Паспортная система России

Тема курсовой работы: «Паспортная система »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

В РОССИИ……………………………………………………………………….......5

    1. Понятие, цели и содержание паспортной системы………..………………..5
    2. Правовая основа паспортной системы…………..………………..…………7

ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ……9

    1. Органы и учреждения, осуществляющие паспортный контроль…............9
    2. Актуальные вопросы паспортной системы в России………..……………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Российская паспортно-регистрационная система увязывает права людей с наличием у них отметки о регистрации по месту жительства, проставляемой в гражданском паспорте. Получение регистрации возможно только при наличии паспорта и прав на жилое помещение, что в условиях сниженной доступности жилья для большинства российского населения существенно ограничивает свободу передвижения на территории РФ. Люди без регистрации (и тем более без паспорта) оказываются исключенными из правового поля и из общества. На этих людей фактически не распространяется Конституция РФ, им недоступны все те возможности, которые доступны другим гражданам. Их не видит законодатель при разработке законов, их не видят органы власти при разработке целевых социальных программ для различных групп населения (молодежи, инвалидов и др.).

Однако паспортная система в России не только является одной из основных причин массового нарушения конституционных прав граждан, но и в значительной степени определяет особенности и перспективы социально-экономического и демографического развития России, оказывая во многом негативное влияние на эти процессы. В Советском Союзе система прописки и паспортный режим выполняли функции подавления инакомыслия и контроля над распределением рабочей силы по территории страны, необходимые для решения экономических задач и задач управления страной командно-административными методами. В современных российских реалиях паспортная система, основанная на старых принципах, уже не справляется с возложенными на нее функциями, становясь тормозом для развития страны.

Призванная создавать условия для реализации прав граждан и предупреждать правонарушения, эта система формирует административные барьеры и является причиной совершения многочисленных правонарушений и коррупции. Типичными преступлениями, которые из века в век следуют за паспортной системой, являются коррупция и подделка документов. Созданная в целях обеспечения необходимых условий для исполнения гражданином обязанностей перед другими гражданами и государством, она в целом ряде случаев делает их исполнение невозможным. Ярким примером этого может служить обязанность воинского учета.

Изложенные выше обстоятельства позволяет выбранную тему курсовой работы считать актуальной и перспективной в научном исследовании.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в результате организации паспортной системы в России.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие организационные вопросы паспортной системы в России.

Цель исследования заключается в теоретической разработке проблем становления и развития паспортной системы в России.

В соответствии с указанными целями поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить определение, цели и содержание паспортной системы России.
  2. Выяснить правовую основу паспортной системы в России.
  3. Охарактеризовать систему и компетенцию органов паспортной системы.
  4. Выявить актуальные вопросы паспортной системы в России.

Методологической основой исследования является комплекс научных методов – общенаучные методы исследования, а также частно–научные методы, такие как метод сравнительного правоведения, метод комплексного анализа, исторический метод, метод технико–юридического анализа.

Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

    1. Понятие, цели и содержание паспортной системы в РФ

 

Паспортная система – совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.

Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органы записи актов гражданского состояния, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.

Паспортная система включает в себя права, обязанности названных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:

•   заполнения и выдачи паспортов гражданам России;

•   выдачи иностранцам видов на жительство;

•  регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России;

•  выдачи гражданам заграничных паспортов;

•  контроля за соблюдением паспортного режима.

В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи:

  1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т. д.). По российскому праву многие права и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступление в брак, прием на работу и т. д.).
  2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.).
  3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.
  4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции.

Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также – способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.

    1. Правовая основа паспортной системы России

 

Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»1, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»2, «О гражданстве Российской Федерации»3, Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД.

Вопросы выдачи основного документа иностранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регулируются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации.

Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.

Паспортный режим – часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образования, чрезвычайного положения, пограничной зоны.

В решении вопросов реализации гражданами России права на свободу передвижения большую роль играют многочисленные постановления, определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главе приведены некоторые из них. Использованные в главе судебные правоположения свидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любых необоснованных ограничений этого конституционного права не только подзаконными актами, но и федеральными законами и законами субъектов Федерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализации российского паспортного режима. Она направлена на устранение тех ограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР в условиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан как средствам контроля за ними.

Такова общая характеристика правовой основы паспортной системы в России.

Подводя итог данной главе отметим:

1. Паспортная система России – это совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.

2. Паспортный режим – это часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами.

3. Правовая основа паспортной системы России – это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере паспортной системы.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЕ ОСНОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

2.1. Органы и учреждения, осуществляющие паспортный контроль

 

Согласно п. 1 Положения о ФМС, Федеральная миграционная служба (ФМС России) (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 (с изменениями от 21 марта, 20 апреля, 27 июля 2007 г., 3 марта 2008 г.)4 является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. 

Для ФМС характерны следующие признаки исполнительного органа государственной власти:

1. ФМС является автономной (т.е. самостоятельной) частью государственной  администрации.

2. ФМС осуществляет исполнительно-распорядительную, административную деятельность  в сфере миграции и выполняет  правоприменительные функции, функции  по контролю, надзору и оказанию  государственных услуг в сфере  миграции.

3. Обладает властными  полномочиями в отношении других  субъектов права. Так, в соответствии  с п. 12 Положения, ФМС руководит  территориальными органами, загранаппаратом, а также иными входящими в систему ФМС России организациями и подразделениями, осуществляет контроль их деятельности. 

4. Имеет постоянный штат, является коллективом государственных  служащих и иных работников. Положение  о ФМС устанавливает предельную  штатную численность сотрудников  ФМС. 

5. Органы исполнительной  власти образуются вышестоящим  государственным органом исполнительной  власти или Президентом Российской  Федерации. ФМС образована Указом Президента от 19.07.2004г. № 928.

6. Подчиняется вышестоящему  органу исполнительной власти  или Президенту Российской Федерации. ФМС России подведомственна Министерству  внутренних дел Российской Федерации. (п.1. Положения о ФМС).

7. Образование и правовой  статус ФМС как органа исполнительной  власти регулируется административным  правом.

8. ФМС обладает правами  юридического лица, поскольку является  государственным учреждением, т.е. публично-правовым  образованием, созданным с целью  осуществления властных полномочий  в публичных интересах. В отличие  от других юридических лиц, госучреждения  не подлежат государственной регистрации не имеют и не утверждают собственных уставов.

Для федеральной службы характерны следующие признаки:

1. Она осуществляет функции  по контролю и надзору в  установленной сфере деятельности, в нашем случае - в сфере миграции. Возглавляется директором федеральной  службы, который может иметь заместителей. В Федеральной миграционной службе  шесть заместителей директора, в  том числе один первый заместитель.

2. В пределах своей  компетенции ФМС издает индивидуальные  правовые акты на основании  и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской  Федерации, Правительства Российской  Федерации, и Министерства внутренних  дел Российской Федерации.5

3. Федеральная служба  может быть подведомственна Президенту  или Правительству России. Как  уже было сказано, ФМС подведомственна Министерству внутренних дел Правительства Российской Федерации.

4. Федеральная служба  не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое  регулирование, кроме случаев, установленных  актами Президента, Правительства  России.

5. При осуществлении надзора  федеральная служба имеет право  применять меры административного  принуждения к физическим и  юридическим лицам, нарушающим действующие  правовые нормы: направлять дела  об административных правонарушениях  в суды для привлечения виновных  к административной ответственности.6

В административно-правовом статусе исполнительных органов государственной власти выделяют три главных блока:

1) Целевой - юридически закрепленные  цели, задачи и функции органа, обеспечение той социальной потребности, ради которой учреждается орган  государственной власти.

2) Организационно-структурный. В этот блок входят: нормативное  регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации  субъектов, их подчиненности и  передачи из ведения одних  организаций в подчинение других, установления и изменения их  организационных структур, права  на организационное самоопределение, процедур деятельности и права  на официальные символы.

3) Компетенционный, т.е. совокупность властных полномочий и подведомственности.

Рассмотрим содержание административно правового статуса ФМС в соответствии с этими блоками.

1. Цель ФМС заключается  в реализации государственной  политики в сфере миграции  и осуществление правоприменительных  функций, функций по контролю, надзору  и оказанию государственных услуг  в сфере миграции.

Основными задачами ФМС России, в соответствии с п.2 Положения о ФМС являются:

1) реализация общей стратегии  государственной политики в установленной  сфере деятельности;

1.1) совершенствование нормативно-правового  регулирования в установленной  сфере деятельности;

1.2) производство по делам  о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных  документов, удостоверяющих личность  гражданина Российской Федерации;

2) осуществление регистрационного  учета граждан Российской Федерации  по месту пребывания и по  месту жительства в пределах  Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

3) оформление и выдача  иностранным гражданам и лицам  без гражданства документов для  въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания  в Российской Федерации;

4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4.1) осуществление миграционного  учета иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской  Федерации;

5) разработка и реализация  во взаимодействии с иными  государственными органами мер  по предупреждению и пресечению  незаконной миграции;

6) исполнение законодательства  Российской Федерации по вопросам  беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке  в предоставлении политического  убежища иностранным гражданам  и лицам без гражданства;

7) осуществление в соответствии  с законодательством Российской  Федерации контроля и надзора  в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников  в Российскую Федерацию и трудоустройства  граждан Российской Федерации  за пределами Российской Федерации;

8) управление территориальными  органами ФМС России, ее загранаппаратом, а также и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач Положение о Федеральной миграционной.

2. Структура ФМС определяется  Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы». Данный указ определяет количество заместителей директора ФМС (шесть и один первый заместитель), количество управлений по основным направлениям деятельности Службы - до 16, загранаппарат ФМС, состоящий из представительств ФМС за рубежом и представителей ФМС в составе дипломатических представительств Российской Федерации (без включения в штатную численность этих представительств). Директор ФМС назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Указ определяет предельную штатную численность сотрудников ФМС:

а) предельную штатную численность Федеральной миграционной службы, ее территориальных органов и загранаппарата в количестве 34 286 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации - 19 290 человек, федеральных государственных служащих - 9174 человека, работников - 5822 человека;

б) предельную численность работников центрального аппарата Федеральной миграционной службы в количестве 449 единиц, с 1 января 2008 г. - 510 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации - 173 человека, с 1 января 2008 г. - 190 человек;

в) предельную численность работников загранаппарата Федеральной миграционной службы в количестве 43 единиц.

ФМС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФМС России имеет геральдический знак - эмблему и флаг, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

Местонахождение ФМС России - г. Москва.

3. Компетенция ФМС.

Круг полномочий ФМС России определяется в разделе II Положения о ФМС. Основными полномочиями ФМС являются следующие:

1) разработка и осуществление  мер по реализации государственной  политики в сфере миграции;

2) осуществление в соответствии  с законодательством Российской  Федерации контроля и надзора:

- за соблюдением гражданами  Российской Федерации и должностными  лицами правил регистрации и  снятия граждан Российской Федерации  с регистрационного учета по  месту пребывания и по месту  жительства в пределах Российской  Федерации;

- за соблюдением иммиграционных  правил иностранными гражданами  и лицами без гражданства;

- за соблюдением правил  привлечения работодателями, заказчиками  работ (услуг) иностранных работников  в Российскую Федерацию и использования  их труда;

3) организация и осуществление  в соответствии с законодательством  Российской Федерации:

- выдачи виз иностранным  гражданам и лицам без гражданства  на въезд в Российскую Федерацию;

- определения наличия  гражданства Российской Федерации  у лиц, проживающих в Российской  Федерации;

- принятия от лиц, проживающих  в Российской Федерации, заявлений  по вопросам гражданства Российской  Федерации;

- проверки фактов и  документов, представленных для  обоснования заявлений по вопросам  гражданства Российской Федерации

- рассмотрения заявлений  по вопросам гражданства Российской  Федерации, поданных лицами, проживающими  в Российской Федерации, и принятия  решений по вопросам гражданства  Российской Федерации в упрощенном  порядке;

- ведения учета лиц, в  отношении которых уполномоченным  федеральным органом исполнительной  власти или его территориальным  органом приняты решения об  изменении гражданства;

- оформления гражданства  Российской Федерации;

- отмены решений по  вопросам гражданства Российской  Федерации;

- выдачи и замены гражданам  Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность;

- регистрационного учета  граждан Российской Федерации  по месту пребывания и по  месту жительства в пределах  Российской Федерации, а также  регистрации иностранных граждан  и лиц без гражданства по  месту жительства и учета иностранных  граждан и лиц без гражданства  по месту пребывания;

- оформления и выдачи  паспортов и иных документов  гражданам Российской Федерации  для выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию;

- учета выданных паспортов  гражданина Российской Федерации;

оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

- реализации мер по  предупреждению и пресечению  незаконной миграции, иммиграционный  контроль в отношении иностранных  граждан и лиц без гражданства;

4) организует в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке:

- выдачу иностранным гражданам  и лицам без гражданства разрешения  на временное проживание в  Российской Федерации;

- выдачу иностранным гражданам  и лицам без гражданства вида  на жительство в Российской  Федерации;

- учет, регистрацию, прием  и временное размещение лиц, ходатайствующих  о предоставлении убежища либо  о признании их беженцами, получивших  статус беженца, а также оказание  содействия беженцам во временном  обустройстве в Российской Федерации;

- учет, регистрацию, прием  и временное размещение лиц, ходатайствующих  о признании их вынужденными  переселенцами, получивших статус  вынужденного переселенца, а также  оказание содействия вынужденным  переселенцам в обустройстве  на новом месте жительства  в Российской Федерации;

проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся в Российской Федерации;

а также другие полномочия.

В соответствии с п. 7. Положения о ФМС, в целях реализации своих полномочий ФМС России имеет право:

1) организовывать проведение  необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а  также научных исследований по  вопросам осуществления контроля  и надзора в установленной  сфере деятельности;

2) осуществлять функции  государственного заказчика и  организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный  ремонт объектов системы ФМС  России, а также жилищное строительство;

3) запрашивать и получать  в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений  по вопросам, относящимся к установленной  сфере деятельности;

4) привлекать в установленном  порядке для выработки решений  по вопросам, относящимся к установленной  сфере деятельности, научные и  иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной  основе;

5) образовывать в установленном  порядке самостоятельно и совместно  с другими федеральными органами  исполнительной власти совещательные  органы (советы, комиссии) для рассмотрения  вопросов, относящихся к установленной  сфере деятельности;

6) заключать гражданско-правовые  договоры.

 

 

    1. Актуальные вопросы паспортной системы в России

 

27 февраля 2013 г. на расширенной  коллегии Федеральной миграционной  службы Российской Федерации  по итогам работы за 2012 год  руководитель ФМС России К.О. Ромодановский  отметил: «В последние годы миграционная  политика становится важнейшим  фактором экономического, социального, политического и культурного  развития населения всего мира. Все это существенно повышает  роль и значение государственного  регулирования миграционных процессов».7

Каждое государство пытается управлять миграционными процессами, причем в нашей стране у управления проявляется свой специфический характер. Регулирование миграционных потоков в советское время осуществлялось преимущественно административными методами. Сегодня же в основе новой модели регулирования лежат методы квотирования и экономические методы. При этом особенно важно, что основное внимание стало уделяться внутренним экономическим проблемам территорий. При этом объектом воздействия выступает не миграция сама по себе, а та региональная система, в рамках которой совершается этот процесс. В эту систему включаются такие составляющие, как экономическая, социальная, демографическая и экологическая. При этом основное воздействие направляется на миграционное поведение населения и регулируется через его потребности.

Паспортная система России