Паспортная система в России в 18-20 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в последние годы в России произошли значительные общественно-политические и социально-экономические преобразования, которые охватывают и подразделения паспортно-визовой службы. В процессе ее реформирования научное и практическое значение имеет изучение истории формирования, функционирования паспортной службы. Весьма интересным с этой точки зрения является опыт организации паспортной системы Российского государства. Между тем в деятельности паспортной службы России находили отражение процессы, присущие государственному и общественному устройству Империи в целом. Отечественная паспортная система прошла большой исторический путь становления и развития, накопив значительный положительный и отрицательный опыт. Процесс эволюции паспортного ведомства основывается на целом ряде промежуточных этапов, каждому из которых соответствует та или иная государственная политика с присущими только ей характерными чертами и свойствами.

Предметом исследования является совокупность нормативно-правовых актов самодержавной России о документе, удостоверяющем личность, о свободе передвижения и выборе места жительства, о регистрационном учете населения, о выезде из Российской империи и въезде на ее территорию, о правовом положении иностранных граждан в России, о российском подданстве; формирование и особенности функционирования паспортной системы в XVIII - начале XX века.

      Цель – проследить пути становления, развития и правового         регулирования деятельности паспортной службы в России на основе       изучения отечественного дореволюционного законодательства,   историко-правовых источников, архивных и иных документальных материалов.

Основными задачами данной работы являются:

    1. изучение и обобщение законодательных документов, научных, архивных и иных источников;
    2. установление общих закономерностей, характерных для развития паспортной системы России в дооктябрьский период;
    3. определение этапов формирования структуры паспортного законодательства в изучаемый период;
    4. выявление позитивных и негативных сторон в организации паспортной системы.

Источниками исследования являются Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), Свод законов Российской империи (СЗ), Устав о паспортах и беглых в редакциях 1894 и 1903 года, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845), Высочайший указ «О паспортах внутри государства» 1903 года. В этих документах содержится богатый материал, характеризующий становление и функционирование паспортной системы России.

Методологические принципы работы:  объективность, историзм, всесторонность.

Методы исследования: описательный метод, который реализуется в приемах наблюдения, сопоставления, обобщения.

Теоретической основой данной работы  стали работы дореволюционных, советских и современных авторов, посвященные функционированию паспортной системы России В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Ю.Г. Галая, А.С. Дашичева, В.Ф. Дерюжинского, С.В. Кодана, И.Ю. Полякова, В.Б. Романовской, М.И. Сизикова, И.Т. Тарасова.

Структура работы. Данная работа состоит из введения; основной части, которая включает IV главы; заключения; списка литературы и приложения.

В Введении обосновывается актуальность выбранной темы, предмета исследования,  определяются цели и задачи работы, описывается методология и структура работы.

          В первой главе – «Предпосылки создания паспортной системы в России»  – мы рассматриваем, что послужило основой для создания паспортной системы в нашей стране, рассказываем о введении проезжих грамот, о направлениях, по которым государство осуществляло миграционный контроль в XVI – XVII веках.

          Во второй главе – «Установление паспортной системы в  России» – мы говорим о новых документах удостоверяющих личность,  о появившихся в XVIII веке проезжих, прохожих, прокормежных, пропускных письмах, о созданной паспортной системе и о усовершенствованиях, которые в ней успели произойти в XVIII веке.

В третьей главе – «Паспортное законодательство России XIX века»  –  говорится о появлении в 1803 году печатных паспортов, о мерах, которые государство применяло к тем, кто нарушал главное правило Устава, он гласит: никто не может отлучаться с места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта; о модернизации паспортной системы в XIX веке.

В четвертой  главе – «Паспортное законодательство XX века»  –  мы говорим о основном документе, регламентирующим процедуру паспортизации населения России, в первые годы XX века – "Уставе о паспортах", который был принят в 1903 году, о заграничных паспортах, приводим данные о въехавших и выехавших в и из России в определенные годы, рассказываем о паспортной системе в СССР.

В Заключении подведены выводы,  сделанные нами в ходе данной исследовательской работы, подведены итоги.

В  Приложении   представлен  образец паспорта 1910 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ ПАСПОРТНОЙ

СИСТЕМЫ В РОССИИ

Начало паспортной системы было положено в XV веке в  Германии в эпоху разложения натурального хозяйства, когда, с одной стороны, потребности экономического оборота  создали необходимость в свободе передвижения, а с другой стороны, необходимо было отделить ремесленников, торговцев, путешествующих с законной целью, от огромного числа нищих и бродяг, скитавшихся по Европе.

Что же касается русского государства, то паспортная система, зародившаяся в раннефеодальных условиях, развивалась по мере формирования крепостничества, расширения внутренней и внешней торговли, роста социальной напряженности, развития международных связей страны. Ее становление происходит в позднефеодальном государстве, когда отмеченные процессы достигают апогея, но сохраняется средневековый характер форм и методов властно-управленческой деятельности.

Только в XV столетии правительство начинает само наблюдать  за проезжающими в связи с опасностью причинения вреда государству, что и явилось основной причиной введения в России в XV - XVI столетиях «проезжих грамот».

Особенно строго оно применяло правила «проезжих  грамот» по отношению к тем  путешественникам, которые прибывали  в Россию из соседних стран, боясь  со стороны таких приезжих негативного влияния на местных жителей, что случалось нередко.

Развитие внутренней торговли и в этой связи неизбежный рост миграции населения, установление крепостничества и самовольные  уходы холопов от хозяев обусловили обязательное получение «проезжих грамот» на передвижение внутри страны, а также были введены «отпускные грамоты» для отпущенных на волю крепостных.

В XVI - XVII веках  в российском законодательстве постепенно складываются три основных направления, по которым государство осуществляло миграционный контроль:

- за передвижением  российских подданных внутри  страны;

- за въездом  и выездом российских подданных  за пределы государства;

- за въездом и выездом  иностранцев в Россию.

С середины XVI века русские  сами стали отправляться в государства Европы как по торговым, так и по служебным делам. Вследствие этого государство регламентирует порядок въезда и выезда за пределы России. Соборное уложение 1649 года законодательно закрепило практику оформления выезда за рубеж, проводимую ранее Посольским приказом, поскольку до этого не было специального законодательного акта, устанавливающего нормы, регулирующие пересечение границы государства.

До середины XVI века Россия, как и другие европейские государства, с большой неохотой пускала внутрь своих территорий иностранцев, подвергала их большим ограничениям в связи с предполагаемой опасностью причинения вреда государству. Это явилось основной причиной введения в России в XV-XVI столетиях института «проезжих грамот», напоминающих позднейшие паспорта. Мотивами их установления и обязательности их получения являлись политические соображения: «чтобы иностранцы не проведали русских дел», а также религиозные опасения: «чтобы они не внесли в русскую жизнь ереси и не совратили русских людей из православия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

УСТАНОВЛЕНИЕ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Постоянные, тяжелые кровопролитные войны, массовые мобилизации в армию и на флот, на принудительные работы по строительству  городов, промышленных предприятий, портов и судов, на обслуживание заводов и мануфактур, а также непосильные налоги, государственные и частные повинности в первой четверти XVIII века порождали дезертирство, массовые самовольные уходы крестьян и работных людей. Борьба с этим явлением постоянно ужесточалась. Введенный запрет на передвижение российского населения без специальных "проезжих", "прохожих", "покормежных", "пропускных" писем оказывался неэффективным.

В этот период времени появляются новые  документы, удостоверяющие личность гражданина, а жесткий контроль государства за передвижением населения привел к созданию паспортной системы. Купцам, как и прежде, выдавались проезжие грамоты. Военнослужащим, временно отпущенным со службы, выдавались "письменные отпуска", а уволенным со службы - "абшиды". Четкого различия между этими документами не делалось, для их названия уже в Артикуле воинском 1715 года как альтернативное употреблялось слово "ПАС" (от французского - PASSE - проход, пропуск).

Документом, удостоверяющим личность иностранцев, прибывших в Россию, а также  отъезжавших заграницу русских подданных, становится "пашпорт", иногда называемый также - "пас".

Для выдачи паспорта россиянину, состоявшему на службе, следовало представлять абшид, подписанный президентом соответствующей  коллегии. Заграничные паспорта выдавались в Коллегии иностранных дел.

Основным  государственным органом, который  вел учет населения и контролировал  его передвижение, стала полиция, для которой паспортное дело было одним из важнейших в ее многопрофильной  деятельности.

Созданная паспортная система постоянно использовалась для обеспечения сбора налогов и рекрутства.

Первые  документы - паспорта - фактически без  существенных изменений просуществовали  вплоть до февральской буржуазно-демократической  революции 1917 года.

Паспортная  система абсолютистского государства суживала возможности передвижения населения. Устанавливался порядок, при котором никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих властей:

  • "воеводам: гулящих людей без проезжих писем не пропускать" (Инструкция или Наказ 1714 года);
  • "не пропускать "без пашпортов" (впервые делается ссылка на паспорт) проезжающих людей" (Наказ Астраханскому воеводе, 1710 год);
  • Указом (1714 год) и Инструкцией (1719 год) вводилась обязательность "проезжих писем" или "пашпортов" для всех свободных жителей государства, отъезжающих в другие местности страны: "Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов или проезжих писем не ездили и не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо".

Петр I постоянно ужесточал преследование всех незанятых постоянным трудом и без достаточных оснований находившихся вне постоянного места жительства.

В законодательном  акте ("Пунтах") от 25 мая 1718 года, адресованных генерал-полицмейстеру, предписывалось "... Накрепко смотреть приезжих, какие люди...".

Домохозяева обязывались сообщать в полицию  о всяком вставшем к нему на постой. За утайку постояльцев или сообщение  неправильных сведений о них хозяевам угрожали ссылкой на галеры и конфискацией всего имущества. В тех же пунктах полиции предписывалось: "Всех гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые под видом, аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать". Трудоспособных нищих следовало определять на работу.

Сенатским Указом от 18 июня 1719 года каждому жителю Петербурга предписывалось подавать "ведомости" не только о вставших на постой, нанятых на работу или отъезжающих, но и о тех, кто пущен на ночлег "без свидетельств" или "без добрых по ним порук".

Указы (именные, сенатские) о преследовании  беглых при Петре I издавались часто. За первую четверть XVIII столетия исследователи насчитали таких указов 46, причем большая часть из них (30) была издана в первой половине 20-х годов, когда больше внимания уделялось внутренним проблемам.

Следует заметить, что и при Петре I документы, удостоверявшие личность, не были надежными и Петр I предписывал ужесточать преследование мигрирующих преступников, опасных для общества, путем клеймения. Например, у осужденных преступников, совершивших корыстные преступления, на лице выжигали (путем неоднократных натираний порохом) изображения орла, которое в 1705 году было заменено буквой "В" (Вор), у лиц, совершивших убийство, выжигали букву "У", для лжесвидетелей - букву "Л"... Применялось также обрезание ушей и вырывание ноздрей. Указом 1724 года предписывалось ноздри вынимать до кости, чтобы было заметнее. За использование подложных документов, удостоверяющих личность, виновные ссылались на каторжные работы.

Важнейшее значение в учете и документировании населения имел подписанный 6 июля 1724 года Петром I законодательный акт, имевший название "Плакат". Изданный в условиях катастрофического финансового положения страны, "Плакат" регулировал взимание подушной подати - налогового сбора с каждой мужской души, введенного вместо подворного обложения. С "Плакатом" справедливо связывают и установление паспортной системы для податного сельского населения.

С созданием  регулярной полиции важнейшей ее обязанностью стало наблюдение за населением, борьба с опасными для самодержавного строя элементами. Действенную помощь в этом оказывала паспортная система.

Кроме того, при Петре I широко использовались возможности переписи населения. Если в XVII веке единицей обложения был  двор, основной формой учета - подворные  переписи, то в начале XVIII века кроме подворных переписей, на отдельных территориях стали проводиться общегосударственные переписи (1710, 1716, 1717... гг.).

В этот период времени была пересмотрена налоговая  система: вместо обложения двора, перешли  к подушному обложению, единицей которого была мужская душа. Подушные переписи стали называть ревизиями податного населения в России, а подушные списки - ревизскими сказками.

Начало  государственных ревизий населения  было положено Указом Петра I от 26 ноября 1718 года. Всего было проведено десять ревизий: первая в 1719-27 гг., десятая - в 185 7-60 гг.

Ревизии, называвшиеся часто "народными переписями", были единственным источником сведений о населении страны на протяжении почти полутора веков.

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

ПАСПОРТНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ XIX ВЕКА

Указ 1803 года установил "печатные" паспорта (вместо рукописных) для купцов, мещан  и крестьян с целью борьбы с  использованием фальшивых паспортов  и участившимися случаями бегства  крестьян.

Домовладельцам  по-прежнему вменялось в обязанность  своевременно сообщать в полицию обо всех лицах, приезжающих в С.-Петербург и другие крупные города России и вселять в дома только при наличии паспортов. С начала 30-х годов и до конца XIX века основным законом, определяющим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся Устав о паспортах и беглых.

Главное правило  Устава (ст. 1) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного  жительства без узаконенного вида или  паспорта. Не служившие на государственной  службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.

В случае задержания лица с просроченным паспортом полиция, подвергнув задержанного в административном порядке аресту на двое-трое суток, высылала его к месту прописки. Если задержанный не имел узаконенного вида на жительство и ему не удавалось удостоверить свою личность, то с ним поступали как с бродягой. В дореволюционной России бродяжничество квалифицировалось как уголовное преступление и каралось ссылкой в Сибирь "на водворение" (ст. 950 Уложения о наказаниях).

В соответствии с  Уложением о наказаниях лицам, находящимся  под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости и указывались  места, в которых ранее судимый  не имел права появляться. В таком виде на жительство представлялся особый знак о судимости.

В Положении о  паспортах 1812 года был подробно регламентирован  порядок получения паспортов  крестьянами, отлучающимися для  торговли или работы в другие местности.

С 1809 года в Санкт-Петербурге и с 1816 года в Москве в составе городской полиции учреждаются адресные конторы. Все лица, работающие по найму в столицах, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там Пресный билет. Однако принимаемые меры были неэффективны, поскольку под воздействием развивавшихся капиталистических отношений феодальный строй России переживал глубокий кризис, который носил всеобщий характер, охватывал как экономическую, так и политическую жизнь страны. Стремясь задержать объективный ход исторического развития, сохранить незыблемость своего господства, царизм пошел на отмену крепостного права в Российской империи.

Отмена крепостного  права в 1861 году обусловила необходимость  реформ паспортной системы. Крестьяне  получили личную свободу и вышли из-под надзора помещика.

Для выработки предложений  по усовершенствованию паспортной системы  в 1869 году была учреждена паспортная комиссия под председательством  статс-секретаря Сольского, однако, предложения этой и создаваемых  позднее комиссий были реализованы только в 1895 году. В 70-е и 80-е годы XIX столетия в связи с ростом революционного движения в России усилился надзор полиции за населением.

Государственный Совет 8 июня 1894 года утвердил последнее Положение  о видах на жительство в Царской  России, которое также усилило роль паспорта как средства полицейского надзора.

С 1 января 1895 года в  соответствии с Положением о видах  на жительство началась выдача новых  по форме документов.

Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением из одной местности в другую, обеспечивал общий учет податных людей и контроль за сбором недоимок. Особого дохода от паспортизации страна не имела. В 1895 году доходы государства от выдачи видов на жительство составили несколько миллионов рублей. С 1897 года виды на жительство стали выдаваться бесплатно. Следует отметить, что впервые в России паспорта получили фискальное значение в 1763 году, когда было установлено взимание денежных сборов: с паспортов, выдаваемых на один год, десять копеек, двухгодовых - пятьдесят копеек, трехгодовых - один рубль.

Положение 1894 года, сохраняя основные принципы действующей паспортной системы, ввело ряд новых правил.

В соответствии со специальной инструкцией МВД, в случае нахождения лица вне места  своего постоянного проживания без  паспорта, полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства. Если это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.

Отменялась  уголовная ответственность за нарушение  паспортного режима.

По  Закону 1894 года особый (красный) знак не проставлялся, а "волчьи паспорта", как окрестил их народ, заменялись после окончания надзора на новые, без отметки о судимости. Однако эта замена могла быть произведена только с разрешения губернского начальства.

Введение  с 1895 года новой, менее жесткой паспортной системы, вытекало из требований жизни и отвечало, прежде всего, основным экономическим тенденциям государства.

Либерализация паспортного режима и усиление миграции населения с неизбежностью вели к возрастанию нагрузки на малочисленные территориальные органы полиции.

Принятое  Положение 1895 года разделило все  население империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко второй - мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий. Для второй группы предусматривалось три вида на жительство:

  • паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам и платежам. В них указывался годовой размер сборов. Полиция отбирала паспорта у тех, если их владельцы не уплачивали установочный сбор в срок);
  • паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц);
  • бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения). Они могли быть выданы и лицам моложе восемнадцати лет.

На  основании утвержденного положения  от 5 июня 1895 года была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи.

Первая  и единственная всеобщая перепись населения Российской империи проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года. В основе ее организации и программы был проект Семенова-Тян-Шанского. Учитывались три категории населения: наличное, постоянное (оседлое) и приписное. Перепись была проведена по принципу однодневной. По мнению исследователей, она считается наиболее достоверной о численности населения страны. Учета эмиграции Россия не вела и о ней можно судить только по иностранным источникам. В отношении же выезжающих за границу сохранились некоторые статистические сведения, которые позволяют дать количественную характеристику деятельности полиции Российской империи в этом направлении.

В 1867 году в Санкт-Петербурге более пяти тысяч  русских подданных получили паспорта для выезда заграницы. В этом же году в столице империи было прописано 12.375 иностранцев из 49-ти государств.

В 1885 году из России выехало 921,6 тысячи человек, а въехало более одного миллиона. Иностранцы стремились в Россию. На сто выехавших в 1885 году приходилось 122 въехавших иностранца. В последующие годы миграция из России постоянно увеличивалась.

Существовавший  в дореволюционной России порядок  выезда подданных заграницу был  аналогичен порядку в европейских  государствах и обеспечивал весьма широкую, хотя и контролируемую свободу передвижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV

ПАСПОРТНОЕ  ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО РОССИИ XX ВЕКА

Основным документом, регламентирующим процедуру паспортизации  населения России, в первые годы XX века был "Устав о паспортах", принятый в 1903 году. В соответствии с предписаниями Устава о паспортах лица, проживающие по месту постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта.

Под постоянным местом жительства понималось:

а) для дворян, купцов, чиновничества, почетных граждан  и разночинцев - место, где они имели недвижимое имущество или домашнее обзаведение, или были заняты по службе;

б) для мещан  и ремесленников - город или местечко, где они были причислены к мещанскому или ремесленному обществу;

в) для крестьян - сельское общество или волость, к которой они были приписаны.

На фабриках, заводах, мануфактурах и горных промыслах, на которые распространялось действие правил о надзоре за заведениями  фабрично-заводской промышленности, всем рабочим предписывалось иметь  паспорта, даже в случаях, когда предприятие находилось в месте постоянного жительства этих рабочих.

Отбывшие наказание  в исправительно - арестанских отделениях, тюрьмах и крепостях в соответствии с Уложением о наказаниях (в отдельных случаях по решению Особых Совещаниях при министре внутренних дел) находились под особым полицейским надзором. Этим лицам паспорта выдавались только с разрешения полиции, а в них делалась отметка о судимости владельца и производилась запись, ограничивающая места проживания.

Именной Высочайший Указ от 5 октября 1906 года отменил некоторые ограничения в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий. Указ (п. 5) предоставил сельским обывателям и лицам других бывших податных сословий свободу избрания места постоянного жительства на одинаковых, указанных в «Уставе о паспортах» основаниях с лицами других сословий. В то же время обеспечение паспортного режима внутри империи усугублялось значительными потоками лиц, выезжающими заграницу. Полиция выдавала всем желающим уехать заграницу свидетельства об отсутствии законных препятствий к отъезду, которое прикладывалось к прошению на имя губернатора.

Заграничные паспорта выдавались без промедления сроком на пять лет всем лицам старше двадцати лет. Контроль и учет за переездом  границы осуществлялся на таможне.

Прибывающие в  Россию иностранцы получали паспорт  сроком на один год с указанием  места проживания.

За период с 1897 года по 1906 год из империи выехало  около 5,5 мил. человек, в том числе 2,9 мил. русских подданных. За один только 1911 год из России выехало 10,6 мил человек, включая 7,2 млн. русских подданных.

Принятые в  Уставе о паспортах 1903 года изменения  и дополнения 1906-1909 гг. принципиально  не отличались от Положения. В то же время вводились ограничения  на поселение и получение документов как общего порядка (например, "черта оседлости" для еврейского населения, ограничения для цыган, запретная зона вокруг столиц и губернских округов), так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции.

В период первой мировой войны (1914-1918 гг.) Российское правительство ввело некоторые ограничения о выдаче паспортов, связанные с военными условиями. Пришедшее к власти в 1917 году буржуазное временное правительство отменило эти ограничения. Других изменений в регулировании паспортного режима оно не внесло, и Положение о видах на жительство 1894 года продолжало действовать до Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

После революции  процесс учета и миграции населения  России был сложным и длительным...

10 ноября 1917 года  Декрет ВЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство советских граждан. Это коренным образом изменило паспортный режим в стране.

Крушение Российской империи, революционные потрясения, мировая и гражданская войны вызвали перемещения больших масс населения, в том числе бывших военнообязанных, появление беженцев и эмигрантов. Для решения этих вопросов в составе НКВД РСФСР, комиссариатов по внутренним делам и исполкомов на местах были созданы иностранные отделы. Они совместно с Народным комиссариатом иностранных дел РСФСР вели работу по обеспечению учета и перемещению в свои страны указанных категорий граждан. Координировало эту деятельность Центральное эвакуационное управление (Центрэвак) при СНК РСФСР.

В этот же период НКВД РСФСР и НКИД РСФСР издали нормативные акты, регулирующие вопросы  въезда в Россию и выезда за границу. В их числе;

- Приказ НКВД  РСФСР № 89 (ноябрь, 1917 год) "О  выезде за границу граждан  воюющих с нами стран с места их постоянного жительства";

- Приказ НКИД  РСФСР (январь, 1918 год) "О правилах  въезда в Россию из-за границы  русских граждан";

- Циркулярное  письмо НКИД РСФСР № 91 (январь, 1918 год) "Правила въезда в Россию" и другие.

Паспортная система в России в 18-20 века