Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА
в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности
Курсовая работа студентки 2 курса
дневного отделения
группы ОЮ-109(02)
Корнейчук Марины Алексеевны
научный руководитель:
______________________
______________________
Дата сдачи: _____________
Дата защиты: _____________
Оценка: _____________
г. Симферополь, 2002 г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава
1.
Роль партий в политической системе общества |
5 |
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества | 5 |
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности | 7 |
Глава
2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности |
10 |
2.1. Понятие политической партии | 10 |
2.2. Классификация политических партий и их функции | 13 |
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности | 16 |
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы | 18 |
Глава
3.
Становление партийной системы России |
23 |
3.1. Становление Российской многопартийности | 23 |
3.2. Особенности партийной системы в России | 29 |
Заключение | 32 |
Список использованной литературы | 34 |
Приложение |
Введение
В различных политических системах, существовавших в истории, люди
организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей
воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии
существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в
эпоху Возрождения. Однако лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право
голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как
специализированные организации для завоевания, удержания или свержения
существующей политической власти.
Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством,
как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой.
Более того, функциональные и организационные особенности этой "самой
политической" из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат
предметом теоретической полемики относительно ее происхождения и роли в
политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения
естественного для человека духа противоречия (Гоббс) или являются частным
случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора
человека (Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявления
политической активности человека (М. Я. Острогорский) или же являются
механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) - все это и сегодня
является предметом горячих дискуссий.
Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит
корнями в конец XVII - начало XVIII в. Это был период, когда зарождались
политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки.
Сопровождавшие этот процесс гражданская война в США, буржуазные революции во
Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию
борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой
государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами,
католиками и протестантами. Партии знаменовали собой определенный этап в
усложнении политической системы индустриального типа. Они возникли как
результат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь
"третьего сословия", всеобщего избирательного права (XIX в.), послуживших
значительному развитию представительной системы. Оно означало, что не только
выполнение управленческих функций стало требовать расширения состава
политической элиты, но и само ее рекрутирование превратилось в дело
избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести)
власть и влияние, должны были обеспечить себе массовую поддержку. Именно
партии стали этими законными орудиями артикуляции интересов различных групп
избирателей и отбора элиты.
Не остается без внимания и проблематика политической культуры, которая не
сходила со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр,
монографий последние два десятилетия. Однако трактовка политической культуры
во многих публикациях оставалась идеологизированной, и в современных
условиях реформирования общества она уже не отвечает запросам жизни.
Проблематика политической культуры сегодня является наиболее
распространенной темой политических бесед, споров, размышлений,
исследований, находится в фокусе парламентских дебатов, деятельности других
политических организаций.
Актуальна необходимость
коренного совершенствования
диктуется происходящими преобразованиями в жизни общества, их сложным
противоречивым переплетением, участившимися конфликтами и кризисными
явлениями. В этих условиях резко возрастает общественная значимость таких
качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в
общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в
неординарной политической ситуации, принимать правильные решения, гибко
перестраивать свое поведение при сохранении принципиальных ориентаций. Партии
играют важнейшую роль в этом вопросе
Актуальность выбранной темы становится очевидной если оглянуться на
последние парламентские выборы или при обычном взгляде на те процессы, которые
происходят в
сегодняшней Государственной
Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов , связанных
с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния
на политическую жизнь общества.
Курсовая работа состоит из 3 глав.
Перед курсовой работой ставятся следующие задачи:
В первой главе излагаются место и роль политических партий в политической
системе общества,
рассматриваются основания
канала взаимодействия человека и политической власти.
Во второй главе мы переходим к рассмотрению происхождения и сущности
политических партий. Излагаются функции и классификация политических партий,
правовое регулирование их деятельности, раскрываются плюсы и минусы
многопартийности и однопартийности.
В третьей главе уделено внимание особенностям партийной системы России.
Раскрываются основные
этапы либерализации
становления многопартийности в стране.
В заключении делаются выводы, о необходимости политических партий в развитии
и функционировании политической системы, о многопартийности в России.
I. Роль партий в политической системе общества
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества
Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо
организационных формах. Организация направляет действия многих людей к
единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря
организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в
материальную силу.
Организация выступает
интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние
противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом.
В.И.Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем
всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный
период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими
организациями являются партии.
Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к
политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои
личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих
карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К.Маркс и Ф.Энгельс,
характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что "коммунисты...
являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью
рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной
массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих
результатов пролетарского движения". Далеко не все коммунистические партии и
далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения
партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня:
партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить
и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия
обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих
интересов.
Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и
слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому
партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть.
Становление политических партий как необходимых элементов политической
структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких
кругов населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода:1
• в ХУ1-ХУП вв. партии в Европе представляли собой аристократические
группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической
элиты;
________________
1. Основы политологии. Под редакцией В.А. Мальцева, 1996, стр. 336
• в ХУ11-Х1Х вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к
активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в
политике, но и в других сферах жизни;
• в Х1Х-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой
массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество
регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая
партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными
причинами появления массовых партий были:
• повсеместное распространение избирательных прав;
• развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса.
Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих
в политической жизни по следующим признакам:
• партия характеризуется долговременностью действия своей организации (в
"смутные"
времена создаются
не играющие значительной роли в жизни общества);
• наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с
центром;
• стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать
власть, а не только оказывать на нее воздействие;
• поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.
Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации
(правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в.
действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко
начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-
демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.
С новой силой проблема институционализации партий встала в результате
политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования
советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон
"Об общественных объединениях".
Институционализация партий предусматривает:
а) санкционирование места партий в публичной жизни;
б) условия деятельности партий в политической системе;
в) участие партий в избирательной системе;
г) способы представительства партий в органах государственной власти;
д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление
такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде
других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные
функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе
получать государственные дотации.
Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и
неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких
политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует
идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации.
Институционализация
здесь рассматривается как
явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако
и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне
организации.
Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как
леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых
форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе
столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с
организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к
выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты,
безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил
в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал
необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и
контробразование.
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности
В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено
американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего
века1. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как
интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние
действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов.
Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в
странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом
колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству
народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой,
началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от
самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.
В нашей стране
интерес к проблемам
указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной
проблемы в середине 70-х годов, а с середикы 80-х годов этот интерес был
продиктован самой жизнью.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и
культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения,
господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика
выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура
влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие
культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в
условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и
функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия
политики и культуры не означает их тождества: смысл политики
_______________
1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева, 1996, стр. 357
- в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и
преобразовании личности.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической
власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую
деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные
представления о политической культуре исходят из единства двух начал:
духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того
или иного качества стать элементом политической культуры определяется в
первую очередь его значением для практической политической деятельности.
На характер, содержание и специфику политической культуры значительное
воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны.
Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее
основных компонентов, в приоритете одних ценностей над другими.
Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека
больше, чем лояльность к какой-либо организации или политической программе.
Для узбекской политической культуры характерно сочетание двух основных
моделей поведения: с ориентацией на местные обычаи и нормы в сельской
местности и на современные стандарты поведения в городских поселениях.
Известны различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74%
опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% -
равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими
двумя важнейшими ценностями.
Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее
носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на
политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы.
"Политическая
невоспитанность россиян
искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в
наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам
заинтересованных лиц", - писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и
для нашего времени.
Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие
элементы:
наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям,
движениям и отдельным личностям;
способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную
позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического
компромисса, консенсуса;
умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и
трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.
Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в
этом значении они влияют на состояние всей политической системы или
положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая
культура является составным элементом политической системы.
Роль политической
культуры в совершенствовании
представить в следующих тезисах:
- в длительные
исторические периоды
политическую систему;
- реально функционирующая
в данном обществе
себе историю его политической культуры;
- политическая
культура относительно
хотя и является подсистемой политической системы.
Современное состояние общественного развития характеризуется острым
противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В
этих условиях
возникает необходимость в
конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется
свойствами, ей не присущими, определяется как война всех против всех, как
явление, не гнушающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это
соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами,
заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории