Партийная система США

 

 

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие понятие  партийной системы……………………………….5

Глава 2. Политические партии в США…………………………………….12

  2.1 Демократическая партия……………………………………………….14

  2.2 Республиканская партия………………………………………………..16

  3 Периодизация партий в США……………………………….…………….18

  4 Особенности партийной системы США………………………………....20

Заключение……………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Трудно представить  в современном мире страну, в которой нет такого политического института как политические партии. В большинстве демократических стран преобладают многопартийные системы, которые включат в себя 2 и больше партий, а в тоталитарных же странах, политических партий либо вообще не существует, либо они играют формальную роль. Партийная же ситема США относится к двухпартийной системе. Можно даже сказать, что она является совершенной двухпартийной системой, где основные партии набирают более 90% голосов. И третьи партии повлиять на распределение власти не могут.

Политические партии в США образовались в XIX веке: Демократическая  партия - в 1828 г., Республиканская партия - в 1854 г. Демократическая партия была основана в южных штатах сторонниками сохранения плантаторских хозяйств с применением рабского труда. Республиканская партия, опираясь на сторонников в северных штатах, выступала за ликвидацию рабства и подневольного труда. С отменой рабства (1865 г.) существенные различия между демократами и республиканцами постепенно сглаживаются. Ныне их партийные платформы отличаются незначительными расхождениями.

Демократическая партия выступает за проведение кардинальных социальных программ внутри страны и  оказание более широкой помощи развивающимся  странам.

Республиканцы выступают  за режим экономии, против чрезмерных расходов на социальные программы (образование, медицину, пособия по безработице), за сокращение налогов на предпринимателей, против обширной финансовой помощи иностранным государствам.

Республиканская и Демократическая  партии имеют наиболее широкую поддержку избирателей. Они попеременно приходят к власти. Одна партия у власти, другая - в оппозиции. Исход любых выборов не вызывает никаких опасений: президент, вице-президент, конгрессмены, губернаторы штатов обязательно будут представителями Республиканской или Демократической партий. Подобную партийную систему можно отнести к двухпартийной. Она обеспечивает стабильность и устойчивость государственного строя США.

Весьма специфична организационная  структура Республиканской и  Демократической партий. Они не имеют постоянных политических программ, постоянного членства и партийных билетов, членские взносы не взимаются. Только в 1974 г. демократы впервые приняли устав своей партии. Формально членами партий признаются те избиратели, которые на выборах проголосовали за кандидатов данной партии. К президентским выборам партии принимают лишь предвыборные платформы. Стабильность существования и активность деятельности Республиканской и Демократической партий обеспечивают профессиональный, постоянно действующий партийный аппарат. Он построен в соответствии с избирательной географией и административно-территориальным делением.

Цель данной работы –  изучить партийную систему США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Партийная  система

Для того что бы говорить о партийной системе, надо определить что является главной ее составляющей, а именно определить что такое политическая партия. В литературе можно найти очень много различных определений политической партии, но если говорить обобщено, соединяя все черты присущи политическим партиям, то политическая партия  - один из важнейших элементов политической системы общества, добровольная и устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми,  политико-экономическими,  культурно-национальными или иными интересами и идеалами.1

Определение функций  политической партии в обществе помогает понять ее место и роль в политическом развитии, в политической системе  и лучше представить ее  цели. 
В политической системе общества политические партии выполняют следующие главные  функции. 
1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся найти стратегии и убедить людей в способности альтернативных либо  других  действий. 
2. Выражают публичные интересы. Выражать интересы могут и группы, но только партии сводят их воедино в таковой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных  органов. 
3. Мобилизуют и социализируют людей. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую базу партийной деятельности. Сформировывают соответствующее публичное мировоззрение, используя  для  этих  целей  СМИ. 
4. сформировывают правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой, а потом и настоящий состав правительства, остальных органов центральной власти; обеспечивают связь меж правительственными органами власти и обществом; сформировывают совместно с другими политическими инстанциями механизм государственного и публичного управления; обеспечивают стабильность правительственных структур и устройств.

В любой стране (за исключением  государств с однопартийным режимом) сосуществуют несколько партий: формы  и способы этого сосуществования  определяют "партийную систему" рассматриваемой страны. Эта детерминация включает два ряда элементов, характеризуется  двумя рядами элементов. Прежде всего, это сходство и различие, присущие внутренней структуре каждой из системообразующих партий. Будем различать системы партий централизованных и децентрализованных, тоталитарных и специализированных, со слабой и жесткой структурой. А далее сравнение различных партий позволяет наметить новые элементы анализа, не существующие в каждой отдельно взятой партийной общности: число партий, соответствующие количественные параметры, союзы, географическая локализация, распределение в политическом спектре. Система партий характеризуется известным соотношением всех этих элементов. Подобно тому, как были описаны различные типы структур, предстоит описать и определенные типы систем. Однопартийная, двухпартийная и многопартийная система.

Системы партий - это результат взаимодействия многочисленных и комплексных факторов; иные из них специфически присущи отдельной стране, другие носят общий характер. Среди первых можно выделить традицию и историю, экономическую и социальную структуру, религиозные верования и этнический состав, национальные конфликты. Так, противостояние республиканцев и демократов в Соединенных Штатах связано с соперничеством Джефферсона и Гамильтона на Филадельфийском конгрессе; распад французской правой и появление радикальной партии проистекают из политической ситуации 1875-1900 гг.;

. В Австро-Венгрии  до 1914 г. и в Чехословакии до 1938 г. система партий отражала  национальные различия и расовые  конфликты, равно как и английская  трехпартийность конца XIX века, когда  традиционный дуализм был нарушен ирландцами;

Под партийной системой понимается совокупность политических партий, имеющих реальные возможности  участвовать в формировании органов  государственной власти и образующих механизм борьбы или сотрудничества. То есть партийную систему составляют устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Партийные системы противостоят апартийным, то есть таким формам организации  политической власти, где либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как было в СССР, Албании или происходит и сейчас на Кубе, в КНДР).

В политической науке  существуют различные классификации  партийных систем. Поскольку система  партий любого общества определяется по количественному (по числу партий, входящих в систему) и по качественному (по масштабу влияния партий) критерию, постольку возможны две системы типологии партийных систем.

В соответствии с количественным критерием партийные системы делятся на однопартийные, двухпартийные (или бипартийные), многопартийные системы.

Однопартийная (неконкурентная) система -  характеризуется тем, что партия монополизирует всю политическую власть, отождествляет себя с данным политическим режимом, а последний - с государством, исключает наличие оппозиции. Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных обществ. Для двухпартийной и многопартийной систем характерно прежде всего существование политического соперничества. Именно его отсутствие при однопартийной системе дало основание утверждать, что одну-единственную партию, господствующую в обществе, нельзя считать партией в истинном смысле этого слова. И действительно, поскольку партия есть “часть” политического сообщества, то ее можно понять лишь в соотнесении с другими частями или партиями, которые вступают в конкурентную борьбу за свою долю власти и влияния в стране. Именно поэтому основное внимание в рассмотрении партийных систем мы сделаем на трех основных видах многопартийности.

1. Двухпартийная система (бипартизм) - это система, в которой две крупные партии неизменно чередуются у власти, если и существуют другие политические партии, то они по разным причинам доступом к власти не обладают. Двухпартийность достаточно функциональна, поскольку обеспечивает эффективную работу политической системы в целом. Прежде всего она отражает существование естественного политического дуализма. “Это означает, что политический выбор,- подчеркивал М.Дюверже,- обычно выступает в дуалистической форме... Всякая политика предполагает выбор между двумя типами решений”.

Кроме того, двухпартийность  способствует созданию эффективного и  стабильного правительства, которое  опирается на поддержку парламентского большинства из числа депутатов  победившей партии. Избранное прямым всеобщим голосованием парламентское большинство позволяет функционировать правительству в течение всего срока полномочий. Более того, двухпартийность облегчает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их достичь.

Однако таковы плюсы  двухпартийной системы в идеале.  На практике же она коррелирует с рядом переменных, что позволяет различать ее типы. Так, “жесткая” двухпартийность отличается от “мягкой” дисциплиной голосования. В условиях “жесткой” двухпартийности (например, в Великобритании) при принятии важных политических решений депутаты каждой партии стремятся голосовать одинаково. В противном случае те, кто нарушил дисциплину голосования, исключаются из партии. “Мягкая” двухпартийность (например, в США) не предписывает депутатам обязательную дисциплину голосования.

Различить дуалистический режим и многопартийность не всегда легко: ведь наряду с крупными партиями обычно существуют и малые объединения. В Соединенных Штатах, например, кроме двух гигантов - демократов и республиканцев, мы обнаружим и нескольких небольших и неизвестных в мире партий: это лейбористская и социалистическая партии, партия фермеров, партия сторонников сухого закона и прогрессистская. В законодательных собраниях штатов или муниципальных образованиях та или иная из них порой приобретает большое влияние: так, например, в Миннесоте аграрная партия (фермеры-лейбористы) оттеснила демократов на положение третьей, относительно слабой партии; в штате Висконсин прогрессистская партия Ля Фолетта нередко занимала первое или второе место; в штате Нью-Йорк лейбористская партия в 1937 г. провела пять членов в городской Совет и пять - в Законодательное собрание штата. Лейбористы часто добиваются даже нескольких мест в Конгрессе, главным образом в Палате представителей, но также и в Сенате. Тем не менее очевидная диспропорция между ними и крупными традиционными партиями, так же как и их эфемерный и локальный характер, позволяют рассматривать американскую политическую систему как типично двухпартийную2.

В Соединенных Штатах двухпартийности никогда ничего серьезно не угрожало; партии коренным образом изменились со времен соперничества  Джефферсона - Гамильтона, в котором  проявилось противостояние республиканцев и федералистов: первые защищали права штатов, вторые исповедовали усиление полномочий Союза. После распада партии федералистов и некоторого периода неопределенности дуализм вновь обнаружился на президентских выборах 1828 г. в форме оппозиции демократов, сгруппировавшихся вокруг Джексона, и национал-республиканцев (которых на английский манер называли также вигами), руководимых Клеем и Адамсом:  под другими названиями вновь обнаруживалась старая джефферсоновская партия. Гражданская война, естественно, внесла немало смещений как в позиции, так и в организацию партий; тем не менее она ощутимо не изменила двухпартийности, которая вновь явилась после войны в форме противоборства республиканцев и демократов. Много раз в ходе истории Соединенных Штатов делались попытки создать третью партию: все они терпели неудачу или порождали лишь небольшие и недолговечные партии локального характера.

Наконец можно сказать, что американские  партии не основываются на какой-либо определенной идеологической или социальной базе, что они включают в себя абсолютно разнородные элементы и доктрины и в сущности представляют собой машины для конкурентной борьбы за административные и политические посты и для выдвижения кандидатов на предварительные выборы, которые нередко имеют большее значение, чем настоящие3. В этом месте с Дюверже можно не согласиться, так как анализируя партийный программы в США становится заметно, на сколько разные подходы к решению вопросов внешней и внутренний политики имеют республиканцы и демократы.

Многопартийная система - это система, где действуют три партии и  более, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. В противоположность достаточно жесткой двухпартийной модели многопартийная система, где взаимодействие осуществляют более двух партий, отличается гибкостью и способна эффективно сдерживать социальные конфликты. Являясь институциональным выражением плюрализма социальных интересов и статусов, многопартийная система ориентирована на поиск согласия и компромиссов между политическими силами, не обладающими явным политическим доминированием.

В обществах с множеством экономических  укладов, разнообразием культур  и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и других интересов, как правило, возникают предпосылки для создания многопартийных систем. Достижение согласия, как и обеспечение системной стабильности, во многом зависит от характера взаимоотношений между правительственными партиями и оппозицией. В обществах без демократических традиций, с неразвитой политической культурой многопартийная система является причиной частых правительственных кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится выражать требования только “своего” электората.

При многопартийной системе каждая партия представляет более или менее  четко очерченные идейно-политические или идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя крайними полюсами. Как правило, в многопартийных парламентах места располагаются в форме некоторого полукруга, где, следуя традиции французской революции, представители консервативных и правых партий рассаживаются по правой стороне от председательствующего, в центре - умеренные, слева - представители леворадикальных партий.

 

 

 

 

Глава 2. Партийная  система США.

Вашингтон. В 1787 году, когда  основатели Америки составляли Конституцию  США, они не предполагали, что политические партии будут играть роль во власти. Скорее они ожидали, что такие конституционные нормы, как разделение властей, система сдержек и противовесов, федерализм и непрямые выборы президента коллегией выборщиков будут сдерживать образование партий.

Несмотря на эти нормы, Соединенные Штаты в 1800 году стали первой страной, где сложились политические партии, организованные на общенациональном уровне, и исполнительная власть передавалась от одной партии к другой путем выборов. К 1830-м годам политические партии стали устойчивой частью американской политической системы.

Сегодня двумя основными политическими  партиями в Соединенных Штатах являются Республиканская и Демократическая  партии. Большинство выборных должностных  лиц, занимающих должности президента, представителя в Конгрессе, губернатора или законодателя штата, входят в одну из этих партий. Республиканцы и демократы доминируют в политической жизни Америки с 1860-х годов, и с 1852 года каждый президент был либо республиканцем, либо демократом4.

В 110-м Конгрессе, который приступил к работе 4 января, Палата представителей состоит из 233 демократов и 202 республиканцев. В Сенате 49 демократов, 49 республиканцев и два независимых, и оба они будут участвовать в совещаниях демократов по определению и реализации их политики.

В ноябре 2006 года опрос  Гэллапа (главный барометр общественного  мнения, используемый Организацией Гэллапа) показал, что 59 процентов американцев  считают себя республиканцами или  демократами. Те, кто относит себя к независимым, обычно все же склоняются к той или иной партии и более верны ей, чем другой.

Самый распространенный метод избрания законодателей страны и штатов в США - система одномандатных  округов. Это означает, что избранным  становится кандидат, набравший наибольшее число голосов в любом данном избирательном округе. В отличие от пропорциональной системы, механизм одномандатных округов позволяет одержать победу в любом округе только одной партии. Таким образом, одномандатная система стимулирует формирование двух партий на широкой основе, достаточно привлекательных для населения, чтобы завоевать большинство на выборах законодателей по округам.

Американские партии поддерживаются многими классами и  широкой социальной базой. За исключением  афроамериканских избирателей, из которых 88 процентов голосовали на президентских выборах 2004 года за кандидата от демократов, как Республиканская, так и Демократическая партия пользуются достаточной поддержкой практически во всех основных социально-экономических и этнических группах США.

По сравнению с политическими партиями в других демократических странах, в Соединенных Штатах политическим партиям, как правило, свойственно относительно малое внутреннее единство и не хватает строгой приверженности какой-либо идеологии или системе политических целей. Обычно республиканцы тяготеют к ограничению федеральных полномочий и защите полномочий штатов и местных властей, выступают за консервативный подход к налогообложению и расходам и противодействуют вмешательству государства в свободное предпринимательство. Демократы, напротив, как правило, шире определяют полномочия федеральной власти, поддерживают повышение налогов и расходов для устранения социальных недугов в масштабах страны и предпочитают федеральное регулирование как инструмент улучшения деловой практики.

 

2.1. Демократическая партия

 

Демократическая партия (англ. Democratic Party) — одна из двух крупнейших партий США. Является одной из старейших  политических партий в мире. Её неофициальный  символ — ослик (символ упрямого преодоления  препятствий), неофициальный цвет — синий. Председатель партии — Дебби Вассерман-Шульц.

Основателями партии является Мартин ван Бюрен (восьмой  Президент США) и ещё некоторые  политики в том числе и Томас  Джефферсон (третий Президент США) и  Эндрю Джексон (седьмой президент США и первый президент США, избранный как кандидат от этой партии в 1828).

В 1828—1860 демократы доминировали на политической сцене США, иногда упуская  власть в руки вигов. Первоначально  партия была за сохранение рабства, отражая  интересы Юга; её электоратом были сельские жители, плантаторы, рабовладельцы, католики, влиятельные кланы и население южных штатов; типичный пример — Джефферсон Дэвис, президент Конфедеративных Штатов Америки, противостоявших США в Гражданской войне 1861—1865. После поражения в Гражданской войне почти 40 лет демократы были в упадке. С начала Гражданской войны (1861) и вплоть до 1912 г. правящей партией практически всегда была, основанная Авраамом Линкольном Республиканская партия США; единственный политик-демократ, избиравшийся в эти годы президентом — Гровер Кливленд.

В XX веке демократическая  партия обрела второе дыхание и дала таких выдающихся президентов, как  Вудро Вильсон, Франклин Рузвельт и  Джон Кеннеди. Конец XX века и начало XXI, несмотря на два президентских  срока демократа Клинтона в 1993—2001 гг. — это время отхода партии на второй план и преобладания республиканцев как в законодательных органах штатов, так и в Конгрессе.

К концу XX века демократы  и республиканцы практически  поменялись электоратом. Долгое время  демократическая партия пользовалась поддержкой бедного сельского населения Юга, явно или неявно выступала за расовое разделение. Но именно демократ Линдон Джонсон поставил эту форму дискриминации вне закона. Сейчас демократов поддерживают, в основном крупные города США, густонаселенные приморские штаты с высокоразвитой экономикой. В наше время демократы поддерживают экономические реформы, увеличение расходов на социальную политику государства, повышение налогов для национальных корпорации таких как, Microsoft и Apple; высокотехнологичные отрасли экономики и борьбу с загрязнением окружающей среды, отказ от экономического протекционизма; введение равенства и уважения сексуальных и расовых меньшинств,  также ускоренную адаптацию мигрантов к жизни в США; также поддержка планирования семьи и регуляторов рождаемости. Большинство демократов — сторонники разрешения абортов и запрета смертной казни. Также выступают за ограниченные вмешательства в экономические процессы и общественную жизнь внутри страны. Кроме того, выступают за ограничение свободной торговли огнестрельным оружием в США.

Выборы 2006 года вернули  Демократической партии утраченное в 1994 году большинство в Палате Представителей, и Сенате 110-го Конгресса, открывшегося в начале 2007 года. Кроме того, демократы  будут иметь 28 представителей партии на постах губернаторов штатов из 50.

На выборах 2008 года кандидат Демократической партии Барак Обама  был избран президентом США. В  этот же день прошли выборы в Палату представителей и в Сенат, где демократы упрочили большинство. Основная современная идеология — традиционный либерализм или социал-либерализм. Идеология демократов южных штатов - консерватизм. Во внешней политике сторонники дипломатических диалогов и защиты прав человека. Политическая ориентация — левый центр.

Демократическая партия не имеет постоянного членства, принадлежность к ней определяется голосованием за её кандидатов на выборах. Партийный  аппарат, состоящий из руководства  и функционеров различных рангов, действующих в штатах, городах  и графствах, составляет партию в собственном смысле слова. Один раз в четыре года созывается съезд партии, который избирает кандидатов на посты президента и вице-президента, а также принимает партийную программу, фактически ни к чему не обязывающую партийных руководителей. В период между съездами деятельность Демократической партии координирует Национальный комитет; большое влияние имеют партийные фракции в обеих палатах конгресса, а также местные партийные боссы. Неформальным лидером партии является президент (если партия стоит у власти), бывший президент либо кандидат на этот пост (если она находится в оппозиции).

 

2.2. Республиканская партия

 

Республиканская партия (англ. Republican Party) — одна из двух основных политических партий США.

Неофициальный символ партии — слон (олицетворяет мощь), неофициальный цвет — красный. Партия была основана 28 февраля 1854 в городе Рипон, штат Висконсин.

Была организована как  объединение противников рабства, отражая интересы промышленников Севера и в противовес элитарной демократической партии, которая монопольно правила страной после развала вигов. Республиканская партия выдвинула требования запретить распространение рабства на западных землях, раздавать эти земли бесплатно всем желающим (формально эти территории были свободны, фактически их заселяли индейские племена, мнением которых никто не интересовался), а также установить высокие пошлины на ввоз промышленных товаров из Европы. После победы северян и их лидера Авраама Линкольна в Гражданской войне республиканцы почти 20 лет непрерывно правили США. Но когда в 1940—1960-х развернулось движение за гражданские права афроамериканцев, республиканцы не отнеслись к этому достаточно серьезно. Настоящим упадком для партии можно назвать времена демократа Франклина Рузвельта, эту череду поражений прервал Дуайт Эйзенхауэр, один из идеологов холодной войны. Но по-настоящему партия обрела второе дыхание в конце 70-х годов XX века, когда к власти пришел бывший актер Голливуда Рональд Рейган. Он освежил республиканцев, и умерил консервативные настроения. Люди из команды Рейгана правили США до 2009 года. 55% населения США придерживаются республиканской точки зрения. Республиканцы, в отличие от демократов, придерживаются следующих позиций:

 

  • снижение налогов;
  • ограничение нелегальной миграции (вплоть до минимализации миграционного потока), выдворение нелегалов;
  • свободная торговля;
  • беспрепятственное ношение огнестрельного оружия;
  • борьба с принципом разделения церкви и государства, борьба за нравственность и семейные ценности; борьба против равноправия сексуальных меньшинств в сфере семейного, пенсионного, налогового и т. п. законодательства, борьба против абортов.
  • противодействие мерам по защите окружающей среды, если такие меры противоречат интересам корпораций и фирм;
  • противодействие созданию профсоюзов на частных предприятиях; поддержка экономического протекционизма.
  • поддержка смертной казни как меры наказания;
  • укрепление безопасности страны и увеличение военных расходов, отрицание пацифизма;
  • поддержка креационизма как альтернативной теории возникновения жизни на Земле;
  • противодействие эвтаназии и научным исследованиям в области клонирования;

        борьба с международным терроризмом.

 

Основной идей республиканцев является: невмешательство государственных структур в экономические процессы. В то же время, республиканская партия нередко выступает за активное вмешательство государства в интимные сферы жизни человека (законы против абортов, однополых браков против порнографии, проституции и употребления наркотиков). Также республиканцы отрицают идеи глобального потепления и парникового эффекта, считая их пропагандистскими шагами демократов и их сторонников. Современный электорат — пенсионеры, белые мужчины, жители глубинки и религиозные американцы. Основная современная идеология — неоконсерватизм.

В январе 2009 года новым лидером партии избран Майкл Стил. В ноябре 2010 года республиканцы получили контроль над палатой представителей и значительно увеличили присутствие в сенате.

3. Периодизация партийной системы США

 

В ходе исторического  развития в США постепенно сформировалась двухпартийная система, ставшая частью всей политической системы. Двухпартийная система - это такая система, при которой к власти приходят только две наиболее влиятельные политические партии страны; при этом наличие третьих партий не мешает двум главным управлять.

Партийная система США