этом случае проект федерального
закона считается повторно отложенным
в первом чтении. Но в Бюджетном
кодексе оговаривается, что повторное
отклонение проекта закона о федеральном
бюджете возможно лишь в случае,
если Государственная Дума ставит вопрос
о доверии Правительству
Одной из актуальных тем
на сегодняшний день является понимание
места и роли конкретных органов
государства в системе
Как уже отмечалось, существует
множество государственных
Повышение действенности
парламентского финансового контроля
непосредственно связано с
Организация эффективного управления государственными финансами и осуществление действенного контроля за их использованием во многом зависят от наличия в государстве единой концепции государственного финансового контроля. Однако данная концепция, начиная еще с 2000 г., находится на различных стадиях разработки и согласования.
Отсутствие такого важного документа ставит препятствия для разработки и принятия основополагающего для финансового контроля нормативного правового акта - федерального закона о государственном финансовом контроле в Российской Федерации. Его принятие создало бы соответствующую нормативную базу для функционирования эффективной системы государственного финансового контроля и в целом для единой общероссийской политики в этой сфере.
Анализ парламентского финансового контроля показывает, что действенность такого контроля напрямую зависит от достижения поставленных целей. Так, на данном этапе развития российского государства, как нам кажется, основной целью парламентского финансового контроля является не только достижение целевого и эффективного использования бюджетных средств, обеспечение их сохранности, но и в целом создание эффективной системы бюджетного финансирования.
Особое значение в современных условиях развития внешнего (парламентского) финансового контроля приобретают вопросы аудита эффективности. Он в последние годы становится одним из основных видов контроля за исполнением государственного бюджета. Как подчеркивается в ст.4 Лимской декларации руководящих принципов, аудит эффективности "направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы"[9].
Аудит эффективности активно
внедряется в деятельности Счетной
палаты Российской Федерации и контрольно-
Другой немаловажный фактор действенности контроля - это то, что слабый парламентский финансовый контроль является одним из источников коррумпированности прежде всего исполнительной власти. Коррупция в современной России стала одним из самых серьезных политических, социально-экономических и правовых проблем.
Отсутствие правового
механизма предупреждения злоупотребления
властью или служебными полномочиями
из корыстной или иной личной заинтересованности,
в том числе сопряженного со взяточничеством
и хищениями бюджетных средств
со стороны лиц, занимающих государственные
должности и должности
В Государственной Думе на
сегодняшний день находится ряд
законопроектов, направленных на защиту
прав и свобод человека и гражданина,
общественных и государственных
интересов, в том числе и в
финансовой сфере, путем создания условий
для неподкупности лиц, занимающих
государственные и
1.2. Правовые основы финансового контроля.
Необходимым условием эффективности
правового регулирования
Несмотря на то, что государственный
финансовый контроль непосредственно
охватывает только общественную (публичную)
часть совокупного продукта, он в
определенной форме (путем проверки
составления налоговых
В основе финансового контроля лежат определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди них следует выделить:
1) осуществление финансового
контроля компетентными
2) результативность финансового
контроля - проявляется в своевременности
проведения контрольных
3) гласность финансового
контроля - состоит в обнародовании
результатов финансового
Сущность финансового
контроля также находит свое отражение
в его задачах. Одной из них
является обеспечение финансовой дисциплины
в сфере публичных финансов, предполагающее
проверку своевременности и полноты
исполнения обязательств перед бюджетами
всех уровней, операций по использованию
централизованных и децентрализованных
государственных и
Финансовый контроль - это не только средство обеспечения законности и правопорядка при осуществлении финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев публичного сектора финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, мы можем говорить о второй не менее важной задаче финансового контроля - повышении эффективности публичных финансов.
Финансовый контроль выступает
формой реализации контрольной функции
финансов, т.е. присущего финансам свойства
служить средством контроля за производством,
обменом, распределением и потреблением
совокупного общественного
Одним из наиболее существенных
недостатков современного механизма
финансового контроля является слабый
уровень регулирования
В юридической литературе
наиболее распространенным является следующее
определение финансового