Партии

Само слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть". Зачатки политических партий в виде сословных группировок, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё, сложились уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Первые упоминания о политических партиях встречаются ещё у мыслителей древнего мира.

 

 Современные партии  берут свое начало в XIX в.  Здесь решающую роль сыграли  два важных обстоятельства.

 

 Первое - введение в  ряде западных стран всеобщего  избирательного права. Это открывало  доступ широких слоев населения  к решению важнейших вопросов  политической жизни - утверждению  государственной власти посредством  выборов. Первые из этих партий  появились в основном в результате  слияния в единые организации  местных избирательных комитетов,  обеспечивающих поддержку своих  кандидатов в депутаты. Первая, созданная  в 1861 г. партия "Либеральное  товарищество регистрации выборов  в Англии" уже в самом названии  отразило причину своего возникновения.  Со временем число партий парламентского  происхождения возросло. Наиболее известные из них Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США.

 

 Второе обстоятельство, способствовавшее возникновению  политических партий, заключалось  в становлении массового рабочего  движения. В 1863 г. возникли первая  массовая рабочая партия "Всеобщий  Германский рабочий союз". В  основу организации её и других  партий этого направления легло  стремление объединить трудящиеся  массы, прежде всего рабочий  класс, для борьбы против своих  эксплуататоров, существующих капиталистических  социально-политических порядков  и создания нового, свободного  от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся  в первую очередь социалистические  и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан  с деятельностью II Интернационала.

 

 В настоящее время,  когда в обществе существует  большое количество партий, каждая  из которых стремится заручиться как можно большей поддержкой избирателей с тем, чтобы в той или иной мере приобщится к власти, классовая и идеологическая приверженность партий стала уступать электоральной, направленной на различные социальные слои общества.

 

 Каковы же отличительные  признаки партии.

 По меньшей мере можно назвать 4 главных отличительных признака:

 

 Наличие той или  иной идеологии, определенной  политической ориентации, программы  или политической платформы.

 

 Поддержка народа или  его части. Речь идет о наличии  у партии социальной базы, т.е.  людей, которые поддерживают её  своими голосами, деньгами и т.д.

 

 Наличие организационной  структуры. Это означает, что политические  партии имеет свой аппарат,  четкое внутреннее деление, которое  существует более или менее  продолжительное время.

 

 Наличие такой цели, как борьба за власть. Она и  отличает партии от каких-либо  группировок, организаций, движений, существующих в политической  жизни общества. Партия всегда  стремится овладеть властью, в  то время как они пытается  влиять на неё, оставаясь за  её пределами.

 

 Существует множество  определений партии. На наш взгляд, можно дать следующее: "Политические  партии - это добровольно организованные  политические объединения граждан,  придерживающихся одной идеологии  и ориентированных на завоевание  и осуществление политической  власти".

 

 Функции партий в политической жизни общества: представление социальных интересов, социальная интеграция, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в её осуществлении, выработка политического курса, формирование общественного мнения, политическое образование общества или его части, подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, профсоюзов и т.д.

 

 Мир политических партий  чрезвычайно разнообразен. Здесь  находится место самым различным  объединениям - от традиционно сильных  консерваторов в Великобритании  до партии любителей пива в  Польше. В основу классификации  партий могут быть положены  разные критерии: социальный состав, идеологическая приверженность, принципы  организации и др.

 

 Если, например, за основу  классификации берется характер  и задачи их деятельности, то  все существующие партии обычно  сводятся к следующим типам:

 

 Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях.

 

 Реформаторские, выступающие за умеренные изменения в общественных отношениях.

 

 Консервативные, стоящие  на позициях сохранения основных  черт современной жизни.

 

 Реакционные, ставящие  перед сбой задачи восстановления старых структур.

 

 В зависимости от  участия в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие  и оппозиционные.

 

 

 По условиям деятельности  партии могут подразделяться  на легальные, полулегальные и  нелегальные. Весьма распространенным  является способ классификации  партий по признаку прогрессивности  или консервативности политических  программ. Те партии, которые отстаивают  более или менее прогрессивные  общественно-политические цели, принято  называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки,  получили название правых, а те  партии, которые занимают промежуточное  положение, нередко называют партиями  центра.

 

 По принципам организации  партии можно разделить на  кадровые и массовые. Кадровые  партии отличаются немногочисленностью  и опираются, прежде всего,  на профессиональных политиков,  финансовую элиту, которая способна  обеспечить материальную поддержку.  Эти партии ориентированы чаще  всего на участие и победу  на выборах. В их рядах насчитывается  большое количество парламентариев. Примерами кадровой партии можно  являются Демократическая и Республиканская  партии США, Консервативная партия  Великобритании, Христианско-демократический  союз в Германии и др.

 

 Массовые партии многочисленны.  В финансовом смысле они ориентируются  на членские взносы, чаще всего  имеют ярко выраженную идеологическую  направленность, занимаются пропагандой  и воспитанием масс. К ним относятся  социалистические и коммунистические  партии.

 

 С точки зрения внутреннего  устройства партии делятся на  партии с сильной и партии  со слабой структурой. Партии  с сильной структурой ведут  строгий учет численности, контролируют  деятельность своих членов, устанавливают  жесткую партийную дисциплину. Депутаты  парламента от этой партии  должны согласовывать свою позицию  со позицией партии по всем  вопросам. Напротив, партии со слабой  структурой не слишком заботятся  об учете своих членов и  не требует о своих парламентариев  строгого соблюдения партийных  директив.

 

 

 Помимо приведенных,  существует множество других  классификаций. Любую партию можно  отнести сразу к нескольким  типам. Она одновременно может  быть партией мировоззренческой,  массовой, левой, обладающей сильной  структурой и т.д., т.е. существует  целый ряд возможных комбинаций, и о какой конкретно идет речь - должно уточнятся в процессе анализа каждой конкретной партии.

 

2) Полит Системы

Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений  между ними. Оба эти элемента обязательны  для существования партийных  систем. Если в обществе нет партий (или партии и других организаций  и движений, с которыми она взаимодействует), не может идти речи о системе. Но даже если партии существуют, а "правила  игры" между ними не определены, нельзя считать партийную систему сложившейся, а отношения между ними нормальными  и устоявшимися.

 

 На современном этапе  наибольшее распространение получила  типология партийных систем, основанная  на количественном критерии - на  числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все  партийные системы делятся на  одно-, двух- и многопартийные.

 

 Однопартийная система  свойственна странам с тоталитарным  режимом, при котором обеспечивается  исключительное право одной партии  на фактическое осуществление  политической власти в обществе. Эти системы не исключают возможности  существования других партий  и даже их участия в формировании  и деятельности государственных  структур. Но всякая форма политического  участия этих партий поставлена  под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные  возможности в осуществлении  государственной власти и независимой  политики. Такие партии существовали  в ряде социалистических стран  Восточной Европы. Все они были  объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось  со стороны коммунистических  партий.

 

 Двухпартийная система  обеспечивает одной из двух  партий, в случае её победы  на выборах, большинство мест  в законодательном органе или  назначения её кандидатов на  посты президента или вице-президента.

 

 Двухпартийная система  не означает отсутствия других  партий, которые, однако, не имеют  реальных шансов на завоевание  государственной власти.

 Пример двухпартийных  систем - США (Демократическая и  Республиканская партии), Великобритания (Консервативная и Лейбористская  партии).

 

 Многопартийная система  включает в себя широкий спектр  партий от крайне правых до  сугубо левых. Как правило,  в многопартийных системах ни  одна из партий не может  завоевать абсолютного большинства  избирателей, поэтому правительства  чаще всего бывают коалиционные, т.е. состоящие из представителей  двух или более партий. Такая  ситуация не редко ведет к  нестабильности и частой смене  правительства. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам.

 

 Если говорить о  преимуществах и недостатках  той или иной партийной системы,  то, несомненно, худшей является  однопартийная, так как при  ней отсутствует здоровая конкуренция,  и одна партия навязывает всему  обществу своё понимание его  развития, свою идеологию и политику. Однопартийные системы антидемократичны  в своей основе, не способна  обеспечить необходимый прогресс  страны и поэтому практически  во всех странах, с нарушением  того политического и социально-экономического  строя, который был её носителем,  оказались отвергнутой.

 

 Двухпартийная и многопартийная  системы имеют свои достоинства  и недочеты. Поэтому сказать, какая  из них является лучшей, нельзя. В таком случае остается один  наиболее разумный вариант: предоставить  самому обществу свободный выбор  той партийной системы, которую  оно предпочтёт.

 

 

 Наша республика пошла  по пути создания многопартийной  системы. Объективно это было  связано с трансформацией социальной  структуры общества, обусловленной  переходом страны к многообразию  форм собственности и внедрением  рыночных отношений. Появились  новые группы населения со  своими интересами, и как следствие  этого, новые движения, организации,  партии, выражающие и защищающие  их интересы в сфере политики.

 

 В марте 1991 г. министерством  юстиции Беларуси началась регистрации  партий и движений. Первоначально  партий было 43. В настоящее время  в республике зарегистрировано 18 партий, представляющих различные  направления политического спектра.  Среди партий наиболее известны  Партия коммунистов Белоруссии  и Белорусская коммунистическая  партия, Объединённая гражданская  партия, Белорусская Социал-демократическая  Громада, Белорусская Социал-демократическая  партия (Народная Громада), Партия  Белорусского народного фронта, Либерально-демократическая партия  и др. Большинство новых партий  пока немногочисленны и аморфны,  не имеют строго отчерченной  социальной базы и конструктивной  программы выхода из кризиса.  Очевидно, что от заявлений и  деклараций о создании партийных  формирований до завоевания доверия  народа и реальной политической  роли в управлении государством  предстоит достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.

 

3)Партийная система  в современной России

 

Исходной точкой партийного строительства в современной  России стало начало раскола КПСС. Содержание возникшего при этом процесса позволяет говорить о первом этапе  партогенеза и охарактеризовать его как прилюдию. «Развод» произошел вопреки мнению населения СССР, недвусмысленно сформулированному буквально накануне, в марте 1991г. На референдуме. Вне зависимости от отношения к СССР и самой процедуре референдума столь явное пренебрежение результатами голосования не могло не усилить политическую апатию, отчуждение от власти основной части российского населения, и без того свойственные его ментальности. Это стало дополнительным неблагоприятным обстоятельством, затруднявшим политическую самоорганизацию.

С образованием самостоятельного Российского государства начался  второй этап партийного строительства  в России, в значительной степени  носивший характер самоорганизации. Его  качественное отличие определялось двумя обстоятельствами:

- с низвержением КПСС  исчез основной оппонент правой  оппозиции, антикоммунизм в значительной  степени утратил роль цементирующего  фактора, и на первый план  вышел вопрос о конкретной  модели развития общества;

- изменился статус правой  идеологии, она приобрела официальное  лицо, получив влиятельного сторонника  в лице Президента РСФСР Б.  Ельцина и воплотившись в деятельности  правительства Е. Гайдара.

В целом этот период отмечен  бурным ростом числа общественно-политических объединений. Уже к началу 1993 г. их насчитывалось около двухсот. В  основном это не были еще партии в собственном смысле слова. Но постепенно на основе идеологической близости начался  процесс формирования коалиций, обещавший  образование на их основе крупных  партий. Это был процесс, прежде всего  самоорганизации.

Завершением этого этапа  формирования партийной структуры  России стал 1993год, когда борьба по поводу идеологических ценностей вылилась в противостоянии законодательной  и исполнительной ветвей власти, достигшее  апогея в октябре. Взятие «демократами»  здания парламента военным штурмом  ценой кровопролития не могло  не произвести неблагоприятного впечатления  на общественное сознание и не усилить  дополнительно степень отчуждения населения от политики вообще и от демократических ценностей в  частности.

Новый импульс формированию партийной структуры в этих условиях дали прошедшие в конце 1993 года выборы и принятие Конституции Российской Федерации. Возникли новые правила игры, связанные с порядком проведения выбор и разделением властей. С этого момента ведет отсчет третий этап партийного строительства в России, его институализация. Партии получили реальный механизм влияния на государственную политику и тем самым – возможность стать институтом политического опосредования.

Результаты президентских  выборов 2000 года убедили окончательно: общество, обоснованно отождествившее российскую модель демократии с хаосом, вручило власти мандат на установление порядка с опорой на административный ресурс.

С этого момента можно  начать отсчет очередного, четвертого этапа развития партийного строительства  в России, характеризуемого доминированием государственного управления над политической самоорганизацией, продолжающегося  и сегодня. Принятый в 2001году Закон  о политических партиях фактически законсервировал кризис партийной  системы, создав преференции для  действующих непопулярных партий и  поставив заслон для роста новых. Парламентские выборы 2003 года, в  результате которых новое номенклатурное объединение «Единая Россия»  получила конституционное большинство, по мнению многих аналитиков, вообще поставили  под вопрос существование партий в России.

Что касается «Единой России», то эта партия откровенно отказывалась от функции социального представительства, изначально позиционируя себя как «партия  власти». Имея конституционное большинство  и будучи неустойчивой в силу искусственного происхождения, она делает неустойчивой всю политическую систему России.

Итак, существующие партии и  партийная система в целом  не устраивают общество. Потребность  же в эффективной партийной системе  остается высокой. Но формирование новых  политических объединений путем  самоорганизации в рамках сложившегося правового механизма становится практически невозможным. В такой  ситуации прогноз достаточно очевиден: за ростом социальной напряженности  рано или поздно последует формирование политических организаций и механизмов выяснения отношений между ними за пределами правового поля.

Следует иметь в виду и  другую сторону проблемы. В современных  обществах через партии социальная напряженность «делегируется» в  политическую сферу, где локализуется и снимается посредством политического  компромисса между властью и  оппозицией. Отсутствие партий, функционирующих  в качестве институтов политического  опосредования, предоставляет власти приятное удобство, вытекающее из отсутствия реальной оппозиции. Но удобство это является недолговременным и кажущимся: вне механизма обратной связи на смену политической напряженности приходит напряженность социальная, и тогда власть рискует столкнуться с оппозицией в лице самого общества. Здесь , думается, один из главных уроков «цветных» революций.

Все это не дает пока основания  для большого оптимизма и актуализирует  анализ процессов, связанных с оценкой  состояния и динамики партийного строительства, а также прогнозирование  его вероятных последствий.

4. Политические  партии в Российских регионах

 

4.1 Общие особенности  Российской партийной системы

 

Анализируя специфику  российской партийной системы, необходимо обратить внимание на принципиальные различия между сущностным и нормативным  подходом к партиям. В соответствии с сущностным подходом, который используется в большинстве демократических  странах, партийное законодательство должно отталкиваться от особенностей сложившихся партийных общностей, фиксировать то, что продуцирует  общество. Иначе говоря, правовые нормы  там вторичны по отношению к практике. Напротив, при нормативном подходе  первичным является законодательство, определяющее порядок приобретения и сохранения статуса партии. В  рамках такого подхода партиями оказываются  те объединения, которые отвечают формальным требованиям, вне зависимости от их реальной дееспособности. Именно такова позиция российского государства, стремящегося задать предельно жесткие  рамки для формирования партий и  поставить их под фактический  государственный контроль.

Ужесточение законодательства о партиях произошло в начале 2000-х годов. Однако курс на ограничение  числа электоральных игроков  стал отчетливо просматриваться  еще в конце 1990-х. до 1998-1999гг. в  региональных выборах могли участвовать  практически любые общественные объединения – профсоюзы, организации  ветеранов и инвалидов, ассоциации малочисленных народов и т.д., но затем объединения, в уставах  которых отсутствовало положение  об электоральной деятельности, были этого права лишены. И хотя части  таких объединений удалось перерегистрироваться в качестве политических, число потенциальных  участников выборов заметно сократилось. Но все же главные изменения в порядок допуска общественных организаций к выборам внес именно закон 2001 года «О политических партиях».

С принятием нового федерального закона «О политических партиях» заметно  осложнилась и процедура создания самих партий. Установленные в  не правила фактически закрывали  возможность формирования партий снизу  вверх, через постепенное аккумулирование  местных инициатив. По сути дела речь шла о том, что они должны создаваться  сверху вниз, путем «найма» региональных структур: партия должна была сперва «условно»  зарегистрироваться на федеральном  уровне, а затем в течение 6 месяцев  зарегистрировать региональные отделениях не менее чем в половине субъектов  Федерации. Кроме того, закон обязывает  партии при регистрации региональных отделений предоставлять в территориальный  орган Министерства юстиции список своих членов, что затрудняет развитие оппозиционных партий (далеко не каждый решиться открыто продекларировать свою оппозиционность) и создать широкое поле для провокаций: достаточно одной «мертвой души», и региональному отделению будет отказано в регистрации.

Едва ли можно считать  нормальной и ситуацию, когда в  законе закреплено правовое неравенство  партий: партии, уже имеющие фракции  в Государственной Думе, освобождены  от сбора подписей и внесения залога при выдвижении кандидатов и на «льготных  условиях» включают своих представителей в состав избирательных комиссий.

Следует также отметить, что требования закона о партиях, позволяющие претендовать на данный статус лишь массовым организациям с  фиксированным членством, находятся  в противоречии с избирательным  законодательством, стимулирующим  создание партий кадровых.

На установлении контроля над политическими партиями нацелена и норма об их государственном  финансировании, такое финансирование увеличивает независимость партийных  лидеров от активистов и способствует бюрократизации партий.

Степень автономии российских партий крайне низка. Очевидно, что  новая редакция закона «О политических партиях» не только делает практически  невозможным образование независимых  от государства партий, но и ставит под угрозу ликвидации большинство  имеющихся.

 

4.2 Основные закономерности  формирования региональных партийных  списков

 

На протяжении последних  шести лет правила деятельности политических партий в российских регионах непрерывно ужесточались, а степень  самостоятельности партийных структур снижалась. Вместе с тем при формировании партийных списков доминирующую роль по - прежнему играли региональная исполнительная власть и местные бизнес – группы.

Идеологическая общность между федеральной партией и  ее кандидатами на местах имела значение лишь в крайне редких случаях.

Наделение партий правом определять как минимум половину состава региональных парламентов произошло в условиях их явного несоответствия возложенным на них задачам. Закономерным следствием этого стала коммерциализация партий, которые из объединений единомышленников, отстаивающих общие интересы, превращаются в предприятия, получившие монопольный «подряд» на выдвижение кандидатов в депутаты. Чтобы обрести депутатский мандат, региональным политикам и бизнесменам приходится внедряться в партии, а те, в свою очередь, заинтересованы во вступлении в них статусных людей из регионов. В такой ситуации ценностно – идеологический фактор, без которого партии в традиционном их понимании перестают быть таковыми, утрачивает свое определяющее значение.

Крайнее разнообразие российских регионов, их все большее обособление  друг от друга создают естественную преграду на пути установления тотального федерального контроля над тем, что происходит на местах. В результате российские партии, считаясь формально федеральными, на практике являются глубоко регионализированными.