Парламенты Великобритании и Дании: сравнительный анализ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А.БОНЧ-БРУЕВИЧА

Гуманитарный факультет

 

 

 

Парламенты Великобритании и Дании: сравнительный анализ.

 

 

 

 

Курсовая работа

студента группы ЗР-22

Кузина И.А.

Преподаватель:

                                                         Гехт А.Б.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Образование является сейчас одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики. Многие страны признали его значимость для общества и государства довольно давно. Говоря о функциях государства в рыночной экономике, еще Адам Смит подчеркнул необходимость бюджетного финансирования на «образование детей и взрослых».  Рост уровня образования определяется как важный фактор экономического роста страны, а развитие образования и науки - как средство усиления конкурентных позиций страны на мировом рынке.

Конец 1970-х годов в Великобритании стал периодом экономических сложностей, таких как рост инфляции, безработица, спад уровня жизни населения и резкое снижение производства. По ВВП на душу населения Великобритания не находилась на первых, а лишь слегка обгоняла недавно освобождённую от Франко Испанию и находилась позади ФРГ, Нидерландов, Франции и Италии. Хозяйство было скованно непрекращающимися забастовками профсоюзов. В истории Великобритании зимний период с 1978 на 1979 г. стало называться “Winter of discontent”(Зима недовольства) – в ряде населённых пунктов в течение месяцев Правивших в это период лейбористов консерваторы винили за безработицу, используя в своей кампании такой слоган “Labour Isn’t Working” (Труд не работает). С большим отрывом на выборах в мае 1979 года победила партия тори, М.Тэтчер стала премьер-министром.

На посту премьер-министра Тэтчер непоколебимо вела политику, соответствующую её политической философии, не применяя никаких половинчатых мер. Сменив лейбористов на Даунинг-стрит, она круто повернула политический курс от той, что вели лейбористы и которая, на её взгляд, вела страну в упадок. Одни думали, что Тэтчер вдохнула жизнь в экономику Британии, сделав Лондон одним из ведущих финансовых центров в мире. Другие полагали, что Тэтчер стала синонимом деиндустриализации Британии — упадка или полного исчезновения целых отраслей промышленности, что поставило экономику страны в чрезмерную зависимость от Сити и сделало ее уязвимой, как показал последний финансовый кризис. В упрек Тэтчер ставится и то, что она чрезмерно ослабила профсоюзы и урезала права работников, открыв британский рынок труда для «дикого капитализма» в американском стиле.

В 1980-е британцы пережили периоды спада и бума, то растущей, то снижающейся безработицы, Фолклендскую войну, продолжение конфликта в Ольстере, который перекинулся терактами на Лондон и другие английские города (в 1984 году во время теракта в Брайтоне едва не погибла сама Маргарет Тэтчер и ее коллеги по правительству). Нарастание сложностей в жизни страны привело к падению популярности консерваторов, и консервативная элита решила сменить лидера. В ноябре 1990 года Тэтчер была вынуждена покинуть пост премьера, передав бразды правления своему коллеге Джону Мейджору (при котором тори победили — в четвертый раз подряд — на выборах в 1992 году).

Тэтчер проводила активную экономическую политику. Чаще всего именно изменения в экономике ассоциируются с её деятельностью на посту премьер-министра. Смерть Тэтчер 8 апреля 2013 года прервала обычный ход политической жизни Британии, чей парламент в начале апреля был на пасхальных каникулах. Через два дня после кончины экс-премьера депутаты собрались на специальное заседание, посвященное обсуждению наследия Маргарет Тэтчер. Нынешний премьер-министр, консерватор Дэвид Кэмерон заявил, что «она создавала политическую погоду, она делала историю, и она, пусть это будет ее эпитафией, вновь сделала нашу страну великой». Лидер оппозиции, глава лейбористов Эд Милибэнд тактично назвал Тэтчер «гигантской фигурой, определившей свою эру». Действительно, Маргарет Тэтчер беспрерывно правила Британией с 1979-го по 1990 год — 11 лет, дольше, чем любой другой премьер-министр страны в XX веке. И ее экономическая, внешняя и социальная политика определили Британию 1980-х.

Тема данной работы сегодня весьма актуальна в связи с новой волной интереса к личности и деятельности М.Тэтчер как премьер-министра. К тому же, образовательная политика, которую проводил её кабинет, до сих пор имеет отражение в британской образовательной системе, например, национальный учебный план, который практически не был изменён со времени её премьерства. Анализ образовательной политики в Великобритании с 1979 по 1990 гг. дает ясное представление о существовавших на тот период проблемах образования в Великобритании, о проводимой консерваторами политике в этой области с точки зрения сопоставления с сегодняшним днём.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы дать всесторонний анализ политике в области образования консервативного правительства М.Тэтчер в Великобритании, оценить её эффективность и рассмотреть мнения и суждения британских граждан по этому вопросу.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

    1. Рассмотреть проблемы, обозначившиеся к 1979 году в образовательной системе, и выявить стратегию действий консервативного правительства М.Тэтчер для решения этих проблем;
    2. Проанализировать реформы, проводимые в период премьерства М.Тэтчер в образовательной сфере;
    3. Рассмотреть отношение общественности к реформам, проводимым правительством М.Тэтчер в образовательной сфере;
    4. Исследовать результаты деятельности консервативного правительства с 1979 по 1990 г. в образовательной системе.

Объект исследования – общественно-политическая сфера в Великобритании, на фоне которой происходило реформирование образовательной системы консервативным правительством М.Тэтчер.

Предмет исследования – социальная политика в сфере образования в Великобритании 1979-1990 гг.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы такие методы, как анализ проблем образовательной системы, изучение проведенных реформ в области образования и общественного мнения на проведенные реформы.

Важная информация в данном исследовании была подчерпнута из парламентских дебатов, содержащих информацию о внутриполитическом развитии Великобритании 1970-1980-ых гг. Также большое значение имело изучение правительственных документов и законодательных актов. В качестве литературы были использованы статьи таких изданий, как “Times”, “The Guardian”, британские информационные сайты, содержащие изложение текста законодательных актов правительства М.Тэтчер в указанный период. Большую помощь в написании курсовой работы оказали материалы информационного портала “Эксперт Online”, а также британского “Education Next”. Огромную помощь в написании оказали британские исследования для  Centre of the Economics of Education, The Primary Review, а также различные диссертационные работы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Политика М.Тетчер в области образования.

1.1. Обзор основных проблем и методов их решения.

В послевоенный период в Великобритании предпринималось множество попыток реформирования образования. Существовало много проблем, требующих решительных мер: низкие и продолжающие снижаться стандарты обучения в школах, окончание образования большой доли учащихся в возрасте 16 лет, относительно низкий уровень знаний основных навыков населением Великобритании и постоянное неравенство на уровне HE (“Higher Education” - высшего образования). Беспокойство вызывал в 1980-ых годах тот факт, что, не смотря на заметное поддержание и даже улучшение показателей образовательной системы внутри страны, по международным стандартам они оказывались низкими. Более того, не наблюдался рост успеваемости на экзамене, проводившемся в возрасте 16 лет. М.Тэтчер обвиняла в проблемах образования проводимую лейбористами политику: «Наша система образования служила нам хорошо. Ребенок из простой семьи, каким была я, мог использовать её как лестницу, как продвижение. Но социалисты лучше сносят, чем стоят, уничтожая множество хороших грамматических школ. Теперь это не имеет ничего общего с частным образованием. Возможности и отличие наших государственных школ снижаются под управлением социализма. И достаточно отчётлив тот факт, что родителям такое не нравится. Но в обществе социализма родители могут быть увидены, но не услышаны».  1Все это вело к массовому беспокойству по поводу ухудшения стандартов обучения в школах. В этой связи Консервативные правительства 1980-ых и 1990-ых годов вводило некоторые механизмы рынка (market mechnisms) в образовательную систему Великобритании, которые включали в себя такое явление, как родительский выбор (parental choice), родительское представительство в управляющих структурах и зависимость школьного бюджета от количества зарегистрированных учащихся.

Второй проблемой политиков стал низкий уровень владения базовыми навыками британским населением по сравнению с населением других стран, в основном среди рабочего населения. В ответ на это правительство внедряет национальный стандартизированных учебный план для всех учащихся возраста от 7 до 16 лет в попытке обеспечить всех школьников минимально необходимым уровнем знаний.

Третьей проблемой стала относительно малая численность учащихся, продолжающих обучение после 16 лет. Две основные меры были предприняты для поднятия уровня участия в образовании после окончания школы. Во-первых, была проведена реформа системы профессиональной квалификации, в частности введение новых квалификаций, ориентированных на нанимателя, например, NVQ (National Vocational Qualification), 2и возрождение практики стажировок в Великобритании. Во-вторых, было введено образовательное техническое пособие, выплачиваемое для того, чтобы британцы в возрасте от 16 до 19 лет оставались на все время обучения.

Последней областью, требующей реформирования, было высшее образование. Исторически сложилось, что HE в Великобритании было доступно лишь высшим слоям населения и, не смотря на то, что вовлеченность в HE существенно возросла за последние десятилетия, доля учащихся их более низких слоёв оставалась незначительной. В этой области правительство решило расширить HE для того, чтобы увеличить доступ ранее менее представленных групп. Однако для финансирования этого расширения был введён образовательный платёж за HE, что вызвало проблему снижения спроса на HE среди менее обеспеченных студентов.

В период правительства Э.Хита 3М.Тэтчер находилась на посту министра образования, где вплотную соприкоснулась с такими проблемами, как переполненность классов, нехватка учителей, снижение качества преподавания и уровня знаний учащихся и недостаточность материальной базы школ. Также в конце 70-х годов отметились новые нужды производства и развития хозяйства, и образование воспринималось как самый важный фактор развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Реформирование системы образования.

Политика в области образования правительства М.Тэтчер разбивается на периоды. Первый период приходится на время пребывания на посту министра образования и науки М.Карлайла (1979-1981гг.). В это время правительство смогло сыграть на неудовлетворении граждан непродуманностью образовательной системы и бюрократическими издержками. Впрочем, ощутимые меры  для претворения в жизнь предвыборного манифеста 1979 г. 4не были реализованы в полном объеме. В этот период был упразднён Закон об образовании 1976 г., в котором был задуман переход к объединенной школе к 1980 г., а затем был создан свой Закон об образовании. Закон об образовании от 3 апреля 1980 года предусматривал:

  • включение в школьные управленческие структуры минимум двух представителей от родителей;
  • родители получили право выбирать школу для своих детей;
  • введение новых правил посещаемости школ, создания новых школ, их закрытия;
  • количество учебных мест;
  • введение Assisted Places Scheme для государственного финансирования обучения 30000 детей в частных школах;
  • местные власти получили возможность создавать детские сады.

Правительство вернуло принцип поощрения учащихся, показавших наиболее высокий потенциал в процессе обучения в государственных школах, выдачей субсидий на переход в более привилегированные частные школы. Вслед за этим была вновь узаконена категория грамматических школ прямого субсидирования (direct grand grammar school) в 1981 году.

В Законе об образовании 1980 г. предусматривалась доступность информации о школах, чтобы родители смогли сами определиться в выборе школы, используя такую возможность, как parental choice5. Также было узаконено обширное применение субсидированных мест, обязательным стало участие родительских представителей в школьных советах. Было отменено положение о реорганизации грамматических и современных школ в объединённые, вследствие чего 260 оставшихся грамматических школ смогли продолжить свое существование.

Второй период определяется временем нахождения на посту министра образования и науки К.Джозефа, активного сподвижника М.Тэтчер (1981-1983 гг). Это время стало наиболее трудным для консерваторов. Сами работники образования и некоторые члены партии начали сопротивляться проводимой политике. Структуры государственных услуг, заложенные в послевоенный период лейбористскими реформами по идеям У.Бевериджа, оказались более устойчивыми, чем ожидалось. Такое положение отразили проводившиеся в течение 80-х годов опросы населения, которые также показали желание населения сохранить государственные школы. Это период характеризуется множеством дебатов по вопросам оплаты труда учителей и рациональности введения принципа «ваучеров» в школьное образование. При реализации такого принципа родителям в форме чека выдаются средства на обучение ребенка, и они сами могут выбирать учебное заведение, где ребенок будет обучаться. Стремясь получить большее количество «ваучеров», которые составляют бюджет, среди школ образуется естественная конкуренция. Те школы, где количество учеников и, соответственно, «ваучеров» не будет достаточным, чтобы сформировать бюджет, вынуждены будут закрыться. В то же время распространялась концепция студенческих займов и в целом подхода ко всей системе образования с точки зрения рынка.

Несколько месяцев до и после избирательной кампании 1983 г. относятся к третьему периоду образовательной политики правительства М.Тэтчер. Тема ваучеров и студенческих взносов активно рассматривался на партийных дискуссиях правящей партии. Ввиду разногласий по этим вопросам к выборам в парламент 1983 г. у партии не было организованной программы по вопросам образования. В итоге К.Джозеф отказался от собственной идеи ваучеров из-за низкой эффективности попыток по её реализации. Главной чертой периода было значительное расстройство баланса между учреждениями, определяющими развитие образования. Обычно он воспринимался как тесное сотрудничество трёх сторон: государства, местных органов власти и профсоюзов учителей.

Когда М.Тэтчер пребывала в должности премьер-министра первый срок, К.Джозеф назначил специальную комиссию для рассмотрения деятельности Школьного Совета. Следом последовала новость о его упразднении. На замену пришли два других официальных института, которые составляли лишь из лиц, назначенных правительством. 6Обе организации не имели никакого веса в сфере образования, но учительское влияние пошатнулось, и учителя были отодвинуты от вопросов разработки школьных программ, что и было целью правительства. Вполне объясним тот факт, что в 80-е годы решающую роль в распределении затрат на образование стало играть центральное правительство. В этом и состоял курс правительства на более серьезный контроль бюджетных расходов на социальную сферу, которые воспринимались как расточительность. Это соответствовало курсу правительства на более жесткий контроль за расходами на социальные нужды, которые они воспринимали как расточительство богатства нации. Вместе с тем во время нахождения у власти М.Тэтчер централизация устремилась намного дальше, захватывая и такую сферу политики образования, как содержание образования и управление школами.

12 апреля 1984 года вышел  новый Акт об образовании, устанавливающий  гранты поддержки образования (Education Support Grants (ESGs)), которые были предоставлены местным властям для государственных целей.7 Это был шаг по уменьшению влияния властей на местах на образование, шаг к централизации.

 Закон об образовании 1986 г.   предполагал ощутимые  рост стандартов обучения, что  стало осуществимым по итогам  преобразования управления школами  и процессом обучения. Был заметно  увеличен состав школьных советов, теперь в него входили представители  от родителей и бизнесменов, в  руках которых находились широкие  полномочия по управлению преподаванием. Также в Законе 1986 г. предполагалась  реализация системы оценивания  деятельности учителей и методов  их переподготовки.

В результате данных реформ профессиональная ориентация обучения была повышена, более того была введена система дифференцированной оценки знаний учащихся. По итогам экзаменов достигшие 16 лет учащиеся получали один из семи возможных видов аттестатов, определявших направления и виды их последующего обучения. Благодаря такой системе определялись действительные претенденты для поступления в университеты.

Законы 1980 и 1986 гг. не смогли преодолеть проблему низкого качества образования и не сняли напряженность образовательного кризиса, хоть им и удалось воплотить в жизнь многие намерения тэтчеризма. Система ваучеров так и оставалась нереализованной. В программу кабинета М.Тэтчер вошли положения по улучшению образования, которые соответствовали желаниям большинства англичан и были нацелены на повышение дисциплины, борьбу с алкоголизмом и наркоманией в школах, расширение академической подготовки учащихся, повышение качества преподавания. Этим премьер-министр смог получить значительные дивиденды.

Сложно точно определить рамки четвертого периода, однако в основном они пересекаются с изменением курса образовательной политики консерваторов, который сформировался перед выборами 1987 г. Тогда были предприняты значительные меры в сфере образования, отношения между центральной и местной властью, правительством и учительскими профсоюзами были наиболее ожесточены. Национальному бизнесу были необходимы высококвалифицированные специалисты для того, чтобы оставаться жизнеспособными в обстоятельствах высоко конкурентной экономики эры технологической революции. Для этих целей правительство решило пересмотреть систему образования в целом и обозначило план её реформирования. На пятый период пришлось утверждение Закона о реформе образования, который был связан с личностью Кеннета Бэйкера, нового министра образования. Этот закон стал наиболее радикальным после 1944 г8. в этой сфере, он распространился на все аспекты деятельности школы. Содержание образования было изменено, как изменилась и структура управления школами. Представители бизнеса принимали теперь участие в процессе обучения и управления школами.

Главным стало изменение содержания образования. Ранее каждое учебное заведение само создавало учебный план, необходимо было лишь придерживаться рекомендаций министерства образования. По мнению экспертов, наличие национальных стандартов общего образования могло воспрепятствовать сложившемуся в то время «облегчению» учебных программ, падению уровня преподавания и качества получаемых знаний.

Послу 1987 г. Кейт Джозеф был назначен на пост министра образования. Уже в 1988 г. он провел новый закон о реформе в образовании через парламент. Согласно этому закону, в приоритетах теперь были подготовка наиболее способных учеников, повышение внимания к основным академическим предметам, главным образом к естественным и точным наукам. Кроме того было необходимым расширить дифференциацию обучения и определить жесткие рамки между направлениями профессионального обучения. Основные задачи закона 1988 г. – подъем стандартов обучения, профессионализация обучения, а также «плюрализм» в образовании.

Закон о реформе образования от 29 июля 1988 года затрагивал:

  • учебный план (был создан государственный стандарт: National Curriculum9, были введены новые правила религиозного образования и массового поклонения);
  • поступление учащихся в окружные школы и в школы, содержащиеся на добровольные взносы;
  • местное управление школами;
  • субсидируемые школы;
  • городские технические колледжи;
  • изменение в послешкольном и высшем (HE) образовании;
  • упразднение ILEA (Inner London Education Authority10).

Согласно обязательствам манифеста консерваторов предвыборной кампании 1987 г. рекомендовалось организовать на основных ступенях обучения экзамены для учащихся. Были сохранены экзамены для школьников в 16-летнем возрасте. В результате введения промежуточных экзаменов появилась состязательность среди учеников и родителей и мобильность учащихся в рамках школы. 11

Одним из наиболее значительных новшеств консервативного правительства М.Тэтчер стало упорядочивание системы преподавания на основе единых программ. Единые школьные программы были созданы «Программным советом» в Англии и Уэльсе и специальными образовательными учреждениями в Шотландии и Северной Ирландии. Правительством М.Тэтчер были предприняты попытки значительность реорганизации системы управления школами.  Возросли полномочия школьных советов. М.Тэтчер ввела в рамках министерства образования новую структуру – Управление по инициативам частного сектора, - для налаживания сотрудничества между школами и корпорациями. Вследствие чего представители бизнеса играли значительную роль, наряду с родителями, в школьных советах. К системе высшего образования также был применён принцип введения в управленческие институты бизнесменов.

Заинтересованные в рабочей силе представители бизнеса создавали собственные программы, которые во многом были схожи с рекомендациями правительства. В рамках программы «Инициатива сотрудничества предпринимательства и образования» они участвовали напрямую осуществлении реорганизации школ, профессионального образования, а также системы государственного профессионально-технического образования, в ряде городов ими были организованны пропагандистские и лоббистские кампании в поддержку школьной реформы. В 1986 г. консервативное правительство огласило планы по созданию городских технологических колледжей, находившихся под непосредственным финансированием государства и частного бизнеса. Данная инициатива привела к тому, что профессионально-техническое образование стало доступным для способных детей.

Были установлены такие правила религиозного образования, как: начало каждого дня с «акта коллективного поклонения», большинство из которых должны были нести «полностью и в основном христианский характер». Каждые местные органы управления образованием должны были организовать постоянные консультативные советы по религиозному образованию (SACRE), состоящие из представителей религиозных групп, Английской Церкви, учителей и местных властей. Согласованные программы религиозного образования должны «отражать тот факт, что традиции вероисповедания в Великобритании существуют в основном христианские, в то время как необходимо в процессе обучения и практической деятельности принимать во внимание и другие религии, представленные в Великобритании». 12

Закон 1988 г. и последующие распоряжения министерства образования смогли определить способ создания городских технологических колледжей то, кем они будут финансироваться (государством совместно со спонсорами из среды бизнеса). Первый из колледжей такого типа был основан в 1988 г., вслед за чем проекты о создании 13 аналогичных колледжей были анонсированы.

Консервативное правительство М.Тэтчер понимало необходимость серьезных перемен в системе школьного образования для его приспособления к нуждам развития хозяйства. В связи с этим 1986 г. стал «годом промышленности». Учащиеся средних и начальных школ были вовлечены в данную инициативу, для школьников появилась возможность прохождения производственной практики. Учителей тоже не обошли эти мероприятия стороной. Значительные результаты были достигнуты этой мерой: к концу года возросла доля школ, имеющих связи с предприятиями и учреждениями профессионально-технического образования. Эти программы были направлены на создание возможностей выбора будущей профессии, получение первых профессиональных навыков, а также тех, что окажутся полезными и в повседневной жизни. Новая «инициатива сотрудничества предпринимательства и образования» была объявлена в 1988 года. По этой инициативе 10% учителей могли получить опыт работы в сфере бизнеса ежегодно, в ученики – опыт работы на предприятии. Ученики старших классов общеобразовательных средних школ имели на выбор два-три курса по преимущественно таким направлениям, как конторское дело, бизнес, домашняя экономика. Более того, существовало приблизительно 6 тысяч средних школ более обширной профессиональной подготовки, где преподавались более шести курсов для учащихся неакадемического профиля.13

Спад качества среднего образования вел к росту затрат бизнеса на свои программы переподготовки кадров. Каждый год предприятия выделяют около 3 миллионов фунтов стерлингов на обеспечение предприятий квалифицированно рабочей силой. В виду этого бизнес активнее вмешивался в реализацию государственного профессионально-технического образования, чтобы через государственную систему уменьшить свои расходы.

Следом за реформированием средних школ консервативное правительство М.Тэтчер нацелилось на проблему повышения качества высшего образования. В Великобритании сформировалось несколько главных направленностей реформирования высшей школы, следующего тем же цели, что и перестройка средней школы.

Расширение границ высшей школы не следовало вместе с повышением качества высшего образования (HE) в целом. Его количественные показатели сильно отстали от качественных.  14Решение в данной ситуации консерваторы нашли в снижении доступности высшего образования для выходцев из непривилегированных слоёв населения. Основным недостатком высшего образования в Великобритании на тот момент было не то, что выпускники не могли найти себе работу после выпуска, а их несоответствие для той работы, где было необходимо HE.

В 80-е годы качество высшего образования снизилось в связи со спадом уровня школьного образования. Многие студенты должны были в вузах наверстывать пробелы со школы и проходить через «коррективный курс». В этот промежуток времени высшее образование было также включено в проект преобразований. Реформы системы высшего образования предполагали такие результаты, как увеличение доступности высшего образования. Но подобные тенденции нашли негативный отклик в некоторых слоях общества. Их точка зрения состоит в том, что такая политика приведёт к разрушению качественного показателя академического образования. Такая ситуация демонстрирует желание правящего класса удержать высокую планку элитности высшего образования.

26 апреля 1990 года был подписан правительством Маргарет Тэтчер последний Закон об образовании, объектом которого было высшее образование: была введена плата за обучение в вузах и снижены студенческие стипендии.

За время правления М.Тэтчер прослеживается следующее положение: на момент её вступления на пост премьер-министра в Великобритании существовала превосходная система высшего образования, которой спустя десять лет не стало. Такая перемена различно расценивается: либо как развал высокого академического уровня, либо как нарастание кризиса. В  законе о высшем образовании 1988 г делался нажим на подведомственность университетов государству. С уничтожением университетской автономии разожглось неодобрительное отношение преподавателей к консервативному правительству М.Тэтчер. Примером этому служит тот факт, что Оксфордский университет не наградил премьер-министра почётной степенью. 15Также меры воздействия правительства на университеты были изменены. Университетам было предъявлено обвинение в связях с «пагубной социальной» демократией, которая желала задержать решительные цели премьер-министра.

Таким образом, широкое реформирование системы высшего образования не может рассматриваться как сплошная реформа и как реакция. Вследствие реформ радикальный потенциал системы университетов был сдержан.  В целом консерваторы во главе с М.Тэтчер реализовали политику радикальными средствами с реакционными намерениями.

Парламенты Великобритании и Дании: сравнительный анализ