Паспортно-визовая система РФ

Оглавление 
 
 
 

 

    Введение

     Укрепление  законности, охрана прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности являются важнейшими задачами государственных органов Российской Федерации. Одним из способов их осуществления является паспортно-визовая система.

     Паспортная  система создаётся государством для учёта граждан и идентификации личности, что позволяет, по мере возможности, осуществлять управление происходящими в обществе процессами, эффективное планирование, рациональное распределение и перераспределение производительных сил, а также деятельность по предупреждению правонарушений и розыске лиц, их совершивших.

       При этом распространение терроризма  и доступность типографских средств  обычно заставляет государство усиливать защиту удостоверений личности путём введения дополнительных средств защиты или даже средств биометрического контроля1. Параллельно государство обычно усиливает контроль за регистрацией и перемещением граждан. В СМИ нередко эти действия характеризуются как антиконституционные, однако ни одна норма действующего законодательства при этом не нарушается.

     Целью данной курсовой работы является исследование понятия, социально-правового значения и современного правового регулирования паспортной системы Российской Федерации.

     Соответственно, задачами являются:

     1. Рассмотрение исторического обзора паспортной системы;

     2. Определение понятия паспортной системы в Российской Федерации;

     3.Рассмотрение порядка выдачи, замены и изъятия паспорта Российской Федерации.

 

  1. Исторический обзор паспортной системы
 

     Впервые паспортная система в России была введена в XIII столетии, когда в  новгородских летописях стали упоминаться  так называемые проезжие грамоты. С  развитием крепостного права  возникла необходимость ограничения передвижения значительной части населения внутри страны, поэтому были введены новые идентификационные документы личности - паспорта. Постепенно в Российской империи стала складываться стройная паспортная система, которая предусматривала установление полицейского контроля за проживанием и передвижением населения с введением ограничений для его отдельных категорий. Вопросы паспортной системы были урегулированы основными документами того периода - Положением о видах на жительство от 1893 г. и Уставом о Паспортах от 1895 года.

     Характерным моментом того периода было отсутствие единых правил паспортизации для  населения в целом. Требования "паспортизации" предъявлялись не всему населению, а отдельным его социальным слоям (купцы, мещане, ремесленники и т.д.). Предусматривалось несколько видов паспортов, которые выдавались в зависимости от размера сборов и платежей, взимаемых с их владельцев. Одним лишь схожим моментом для всех паспортных документов являлось единство содержащихся в них сведений - фамилия, имя, отчество, звание, время рождения или возраст, вероисповедание, род занятий и т.д.

     Одновременно  стала развиваться и система  выдачи разрешений на въезд и выезд  из Империи. Ее реализация осуществлялась Министерством внутренних дел.

     В 1918 г. паспортная система в России была ликвидирована. Декретом ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 года "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" было установлено единое общее гражданство республики. Но вскоре перед новой властью остро встала необходимость закрепления населения по месту жительства и введения контроля за передвижением граждан. 25 июня 1919 года принимается Декрет "О введении трудовых книжек в городах Москве и Петрограде", согласно которому все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовые книжки, служащие удостоверением личности на территории республики. Но трудовые книжки были введены не везде, а лишь в некоторых губерниях, что усложняло контроль за передвижением граждан из одной губернии в другую.

     В 1932 г. паспортная система была восстановлена с принятием Положения о паспортах2. В документах того периода отмечалось, что все граждане в возрасте 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, районных центрах, обязаны иметь паспорта. В местностях, где была введена паспортная система, паспорт стал основным документом, удостоверяющим личность. Выдавались паспорта органами милиции сроком на три года.

     С принятием  в 1974 г. Положения о  паспортной системе в СССР и до начала 90-х гг. произошла паспортизация  всего населения страны при одновременном сохранении роли паспортной системы как регулятора передвижения граждан по территории страны.

     Паспорта, действующие сейчас на территории России, введены Положением о паспорте гражданина РФ Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г3.

 

  1. Паспортная система Российской Федерации

     Паспортная  система РФ представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих паспорт  гражданина РФ в качестве основного  документа, удостоверяющего его  личность на территории РФ, а также  определяющая порядок выдачи, замены паспортов, регистрации граждан РФ и снятия их с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства4.

     Правовую  основу паспортной системы в настоящее  время составляет целый ряд нормативных  актов.

     В Конституции РФ5 закреплено право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства каждому, кто законно находится на территории России. Данное положение детализировано в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»6. В нем введены понятия места пребывания и места жительства (ст.2), указаны цели осуществления регистрационного учета (ст.3); основные правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства (ст.6-7), а также установлены некоторые другие важные положения.

     На  основе перечисленных нормативных  актов был принят ряд постановлений  Правительства РФ. Наибольшее значение для правового регулирования  паспортной системы имеют следующие постановления.

     Положение о паспорте гражданина Российской Федерации7, в котором установлены общие правила получения (ст.10), замены (ст.12), сдачи паспортов (ст.18-20); сведения, подлежащие внесению в паспорт (ст. 4-5), порядок их внесения и др.

     Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и ряд других существенных положений подробно регламентированы Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию8".

     Одним из основополагающих элементов паспортной системы является установление паспорта гражданина РФ в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на всей ее территории.

     В настоящее время паспортная система, как и любая другая система, состоит  из отдельных элементов (групп правовых норм). Их образуют:

  1. правовые нормы, устанавливающие содержание паспорта;
  2. нормы, определяющие порядок его выдачи и замены;
  3. правовые нормы, регулирующие порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства и снятия их с регистрационного учета9
  1. Содержание  паспорта

    Рассмотрим  первую группу норм.

    В соответствии с Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828 паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

    Бланки  паспорта изготавливаются по единому  для всей Российской Федерации образцу  и оформляются на русском языке. К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Федеральной миграционной службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

    В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место  рождения.

    В паспорте производятся отметки:

    - о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;

    - об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы;

    - о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.

    По  желанию гражданина в паспорте также  производятся отметки:

    - о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения;

    - об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами.

    Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью  территориального органа Федеральной миграционной службы.

    Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки  и записи, не предусмотренные настоящим  Положением.

    Паспорт, в который внесены сведения, отметки  или записи, не предусмотренные настоящим  Положением, является недействительным.

    Действие паспорта гражданина Российской Федерации таково:

    - от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;

    - от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;

    - от 45 лет - бессрочно.

    По  достижении гражданином (за исключением  военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

    Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока  военной службы по призыву.

    Контроль  за исполнением Положения осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы. Нарушение требований влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

  1. Порядок выдачи, замены и изъятия паспорта

    Вторую группу представляют нормы, определяющие порядок выдачи и замены паспортов.

    Выдача  и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной  миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту  обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

    Гражданин для получения паспорта обязан представить следующие документы:

    - заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой;

    - свидетельство о рождении;

    - две личные фотографии размером 35 x 45 мм.

    В случае невозможности представления  свидетельства о рождении паспорт  может быть выдан на основании  других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта (документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации).

    Замена  паспорта производится в следующих случаях:

     - достижение возраста, предусмотренного Положением о паспорте гражданина Российской Федерации;

     - изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (числе, месяце, году) и/или месте рождения;

    - изменение пола;

    - непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

    - обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Для замены паспорта гражданин представляет:

    - заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой;

    - паспорт, подлежащий замене;

    - две личные фотографии размером 35 x 45 мм;

    - документы, подтверждающие основания для замены паспорта.

    Граждане  для получения или замены паспорта представляют необходимые документы  и личные фотографии соответствующим  должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.

    Указанные должностные лица обязаны представить  в 3-дневный срок переданные гражданами документы и личные фотографии в территориальные органы Федеральной миграционной службы для оформления паспорта.

    Граждане  вправе также представлять необходимые  для получения или замены паспорта документы непосредственно в  территориальные органы Федеральной миграционной службы.

    В приеме документов и личных фотографий может быть отказано только в случае, если представлены не все необходимые  документы или если размер и количество личных фотографий не соответствуют  требованиям, предусмотренным Положением.

    Документы и личные фотографии для получения  или замены паспорта должны быть сданы  гражданином не позднее 30 дней после  наступления обстоятельств, указанных  в Положении.

    В случае обращения гражданина по вопросу  выдачи или замены паспорта по месту  жительства паспорт выдается ему в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы.

    В случае обращения гражданина по вопросу  выдачи или замены паспорта не по месту  жительства, а также в связи  с его утратой (похищением) паспорт выдается в 2-месячный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы.

    К обязанностям гражданина Положение  относит:

    - бережное хранение паспорта;

    - незамедлительное заявление об утрате паспорта в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

    - сдать найденный паспорт в  территориальный орган Федеральной миграционной службы или в органы внутренних дел. Органы внутренних дел направляют паспорт в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы.

 

  1. Изъятие паспорта

    Согласно  указанному выше Положению запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Положение предусматривает следующие 3 случая.

    В случае прекращения гражданства необходимо сдать паспорт в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту жительства или месту пребывания, а лицо, проживающие за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальный орган Федеральной миграционной службы по последнему месту жительства или месту пребывания этого лица на территории Российской Федерации.

    Паспорт умершего гражданина необходимо сдать в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту регистрации смерти. Паспорт гражданина, умершего за пределами Российской Федерации, сдается в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации для последующего направления его в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы на территории Российской Федерации.

    Паспорт лица, заключенного под стражу или  осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица.

    При освобождении из-под стражи или отбытии  наказания в виде лишения свободы  паспорт возвращается гражданину.

    Ст. 18 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию10"  предусматривает еще такой случай.

    В случае, если выезд из Российской Федерации  гражданина Российской Федерации ограничен  в связи с тем, что лицо:

    - является подозреваемым либо  привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

    - осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания  или до освобождения от наказания;

    - уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

    его паспорт подлежит изъятию уполномоченными  органами и направляется в государственный  орган, осуществивший выдачу паспорта.

    Изъятие паспорта гражданина Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в данной статье, осуществляется судом, органами прокуратуры, органами внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, пограничными органами федеральной службы безопасности и таможенными органами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации.

    Пункт 80 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации11 также устанавливает, что изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятие должностными лицами паспортов в залог запрещаются.

    Паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт.

    Гражданину  выдается акт об изъятии паспорта. В акте указывается: дата, место, должность и фамилия лица, составившего акт, фамилия, имя и отчество лица, которому оформлен паспорт, серия и номер изымаемого паспорта и причина его изъятия. Акт подписывается лицом, его составившим, и утверждается начальником органа внутренних дел Российской Федерации или руководителем подразделения.

    Пункт 83 устанавливает, что паспорта могут находиться на временном хранении у администрации лечебных учреждений при поступлении граждан на лечение в психиатрические стационары. Администрация лечебного учреждения обязана обеспечить хранение паспортов указанных граждан.

             

 

  1. Административно-правовые последствия изъятия  российских паспортов

       В  настоящее  время  российский  паспорт  не  только удостоверяет гражданство, но выполняет и иные функции.

         Статья 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации12» устанавливает,  что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

       Так, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

       а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

       б) дипломатическим паспортом;

       в) служебным паспортом;

       г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка) 13;

       д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим  о наличии гражданства Российской Федерации;

       е) свидетельством о рождении, в которое  внесены сведения о гражданстве  Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя;

       ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства  Российской Федерации, проставленной  должностным лицом полномочного органа14.

       Тем самым закон устанавливает прямую  зависимость  между гражданством России и наличием паспорта как документа,  подтверждающего гражданство Российской Федерации. Закон не определяет  паспорт  гражданина  Российской Федерации как единственный документ,  удостоверяющий  личность гражданина, предписывая разработку отдельного   федерального   закона   о   видах   основных  документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

       Закон   о  видах  основных  документов,  удостоверяющих  личность гражданина  Российской  Федерации,  до настоящего времени не принят. Следовательно, паспорт  гражданина  Российской  Федерации служит документом,  удостоверяющим  как  личность  предъявителя,  так  и  его принадлежность к гражданству.

       Определением  Кассационной  коллегии  Верховного  Суда Российской  Федерации  от 17.08.2006 № КАС06-30015, установили, что "нормы об изъятии    ненадлежащего    паспорта,   не   являющегося   документом, удостоверяющим  гражданство Российской Федерации, не затрагивают права и   свободы   гражданина,   гарантированные   Конституцией  Российской Федерации,  законами  и  другими  нормативными  актами". Такая позиция Кассационной   коллегии  Верховного  Суда  Российской  Федерации  явно расходится  со  следующей оценкой Европейского Суда по правам человека по делу "Смирнова против России" (Жалобы № 46133/99 и 48183/99)16:  "Суд считает установленным,  что в своей повседневной  жизни российские  граждане  должны  удостоверять  свою  личность... даже при реализации  таких...  задач,  как  обмен валюты или покупка билетов на поезд.  Внутренний  паспорт  также необходим и для реализации жизненно более  важных  потребностей, например, для поиска работы или получения медицинского    обслуживания.    Следовательно,    лишение    паспорта представляет   собой  продолжительное  вмешательство  в  личную  жизнь заявительницы".

       Таким  образом,  речь,  очевидно,  должна  идти только о том, что выданный   государственными   органами  с  нарушениями  установленного порядка  паспорт  может  быть  признан  ненадлежащим  только  в  части определения   принадлежности   к   гражданству  Российской  Федерации, поскольку  подлинность иных занесенных в него сведений не подвергается сомнению и не оспаривается. 

Паспортно-визовая система РФ