Парламентское право

ВВЕДЕНИЕ

 

Республика (от лат. Res publica – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определённый срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: “Respublica set res populi” (Республика – дело народа).

Республиканская форма правления сложилась в  древнем мире (римская сенатская  республика в V – I вв. до н.э.). Известны также и феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России и т.д.).

Существенное  значение в условиях республики имеет  избирательное законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и порядок доступа  населения к выборам и т.д.) зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру республики могут быть аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.

Применительно к республиканской форме правления  в качестве оснований для её подразделения  на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламент и др.

В зависимости  от названных и иных особенностей республиканских форм современные  республики разделяются на два вида: парламентарные и президентские. Они  представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве.

Данная тема актуально потому что, большинство  государств имеют именно эту форму  правления.

Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной  из форм правления.

           Для достижения поставленной цели нужно решить  следующие задачи:

1) Раскрыть понятие  парламентской республики как  одной из форм правления;

2) Раскрыть сущность  парламентской республики в Российской  Федерации, её основные преимущества  и недостатки.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые  возникают в ходе осуществления  республиканской формы правления.

Предметом исследования являются понятие и сущность формы правления парламентской республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

    1. Историческое развитие республики

 

          Одновременно с монархией развивалась и альтернативная ей форма правления - республика. Несмотря на то что термин "республика" происходит от лат. respublicum, что означает общественное дело, республиканская форма правления зародилась в городах-государствах Древней Месопотамии в IV - III тысячелетиях до н. э. В них власть осуществлялась выборными органами власти - собранием и советом (возглавляемым правителем). В собрании, которое избирало правителя, участвовали все полноправные граждане города-государства.

            В дальнейшем  республика  приобретает различные  конкретно-исторические формы существования. В античности она достигла своего расцвета в Афинской демократической республике (V - IV вв. до и. э.) и Римской аристократической республике (V - II вв. до н. э.), а в средневековье сохранилась в форме городов-республик в условиях господства монархического правления. [3]

            Широкое распространение республиканская форма правления получила после буржуазно-демократических революций в XVII - XVIII вв. в государствах-нациях.[4] Эти революции были направлены против абсолютной монархии и стремились установить республику как форму правления, основанную на иных, чем монархия, принципах: народном суверенитете, выборности, гарантированности естественных прав, разделении властей и т.д.

           В настоящее время республика является преобладающей формой правления в современных государствах.[5] Современные республики существенно отличаются друг от друга не только названием своих высших органов власти, принципами их взаимодействия, но и социальной эффективностью: одни из них политически стабильны и экономически развиты, а другие переживают кризисы, потрясения, конфликты.

    1. Понятие формы правления

 

Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».

Чтобы убедиться  в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства  и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и  суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной  формой правления «идеального государства» как государства «лучших и  благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной  жизни и смене, в силу испорченности  человеческой натуры, ее форм.

Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

Форма государства - сложное общественное явление, которое  включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются  высшие органы государства и  каково их строение;

- какой принцип  лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

- как строятся  взаимоотношения между верховной  государственной властью и населением  страны;

- в какой  мере организация высших органов  государства позволяет обеспечивать  права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Под формой правления  подразумевают организацию верховной  государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

В свое время  Аристотель разграничивал формы  правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются  в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом  или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления[3. c 297].

Наиболее типичными  примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют  дуалистической республикой, подчёркивая  тем самым факт сосредоточения сильной  исполнительной власти, в руках президента, а законодательной – в руках парламента [4. c 172].

В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов  в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую  независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что республика как форма  правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формальною равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе. [5.c 69]

1.3 Республиканская форма правления

 

Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков.

Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную  структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, – в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что  различным органам государства  поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам – осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными слонами, органы республиканского правления  наделяются разными полномочиями и  сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Теоретически это также означает, что работники разных органов государства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществляют разделение труда по управлению государством.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» и соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть зачастую готовит и передаст парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.

Разумеется, слаженная  работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти. Этот процесс в отечественной истории метафорически называют «перетягиванием одеяла», но он в целом может стать весьма грозным политико-правовым событием. При таком способе борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточенные формы, персонифицируется. Под угрозой оказываются сами республиканские формы правления. Определенные политические силы начинают противопоставлять республиканским формам правления монархические, в том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определенных политических сил, в этих условиях могут быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного единоличного правителя или в руках нескольких лиц, например, военной хунты [6. c 65].

В отличие от монархии, при республиканской форме  правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа». В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Известны парламентарные республики и республики президентские.

На выбор  правления оказывает влияние  ряд факторов, но определяющими здесь  должны быть долговременные интересы стабильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил. Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки  парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности  партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную  фрагментарность, а правительство  на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами [3. c 299].

Президентская республика как форма правления  характеризуется в первую очередь  тем, что избранный глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить. Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х гг. XX в.) подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией. Президентская форма правления, в свою очередь, не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего, особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами

правления может  означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.

Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет  свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения влияния парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

В конкретике политической жизни той или иной страны, с  учетом того или иного соотношения  политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные  или промежуточные (между президентской  республикой и парламентской республикой) формы государственного правления.

Теоретиками смешанных  форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов. Однако похвальное стремление сосредоточить в «гибридной», смешанной форме только положительные черты традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентарной республики - ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет, в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления.

В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что  постоянное внимание к формам правления  государства, стремление эти формы  рационализировать свойственно  теоретической мысли и юридической  практике с глубокой древности. Однако механический перебор вариантов, волюнтаристское «скрещивание» тех или иных классических государственных форм, особенно если это делается «под личность» действующего должностного лица, едва ли оправдано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по  I главе:

           Форма государственного правления  - это организация вышестоящих  органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия  с другими органами государства,  с политическими партиями, классами  и социальными группами.

          За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

          Монархия - это такая форма правления,  при которой полномочие верховной  власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору  и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству

Таким образом, мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формальное равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те, или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что  постоянное внимание к формам правления государства, стремление эти формы рационализировать свойственно теоретической мысли и юридической практике с глубокой древности. Однако механический перебор вариантов, волюнтаристское «скрещивание» тех или иных классических государственных форм, особенно если это делается «под личность» действующего должностного лица, едва ли оправдано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    1. Понятие парламентской республики

 

           Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительскими учреждениями (парламентами). Исторически республика возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах).[1]

           Вышей формой правления буржуазного государства считается республика. Она выступает как: законченная в формально-юридической смысле, наиболее прогрессивная и демократическая форма правления. Буржуазная республика

 подразделяется на  два основных вида: парламентскую  и президентскую республику.

           Бесспорно, отличительными чертами  парламентской республики являются  следующие: верховенство парламента; ответственность правительства  за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентские республики в настоящее время существуют в Англии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

           Парламентская республика - разновидность  современной формы государственного  правления, при которой верховная  роль в организации государственной  жизни принадлежит парламенту.

           В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную  ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

            Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается  парламентом либо специально  образуемой парламентской коллегией.  Назначение парламентом главы  государства является главным  видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при ,этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации.

           Так в Германии президент избирается  федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

           Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

           Глава правительства (премьер-министр,  председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет исполнительную верховную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

            Главной функцией парламента является законодательная деятельность и, контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

 

           

    1. Сущность парламентской республики
Парламентское право