Партии в политической системе общества. 4

 

 

 

 

Содержание 

Введение.

1. Формирование  политических партий.

    1. 1 Сущность, основные признаки политических партий……………….4

    1. 2 Происхождение партий………………………………………………...6

2. Партии  в политической  системе общества.

  2.1 Функции политических  партий………………………………………..10

   2.2. Типология партийных систем………………………………………….13

Заключение  …………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время события, происходящие на российской политической арене вызывают особый интерес. После дезорганизации Советского Союза и ликвидации тоталитарной системы его бывшие республики так же попали в полосу тяжелого экономического кризиса, а в некоторых местах события доходили до открытых столкновений. В этих условиях надо ясно представлять роль партий в политической системе. И поэтому изучение проблемы существования политических партий в обществе, а также влияние их на общество не утрачивает своей актуальности.

В центре внимания данной работы будет история зарождения, становления политических партий и их роли в обществе. Многие партии в 1980-90-е гг. не выдержали произошедших в мире перемен – потеряли влияние и исчезли. Другим удалось найти способы и формы продолжения своей деятельности в изменившихся условиях. Возникли новые партии. Иным стало соотношение между ними. Под впечатлением этих перемен в последние десятилетия распространились мысли о кризисе партий как типа организации. Велись поиски альтернатив.

    В своей   работе  я  попыталась  дать  некоторые  характеристики

присущие политическим партиям, показать их функции, признаки, типы, формы. 

    Цель моей  работы заключается в том, чтобы  раскрыть феномен политических партий, рассматривая его в некоторых  основных  аспектах,  в  частности  как институт  политической  системы  общества.  Ввиду   многоплановости   данной задачи, я попытаюсь   построить исследование  отталкиваясь   от   узловых роблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий.

  Наша   страна   переживает    очень противоречивый, но судьбоносный  период  свой  истории.  Вновь  воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня  открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако  наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых  проблем,  главной  среди  которых

выступает проблема участия  населения в  политической  жизни  страны.   Таким образом  рассматриваемая  тема,  на  мой  взгляд,  очень   важна,   особенно применительно к Российской Федерации, когда  каждый  гражданин  должен  ясно представлять роль партий в  политическом  процессе,  поскольку  в  противном случае он не сможет сделать для себя правильный вывод о том,  какую  позицию по отношению к государственной власти он занимает и о том, что бы  он  желал в ней изменить.

                

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формирование  политических партий.

1. 1 Сущность, основные признаки политических  партий

Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как  и группы интересов, обладает по сравнению  с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой "самой политикой" из всех общественных организаций до сих пор служат предметом теоретической полемики относительно ее происхождения и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека; стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека или же являются механизмами продвижения к власти лидеров - все это и сегодня является предметом горячих дискуссий.

Неотъемлемой  частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении ее. При социологическом анализе первостепенной задачей будет способность партий удовлетворять потребность людей в ассоцииации друг с другом.

В основании  деятельности партий могут лежать различные групповые потребности, и предъявляемые к высшим государственным институтам. Тем самым через партии население заявляет о своих групповых требованиях. Правящие структуры тоже используют партии для обращения к народу за поддержкой или решения тех или иных вопросов. Деятельность партии является важным механизмом распределения и перераспределения властных ресурсов.

От других политических институтов партию отличает свойственные ей функции в отношениях власти и наиболее характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действия той или иной идеологической системы ориентации, а также ряд других менее значимых признаков.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям относится набор членов, положение партийной кассы, регулирование имущественных или других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами.

Осуществление же внешних основополагающих задач  предполагает:

• борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах той или  иной группы населения, основываясь  на своих программах по решению, как  внутренних, так и международных проблем.

• обеспечение  связи масс с государственными структурами

• отбор и  рекрутирование политических лидеров  и элит на всех этапах политической системы, участие с их помощью  управлением делами общества.

• согласование собственных интересов целей, программ с другими участниками политического процесса.

• осуществление  политической социализации граждан. Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии выдвигают своих лидеров и пытаются склонить к поддержке своего кандидата, как можно большее число населения.

Партии, которые  одержали победу на выборах, или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, в подборе и установке управленческих кадров. Прежде всего, через них партии получают возможность участвовать в принятии легетивных решений

                   

 

1. 2 Происхождение  партий

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков  составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие  организации, которые мы называем политическими  партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века.

Например, в  тексте американской Конституции, Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет  даже упоминания о политических партиях.

Первые возникли в Древней Греции и представляли собой небольшие группировки, большей частью не имели организационной структуры. Они выражали интересы значительной части господствующего класса.

В период буржуазной революции XVII - XVIII в. в партии, как  политические организации не проводили самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений.

Формирование  партий было довольно длительным и  сложным процессом. Первоначально  активно действовали только в  период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.

Политические  партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, взносы, внутрипартийная  дисциплина) появились в Европе с  возникновением массового рабочего движения. Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным. В партиях первого типа члены партии получают партийные билеты и платят партийные взносы. В организационно неоформленных партях нет официального членства, а для того, чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США. Там в 30-е годы XX века формируется современная двухпартийная модель, для которой характерны основные признаки:

• массовое вовлечение избирателей в политический процесс,

• исследование реформаторских методов ведения государственных дел,

• возрастание  роли партийных лидеров в общественной жизни,

• динамизм политических отношений.

Наибольший  рост численности партий в России пришелся на подъем революционного движения в 1905 г. начало этому процессу открыл царский манифест от 17 октября.

В политической жизни России в первой четверти XX века в разные периоды функционировало 87 партий.

Сейчас в  мире действует более 500 партий и  общественных организаций.

Общее, что  присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата, т. е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией.

Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам  ведения избирательной борьбы.

Каждая партия создавалась для защиты интересов  определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые  и новые слои избирателей В  результате партии стали в большинстве  своем объединениями, в которых  в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

Существование в партии нескольких фракции, направлений, не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогают ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди  которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах, - ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократических поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев.

Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

Институциализация партий

В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить  интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.

Политические партии вынуждены  решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.

Во-первых, это функции  звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал  передачи информации, циркулирующей  «сверху вниз» и «снизу вверх». Интенсивность этих двух информационных потоков может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

Во-вторых, партии выполняют  функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти «отборные» интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые «носятся в воздухе» и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты  и способствуют ее политической социолизации. под рекрутированием следует  понимать подбор кадров как для самой  партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют  большое значение, выступая в качестве референтных групп, на которые индивид  ориентирует поведение- своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

 

                

2. Партии  в политической системе общества.

  2.1 Функции политических партий.

 

В  современном  обществе  действует  множество  институтов,  организаций   и учреждений, являющихся составной частью его политической  системы.  Все  они тесно связаны между собой и «никогда не существовали сами по себе, взятые  в чистом, изолированном виде». Как уже отмечалось,  партии  занимают  среди них особую роль. В отличие от других  организаций  и  движений  (молодежных, экологических,  антивоенных  и  др.),  отстаивающих  интересы   определенных социальных  слоев  населения  посредством  воздействия  на   соответствующие органы,  партии  в центр своей деятельности  ставят  борьбу   за   власть парламентским  либо  внепарламентским  путем,  связанным  с   насильственным свержением  прежней  власти.  Они  имеют  высокую  степень   организации   и стремятся в борьбе  за  влияние  на  власть  реализовать  свои  цели.  Такая целенаправленная деятельность  партий  предполагает  наличие  у  них  строго определенных функций.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют  ее место в  политической системе,  выражают необходимость решения двух  групп   задач:  внутренних  и внешних. К внутренним функциям можно отнести:

  . Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.

    . Функцию  политического рекрутирования, т.е.  пополнения рядов партии  за счет новых членов.

    . Решение  финансовых проблем (контроль  за положением партийной кассы).

    .  Подготовку  из  числа  членов  партии  политических  лидеров  и  лиц,

      обладающих знаниями государственного  руководства для  других  структур политической системы, в  том  числе  и  для  выдвижения  кандидатов  в представительные органы власти.

 

Внешние функции  имеют более сложную структуру:

 

                              Внешние функции

 

 

 

 Социальные                      Идеологические

Политические              Управленческие

 

 

1. Социальные  функции – одни из важнейших,  так как партии  являются  ведущей частью системы социального представительства. Социальные  интересы  обретают форму политических целей, задач, решая которые,  партии  осуществляют  связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с  государством  и другими политическими институтами,  способствуя  при  этом  интеграции  (или дезинтеграции) этих слоев  и  групп  в  существующую  политическую  систему.

Таким образом, социальные функции включают в себя:

    . Работу  партии с массами с целью  расширения своих сторонников – будущих избирателей;

    . Разъяснение  массам политической и социально  – экономической  ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий.

    . Социально  – политическое просвещение и   сплочение  граждан  на  основе общности интересов;

    . Политическое  воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью  вовлечения  ее  в активную  политическую   деятельность,   для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества.

2. Идеологические  функции -  связаны   с   разработкой  партийной  идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды. Современные  крупные  партии  имеют  свои   научные   центры,   осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют  перспективы развития.

3. Политические  функции - в первую очередь  связаны с:

    . Борьбой  партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на  основе своих программных установок;

    . Организацией  различных форм участия в политической  деятельности;

    . Организацией  оппозиции государственным органам,  давлением на них, если их  политика не отражает  интересов  тех  слоев,  которые  представляет

      партия.

    .  Налаживание  контактов  с   другими  политическими   организациями   и

      движениями как внутри страны, так и на международной арене.

При  подготовке  к  выборам  партии  осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они,  как правило, реализуют  парламентские  функции  через   деятельность   своих   депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции.

4. Управленческие  функции – осуществляются после победы  на  выборах,  когда партии  участвуют  в  формировании   правительства   или   берут   на   себя ответственность   по   управлению   государством,   которая   выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею.  Поэтому  партия  должна контролировать   деятельность   своих   лидеров   независимо   от    надзора политических институтов.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так  и внутренних,  в  том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от  уровня  развития конкретного общества, социально – классовой  сущности  партии,  а  также  от профессиональных качеств ее лидеров.

 

2.2. Типология партийных систем

 

В зависимости  от  положения  политических  партий  в  политической  системе,

взаимодействия между  ними,  типа  самих  политических  партий  складывается

партийная система, под которой  понимается  совокупность  всех  политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

      Важным  вопросом  в  характеристике  партийных  систем   является   их

типология.  Среди   различных   признаков,   критериев,   используемых   для

построения  типологии партийных  систем,  старейшим  (и  наиболее  популярным посей день), является количественный критерий, т.е. по числу существующих  в той или иной стране партий. Согласно ему современный  итальянский  политолог Дж. Сартори в  своем  капитальном  труде  "Политические  партии"  предлагает семиступенчатую  классификацию:  система с одной партией;  система с партией,  осуществляющей  гегемонию;  система   с   преобладающей   партией; двухпартийная   система;   система   ограниченного   плюрализма;    крайнего плюрализма  и  атомизированная.  По  существу  речь  идет  о  разных   типах однопартийности и многопартийности.

Партийную система с единственной партией, стоящей у  власти,  можно  считать классическим образцом однопартийности. В такой системе  высшая  политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия  превращается  в руководящую  силу  государства,  и   все   государственные   органы   строго подчиняются  ее  решениям.  Срастаясь  с  государством,  партия   становится многофункциональной. Ее структура строится в виде  пирамиды  –  сверху  идет пропаганда,  а  снизу  вверх  идет  информация.  Монополизируя  политическую деятельность, она начинает контролировать все виды  активности  в  обществе. Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения  в стране принимаются  высшими  партийными  руководителями,  а  государственным деятелям  часто  отводится  только   исполнительская   роль.   Однако   опыт показывает,  что  при  всех  режимах  однопартийная  система,  как  правило, оказывается неустойчивой и в  конечном  итоге  приходит  к  трудностям  и  к кризису, которые сопровождаются идейными  и  моральными  потрясениями.   Как пример можно привести недавний  слом  систем  в  Советском  Союзе,  Албании, Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно  существуют в  КНДР и на Кубе.

    Система  с  партией,  осуществляющей  гегемонию,  может  действовать   в

обществе,  где  формально  функционирует  несколько  партий,   но   реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей  по  отношению  к  другим партиям на правах "старшего брата" и  имеющей  бесконтрольную  монополию на власть. Такая система в настоящее время существует в Китае, до недавних  пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.

      В системе с  доминирующей  партией  действует  несколько   политических партий, но, несмотря на юридически  закрепленные  возможности,  у  власти  в течение длительного периода находится одна партия. До  недавних  пор  такими

были Индийский  национальный  конгресс  и  Либерально-демократическая  партия Японии.

Под  двухпартийной  системой подразумевается система с   двумя   крупными

партиями, каждая из которых имеет  шанс  завоевать  на  выборах  большинство мест в законодательном  Собрании  или  большинство  голосов  избирателей  на выборах исполнительной ветви  власти.  Классическим  образцом  двухпартийной системы служат США. Периодически Демократическая  и  Республиканская  партии США сменяют друг друга в  управлении.     Это  отнюдь  не  означает,  что  в стране нет других политических  партий.  Нет.  Они  есть,  но  существенного влияния  на  политическую  жизнь  оказать  не  могут,  тем   более   реально соперничать с ведущими партиями в избирательной кампании.  (За  всю  историю

существования двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих  партий попытались добиться  избрания  на  пост  президента  страны,  но  не  смогли набрать более 1 млн. голосов избирателей). Тем не менее, нужно  учесть,  тот факт, что в ряде случаев, особенно на штатном уровне, третьи  партии  в  США становились влиятельной политической силой.

    Главным признаком ограниченного, или  умеренного,  плюрализма  является ориентированность всех  функционирующих  в  обществе  партий  на  участие  в правительстве, на возможность участия в коалиционном  кабинете.  В  условиях умеренного плюрализма идеологические различия  между  партиями  невелики.  В качестве примера можно привести Бельгию.

      Система  крайнего  (поляризованного)  плюрализма   (Италия)   включает

антисистемные  партии,  то  есть  партии,  выступающие  против  существующей общественно-экономической  и  политической   системы.   Они   придерживаются полярно различающихся идеологий.

      Другой  признак  поляризованного   плюрализма  -  наличие  двусторонней

оппозиции, которая  характеризуется тем, что "располагается" по  обе  стороны от правительства - слева и справа. Эти две оппозиции взаимно исключают  одна

другую и, более того, находятся в состоянии  перманентного конфликта.  Третий признак такой многопартийности состоит в том,  что  система  поляризованного

плюрализма  характеризуется центральным положением одной или  группы  партий.

Неотъемлемыми   признаками   поляризованного   плюрализма   являются   также преобладание  центробежных  тенденций  над   центростремительными,   а   как следствие — ослабление центра. Еще один признак —  наличие  безответственных оппозиций.   При   поляризованном   плюрализме   доступ    к    формированию правительства ограничен. Он  возможен  для  партий  центра,  включая  партии левого или правого центра. Крайние же партии, то  есть  партии,  выступающие против  существующей  системы,  исключаются  из  участия  в   правительстве. Наконец, поляризованному плюрализму присуще стремление  политических  партий

превзойти друг друга в  раздаче  "направо  и  налево"  обещаний  без  особой

ответственности за их выполнение.

      Следующая разновидность многопартийности -  атомизированная  партийная система. В ней уже  нет  необходимости  подсчитывать  точное  число  партий. Достигается предел, за которым уже не  важно,  сколько  партий  действует  в стране (Малайзия, Боливия).

      Сравнительный  анализ  недостатков   и   достоинств   двухпартийной   и

многопартийной  систем издавна   занимал   политологов.   Большинство  всегда склоняется на сторону первой из них,  приводя следующие аргументы:

         1.  Двухпартийная   система   способствует  постепенному  смягчению

идеологических  конфликтов между  партиями  и  их  постепенному  переходу  на более  умеренные  позиции.  А  это   делает   политическую   систему   более устойчивой.

        2. Другое  преимущество двухпартийной системы  усматривают   в  том,

что она позволяет  одержавшей  победу  на  выборах  партии  сформировать  «не подверженное» кризисам  правительство.  Действительно,   если  в  парламенте представлены лишь две партии,  то одна  из них непременно  имеет  абсолютное большинство мест, и  вынести  вотум  недоверия  ее  лидеру-  премьер-министру невозможно.

         3.  С   точки    зрения    избирателя,    несомненное   достоинство

двухпартийной системы- в том,  что она облегчит выбор при   голосовании.  Не нужно читать десятки  партийных  программ  или  часами  сидя  у  телевизора, вникать в рассуждение "говорящих голов";  партий  всего  две,   и  соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.