Паромы в работе экспедиторских компаний

      Министерство  образования и науки Российской Федераций

      Саратовский государственный технический университет 

      Кафедра: «Организация перевозок и управление на транспорте» 
 
 
 
 
 

      ОСНОВЫ  ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

      Паромы  в работе экспедиторских компаний 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   

                                                                                        Выполнил:

                                                                                        ст-т ОПТ-41, Серин Д.Г.

                                                                                        Проверил:

                                                                                        Гусев С.А. 
 
 
 

                                                                Саратов 2010

      Содержание

      Введение 3

      1 Общие сведения о паромах 4

      2 Перевозка пассажиров и подвижной  техники 7

      3 Конструктивные особенности 12

      4 Перевозка подвижной техники 16

      Заключение 21

      Список  использованных источников 22

      Введение 

      Транспорт – это крупнейшая и важная отрасль  народного хозяйства, огромная сфера  приложения человеческого труда, широчайшая область использования новейших результатов науки и техники, гигантская динамическая система, где необходимо теснейшее взаимодействие частей и подразделений. В этой сложной отрасли народного хозяйства взаимодействуют различные виды магистрального транспорта, а так же городской и промышленный транспорт. Несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, все виды транспорта находятся в известной зависимости друг от друга и оказывают существенное взаимное влияние на процесс и результаты своей работы. Единство назначения всех видов транспорта, а так же тесная взаимозависимость между ними позволяет рассматривать их как единую транспортную систему страны, функционирование которой обусловлено определенными объективными закономерностями.

      1 Общие сведения  о паромах [3]

     Паром — плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря).

     Паромы  по своей функции сходны с мостами. Впрочем, некоторые морские паромы курсируют вдоль берега, беря на себя таким образом функцию грузопассажирских лайнеров. Хотя путешествие на таком пароме длится дольше, чем на наземном транспорте, однако для путешественников-автомобилистов большим преимуществом является возможность взять с собой автомобиль. К тому же иногда такие паромы помогают избежать формальностей, связанных с транзитом через территорию третьих стран. В некоторых странах, эксплуатацию паромов осуществляет служба автомобильных дорог. Паромы через реки часто бесплатны (но перевозка автомобилей и крупных грузов платна).

     В роли паромов часто выступают суда, однако иногда паромами являются и другие плавсредства, например, понтоны. Впрочем, с формальной точки зрения, при таком использовании они сами становятся судами, так как приобретают транспортную функцию.

      Паромы  классифицируют по следующим признакам:

  • По месту применения: морские, речные, озёрные
  • По типу груза: железнодорожный, автомобильный, пассажирский, грузо-пассажирский

   Паромы  бывают самоходными и несамоходными. Самоходные паромы приводятся в движение собственным двигателем и движителем и никак не связаны с берегом (в отличие от паромов канатных).

   К несамоходным паромам относятся  канатные паромы. Существует два основных типа таких паромов. Самый распространённый — паром, перемещающийся вдоль каната (или цепи), протянутого между двумя берегами водной преграды. В качестве источника энергии используется дизельный двигатель или (на небольших паромах) мускульная сила. Существуют небольшие канатные паромы самообслуживания. Иногда для пользования ими взимается плата: пассажир не сможет отчалить до тех пор, пока не кинет в щель монету (принцип торговых автоматов).

   Паромы  другого, более редкого, типа в качестве источника энергии используют силу течения реки. В таком случае канат закрепляется одним концом посередине реки (например, заякоревается), другим — на пароме. Располагая паром при помощи руля под определённым углом к течению реки, паромщик проводит своё судно с одного берега на другой.

   Самый простой паром, использующийся только для перевозки пассажиров — обыкновенная лодка. Соединив несколько лодок вместе и установив сверху платформу, получают простейший паром для перевозки транспортных средств. Таким же образом делают примитивные паромы из бочек и тому подобного. Также паромом может служить плот.

   Для перевозки пассажиров и велосипедистов могут быть использованы небольшие суда, не строившиеся специально в качестве парома. Для перевозки автомобилей паром должен быть оборудован достаточно большой палубой и въездной аппарелью. Паромы для коротких дистанций имеют обычно две такие аппарели (таким образом их не надо разворачивать) и могут с одинаковой скоростью давать ход в обе стороны (то есть у них нет разницы между кормой и носом). У таких паромов часто кабина паромщика расположена в виде мостика над автомобильной палубой, что придаёт им специфический, легко узнаваемый вид.

     Более крупные паромы больше похожи на обычные корабли, с чётко выраженными носом и кормой: если плавание занимает несколько часов, то время, затраченное на разворот, не имеет особого значения. К тому же такая форма лучше отвечает требованиям мореходности. Крупные паромы имеют несколько автомобильных палуб.

     Понтон — плавсредство, служащее для поддержания на воде тяжестей (кранов, копров и т. п.) или являющееся опорой наплавных мостов. Понтон предназначен для формирования причальной линии на базах-стоянках. Поскольку конструктивно Понтон является несамоходным плавсредством с положительной плавучестью — может использоваться как плавучее основание для разнообразных плавучих конструкций в морской или речной отрасли, например — плавдок, плавкран, причальное сооружение, плавресторан, плавгостиница и пр. В XVII-XIX веках понтон рассматривался как плавконструкция для формирования переправ. Типичным вариантом простейшего понтона являются две связанные между собой полые укупоренные бочки.

      2 Перевозка пассажиров и подвижной техники [1] 

  По  своему назначению суда морского флота  разделяются на транспортные, служебно-вспомогательные и технического флота. Основным звеном является транспортный флот, классификация которого в настоящее время производится по роду перевозимого груза. Учитывая известное выражение «груз создает судно», можно утверждать, что характеристики груза и грузопотока обусловливают параметры и тип транспортных средств.

  Транспортная  классификация обычно предусматривает  разделение всей совокупности грузов на определенные категории, классы, подклассы, род, вид и подвид.

      К каждой определенной группе грузов можно отнести грузы, предъявляющие относительно близкие требования к подвижному составу всех видов транспорта, средствам перегрузки на протяжении пути его следования.

  Автомобильно - пассажирские паромы. Главные размерения и архитектурно-планировочный план судна зависят от протяженности перевозок и характера грузо- и пассажиропотока. По способу производства грузовых операций паромы делятся на группы:

  двусторонние  челночные с симметричным носом  и кормой. Они могут сопрягаться с берегом и обеспечивать въезд и выезд транспорта как через носовую, так и через кормовую оконечность судна. Применяются на коротких линиях при работе на акватории порта, канала, залива;

  двусторонние  паромы с обычным носом и кормой судна. Въезд и выезд транспорта поточный. Носовой въезд обычно имеет подъемные ворота, кормовой въезд— аппарель, при этом различают паромы с носовым въездом, паромы с кормовым въездом, паромы с бортовыми въездами, паромы универсального типа.

  

  По  конструктивным типам паромы делятся на одно- корпусные, катамараны, суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях. Компоновка гаражных помещений зависит от типа и размеров парома, она может быть:

  центральная, расположенная в средней части  судна. Машинные шахты и вспомогательные выгородки расположены в бортовых отсеках;

  бортовая  — автотранспорт размещен вдоль  бортов. В диаметральной плоскости (ДП) располагается шахта машинного  отделения. Такая конструкция позволяет  применить поточно-круговую технологию при наличии одной аппарели;

  комбинированная — автотранспорт размещается  по всей палубе, за исключением небольшой  выгородки, расположенной на середине полуширины судна.

  Пассажирские  места на паромах, как правило, располагаются  в надстройке, над гаражной палубой. На коротких линиях в число пассажирских мест включаются, кроме каютных, места в салонах, ресторанах и на закрытых палубах-верандах. Длина больших пассажирских паромов может превышать 200 м, мощность энергетических установок 55,2 тыс. кВт, скорость 30 уз и более, пассажировместимость 2000 чел, количество легковых автомашин до 250 шт.

  Железнодорожные паромы. Этот тип судна включает: паромы, рассчитанные на перевозку  только железнодорожных вагонов; паромы для перевозки железнодорожных вагонов и пассажиров; железнодорожно-пассажирские паромы с автомобильной палубой. Размеры железнодорожных паромов зависят от протяженности линии, объемов перевозки и заданных интервалов отходов. Характерной особенностью железнодорожных паромов является устройство сочленения с береговой линией путей, которое располагается в кормовой части судна. Вагоны размещаются на первой, второй и третьей вагонных палубах. Протяженность путей на пароме может достигать 1300 м. При наличии трех вагонных палуб вагоны на первой и третьей палубах подаются лифтом грузоподъемностью до 80 т. Для перевода вагонов с одного пути на другой на пароме оборудованы поворотные платформы. Водоизмещение большинства паромов колеблется в пределах 2—5 тыс. т, крупные железнодорожные паромы имеют водоизмещение более 10 тыс. т. Скорость парома в пределах 11-21 уз.

      К числу чисто специализированных ролкеров следует отнести автомобилевозы, осуществляющие погрузку и выгрузку автомобилей методом наката. Этот тип судна отличается большой  удельной грузовместимостью и большим числом палуб с малой высотой. Число палуб может достигать 13—15, часть из них подвесные, что позволяет менять габариты межпалубных пространств и расширять номенклатуру груза за счет привлечения к перевозке не только автомобилей, но и других видов подвижной техники.

  К судам двойной специализации относятся суда типа Кон-Ро — комбинированные суда, у которых носовые трюма приспособлены для перевозки контейнеров, а кормовые — для перевозки накатной техники. Такая комбинация грузовых помещений удобна для линий со смешанной структурой грузопотока. Она позволяет обеспечить охват широкой номенклатуры грузов и использовать выгоды крупнотоннажного судна в сочетании с большой частотой отходов на обслуживаемой линии.

  

  Суда  двойной специализации предназначены  для перевозки двух различных категорий грузов с использованием в обоих случаях или полной грузовместимости, или полной грузоподъемности. Типичными судами двойной специализации являются суда типа «Конбалкер»,. рассчитанные на перевозку в одном направлении контейнеров, а в другом — навалочных грузов. При разработке конструкции судна данного типа учитываются транспортные характеристики и особенности перевозки грузов того и другого направлений. Для этого при перевозке навалочного груза его размещают в ограниченное количество трюмов при полном их заполнении. Это требует усиления продольной и местной прочности судна, но позволяет ликвидировать или свести к минимуму подвесные бортовые танки и увеличить коэффициент раскрытия грузовых трюмов, т. е. приспособить грузовые помещения для более рациональной загрузки контейнерами. Люковые закрытия делаются с расчетом погрузки контейнеров на палубу в 2—3 яруса. Таким образом, при перевозке навалочного груза полностью используется грузоподъемность, а при перевозке контейнеров — грузовместимость. Кроме того несбалансированность контейнерных перевозок часто вызывает потребность вывоза порожних контейнеров в обратном направлении, что может быть осуществлено за счет размещения их на палубе и в свободных трюмах.

  Ролкер (от англ. roll — катить; американское обозначение RORO или ro-ro от Roll-on/roll-off) — судно для перевозки контейнеров, леса, проката металлов, автомобилей и др. грузов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки (например, через откидывающуюся корму, которая называется «аппарелью»).

Вариации:

  • ROPAX — корабли, способный принимать кроме грузов значительное количество пассажиров. Часто имеют гараж.
  • ConRO — гибрид контейнеровоза и РоРо. На внутренних палубах перевозят автомобили, а на верхней — ISO контейнеры
  • RoLo (roll-on lift-off) — часть грузов доступна через аппарель, а остальные разгружаются при помощи крана.

      3 Конструктивные особенности  [1] 

      Автомобилевозы. Характерной особенностью грузовых помещений судов этого типа является наличие большого числа грузовых палуб, общее число которых может достигать 10—13. Первоначально высота просветов между стационарными палубами выбиралась исходя из размеров перевозимой автотехники, в основном легковых автомобилей, и составляла 1,65—1,8м. По мере расширения номенклатуры перевозимой автотехники конструкция грузовых помещений автомобилевозов совершенствовалась за счет увеличения межпалубного пространства между стационарными палубами до 6,5 м и установки между ними подвижных палуб-платформ. Такая конструкция позволяет иметь широкий выбор межпалубных пространств: 6200; 4600; 4000; 3300; 2450; 2400; 2200; 1650 мм. Это по существу охватывает всю основную номенклатуру автомобильной и других видов подвижной техники.

  Автомобилевозы  обычно имеют две аппарели: кормовую и бортовую, а в грузовых помещениях все палубы связаны между собой пандусами или подъемными рампами. Грузовые помещения автомобилевозов должны быть обеспечены хорошей системой вентиляции для удаления паров топлива и выхлопных газов и поддержания состояния атмосферы трюмного воздуха в заданных пределах.

      Основу  грузовых комплексов судов-автомобилевозов  составляют: кормовые и бортовые аппарели; система движения автотехники внутри корпуса судна, включающая в себя пандусы и рампы; средства регулирования движения автотехники внутри судна; подъемные палубы и платформы, позволяющие регулировать высоту межпалубных пространств в соответствии с характером перевозимого груза, системы кренования и балластировки судна.

  Ролкеры. Конструкция грузовых помещений  ролкеров приспособлена к проведению грузовых работ методом наката и но этой причине в них отсутствуют, где это допустимо соображениями безопасности судна, поперечные водонепроницаемые переборки. В тех местах. где по требованию классификационных обществ поперечные переборки установлены, в них делаются широкие проезды для движения транспорта и погрузочной техники. Для ускорения обработки судна в порту ролкер может иметь несколько грузовых люков, позволяющих производить комбинированную загрузку различными способами.

      Грузовая  аппарель, обеспечивающая въезд на судно, обычно выходит на главную палубу надводного борта. В зависимости от размеров судна и типа главного двигателя машинная шахта может быть расположена у одного из бортов судна или делить грузовое помещение на две части, если она расположена в ДП судна. Шахты машинных отделений влияют на формирование путей движения погрузочной техники, особенно на судах Ро-Ро малых размеров. На ряде судов грузовые помещения, расположенные на главной палубе, разделяются продольной переборкой или пиллерсами по всей длине судна, что значительно осложняет маневрирование перегрузочной техники в процессе обработки судна.

  Важное  значение для ролкеров имеет высота грузовых помещений, которая зависит  от многих факторов и прежде всего  от характера грузопотока и принятой технологии перегрузки груза на конкретном направлении перевозок. На судах, обслуживающих океанские линии, первоначально было принято делить грузовое пространство на две группы помещении: «низкие» палубы с высотой просвета от 3 до 3,3 м и «высокие» палубы с высотой просвета от 5 до 5,5 м. В пределах высоких грузовых помещений устанавливались подвесные палубы-платформы (cardeck) с высотой просвета 1,6—1,7 м. Такая высота была принята из расчета установки стандартных контейнеров в 2 яруса с учетом использования перегрузочной техники (ролл-трейлер и вилочный погрузчик) или тяжелой накатной техники на палубе и легковых автомобилей на палубе-платформе. Внедрение в практику перевозки нестандартных контейнеров по высоте требовало увеличения межпалубных пространств. В настоящее время высота просветов делается соответственно 3,3—3,5 м на низких палубах и до 6,5 м на высоких палубах. Это увеличение объясняется и более широкой практикой перегрузки контейнеров автопогрузчиками, которые оборудованы спредерами типа «Overtop» для захвата контейнеров сверху.

  На  фидерных ролкерах морского района плавания, которые используются на направлениях перевозок с весьма сложной структурой, охватывающей практически все виды УГЕ, автомобили и другую технику, высота грузовых помещений варьируется в более широких пределах. Так, на современных фидерных судах, работающих на линиях Балтийского и Северного морей, верхняя закрытая палуба имеет высоту просвета 7 м, а нижняя — 5,7 м. На верхней закрытой палубе имеется подвесная платформа, которая может быть установлена на двух уровнях: 1,8 и 2,9 м от подволока, что дает возможность менять и высоту пространства под подвесной палубой соответственно 5,3 и 4,2 м. Причем разные секции подвесной платформы могут устанавливаться на разной высоте. Это даст широкий выбор вариантов загрузки, что в свою очередь повышает коэффициент загрузки судна в целом.

  Грузовые  палубы ролкеров имеют разметку палуб  линиями для установки на них  подвижной техники.

  Ширина  линии соответствует грузопотоку (тяжелые или легковые автомобили). Обычно разметка ведется с учетом ширины дорожных трейлеров и установочных зазоров между рядами. Вдоль линий оборудуются устройства для крепления (фитинги и рымы), «утопленные заподлицо» с палубой. Общая протяженность таких линий для установки трейлеров может достигать 1500-2000 м.

  Экономическая эффективность использования судов  типа Ро-Ро в большей мере зависит  от соответствия его технико-эксплуатационных характеристик транспортным характеристикам  груза. В международном морском  судоходстве наметилась тенденция модернизации ролкеров с целью приспособления их к изменяющейся структуре грузопотока. В последние годы практикуется перестройка ролкеров для увеличения высоты их грузовых помещений до 6,5 м. Для этого судно разрезают в горизонтальной плоскости и увеличивают высоту борта, что позволяет более эффективно использовать перегрузочную технику и сократить время обработки судна в порту.

  Основными факторами, определяющими провозную  способность ролкеров, является кубатура грузовых помещений и площади палуб. Грузоподъемность судов этого типа используется не полностью. Провозная способность судов во многом зависит от категории перевозимого груза. Это можно проследить, сделав анализ загрузки судна типа Ро-30 различными категориями грузов, например контейнерами, грузовыми автомобилями МАЗ, автомобилями «Лада», ролл-трейлерами, оборудованием и металлоконструкциями..

  Грузоподъемность  ролкеров не является, как правило, лимитирующим фактором загрузки судна. В большинстве случаев лимитирующим является площадь палубы, а возможность перевозки того или иного груза на данной палубе определяется тремя факторами: размерами палубного просвета, допустимой нагрузкой на палубу, габаритами проезда в грузовое помещение.

  В связи с этим в международных  морских перевозках существует практика расчета доходов не только на 1 т грузоподъемности судна, но и на величину дохода с 1 м2 площади грузовой палубы.

      Произведенная оценка эффективности использования  площади палуб позволяет произвести и оценку использования кубатуры грузовых помещений через высоту грузового помещения. Сравнивая эти показатели, можно сделать вывод, что эффективность использования судов типа Ро-Ро в целом зависит от конструкции грузовых помещении, их рационального использования и от соответствия типа судна и характера грузопотока на данном направлении перевозок. Там, где доля контейнеропригодных грузов достаточно большая, используются комбинированные суда контейнеровозы-ролкеры (Соп-Ро). Эти суда по своей конструкции имеют комбинированные грузовые помещения. Носовые трюмы имеют конструкцию трюмов ячеистого контейнеровоза, а в кормовые грузовые помещения погрузка производится методом наката, поэтому их конструкция подобна конструкции грузовых помещений ролкеров. Такая конструкция судна при комбинированном методе погрузки (Ло-Ло и Ро-Ро) позволяет сократить стояночное время и не требует затрат на крепление контейнеров и подвижной техники.

      4 Перевозка подвижной техники [2] 

      Перевозка подвижкой техники может осуществляться на специализированных судах-автомобилевозах, судах типа Ро-Ро или на многоцелевых и универсальных судах. Основные технико-экономические характеристики этих судов и их конструктивные особенности были приведены в главе 10. В данном разделе будут рассмотрены требования и рекомендации РД-3l.11.21.19-96 «Правила безопасности морской перевозки подвижной техники», в дальнейшем «Правила». Согласно Правил в категорию подвижной техники, перевозимой на морских судах, входят:

      Самоходная  техника (СТ) — легковые и грузовые автомобили, тракторы, экскаваторы» подъемно-транспортные, строительные, дорожные» сельскохозяйственные н другие колесные (КТ) и гусеничные (ГТ) самоходные машины;

        Прицеп (трейлер) (ПР) — высоко- или  низкорамная прицепная платформа»  имеющая оси впереди и сзади»  используемая для транспортировки грузов по магистральным дорогам (магистральное транспортное средство);

      Полуприцеп (семитреймр) (ПП) — высокорамная платформа, имеющая только заднюю ось, с опорой передней части на седельное устройство тягача, соединяемое с ним шкворнем, используемая для транспортировки грузов гю магистральным дорогам;

      Автопоезд (АП) — состав из автомобиля с одним  или двумя прицелами на жесткой сцепке. (Для целей расчета средств крепления каждое звено автопоезда рассматривается как отдельное транспортное средство);

      Сочлененный автопоезд (СП) — комбинация тягача с полуприцепом;

      Комбинация  транспортных средств (КТС) — означает автомобиль, соединенный с одним или более буксируемыми транспортными средствами. (Для целей расчета средств крепления каждое звено комбинации рассматривается как отдельное транспортное средство);

      В зависимости от типа судна, выделенного  под перевозку, применяются различные  технологические схемы погрузки/выгрузки, размещения и крепления груза. Кроме  того учитывается, какой вид топлива  используется на конкретном виде самоходной техники, если погрузка производится «своим ходом», С этой точки зрения самоходную технику подразделяют на два подкласса.

      Специализированные  суда-автомобилевозы имеют соответствующее технологическое оборудование, которое обеспечивает быструю погрузку, размещение крепление и обслуживание самоходной техники. Они оборудованы соответствующей системой вентиляции грузовых помещений, пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения.

      В процессе грузовых операций на специализированных судах возникает ряд проблем  дм экипажей судов, основными из которых  являются следующие: — рациональное размещение подвижной техники на судне; —учет количества погруженного груза и его техническое состояние; — крепление груза в соответствии с требованиями правил; - вентиляция грузовых помещений и соблюдение противопожарных мероприятий. Эти проблемы возникают вследствие большой интенсивности производства грузовых операций и в ряде случаев небрежного отношения докеров к перегружаемой технике. Характерной особенностью грузовых помещений автомобилевозов является наличие большого числа грузовых палуб, общее число которых может достигать 10 – 13.. По мере расширения номенклатуры техники, конструкция грузовых помещений автомобилей совершенствования за счет увеличения межпалубного пространства между стационарными, условиями между ними подвижных палуб-платформ Автомобилевозы обычно имеют две аппарели: кормовую и бортовую, а в грузовых помещениях все палубы связаны между собой пандусами, подъемными рампами. Наблюдение за потоком подвижной техники. В этом случае судовладелец нанимает не- зависимых сюрвейеров, которые постоянно наблюдают за процессом погрузки и по окончании грузовых работ выдают соответствующие акты, отражающие количество отгруженного груза и его качественное состояние. Для оперативного руководства погрузкой автотехники разрабатывается технологический график движения с учетом наличия аппарелей, пандусов и лифт-подъемников

      План  размещения и крепления подвижной техники на судах разрабатывается портом погрузки совместно с грузовым планом на основе типовых схем, приведенных в «Правилах» и в судовом «Наставлении по креплению грузов». Эти планы должны согласовываться со службой пожарной охраны порта и утверждаться администрацией судна. При разработке схем размещения подвижной техники необходимо учитывать, что: - подвижная техника должна располагаться преимущественно вдоль судна; - бортовые автомобили и прицепы допускается размещать в 1-2 ярусах; во втором ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать бортовые автомобили, прицепы, легкие тракторы, легковые автомобили и другие виды ПТ, масса которых не превышает грузоподъемности автомобилей первого яруса; в третьем ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать легковые автомобили или ПТ аналогичных им габаритов и массы; суммарная масса ПТ второго и третьего ярусов не должна превышать грузоподъемности ПТ первого яруса. Расстояние между отдельными единицами ПТ должно быть не менее: 0,6 м — для автобусов и троллейбусов; 0,1-0,3 м — между бортами легковых автомобилей и всех Других видов ПТ; 0,1 м — по длине ПТ. Во всех случаях величина зазора должна обеспечивать возможность и удобство крепления ПТ.

Паромы в работе экспедиторских компаний