Партии и выборы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Партии и выборы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Выполнил: студент группы 660282с

                                                                                                                 Чуйкин С.С.

Проверил:  Бродовская Е.В каф. СиП 
 
 
 
 
 
 
 

Тула  2010 г.

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     При всей резкой критике политических партий объективный анализ свидетельствует, что они необходимы, так как вносят реальный вклад в развитие и функционирование политической системы.

     Сейчас  в мире происходит упадок популярности политических партий. Люди не проявляют  к ним особого интереса, слабо поддерживают на выборах. Это свидетельствует о том, что партии оторвались от народа, не выражают его интересов, а посему и не оправдывают себя в глазах масс. В связи с этим весьма важно знать и владеть теорией деятельности партий. Не менее важно иметь теоретические представления и о деятельности других общественных объединений и движений, благодаря которым идет становление гражданского общества, его саморегуляция, реализация интересов масс.

     Без преувеличения можно сказать, что  массовые общественные организации и движения во многом предопределяют будущее страны, её выход из кризисного состояния, демократическую направленность развития.

     Формирование  политической системы общества в  значительной степени зависит от системы выборов в органы политической власти. Вопрос о выборах – это вопрос о механизме, позволяющем приводить к власти лучших представителей общества. В то же время, как отмечает французский профессор Сорбонны Ж.Бешлер, по странной близорукости их роли вообще не замечают, или считают, что становление той или иной системы – это вопрос конъюнктуры. Он отмечает, что вопрос о выборах – это первостепенный вопрос, поскольку они определяют общественный строй. Выборы – это основной фундамент демократичности общества. 
 
 
 
 

1. Политические партии и партийные системы

1.1. Место, роль, функции партий

     Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И.Ленин указывал: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию». Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.

     Что такое партия? В переводе с латинского слово «партия» означает «часть».

     Часть народа, Часть общества. Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для  удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций.

     Первой  массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861г.). К концу 19 в. Массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

     Наука, занимающаяся изучением политических партий, называется партологией. Следует отметить, что среди политологов нет единого мнения по вопросу, что такое политическая партия. Однако они сходятся в выборе наиболее существенных признаков, отличающих современную политическую партию: наличие минимальной формальной организации; наличие определенной программы совместной деятельности; особый социальный статус; стремление оказывать прямое влияние на политическую жизнь, в частности проведением избирательных кампаний; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов; особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование их деятельности; наличие социальной базы.

     Исходя  из вышесказанного, можно дать следующее  определение: партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении. Именно притязание на политическую власть – основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов. Для того, чтобы понять роль и место партии в жизни общества, необходимо выявить её функции. В современных условиях политологами выделяются следующие функции партий:

  • социально-политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;
  • разъяснение массам политической и социально-экономической ситуации, в которой живет общество, и предложение платформы действий. В этих целях партия взаимодействует с другими политическими силами;
  • участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства;
  • формирование в парламенте партийной фракции как звена между партией и органами власти. Через фракцию партия выступает со своими законодательными инициативами;
  • разработка принципов и форм отношений с другими партиями: формирование избирательных блоков, тактика сотрудничества (или блокирования) с другими партиями в парламенте и т.д.;
  • организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия;
  • осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью;
  • подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профсоюзов, общественных организаций;
  • работа с молодежью с целью вовлечения в активную политическую, социально-экономическую деятельность.

     Полнота реализации этих функций различна   разных обществах, она зависит от уровня развития общества, социально-классовой сущности партии, её статуса в механизме власти, профессионализма и самоотверженности её лидеров.

1.2. Отношение политических партий к государственной власти, признаки политических партий

     Партии  могу занимать различные позиции  по отношению к государственной  власти. Во-первых, партия может быть в непримиримой оппозиции, т.е. выступать  против существующего государственного устройства (совсем не обязательно  призывая к насилию). В этом случае партия стремится к власти, прежде всего, для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность.

     Во-вторых, партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют «оппозиция его величества», а правительство – «правительством её величества»).

     В-третьих, партия может выступать в роли конструктивной оппозиции: критикуя то, с чем не согласна в действиях правительства, партия поддерживает то, что считает правильным.

     В-четвертых, партия может участвовать в работе правительства и различных органов  управления в качестве партнера других партий; в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность.

     В-пятых, партия может выступать в качестве ведущей силы правительственной  коалиции; при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.

     В-шестых, партия может единолично сформировать правительство; в этом случае она  берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте.  В ряде случаев партии, добившись монополии на власть, стремятся укрепить её, в том числе путем нарушения законности, ликвидации оппозиции.  Тогда происходит отождествление партии с государством.  Что касается правового статуса политических партий, то в большинстве стран деятельность партий регулируется не только внутрипартийными нормами (уставами, положениями и т.д.), но и государством.

     Необходимо  отличать партии от других организаций, участвующих в политической жизни  по следующим признакам:

  1. партия характеризуется долговременностью действия своей организации (в «смутные» времена создаются многочисленные «партии-однодневки», практически не играющие значительной роли в жизни общества);
  2. наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;
  3. стремлении партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;
  4. поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.

1.3. Типология

     Типология (классификация) партий обычно проводится по двум признакам: целям деятельности и способам деятельности.  По целям  различают буржуазные партии (правоконсервативные, центристские, либерально-реформистские), партии социалистического выбора (коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские), мелкобуржуазные (Болгарский земледельческий союз, крестьянская партия Польши и др.), религиозные партии (Христианско-демократические партии в Германии, Италии и др.).

     По  способам деятельности выделяют авангардные  партии (Коммунистическая партия Китая  и др.), парламентские партии (Канада, Австралия и др.), партии избирательных кампаний (республиканская и демократическая партии в США), партии-клубы («зеленые», «защитники памятников старины» и др.).

     Появляются  партии и иного, транснационального характера с индивидуальным членством. Примером тому является Радикальная  партия, которая, как транснациональная, начала действовать с 1987 года.

1.4. Партийные системы

     Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества  партий в борьбе за власть и её осуществление. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях:

  1. число партий;
  2. наличие доминирующей партии или коалиции;
  3. уровень состязательности между партиями.

     В политологии распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

     Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов, т.к. правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий.

     Двухпартийная система – это система, при  которой реальную борьбу на выборах  за власть в государстве ведут  только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия «двухпартийная система» вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Их может быть и больше, но реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.

     Многопартийная  система – это система, в которой  более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем – трех-, четырех-, пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

1.5. Идеология партий в России

     С момента завершения последнего электорального цикла в России наметилась тенденция  к объединению политических партий. По-видимому, её стимулируют изменения в партийном законодательстве, а возможно, и прямые инициативы кремлевской администрации. Принято считать, что деятельность, связанная с выработкой и трансляцией идеологий, весьма важна для политических партий. Вместе с тем место идеологий в жизни партий не является неизменным: еще М.Дюверже говорил, что идеи и программы играют заметную роль на ранней стадии существования партий (причем степень их влияния зависит от того, складываются ли партии на основе парламентских объединений или «внешних» по отношению к последним организаций); в дальнейшем вес «идеологического фактора» обусловлен главным образом типом организационного строения партии.

     Отличие процесса формирования партийной системы в России на рубеже XX-XXI вв. от хорошо изученных западных моделей неоднократно отмечалось в научной литературе. Пользуясь терминологией «генетической теории» Липсета-Роккана, можно сказать, что у нас не только иная конфигурация социальных «разломов», но и формирование партий подчиняется другой, внешней, логике, обгоняя процессы социального структурирования. По этим причинам предлагаемые российскими партиями программы не вполне справляются с функцией идеологического оформления «кливажей»  и институционализации общественных конфликтов. В результате идеологические конструкты, обладающие, казалось бы, достаточным мобилизационным потенциалом, не преобразуются в реальные ориентации тех или иных групп, ибо отсутствуют авторитетные политические акторы, способные их выражать и представлять. Кроме того, современные технические средства коммуникации лишают идеологию значения главного орудия политической мобилизации; на смену идеологам приходят политтехнологи. Из атрибута идеология превращается в необходимый, но не слишком функционально полезный антураж.

     Другой  специфически российской проблемой является неадекватная «представленность» идеологий на разных операциональных уровнях. Принято считать, что идеология функционирует в виде политико-философских теорий, практических программ (в частности, партийных) и представлений, абсорбированных массовым сознанием. В России традиции политической философии (за исключением марксизма) оказались надолго прерванными. В силу ряда причин, субъективных и объективных, этот раздел политической науки все еще развивается крайне медленно, и говорить о сложившемся профессиональном сообществе в данной области пока рано.

     Результатом недостаточного развития идеологий  на теоретическом уровне становится слабость самих идеологий, зачастую слепо копирующих готовые западные образцы, которые возникли в совершенно иных исторических условиях и были направлены на решение иных задач.

     К настоящему времени в России сложилась  практика употребления понятий  «правый» - «левый» в значении, привычном  для западных стран. Но постсоветское общество имеет иную логику эволюции. Надо ли удивляться, что наши «либералы» действуют как радикалы, «правые» выступают сторонникам почти революционных перемен, а консерваторы, за отсутствием явных претендентов, записывают то очередную «партию власти», то коммунистов, то националистов? Но поскольку соответствующие ярлыки продолжают применяться, по-видимому, есть основания считать, что двухполюсный континуум справляется с функцией обобщенного индикатора политических позиций. Можно согласиться и с тем, что «классификация российских политических партий и деятелей как лево-  или правоориентированных, ежедневно используемая СМИ, способствует политическому самоопределению граждан, т.е. осознанию и описанию индивидами собственной политической позиции в классических терминах». Вместе с тем, по заключению социологов, многие россияне испытывают трудности с самоидентификацией в категориях «правый» / «левый».

     Наконец, идеологическую самоидентификацию  партий стимулирует желание опереться  на международные политические организации, объединяющие соответствующие партийные «семьи»: принадлежность к тому или иному «интернационалу» не только создает возможности для сотрудничества и расширения кругозора, особо ценимые партийной верхушкой, но и придает партии налет респектабельности. Международные связи (при использовании их «по назначению») могли бы помочь российским партиям в освоении комплексной разработки партийных идеологий и политтехнологий, практикуемой большинством партий  «с традициями».     
 

2. Выборы

2.1. Понятие выборов

     Как в демократических сообществах, так и в авторитарных режимах  политические решения принимаются  президентами, парламентами, другими  официальными лицами. Фундаментальное  различие между демократическими и  авторитарными государствами состоит  в том, что в демократических государствах эти решения непосредственно (на референдумах) или косвенным образом (через альтернативные выборы) оцениваются и утверждаются народом. В авторитарных режимах диктатор выбирает решение, сообразуясь со своими желаниями или желаниями небольшой группы людей. В демократических режимах выбранные официальные лица и члены правительства представляют народ, и избиратели время от времени оценивают их деятельность и заменяют их, если считают необходимым.

     Аналогом  «прямого» принятия решений является референдум. На референдумах решение по заранее объявленной политической проблеме или законопроекту принимается голосованием, в котором обычно предполагается участие всех обладающих избирательным правом граждан.

     Есть  два характерных критерия, по которым различаются референдумы:

  • во-первых, как рассматриваются итоги референдума. Они могут иметь рекомендательный характер; тогда, если угодно, это – опрос  общественного мнения и в качестве опрашиваемых выступают все избиратели.
  • во-вторых, кем инициируется проведение референдума. Он может инициироваться избранными официальными лицами – парламентом или президентом, или же, как во многих штатах США и в Швейцарии, непосредственно гражданами.

     Референдум  может быть важным инструментом для  властных структур одного уровня, например, президента, выяснить общественное мнение по какому-то вопросу и продемонстрировать это мнение структурам другого уровня, например, парламента. И, конечно же, при важнейших изменениях политических институтов, таких как изменение конституции, референдум дает возможность гражданам чувствовать себя частью политического процесса дает законодательную базу для таких фундаментальных изменений.

     Выборы  представляют собой аналог непрямого принятия политических решений. Отдавая свой голос тому или иному кандидату или партии, избиратель рассчитывает, что будут реализованы те правила общежития, те проекты конкретных общественных благ, то необходимое налогообложение, которые предлагает этот кандидат. Естественно, что при этом предполагается, что кандидат, за которого голосует избиратель,  наберет необходимое число голосов для того, чтобы быть избранным, и, боле того, депутатов, которые поддерживают эту программу, будет достаточно много, чтобы указанная программа была реализована.

     Таким образом, выборы – процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.

     Перечень  разного рода должностей и постов, замещаемых посредством выборов, довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга должностей охватывает все уровни государственности – от центрального до местного, от президента или главы правительства страны до руководителей местного управления. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов. К экономическим факторам относятся факторы владения собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости, рациональная организация производства. Абсентеизм (неучастие в выборах) может быть формой протеста против бедности, невыплаты зарплаты, неуверенности в завтрашнем дне. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия в силу политической индеферентности благополучных слоев населения.  К социальным факторам относятся такие условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют такие качества избирателей, как их политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, ведущей к патриотизму, уважению к закону, к гражданской ответственности.  Психологические факторы включают в себя чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции.

     Среди политических условий, необходимых  для демократических выборов, выделяют развитость гражданского общества с его структурными институтами, развитую многопартийность, устоявшуюся законодательную базу, исторические традиции.

2.2. Функции выборов и их принципы, избирательные системы и избирательные кампании

     Выборы, помимо достижения главной цели –  формирования властных органов, выполняют  еще ряд важных политических функций:

  • осознание интересов различных социальных групп. В период выборов происходит обостренное понимание людьми жизненно важных проблем. Предвыборные программы кандидатов пытаются в концентрированном виде выражать эти проблемы и тем самым способствуют не только политическому просвещению избирателей, но и формированию их активной позиции;
  • соревновательность интересов различных социальных групп. В процессе приоритетность;
  • институционализация отношений правительства. Кандидат, собравший необходимое количество подписей в свою поддержку, уже приобретает собственную базу для ведения избирательной кампании, используя для этого материальные и идеологические средства, предусмотренные законом;
  • формирование активности населения. Как правило, политическая активность избирателей в период выборов возрастает, они более эффективно осваивают проблемы политической жизни, часто пересматривая или уточняя свои политические позиции, отождествляя себя с теми или иными политическими силами.

     Выборы, являясь основой демократии, определяются рядом принципов, имеющих гуманистическую  ценность. Эти принципы закрепляются в избирательных законах, они могут существенно отличаться в различных странах, но всегда закрепляют одно из важнейших прав человека – право голоса, аргументируемое всеми политическими теориями. В Конституциях большинства стран закрепляется, прежде всего, сам принцип выборности представительных органов власти путем всеобщих выборов. Принцип всеобщности означает, что все жители, достигшие определенного возраста, имеют право избирать и быть избранными. Принцип всеобщности вошел в юриспруденцию в результате острой и долголетней борьбы.

     Второй  принцип выборов – равное избирательное  право. Суть его в том, что каждый депутат избирается от одинакового  числа избирателей. Соблюдение этого  принципа во многом зависит от правильной «нарезки» избирательных округов. Неправильная нарезка может быть эффективным способом манипулирования голосами избирателей.

     Третий  принцип – непосредственность выборов. Суть этого принципа в том, что  избиратели прямо (без посредников, уполномоченных и т.д.) избирают членов парламента, других представителей власти. Широко использовавшиеся ранее косвенные выборы существенно обедняли демократизм избирательных процедур. Непрямые выборы способствуют появлению абсентеизма, безразличия, равнодушия людей к выборам.

     И четвертым принципом, относящимся  к процедуре голосования, является тайное голосование. Этот принцип обеспечивается различными техническими средствами, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей. За нарушение выборных принципов законом предусмотрены жесткие меры наказания.

     К моменту утверждения всеобщего избирательного права в развитых странах сложились три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Любая из них представляет собой порядок формирования выборных, прежде всего представительных органов власти, систему распределения мест в выборных органах после определения результатов голосования. Вначале наибольшее распространение имела мажоритарная система. Ее суть заключается в том, что от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший на выборах большее число голосов. Однако это большинство может быть двух видов: абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если один из кандидатов не получает 50% + 1 голос, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре является кандидат, набравший относительное большинство голосов. Во втором случае победу одерживает кандидат, получивший относительное большинство голосов. Мажоритарная система выборов функционирует в Англии, США, Франции, Японии, России.

     Многие  европейские страны применяют пропорциональную избирательную систему, в соответствии с которой от каждого округа избирается не один, а несколько депутатов, представляющих различные партии. Такая система выборов позволяет представлять места в выборном органе сравнительно мелким партиям.

     В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в Германии половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе в один тур, а другая – на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства (50% + 1), а сенат – по системе пропорционального представительства. В России также действует смешанная система при выборах в Государственную Думу.

Партии и выборы